Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Тема познание задания уровня а

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта

3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания 2) мифологического знания

3) эмпирического знания 4)научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

А Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием

Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания

3) рационального мышления 4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология 2) политология 3) философия 4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3)понятием

4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

2) правоведение

3) социология

4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

Ответ: ____________________.
В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства - это...».

Ответ: ____________________ .


ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... - это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________ .


В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ___________________ .
В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется... к данной деятельности.

Ответ: ________________________.


В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Ответ:

1

2

3

4

5

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: __________________________ .

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание - это... отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека».

Ответ: _______________________ .

B10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...».

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется.. ♦».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...».

Ответ:__________________________________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

Ответ:__________________________________________________

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания. С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1)0 каком познании ведет речь Гете?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

1. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек ». (М.В. Ломоносов)

Тема 3. Познание

УРОВЕНЬ А


задания

Верный ответ

1

1

2

4

3

3

4

3

5

3

6

2

7

2

8

4

9

3

10

2

11

1

12

3

13

1

14

3

15

4

16

2

17

3

18

4

19

3

20

4

21

3

22

1

23

4

24

1

25

2

26

3

27

3

28

4

29

1

30

1

УРОВЕНЬ В

задания

Верный ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

1- А; 2 - 3;3 - Б; 4 - Ж; 5 - Е; 6 - Г; 7 - В; 8 - Д

7

1- А; 2 - В; 3 - Б; 4 - Б; 5 - А

8

3, 4, 5, 6

9

Активное

10

Аналогия

11

Умозаключение

12

По аналогии

13

Ценностное

УРОВЕНЬ С

С1. Правильный ответ:

ощущения;

восприятие;

представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

Сб. Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло но­вых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и зако­ны развития общества. Так, недооценка социологической науки в со­ветский период развития нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования

экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки

зрения.


3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция - понятие многозначное, его основные значения - идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество - постиндустриальное, техногенное.

С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминае­мые в тексте:

Обыденное (повседневное);

Философское;

Средствами искусства;

Научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного по­знания:

Использование специальных методов;

Сбор систематической информации;

Доказательность;

Проверка и перепроверка полученных данных

Недостаточная доказательность ненаучного познанця;

Возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

Экспериментальный метод и метод корреляции;

В рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблю­дение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

Выдвижение гипотез;

Построение теорий.

Тестовый контроль по теме: « Сознание и познание».
Часть А. Вариант 1.

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A3. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

власти изучает

1)экономика

2)социология

3)культурология

4)политология

A4. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

что существуют явления, недоступные для практического

воздействия на них.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A5. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A6. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –

является результатом

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

А7. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены

экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

представлениям людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А8. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:


  1. представлениями

  2. ощущениями

  3. гипотезами

  4. понятиями
А9. Рациональное - это познание :

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

А10. Возможность получения истинного знания отрицается:


  1. философами

  2. социологами

  3. агностиками

  4. духовенством
А11. Отражение общих и существенных признаков называется:

  1. сознанием

  2. суждением

  3. понятием

  4. ощущением
А12. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение
3)аналогия

4) описание

Задания части В

В1. Вставьте пропущенное слово: «… - это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А7. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А8. Верны ли следующие суждения о практике ?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А9. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и

явления.


Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

теория - эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А10. Критериями истины являются:


  1. опыт, практика

  2. мнение руководства

  3. соответствие господствующему в обществе учению

  4. соответствие законам логики
А11. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

  1. ощущение, восприятие, представление

  2. понятие, представление, умозаключение

  3. понятие, суждение, умозаключение

  4. представление, суждение, ощущение
А12. И чувственное, и рациональное познание

  1. направлены на поиск истины

  2. опираются на представления о предмете

  3. начинаются с субъективных ощущений

  4. отражают существенные свойства предмета
Задания части В.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий»

Ответ: ________________________________________

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться , трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

Ответ: __________________________________

Ответы

Тема. 15. Представления

Вопросы:

1.Общая характеристика представлений.

2.Виды представлений.

Литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

3. Общая психология. - М., 1986.

4. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

Общая характеристика представлений.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться с помощью слова, описания.

Представлять это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представления – это более высокая ступень чувственного познания, чем восприятия, они являются ступенью перехода от ощущений к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщённый образ, отражающий характерные признаки предмета. Представления формируются в процессе деятельности человека, что откладывает свой отпечаток на их характер.

В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание , выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например, в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое», обозначать воспоминание о чем-то, на­пример: «Представь себе озеро, которое мы вчера видели», а может означать образ некоего, не существующего в реальности объекта, явления или события как результат деятельности воображения , что может быть выражено, например, фразой «Представь себе (вообрази) дом, который мы построим. Он будет... [та­ким-то и таким]».

В научной психологии содержанием понятия «представление» является чув­ственный образ предмета, ситуации или события, являющийся результатом де­ятельности памяти или продуктивного творческого воображения .

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представление - это вторичный чувственный образ, который либо не­посредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления. Поэтому выделяют два типа представлений :

1.представления памяти, возникли на основе восприятия в прошлом;

2.представления воображения, возникли на основе полученной в прошлом информации и её творческой переработки.


Функции представлений:

1.Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каж­дом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о нем, которая впо­следствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сиг­налов, управляющих нашим поведением.

2.Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информа­ции о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулиру­ющей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается постав­ленная задача.

3.Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятель­ности организма человека на определенные параметры отражения воздей­ствий окружающего мира.

Таким образом, представление также является познавательным пси­хическим процессом, связанным с воссозданием имеющихся или с созданием новых образов объектов - представлений на основе хранящихся в памяти сле­дов образов восприятия. Представления и их свойства наглядно свидетельствуют о том, что чувственные образы, являясь фено­менами, относящимися к психической сфере и обладающими собственными, отличными от нервных процессов качествами, хранятся в памяти в виде именно чувственных образов. Это подтверждается, в частности, экспериментами Пенфилда на открытом мозге, в которых электрическое раздражение ассоциативных зон коры больших полушарий приводило к тому, что у испытуемого, находяще­гося в этот момент в бодрствующем состоянии, зрительно возникали ярко окра­шенные, детализированные живые сцены из его прошлой жизни.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбужде­ний центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняют­ся благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкрет­ной структурой возникает в результате образования условных временных свя­зей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.

Представления играют огромную приспособительную роль в жизни челове­ка, прежде всего, в качестве образов конечных результатов деятельности. Имен­но представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животных. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная последовательная пред­метная деятельность человека. Конечно, в процессе деятельности этот образ может изменяться в соответствии с новыми условиями и обстоятельствами, но в той или иной форме он всегда должен быть, иначе деятельность будет протекать по принципу проб и ошибок , как это часто наблюдается у животных.

Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуа­ции, которые он хочет создать или достигнуть.

Представления помогают человеку также создавать целостную картину наличного простран­ства : несмотря на то что в каждый данный момент человек видит только часть пространства, благодаря представлениям он знает, что именно и где находится вне пределов его поля зрения, т.е. «воспринимает» окружающее пространство как целостное и непрерывное. Таким образом, представление яв­ляется своеобразным мостом, переходным познавательным психическим процессом между процессом непосредственно­го чувственного восприятия и процессом опосредствованно­го понятийного мышления.

Представление, так же как и восприятие, имеет собственные характеристики . Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существо­вания, так и теми закономерностями, которые определяют хранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.

Пространственно-временные характеристики представлений:

а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представ­лении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля вос­приятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предмета­ми целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть; панорамность про­является также в том, что мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только часть его;

б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;

в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;

г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен собы­тиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представля­ется.

Модальность представлений . Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их жи­вости:

Цвет родного дома;

Звук кипящего чайника;

«ощущение» песка при лежании на нем;

Телесные ощущения при ходьбе по лестнице;

Вкус апельсина;

Запах леса (моря);

Ощущение больного горла.

Интенсивность представлений . У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень ярки­ми, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

Фрагментарность . Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

Неустойчивость . Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

Обобщенность . Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» - вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий - основных элементов человеческого мышления.

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта

3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания 2) мифологического знания

3) эмпирического знания 4)научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

А Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием

Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

A 11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания

3) рационального мышления 4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология 2) политология 3) философия 4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия 2) история 3) социология 4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

АЗО. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства - это...».

ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... - это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности »

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется... к данной деятельности.

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание - это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

B IO . Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...».

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется.. ♦».

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...».

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1) 0 каком познании ведет речь Гете?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

1. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б. Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек ». ()

Похожие публикации