Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что открыл Крузенштерн и Беринг – история морских походов. Крузенштерн Иван Федорович. Биография. Путешествия

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • Труды Крузенштерна

    Литература

    Интересные факты

    (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн , нем. Adam Johann von Krusenstern ; 8 (19) ноября 1770 — 12 (24) августа 1846) — российский мореплаватель, адмирал.

    Происходит из остзейских немецких дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

    Биография

    Отпрыск российского дворянского рода Крузенштернов, праправнук основоположника рода в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791).

    Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.

    В мае 1788 года в связи с войной со Швецией досрочно выпущен из корпуса, произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Сразу после этого отличился в Гогландском сражении (1788), в 1789 году участвовал в Эландском, а в 1790 — в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте, после чего был произведён в лейтенанты. В 1793 году послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова; ходил в Бенгальском заливе, с целью исследовать ост-индские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-индию. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо, морем; он имел также в виду установить прямые сношения метрополии с русскими владениями в Америке. В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. Однако в 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление РАК, император Александр I утвердил проект для исполнения которого решено снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. Тогда и вспомнили об Иване Федоровиче.

    Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой Крузенштерна, с помощником, капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта. Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года.

    В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

    Крузенштерн был очень хорошо развит физически. По словам современников, он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Доподлинно известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение — швунг жимовой.

    Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами в ужасе разбегались.

    Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.

    Память

    • В 1874 году в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну, сооружённый по проекту скульптора И.Н. Шредера и архитектора И.А. Монигетти. Монумент устанавливался на частные средства, но небольшое пособие удалось получить и от государства.
    • Барк «Крузенштерн»
    • Пролив Крузенштерна
    • Риф Крузенштерна
    • В 1993 году, Банком России, выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

    Труды Крузенштерна

    • «Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika» (СПб.,1813);
    • «Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia» (СПб., 1813);
    • «Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane» (Лпц., 1819);
    • статьи в «Bulletin» акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 — 27), «Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun» и др. изданиях.
    • Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» издавался на русском языке трижды:
      • Первое издание . Первая часть вышла впервые в 1809 г., вторая и третья — в 1810 и 1812 гг. В 1813 г. опубликован «Атлас» большого формата, содержащий карты и иллюстративный материал. Третья часть книги была научной, содержа результаты наблюдений, таблицы долгот и температур и прочее.
      • Второе издание вышло в 1950 г. в современной орфографии и со значительными сокращениями. Были убраны узкоспециализированные места: детальные описания бухт и якорных стоянок, и проч., что ныне помещается в лоциях. Крузенштерн очень подробно писал о местных ценах, что требовало бы большого экономического комментария, поэтому данные места также были выпущены. Почти целиком была выпущена третья часть труда, оставлены только нотные записи камчадальской и маркизской музыки, а также письмо министра коммерции графа Н. П. Румянцева.
      • Третье издание (М.: Изд. дом «Дрофа», 2007) полностью повторяло издание 1950 г., было лишь добавлено новое предисловие и иллюстрации из других источников.

    Литература

    Научная биография

    • Пасецкий В. М. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770—1846) / Отв. ред. академик А. П. Окладников; Академия наук СССР. — Москва.: Наука, 1974. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 29 000 экз.
    • Лупач. В. С, И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский, Государственное издательство географической литературы, Москва, 1953, 46 ст.
    • Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. М., 1876—1908. Т. 1—36.
    • «ВоенноЭнциклопедический Лексикон» (т. VII, ст. А. И. Зелёного)
    • «St. Petersburger Zeitung» (1839 г., № 23—37, и отд.; ст. академика Бера)
    • Литке, «Записки» гидрограф. общ. (1847, кн. II)
    • Соколов «Записки» гидрогр. департамента (VIII, 1850)
    • «Морской Сборн.» (1869,. No 6)
    • А. Н. Пыпин, «История русской этнографии» (т. IV)
    • Венюков, «Apercu hisi des decouvertes geographiques etc.»
    • Ивашинцев Н. А., «Обозрение русск. кругосветных путешествий» (СПб., 1850)
    • «Memoir of the celebrated admiral A. J. K. etc.» (1856, Лондон)
    • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого, А.В. фон Шварца, В. А. Апушкина, Г. К. фон Шульца. — Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. — Т. 13. — С. 318-319.
    • Вокруг света с Крузенштерном. — СПб.: Издательство «Крига», 2005. — С. 288. — ISBN 5-901805-16-X
    • Иван Фёдорович Крузенштерн пользуется особым уважением у кота Матроскина — литературного и мультипликационного персонажа из «Трое из Простоквашино», — поскольку на корабле «Иван Фёдорович Крузенштерн» «служила» его бабушка.
    • В плавании Крузенштерна принимал участие Федор Толстой («Американец»).

    Крузенштерн Иван (Адам) Федорович (рожд. 19 ноября 1770 г. – смерть 24 августа 1846 г.) русский мореплаватель, адмирал, член- корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции (плавание продолжалось более 3-х лет), один из основоположников отечественной океанологии.

    Первым нанес на карту большую часть побережья о.Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Автор «Атласа Южного моря». Его именем названы: пролив в северной части Курильских островов, проход между о.Цусима и о-вами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

    Происхождение. Обучение

    Первый из русских мореплавателей, совершивший кругосветное путешествие, Иван Федорович Крузенштерн оставил глубокий след в истории географических открытий. Он родился в 1770 году в Эстляндской (Эстонской) губернии поблизости Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были из небогатых дворян. Когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетская жизнь была не легкой: жили впроголодь, корпусные здания плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова доводилось таскать с соседних складов. Спустя много лет адмирал, мечтавший о морском будущем своих сыновей, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

    Военная служба

    Из за начала русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. 1788 год — Иван Федорович был отправлен на судно «Мстислав», но полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах была запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он в скором времени получил: юноша принимал участие в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 году стал лейтенантом.

    Обучение в Англии

    Смелый, энергичный и решительный офицер был замечен. По окончании военных действий он был отправлен для продолжения обучения в Англию. На английских кораблях, Крузенштерн смог побывать в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно тогда у него появилась идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

    Возвратившись в 1800 году в Россию, получивший чин капитан-лейтенанта Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при , во главе морского ведомства встал Н.С. Мордвинов, который вместе с министром коммерции Н.П. Румянцевым смог добиться от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командиром экспедиции был назначен Крузенштерн.

    Кругосветное плавание

    Судна для экспедиции, купленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же были приобретены лучшие в те времена инструменты и приборы для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» был назначен его лучший друг и боевой товарищ Ю.Ф. Лисянский. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, принимавшие участие в экспедиции, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н.П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

    1803 год, 26 июня — экспедиция вышла из Кронштадта и направилась к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о.Тенерифе был закуплен большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом путешествии цинги удалось избежать.

    После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Там во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о.Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились моряки у о.Нукагива (Маркизские о-ва).

    Далее корабли направились к Южным Сандвичевым островам, а там вновь разделилась. Иван Федорович без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для для того что бы пополнить запасы продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

    Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. При этом переходе судно попало в страшный тайфун и едва не потеряло мачты. В Нагасаки были вынуждены стоять на протяжении 6-ти месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольству ничего не оставалось как вернуться на Камчатку. Японские власти даже не дали разрешения на закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

    На обратном пути путешественники нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи ими были обнаружены несколько неизвестных раньше островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда отправился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 года двинулась в обратный путь, на родину.

    15 апреля в пасмурную погоду корабли снова разошлись. Крузенштерн предпринимал попытки найти «Неву», но все напрасно. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

    Позднее выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Ему удалось благополучно совершить этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» прибыла в Кронштадт на две недели позднее, 19 августа 1806 года. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

    1) Крузенштерн Иван Федорович; 2) Лисянский Юрий Федорович

    Значение экспедиции

    Первая русская кругосветная экспедиция имела большое научное и практическое значение и привлекла к себе внимание всего мира. Русские моряки исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся в то время самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями.

    Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение и в наши дни. Во время всего плавания проводились изучения течений, их направление и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, в особенности ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Кругосветная экспедиция Крузенштерна познакомила с загадочной Японией не только Россию, но и мировую науку. Кроме этого, мореплаватели впервые прошли морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

    Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

    Научная, организаторская деятельность

    После возвращения Крузенштерн Иван Федорович в течении долгого времени работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Прославленный мореплаватель пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением Ивана Федоровича считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

    Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными той эпохи.

    Война 1812 года в очередной раз показала патриотизм флотоводца: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время Крузенштерн превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

    Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать ученого. 1815 год — после окончания наполеоновских войн, он участвовал в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода. Позднее ученый-мореплаватель сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

    Памятник И. Ф. Крузенштерну

    Бессрочный отпуск. Издание книги, атласа

    Но напряженная научная деятельность сильно сказались на здоровье капитана. Из-за болезни глаз он был вынужден подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, это была не основная причина: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески препятствовал его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

    В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т. ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Но его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, который понимал значение такого издания, проект приняли. Александр I согласился выдать на публикацию книги Крузенштерна Ивана Федоровича и атласа 2500 руб. После издания атласа Крузенштерна и в России, и в Европе начали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени поспособствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

    1827 год — знаменитый путешественник, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

    Смерть. Наследие

    Умер Иван Федорович Крузенштерн 24 августа 1846 года в своем имении Асс и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

    Ученый-мореплаватель оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т. ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”». В сокращенном варианте книга переиздавалась в 1950 году.

    Родился 19 ноября 1770 в имении Хагудис, Эстония в небогатой дворянской семье. Поступил в морской кадетский корпус в Кронштадте.

    Учеба проходила славно, но во время развития военных действий со Швецией Российское государство проводило мобилизацию, поэтому из корпусов стали выпускать раньше. Иван Крузенштерн также был подвержен этой участи, и в январе 1789 года в звании «мичман» он был направлен для прохождения службы на парусный корабль «Мстислав ». Участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе и Гогландском. Затем проходил военно-морскую службу на английских кораблях, где и получал очередные воинские звания.

    Во время морских походов, находясь в водах Южно-Китайского моря, Иван Крузенштерн проявлял интерес к торговым отношениям между Англией и Китаем. Он понял, что российская сторона тоже может быть заинтересована в них. С России товары могли бы идти по морскому пути от Камчатки до Китая и Индии. На то время товары доставлялись обозами через Якутск до города Охотск, а затем морем. Это был не совсем приемлемый торговый путь, который подвергался множеством неудобств и опасностей: вероятность ограбления в пути, порча товара, и наконец увеличение его стоимости. Все эти накопившиеся проблемы проявили желание у Ивана Федоровича Крузенштерна предоставить проект нового морского торгового пути в Восточную Азию и Индию.

    Иван Крузенштерн

    По возвращению в Россию в 1802 году его план был одобрен императором Александром I и Иван Крузенштерн возглавил свою первую русскую кругосветную экспедицию состоявшая из двух славных «Надежда » (на борту которого находилась миссия в Японию во главе с Николаем Резвановым) и шлюпа «Нева». Вторым судном командовал его соратник и однокашник Юрий Лисянский. Целью экспедиции Крузенштерна было исследование устья Амура для выявления удобных мест снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. 7 августа 1802 года два парусных судна оставили родной порт Кронштадт и направились заданному курсу. Через некоторое время шлюпы пересекли экватор и направились далее на юго-запад. В марте 1802 года парусные корабли «Надежда » и «Нева » благополучно обогнув вечно грохочущий мыс Горн через несколько недель разделились в Тихом океане для более обширного исследования. В ходе мореплавания произвел описание островов Нуку-Хива (Маркизские острова) и Гавайских островов. В апреле 1805 года шлюп «Надежда » достиг берегов Японии, где были проведены исследования островов Хондо (Нипон), Иезо (Хоккайдо). Оттуда моряки направились к южным берегам Сахалина, где были пополнены запасы продовольствия и воды.

    Иван Крузенштерн

    карта кругосветного плавания Ивана Федоровича Крузенштерна

    шлюп «Надежда»

    Летом 1805 года нанес на географическую карту около тысячи километров побережья острова Сахалин, и пытаясь пройти в непогоду между материком и островом посчитал его полуостровом. Обогнув Сахалин с севера, моряки обследовали удобные места в устье реки Амур - завершив этим свое увлекательное путешествие. В 1806 году парусный шлюп «Надежда» прибыл в Кронштадт. Часть экспедиции Крузенштерна на парусном судне «Нева » под руководством Ю. Ф. проводила путешествие отдельно об этом рассказ в одной из статей, так как его тоже заслуживает внимания. Из Камчатки Крузенштерн отправился в Китай, а оттуда 19 августа 1806 года вернулся в Кронштадт, пробыв в путешествии более 3 лет.

    парусные шлюпы «Надежда» и «Нева»

    Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли очень большой вклад в географию. Были открыты межпассатные противотечения в Атлантическом океане, сделано множество уточнений о существующих островах, проведены наблюдения за морской водой в результате которого было выведено понятие «удельный вес воды», собраны много данных о приливах и отливах и внесен огромный вклад в астрономию. Его плавание дало большие научные и практические результаты, помимо географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

    адмирал Крузенштерн Иван Федорович


    По возвращении был назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В течение этого периода времени он написал книгу, которая получила название «Путешествие вокруг света». Иван Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Великобритании, Франции, Германии и Дании. Мореплаватель стал инициатором создания Военно-морской академии на базе Морского кадетского корпуса.

    Похожие публикации