Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Кто первый путешественник совершил кругосветное путешествие. История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара

Про «Кругосветные путешествия» - 1.

Так уж мы устроены: не успеем достичь одной цели, как на горизонте начинает маячить новая цель - более высокая, далекая и труднодостижимая. У всякого путешествующего, рано или поздно, появляется цель проехать вокруг света.

Вот и я - путешествовал всегда много и по разному. И по суше, и по воде, и поздуху. И пешком - по горам и долам, на мотоцикле и машине - по городам и странам, на байдарках, надувных плотах, яхтах и кораблях - по рекам, озерам и морям, на самолетах и воздушных шарах даже - по странам и континентам.
И когда появилась возможность, время (вышел на пенсию) и некоторое количество денег (которых на самом деле, при правильной организации путешествия, надо не так уж и много) - задумал это свое Кругосветное автомобильное путешествие - «100 стран - 100 000 км»

Прежде чем что-то сделать самому - необходимо изучить опыт других.
Так что же такое - Кругосветное путешествие?
Кругосветное путешествие («кругосветка») - путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось, пересекая все ее меридины, и завершается в исходной точке.
Очевидно, что попав на Северный или Южный полюса, можно сделать малый круг вокруг этого центра и формально вы сделали Кругосветное путешествие. Это самый простой и быстрый вариант Кругосветного путешествия, если только вы не добирались до этих полюсов самостоятельно, по поерхности Земли.
А последовательное путешествие по отдельным странам Европы, Азии, Америки и Африки хоть и будут вашим личным достижением, но не могут считаться Кругосветкой.
Опять же, не могут считаться кругосветчиками те, кто облетел Землю по "кругосветному" самолетному билету за две недели с пятью промежуточными посадками.
Кругосветным путешествием считается такое путешествие, при котором путешественник обходит Землю по большому кругу.
Длина этого большого круга определяется с большой точностью в соответствии с правилами Международной авиационной федерации для установления рекорда скорости в кругосветном перелёте. В таком полете самолёт должен пересечь все меридианы и приземлиться на том же аэродроме, с которого вылетел. Эта длина составляет 36787,559 км.
Для кругосветных путешествий эту дистанцию можно округляют до 37 000 км.
Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным утешествием.

Совершить Кругосветное путешествие в непрерывном, одностороннем движении, очень трудно и в вопросе о том, какое путешествие можно считать кругосветным, а какое - нет, существует большое количество разнообразных мнений.
Одни полагают, что нужно побывать на всех континентах (кроме Антарктиды) или частях света, другие настаивают на посещении определенного количества стран.
В Союзе кругосветчиков России (есть такой союз, учрежденный одним из известных путешественников России - Владимиром Лысенко, Новосибирск), для каждого вида передвижений установлены свои критерии.
Для обычных путешественников (бэкпекеров - рюкзачников), пользующихся общественным транспортом, достаточно трех критериев:
- 2 раза пересечь экватор,
- пересечь все меридианы,
- проехать по. земле (или воде) не меньше 40 тыс. км.

Выдающиеся кругосветные путешествия.
1519-1522 - первое в истории человечества кругосветное плавание под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано.
1525-1528 Андрес Урданета. Из 450 членов экспедиции Гарсия Жофре де Лоиза спаслось 25 моряков.
1577-1580 - второе кругосветное путешествие под командованием англичанина Фрэнсиса Дрейка (галеон «Золотая лань»).
1580-1584 и в 1585-1589- Мартин Игнатио Лайола, внук Великого Инквизитора, первый из европейцев, совершивших кругосветку дважды.
1586 - 1588 - третье кругосветное путешествие под командованием английского мореплавателя и пирата Томаса Кэвендиша
1598-1601 - Оливье ван Ноорт - первый голландец.
1766 - француженка Жанна Барре, переодевшись мужчиной, стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие.
1803-1806 - первое русское кругосветное плавание под командованием адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.
1819-1821 - кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в сложнейших условиях в южнополярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный»; подтвердила факт существования Антарктиды, которая формально была открыта ими 16 (28) января 1820 года.
1853 - "Арго", первый пароход совершивший кругосветный переход.
1872 - «Вокруг света за 80 дней» - вымышленное Жюлем Верном кругосветное путешествие.
1895-1898 - первое одиночное кругосветное плавание на парусной яхте (за 3 года, 2 месяца и 2 дня), капитан яхты «Спрей» - канадский моряк Джошуа Слокам.
1911-1913 - русский спортсмен Анисим Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде.
1929 - первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания. Немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера за 20 суток преодолел с тремя промежуточными посадками около 34 тыс. км.
1933 - Пост, Уайли (22 ноября 1898 - 15 августа 1935), американский лётчик, первым, в одиночку, совершил кругосветный перелёт.
1957 - три американских самолёта B-52 осуществили первый беспосадочный полет вокруг Земли.
1960 - первое подводное плавание на подлодке «Тритон» (США) под командованием капитана Эдварда Бича.
12 апреля 1961 - первое космическое Кругосветное путешествие. Летчик советских ВВС Юрий Гагарин, на корабле «Восток-1», осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли.
1966 - отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение.
1968-1969 - первое одиночное безостановочное кругосветное плавание на парусной яхте (312 дней), капитан яхты «Суахили» - Роберт Нокс-Джонстон. Нокс-Джонстон совершил свой переход во время первой безостановочной парусной гонки вокруг света под названием "Золотой глобус", причём Нокс-Джонстон единственный из девяти участников благополучно завершил гонку.
1976-1978 - первое женское одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурек», отважная путешественица - Кристина Чойновская-Лискевич.
1986 - первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Дик Рутан (англ.) и Джина Игер (англ.) на «Вояджере»). Длительность - 9 дней, 3 минуты, 44 секунды.
1992-1998 - Пётр Плонин и Николай Давидовский совершили конное кругосветное путешествие.
1996-1999 - Николай Литау совершил на яхте «Апостол Андрей» первое кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые пройдя на парусной яхте по Северному морскому пути.
1997-2002 - Владимир Лысенко первым из россиян совершил автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту - через крайние точки континентов («перекрестив» их), проехав 160 тыс. км через 62 страны мира.
1999-2002 - Валерий Шанин проехал вокруг света автостопом - на попутных машинах, самолетах, грузовых судах. На это потребовалось 1080 дней и $280.
2002 - американский миллионер Стив Фоссетт стал первым в мире человеком, совершившим кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку. Длительность полёта - 13 дней.
4 марта 2005 - американский миллионер Стив Фоссетт завершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт без дозаправки на реактивном самолёте «Глобалфлайер-311». Длительность полёта - 67 часов.

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.

Автор идеи

Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.

В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).

Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.

Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.

Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.

О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.

Подготовка к экспедиции

В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.

Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.

Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.

Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.

Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.

Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.

Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.

Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.

Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.

Атлантический океан

Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.

От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.

Мятеж

К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.

Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.

Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.

Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.

Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

Тихий океан

Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.

Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.

Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.

Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.

В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.

Смерть Магеллана

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Завершение экспедиции

Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.

Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.

Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова. У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.

«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.

Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.

Итоги экспедиции

Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.

Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.

Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.

Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.

Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.

Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.

АМУНДСЕН Руал
(1872-1928)

Маршруты путешествий

1903-1906 гг. - арктическая экспедиция на судне «Йоа». Р.Амундсен первым прошел Северо-западным проходом от Гренландии к Аляске и определил точное на тот момент положение Северного магнитного полюса.
1910-1912 гг. - антарктическая экспедиция на корабле «Фрам».
14 декабря 1911 года норвежский путешественник с четырьмя товарищами на собачьих упряжках достиг Южного полюса земли, опередив экспедицию англичанина Роберта Скотта на месяц.
1918-1920 гг. - на корабле «Мод» Р.Амундсен прошел по Северному Ледовитому океану вдоль берегов Евразии.
1926 г. - совместно с американцем Линкольном Элсуортом и итальянцем Умберто Нобиле Р.Амундсен совершил перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска.
1928 г. - во время поисков пропавшей в Баренцевом море экспедиции У.Нобиле Амундсен погиб.

Имя на географической карте

Имя норвежского путешественника носят море в Тихом океане, гора в Восточной Антарктиде, залив около берегов Канады и котловина в Северном Ледовитом океане.
Антарктическая научная станция США названа в честь первопроходцев: «Амундсен-Скотт полюс».

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич
(1778-1852)

Маршруты путешествий

1803-1806 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен принимал участие в первом русском кругосветном плавании под командованием И.Ф.Крузенштерна на корабле «Надежда». Все карты, вошедшие впоследствии в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», составлены им.
1819-1821 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен возглавил кругосветную экспедицию к Южному полюсу.
28 января 1820 года на шлюпах «Восток» (под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена) и «Мирный» (под командованием М.П.Лазарева) русские моряки первыми достигли берегов Антарктиды.

Имя на географической карте

В честь Ф.Ф.Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, шельфовый ледник и котловина в Антарктиде.
Имя русского мореплавателя носит российская антарктическая научная станция.

БЕРИНГ Витус Ионассен
(1681-1741)
датский мореплаватель и исследователь на русской службе

Маршруты путешествий

1725-1730 гг. - В.Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, целью которой были поиски сухопутного перешейка между Азией и Америкой (о плавании С.Дежнева и Ф.Попова, фактически открывших пролив между материками в 1648 году, точных сведений тогда не было). Экспедиция на судне «Святой Гавриил» обогнула берега Камчатки и Чукотки, открыла остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов).
1733-1741 гг. - 2-я Камчатская, или Великая Северная экспедиция. На корабле «Святой Петр» Беринг пересек Тихий океан, достиг Аляски, обследовал и нанес на карту ее берега. На обратном пути во время зимовки на одном из островов (ныне Командорских) Беринг, как и многие члены его команды, погиб.

Имя на географической карте

Кроме пролива между Евразией и Северной Америкой, имя Витуса Беринга носят острова, море в Тихом океане, мыс на побережье Охотского моря и один из крупнейших ледников на юге Аляски.

ВАМБЕРИ Арминий (Герман)
(1832-1913)
венгерский ученый-востоковед

Маршруты путешествий

1863 г. - путешествие А.Вамбери под видом дервиша по Средней Азии из Тегерана через Туркменскую пустыню по восточному берегу Каспийского моря в Хиву, Мешхед, Герат, Самарканд и Бухару.

ВАНКУВЕР Джордж
(1757-1798)
английский мореплаватель

Маршруты путешествий

1772-1775 гг., 1776-1780 гг. - Дж.Ванкувер в качестве юнги и гардемарина участвовал во втором и третьем кругосветных плаваниях Дж.Кука.
1790-1795 гг. - кругосветная экспедиция под командованием Дж.Ванкувера исследовала северо-западное побережье Северной Америки. Было установлено, что предполагаемого водного пути, соединяющего Тихий океан и Гудзонов залив, не существует.

Имя на географической карте

В честь Дж.Ванкувера названо несколько сотен географических объектов, в том числе остров, бухта, город, река, хребет (Канада), озеро, мыс, гора, город (США), бухта (Новая Зеландия).

ГАМА Васко да
(1469-1524)
португальский мореплаватель

Маршруты путешествий

1497-1499 гг. - Васко да Гама возглавил экспедицию, открывшую для европейцев морской путь в Индию вокруг Африканского континента.
1502 г. - вторая экспедиция в Индию.
1524 г. - третья экспедиция Васко да Гамы, уже в качестве вице-короля Индии. Во время экспедиции умер.

ГОЛОВНИН Василий Михайлович
(1776-1831)
русский мореплаватель

Маршруты путешествий

1807-1811 гг. - В.М.Головнин руководит кругосветным плаванием на шлюпе «Диана».
1811 г. - В.М.Головнин ведет исследования Курильских и Шантарских островов, Татарского пролива.
1817-1819 гг. - кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», во время которого было сделано описание части Алеутской гряды и Командорских островов.

Имя на географической карте

Именем русского мореплавателя названы несколько бухт, пролив и подводная гора, а также город на Аляске и вулкан на острове Кунашир.

ГУМБОЛЬДТ Александр, фон
(1769-1859)
немецкий ученый-естествоиспытатель, географ, путешественник

Маршруты путешествий

1799-1804 гг. - экспедиция в Центральную и Южную Америку.
1829 г. - путешествие по России: Урал, Алтай, Каспийское море.

Имя на географической карте

Именем Гумбольдта названы хребты в Центральной Азии и Северной Америке, гора на острове Новая Каледония, ледник в Гренландии, холодное течение в Тихом океане, река, озеро и ряд населенных пунктов в США.

Ряд растений, минералов и даже кратер на Луне названы в честь немецкого ученого.
Имя братьев Александра и Вильгельма Гумбольдтов носит университет в Берлине.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович
(ок. 1605-1673)
русский землепроходец, мореплаватель

Маршруты путешествий

1638-1648 гг. - С.И.Дежнев принимал участие в речных и сухопутных походах в районе реки Яны, на Оймяконе и Колыме.
1648 г. - промысловая экспедиция во главе с С.И.Дежневым и Ф.А.Поповым обогнула Чукотский полуостров и достигла Анадырского залива. Так был открыт пролив между двумя континентами, который впоследствии был назван Беринговым.

Имя на географической карте

Именем Дежнева назван мыс на северо-восточной оконечности Азии, хребет на Чукотке и бухта в Беринговом проливе.

ДРЕЙК Фрэнсис
(1540-1596)
английский мореплаватель и пират

Маршруты путешествий

1567 г. - Ф.Дрейк принял участие в экспедиции Дж.Гаукинса в Вест-Индию.
С 1570 г. - ежегодные пиратские рейды в Карибском море.
1577-1580 гг. - Ф.Дрейк возглавил второе после Магеллана кругосветное плавание европейцев.

Имя на географической карте

Именем отважного мореплавателя назван самый широкий пролив на земном шаре, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ Жюль Себастьен Сезар
(1790-1842)
французский мореплаватель и океанограф

Маршруты путешествий

1826-1828 гг. - кругосветное плавание на корабле «Астролябия», в результате которого были нанесены на карту часть берегов Новой Зеландии и Новой Гвинеи, обследованы островные группы в Тихом океане. На острове Ваникоро Дюмон-Дюрвиль обнаружил следы погибшей экспедиции Ж.Лаперуза.
1837-1840 гг. - антарктическая экспедиция.

Имя на географической карте

Именем мореплавателя названо море в Индийском океане у берегов Антарктиды.
Французская научная антарктическая станция носит имя Дюмон-Дюрвиля.

ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
ибн аль-Лавати ат-Танджи
(1304-1377)
арабский путешественник, странствующий купец

Маршруты путешествий

1325-1349 гг. - отправившись из Марокко в хадж (паломничество) Ибн Баттута побывал в Египте, Аравии, Иране, Сирии, Крыму, дошел до Волги и жил какое-то время в Золотой Орде. Потом через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию, посетил Индонезию и Китай.
1349-1352 гг. - путешествие в мусульманскую Испанию.
1352-1353 гг. - путешествие по Западному и Центральному Судану.

По просьбе правителя Марокко, Ибн Баттута вместе с ученым по имени Джузай написал книгу «Рихла», где обобщил сведения о мусульманском мире, собранные им во время путешествий.

КОЛУМБ Христофор
(1451-1506)
португальский и испанский мореплаватель

Маршруты путешествий

1492-1493 гг. - Х.Колумб возглавил испанскую экспедицию, цель которой заключалась в поиске кратчайшего морского пути из Европы в Индию. Во время плавания на трех каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» были открыты Саргассово море, Багамские острова, Куба и Гаити.
12 октября 1492 года, когда Колумб достиг острова Самана, признано официальным днем открытия европейцами Америки.
Во время трех последующих экспедиций через Атлантику (1493-1496 гг., 1498-1500 гг., 1502-1504 гг.) Колумб открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских островов, побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.
До конца жизни Колумб был уверен, что достиг Индии.

Имя на географической карте

Имя Христофора Колумба носят государство в Южной Америке, горы и плато в Северной Америке, ледник на Аляске, река в Канаде и несколько городов в США.

В Соединенных Штатах Америки есть Колумбийский университет.

КРАШЕНИННИКОВ Степан Петрович
(1711-1755)
русский ученый-натуралист, первый исследователь Камчатки

Маршруты путешествий

1733-1743 гг. - С.П.Крашенинников принимал участие во 2-й Камчатской экспедиции. Сначала под руководством академиков Г.Ф.Миллера и И.Г.Гмелина изучал Алтай и Забайкалье. В октябре 1737 года Крашенинников уже самостоятельно отправился на Камчатку, где до июня 1741 года проводил исследования, по материалам которых впоследствии им было составлено первое «Описание земли Камчатки» (тт. 1-2, изд. 1756).

Имя на географической карте

Именем С.П.Крашенинникова названы остров близ Камчатки, мыс на острове Карагинский и гора у озера Кроноцкое.

КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович
(1770-1846)
русский мореплаватель, адмирал

Маршруты путешествий

1803-1806 гг. - И.Ф.Крузенштерн возглавил первую российскую кругосветную экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева». И.Ф.Крузенштерн - автор «Атласа Южного моря» (тт. 1-2, 1823-1826)

Имя на географической карте

Имя И.Ф.Крузенштерна носит пролив в северной части Курильских островов, два атолла в Тихом океане и юго-восточный проход Корейского пролива.

КУК Джеймс
(1728-1779)
английский мореплаватель

Маршруты путешествий

1768-1771 гг. - кругосветная экспедиция на фрегате «Индевор» под командованием Дж.Кука. Определено островное положение Новой Зеландии, открыты Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии.
1772-1775 гг. - цель второй возглавленной Куком экспедиции на судне «Резольюшен» (найти и нанести на карту Южный материк) не была достигнута. В результате поисков открыты Южные Сандвичевы острова, Новая Каледония, Норфолк, Южная Георгия.
1776-1779 гг. - третья кругосветная экспедиция Кука на кораблях «Резольюшен» и «Дисковери» имела целью найти Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Проход найден не был, но были открыты Гавайские острова и часть побережья Аляски. На обратном пути Дж.Кук был убит на одном из островов аборигенами.

Имя на географической карте

Именем английского мореплавателя названы самая высокая гора Новой Зеландии, залив в Тихом океане, острова в Полинезии и пролив между Северным и Южным островами Новой Зеландии.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
(1788-1851)
русский флотоводец и мореплаватель

Маршруты путешествий

1813-1816 гг. - кругосветное плавание на судне «Суворов» из Кронштадта к берегам Аляски и обратно.
1819-1821 гг. - командуя шлюпом «Мирный», М.П.Лазарев участвовал в кругосветной экспедиции под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена.
1822-1824 гг. - М.П.Лазарев руководил кругосветной экспедицией на фрегате «Крейсер».

Имя на географической карте

Именем М.П.Лазарева названы море в Атлантическом океане, шельфовый ледник и подводный желоб в Восточной Антарктиде, поселок на побережье Черного моря.
Российская антарктическая научная станция также носит имя М.П.Лазарева.

ЛИВИНГСТОН Давид
(1813-1873)
английский исследователь Африки

Маршруты путешествий

С 1841 г. - многочисленные путешествия по внутренним областям Южной и Центральной Африки.
1849-1851 гг. - исследования района озера Нгами.
1851-1856 гг. - исследования реки Замбези. Д.Ливингстон открыл водопад Виктория и первым из европейцев пересек Африканский материк.
1858-1864 гг. - исследование реки Замбези, озер Чилва и Ньяса.
1866-1873 гг. - несколько экспедиций в поисках истоков Нила.

Имя на географической карте

Именем английского путешественника названы водопады на реке Конго и город на реке Замбези.

МАГЕЛЛАН Фернан
(ок. 1480-1521)
португальский мореплаватель

Маршруты путешествий

1519-1521 гг. - Ф.Магеллан руководил первым в истории человечества кругосветным плаванием. Экспедиция Магеллана открыла побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнула континент, преодолела пролив, названный впоследствии именем мореплавателя, затем пересекла Тихий океан и достигла Филиппинских островов. На одном из них Магеллан был убит. После его смерти экспедицию возглавил Х.С.Элькано, благодаря которому единственный из кораблей («Виктория») и последние восемнадцать мореплавателей (из двухсот шестидесяти пяти членов команды) смогли достичь берегов Испании.

Имя на географической карте

Магелланов пролив находится между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля, соединяет Атлантический и Тихий океаны.

МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич
(1846-1888)
русский ученый, исследователь Океании и Новой Гвинеи

Маршруты путешествий

1866-1867 гг. - путешествие на Канарские острова и в Марокко.
1871-1886 гг. - изучение коренных жителей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов Северо-Восточного берега Новой Гвинеи.

Имя на географической карте

Берег Миклухо-Маклая находится в Новой Гвинее.

Также имя Николая Николаевича Миклухо-Маклая носит Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

НАНСЕН Фритьоф
(1861-1930)
норвежский полярный исследователь

Маршруты путешествий

1888 г. - Ф.Нансен совершил первый в истории лыжный переход через Гренландию.
1893-1896 гг. - Нансен на корабле «Фрам» осуществил дрейф через Северный Ледовитый океан от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген. В результате экспедиции был собран обширный океанографический и метеорологический материал, но Северного полюса Нансену достичь не удалось.
1900 г. - экспедиция по изучению течений Северного Ледовитого океана.

Имя на географической карте

Именем Нансена названа подводная котловина и подводный хребет в Северном Ледовитом океане, а также ряд географических объектов в Арктике и Антарктике.

НИКИТИН Афанасий
(? - 1472 или 1473)
русский купец, путешественник по Азии

Маршруты путешествий

1466-1472 гг. - путешествие А.Никитина по странам Ближнего Востока и Индии. На обратном пути, остановившись в Кафе (Феодосия), Афанасий Никитин составил описание своих путешествий и приключений - «Хождение за три моря».

ПИРИ Роберт Эдвин
(1856-1920)
американский полярный путешественник

Маршруты путешествий

1892 и 1895 гг. - два похода через Гренландию.
С 1902-го по 1905-й гг. - несколько безрезультатных попыток покорить Северный полюс.
Наконец, Р.Пири объявил, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года. Однако через семьдесят лет после смерти путешественника, когда, согласно его завещанию, были рассекречены дневники экспедиции, оказалось, что дойти до полюса в действительности Пири не смог, он остановился на 89˚55΄ с.ш.

Имя на географической карте

Полуостров на крайнем севере Гренландии называется Земля Пири.

Похожие публикации