Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как защищать растения родного края. Тест «Растения родного края

Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.


Тема исследования: Лекарственные растения родного края Объектная область: Медицина Объект исследования: Лекарственные растения, растущие в Калининградской области. Предмет исследования: Значение лекарственных растений для здорового образа жизни. Проблема В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные растения. Знаний в этой области было недостаточно, и мы решили пополнить их, исследуя лекарственные растения нашего края.


Актуальность и новизна Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Гипотеза Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.


Цель работы: Сбор необходимой информации о пользе лекарственных растений в лечении разных заболеваний. Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительной литературой. 2) Знакомство с историей лекарственных растений, с правильной их заготовкой. 3) Определение роли лекарственных растений нашей местности в здоровом образе жизни. 4) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Методы исследования Изучение и использование энциклопедий, научно- публицистических изданий, словарей, метод сравнения, сопоставления. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и найти нужное лекарственное растение от разных болезней и как им лечиться в домашних условиях.








На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.




Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.






Чёрная бузина Малин а В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле. В народной медицине отвар, приготовленный из цветков и плодов черной бузины, применяют как жаропонижающее, потогонное, мочегонное средство




Крапива В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.



Заключение В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной. Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.


Литература. Д.Ткач «Домашний доктор» В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» А.Ф.Гаммерман «Растения- целители».Москва, 1986 г. «Лекарственные растения и их применение».Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г. Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва. В.И.Даль «Толковый словарь»



Одна из главных задач преподавания биологии и экологии является осуществление связи обучения с жизнью, практикой; общественно полезным трудом. В воспитании бережного, ответственного отношения к природе, привитии навыков правильного пользования природными ресурсами большую роль играет изучение в школе лекарственных растений: учащиеся ближе знакомятся с природой родного края, приобретают знания по морфологии, систематике и экологии растений, их использованию в практике, начинают изучать информацию по данным вопросам, что повышает культурный уровень, обогащает знания по ботанике и биологии в целом, приобщает к труду и охране природы. Изучение лекарственных растений родного края (определение мест произрастания, видового состава и запасов сырья) дает возможность развивать устойчивый интерес к биологии. Естественные запасы дикорастущих растений-большое национальное богатство нашей страны. Но эти запасы не беспредельны. Все острее встают вопросы их учета и охраны. Необходимо четко регулировать или совсем исключить сбор растений, ресурсы которых к настоящему времени ограничены. В научной медицине России используется более 200 видов высших растений. Сейчас более 40% лекарственных препаратов, применяемых в медицине, изготавливается из сырья лекарственных растений, а при лечении сердечно-сосудистых, гинекологических заболеваний, печени и желудочно-кишечного тракта-77%. Таким образом, естественные запасы дикорастущих лекарственных растений являются основной сырьевой базой для химико-фармацевтической промышленности и аптечной сети (более 70%). Работа по изучению лекарственных растений в школе может проводиться в следующих формах: урок,экскурсия,экспозиция,выращивание и постановка опытов с лекарственными растениями на учебно-опытном участке, общественно полезная работа по сбору лекарственных растений; при выполнении летних заданий, при организации кружков,факультативов,классных часов,викторин,конференций и т.д. В данном учебном пособии собраны сведения о наиболее распространенных лекарственных растениях нашего района, даны описания их лечебных свойств. У лекарственных растений имеющих большие запасы на территории района имеются карты с обозначением мест их концентрации в районе. В настоящее время все больше выпускников школ выбирают профессии медика и фармацевта. Школьников интересуют вопросы здоровья человека, способы лечения и др. воздействий на организм, в том числе и влияние лекарственных растений на здоровье человека и т.д. Данное пособие поможет учителю при проведении и организации уроков и внеклассных занятий, особенно пригодится при проведении элективных курсов и факультативов по естественным дисциплинам, краеведческой работе. Школьники могут самостоятельно подготовится к занятиям по данной теме, используя информацию пособия. Это учебное пособие лучше изучать в блоке с учебным пособием «Ядовитые растения Челябинской области» т.к. среди лекарственных и дикорастущих растений встречаются ядовитые растения. Каждый школьник должен различать ядовитые растения. Это предотвратит случаи неправильного сбора сырья, отравлений среди школьников, даст более полную характеристику флоры своей местности.

Обзор материала

Введение

Наш мир прекрасен, просторен и в большей части доступен каждому жителю Земли. Покрытый тучными полями, бесконечными океанами и лесными просторами, расчерченный шоссейными и железными дорогами, трассами воздушных пассажирских линий и пароходных путей, готовых перенести человека в любое место земного шара, окружающий мир все больше одомашнивается.

Растения дают нам всё. Травы, деревья и кустарники - это наша еда, лекарства, косметика, одежда, ароматы, колдовство, магия и талисманы. Здоровье, красота лица и тела, душевное спокойствие и устойчивость к стрессам зависят от живительной силы растений. Растения такие же живые, как и мы, они пьют ту же воду, греются на том же солнце и питаются теми же соками земли.

Растения могут быть полезны и опасны одновременно, все зависит от дозировки и способа применения. Каждое растение имеет явную и тайную силу. Мы все выросли на чудных историях и сказках про корень мандрагоры, папоротники и Аленький цветочек. А может, все это правда?

Ведь с незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма X века «Одо из Мена» описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: «Три оружия есть у врача: слово, растение, нож». К сожалению, археологические раскопки не смогли открыть человечеству лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.

И в данный момент многие растения используют в медицинских целях.

К наиболее распространенным и чаще используемым лекарственным растениям относят листья мяты, чабреца, душицы, полыни, зверобоя, а также их комбинации. Однако лекарственные травы требуют профессионального подхода. Их нужно вовремя собрать, знать, как высушить и где хранить. Уборка таких трав нуждается в индивидуальном подходе, так как это слабо окультуренные растения. Например, календула созревает неравномерно, а собирать ее можно несколько раз. Многие лечебные травы, например женьшень, нуждаются в специальном уходе.

Сегодня в мире насчитывается порядка 12000 лекарственных растений, которые обладают целительными свойствами и применяются как в традиционной, так и в народной медицине. При этом зачастую лекарственные растения отлично сочетаются с иными видами лечения.

Но лечебные растения используются не только в терапевтических, а и в профилактических целях, например, для очищения организма. Именно регулярное очищение является одним из секретов людей, которые и в старости могут похвастаться отличным физическим и душевным здоровьем.

К сожалению, все меньше остается людей - хранителей народных медицинских знаний, хотя и интерес к ним и не пропадает. Поэтому целью нашей работы является: изучить и обобщить сведения о лекарственных растениях, растущих в нашей местности, использовании их в современном мире для лечения и профилактики различных заболеваний.

Задачи работы:

1) провести опрос медицинских работников и жителей г. Ровеньки, для того чтобы выяснить используются ли лекарственные растения в настоящее время;

2) изучить научно-популярную литературу о свойства лекарственных растениях;

3) составить книгу «Лекарственные растения родного края»;

4) провести «Экологический утренник»

4) способствовать более широкому применению лечебных трав –изготовить ароматные подушки

5) ознакомится с приготовлением чая с использованием лекарственных растений.

Объект: лекарственные растения, произрастающие в окрестностях г.Ровеньки

Предмет: лечебные свойства лекарственных растений и их применение.

I. Обзор литературы

1.1. История применения лекарственнных растений

Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.

В Древнем Египте богом растительности был Нефертум, в Древнем Вавилоне - Таммуз (Думузи), в Древней Греции - Деметра, Прозерпина и Дионис, а в Древнем Риме - Флора и Вакх. В мифах о растениях также отразились представления людей о ежегодной смене времен года и единстве жизни и смерти в природе.

Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре и наших предков - древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили, что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы.

Волшебные, чудодейственные свойства во многих культурах приписывались растениям.

Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.

Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится с египетских папирусах, которые датированы XVI веком до нашей эры. Еще больше возраст китайских медицинских источников - их относят к XXVI в. до н. э. Однако настоящий рывок в области исследования лекарственных свойств растений был сделан в Древней Греции, где в жили и работали многие выдающиеся ботаники, врачи и натуралисты. Гиппократ (V в. до н э.), которого считают отцом западной медицины, предпринял попытку не только описать свойства лекарственных растений, но и объяснить их целительное действие. Он разделил все съедобные и лекарственные растения на «холодные», «горячие», «сухие» и «влажные», соответственно четырем «стихиям», существование которых в качестве первоосновы мира постулировал - земле, воде, воздуху и огню. Именно эти четыре основополагающих свойства он считал главными в любом живом организме и полагал, что от их равновесия, а также от правильного питания и физических упражнений зависит здоровье человека. Во многом его взгляды совпадали с воззрениями древних целителей Китая.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей. Римский ученый Клавдий Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, развил и систематизировал гиппократовскую теорию о «жидкостях тела». Его учение господствовало в медицине на протяжении нескольких столетий.

С падением Римской империи центр медицинской науки переместился на Восток, и развитие системы Галена продолжилось главным образом в Константинополе и Персии. Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. При этом молитвам в лечении отводилась не меньшая роль, чем лекарственным травам, и в ранних травниках к рецептам непременно прилагались соответствующие молитвы. Хотя это создавало благоприятную почву для шарлатанства и суеверий, в монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. Издавна в Москве продавалось все необходимое для лечения различных болезней.

В сознании очень многих наших современников лекарственные растения («лекарственные травы») представляют собой нечто чрезвычайно устарелое, пережиток глубокой старины. Наш век электроники и автоматики, полупроводников и полимеров кажется плохо совместимым с пучками сушеных трав, от которых человечество в прошлом со слепой верой ждало чудесных исцелений. Успехи синтетической химии, возможность создавать десятки и сотни тысяч новых, никогда до этого не существовавших в природе органических соединений вселяли веру во всемогущество химического синтеза. А ведь лекарственные растения могут не только вылечить, но и поддерживать наш организм в хорошем тонусе, увеличить работоспособность, высвободить те ресурсы, которые тратил наш организм на борьбу с болезнями, улучшить качество жизни.

Природа позаботилась о том, чтобы снабдить свои творения чудодейственными особенностями. В природных лекарствах прекрасно разбирались наши прабабушки, а мы совершенно упустили все это из виду. Конечно, это не означает, что следует преуменьшать значимость уровня современной медицины. Но уметь разбираться в некоторых лекарствах, которые предоставляет нам сама природа, тоже будет не лишним.

1.2 . Фармокологические свойства растений

И зучение опыта народной медицины с её многочисленным набором лечебных средств, анализ их действия дают возможность при современном развитии фитохимии, фармакологии и новейшей лабораторной техники выявлять в них новые, ранее неизвестные лечебные компоненты и включать их в арсенал медикаментозных препаратов современной лечебной практики.

Несмотря на множество синтетических и антибиотических веществ, используемых в современной медицине, интерес к лечению средствами народной медицины не исчез, более того, он за последние десятилетия значительно возрос, что до некоторой степени объясняется ростом аллергических реакций на прием синтетических препаратов. Многие больные, особенно в сельской местности, где ещё сохранился многовековой опыт народной медицины, более охотно прибегают к лечению настоями и отварами целебных трав. Ведь лекарственные растения - это эффективное средство лечения и профилактики многих заболеваний, Рациональная фитотерапия нормализует деятельность нервной системы, регулирует артериальное давление, кровоснабжение мозга, улучшает сон, повышает работоспособность.

Как правило, лекарственные растения и приготовленные на их основе препараты, действуют на организм значительно мягче, чем синтетические лекарства. Лекарственные травы имеют меньше побочных эффектов, чем химические препараты. Они редко вызывают аллергические реакции. Умело составленные сборы можно при необходимости принимать годами без вреда для больного, что особенно важно при хронических заболеваниях.

Больные, длительное время находящиеся на строгой диете и при этом принимающие травы, не страдают авитаминозами, так как в травах содержится комплекс естественных витаминов в оптимальном для организма сочетании. Кроме того, настои лекарственных растений восстанавливают нормальную микрофлору кишечника, ликвидируют дисбактериоз.

Лекарственные травы, особенно их сборы, имеют еще и то преимущество перед синтетическими лекарствами, что в них сохранен первозданный комплекс природного лечебного начала. Известно, что в растениях в различных сочетаниях содержатся алкалоиды, аминокислоты, антибиотики, витамины, гликозиды, дубильные вещества, органические кислоты, жиры, микроэлементы, пигменты, слизи, смолы, фитонциды, эфирные масла и некоторые другие вещества. Этим объясняется комплексное нормализующее воздействие лекарственных растений на весь организм в целом. В своей работе мы изучили подробно наиболее распространённые растения, которые используются жителями нашего города в лечебных целях.

Ромашка

Ромашка аптечная использовалась на протяжении веков как лекарственное растение главным образом для желудочно-кишечного тракта. В Древнем Египте была посвящена солнцу в основном из-за своих целебных свойств. Во всем мире используется в виде чая и ценится как терапевтическое средство для почек, селезенки, от бронхита, простуды, водянки и др. Свежее растение имеет сильный яблочный аромат, поэтому греки назвали его Hamomili, что значит «земляное яблоко». Испанцы называют его Manzanilla, что означает «маленькое яблоко». Используемые части: Цветки.

Применение: Ромашка аптечная наружно применяется для ускорения заживления ран и лечения воспалений. Внутренне применяется от температуры, расстройства пищеварения, бессонницы и стресса. Клинические исследования показали, что применение ромашки аптечной в виде чая обладает успокаивающим действием. Хорошо известны полезные свойства ромашки аптечной при глазных болезнях, таких как конъюнктивит. Ромашка аптечная помогает профилактике язвы желудка и ускорения ее заживления. Широко распространено применение ромашки аптечной для ухода за ранами. Эфирное масло ромашки ускоряет заживление ожогов. Также она борется с грибками и бактериями, вызывающими различные инфекции. Иммунная система: ромашка аптечная повышает активность белых кровяных клеток нашей иммунной системы. Эфирное масло ромашки аптечной стимулирует слабые волосы и придает им природный блеск. Ромашковая ванна – замечательное успокаивающее и тонизирующее средство. Вскипятите горсточку цветков в кастрюле воды. Процедите и влейте в ванну с водой. Полчаса в такой ванне освежат вас и наполнят энергией.

Мята перечная – это ароматическое растение, которое происходит с Ближнего Востока. Арабы на протяжении веков пили мятный чай для стимуляции сексуальной потенции. Гиппократ и Авиценна отмечают лечебные свойства мяты перечной. У Плиния упоминается, что древние греки и римляне плели венки из мяты и украшали ими головы на различных праздниках, а также использовали ее при производстве вина. Используемые части: Листья, надземная часть растения. Применение: Издревле мята перечная используется от болезней желудка и при кишечных расстройствах. Успокаивает вздутие кишечника и усиливает секрецию желудочного сока, тем самым помогая при несварении желудка и кишечных коликах. Эфирное масло, содержащееся в листьях мяты перечной, обладает мягким успокаивающим свойством при болезнях кишечника, снимает боль при язве двенадцатиперстной кишки и устраняет чувство тошноты у людей, страдающих морской болезнью. Мята перечная также является очень эффективным успокаивающим средством при нервных и сердечных болезнях, облегчает зубную боль, удаляет неприятный запах изо рта. При сильных головных болях можно прикладывать ко лбу свежие листья мяты перечной.

Аир обыкновенный

Народные названия: ирный корень, аир пахучий, явер, аир тростинный, татарское зелье, лепех, сабельник, колмус.

Многолетнее травянистое растение с толстым ползучим корневищем. Стебель сплюснутый, вдоль одного края острый. Листья длинные, линейные, мечевидные, заостренные. Цветки мелкие, зеленовато-желтые, собраны на верхушке стебля в цилиндрический початок. Корневище бурого цвета, имеет своеобразный сильный ароматический запах и горький вкус. Цветет с конца мая до июля.

Применяемая часть. Корневище и листья. Корневища собирают ранней весной и поздней осенью, листья - в июне - июле.

Корневища в виде отвара, настоя и настойки используют в качестве горечи для возбуждения аппетита, усиления отделения желудочного сока, повышения желчевыделительной функции печени, тонуса желчного пузыря. Настой из корневищ применяют как тонизирующее, общеукрепляющее, противолихорадочное и отхаркивающее средство.


Барвинок малый.

Вечнозеленый полукустарник со шнуровидным, горизонтальным корневищем длиной 50-70 см, на глубине разветвленным, с пучками нитевидных вертикальных корней в узлах. Стебли двух типов: вертикальные высотой 30-35 см и вегетативные - горизонтальные с удлиненными межузлами, длиной 100-150 см, ветвистые, укореняющиеся в узлах. Листья супротивные, короткочерешковые, эллиптические, обычно острые, блестящие, кожистые, голые, сверху зеленые, снизу сероватые. Цветки одиночные, пазушные, на длинных цветоносах. Плоды - цилиндрические двулистовки с многочисленными семенами. Цветет в мае, плодоносит в июне.

Применение. В народной медицине применяется с древних времен. В средние века считался символом вечности и постоянства. Употребляется в качестве вяжущего, кровоостанавливающего и ранозаживляющего средства.

Препараты барвинка оказывают благоприятное влияние на работу сердца, повышают стойкость капилляров.

Бессмертник песчаный

Народные названия: бессмертник, желтый цмин, цмин песчаный, сухоцвет, сероцвет, золотуха, желтые кошачьи лапки.

Описание. Многолетнее травянистое растение, образующее плотные дерновинки, с деревянистым корневищем. Стебли прямые, неветвящиеся. Листья продолговатые. Цветки мелкие, лимонно-желтые или оранжевые, собраны в соцветия. Растение обладает своеобразным запахом. Цветет с конца июня до сентября.

Применение. Бессмертник песчаный является старинным лечебным средством народной медицины. Настой и отвар из цветков считаются одним из популярнейших желчегонных препаратов, их широко применяют при различных заболеваниях печени, при желтухе, воспалении мочевого пузыря, болезнях желудочно-кишечного тракта, особенно детском колите. Отвар из цветочных корзинок рекомендуют принимать и при радикулитах, онемении ног.

Боярышник кроваво-красный

Высокий кустарник (до 4 м) или небольшое дерево с пурпурно-коричневыми ветками, имеющими прямые колючки. Листья очередные, с прилистниками, короткочерешковые, с крупнозубчатым краем. Цветки белые (с неприятным запахом), собраны в щитковидные соцветия. Плоды шаровидные или продолговатые, мягкие, мясистые, кровяно-красные, кисловато-кислого вкуса. Цветет в мае - июне. Плоды созревают в августе - сентябре.

Боярышник известен как эффективное средство при сердечных заболеваниях, бессоннице, головной боли, головокружении, при повышенном кровяном давлении. Клинические исследования показали его эффективность при функциональных расстройствах сердечной деятельности, мерцательной аритмии, стенокардии, базедовой болезни. Используют как цветы, так и плоды растения.

Валериана лекарственная

Многолетнее травянистое корневищное растение с мочковатыми корнями и прямостоячим стеблем. Листья супротивные, непарноперистосложные, с яйцевидно-ланцетными листочками. Цветки лиловые, бледно-розовые или почти белые, мелкие, душистые, собраны в щитковидно-метельчатые соцветия. Плод - мелкая плоская семянка. Цветет в июне - июле.

Применение. Валериана - старейшее лекарственное растение. Ее препараты понижают возбудимость центральной нервной системы, снимают спазмы, расширяют сосуды сердца, понижают кровяное давление. Настой и настойку из корней и корневищ применяют при нарушении деятельности нервной системы, бессоннице, истерии, судорогах, сердечных неврозах, стенокардии, эпилепсии, базедовой болезни, климактерических расстройствах, мигрени.

Зверобой продырявленный.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1 м с прямостоячими ребристыми стеблями. Листья супротивные, пахучие, продолговатые, с просвечивающимися точечными железками. Цветки желтые, многочисленные, собраны в широкометельчатые соцветия. Цветет в апреле - мае.

Применение. Русская народная медицина считает зверобой травой от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным, антисептическим, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, непроизвольном мочеиспускании, геморрое, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя и настойки.

Земляника лесная

Народные названия: клубника, полуница.

Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и стелющимися укореняющимися побегами. Листья сложные, тройчатые, сверху почти голые, снизу волосистые, что отличает землянику лесную от земляники зеленой (клубники). Цветки белые, с подчашием. Плоды овальные, ярко-малиновые, ароматические, с отогнутыми книзу чашелистиками, а у земляники зеленой они прижаты к плоду. Цветет в мае - июне.


Применение. Свежие плоды земляники возбуждают аппетит, обладают свойством растворять и выводить печеночные и почечные камни, регулировать основной обмен в организме, лечить и предупреждать развитие склероза сосудов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, подагры. Такими же свойствами обладают листья и корневища, из которых готовят отвары и настои. При этом используются только части земляники лесной, целебные свойства которой значительно выше, чем земляники зеленой.

Ландыш майский.

Многолетнее травянистое растение с тонким ползучим корневищем. Листья ярко-зеленые, продолговатые, эллиптические. Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается рыхлой односторонней кистью цветков. Цветки белые, ароматные, шаровидно-колокольчатые. Плод - красно-оранжевая ягода. Цветет в мае - июне.

Применение. Ландыш является популярным народным средством лечения сердечных заболеваний. Его настой и спиртовая настойка замедляют ритм сердечных сокращений, улучшают наполнение пульса, уменьшают одышку, действуют успокаивающе при повышенной нервозности, снимают судороги, головную боль. Применяются при эпилепсии, параличах, астме, сердечной недостаточности, неврозах.


Внутреннее применение препаратов ландыша требует осторожности. Растение ядовитое.

Лопух большой

Народные названия: лопушник, репейник, репейный корень, репяшник, дедовик, репей.

Двулетнее травянистое растение с очередными крупными листьями, сверху зелеными, а снизу сероватовойлочными. Цветки темно-пурпуровые, собраны в шаровидные корзинки с цепкими крючковатыми обертками. Цветет в июне - сентябре.

Применение. Лопух обладает мочегонным, потогонным, молокогонным, противовоспалительным действием. Настой из корней применяют при язве желудка, желудочном кровотечении, гастритах, почечнокаменной болезни, ревматизме и подагре, при хронических запорах, задержке менструаций и различных кожных заболеваниях. Свежие и размоченные сухие листья прикладывают к ожогам, к воспаленным уплотнениям для размягчения, настой из листьев применяют для полоскания полости рта.

Мать–и–мачеха

Народные названия: околоречная трава, камчужная трава, белокопытник, подбел, ранник, водяной лопух, опухольные листья.

Многолетнее корневищное травянистое растение с ползучим длинным корневищем. Стебли прямые, неветвистые, с мелкими желтыми язычковыми цветками, собранными в корзинки. Прикорневые листья округлые, сверху зеленые, снизу беловойлочные. Цветет с апреля до середины мая.

Применение. Мать-и-мачеха применяется как средство, успокаивающее кашель, усиливающее отхаркивание, стимулирующее секрецию желез. Отвар из листьев пьют при болезнях органов дыхания, желудка и кишечника, почек и мочевого пузыря, при диатезе у детей. Наружно отвар или настой употребляют в виде примочек и компрессов при воспалении вен, кожи, опухолях, язвах.

Пустырник пятилопастный

Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.

Многолетнее травянистое растение с деревянистым корневищем и четырехгранным прямостоячим опушенным ветвистым стеблем. Листья супротивные, черешковые, трехраздельные. Цветки розовые, мелкие, собраны мутовками в пазухах верхних листьев. Плоды - трехгранные орешки. Цветет в июне - августе.

Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против «биения сердца», «тяжести желудка». Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство, применяют при базедовой болезни и эпилепсии, неврастении, истерии и одышке.

Пижма обыкновенная

Народные названия: дикая рябинка, полевая рябина, глистник, горлянка, девятильник желтый, маточник, пижма дикая, горбинка.

Многолетнее корневищное растение с прямостоячим ветвистым стеблем. Листья очередные, перисторассеченные, сверху - темно-зеленые, снизу - серовато-зеленые с точечными железками. Цветки в корзинках оранжево-желтого цвета, собраны в густые верхушечные щитки. Цветет в июне - августе.

Применение. Водный настой из цветочных корзинок усиливает функцию желудочно-кишечного тракта, обладает жаропонижающим, противоспазматическим, противоглистным, противомикробным и инсектицидным действием. Применяют при желтухе, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, особенно с пониженной кислотностью, при аскаридах, острицах, головной боли, для уменьшения и остановки менструаций. Наружно настой используют для теплых ванн и компрессов как обезболивающее средство при подагре, ревматизме, судорогах икроножных мышц.

Полынь обыкновенная.

Многолетнее травянистое растение высотой до 150 см с ветвистым стеблем. Листья очередные, перистораздельные, сверху - зеленые, голые, снизу - беловатовойлочные, светлые. Цветочные корзинки мелкие, собраны в длинные густые метелки. Цветет в июле.

Растет среди кустарников, по берегам водоемов, окраинам полей, на лугах.

Применение. Полынь обыкновенная широко используется как успокаивающее, противосудорожное и слабое снотворное средство при эпилепсии, неврастении. Настой и отвар ускоряют менструации и роды, снимают болевые ощущения, повышают аппетит, улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Свежий сок из листьев способствует заживлению ран.

После изучения лекарственных растений была составлена книга. (Приложение 8)

II. Практическая часть

2.1. Изготовление ароматных подушек

Жители нашего города в основном используют лекарственные растения в качестве чая или отвара. Мы решили расширить применение лекарственных растений и сделать подушки из трав, а затем подарить бабушкам и дедушкам. Ведь подушка из трав это лечебное средство и отличный подарок.

В старину подушечки с травами были почти в каждом доме, и к ним очень трепетно относились: украшали вышивкой, обвязывали атласными лентами, обшивали кружевом. Наши прабабушки собирали душистые травки и наполняли ими подушки, на которых спали. Издавна люди верили, что мешочки с целебными растениями приносят в дом богатство, защищают жилье от недобрых сил, а супругов уберегают от ссор и размолвок.

Ароматические композиции могут быть лечебными – они укрепляют здоровье и нормализуют сон, или предназначенными для ароматизации воздуха и создания благоприятной атмосферы в доме. Одни смеси бодрят и поднимают настроение, другие расслабляют, располагают к отдыху, благоприятствуют крепкому, здоровому сну.

Для наполнения саше, кроме трав, используют корочки цитрусовых, кусочки коры, хвою, корень фиалки, гвоздичные звездочки, палочки корицы, стручки ванили и другие пряности. В подушечки с травами также добавляют эфирные масла и морскую соль: они раскрывают ароматы высушенных растений.

Чтобы правильно выбрать ингредиенты для саше, нужно знать, как влияют разные травки на наше здоровье и самочувствие. Мешочки, предназначенные для крепкого сна, наполняют мелиссой, лавандой, лепестками роз, душицей, ромашкой и тимьяном. Для спальни также подходят вербена, мята перечная, мирра, шалфей, ладан, хвоя сосны, цветки апельсина, гардении и жасмина, валериана и герань.

Аромат мелиссы отгоняет меланхолию, устраняет головные боли и кошмарные сны. Лаванда рекомендуется при депрессии и бессоннице, она успокаивает, отгоняет злые мысли, уменьшает агрессию, помогает расслабиться. Лепестки розы исцеляют эмоциональные травмы, снимают нервное напряжение, лечат бессонницу. Мята перечная устраняет нервозность и восстанавливает энергетический баланс. Вербена избавляет от ночных кошмаров, дарит женщине красоту и очарование. Душица прогоняет тяжелые мысли и лечит бессонницу. Ромашка успокаивает, дарит ощущение умиротворения, помогает при депрессии, стрессах, неврозах и бессоннице. Мирра, ладан, шалфей и хвоя сосны очищают пространство от негативной энергии, прогоняют навязчивые мысли, избавляют от усталости.

Очень важно, чтобы доля каждого компонента в саше была нечетной. Наполняют мешочки одним растением либо несколькими сразу. Рецептов ароматических композиций очень много. (Приложение 2)

Ароматические подушечки – это изысканный предмет интерьера, модный аксессуар в доме и настоящий оберег, наполняющий жилье ароматами хвойных лесов, зеленеющих лугов и цветущих садов. Это частичка природы, что живет в доме и дарит каждому его обитателю сладкие сны, радость и умиротворение.

Подушка может иметь разные размеры: от обычного до крохотного. Чем ароматнее и активнее растение (розмарин, шалфей, шишки хмеля), тем подушечка должна быть меньше. Форму подскажет вам ваша фантазия: круглую, квадратную, овальную. Для основной наволочки (чехла или напе́рника) используют только натуральные («дышащие») и плотные ткани (хлопок, лен, тик), чтобы наполнители не просачивались и не кололи лицо и шею. (Приложение 3)

Особенностью и недостатком ароматической подушки является быстрое слеживание трав. Чтобы избежать этого применяют травы, которые держат форму - осоку, вереск, папоротник-орляк, солому.

Добавление этих трав помогает также избежать передозировки в том случае, когда хочется иметь большую подушку, а выбранные травы являются сильно действующими (розмарин, шалфей, шишки хмеля) и сильно пахнущими (мята, душица, бузина).

2.2. Укрепление здоровья чаем с использованием лекарственных растений

Известно, что чаи не только приятны своим вкусом и ароматом, но еще и полезны. Лекарственные сборы и чаи – это смеси высушенных и измельченных лекарственных растений в определенном соотношении. Их составляют из двух или нескольких растений, которые близки по лечебному действию или усиливают это действие.

По своему назначению они делятся на витаминные, профилактические и лечебные.

Витаминные чаи готовят из пищевых и лекарственных растений, содержащих большое количество витаминов и минеральных веществ. Большое количество витаминов находится в плодах и листьях растений. Витамины необходимы организму для построения ферментативных систем. Недостаточное поступление их вызывает патологические состояния, обусловленные понижением активности ферментативных систем. К ним относятся авитаминозы и гиповитаминозы. Такие чаи имеет приятный вкус и запах, хорошо утоляют жажду и удовлетворяют потребность организма в витаминах и минеральных веществах.

Профилактические чаи из лекарственных растений отличаются направленностью воздействия. К примеру, чай может быть противосклеротическим, противоспазматическим, успокоительным, регулирующим углеводный обмен, противовоспалительным и противомикробным. В их состав входят растения, которые оказывают целенаправленное действие на отдельные органы и системы.

Лечебные чаи отличаются большим содержанием биологически активных веществ. Такие чаи стимулируют обмен веществ, кроветворение, повышают защитные силы организма. В домашних условиях лечебный чай обычно готовят из одной, двух и более лекарственных растений, строго выполняя, указанные в рецепте, весовое количество составляющих и технологию приготовления. Применяют только по рекомендации лечащего врачаГрамотное, разумное использование природных лечебных средств облегчит ваше состояние, поможет избавиться от долго мучившего недуга. (Приложение 4)

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГОТОВИТЬ ЧАЙ ИЗ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Цветки заваривают в большом фарфоровом чайнике крутым кипятком. Ягоды перед заваркой надо; свежие раздавить, сухие раздробить. Листья заливают крутым кипятком. Корни, стебли и грубые части растений мелко порезать. Потом кладут их в холодную воду, доводят до кипения на медленном огне и кипятят 10 минут. После заварки чаи из цветков, листьев и ягод настаивают в фарфоровом чайнике 5 - 10 минут, а чаи из корней и стеблей настаивают в эмалированной посуде 10 - 15 минут. Правильно заваренный чай из лекарственных растений обладает неповторимым вкусом, ароматом и цветом, в нем сохраняются все биологически активные вещества. (Приложение 5)

2.3. Результаты исследования

В ходе работы по данной теме мы узнали, что в нашем городе многие жители используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Нам было интересно узнать мнение по данному вопросу и специалистов-медиков, и простых жителей, не имеющих медицинского образования. Поэтому мы обратилась к людям нашего города, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

Мнение медицинских работников. Бирюкова Елена Викторовна, фельдшер

С ноябрь по март нами было опрошено 200 детей, которым был поставлен диагноз ОРВИ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами они лечились народными средствами, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, мята, ромашкаи др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Кретова - Пиманёнок Татьяна Анатольевна, врач центральной городской больницы города Ровеньки.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Синтетические препараты, без сомнения дают лечебный эффект, но при их применении нередки побочные явления: аллергические реакции, явления непереносимости. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

Мнение местных жителей, не имеющих медицинского образования. Салий Лидия Ефимовна

Лекарственные растения я использую, особенно часто стала их применять после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила о средствах народной медицины. А так как я проживаю в частном секторе и недалеко от меня находиться балка, то я могу даже сама заниматься сбором лекарственных трав. Очень люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

Сердюченко Галина Александровна

Мне ещё моя мама говорила, что ничего лучше природного нет. Именно она меня и познакомила со многими лекарственными растениями и с их применением. Например, отваром из ромашки я мою голову, а настой из боярышника принимаю, когда меня мучает бессонница. Все свои знания я стараюсь передать своим детям

Результаты опроса среди жителей г. Ровеньки показали, что многие люди знают о лечебных свойствах растений. (Приложение 1)

Большинство опрошенных лекарственные травы закупают в аптеках, потому как это более надёжный способ, но есть и те, кто любит всей семьей заниматься сбором трав.

Из лекарственных растений используемых жителями самыми распространёнными являются: ромашка, крапива, мята, мелисса, мать – и - мачеха.

Зная лекарственные свойства трав люди чаще употребляют отвар, чай. А вот подушечки из трав редкость, поэтому мы думаем, что наши ароматные подушечки стали очень хорошим подарком.

III . Выводы

В результате проведённых нами исследований, мы выяснили, что в окрестностях нашего города произрастает очень много лекарственных растений.

В нашей работе мы остановилась конкретно только на самых популярных видах лекарственных растений.

Из книг и из бесед с жителями мы познакомились с приготовления настоев, с фармакологическими свойствами лекарственных растений

Из беседы с медицинскими работниками мы поняли, что в современной медицине широко используются и рецепты народной медицины. Как утверждают медицинские работники, применение народных средств очень эффективно, хотя требуется более длительный срок лечения. Применение лекарственных трав улучшает защитные силы организма и повышает общий иммунитет. (Приложение 6)

Учитываю всю пользу лекарственных трав, сделали ароматные подушки, которые будут радовать не только внешним видом, благотворно влиять на организм человека, помогая справиться с бессонницей, стрессом, усталостью, раздражительностью, а также успешно использоваться для профилактики респираторных и вирусных заболеваний

Провели чаепитие с использованием лекарственных растений, а в заключение нашего исследования провели «Экологический утренник» (Приложение 7)

IV. Заключение

Природа является источником здоровья и опасности для человека. Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но нужно быть осторожными: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Обращаться в «зелёную аптеку», также как и в обычную, следует при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.

Мы считаем, что пропаганду об эффективности применения лекарственных трав для лечения различных заболеваний необходимо проводить среди населения, используя все средства (беседы, лектории, оформление стендов), чтобы выработать у людей положительное отношение к использованию лекарственных трав.

Необходимо знакомить людей с правилами заготовки, хранения лекарственного сырья и приготовления лекарственных настоев.

«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством», - утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. Однако, в условиях экологического неблагополучия, важное значение приобретает забота о рациональном использовании природных богатств лекарственной флоры в борьбе за здоровье и активное долголетие людей.

Сценарий мероприятия предназначен для старших дошкольников, учащихся 1–4-х классов (участники мероприятия) и учащихся 5–8-х классов (ведущие мероприятия).

В мероприятии могут принимать участие также родители, педагоги и учащиеся-старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • Формирование у обучающихся знаний о раннецветущих растениях родного края, о растениях, занесенных в Красную книгу;
  • привлечение внимания обучающихся к проблеме охраны раннецветущих растений, формирование у детей заинтересованности в сохранении многообразия растительного мира;
  • повышение уровня экологической грамотности детей и взрослых.

Задачи мероприятия:

  • познакомить обучающихся с разнообразием раннецветущих видов растений;
  • развивать у обучающихся потребность самостоятельно работать с книгами;
  • развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность обучающихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей природной среде, заинтересовать детей в бережном отношении к природе родного края;
  • развивать умение анализировать и находить пути решения обсуждаемой проблемы.

Подготовка и проведение мероприятия вызывает, как правило, интерес учащихся всех возрастных групп.

Учащиеся средней возрастной группы изучают литературу о раннецветущих растениях; готовят сообщения и вопросы для младших школьников; подбирают стихи о раннецветущих растениях; составляют ребусы и кроссворды, решая которые лучше запоминают названия растений.

Учащиеся рисуют растения, оформляют учебный гербарий, готовят поделки; готовят листовки, привлекающие внимание окружающих к проблеме бережного отношения к хрупкой северной природе; подбирают фотографии.

Итогом всей подготовительной работы может быть оформленная учащимися совместно с педагогом тематическая методическая папка “Раннецветущие растения родного края”, которая может быть использована как дидактические материалы при изучении тем: “Раннецветущие растения”, “Охраняемые растения”, “Охрана растений”, “Многообразие растений”, “Знаешь ли ты растения?” и других; оформляются выставка рисунков и поделок, фотовыставка.

Педагог в процессе мероприятия отмечает вклад каждого обучающегося.

Проведение подобного мероприятия позволяет педагогу привлекать к работе все детское объединение, а не отдельных активных учеников; не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной и самодеятельной работы; учитывать дифференциацию в обучении разновозрастной группы.

Самостоятельная работа учащихся при проведении клуба выходного дня является ведущим средством достижения целей экологического воспитания, обучения и развития.

Оборудование и необходимые материалы.

  • плакат-надпись “Раннецветущие растения”.
  • выставка книг, фотографий, открыток, рисунков.
  • плакат-надпись “Не рвите цветы!”
  • плакат-надпись “Берегите красоту родного края!”
  • папка с файлами для оформления тематической методической папки “Раннецветущие растения родного края”.

Для показа презентации необходимы:

  • компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint.
  • проектор для показа презентации.
  • электронный носитель информации с презентацией “Раннецветущие растения родного края”

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Обсуждение проблемы бережного отношения к растениям.
  3. Выступления учащихся.
  4. Демонстрация презентации “Раннецветущие растения родного края”.
  5. Диагностики достигнутых результатов.
  6. Оформление плакатов и листовок.
  7. Подведение итогов.

В начале мероприятия всем предлагается познакомиться с выставкой книг, фотографий, открыток, рисунков

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...
(Из песни Ю.Антонова)

Во вступительном слове педагог формирует у обучающихся мотивацию к изучению раннецветущих растений края.

К обсуждению могут быть предложены следующие вопросы:

– Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям города охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

Дети предлагают оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы; разместить рисунки раннецветущих растений на листе бумаги с надписью “Берегите цветы!” и приклейте их в подъездах домов. (Все высказанные обучающимися предложения по изучаемой проблеме обязательно фиксируйте).

Обучающиеся объясняют, что у растений, расцветающих ранней весной, питательные вещества, образованные в листьях, накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить свой яркий цветок.

Педагог поясняет, что большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить ветреница, прострел, купальница, примула, хохлатка, дицентра и др. Многие виды раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. (Дети знакомятся с Красной книгой).

Выступления учащихся с рассказами о раннецветущих растениях местной флоры.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации “Раннецветущие растения родного края” (Приложение 1) .

Прострел, или сон-трава.

– Так называется это многолетнее растение (на юге Магаданской области – на Охотском побережье обычен прострел многонадрезанный).

Сон-трава – откуда это название? Утверждают, что если пожевать корень прострела, то наступает сон – глубокий и долгий. Такова легенда, но в ней, вероятно, есть доля истины. В корнях прострела найдены сапонины и ядовитые алкалоиды, которые, в зависимости от дозы, оказывают то возбуждающее, то успокаивающее действие.

Есть и другая версия происхождения названия “сон-трава”. На ночь и перед дождем его цветоножка сгибается, цветок поникает, прикрывая свою сердцевину от излишней влаги.

С каждым годом все реже можно встретить цветущий прострел. Размножается это растение в основном семенами, но крупные красивые цветки привлекают людей, особенно ранней весной, когда остро чувствуется “цветочный” голод.… Это растение рвать нельзя!

Дицентра прекрасная.

Род дицентра насчитывает до 20 видов травянистых многолетников, распространенных в Северной Америке, Китае, Корее, Японии. У всех этих растений длинные корневища, красивые перистые листья, а плоды – продолговатые коробочки, с мелкими блестящими черными семенами. Но главное – своеобразные цветки, не похожие на цветки других растений.

Весь цветок дицентры слегка сплющен в одной плоскости и очень похож на пронзенное стрелой сердце. Эти цветки-сердечки свисают вниз на цветоножках, они собраны в изящное соцветие – однобокую, дугообразно изогнутую длинную многоцветковую кисть. Кисти зацветают от основания, так что на каждой кисти можно видеть одновременно и цветки, и бутоны.

Благодаря характерной форме цветка растение получило много интересных и даже поэтических названий. У нас чаще всего дицентру называют “разбитое сердце”, менее известно другое название – “пылающее сердце”.

Хохлатка магаданская.

Такое название хохлатка получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы “хохлатой”.

Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик словно специально создан для того, чтобы шмель мог спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек (ариллус) – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге.… И на том месте, где останется на земле семечко, вырастет новая хохлатка.

Если раскопать землю, то можно найти круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырастает новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Калужница арктическая (самая распространенная в Магаданской области).

Название этого растения происходит от старорусского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Рябчик камчатский

Стебель простой или в верхней части слабо ветвистый, луковичные чешуи в виде мелких вальковатых клубеньков, молодые луковицы развивают всего один овальный лист. Произрастает на лугах, разреженных зарослях кустарников, лесных полянах в поймах рек и ручьев.

Раньше луковицы рябчика заготавливались мешками. Из них варили каши, кисель, делали лепешки. Сейчас сбор не практикуется: и из-за отсутствия необходимости и из-за недостаточного количества растений. Цветки растения имеют необычную окраску и, конечно, привлекают внимание и детей и взрослых. Нам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы это растение не исчезло из окрестностей нашего города.

Примула, или первоцвет.

На Охотском побережье чаще всего можно встретить первоцвет клинолистный, а в окрестностях Магадана еще и первоцвет Мазуренко.

“Золотыми ключами весны” называют примулы. Трубчатые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням. Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Несколько листочков вполне достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Фиалка ползучая.

В России цветет много видов фиалок – скромных голубых цветочков с очень своеобразным венчиком и тонким приятным ароматом.

Всего насчитывается более сотни видов фиалок, распространенных очень широко от Арктики до тропиков, и цветут они по большей части летом. Весной распускаются немногие виды и среди них одна из первых – фиалка ползучая . Ее легко узнать по тому, что цветки у нее отходят поодиночке, как бы непосредственно от земли. И запаха никакого нет. На самом деле цветок фиалки ползучей отходит от тонкого наземного корневища, стелющегося поверх сырой болотистой почвы. Это даже и не корневище, а простой ползучий стебель, от которого вверх отходят черешки листьев и цветоножки.

На нижнем лепестке цветка видны темные полоски, ведущие как бы в глубину цветка, в его зев. Они, эти полоски, словно указывают путь насекомым-опылителям. Если цветок фиалки рассмотрим сбоку, в профиль, тогда легко заметить, что нижний лепесток продолжен в более или менее длинный мешковидный шпорец, на дне которого и скапливается желанный для насекомых нектар. А на пути к нему насекомого встречают тычинки (точнее – их пылинки – пыльца) и рыльце пестика. Насекомое невзначай стряхивает пыльцу на рыльце, а растению того и надо, чтобы цветок опылился и дал семена.

Далее педагог демонстрирует детям слайды с изображениями растений, которые можно встретить в окрестностях города весной и в начале лета (седмичник европейский, морошка (малина приземистая), княженика (малина арктическая), дерен шведский и др.), обращает внимание детей на цветение деревьев и кустарников.

Диагностика достигнутых результатов.

Игра “Ботанический аукцион”.

Детям предлагается записать названия видов раннецветущих растений родного края, которые они узнали.

Узнай растение, подпиши название, раскрась рисунок.

Необходимо определить название растений по контурным рисункам: хохлатка (Приложение 2) , калужница (Приложение 3) , фиалка (Приложение 4) , прострел (Приложение 5) , рябчик (Приложение 6) , примула (Приложение 7) . Раскрасить рисунки и сделать к ним подписи.

Составь ребус.

Детям предлагается составить ребусы с зашифрованными названиями изученных растений. Варианты ребусов, составленных обучающимися – (Приложение 8) , (Приложение 9) .

Нарисуй листовку или плакат.

Прилагаемые в приложениях контурные рисунки могут быть использованы и для изготовления листовок и плакатов в защиту природы и бережного отношения к раннецветущим растениям.

Подготовленные плакаты и листовки дети расклеивают в подъездах своих жилых домов.

По итогам мероприятия самым активным участникам вручаются дипломы Лучший знаток растений”,который дети раскрашивают самостоятельно. (Приложение 10) .

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. В 2-х книгах. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия М.: Лесная промышленность, 1988.
  3. Баринов О. Растения тундры. М.:Биология, №46,1996г.
  4. Беркутенко А.Н “Атлас растений Магаданской области”. 2006г.
  5. Беркутенко А.Н, Вирек Э. Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России. Магадан, 1995г.
  6. Гроздова Н.Б. и др. Деревья, кустарники и лианы. М.: Лесная промышленность,1986.
  7. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973. 192с.
  8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.
  9. Кощеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. М.: Лесная промышленность, 1986.
  10. Красная книга РСФСР: Растения. – М.: Росагропромиздат, 1988.
  11. Кудрин Г.А., Сиразитдинов Ф.Н. Край наш северный. Магаданское книжное издательство, 1987.
  12. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета. С.-Петербург: “Алфавит”, 1997 г.
  13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991.
  14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982. 127с.
  15. Хохряков А.П. Флора Магаданской области. М.: Наука, 1985.
  16. Цветы Колымы. (набор открыток). Магадан. 2003г
  17. Частухина С.А. Лекарственные и пищевые растения Колымы. Магадан: Библиотечка газеты “Территория”, 1995.

Похожие публикации