Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Бухта Афродиты. Место, где сбываются мечты

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное.
Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη .


Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…»
Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» - самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.


«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.


Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...

Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une tête
De femme à cheveux bruns fortement pommadés
D’une vieille baignoire émerge, lente et bête,
Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplates
Qui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;
Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;
La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goût
Horrible étrangement; on remarque surtout
Des singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;
-Et tout ce corps remue et tend sa large croupe
Belle hideusement d’un ulcère à l’anus.

Существуют две версии происхождения богини любви и красоты Афродиты (у римлян Венера). Согласно одной, она - дочь Зевса и Дионы, согласно другой, более ранней и самой распространенной, Афродита родилась из крови оскопленного Кроном Урана. Эта кровь попала в море и образовала белоснежную пену, поэтому богиню любви еще называют «пенорожденная». Произошло это у острова Киферы, но ветер отнес пену к острову Кипр, на берегу которого и появилась Афродита.

Как и другие боги-олимпийцы, Афродита была очень самолюбива. Она жестоко наказывала тех, кто не выказывал ей почтения. Зато тех, кто служил ей верой и правдой, всячески одаривала. Она откликнулась на мольбу Пигмалиона - кипрского царя, который в одиночестве жил на острове и ненавидел женщин, так как считал их всех продажными.

Пигмалион был еще и скульптором. Однажды из слоновой кости он вырезал фигуру девушки в натуральную величину, от которой не мог оторвать взгляд. Она была как живая. Скульптор часами любовался ею и не заметил, как влюбился в созданное им произведение. Он начал делать статуе подарки: ожерелья, браслеты, кольца, покупал ей роскошные наряды и сам одевал ее. Он шептал ей в ухо ласковые слова. Скульптура не отвечала на его признания. Пигмалион был в отчаянии, он хотел, чтобы она ожила.

Подошло время празднования на Кипре дней Афродиты. Каждый старался сделать богине любви что-то приятное, нес ей в подарок разные украшения. Пигмалион тоже решил совершить жертвоприношение. Он заколол белую телку с золочеными рогами и принес ее на жертвенник.

О, всесильная богиня любви Афродита! - воскликнул он.- Я страдаю от любви. Помоги мне оживить девушку, которую я изваял из слоновой кости. Для меня лучше ее нет никого на свете.
Пигмалион долго рассказывал о своей любви к статуе, а потом опечаленный, что не услышал ответа, отправился домой. Он пришел в мастерскую, где стояла его статуя. Каково же было его удивление, когда, прикоснувшись к ее руке, он заметил, что она теплая. Более того, ответила на его пожатие. Он заглянул в ее глаза и увидел в них блеск. Он улыбнулся, и скульптура улыбнулась ему в ответ. Он заговорил, и она ответила ему!

Пигмалион не верил своим глазам - его скульптура ожила. Пигмалион был счастлив. Ожившую статую он назвал Галатеей и вскоре женился на ней. Со временем у них родился сын, которого назвали Пафосом.

Совершенно противоположная история произошла с Нарциссом - сыном речного бога Кефиса и нимфы. Нарцисс не высказывал никакого уважения к Афродите. Этот прекрасный по внешности юноша, но холодный внутри никого не любил. Он отвергал любовь прекрасных нимф, лишь себя считал достойным любви. Афродита захотела наказать себялюбца. Однажды, когда он припал к ручью, чтобы напиться воды, то увидел свое отражение. Он не мог от него оторваться. Сильная любовь к самому себе вспыхнула в его сердце. Нарцисс не знал, что это наказание ему от Афродиты.

Нарцисс забыл о еде, питье, только смотрел на себя и любовался собой. У него все меньше оставалось сил, он не мог оторваться от ручья, и жизнь постепенно покидала его. Он так и умер, не сходя с места. Нимфы хотели похоронить прекрасного юношу, но не нашли его тела. А на том месте, где он умер, выросли белые душистые цветы, их назвали нарциссами.

Но богиня любви, так жестоко покаравшая Нарцисса, и сама познала муки любви. Она полюбила Адониса - сына царя Кипра. Никто из смертных не был равен ему красотою. Ради Адониса она забыла и само небо. Она перестала красиво одеваться и не нежила себя, как прежде. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась в горах и лесах Кипра на зайцев, пугливых оленей и серн, но мощного вепря, медведя или волка она избегала. И Адониса просила она держаться подальше от этих хищников. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Но однажды во время охоты на Кипре в отсутствии Афродиты Адонис забыл о ее просьбе. Его псы выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него свой охотничий дротик. Но зверь был только ранен. Разъяренный раненый вепрь бросился на юного охотника. Несчастный не успел убежать. Вепрь своими клыками нанес юноше глубокую рану, тот упал на землю. Афродита услышала стоны умирающего и полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини, капли ее крови падали на землю, и из этой крови потом всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Наконец нашла она тело Адониса. Горько плакала богиня над рано погибшим прекрасным юношей. Но рыданиями умершего не воскресить.

В память о своем любимце Афродита смешала его кровь с божественным нектаром и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Коротко, как и жизнь юноши, время его цветения, быстро сдувает ветер поблекшие лепестки. Этот цветок назвали адонисом.

Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась... (с)


Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита .

Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.


И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря" , будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:

СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!" . Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.

За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).


Создав свою "Афродиту Анадиомену" , Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым - вспомним Праксителя, который, изваяв нагую "Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.

Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей "Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска "Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы .

ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера Фрина , натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ "Афродиты Анадиомены" . Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.

АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" , который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.

Безусловно, в "Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.

И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.

Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.

РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе "Венеры Сиракузской" .

На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.

Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.

ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).



Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:

Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.

НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.

Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.

Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":


Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое "Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане "Олимпия" . Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил "Олимпию ", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.

Похожие публикации