Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Целительная сила растений час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. Внеклассное мероприятие "лекарственные растения" Сценарий мероприятий о целебных травах для взрослых

Литературное путешествие в мир лекарственных растений.

Ведущий: Щедра земля наша. Произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. И среди них есть травы, цветы, деревья по-особому дорогие людям. И не только потому, что радуют неповторимой красотой и помогают лечить разные хвори, но и оттого, что олицетворяют самое близкое человеку – любовь, верность, чистоту, дружбу.

Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам используются с древних времен. Опыт применения их накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Об использовании различных растений в лекарственных целях можно рассказать с помощью старинных легенд и преданий, мифов и сказаний, с использованием пословиц, поговорок и загадок, описаний народных поверий и обычаев. Обратите внимание, как в поэтическом слове с древнейших времен и до наших дней будто случайно, мимоходом, но порой удивительно точно подмечались наиболее характерные и важные для человека свойства растений, их целебное воздействие.

Чтец: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны – вам накапали степь,

Вы в жару – нате степь на горчичном листе.

С.Кирсанов.

Ведущий: В самом деле, творцы произведений искусства при взгляде на травы, цветы, деревья замедляли свои шаги довольно часто. И тогда рождались, посвященные им, картины, музыкальные и художественные произведения. А сколько легенд, сказаний, загадок посвящено различным лекарственным растениям.

И сегодня мы попробуем рассказать о лекарственных растениях, которые знакомы нам с детства, языком легенд.

Отгадайте загадку: зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Участники отвечают: береза ).

Береза – символ России и вечной красоты нашей природы. Недаром о ней сложено столько песен и стихотворений.

Чтец: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

В.А.Рождественский.

Ведущий: Русское слово «береза» очень древнее. Оно едино для всех славянских языков и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры).

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название апреля – «березозол».

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (отмечается в четверг на седьмой неделе после Пасхи). Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой.

У всех славянских народов береза – символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала.

Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Береза ум дает (о розгах).

Стоят столбики беленые, на них шапочки зеленые.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

В белом сарафане встала на поляне.

А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник.

Чтец: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну своих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

С.Есенин.

Ведущий: А сколько у березы целебных свойств. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни печени. С березовыми почками принимают ванны. Самое же ценное – березовый гриб (чага), настоями которого лечатся при язвах, гастрите, раке. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Береза – гостеприимное дерево. Березовая роща радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы растут под березами.

Березовые вопросы.

1. Растение, которым сводят бородавки.

(чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.

(бессмертник)

3. Целебный цветок – предок всех роз.

(шиповник)

4. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает «целитель ран».

(зверобой)

5. Растение, обладающее целительными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.

(валериана)

6. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.

(крапива)

7. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.

(ромашка)

8. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев.

(тысячелистник)

Ведущий: Скажите, какую траву и слепой знает? (Участники отвечают: крапива ).

«Злюка», «зараза», «чертов сорняк» – вот только печатные эпитеты, которыми часто награждают крапиву. Однако надо быть справедливыми, крапива, может быть и не самое декоративное растение, но очень полезное.

Чтец: Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

В.Солоухин.

Ведущий: Жегалка, жигалка, стракива, стрекава, стрекучка, ожига, жгучка, жигучка, огонь крапива – это все имена, которыми, согласно Толковому словарю В.Л.Даля, награждали крапиву на Руси.

В старину крапива занимала не последнее место в жизни людей, это подтверждает обилие пословиц, поговорок, загадок и обрядов, связанных с этим растением.

Если бы на крапиву не мороз, с нею б и сладу не было.

С ним водится, что в крапиву садиться.

Не садись под чужой забор, а хоть в крапиву, да в свой.

Хоть и не огонь, а жжется.

Сама холодная, а людей жжет.

Стоит зелена, дотронешься – ошпаришься, а свинья съест – не подавиться.

У русского народа крапива пользовалась известностью как магическое растение.

Старики утверждали, что русалки, ведьмы, лешие и другая нечисть всего более боится крапивы и осины. В ночь на Иванов день крапиву, собранную ранним утром, использовали для устройства «купальских огней», для того, чтобы отгонять болезни и другие напасти от людей и домашних животных; раскладывали ее на окнах, порогах домов и в хлевах, чтобы защитить их от нечистой силы.

Старинный магический метод лечения лихорадки состоял в том, чтобы, крепко ухватив крапиву, вырвать ее с корнем, назвав при этом имя больного и имена его родителей.

Самыми сильными охранными и целительными свойствами обладали та крапива, которая росла в никогда не освещаемых солнцем местах.

Долгое время крапива использовалась в качестве волокна для выработки тканей.

В старину изделия из крапивы занимали не последнее место у славянских народов. Из крапивной пряжи вязали носки, которые носили при ревматизме и радикулите. Лубяные волокна крапивы шли на выработку пряжи, веревок, каната, шпагата, грубых тканей, рыболовных снастей, которые отличались крепостью, легкостью, долго не намокали в воде и не гнили, а также делали из них сита для процеживания меда и просеивания муки.

Ткань полученная из более мягких нитей крапивы, шла на рубахи и скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканные изделия. Из более твердых нитей крапивы готовили пряжу, идущую на грубое полотно – ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов.

Крапиве как магическому и прядильному растению посвящена одна из самых поэтических сказок Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди». По словам доброй волшебницы, принцесса Эльза могла только одним способом спасти своих братьев – диких лебедей: сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Однако за время всей работы она не смела произнести ни одного слова, в противном случае вся ее работа была бы напрасной. Кроме того, волшебной силой обладала только та крапива, которая росла на кладбище. Желание спасти братьев было таким сильным, что никакие обстоятельства – ни разлука с любимым мужем, ни обвинение в колдовстве и осуждение на казнь – не могли заставит Эльзу прекратить плетение кольчуг из крапивы. Уже по пути к месту казни в последний момент она успевает накинуть на диких лебедей кольчуги из крапивы, и все одиннадцать лебедей превращаются в прекрасных принцев. Так Эльза волшебной силой крапивы и силой своей любви спасла братьев.

На Руси крапива широко использовалась как пищевое растение. Издавна у крестьян почитались крапивные щи, недаром существует народная поговорка «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится». Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре.

Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в годы тяжелых испытаний. Во время ВОВ это был единственный источник витаминов. Поэтому крапиву сушили, засаливали, заготавливали впрок на зиму.

Чтец: Я цветы обходил стороной,

Их считал за ненужное диво.

Я искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зеленым огнем,

Обрезал ей колючие ножки.

Необычного цвета лепешки,

Обжигаясь, мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо.

На задворках стоит крапива.

Словно память тех грозных годов.

В.Сергин.

Ведущий: Как лекарственное растение крапива известна давно. Еще Гиппократ, Плиний и Диоскорид упоминали об этом растении как о лекарственном. Римский поэт Овидий называл в своих трактатах крапиву основным компонентом для приготовления эликсира любви. В 11 веке в сочинении итальянского врача Одо из Мена крапива упоминается как четвертое лекарственное растение, ей посвящены 45 стихотворных строк. В «Салернском кодексе здоровья» читаем целую поэму во славу крапивы.

Чтец: Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,

Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.

Примется пить это средство – и кашель запущенный сдастся,

Холод из легких оно изгоняет и язвы чрева,

Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

Взятое жатвы порой и сушеное семя крапивы

Будет полезным лекарством во множестве случаев разных.

Ведущий: Современная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей»,- говорит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях. Настой из цветков применяют как мочегонное и как средство против хронических заболеваний кожи, употребляют как ранозаживляющее, препятствующее нагноению средство наружного на язвы, раны. При застарелом кашле рекомендуют корни крапивы, сваренные в сахарном сиропе. Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

Крапива поистине вездесуща. Она растет везде и всюду, часто мешая развиваться нашим огородным культурам. Давайте попутешествуем по огородам и отгадаем, каким же растениям докучает крапива.

Крапивные вопросы .

1. Эта овощная культура – иностранка на наших полях, прибывшая из-за океана, правда, очень даже к нам прижившаяся. Ее родина – горные плато в Перу. Привез ее в Европу в середине 16 века Христофор Колумб. Первое время ее выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках. В конце 18 века оно было еще новинкой. Французская королева украшала свое платье цветами этой культуры, а плоды подавали только на обед королю.

В России новинку приняли не сразу, кое-где даже начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто растение это сажать грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Но постепенно крестьяне убедились в полезных качествах этой овощной культуры, ведь в долгие студеные зимы она спасала от голода целые семьи.

(картофель)

2. Древние греки считали это растение пищей бедняков. Тем не менее, Пифагор назвал его царем приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Одно из объяснений того, что во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержащиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий, состоит в том, что в их рацион ежедневно входило это растение. Оно содержит летучие вещества – фитонциды, благодаря которым достаточно 1-2 минут, чтобы уничтожить возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.

(чеснок)

3. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля: «вершки и корешки», – идет в дело, ничего не пропадает: стебли и листья отправляют на корм скоту, а золотые зерна попадают на наш стол.

(кукуруза)

4. В Древней Греции венком из этого растения награждали победителей Олимпийских игр. Это пряное растение имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. Это растение широко применяют в кулинарии в качестве гарнира и приправы; его добавляют в первые и вторые блюда сразу перед подачей на стол. Именем этого растения назван один из сказочных героев славянских народов.

(петрушка)

Чтец: О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой прелести твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок,

Воспламеняющей весны!

А.Фет.

Ведущий: Ландыш. Латинское название этого цветка в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез – это они, Садки и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

В Англии существует предание о битве святого Леонарда, одного из подвижников Хлодвига, со страшным драконом. Три дня и три ночи продолжалась кровавая битва. На четвертый день, теряя силы Леонард, наконец, увидел, как страшное чудовище, волоча свой длинный хвост, уползло в глубь леса. чтобы больше никогда оттуда не появляться. Битва эта дорого обошлась Леонарду: его тело было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови святого, выросли цветы чистоты и святости – ландыши. И сейчас на месте битвы можно видеть эти белые душистые цветки.

С глубокого средневековья во Франции сохранился «праздник ландышей». Его отмечают в первое воскресенье мая. Накануне, после полудня, жители деревень отправляются в ближайший лес за ландышами. Набрав букеты, к вечеру возвращаются домой. На другой день утром собранными ландышами украшают комнаты, окна и даже двери. После веселого завтрака устраивают танцы. Каждый танцующий имеет по букетику ландышей. Девушки прикалывают его к корсажу, а юноши – в петлицы сюртуков. Молодые люди, понравившиеся друг другу, обмениваются букетами. Не принять ландыши или дать бросить их на землю означало неприязнь или даже отвращение. Нередко такие танцы заканчивались объяснением в любви.

Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, Леся Украинка, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность.

«Царем цветов я признаю ландыш, – писал П.И.Чайковский,- к нему у меня какое-то бешеное обожание. Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни». Ландышам композитор посвятил стихотворение:

Чтец: Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою,

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склоняясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры –

Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ведущий: Не менее прочувствованные, полные восхищения стихи посвятил ландышу Валерий Брюсов.

Чтец: Ландыш милый, ландыш нежный

Белый ландыш, ландыш снежный

Наш цветок!

Встал ты меж зеленых створок,

Чтоб тебя, кто только зорок,

Видеть мог.

Колокольчики качая

В воздухе веселом мая,

Бел и чист,

Ты, как звезды, в травах светишь,

Ты узором тонким метишь

Полный лист.

Восковой и весь нездешний

Ты блаженней, ты безгрешней

Всех цветов.

Белый, белый, белый, белый

Беспорочный, онемелый

Тайный зов!..

Ведущий: Та же тема неразрывности весны и ландыша звучит в стихотворении С.Я.Маршака.

Чтец: Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой.

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все сое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Ведущий: Любимый поэтами цветок известен и как лекарственное растение, выдержавшее испытание временем. С древности и по настоящее время он широко применяется в медицине.

Особенной популярностью он пользовался в средние века. Правда, иногда ему приписывали слишком много целебной силы. Эти заблуждения запечатлел в романе «Приключения Давида Бальфура» английский писатель Р.Стивенсон: «Взять цветов ландыша, настоять их и пить ложку или две, когда понадобиться,- говорилось в старинном рецепте. – Этот напиток возвращает речь тем, кого разбил паралич, он очень хорош от подагры, успокаивает сердце и укрепляет память. А если поставить бутылку с цветами ландыша на муравьиную кочку, то получится напиток, одинаково полезный и здоровому, и больному, и мужчине, и женщине».

На Руси ландыш употребляли против водянки, заболеваний сердца, эпилепсии, коликов в животе и др. Ягоды растения использовались знахарями «от чоху, от гомозу и от жениной журьбы». Девушки в деревне соком этого растения натирали щеки, чтобы быть румяными.

В настоящее время препараты ландыша применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности. Действуют они как успокаивающее при неврозах сердца и как мочегонные средства.

Не только ландыш является лекарственным растением. Многие другие цветы обладают целебными свойствами. Угадайте, о каких цветах идет речь.

Цветочные вопросы.

1.С незапамятных времен именем этого цветка называют самовлюбленных людей. И повинна в этом древнегреческая легенда. В ней говориться, что жил в далекие времена прекрасный юноша с редким именем. Однажды его увидела нимфа Эхо и сильно полюбила, но юноша, увидевший в реке свое отражение, влюбился в него и не ответил на любовь нимфы, которая от мук неразделенной любви высохла так, что от нее остался только голос. Рассерженные боги превратили самовлюбленного юношу в цветок, дав ему его имя.

Этот цветок используют как лекарственное растение: его листьями можно залечивать раны.

(Нарцисс)

2. Свое название этот цветок получил от окраски лепестков, в переводе с кельтского оно означает «белый». Средневековые алхимики приписывали цветку неземное происхождение и называли его «золотой корень». А в Сибири его называют «пылающее сердце». По легенде, цветок вырос из сердца казака, и кто к нему прикоснется, тот станет сильным, смелым и мужественным. В некоторых странах луковицы этого цветка издавна используют как овощное и лекарственное растение. Из них готовят сладкую приправу, варенье, а сушеные цветки кладут в суп. Сушеные луковицы измельчают и варят их них кашу. Кроме этого, цветками лечат раны, ожоги, а пыльцой – эпилепсию.

(Лилия)

3. Имя этого цветка греческого происхождения, он получил его в честь богини Ириды, и в переводе на русский язык оно означает – радуга. И действительно, цветки этого растения – самых разнообразных оттенков и окрасок. Цветок имеет много полезных свойств. Из корневищ растения получают крахмал, из листьев изготовляют волокна для веревок и грубых тканей. Сухие корневища цветка используют в парфюмерии. Корневища, цветки и семена растения используют как целебные препараты при различных заболеваниях.

(Ирис)

4. Название этого цветка в переводе с латинского означает «меч». Листья его торчат, как острые шпаги, поэтому растение по-русски раньше называли шпажником. По древнеримской легенде, в цветок превратился обагренный кровью меч гладиатора. Его хозяин погиб, но боги, видевшие, как он храбро сражался на арене цирка, сжалились и вернули ему жизнь. В листьях этого растения обнаружен витамин С и вещество сапонин, применяющееся в медицине при легочных и почечных заболеваниях.

(Гладиолус)

Ведущий: Какое растение не возьми – все любопытно, каждое имеет свои целебные свойства. Природа мудра, ибо она – жизнь. Люди с древнейших времен изумлялись растениям и создавали о них легенды, сказки, стихи, связывали с ними свои обычаи и обряды. Так давайте учится видеть в окружающих нас деревьях, травах и цветах не просто растения, но источник вдохновения, красоты и мудрости.

Чтец: Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Вс.Рождественский.

Литература:

1. Кравченко Т. «Нам от болезней всех полезней»: Ботаническая экскурсия в мир лекарственных растений // Библиополе.- 2001.- №1.- С.63-69.

2. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях.- М.: Выс. шк., 1992 .- 272 с.

3.Сигналова О. «О бедной крапиве замолвите слово» // В мире растений.- 2004.- №2.- С.18-23.

Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!

Принимайте участие!

На вебинаре вы познакомитесь с доступными и интересными способами повышения вовлеченности родителей в работу собрания. Участие родителей может быть не только пассивным, а иногда и протестным мнению педагога. Создавайте условия, используйте мягкие формы приглашения в деятельность и обретайте единомышленников в лице родителей.

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Читайте новые статьи

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Внеклассное мероприятие

«Лекарственные растения Хабароского края». 3 класс

Учитель МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск – на – Амуре

Кадыкова Елена Николаевна

Цели:

Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

Расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

Установление причинной связи между отдельными элементами природы;

Развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

Воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.

1. Введение в тему. (Под музыку) Слайд (лес)

У: Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке.

Разбираюсь в её

Травяной картотеки.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты неписанный странный рецепт.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

О чём сти-е? (о природе, растениях)

У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

2. Работа в парах.

А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

3. У: Отгадай кроссворд . Слайд

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. (Крапива)

Вывод : Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

Что объединяет все слова- отгадки? (Это лек. травы)

4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. (Появляется на доске слово Гиппократ)

5. Встреча с травницей и её внуками.

У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?

Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.

Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)

Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.

Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка. (Внук)

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Чтение стих.- я (Внуки)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

6. Физ-ка

Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

Слайд. (С фото и текстом)

Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

7. Ромашка : Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?

8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группах. (У каждой группы карточка)

1. Растения, которым сводят бородавки. (Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. (Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? (Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

- Назвать лишнее слово. (Алоэ)

Молодцы!

Внук.

Тонкий стебель у дорожки, н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

9. Физ – ка.(дети ищут ответ)

Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)

10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П: А это я хочу спросить у ребят.

Вывод:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!

11. Егоровна : Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

12. Музыка. Входит Ландыш. (Без короны)

Загадка. (Слайд)

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Учитель: Ой, а ты кто?

Слайд только с текстом.

13. Ландыш : Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)

Ландыш: Кто же я? (Ландыш) – надевает корону

Слайд с иллюстрацией и текстом.

Ландыш применяют:

Для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

Действует как успокаивающее средство.

Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? (Он ядовит)

14. Ядовитые растения.

Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.

Слайд. Вороний глаз.(Фото)

Вороний глаз ---- птицы ----лекарство

Слайд. Волчье лыко (Фото)

Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи

Вывод.

У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.

15. Экзамен.

1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (Крапива)

2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.

(Картофель)

4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. (Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

Ну, молодцы, настоящие целители!

16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха . Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Брусника.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Учитель. Ты Брусника! 7

А как ты помогаешь людям?

Брусника.

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку

поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

17. Итог .

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка! 8

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Егоровна: Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

Похожие публикации