Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Торговый путь по волге варяг. Путь из варяг в персы - byzantine_way

В начале августа в Баку прошел знаковый саммит глав России, Азербайджана и Ирана, на ко­тором Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани обсудили конкретные проекты сотрудни­чества в регионе. особое вни­мание было уделено проектам на Каспийском море. В частно­сти, совместное использование трубопроводной инфраструктуры для транспортировки углеводоро­дов Каспия, создание междуна­родных энергетического коридора и транспортного «Север-Юг», призванного соединить Северную Европу с Южной Азией… В этой связи стоит вспомнить также и глобальный проект Трансиранско­го канала, задуманный более 100 лет назад.

Построение кратчайшего водного пути в бассейн Индийского океана из Северной Атлантики по Волго-Балтийскому маршруту кардинально меняет транспортную логистику Евразии

В БОЛЬШОЙ ИГРЕ И СТАВКА ВЫСОКА

Давным-давно поделенные и осво­енные океанские пространства сно­ва штормит под геополитическими и экономическими ветрами. Споры держав даже на главных морских торговых путях все еще не закон­чены. Только что заработал новый Панамский канал, соединяющий, как и старый, Панамский залив Тихого океана с Карибским морем Атлантики. Символично, что пер­вым по нему прошел гигантский контейнеровоз под гонконгским флагом…

Эта «честь» обошлась ему в 829 тысяч долларов. Дороговизна нико­го не пугает - время дороже денег. На ближайшие месяцы зарегистри­ровали проход еще около 200 круп­ных торговых судов.

Свой современный «дублер» в августе прошлого года появился и у Суэцкого канала. Это позволит удвоить пропускную способность ­с 300 до 600 миллионов тонн грузов в год. Суэцкая и Панамская океан­ские связки, вклад которых в раз­витие мировой экономики просто неоценим, всегда были безальтер­нативны и не знали конкуренции. Однако, вполне возможно, скоро узнают. Конкурент Панамско­му - Никарагуанский (если точно, Большой Никарагуанский межоке­анский канал - БМК) уже просма­тривается на горизонте. Но судьба его решается в невидимых геопо­литических сражениях на суше.

278 километров протяженность будущего Большого никарагуанского межокеанского канала

Сама идея Никарагуанского ка­нала всегда была альтернативой Панамскому. Но история сложи­лась так, как сложилась, и оконча­тельное слово было за США. Они почти 100 лет контролируют дви­жение судов между двумя океана­ми и не намерены отказываться от этого. Бросить вызов мировому ге­гемону решился окрепший Китай. Китайская малоизвестная инвести­ционная компания HKND со штаб-квартирой в Гонконге получила концессию на строительство и экс­плуатацию БМК. Канал протяжен­ностью 278 километров, шириной от 300 до 500 метров и глубиной до 30 метров пройдет по территории Никарагуа. Это будет самое амби­циозное и современное гидротех­ническое сооружение в мире, опе­режающее даже Новый Панамский. Начать эксплуатацию планируется в 2019 году, завершить все работы в 2029-м. Стоимость проекта - бо­лее 40 миллиардов долларов. За год по БМК будет проходить 5000 судов.

Зарубежные СМИ пишут о БМК как о трехстороннем (Китай - Ни­карагуа - Россия) сооружении. Воспринимается он прямым вызо­вом США - и они готовы ответить на него. Главный фронт борьбы по­ка - экологический. Американская и европейская пресса уже на весь мир выражают свою озабочен­ность: «Вторжение России и Китая в Латинскую Америку приведет к экологической катастрофе в Ни­карагуа». Напряжение нарастает. Посол США в республике потре­бовал раскрыть всю экономиче­скую, финансовую информацию, методологию расчетов, проведе­ния конкурсов, принятия решения о выборе собственников, данные экологического мониторинга.

В русле «Большой игры» рас­сматривается и Трансиранский канал. Проложить его, чтобы со­единить Каспийское море с Пер­сидским заливом, Россия и Иран намеревались еще более 100 лет назад. Он мог быть современником Панамского и внести не меньший вклад в мировую экономику. Но возобладала геополитика - стра­тегические интересы Запада. Ка­нал был и остается их заложником и жертвой. До недавнего времени, кроме специалистов, о нем никто и не вспоминал. Поэтому сенсаци­онно прозвучали слова иранского посла Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербурга: «Москва и Тегеран обсуждают воз­можность прокладки канала от Каспийского моря до Персидского залива по иранской территории».

Казалось бы, достаточно вы­веренная информация - даже при большом желании зацепиться в ней не за что. Но российские и араб­ские СМИ «заштормило» от публи­каций, так или иначе затрагиваю­щих канал и все, что с ним связано. «Рябь», вызванная этим «штормом», дошла и до западной прессы. Слова дипломата связали и с сирийскими событиями, и отношениями России с Турцией, с российской «агресси­ей» по всем направлениям.

120 ЛЕТ ОБСУЖДЕНИЯ

Стало понятно, что посол не вовре­мя задел какие-то скрытые струны. Он даже поспешил то ли опровер­гнуть сам себя, то ли уточнить: канал «не собираются строить». Но обсуждать еще совсем не значит строить. И почему бы не пообсуждать, учитывая, что в 1999 году пра­вительство ИРИ официально утвер­дило технико-экономическое обоснование этого проекта. Более того, как сообщило армянское информ­агентство, год назад президент Ирана Хасан Рухани в разговоре с президентом Армении Сержем Саргсяном подчеркнул: «Мы не должны жалеть усилий, чтобы со­единить Персидский залив с Чер­ным морем».

Каспий и есть самая удобная и самая выгодная связка. Правда, частично реализуется проект МТК «Север - Юг» (международный транспортный коридор) для кон­тейнерных перевозок из Северной Европы и Прибалтики в Индию че­рез Россию, Иран. Его российское железнодорожное плечо в 2513 километров: Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Саратов - Вол­гоград - Астрахань. Но и оно упи­рается в Каспийское море, обходя Черное, и включает судовые, же­лезнодорожные или автомобиль­ные перевозки на пути к иранско­му порту и из него в индийский Мумбаи, который по праву назы­вают «Ворота Индии».

2513 километров российское железнодорожное плечо проекта транспортного коридора «Север-Юг»

Перекладной способ всегда до­роже и сложнее прямого. Те же европейские контейнеры (прибал­тийские, немецкие, скандинавские и прочие) быстрее, дешевле, бес­хлопотнее (и целее) дойдут по Беломорско-Балтийскому, Волго-Дон­скому каналам до Каспия. И даль­ше до Персидского залива по Трансиранскому каналу - если он когда-нибудь появится.

Почему же опровергает сам себя посол страны, крайне заинтересо­ванной в этом судоходном МТК от Северной Европы в Индию - и не только в нее? В 1999-м, когда в Те­геране утвердили ТЭО Трансиран­ского канала, Иран находился под американскими санкциями якобы за нарушение договора о нераспро­странении ядерного оружия. Это означало, что Америка накажет любую страну, компанию, органи­зацию за участие в строительстве и за оказываемую ему помощь. США, как известно, в подобных случаях не прощают нарушения своих запретов. Возможно, что­бы избежать санкций, индийские, иранские и российские фирмы под­писали соглашение о транспорти­ровке экспортно-импортных грузов по маршруту Шри-Ланка, Индия -Иран - Каспийское море - Россия.

Впрочем, при хорошем раскладе будущих событий Трансиранский канал значительно усилит потен­циал МТК, к которому подключи­лись еще и Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия. Пока, правда, работает только пле­чо Иран - Россия…

Впрочем, поведение посла в какой-то мере объяснимо. После того как Тегеран и Запад договори­лись по ядерной проблеме (а Россия своей последовательной политикой способствовала этому), с Ирана на­чали снимать санкции и республи­ка приступила к ревизии заморо­женных из-за отсутствия средств старых проектов. Значительная часть из них (общей стоимостью более 150 миллиардов долларов) ре­анимируется. Среди них - и проект Трансиранского канала.

Но беда в том, что он остает­ся под санкциями и пристальным контролем США. Осталась и угро­за наказания «за интерес» к нему. Получается, что транзитные амби­ции Ирана, его желание обеспечить свой свободный транспортный ход для Америки более опасны, чем амбиции ядерные. Поэтому и Те­герану, и Москве не хочется при­влекать к каналу внимание. Иран и Россия и без того находятся под прессом Запада - вот и приходится осторожничать.

Почему же в Никарагуа Мо­сква идет против интересов США, а здесь предпочитает избегать противостояния? Прежде всего в Никарагуа главный инициа­тор (и бенефициар) - Китай. Его ни угрозами санкций, ни самими санкциями с намеченного пути не сдвинуть. Пекину чужих денег не надо - способен сам сделать все, что нужно, и заплатить за все, что нужно. Попытки воздействовать на него «мировым общественным мнением» тоже бесполезны. Скорее всего, США будут бить по «слабому звену» - по никарагуанской власти экологическими майданами, чтобы вынудить ее отложить проект для тщательного изучения…

В 1943 году во время Тегеранской конференции Иосиф Виссарионович Сталин встретился с шахом Мохаммедом Реза-Пехлеви. Они оценили проект канала Каспий-Персидский залив как «обоюдовыгодный и потому перспективный»
Фото с сайта www.dianliwenmi.com

В затянувшейся персидской транзитной истории у Москвы нет крепких союзников. Оппонен­тов же и без США предостаточ­но - Турция, Саудовская Аравия со своим окружением, НАТО. Иран и тот постоянно колебался, под­страиваясь под сильных мира сего. Но и отказаться от давней мечты ни Москва, ни Тегеран генетически не способны. Вот и приходится об­суждать, обсуждать и обсуждать в ожидании лучших времен.

Заглянем во времена минувшие. Идею выхода России к южному -Индийскому - океану из Каспия осознал и высказал более трехсот лет назад Петр I. Сказочные богат­ства Индии тогда манили всю Ев­ропу. Петр I видел, как ими прирас­тают владычицы морей и торговли. Знал он и о пути варягов через Русь к грекам и персам и понимал, что этот путь должен возродить­ся как судовой. Поэтому утвердил державу на берегах Балтики, Азов­ского, Каспийского и Черного мо­рей, прорубив «окна» и в Северную Европу, и в Южную Азию.

Понятно, что императору не мечталось доплыть из Каспия в Индийский океан. Такой канал и для сегодняшней технической цивилизации - уникальная задача. О нем всерьез и надолго загово­рили только через 270 лет. И вы­нудила к этому Турция, с которой у империи никогда не складыва­лись отношения. Анкара владеет проливами Босфор и Дарданеллы -проходом из Черного моря в Сре­диземное - контролирует южный морской ход в Россию и из России и в любой момент способна пере­крыть его. Александр III предло­жил Европе разместить русские военные гарнизоны на берегах пролива, чтобы обеспечить свобо­ду мореплавания для всех. Англия, Австро-Венгрия, Германия, Фран­ция дружно отвергли инициативу. Западу, а эти страны составляли тогда его вес и силу, была выгодна вечная зависимость России от Бос­фора и Дарданелл.

3 миллиарда долларов годовой доход от введения в действие Трансиранского канала

Оставался единственный спо­соб выбраться из геополитической ловушки - проложить судовой ход в обход ее. Тогда и вспомнили об идее Петра Великого - о прямом пути в Индийский океан. В 1889­1892 годах русские военные ин­женеры провели все необходимые расчеты и обоснования канала из Каспия через Персию («коренное» имя Ирана) к Персидскому заливу. В 1904 году совместная российско-иранская комиссия начала обсуж­дение конкретных юридических и финансовых вопросов и статуса проекта. Договориться не удалось. Россия настаивала на варианте концессии, экстерриториальности (по такой формуле создавались и Панамский, и Суэцкий каналы), поскольку ей предстояло финан­сировать и выполнять основные работы. Иран (в то время Персия) предполагал совместное - 50 на 50 - владение огромным гидро­техническим сооружением. Его поддерживали ближние и дальние «друзья»-советники, обвиняя Мо­скву в империализме и колониа­лизме.

Так сорвалась первая попытка начала строительства. Потом судь­ба канала обсуждалась многократ­но и безрезультатно - всегда что-то случалось в последний момент… В 1943 году во время Тегеранской конференции Иосиф Виссарионо­вич Сталин встретился с шахом Мохаммедом Реза-Пехлеви. Они оценили канал как «обоюдовы­годный и потому перспективный». Война, устранение ее катастрофи­ческих последствий снова отодви­нули проблему на потом. Оно на­ступило в июле 1956 года. Извест­на протокольная запись о встрече предсовмина СССР Н. Булганина с шахом М. Пехлеви: «Обе стороны придают значение изучению про­екта сооружения судоходного ка­нала Каспий - Персидский залив».

Через шесть лет (они ушли на раздумье Ирана) вопросами стро­ительства занялась очередная рос­сийско-иранская комиссия. Спустя год с ее первыми выводами озна­комили посетившего Тегеран пред­седателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева. Во время визита в 1963 году он подписал два соглашения, составивших юридическую основу проекта: «О совместном использо­вании водных ресурсов погранич­ных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через террито­рию СССР, советских - через тер­риторию Ирана». В апреле 1968 года прилетевший в Тегеран предсовмина СССР Алексей Косыгин обсудил и одобрил предваритель­ный проект канала.

Против него решительно и ак­тивно выступали Турция, НАТО. Руководители США открыто заявляли, что он противоречит на­циональным интересам Америки. Канал действительно разрушал сложившуюся систему контроля за действиями СССР в Мировом океане (используя проливы Бос­фор, Дарданеллы, Гибралтар). Од­новременно усиливал роль Совет­ского Союза на Ближнем Востоке и в южных регионах Азии. Вашинг­тону тогда удалось торпедировать советско-иранские договоренности.

Слабым переговорщиком ока­зался шах, М. Реза-Пехлеви не мог не отступить. США закупали 70 процентов иранской нефти, а свы­ше 40 процентов иностранных инвестиций в республике были американскими. При такой зави­симости послушание неизбежно. Впрочем, и оно не спасло ни шаха, ни его режим. По мнению экспер­тов, Америка подтолкнула и его свержение, и ирано-иракскую вой­ну, которая радикализировала страну, ее элиту, ее власть. По­этому у канала появился еще один шанс - в 1999 году правительство утвердило его технико-экономиче­ское обоснование, подготовленное российско-иранскими экспертами. США (на всякий случай) предпри­няли профилактические меры - ввели санкции против проекта и всех причастных к нему. Так со­рвалась, не успев и начаться, вто­рая попытка сооружения канала. И не только из-за американских санкций. Они помогли скрасить собственную слабость, свою зави­симость от Запада. До Крыма и Си­рии нам еще нужно было дожить.

Теперь их предстоит пережить, из­бегая новых точек обострения.

ЗАЧЕМ РОССИИ КАНАЛ?

Если верить нашим министрам-экономистам, обещающим средне­срочное развитие по 1,5-2 процента в год, осторожничать нам придется долго. Говорят: ну и что, 300 лет прождала своего часа идея импе­ратора - еще подождет и ничего с ней не случится. А с нами? Стра­не нужны прорывные направления роста. Путь из варяг в персы - одно из них. За три века Каспий - самое большое соленое озеро на планете сумело дотянуться Волго-Донским и Беломорско-Балтийским канала­ми до северных морей, до Арктики. Сформировался кинжальный судо­вой ход, вертикально прорезающий российские пространства с севе­ра на юг. Остается совсем ничего, чтобы продлить морской путь до Персидского залива, до Индийско­го океана. Он будет вдвое короче, значит, и значительно дешевле тра­диционного турецкого маршрута с его проливами.

Принципиально изменится вся транспортная схема Евразии. Рос­сия получит еще один южный вы­ход в Мировой океан, избавится от бдительного присмотра Турции и НАТО, контролирующих черно­морские проливы Босфор и Дар­данеллы. Как результат: снизится роль Турции в регионе и возрастет влияние России и Ирана. Анкара потеряет главный инструмент дав­ления на нас и будет вынуждена стать более осмотрительной и до­брожелательной. Выиграют, безус­ловно, все прикаспийские страны. Это - геополитика.

С экономикой не все ясно - ос­новные положения утвержденного Тегераном ТЭО пока не раскрыты. По информации иранских экспер­тов, протяженность канала - 700 километров, из которых 450 прой­дет по судоходным рекам. Прорыть придется «всего» 250 километров. И это будут трудные горные ки­лометры. Каспий на 27-29 метров ниже уровня Мирового океана - потребуется система шлюзов. Тех­нических сложностей возникнет немало. Экологических - тем бо­лее. Есть время тщательно заранее разобраться, чтобы избежать не­гативных последствий - не повто­рить судьбу и беду Арала.

700 километров проектная протяженность Трансиранского канала

Стоимость всех работ, по иран­ской оценке, - 10 миллиардов долларов (по более осторожной оценке - 15 миллиардов долларов).

Годовой доход превысит 3 милли­арда. То есть канал в любом случае окупится за пять лет. Но его, как принято говорить, кумулятивный эффект намного выше. Трансиран­ский канал подтолкнет развитие внутренних регионов - и России, и тем более Ирана. Для Дагестана, например, он может стать сказоч­ной синей птицей. Главный судо­вой ход (если заработает) обрастет «притоками» из Северной Атлан­тики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского, Волжско-Каспийского бассейнов. Канал со­единит их напрямую с Индийским океаном. Вопрос: кто заплатит за несомненный общий выигрыш? И невелики вроде бы деньги (10 или 15 миллиардов долларов), но кто рискнет вкладывать их при усиливающемся экономическом и политическом кризисе. Разве только Китай, если ему потребует­ся морской «Шелковый путь»!

С такими затратами справилась бы и Россия. Тем более что для нее строительство Трансиранского канала — это огромные промышленные и строительные заказы, тысячи новых рабочих мест. Но у нее своя беда: речное судоходство, каналы, шлюзы на грани развала. За последние четверть века они обмелели, обветшали, проржавели. Об этих проблемах говорил Владимир Путин на Госсовете. И если водное хозяйство не привести в порядок, не восстановить его былой потенциал, то без грузов долгожданный независимый южный транспортный выход в Мировой океан превратится в водоканал для крайне засушливых территорий Ирана.




Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский - фиолетовым.

Волжский или волго-балтийский торговый путь - самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных - ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований - Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Картина С. В. Иванова изображает продажу варягами рабов (сакалиба) хазарам согласно описанию ибн Фадлана.

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX-X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства - Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921-922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование - Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.


Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, поэтому это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI-XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. В то время Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.


В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин - голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

До сих пор из книги в книгу, из учебника в учебник кочует такая схема древнерусской истории. Русская государственность возникла на Днепре, вокруг Киева (или сначала на севере, вокруг Великого Новгорода, но центр потом всё равно переместился на Днепр).
В XI - XII вв. переселенцы из Поднепровья начали интенсивно заселять земли будущей Центральной России. Благодаря этому к концу XII века Ростово-Суздальская (или Владимиро-Суздальская) земля усилилась, и её князья стали доминировать над всей Русью.

Обоснование этому находят в совпадении многих названий старинных городов Центральной России с городами Киевской Руси. Галич, Звенигород, Переяславль, Владимир… В черте Владимира-на-Клязьме есть речки Ирпень (Рпень) и Лыбедь – как в Киеве. Переяславль-Русский (что ныне Переяславль-Хмельницкий в Киевской области Украины) стоит на речке Трубеж. В Северо-Восточной Руси возникли два Переяславля – и оба на речках по имени Трубеж: Переяславль-Рязанский (теперешняя Рязань) и Пере(я)славль-Залесский.

Но так ли уж верна и безупречна эта версия?

Сто лет назад замечательный русский историк А.Е. Пресняков подверг её развёрнутой критике. Он отметил, что в летописях нет указаний на то, что князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский основывали в Северо-Восточной Руси новые города, а не просто возобновляли и укрепляли старые. Он обратил внимание на то, что цивилизация в Суздальской земле должна иметь глубокие исторические корни, не уступающие в древности городам Поднепровья. Об этом свидетельствуют прекрасные каменные храмы второй половины XII – начала XIII столетия во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском. Такое строительство и выработка своеобразного художественного стиля были возможны только в области с давними традициями городской жизни и развитой культурой.

Ещё одну черту отмечал в этой связи Пресняков. Город Суздаль моложе Ростова Великого, тем не менее в XII веке он уже явно доминирует над Ростовом, и земля именуется Суздальской. Аналог возвышения города Владимира над другими городами этой земли ранее уже произошёл как возвышение Суздаля. То есть эта земля обладала богатой историей к тому моменту, как летописные источники её фиксируют.

Наконец, по сообщению «Повести временных лет», ещё в конце IX века вятичи, жившие в верховьях Оки, платили хазарам дань «по шлягу с дыма». Дым это очаг, т.е. один дом, а шляг – серебряная монета германского происхождения (шиллинг). Это свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и широких торговых связях этого, казалось бы, «медвежьего угла».

Та же «Повесть» говорит нам о «пути из варяг в греки» по Днепру, что знакомо всем со школьной скамьи. И все учебники видят в этих словах указание на торную торговую дорогу. Но имел ли он в действительности такое значение?

Академик В.Л. Янин составил карту находок монетных кладов IX века на территориях европейской части России, Украины и Беларуси. На ней отчётливо видно, что большинство находок концентрируется в бассейне верхней Волги. В то же время вдоль Днепра таких кладов найдено очень мало. О чём это говорит? О том, что наиболее интенсивным торговым путём по Русской равнине того времени был Волжский, который, таким образом, можно назвать «путём из варяг в персы». И главные выгоды от этой торговли доставались Северной Руси.

Академик В.В. Седов установил, что проникновение славянского населения в будущую Центральную Россию началось, самое позднее, в VI веке. И шло оно из бассейна Западной Двины и Приильменья. Седов, основываясь на данных лингвистики и археологии, обосновал иное разделение славян VII - IX вв. на группы. Племена, заселившие Приильменье и бассейн Верхней Волги, относились к венедской группе, тогда как жившие в Нижнем Поднепровье – к антской.

Согласно данным археологии, до конца IX века – времени, когда он впервые упоминается в письменных источниках – поселения на месте Киева не выделялись из массы окрестных славянских поселений. Тогда как на месте Ростова Великого уже в VII веке существовал племенной центр мери – народа, согласно летописи, участвовавшего в основании Древнерусского государства. По мнению Седова, меря к IX веку была уже в значительной степени славянизирована.

Мощная волна славянской колонизации из того же Приильменья накрыла бассейн верхней Волги в X - XI вв.

Всё это означает, что цивилизация в будущей Центральной России имела происхождение, независимое от Киевской Руси. Подчинение этой земли Киеву началось где-то в XI веке и продолжалось по середину XII столетия. Но уже сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский (1157-1174) восстановил её независимость, утвердив её походом на Киев и взятием этого города в 1169 году.

Тверской купец Афанасий Никитин называл свое хождение в Индию грешным, так как его влекли за три моря торговля и простое любопытство. Богатств купец не нажил – «перец да краски это дешево, зато пошлины большие, да на море разбойников много!» А что до грехов, так на то и торговля – кто в ней безгрешен?

Не было бы этой волжской торговли – не было бы и России. В XV веке Тверь и другие русские города были лишь торговыми станциями на древнем пути, ведущем из Индии в страны Балтии. А ведь уже Святослав Игоревич осознал его державное значение.

Русь изначально складывалась как городская военно-торговая корпорация. В отличие от франков, стремившихся к контролю сельской округи в ущерб городской жизни, русско-балтийские князья вышли из урбанизированной южной Балтики. Гамбургский хронист XI века полагал, что славянский Волин в Померании – самый большой город мира. Там жило, по его сведениям, 900 семей. Это была одна из пиратских столиц в длинном ряду славянских поселений этого региона: Старград у вагров, Рерик у ободритов, Дымин, Узноим, Велегощ, Гостьков у лютичей, Волин, Штетин, Камина, Клодно, Колобрег и Белград у поморян описаны у немецких авторов как поселения с богато украшенными храмами и хорошо устроенные в хозяйственном отношении, с многочисленными ремеслами, откуда множество людей отправляется в чужие земли для торговли или войны, сажая и лошадей на корабли, что позволяет быстро проходить чужие земли.

Укрепившись на Старой Ладоге, воинственные балтийские славяне развивали дальнейшую экспансию в двух направлениях – в сторону Днепра и в сторону Волги. Волжский путь защищали более сильные соперники. Но и цена приза была выше.
Согласно подсчетам, приведенным в книге Д. Гребера «Долг: первые 5000 лет истории», греки были попросту не в той весовой категории.

Собственно, потому-то волжские государственные образования булгар и хазар, контролировавшие торговые пути на Ближний Восток и в Китай, и были так сильны, что могли сопротивляться завоеванию дольше населения Поднепровья. Собственно, поэтому русские правители стремились эти пути отобрать.

Но и Поволжье, будучи однажды завоеванным, в дальнейшем держалось за Русь. В Смутное время от Руси отпали все ее западные города, а центральное правительство присягнуло польскому королю Владиславу. Только Поволжье оставалось очагом сопротивления как внешним захватчикам, так и коллаборационистам. А ведь Поволжье начала XVII века даже не было преимущественно русским! Оно и само лишь недавно попало в московский плен. Но деньги волжских купцов и татарские отряды сослужили службу не полякам, а России.

Не в меньшей степени Поволжье сыграло роль станового хребта России в годы гражданской войны, сохранив лояльность центральному правительству большевиков. К Волге рвались европейские захватчики в критическом 1942 году. Снова Волга.

Лишь однажды – в годы пугачевского бунта – Поволжье восстало против России, и любой объективный анализ покажет, что это было самое страшное восстание в русской истории. Опасно для русского государства забывать о том, где оно, собственно, находится, в какой культурно-географической реальности. Опасно забывать о развитии волжского торгового пути.

Но это путь из Индии через Иран на Балтику. Торговля с этими странами – прямое продолжение и смысл волжского пути.Деньги стремятся туда, где рождаются товары. Это означает, что денежная река из Европы течет по Волге на юг, в Индию.

Точнее, могла бы, если бы новая «семибоярщина» не упражнялась так долго в присягах западным «партнерам».

В 2015 году нашими главным торговыми партнерами были Китай и Нидерланды, из балтийских государств Германия заняла 4-е место, Финляндия – 10-е место. Индия «отдельной строкой» не просматривается. Волга как международный торговый путь не используется или почти не используется. Стоит ли удивляться падению нашего внешнеторгового оборота, если мы не занимаемся этим вопросом системно и с учетом опыта нашей истории?

Опасность нашего положения состоит также в том, что «партнеры», значительно превосходящие нас в экономической мощи, как на Западе, так и на Востоке, напротив, мыслят системно и прекрасно осознают конкурентные возможности пути «из варяг в персы». Они приложат любые усилия, что этого пути не было. А нас – в отсутствие такой альтернативы, затрут между АмероЕвропой и БританоКитаем, превратив в нищего транзитера, готового работать за кредитные подачки, наподобие Украины.

Напротив, на южном маршруте мы, помимо Индии, – единственная крупная экономическая величина, а в технологическом плане превосходим всех своих потенциальных партнеров – но активности в налаживании этого маршрута Россия не проявляет, если не считать встреч на высшем уровне, где ведутся соответствующие разговоры. Но ведутся от случая к случаю, как правило, не с нашей подачи. А воз уже 20 лет все на том же месте. Такое положение следует менять и, конечно, инициатива не может исходить только «сверху». В Москве, к сожалению, слишком много сторонников альтернативных интересам России путей ее «развития».

Транспортный коридор «Север-Юг» должен обслуживать целый комплекс интересов: торговых, финансовых, военных и гуманитарных. Для таких крупных стран, как Индия и Россия это не только «федеральный», но и региональный проект. Логично, если его будут активнее двигать снизу региональные силы – деловые или политические. Это прекрасная возможность для политической партии заявить о себе и получить поддержку в Волжском регионе и на Каспии. Это также повод для налаживания международного гуманитарного сотрудничества по образцу тех инициатив, которые уже предпринимаются с российской стороны на Ближнем Востоке. Волжский торговый путь – задача русского масштаба, и патриотическая, и выгодная.

Сегодня 31 октября 2011г. в новом офисе регионального отделения Русского географического общества состоялось заседание Комиссии по исторической реконструкции и историческому туризму Пензенского РГО, возглавляемой руководителем ВИК «Засека», членом Ученого совета Евгением Погореловым.

Для справки:
Комиссия занимается воссозданием материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Актуальные направления исторической реконструкции это живая история и турниры.
Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период.
Руководит комиссией Евгений Васильевич Погорелов, возглавляющий патриотическое объединение молодежи военно-исторический клуб «Засека» , участник многочисленных фестивалей и походов.

На заседании Комиссии, кроме заслушивания доклада ее руководителя о проделанной работе были намечены пути ее развития на будущий период.
« Все мы хорошо помним наши экспедиции, прославляющие Сурский край: 1688 - километровый поход на ладьях от Ельца до Азова, который доказал возможность похода князя Святослава Игоревича по реке Дон из земли вятичей на хазарскую крепость Саркел. Наши ребята, которые участвовали в международной экспедиции в этом году на копии скандинавской ладьи «Сварог» снова - показали себя на реках России и Украины с самой лучшей стороны. И еще одно значимое мероприятие, прошедшее в Пензе: 9-й Общероссийский фестиваль военно-исторической культуры и исторического туризма «Гардарика - Восточный путь». Тема фестиваля: «Русь X века и ее соседи».

Эти мероприятия созданы на энтузиазме пензенских патриотов, кому не безразлична история родного края и России в целом, судьба наших будущих поколений. » - выступил Евгений Погорелов.

На обсуждении были затронуты вопросы развития в регионе исторического туризма, развитие новых его направлений, привлечение в данную работу широких слоев общественности.

«Своей работой мы, члены Русского географического общества, хотим вдохновлять людей на любовь к России. Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать. И поэтому важно собирать, обрабатывать и распространять достоверные сведения о нашей стране - основная стратегическая задача развития Русского географического общества. Историческая реконструкция и исторический туризм - именно те составляющие, которые способствуют объединить усилия патриотов родного края в его исследовании, сохранении наследия наших предков для будущих поколений.» -отметил председатель Пензенского РГО Игорь Пантюшов.

На следующем заседании Ученого совета регионального отделения будет разработан и утвержден план его работы на следующий 2012 год.

Одним из масштабных проектов Комиссии по исторической реконструкции и историческому туризму будущего года является экспедиция «Из варяг в персы» к 1150-летию образования Русского государства (2012 г.).
На копии ладьи 9-10 веков экспедиция пройдёт по важнейшему водному пути, связывавшему Скандинавию, земли Древней Руси через Каспийское море с Персией и арабским Востоком.

Маршрут: Санкт-Петербург - р. Нева - Ленинградская область - Ладожское озеро - р. Свирь - Онежское озеро - Вологодская область - р. Вытегра - Волго-Балтийский канал - Белоозеро - р. Шексна - р. Волга - Рыбинское водохранилище - Ярославская область - Костромская область - Нижегородская область - республика Чувашия - республика Татарстан - Ульяновская область - Самарская область - Саратовская область - Волгоградская область - Астраханская область - республика Калмыкия - Астраханская область - дельта р. Волги - Каспийское море - республика Калмыкия - республика Дагестан - Дербент - республика Дагестан - республика Азербайджан - Баку.

Своей работой мы, члены Русского географического общества, хотим вдохновлять людей на любовь к России. Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать. И поэтому важно собирать, обрабатывать и распространять достоверные сведения о нашей стране.

Похожие публикации