Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Ковалев иван александрович капитан 1 ранга. Вениамин Левицкий. «Стажировка первых выпускников училища на Северном флоте. Боевые корабли Тихоокеанского флота

Как я уже говорил, ежегодно после завершения учебных занятий в классах курсанты разных курсов училища отправлялись на флоты страны для прохождения корабельной практики (для курсантов выпускного курса это была стажировка). Руководителями корабельной практикой курсантов (или их стажировкой) назначались преподаватели-офицеры с разных кафедр и строевые офицеры курсантских батальонов. В течение службы в училище мне пришлось дважды побывать в такой роли (в начале службы в июне 1971 года и за два года до её завершения, в августе 1983 года).

Июнь 1971 года… Меня назначили одним из руководителей стажировки группы курсантов выпускного курса на Северном флоте (почти сто человек). Прошло четыре года их обучения в нашем училище. Всем им было присвоено звание «мичман». После возвращения выпускников училища со стажировки в начале июля 1971 года должен был состояться первый выпуск политработников флота. На Северном флоте они дожны были стажироваться на кораблях тех соединений, куда они были уже распределены.

Я прибыл в училище в октябре 1969 года. Дисциплина «ЭЛТ И ЭОК» читалась на втором курсе, выпускники 1971 года были в это время уже на 3-м курсе. Поэтому я был мало знаком с ними. Помню, что старшим группы стажёров на Северном флоте был старшина их роты. Запомнились несколько историй…

В начале июня мы ехали на Северный флот на поезде (по-моему, это был прямой поезд Киев-Мурманск, курсирующий только в летнее время). Пассажиров в поезде было немного. Курсанты-выпускники располагались в одном из плацкартных вагонов, руководители стажировки – в купейном. Утром, в день прибытия поезда в Мурманск, меня пригласил к себе… директор поездного ресторана:

– Вчера несколько ваших курсантов в ресторане взяли коньяк, водку, несколько бутылок вина, потом они, как вам сказать … «отдыхали» всю ночь вместе с нашими официантками… Я понимаю… Ребята молодые… Но вот платить за вино они почему-то не хотят… Да к тому же разбили посуду, пепельницы… Я не хочу вам неприятностей, но надо как-то решить этот вопрос…

– Сколько стоит решение этого «вопроса»?

Директор назвал мне сумму… Я не помню точно, сколько это было, – по тем временам довольно внушительная цифра, свидетельствующая, что мои подопечные очень хорошо «отдохнули»…

Вызвал старшину нашей группы, рассказал о ситуации и предложил участникам «отдыха» заплатить за «приятно проведённую ночь»… Ответ старшины группы меня, мягко говоря, поразил и озадачил:

– А у них нет денег… Вот они приедут на Север, попросят «жён» (?!) выслать им деньги и потом заплатят…

Мы подъезжали к Мурманску. Надо было избежать скандала… Подумал и о чести нашего училища, и о своей роли в глазах командования: первый раз доверили руководить стажировкой выпускников училища и допустил такой безобразный их поступок (на флоте всегда руководители виноваты)…

– Хорошо. Я сейчас заплачу за них. Когда будем возвращаться, возьмёте у них деньги и мне вернёте…

Конец июня… Возвращаемся в Киев… Поезд Мурманск — Киев… Подъезжаем уже к Ленинграду… Никто не собирается возвращать мне деньги… Вызываю старшину группы:

– Так что насчёт денег, которые я заплатил «за удовольствие» ваших товарищей?

– У них денег нет… Они сказали, что жёны им деньги прислали, но они их… Потратили.

– ?!?!?!.. Значит так… Или вы мне через полчаса приносите деньги, или я по вовзвращении в Киев немедленно докладываю об этом случае начальнику училища. Вот тогда я не уверен, всё ли благополучно произойдёт у вас и ваших товарищей с выпуском…

Через 15 минут старшина вернулся ко мне в купе и протянул пилотку, в которой в разных купюрах (и монетах!) лежала, видимо, именно та сумма… Надо полагать, пилотка была «пущена по кругу» для выручки своих обанкротившихся (во всех смыслах!) однокурсников…

По прибытии на Северный флот стажёры-выпускники училища были разбиты на две группы: одна из них стажировалась в Полярном (руководителем этой группы был я), другая – в главной базе в Североморске. Если мне не изменяет память, кроме меня руководителями стажировки были капитан 2 ранга В.А. Кузьмин (старший преподаватель кафедры партийно-политической работы) и капитан 1 ранга Г.С. Мажный (старший преподаватель кафедры тактики и боевых средств флота). В Полярном выпускников училища распределили по объектам их стажировки, а мне было предложено разместиться на одной из плавмастерских. Стажировка первых выпускников была непродолжительной. Уже на 29 июня была назначена дата их убытия с Северного флота (думаю, что это было связано с тем, что уже в первых числах июля должен был состояться их выпуск из училища в присутствии Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова).

Стажировка группы курсантов выпускного курса на Северном флоте.
На левой фотографии – стоит третий справа инженер-капитан 3 ранга В. Левицкий;
на правой – в ожидании распределения выпускников по объектам стажировки.
Полярный, июнь 1971 года.

Во время стажировки выпускников училища в Полярном мне приходилось решать различные организационные вопросы, для чего нужно было довольно часто бывать в Североморске (сообщение было неплохое – курсировал катер на подводных крыльях типа «Метеор»). В Североморске я был ещё курсантом летом 1954 года во время корабельной практики на крейсере «Железняков» (об этом я написал в книге своих воспоминаний «Шесть лет под Шпилем…»). Прошло почти 20 лет… Не помню, чтобы меня поразили большие изменения в самом городе… А вот флот уже стал другим, ракетоносным, океанским…

Во время одной из поездок в Североморск я повидался с моим одноклассником по училищу, капитаном 2 ранга-инженером Володей Распоповым (он служил в штабе Северного флота). До сих пор с удовольствием вспоминаю нашу встречу и радушный приём в его семье (Люся, жена Володи, предложила мне останавливаться у них каждый раз, когда я буду в Североморске)…

Очень сожалел, что не удалось повидаться с моей двоюродной сестрой Ириной и её мужем Эриком Ковалёвым (мы заранее договорились о такой возможности в связи с моим приездом «в места столь отдалённые»). Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв в то время служил в Гаджиево (там базировались атомные подводные лодки, он был командиром одной из них).

Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв… Окончил с золотой медалью Первое Балтийское высшее военно-морское училище… Известный подводник, моряк, как говорят, «от бога», с 1965 года – командир ПЛАРБ К-19, в 1967 году – командир атомного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А К-207 (в октябре 1969 года РПКСН К-207 впервые в истории советского ВМФ погрузился на предельную глубину 400 метров), участник шести длительных автономных походов на боевую службу, автор замечательных книг о подводниках и истории подводных флотов царской России и Советского Союза…

Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв и РПКСН проекта 667 А.
Северный флот, 1971 год.

Ирина мне написала, что Эрик ушёл на боевую службу, а она со своим маленьким сыном Вадиком уехала в Ленинград к маме…

С Эриком Ковалёвым я познакомился спустя несколько лет, когда он уже служил в Ленинграде — делился своими знаниями и опытом с офицерами-подводниками на Высших специальных командирских классах ВМФ… Горжусь этим знакомством…

Мои подопечные в Полярном особых хлопот мне не доставляли. Периодически я проверял выполнение ими заданий на стажировку, бывая на кораблях, на которые они были распределены. Заодно сам изучал особенности эксплуатации электрооборудования кораблей и подводных лодок разных проектов (это было запланировано моим начальником кафедры).

29 июня 1971 года… День отъезда наших стажёров (билеты на поезд Мурманск-Киев заказывал я, поэтому хорошо помню эту дату). Накануне Начальник политотдела базы собрал всех выпускников нашего училища, стажирующихся на кораблях в Полярном, подвёл итоги стажировки, высказал много добрых слов и пожеланий. Я написал записку одному из стажёров (он был старшим нашей группы), в которой попросил его выступить с ответным словом и поблагодарить командование базы за тёплый приём и хорошую организацию стажировки…

Поезд из Мурманска отправлялся в середине дня, где-то в районе 14 часов. Рано утром из Полярного нашу группу на буксире доставили в Североморск, откуда уже на другом большом буксире стажёры училища обеих групп должны были отправиться в Мурманск. В Североморске более высокое командование (думаю, на уровне Политуправления Северного флота) решило провести в Доме офицеров общее подведение итогов стажировки выпускников училища именно в день нашего отъезда. И хотя время отправления поезда было известно, совещание затянулось. Пришлось изрядно понервничать. Наконец все погрузились на буксир и отправились в Мурманск. По времени вроде успевали… Но в Мурманске случилось непредвиденное: капитан буксира не смог с первого раза пришвартоваться к пирсу напротив железнодорожного вокзала (места на пирсе было мало, и ему не удалось пришвартоваться лагом). Буксир развернулся и предпринял вторую попытку… Я сказал нашим руководителям, что в любом случае высажусь на берег и постараюсь предупредить дежурного по станции о возможной задержке нашей большой группы… Буксир уткнулся носом в пирс, я, не дожидаясь выгрузки наших стажёров, выпрыгнул на пирс и побежал на вокзал… До отхода поезда оставалось совсем мало времени… Добежав до вокзала (он находился на сопке, с которой хорошо были видны и залив, и причалы), обернулся – буксир в очередной раз разворачивался в заливе… Стало понятно, что к моменту отхода поезда курсанты не успевают. Я разыскал дежурную по станции и стал умолять её задержать отход поезда на несколько минут… «Я ничего не могу сделать.. Бегите к машинисту поезда и договаривайтесь с ним…» – ответила дежурная. Побежал к локомотиву, в двух словах объяснил машинисту сиуацию, стал его уговаривать задержаться с отправлением…

Капитан 1 ранга в запасе. Ветеран холодной войны на море.

Родился 18 июля 1931 года в г. Москве в семье кадрового военнослужащего. С 1932 по 1939 год проживал в Токио с родителями и сестрой. Отец, Александр Семёнович, в этот период был военно-морским атташе при полпредстве СССР в Японии.

Воспитанник Ленинградского Нахимовского ВМУ (1944 - 1949); курсант ВВМУ им. М.В. Фрунзе, гор. Ленинград (1949 - 1952); курсант 1-го Балтийского ВВМУ, гор. Калининград (1952 - 1953); командир торпедной группы БЧ-3 «С-154» пр.613 4-го ВМФ, гор. Лиепая (1953 - 1954); командир командир БЧ-2-3 «С-166» пр.613 4-го ВМФ, гор. Лиепая (1954 - 1955); слушатель ВСОК ВМФ при 1-м Балтийском ВВМУ подводного плавания, гор. Калининград (1955 - 09.1956); командир БЧ-3 «К-14» пр.627а СФ (09.1956 - 07.1958); помощник командира «К-27» пр.645 СФ (07.1958 - 12.1962); старший помощник командира «К-40» пр.658 СФ (12.1962 - 1963); слушатель ВСОК ВМФ гор. Ленинград (1963 - 1964); старший помощник командира «К-19» пр.658м СФ (07.1964 - 09.1965); командир «К-19» СФ (09.1965 - 1967); командир «К-207» пр.667а КСФ (1967 - 09.1973); старший преподаватель кафедры Боевого применения ракетного и артиллерийского оружия ВСОК ВМФ г. Ленинград (09.1973 - 02.1989)

После ухода в запас с февраля 1989 года работал инженером кафедры ВСОК ВМФ, зам. директора лаборатории Института морских технологий РАН, главным энергетиком АО «Нефтебаза Ручьи».

В 1987 году написал учебник «Боевое применение баллистических ракет с подводных лодок», а в 1989 году (в соавторстве с преподавателями кафедры) - «Боевое применение крылатых ракет с подводных лодок». Самостоятельно и в соавторстве выполнил 11 НИР.

После выхода на пенсию работал инженером на своей кафедре, затем главным энергетиком на нефтебазе «Ручьи». В настоящее время старший научный сотрудник СПБ ГУП «Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско». Живёт в Санкт-Петербурге.

Награжден орденом «Красная Звезда», 12 государственными юбилейными и ведомственными медалями.

В течение всей своей жизни Э.А. Ковалёв увлекался историей отечественного боевого подводного плавания. Результаты его исследовательской деятельности за последние 25 лет воплотились в созданных им книгах:

– «Рыцари глубин» (хроника зари Российского подплава), издана в 2004 году.

– «Короли подплава в море червонных валетов» (хроника начального периода советского подплава), издана в 2006 году.

В должности командира «К-19» выполнил один выход на боевое патрулирование. В 1967 году «К-19» удостоена приза ГК ВМФ за ракетную стрельбу. В должность командира РПКСН пр.667а выполнил четыре выхода на боевое патрулирование (три - на «К-207» и один - на «К-253») и один - в должности командира тактической группы (на «К-415»). В 1971 году «К-207» удостоен приза ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 1 октября 1969 года впервые в истории Российского подводного плавания ракетный подводный крейсер под его командованием погрузился на глубину 400 метров. В 1974 и 1988 гг. дважды исполнял должность начальника кафедры Боевого применения ракетного и артиллерийского оружия (в течение почти двух лет).

30 августа на 90- м году скоропостижно ушёл из жизни ветеран Великой Отечественной войны председатель совета ветеранов Краснознамённого Тихоокеанского флота капитан 1 ранга в отставке Л.А.АБРАМОВ. Он прожил долгую жизнь и прошёл славный путь гражданина, патриота, защитника своей Отчизны.


Лев Александрович родился 24 января 1927 года в Благовещенске в семье учителей. В 1943 году окончил 9 классов средней школы в селе Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области. Летом 1943 года Мазановский РВК для нескольких десятков 16-летних подростков организовал месячные курсы допризывной подготовки, которые Лев Абрамов успешно прошел.

В июле 1943 года Мазановским РВК Амурской области он добровольно был направлен в город Владивосток для поступления на подготовительный курс Тихоокеанского высшего Военно-Морского училища. Во второй половине июля 1943 года он прибыл во Владивосток, во флотский экипаж на Первой Речке. Через несколько дней мандатной и медицинской комиссий всех зачисленных на «курс молодого бойца», буксиром забросили в бухту Миноносок на острове Русском, в школу оружия Учебного отряда Тихоокеанского флота.


Летом 1945 года корабельная практика курсантов ТОВВМУ, среди которых был и Лев Абрамов, состоялась на речных кораблях Краснознаменной Амурской флотилии Тихоокеанского флота. Курсант Абрамов Л.А. был назначен заряжающим 20-мм автоматического зенитного автомата "Эрликон" БЧ-2 (артиллерийской боевой части) монитора «Свердлов» 2 Амурской бригады речных кораблей.

2 Амурская бригада речных кораблей Краснознаменной Амурской военной флотилии приняла в войне с Японией — в Маньчжурской наступательной операции (9 - 20 августа 1945 года), в овладении городами Фуюань и Гайцзу, боях на реке Сунгари.


За участие в боевых действиях в войне с Японией приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Сталина от 23 августа 1945 года курсанту Абрамову Льву Александровичу объявлена благодарность. За непосредственное участие в боевых действиях против японских империалистов в составе Краснознаменной Амурской флотилии курсант Лев Абрамов награжден медалью "За победу над Японией", учрежденной Указом Президиума ВС СССР от 30 сентября 1945 года.

После окончания Тихоокеанского высшего военно-морского училища летом 1948 года лейтенант Абрамов Л.А. был назначен командиром первой башни главного калибра крейсера проекта 26-БИС «Лазарь Каганович» Тихоокеанского флота. Потом с отличием закончил Высшие специальные классы офицерского состава в Ленинграде, служил командиром дивизиона зенитного калибра крейсера «Орджоникидзе», командиром дивизиона главного калибра крейсера «Валерий Чкалов» Краснознаменного Балтийского флота.


В 1957 году офицер Абрамов Л.А. назначен командиром артиллерийской боевой части крейсера «Адмирал Лазарев» дивизии крейсеров Тихоокеанского флота, с 1967 года командовал ракетно-технической базой Краснознаменного Тихоокеанского флота, а в 1971 году назначен первым заместителем начальника УРАВ КТОФ.

Это именно его стараниями выстраивалась система ракетно-технического обеспечения на Тихоокеанском флоте. Были построены и оснащены базы на острове Русский, в заливе Владимир, в Советской Гавани и на Камчатке. В запас уволился в звании капитана 1 ранга. За безупречную службу награжден медалью "За боевые заслуги", юбилейными медалями.


Уйдя в запас, сохранил тесную связь с флотом. Часто бывая на кораблях и в частях ТОФ, охотно делился с тихоокеанцами своим богатым опытом. После увольнения в запас Лев Александрович более 20 лет посвятил вопросам гражданской обороны — работал в краевом штабе ГО, Главном управлении ГО и ЧС Приморского края и Главном управлении МЧС России по Приморскому краю.

24 октября 2008 года был избран председателем общественной организации Совета ветеранов Тихоокеанского флота. Будучи исключительно ответственным офице ром, вселял этот дух в военнослужащих от матросов до командиров.


Возглавив совет ветеранов ТОФ, принимал активное участие в походах кораблей по местам боевой славы Тихоокеанского флота. В июне 2013 года в составе делегации ветеранов принимал участие в «Походе Памяти» большого десантного корабля «Ослябя» Краснознаменного Тихоокеанского флота.

За месяц похода корабль от Владивостока прошел более 3,5 тысяч морских, Ветераны побывали в городах Невельск, Корсаков, Южно-Сахалинск, на Курильских островах и на Камчатке. 2 марта 2015 года на торжественном собрании в администрации Владивостока Абрамову Льву Александровичу вручена юбилейная медаль "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов."


Проводил большую работу по военно- патриотическому воспитанию моряков- тихоокеанцев и подрастающего поколения Владивостока. С энтузиазмом руководил многими акциями и знаковыми мероприятиями ветеранского движения. Его служба и жизнь яркий пример исполнения воинского и гражданского долга.

Заслуги Льва Александровича отмечены орденами и медаля ми Отечества.
Лев Александрович оставил в наших сердцах добрую и светлую память.

Командование и совет ветеранов ТОФ



В проливе Лаперуза завершилось совместное российско-американское учение, которое впервые проводилось на Тихом океане столь масштабно. В этом году его по предложению офицеров штаба 7-го флота ВМС США назвали "Тихоокеанский орел-2007".

Корабль к бою-походу приготовить! По местам стоять, с якорей и швартовых сниматься! - команда командира в утренний час явно взбодрила личный состав большого противолодочного корабля "Адмирал Пантелеев". Сотни пар флотских ботинок прогрохотали по трапам: военные моряки занимали посты согласно боевому расписанию. А в это же время на борту эскадренного миноносца "Лассен" по радиотрансляции звучала песня "Я убью тебя, лодочник": под слова из репертуара "Профессора Лебединского" американцы покидали дружелюбный Владивосток.
Надо было видеть, как следовали в район учения два корабля! Строго в кильватерном строю, на некотором удалении друг от друга, мощными форштевнями разрезая морскую гладь. Но только вездесущие чайки да сами участники перехода были свидетелями этого. В заданном квадрате залива Петра Великого первыми в боевую работу включились базовый тральщик ТОФ и противоминный корабль ВМС США "Патриот", которые вышли в море часом раньше. Построившись в тральный ордер, они двинулись вперед, уничтожая условные мины на минно-опасном участке. Когда за корму тральщика полетела бочка, имитирующая подсеченную мину, идущие следом "Адмирал Пантелеев" и "Лассен" сразу обнаружили ее и совершили маневр уклонения. Выведя отряд кораблей в безопасный район, тральщики сменили курс: американец пошел к месту своей приписки в японском порту Сасебо, а наш - в родную базу под Владивостоком.

Главный штурман ТОФ капитан 1 ранга
Михаил Сажаев:
- Впервые учение с американцами проводилось столь интенсивно и длительно как по времени, так и географически: мы прошли совместно порядка 600 миль. В динамике использовалась корабельная авиация, а также самолеты обеих стран. По-моему, все задуманное удалось хорошо.

Тем временем в воздухе уже властвовала авиация. Откуда-то из-за облаков выскочил российский "Ил", а с бортов кораблей поднялись вертолеты морского базирования. На этом этапе учения было необходимо обнаружить и задержать судно - нарушителя государственной границы, роль которого выполнял буксир Приморской флотилии разнородных сил. Оснащенным современной аппаратурой летательным аппаратам не составило труда сделать это в считанные минуты. По их наведению вскоре над обнаруженным в море судном завис наш Ка-27ПС, а спущенная с американского эсминца на воду моторная надувная лодка доставила к нарушителю досмотровую группу. Действия зарубежных коллег подстраховывали с подошедшего поближе БПК "Адмирал Пантелеев": здесь в готовности N1 находилась батарея универсального калибра, готовая в любой момент открыть огонь, а у крупнокалиберных пулеметов "Утес" заняли место расчеты.
Заметим, даже погода сопутствовала выполнению намеченной программы. Солнце, спокойствие моря, видимость далеко за горизонт. Эпизоды учения отрабатывались один за другим. Корабли то проводили между собой тренировку по связи, то демонстрировали плавание в различных строях. Высокое мастерство показали вертолетчики. Корреспонденты "Красной звезды" с восхищением наблюдали, как "танцевал" в районе учебно-боевых действий вертолет под командованием военного летчика 1-го класса подполковника Александра Воронина, как слаженно действовали на всех этапах первого дня американские моряки. По словам руководителя учения комбрига капитана 1 ранга Андрея Нелидина, никто из участников не подкачал. А как сказал один из наблюдателей на борту нашего корабля старший лейтенант Мэтью Хэм, они тоже вполне удовлетворены результатами совместного общения с русскими моряками в море, особенно задержанием "плохих парней на пиратском судне".
Интересно, что до выхода в море на борту американского эсминца нам разрешили заглянуть в места, куда раньше не принято было запускать журналистов: в офицерскую каюту, на камбуз, в столовую команды младших чинов. В глаза сразу бросилось заметное отличие продуктов, которыми разнообразят меню для экипажа, от тех, что используются в рационе российских моряков. Здесь большой ассортимент мясных, рыбных и бобовых блюд, обилие овощей и фруктов. Один из сервированных столов никогда не занимается личным составом: он символизирует памятное место, связанное с погибшими когда-то военными моряками. Особое внимание на корабле уделяется бытовой устроенности военнослужащих. Каждая каюта оборудована санузлом, кроме холодной, есть и горячая вода. В распоряжении экипажа - спортивный и бытовой комплексы, магазин, банкомат, почта и Интернет.

Командир эсминца с управляемыми ракетами "Лассен" капитан 2 ранга Маршал Браун:
- Мы с хорошим настроением провели вместе с русскими братьями учебные маневры, выполнили все намеченные боевые упражнения. Уверен, это будет способствовать укреплению международного сотрудничества флотов двух государств.

По словам офицеров, их корабль большую часть времени проводит в океанских просторах, занимаясь интенсивной боевой учебой. Коллектив многонациональный: в нем есть и мексиканцы, и филиппинцы, и японцы. Женщины, которые составляют значительную часть экипажа, несут ратную службу наравне с мужчинами. Среди них - штурман, артиллерийский и палубный офицеры. Эта работа весьма престижна и высокооплачиваема, дает возможность каждому контрактнику получить образование в гражданском вузе, обеспечить достойное существование семье. А служба в море, помимо трудностей, несет и романтику, о которой многие мечтали с детства.
Интенсивные тренировки продолжились и на второй день учения. Команда "подъем!" прозвучала для российского экипажа в половине шестого, на эсминце "Лассен" часть вертолетчиков и вовсе не укладывалась спать, выполняя ночные полеты. По словам нашего наблюдателя на американском корабле майора Дмитрия Осауленко, один из двух вертолетов "Си Хоук" (в переводе "Морской ястреб". - Авт.) сейчас неисправен, на другом летают попеременно три отлично подготовленных экипажа. Ежедневно планируется не менее шести часов полетов над морем. Техника старая, 1982 года выпуска, но прошла две модернизации, на ней все автоматизировано, установлен лазерный дальномер, с помощью которого можно подсветить любую цель. Кстати, один из экипажей возглавляет молодая женщина. С Мэгэн удалось познакомиться, когда она во время учения с филигранной точностью посадила свою "вертушку" на вертолетную площадку "Адмирала Пантелеева", а потом стремительно унеслась по курсу корабля в небо. В свою очередь наш Ка-27ПС на несколько минут "присел" на палубу "Лассена", также изобразив передачу груза на другой корабль. Американцы наполнили коробку для командира БПК капитана 2 ранга Ивана Ковалева вкусным японским печеньем, гостинец для капитана 2 ранга Маршала Брауна состоял из приморских огурцов и помидоров в банках, засоленных по-домашнему, шпрот и сгущенного молока.
С интересом все ожидали артиллерийских стрельб по морской мишени. Ведь подобное упражнение выполнялось совместно лишь однажды в начале 90-х годов прошлого столетия. На этот раз американцы установили оранжевый шар на расстоянии около восьми километров от кораблей, а право открыть стрельбу главным калибром предоставили русским. Гулко ударила носовая пушка. С борта обоих кораблей наблюдали разрыв пристрелочного снаряда неподалеку от качающейся на слабой волне плавающей мишени. Недолет 300 метров. "Контрольный!" - следует распоряжение с ГКП командиру ракетно-артиллерийской боевой части. Второй снаряд взрывается уже рядом с оранжевой точкой. Есть попадание! Учитывается, что в реальном бою такой выстрел явно накроет более крупную боевую мишень. После очередной команды командира две артустановки бьют шквальным огнем, комендоры просто готовы разорвать этот едва заметный шар. Но... их останавливает руководитель учения. Пусть, дескать, и американцы потренируются, мишень ведь одна. Пристрелочный с "Лассена", который разрывается рядом с оранжевой точкой, наши офицеры оценивают как очень грамотный. Следующий выстрел одиночным вызывает досадное замечание: "Что ж они-то бьют осколочным?" По нашим правилам (а на обычных учениях тихоокеанцы чаще стреляют "болванками") снаряд сам должен точно попасть в мишень или лечь рядом. А тут он взрывается прямо в воздухе, и видно, как его осколки веером взрыхляют воду... Шквал огня! Один, второй, третий разрывы. Попадание! Словно и не было на воде оранжевого шара.

Командир БПК "Адмирал Пантелеев" капитан 1 ранга Иван Ковалев:
- В "Тихоокеанском орле" отличились командир батареи универсального калибра старший лейтенант Юрий Емельянов, командир радиотехнической боевой части капитан 2 ранга Олег Пузин, командир штурманской боевой части старший лейтенант Артем Колпащиков, старпом капитан 3 ранга Алексей Анциферов, старшина пожарной команды мичман Алексей Руднев, командир торпедного отделения старшина 1 статьи контрактной службы Евгений Колышев и многие другие офицеры, мичманы, старшины и матросы нашего корабля. Руководителю учения позвонил командующий флотом адмирал Виктор Федоров, передав благодарность всему экипажу.

Кто-то из наших офицеров сокрушается, почему не мы поразили мишень. Но капитан 1 ранга Нелидин совершенно спокоен.
- Что вы переживаете, я же дал команду на батарею сразу отключить дистанционные взрыватели на снарядах, иначе наши молодцы-комендоры ничего бы от нее не оставили. А так мы воочию увидели, как подготовлены к артиллерийской стрельбе американские моряки. Не хуже наших!
Ближе к вечеру на борту БПК состоялось событие, о котором стоит сказать отдельно. Одному из иностранных наблюдателей - старшему лейтенанту Мэтью Хэму - в этот день исполнилось 25 лет. Офицера, имеющего по материнской линии украинские корни, с юбилейным днем рождения от имени всего экипажа поздравил капитан 2 ранга Ковалев, вручив ему кружку и настенный календарь с символикой "Адмирала Пантелеева" и большой торт, изготовленный по этому случаю корабельными коками. Мэтью, широко улыбаясь, был явно взволнован таким радушием. Во время ужина в кают-компании он попросил русских офицеров разделить с ним его торжество за чаепитием.
На третий день учения, когда корабли вышли в пролив Лаперуза, погода испортилась. Дождевой фронт темной стеной протянулся на десятки миль от южной оконечности Сахалина к северной части острова Хоккайдо. Угрожающе сверкала гроза. Но в небе опять появились самолеты, в том числе и американский "Орион". Где-то вдалеке дымило оранжевой завесой "погибающее" в море судно - начиналась операция по его спасению. С обоих кораблей на воду спустили катера: на нашем находилась аварийно-спасательная группа, на американском - группа оказания медицинской помощи. Над судном, терпящим бедствие, зависли два вертолета. С "Камова" на лебедке спустился в воду фельдшер-спасатель Евгений Журавель, чтобы вытащить тонущего "человека". На этот раз прапорщик поднял на борт вертолета лишь чучело. Но в практике службы экипажа подполковника Воронина были случаи, когда действительно приходилось вылетать к местам аварии судов, спасать из бушующего моря человеческие жизни.
Эпизод за эпизодом - по ходу кораблей к берегам Сахалина. Всплеск эмоций на палубе "Лассена" вызвала передача грузов по канату с одного корабля на другой, когда главный боцман пантелеевцев старший мичман Андрей Савин с расстояния метров в 60 правой рукой закинул на борт эсминца бросательный конец. Американцы-то передали конец своей веревки с помощью выстрела шомполом из винтовки М-14. А уж в символический груз россияне вложили и юмор, и гостеприимство. В пакете, переданном американцам, лежали водка "Русский стандарт", несколько банок красной икры и буханка черного хлеба. Гостинец наших партнеров включал в себя печенье и бейсболки с корабельной символикой. Одну из таких кепок командир БПК решил подарить своему однокашнику по военной академии комбригу капитану 2 ранга Игорю Осипову.
Заключительной точкой "Тихоокеанского орла" стала красивая траурно-торжественная церемония отдания почестей морякам советской подлодки "Л-19" и американской "Ваху", погибшим во Второй мировой войне в проливе Лаперуза. Подобный церемониал впервые проводился совместно минувшим летом во время международного "Похода памяти" к берегам Сахалина большого десантного корабля БДК-98 и плавбазы подводных лодок "Фрэнк Кэйбл". И ныне корабли, замедлив ход, шли почти рядом, на их вертолетных площадках в парадной форме выстроились члены экипажей. Волнение проявлялось на лицах участников, когда зачитывались списки навсегда ушедших в морские глубины героев-подводников. "Кононенко - Мортон, Павловский - Бурган, Аветов - Грин, Стаханов - Нэндерсон, Рудаков - Кэмпбел, Сидоренко - Лэйп..." Эти сочетания фамилий напомнили нам, что в той войне русские и американцы были союзниками. Под траурную мелодию флотильского оркестра моряки "Адмирала Пантелеева" опустили на морскую воду венок. То же самое почти одновременно сделала и американская сторона. Море подхватило, закружило их, словно торопясь передать поклон погибшим от соотечественников. И - момент прощания!
А торжественные мероприятия продолжились на следующий день, когда наш БПК зашел в порт Корсаков. Делегация военных моряков вместе с представителями местной администрации и ветеранами Великой Отечественной войны возложила цветы и венок к памятнику 300-летия Российского флота, оркестр штаба Приморской флотилии дал плац-концерт на улицах города. Вечером во Дворце культуры "Океан" корсаковцы с удовольствием послушали выступления флотских артистов. За два дня пребывания "Адмирала Пантелеева" на Сахалине его посетили более полутора тысяч местных жителей, восхищаясь мощью боевого корабля.

Весна и лето 1944 г. принесли радость многих побед над немецко-фашистскими захватчиками. Особое ликование среди североморцев вызвало освобождение Одессы и Севастополя. Среди моряков развернулся сбор средств на восстановление города морской славы - Севастополя.

В жизни бригады подводных лодок в этот период также произошли важные события. В конце марта подводная лодка «С-56» была награждена орденом Красного Знамени, а 10 апреля в бригаде появились первые кавалеры орденов морской славы. Ордена Ушакова II степени был удостоен командир бригады капитан 1 ранга И. А. Колышкин; ордена Нахимова II степени - капитаны 2 ранга М. П. Августинович, И. Ф. Кучеренко и Г. И. Щедрин. Медали имени прославленных русских флотоводцев получили главные старшины Ф. Кудряшов и Г. Сорокин, старшины 2-й статьи Н. Фадеев и В. Сидоров, старший матрос И. Шевкунов, матрос И. Базанов и другие отважные подводники, участвовавшие во многих боевых походах. 22 июня 1944 г. в Полярном был открыт памятник героям-подводникам, павшим в боях за Родину. На митинге, посвященном этому событию, моряки поклялись беспощадно уничтожать фашистских захватчиков, новыми боевыми успехами приближать долгожданный час победы над врагом.

В мае на коммуникациях противника активно действовали подводные лодки «С-15», "С-56", «С-103» и «М-201».

"М-201" смело атаковала транспорт, стоявший у пирса селения Мальвик (близ мыса Маккаур). В этом же районе открыла свой боевой счет «С-15» (командир капитан-лейтенант Г. К. Васильев). 29 мая «С-103» (командир капитан 3 ранга Н. П. Нечаев) четырьмя торпедами атаковала три тральщика, два из них затонули.

Летом 1944 г. отличились многие подводные лодки. 20 июня «С-104» (командир капитан 2 ранга В. А. Тураев) в районе Конгс-фьорда получила радиограмму о выходе конвоя из Киркенеса и направилась ему навстречу. Ее атака завершилась большой удачей - четырьмя торпедами она потопила транспорт, сторожевой корабль и тральщик. За этот блестящий успех весь экипаж лодки удостоился высоких правительственных наград. Политотдел бригады выпустил по этому поводу специальную листовку "Победителям слава!", в которой рассказывалось о воинской доблести и мастерстве личного состава "С-104". Она заканчивалась призывом: "Товарищи подводники! Настала горячая пора решающих боев. Сейчас нельзя терять ни одного дня, ни одной минуты, все силы, все умение - на поиск и уничтожение вражеских транспортов и кораблей!".

9 июля началась очередная операция подводных лодок и разведывательной авиации на коммуникациях противника. К 12 июля у норвежского побережья были развернуты подводные лодки «Л-15», "Щ-402", «С-56», "С-14" и «М-200». Через два дня в проливе Магерейсунн самолет-разведчик обнаружил фашистский конвой. В его составе насчитывалось 6 транспортов, 10 кораблей и 11 катеров. Три подводные лодки получили радиограммы о движении конвоя и вышли на перехват его.

Утром 15 июля конвой последовательно атаковали подводные лодки «С-56» (в районе мыса Харбакен) и «М-200» (в районе Перс-фьорда). Затем удар по нему нанесла группа торпедных катеров ("ТКА-12", «ТКА-13», "ТКА-238", «ТКА-239», "ТКА-240", «ТКА-241», "ТКА-242" и "ТКА-243") во главе с командиром дивизиона капитаном 2 ранга В. Н. Алексеевым. Ее прикрывала четверка истребителей. Обнаружив конвой у Бек-фьорда, катера под прикрытием дымзавес устремились к нему, чтобы атаковать его центр. Однако, встретив сильное противодействие быстроходных сторожевых катеров, они изменили направление атаки - зашли с хвоста конвоя. В этом бою враг потерял 3 транспорта и несколько кораблей охранения. «ТКА-239» (командир старший лейтенант В. Д. Юрченко) вышел в атаку самостоятельно (до этого был занят уничтожением вражеского дрифтербота). Сильным артиллерийским огнем противнику удалось потопить катер.

Значительного успеха добился в своем пятом боевом походе экипаж «С-103». 23 августа лодка потопила танкер противника. 28 августа капитан 3 ранга Н. П. Нечаев получил радиограмму о движении другого вражеского конвоя. Произведенный штурманом расчет показывал возможность встречи с ним у мыса Харбакен, но для этого необходимо было идти, максимально развив ход. Тогда командир пошел на риск, решив форсировать минное заграждение на перископной глубине. Как всегда, первым известил о приближении противника акустик старшина 2-й статьи Н. С. Березовский. Командир поднял перископ: в 80 каб. от лодки шел конвой из двух транспортов и четырех кораблей охранения, в воздухе висел самолет. Лодка начала сближение. Достигнув расчетной точки залпа, она выстрелила одну за другой четыре торпеды. Через полторы минуты в отсеках отчетливо услышали три взрыва. До пункта назначения не дошли транспорт и сторожевой корабль врага.

В течение всего года активно действовали подводные заградители. «Л-20» совершила шесть боевых походов на постановку мин у берегов противника. Прибывший с Тихоокеанского флота новый экипаж этой лодки, возглавляемый капитаном 3 ранга Е. Н. Алексеевым, быстро освоился с обстановкой на Северном морском театре и значительно приумножил боевую славу корабля.

С новым экипажем лодка вышла в море 11 июня. Ее провожали командир и начальник политотдела бригады, моряки других лодок. По доброй традиции командир однотипной «Л-15» капитан 3 ранга В. И. Комаров пожелал Алексееву боевого успеха и отдал швартовы. В походе участвовал опытный подводник командир дивизиона капитан 2 ранга М. П. Августинович.

14 июня на оживленном участке коммуникаций в районе острова Рольвсей «Л-20» поставила мины, на которых на следующий день подорвался и затонул фашистский транспорт в 7 тыс. брт.

В конце июня лодка снова выходила в море для постановки мин. На этом минном заграждении затонул еще один вражеский транспорт.

Подводные заградители «Л-15» и «Л-22» также осуществили несколько минных постановок на вражеских коммуникациях.

В сентябре флот готовился к разгрому врага в Заполярье. В соответствии с общим планом Петсамо-Киркенесской наступательной операции намечалось усилить действия североморцев на морских коммуникациях противника. В период подготовки и в ходе операции, с 15 сентября по 31 октября, подводные лодки совершили 17 боевых походов. В завершающих боях на Севере участвовали «С-14», "С-15", «С-51», "С-56", «С-101», "С-102", «С-104», "Щ-402", «М-171», "Л-15", «Л-20», "В-2", «В-3» и «В-4». Это был самый напряженный период в боевой деятельности подводных лодок Северного флота в 1944 г.

Похожие публикации