Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Успешное публичное выступление: пример текста. Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

День добрый, дорогой друг!

Динамика улучшений в автотранспортном цехе, в рассказе Михаила Жванецкого, — не может не впечатлить. «Наш цех хронически отставал, теперь он хронически обгоняет...». Помните?) Секретом своих успехов автотранспортники не поделились, поэтому пойдем своим путем. Сегодня на повестке дня — навыки публичных выступлений.

Прямо скажу, ощущения того, что открыл Америку, не возникло. Не я первый, не я последний, кого посещают такие мысли. Более того, об этом задумывался каждый из вас, я в этом уверен.

Вопрос скорее в другом - «что, как и когда?».

Навык переговоров формируется заключается не столько подготовкой к ним, сколько умением «выстоять» на всех стадиях переговорного процесса.

Когда Михаил Ботвинник стал чемпионом мира по шахматам, он все равно каждый день по 6 часов тренировал «основные удары».

Для себя «основными ударами» при переговорах я обозначил:

  1. развитие уверенности,
  2. управление эмоциями,
  3. навык публичного выступления
  4. расширение «ассортимента» переговорных приемов
  5. терпение

Сегодня о пункте №3. Хотя все они взаимосвязаны между собой.

Навык выступления перед аудиторией

Когда уже закончил, пригласили на тусовку для следующего потока. Позвали на сцену… далее, вы уже догадались: «Слово предоставляется одному из лучших выпускников…».

Услышав свою фамилию, я опешил. Полагаю, вид у меня был, как у Кисы Воробьянинова после аукциона стульев. Разве, что не шлепал себя ушами по щекам.

Что говорил — не помню, самому казалось, — что бред, друзья говорили: Все по делу, но голос неуверенный.

Потом я начал соглашаться проводить лекции, публичные занятия у себя на работе, постепенно втянулся, даже нравиться стало.

Причины страхов

Причина страха выступления перед аудиторией — генетическая, доставшаяся нам от прародителей.

Мы боимся высоты. Потому, что предки в течение падали с высоты и погибали. То же самое со змеями, пауками и другими гадами, ибо от их укусов наши предки также были как минимум, — не в восторге.

Наша генетическая память подсказывает: если перед нами группа людей — это войско , враждебно настроенное и мы в опасности.

Кстати, выступая на улице, под открытым небом, волнения меньше, чем в замкнутом помещении. Опять же историческая память. В замкнутом пространстве можно стать легкой добычей. Клаустрофобия, короче.

Отчасти этот страх имеет сексуальную природу. Многие женщины инстинктивно поправляют прическу, когда в зале находятся мужчины. Не то чтобы с целью понравиться, просто инстинкт берет свое.

Как и выработке любого другого навыка главное практика и обратная связь. Но это дело времени. А пока позволю себе дать несколько советов:

1. Чтение вслух и проговаривание текстов вслух . Важно привыкнуть к своему голосу, чтобы не вздрагивать после того, как начал говорить: «О боже, я уже выступаю, какой кошмар!».

2.Важно развить хорошую дикцию.

А) Например, вы едете в машине. Возьмите, к примеру, пробку от винной бутылки и вставьте между зубов. Включите радио и повторяйте за диктором. Старайтесь говорить громко, четко. Пятнадцать минут тренировки туда и обратно по дороге на работу и через месяц-другой удивленная фраза «Ужас, это я так говорю?», — будет уже не про вас.

Б) Ведите дневник. Через некоорое время появится привычка структурировать свои мысли, которая автоматически сформирует и вашу речь. Она станет более лаконичной и по делу, без воды.

3. Поддерживайте контакт глазами с аудиторией или собеседником . Бегание глазами по стенам и потолку помещения не вызывает доверия ни при переговорах, ни при публичном выступлении.

4. Не думайте куда девать руки. Руки подключатся когда надо, если вы фокусируетесь на мыслях. штука полезная, но она должна быть естественной. Обычно достаточно одной руки, чтобы подчеркивать ход мысли. Жесты двумя руками — только для очень важных слов.

5. Не следует зубрить вашу речь . Текст по памяти — все равно, что чтение по бумажке. Хорошо продумайте начало и концовку. Остальное — достаточно тезисов.

И в заключение . Даже самые лучшие советы не заменит практики. Общение - не что иное, как набор привычек.

Важно сформировать привычку вести себя естественно в общении, как один на один, так и перед публикой. Иначе из вас полезет совсем не тот поток мыслей, что вы хотите донести.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Докоммуникативная фаза

1.2 Коммуникативная фаза

Глава 2. Ораторская речь

2.3 Коммуникативное состояние говорящего

Заключение

Список литературы

Введение

Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее - болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.

Существуют следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе менеджера:

· Умение вести деловую беседу;

· Умение проводить совещания;

· Умение выступать публично;

· Умение вести переговоры.

И, наоборот, отсутствие умений, навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры менеджера ставят под вопрос успешную работу и его самого, и его подчиненных.

Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого менеджера, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Глава 1. Этапы публичного выступления

Если вы решили выступать перед публикой с какой-либо речью, необходимо для начала знать основные этапы выступления, знать, что представляет собой каждый момент произнесения речи. Сперва будет приведена общая характеристика этапов, затем чуть ниже поэтапно будут описаны требования к выступающему перед аудиторией.

1. Подготовка - (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

2. Вхождение в контакт - важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

3. Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

4. Поддержание внимания - к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

5. Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

6. Завершение выступления - это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.

Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению, которая является не менее ответственным, чем последующие. А все остальные - коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией.

1.1 Докоммуникативная фаза

Никто не может полностью застраховаться от ошибок, тем более если выступающий - новичок в этом деле. Однако количество допускаемых промахов можно снизить до минимума, если придерживаться определенных правил. Эти правила единовременно выработать в себе нельзя. Здесь поможет только практика. Но знать их должен любой, кто стремиться научиться эффективно выступать перед публикой. Данные правила являются общепринятыми, поэтому они просты в использовании и не подведут при правильном их употреблении.

Определение темы и цели выступления.

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Ниже приведены практические советы при подготовке к публичному выступлению:

· Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

· Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

· Произнесите речь несколько раз вслух, чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

· Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Оценка аудитории и обстановки

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее.

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе;

Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Перед выступлением очень важно установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Следующий этап публичного выступления - вхождение в контакт. Он предполагает установление психологического контакта оратора с аудиторией до начала произнесения речи. Данный период длится не долго, однако от его успешности зависит вся речь выступающего. Если отнестись к установлению контакта легкомысленно, то велика вероятность полного провала выступления.

При этом очень значительную роль играет невербальные средства воздействия на аудиторию. Это: жесты, мимика, взгляд, поза оратора, его внешний вид и т.д. Именно данным аспектам необходимо уделить особое внимание, чтобы произвести на слушателей максимально благоприятное впечатление.

Как известно первое и достаточно стойкое внешнее представление о человеке складывается за первые 90 секунд. Поэтому в этот период времени оратору нужно произвести впечатление о себе, как об уверенном в себе, а значит и опытном, компетентном человеке. Существуют приемы, с помощью которых можно легко добиться заданной цели.

Поза и мимика

1. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

2. Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени.

3. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью -- попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами.

4. Внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Визуальный контакт усиливает влияние оратора на аудиторию. Психологи считают, что взаимный контакт установлен, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени выступления, а менее 1/3 - свидетельствует об отсутствии заинтересованности.

5. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку.

Чрезмерная жестикуляция, расхаживания по аудитории, постукивание пальцами по трибуне выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям.

Одежда и прическа

В отношении одежды выступающего существует несколько общепринятых правил, соблюдение которых обязательно для тех, кто хочет произвести впечатление современного культурного человека. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Одежда влияет на успех или неуспех.

Беспорядок в одежде и прическе говорят о неуважении человека к самому себе и окружающим. Однако следует знать и о другой крайности - «крикливая» и презентационная одежда, чрезмерное использование украшении, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме того, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от общего выступления. Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Итак, чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, непринужденной, открытой позой, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды.

1.2 Коммуникативная фаза

Следующий этап - концентрация и удержание внимания. Он заключается в непосредственном произнесении речи оратором. Здесь важно учитывать невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания.

Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно.

Воизбежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления, так как способность к запоминанию информации очень ограничена.

2. Экспериментируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи, суть которой заключается в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся.

3. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются.

4. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами.

5. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления.

6. Известно, что обращение к аудитории создает более доверительный контекст взаимного контакта выступающего и слушателей.. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

7. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном.

8. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать -- чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано.

9. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности.

10. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

11. Не считайте аудиторию глупее вас. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание.

12. Не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное оратором.

К приемам аргументации следует прибегать в том случае, если мнения слушателей и выступающего человека не сошлись. Поведение оратора в данной ситуации отражает его воспитанность и знание основ этики. Даже если речь была яркой, интересной и выразительной, а сам оратор вызывал у публики только положительные реакции, то при возникновении конфликтной ситуации он может испортить все впечатление о себе незнанием основных правил поведения с оппонентом.

Опытные ораторы рекомендуют избегать подобных столкновении во мнениях с аудиторией. Однако никто не застрахован от неожиданной реплики одного из слушающих. Ситуация может накалиться, если оппонент настроен агрессивно по отношению к оратору. Это так же может являться преднамеренной уловкой, чтобы сбить выступающего с толку. Но оратор, знающий и умеющий себя контролировать в подобной ситуации, вызовет только уважение оппонентов.

При возникновении противоречии между выступающим и публикой или отдельным оппонентом, - это вежливость и толерантное отношение к противоположному мнению. При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае нельзя давить на противника. Это лишь усугубит и без того накаленную ситуацию. Лучше искренне улыбнуться и показать тем самым свою уверенность в себе и в своем мнении.

Последний этап в публичном выступлении - это его завершение, так же требующий предварительной подготовки. Здесь важно помнить пословицу: «конец - делу венец». Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших сторонников. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Глава 2. Ораторская речь

2.1 Правила построения ораторской речи и логические законы

Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

* Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

* Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

* Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т. п.

* В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

3. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое - необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем - его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности. Так, на основе закона непротиворечия может быть сформулировано правило: не использовать противоречивые высказывания. Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики.

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Система аргументации включает в себя «способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая идеологией, пропагандой и искусством и др.». Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными.

2.2 Этика ораторского выступления

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора -- его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

3. Коммуникативное состояние говорящего

Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его.

Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

· Запретить себе думать о посторонних вещах.

· Сосредоточить свое внимание на слушателях.

· Внимательно следить за их реакцией.

· Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

· Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

· Понимать, что публичное выступление - это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

Заключение

Итак, в данной работе описаны основные правила и приемы публичного выступления. Структура изложения данных аспектов представлена в соответствии с этапами публичного выступления:

1. Подготовка к выступлению. Здесь необходимо: во-первых, обдумать тему речи, его основные тезисы и структуру; во-вторых, прорепетировать; в-третьих, желательно заранее узнать аудиторию, в которой предстоит выступать. Все это даст возможность оратору чувствовать себя более уверенно при непосредственном выступлении.

2. Вхождение в контакт. Чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды.

3. Концентрация и поддерживание внимания слушателей. Для того, чтобы поддерживать внимание аудитории, оратор должен: говорить выразительно; делать паузы; следить за реакцией слушателей на его информацию. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное вначале внимание будет быстро потеряно.

4. Аргументация и убеждение. При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае нельзя давить на противника. Это лишь усугубит и без того накаленную ситуацию. Лучше искренне улыбнуться и показать тем самым свою уверенность в себе и в своем мнении.

5. Завершение выступления. Здесь важно повторить основные мысли выступления. Так же обязательно выразить аудитории благодарность за внимание, готовность ответить на возникшие вопросы.

Однако сразу овладеть этими правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не зря Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите в совершенстве овладеть ораторским искусством, то практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!» Думаю, этот совет наиболее действенный, так как способствует приобретению опыта.

публичный выступление этика ораторский

Список литературы

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2003.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Минск, 2001.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Самара: АВС, 2001.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. - М.: Инфра, 2006.

5. Кузнецов И.Н. Деловой этикет, деловое общение. - М., 2006

6. Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2008.

7. Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. - Минск, 2000

8. Титова Л.Г. Деловое общение. Теория, практика, технологии. - М.: Юнити, 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2011

    Слушание как вид деятельности, эффективность речевой коммуникации и взаимопонимание. Факторы эффективности слухового восприятия и слушания публичного выступления. Цель, задачи, прогнозируемые результаты и коммуникативная компетенция участников общения.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие, структура и функции (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) делового общения. Этические и культурные требования, этапы подготовки и проведения публичного выступления. Установление контакта с аудиторией. Поза, жесты и мимика оратора.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основные правила и принципы публичного выступления. Одежда и внешний вид. Хорошие манеры. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза, жесты. Непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Как подготовить и провести выступление.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2004

    Общие принципы современных деловых отношений. Условия успешного проведения совещания и публичного выступления. Основные положения теории "человеческих отношений". Этические нормы, используемые в деловом общении с подчиненными, коллегами и руководителем.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Психологические аспекты переговорного процесса. Причины ведения спора подчиненных с руководителями. Основные положения методики эффективного слушания Атватера. Психологические основы публичного выступления. Основные принципы ведения делового спора.

    презентация , добавлен 06.01.2017

    Родоначальник философского экзистенцианализма. Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр. Выступления мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма. Буржуазная теория "искусство для искусства". Выражение эстетических взглядов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Деловое общение: структура, уровни, виды; функции: коммуникативная, невербальная, интерактивная, перцептивная. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории, этапы подготовки, способы установления контакта со слушателями; анализ речи.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Правила и приемы формирования положительного имиджа делового человека, связанные с речевым поведением. Вербальный имидж делового человека, как результат речевой самопрезентации. Правила подготовки публичной речи. Роль языка жестов в деловом общении.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Сущность и принципы делового общения - общения партнеров по бизнесу и руководителей с подчиненными в процессе их профессиональной деятельности. Этика как залог эффективности управленческой деятельности. Отношение руководителей и подчиненных в ОАО "ВТБ24".

Умение публично выступать – неотъемлемый навык любого предпринимателя. Это пригодится и для выступлений на конференциях, и для питчинга инвесторов, и для привлечения новых клиентов и партнеров. С чего начать подготовку, как управлять вниманием слушателя и перебороть страх выхода на сцену, рассказал преподаватель риторики и техники речи в «Школе Красноречия» Александр Заёма.

Готовьтесь к выступлению

Перед тем как приступить к подготовке содержания, ответьте себе на три вопроса:

  1. Какова моя цель?
  2. Кто моя аудитория?
  3. Что я ей хочу сказать?

Из ответов мы формулируем ключевое сообщение, выстраиваем
структуру и логику, определяемся со стратегией поведения.
Структурируя речь, следует помнить о классической схеме: вступление,
основная часть, завершение. Лучше всего из выступления запоминается
начало и концовка, поэтому им нужно уделить особенное внимание.
В подготовке наполнения речи можно выделить два
подхода: писать текст полностью или тезисами. «Я рекомендую готовиться по тезисам, не заучивая текст: это дает больше свободы и гибкости» - советует Александр.

Следующий пункт - репетиция и контроль за поведением. Поведение докладчика во время выступления формирует отношение лично к нему и к тому, что он говорит. Слушатели постоянно сверяют то, как человек себя ведёт, с тем, что он говорит. Если видны несоответствия - спикеру не доверяют.

Чтобы понять, соответствует ли поведение содержанию, Александр советует записывать репетиции на видео, анализировать их и исправлять ошибки. Смотреть стоит на две составляющие: содержательную и поведенческую.

Главное - не расстраиваться, просматривая и слушая свои записи.

Часто ожидания спикера не соответствуют тому, что о нем думает аудитория. Лучше дать послушать запись кому-то и собрать обратную связь. Главное - быть понятным и приятным для аудитории, а не только для самого себя.

Следите за телом и словами

Алан Пиз, автор книги «Язык телодвижений», говорил: «Человек врёт на языке слов, но выдает себя на языке жестов, на которые не обращает внимания» . Важно, чтобы поза, жесты и лицо отражали и усиливали то, что мы говорим. Держать осанку, поддерживать зрительный контакт, использовать руки - это и красиво, и эффективно. Речь должна быть чёткой и чистой: от «эээ», «ммм», «ааа» следует избавиться.

Пример хорошего выступления - рассказ Нилофер Мерчант о сидячем образе жизни на конференции TED. Во-первых, рассказ структурирован: Мерчант плавно погружает зрителей в проблему, дополняет это личной историей и показывает выход из ситуации. Во-вторых, тема её доклада - подвижность - соответствует её поведению на сцене: она активно жестикулирует и не стоит на одном месте.

Не боритесь со страхом

Нужно научиться договариваться с этим страхом, контролировать его и управлять им.

Побороть страх публичных выступлений - это утопия.

«Я выступаю на сцене уже 15 лет, но страх перед выступлением до сих пор побороть не удалось. Всё так же испытываю страх, мандраж, тремор. Другое дело, что аудитория этого не видит» - говорит Александр. Нужно думать о том, как не показать страх аудитории. Ведь, по большому счёту, мы боимся не страха, а того, что наш страх увидят зрители.

Отсюда совет - не показывать аудитории страха. Чистая речь, сильный, активный голос, разнообразие интонаций, качественные жесты, ровная спина, плотный зрительный контакт, движение - всё это даёт понять, что человек чувствует себя свободно, комфортно и уверенно. Вряд ли кто-то подумает, что такому человеку страшно.

Используйте контрасты

Чтобы внимание удержать, его нужно сначала заполучить. Нужно дать аудитории понять, что она важна и интересна. Сложно бороться за внимание с телевидением и гаджетами, но всё-таки можно. Для этого нужно посмотреть, как это делают в телевизоре.

Почему люди могут часами смотреть в экран? Всё дело - в разнообразии и контрастах, их нужно перенести в свою речь. Контраст как с точки зрения тела и речи, так и с точки зрения наполнения. Разнообразие поз, мимики, жестов, контента. Микс вдумчивого и весёлого.

Достаточно посмотреть хороший фильм или сериал: там за одну серию ты можешь и поплакать, и посмеяться, и возлюбить, и люто возненавидеть. Зрителя постоянно кидает из одного состояния в другое: это позволяет удерживать внимание аудитории.

Помните о цели выступления

Ошибок много, но чаще всего они сводятся к одной - спикер слишком увлечен собой или своим докладом, но не аудиторией. Такой спикер может бубнить под нос, смотреть в пол, сверлить взглядом презентацию. Кажется, что он делает это всё не для зрителей. Такие доклады перестают быть интересными в первые несколько минут.

Причина этой ошибки - отсутствие цели или её подмена. Есть разница между целью «донести информацию» и «убедить, заинтересовать, вдохновить, продать».

Большей части ошибок можно избежать, если более внимательно относиться к общечеловеческим принципам общения. Мы часто не знаем, как мы выглядим или звучим. Редко используем видеокамеру, не записываем голос на диктофон. Поэтому помимо тренингов, семинаров и других событий лучше разобраться с тем, как мы звучим и выглядим в кадре.

Используйте шутки

Сейчас в образовании популярна концепция Edutainment (от слов «education» и «entertainment»): даже к серьёзным вопросам, типа обучения, люди хотят подходить с расслабленностью и лёгкостью. Поэтому шутить необходимо, даже если выступление не юмористическое.

Один из способов повысить вероятность удачной шутки - тренироваться. Например, чаще рассказывать анекдоты. Шутки лучше заготавливать перед выступлением: для аудитории это будет выглядеть хорошим экспромтом.

Здесь писатель и радиоведущая Селеста Хэдли дает полезные советы о том, как стать хорошим собеседником. Отвлечься и заскучать не получится: доклад Селесты сплетён из жизненных историй, личного опыта и, конечно, шуток.

Понравился текст? Здесь мы рассказываем, что думаем о материалах и делимся личными историями: наш Telegram-канал и страницы редакторов

Инструкция

Тщательно и ответственно подготовьте речь. Запишите ее на бумаге, чтобы не упустить самого важного. Лучше подготовить текст заранее, чтобы иметь возможность перечитать и скорректировать его. Речь должна быть простой, понятной и интересной. Старайтесь использовать яркие эпитеты и , чтобы заинтересовать людей.

Теперь начните борьбу со своим страхом. В первую очередь осознайте, даже если выступление провалится, с вами не случится ничего плохого. Вас не убьют, не покалечат, не уволят, не забросают яйцами. Следовательно, бояться абсолютно нечего.

Запомните, людям свойственно ошибаться. И даже если вы скажете что-нибудь не то, публика лояльно отнесется к этому. Чтобы избежать и этого мелкого конфуза, выучите речь наизусть.

Подумайте, сколько преимуществ даст вам это выступление. Поставьте перед собой конкретную цель. Например, вы будете выступать, чтобы победить на выборах. Или ваша речь поможет претворить в жизнь вашу идею. Если глобальных целей не найдено, подумайте о том, что это выступление поможет перебороть ваш страх.

Не думайте о том, что это публичное выступление. Пусть это будет просто очередной задачей, которую нужно выполнить. Относитесь ко всему проще.

Перед мероприятием не забудьте привести себя в порядок. Это сделает вас более уверенным в себе, а публику более лояльной. Причешитесь, поправьте макияж, погладьте одежду, удалите пыль с обуви.

Прорепетируйте свою речь перед зеркалом или перед родственниками. Сделать это лучше несколько раз. Вы должны понять, насколько это просто. Не только проговорите речь, но и продумайте позу, жестикуляцию, чтобы ваше выступление выглядело органично.

Когда вы будете находиться перед публикой, представьте, что вы спите и видите сон, которым можно управлять. Это решит большинство ваших проблем. Ведь вы начнете ощущать себя более спокойно и просто. Нет публики, нет сцены, есть просто сон, в котором вы главный. Как вы захотите, так и будет. Вы сможете блестяще выступить, убедить людей в своей правоте. Такой простой аутотренинг поможет вам раскрепоститься, стать более уверенным в своих силах.

Обратите внимание

Перед выступлением не употребляйте никаких успокоительных веществ, это может только ухудшить ситуацию.

Полезный совет

Во время выступления найдите одного человека. Представьте, что он ваш друг, и рассказываете ему свой текст.

Источники:

  • Как выступать уверенно и не бояться этого
  • как не боятся выступать перед публикой

Перед первым публичным выступлением человек неизбежно испытывает волнение. У одних людей это выражается в чувстве легкой тревоги, другие могут испытывать настоящую панику.

Инструкция

Успех выступления зависит от твердого знания материала, который вы собираетесь излагать. Выучите все и повторите несколько раз перед зеркалом, перед друзьями или членами семьи. Начните преодолевать страх на небольших аудиториях. После нескольких тренировок почувствуете определенную уверенность в том, что сможете успешно выступить и перед незнакомыми людьми .

Дайте себе право на ошибку. Люди несовершенны, и вы не исключение. Аудитория практически всегда положительно настроена на восприятие оратора. Поэтому даже если вы ошибетесь и что-то перепутаете, вас никто не выгонит и не осудит. Представьте, что вы убегаете из зала под свист и улюлюканье слушателей. Это смешно, нереально и совсем не страшно.

Похожие публикации