Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Портфолио детского библиотекаря готовый образец. Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря

1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры

Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

  • собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
  • форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
  • метод самопрезентации и карьерного роста;
  • технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.

Основные функции портфолио :

  • аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста;
  • накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
  • модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
  • развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
  • мотивационная — поощряет результаты деятельности;
  • рекомендательная — представляет личность при смене работы.

Формы портфолио

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

  • является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);
  • позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);
  • обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;
  • в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

Технология создания портфолио

Создание портфолио — весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

  1. определение цели и мотивации создания;
  2. разработка структуры;
  3. сбор материалов;
  4. формирование объема;
  5. оформление;
  6. презентация;
  7. оценка материалов.

Модели портфолио

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

  • название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)
  • Ф.И.О. автора;
  • должность;
  • название места работы;
  • адрес, рабочий телефон, e-mail;
  • содержание портфолио.

2. Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

  • фотографию автора;
  • автобиографию;
  • профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);
  • документы об образовании;
  • общий трудовой стаж;
  • квалификационную категорию;
  • профессиональные и личные интересы;
  • общественную деятельность.

3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

  • исследовательские работы;
  • программно-проектная деятельность;
  • индивидуальная работа;
  • массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
  • справочно-информационная деятельность;
  • использование компьютерных технологий;
  • рекламная деятельность.

4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:

  • документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
  • результаты итоговой аттестации, тестирования;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • публикации и выступления в СМИ;
  • работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • гранты, сертификаты, свидетельства;
  • грамоты;
  • благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие награды по усмотрению автора.
  1. Раздел «Портфель отзывов» включает:
  • отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
  • оценки результатов труда;
  • рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
  • рекомендательные письма;
  • статьи об авторе портфолио.

7. Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:

  • размышления автора по поводу своей сферы работы;
  • самоанализ работы;
  • коррекцию собственной деятельности;
  • стратегию профессионального развития.

Принципы построения портфолио:

  • системность;
  • достоверность;
  • открытость;
  • прозрачность;
  • простота;
  • доступность;
  • полнота представления.

Критерии оценки портфолио:

  • нацеленность автора на самосовершенствование;
  • структуризация материала;
  • ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность результатов работы;
  • качество изложения материала;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

Основные ошибки при работе с портфолио

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
  • сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);
  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;
  • подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);
  • завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:

  • аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);
  • лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;
  • систематизации и анализа деятельности специалиста;
  • конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);
  • для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Структура и содержание портфолио

Титульный лист

  • Название образовательного учреждения.
  • Название папки.
  • Фотография.
  • Фамилия, имя, отчество, должность.

Содержание

  1. Карта профессионального роста.
  2. Документы о повышение квалификации.
  3. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
  4. Поощрения и награды.
  5. Публикации.
  6. Авторские разработки.
  7. Отзывы.

Визитка сотрудника и библиотеки.
— Фамилия, имя, отчество.

— Должность, школа.

— Дата рождения.

— Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

— Дата прохождения предыдущей аттестации.

— Образование (что, где, когда закончил, специальность).

— Общий стаж работы.

— Стаж работы по должности.

— Награды и звания, год получения.

— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

— Тема самообразования.

1.2. Визитка библиотеки.

— Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

— Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

2. Карта профессионального роста

— Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

— Фотографии (альбом с фотографиями).

Документы о повышении квалификации

— Удостоверения об окончании курсов.
— Фото.
— Отзывы.

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

— Сертификаты.

— Грамоты, благодарности.

— Фотографии.

— Отзывы.

5. Поощрения и награды

— Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.

6. Публикации.

— Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

— Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

— Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

8. Отзывы.

— Отзывы.

— Рецензии.

— Предложения.

— Приглашения.

— Поздравления.

— Переписка.

— Справки о комплексной, аттестационной проверке.

— Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

  • соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
  • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
  • положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  • оценка работы;
  • другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

  1. Презентация портфолио.
  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.
  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  1. соответствие презентации содержанию портфолио;
  2. выделение основных результатов деятельности педагога;
  3. качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

  1. библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
  2. использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
  3. учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
  4. знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
  5. применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

3. Портфолио школьного библиотекаря

Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.

При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.

Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • разработать концепцию библиотечного портфолио;
  • определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
  • представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
  • разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
  • представить варианты организации и оформления портфолио.

КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио : накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

  • проанализировать и обобщить свою работу;
  • связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
  • отразить динамику профессионального развития;
  • представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио :

  • диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
  • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
  • мотивационная – поощряет результаты деятельности;
  • рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио :

  • аттестация в будущем;
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • систематизация деятельности библиотекаря;
  • фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

(для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка

(для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт

(для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

  • дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
  • грамоты;
  • свидетельства;
  • удостоверения;
  • справки;
  • сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

  • конкурсные работы;
  • проекты развития библиотеки;
  • тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
  • сценарии различных массовых мероприятий;
  • электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
  • видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
  • авторские образовательные программы и УМК к ним;
  • печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

  • план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
  • пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
  • обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
  • программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
  • работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
  • самоанализ проведённой работы;
  • фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТАРЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Центральная городская библиотека им. М. Горького

Отдел методической и библиографической работы

Серия «Повышение квалификации библиотечных сотрудников

ББК 91.9:78

Составитель: начальник ОМБР Ревинова И. П.

Ответственный за выпуск: директор МУК «ЦБС»

г. Батайска Парасоцкая Е. В.

Портфолио библиотекаря [Текст]: методическая консультация / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; ОМБР; СИО; сост.: И. П. Ревинова; Н. В. Малютина. – Батайск, 2011. – 20 с.

Пособие предназначено для библиотечных специалистов, которые занимаются созданием профессионального портфолио как самопрезентации своего опыта работы

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию методическую консультацию по составлению портфолио библиотечного специалиста. Рассмотрены типы и виды портфолио, на примерах показана схема его составления. Раскрыты задачи подготовки материалов и составных частей портфолио.

Справочно-информационным отделом подготовлен и включен в пособие обзор литературы для профессионального чтения. Обзор поможет сориентироваться в публикациях на эту тему и почерпнуть важные знания, для того чтобы суметь проследить и качественно представить динамику своего профессионального развития.

Методическая консультация как форма очень удобна для подачи материала, разъяснения сложных вопросов и выполняет функцию подсказки в работе над созданием того или иного вида документа. В данном случае в печатном варианте она сможет служить источником информации при оформлении портфолио библиотекаря.

Пособие будет интересно библиотечным специалистам, заинтересованным в своем профессиональном росте.

Портфолио библиотекаря

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы.

Задачи подготовки портфолио :

– освоить навыки самопрезентации,

– научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы,

– документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально.

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу можно при помощи следующих материалов:

– Документы.

– Фотография (можно с паспорта)

– Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта.

– Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список).

– Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале необходимо определить целевое и читательское назначение, определить форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический список используемых источников, подготовить фотоматериалы).

– Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях.

– Образцы созданных библиографических пособий, другой библиотечной продукции, например, буклет.

– Тексты выступлений на мероприятиях в рамках системы повышения квалификации.

– Копии публикаций в СМИ (написанных самостоятельно или посвященных работнику (библиотеке)), – Проекты, программы, конкурсные работы.

– Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря (отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и грамот и т.д.)

– Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии)

Удобнее всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь компьютерный вариант, лучше всего иметь и его, и печатный вариант.

Можно включить в начале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять:

– Фамилия, имя, отчество, дата рождения.

– Образование (наименование учебного заведения, дата окончания, полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и дополнительном образовании.

– Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат).

– Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, удостоверения).

При подготовке к аттестации не забудьте про свои характеристики, например, библиотекаря, библиотекаря отдела комплектования и обработки, методиста.

Резюме, подготовленное самим библиотекарем, поможет ему представить свое профессиональное развитие за определенный период. В нем можно отразить:

– Освоение новых приемов и методов работы,

– Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ,- Разработку программ, методических материалов, сценариев,

– Проведение открытых мероприятий для специалистов,

– Посещения других библиотек с целью изучения опыта,

– Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации,

– Участие в проектной работе,

– Участие в конкурсах,

– Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий,

– Обучение на курсах повышения квалификации,

– Самообразование (темы, материалы, результаты).

После анализа всех портфолио, представленных во время аттестации последних лет, можно выделить достоинства и недостатки, общие для многих библиотекарей.

Плюсами в материалах были:

– Представление материалов, дающих представление о разнообразных видах и формах работы – выставки, акции, массовые мероприятия разных форм (обзоры, вечера, библиотечные уроки, игровые формы и т.д.),

– Наличие иллюстративного материала (фотографии или фотоколлажи),

– Представление новых и нетрадиционных форм

Минусами стали:

– Ошибки в составлении библиографического описания,

– Несоответствие сценариев заявленной форме,

– Минимальное количество материала,

– Неучастие в массовых мероприятиях библиотеки,

– Отсутствие информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в отдельных материалах.

Пример Портфолио библиотекаря

Ольга Николаевна, библиотекарь библиотеки № 7

С. 1 – Информационные лист с основными сведениями о себе

С. 3 – Характеристика заведующей библиотеки-филиала

С.5 – Творческая игра «Добрые волшебники семьи» (сценарий, фото)

С. 7 – Библиотечный урок «Знакомство с книжным домом» (сценарий)

С. 12 – Примеры заголовков к другим выставкам, самостоятельно и оригинально оформленных (фото)

С. 14 – Для работы с задолжниками была оформлена «напоминалка» (фото)

С. 15 – Работа с фондом (фото, текст)

С. 16 – «Для привлечения читателей в библиотеку принимаю участие в экскурсиях с элементами театрализации» (фото)

С. 17 – «Для продвижения книг и руководства чтением важными являются рекомендательные беседы» (фото)

С. 18 – «Принимаю участие в реализации программы «Экология» (оформлена постоянно действующая книжная выставка «Экологический курьер», создана эмблема) (фото)

С. 19 – «Принимала активное участие в оформлении стенда «Папа, Мама, Я – читающая семья» (фото) и пр.

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше . Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

Проанализировать и обобщить свою работу;

Связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

Отразить динамику профессионального развития;

Представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

Диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

Развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

Мотивационная – поощряет результаты деятельности;

Практическая значимость портфолио:

Аттестация в будущем;

Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

Систематизация деятельности библиотекаря;

Фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

Модель Цель создания

Портфель достижений (для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Портфель-самооценка (для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах

профессиональной деятельности

Портфель-отчёт (для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

Дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);

Грамоты;

Свидетельства;

Удостоверения;

Справки;

Сертификаты

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

Конкурсные работы;

Проекты развития библиотеки;

Тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);

Сценарии различных массовых мероприятий;

Электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;

Видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;

Печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов .

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном обществе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

План (структуру, схему) занятий или разработки темы;

Пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;

Обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;

Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);

Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);

Самоанализ проведённой работы;

Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

Отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;

Подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.

– Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

– Что я включу в портфолио?

Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.

Как будет организован портфолио?

Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен.

Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.

В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Конкурс журнала «Вестник учебной и детской литературы» «Мастер книги – 2006» подтолкнул некоторых библиотекарей к разработке собственных профессиональных портфолио. Далее представлен опыт работы по созданию портфолио заведующей библиотекой гимназии № 147 города Омска Ирины Иннокентьевны Платоновой. Чётко выстроенная структура, примеры документов и работ помогут вам в практической работе над собственным портфелем.

Портфолио документов

Дипломы

Уровень Год Наименование конкурса Результат Приложение

Областной 2003 «БиблиОбраз – 2003»

Номинация «Навигатор» III место 1

Грамоты

Уровень Год Формулировка грамоты Приложение

Муниципальный 2003 За успешную работу по оказанию практической помощи учреждениям образования 2

Школьный 2004 За высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, творческий подход к порученному делу 3

Удостоверения о курсовой подготовке

Место проведения Год Часы Название курсов Приложение

Омский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Управление образования г. Омска 2003 72 Проектирование развития школьных библиотек 7

Программа развития библиотеки «Формирование экологической культуры личности»

Справки о курсовой подготовке

Уровень Год Часы Название курсов Приложение

Муниципальный 2005 24 СУБД «МАРК–SQL» 10

Свидетельства

Уровень Год Наименование Приложение

Региональный 2003 Профессиональная подготовка по обновлённой программе Intel «Обучение для будущего» 15


Визитка библиотеки Название библиотеки: Библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева – филиал 3 Юридический адрес: , Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Восточная, Блог: (8352) ФИО руководителя: Шуйцева Надежда Николаевна


Сотрудники Зав. библиотекой Шуйцева Надежда Николаевна Зав. сектором по работе с детьми Костина Елена Николаевна Библиотекарь взрослого читального зала Василькова Екатерина Александровна Библиотекарь абонемента Голышева Лидия Александровна Библиотекарь абонемента Филиппова Людмила Николаевна Уборщик производственных и служебных помещений Васильева Марина Николаевна Уборщик территорий Гаврилова Антонина Николаевна


Структура библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева Абонемент Взрослый читальный зал Предназначена для детей, которые еще не умеют читать, и их родителей. Цель создания комнаты семейного чтения ­– возрождение традиций семейного чтения; приобщение к чтению детей с раннего возраста. Комната семейного чтения «Почемучка» Детский читальный зал Литературно-музыкальная гостиная


Основные направления и задачи работы библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева удовлетворение информационных, образовательных, культурных и досуговых потребностей пользователей библиотеки посредством правильно организованного, постоянно пополняемого фонда и справочно- библиографического аппарата библиотеки. оказание помощи в формировании культуры межличностных отношений в семье оказание помощи в формировании культуры межличностных отношений в семье повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей привлечение родителей к руководству чтением их детей привлечение родителей к руководству чтением их детей Поскольку библиотека им. А. Николаева имеет статус библиотеки семейного чтения, перед ней поставлены дополнительные задачи: Поскольку библиотека им. А. Николаева имеет статус библиотеки семейного чтения, перед ней поставлены дополнительные задачи: Основным направлением работы библиотеки являются:


Основные направления и задачи работы библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева Для решения этих задач библиотека им. А. Г. Николаева осуществляет следующие виды основной деятельности: Деятельность библиотеки семейного чтения носит комплексный характер: сочетать в себе такие направления, как информационная деятельность и участие в организации досуга всех поколений семьи Деятельность библиотеки семейного чтения носит комплексный характер: сочетать в себе такие направления, как информационная деятельность и участие в организации досуга всех поколений семьи 1.формирование книжного фонда с учетом потребностей разновозрастных групп читателей и постоянная работа по его сохранности; 2.ведение справочно- библиографического аппарата библиотеки; 3.организация информационно- библиографического обслуживания пользователей библиотеки; 4.культурно- просветительская работа; 5.помощь в организации семейного досуга; 6.оказание помощи родителям в знакомстве с детской литературой.


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Контрольные показатели План на 2011 год Количество посещений Книговыдача В том числе детей детей 3690 Количество читателей


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Показатели План Количество читателей Выполнение плана по читателям % 100 % В том числе детей В том числе детей (% по отношению к общему количеству читателей) 40,89%41,54%41,46% Количество читателей


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Количество населения Количество читателей % охвата,2 % ,2 % ,8 % Охват населения библиотечным обслуживанием Охват населения библиотечным обслуживанием


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Число посещений Выполнение плана (в %) % В том числе дети,21 % % В том числе дети,42 % % В том числе дети,46 %


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Книговыдача Выполнение плана (в %) % В том числе дети,88 % % В том числе дети,09 % % В том числе дети,73 %


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Книжный фонд, поступление, выбытие, книгообеспеченность, читаемость Книжный фонд Поступление Выбытие Книгообеспеченность на 1 читателя 9,39,410,1 Читаемость23,3 23,8


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Всего Тематические Уточняющие Адресные Фактографические Число выполненных справок


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Платные услуги ПланВыпол.%ПланВыпол.%ПланВыпол. % Оформление формуляра,31 Фонд «Читательской инициативы» ,36 Ночной абонемент,3 Компьютерные услуги,29 Ксерокопирование,13 Пресс абонемент, Видеосалон,8 Прочие Всего сумма,


Привлечение внебюджетных средств О тех, кто нас поддерживает: В маркетинге есть такое модное направление «фандрайзинг» («формирование спонсорских фондов» - в вольном переводе с английского, или, попросту благотворительность). Так, например, за последний год библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева приняла в дар: На внебюджетные средства (фонд «Читательской инициативы») – 78 экземпляров на сумму руб. 78 коп. В дар от Министерства культуры ЧР – 1 экз. на сумму 300 руб. 00 коп. В дар от Национальной библиотеки ЧР – 39 экземпляров документов, из них: 38 экз. печатных изданий на сумму 4741 руб. 13 коп. и 1 экз. электронного издания на сумму 50 руб. В дар от Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки – 1 экз. печатного издания на сумму 45 руб. 00 коп. В дар от Чувашского книжного издательства – 5 экз. на сумму 690 руб. 00 коп. В дар от администрации – 4 экз. на сумму 180 руб. 00 коп.; из них 3 экз. печатного издания на сумму 60 руб. 00 коп. и 1 экз. электронного издания на сумму 120 руб. В дар от авторов – 6 экз. на сумму 675 руб. В дар от читателей – 57 экз. на сумму 1825 руб. В течение длительного времени неоценимый вклад в поддержку и развитие библиотеки привносят два замечательных человека и неординарные личности, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики пятого созыва Семенов Сергей Павлович и председатель ТОС «Ельниковский» Ефимова Маргарита Ильинична год не стал исключением: пополнение фондов новыми книгами, финансирование ремонтных работ пожарной сигнализации в библиотеке. Все, что сделано библиотекой в 2010 году, стало определенным этапом в непрерывном движении ее навстречу читателю. В 2011 году библиотека рассчитывают на поддержку своих читателей и внимание со стороны представителей органов власти, что позволит ей гармонично развивать свою деятельность на благо жителей города и с оптимизмом смотреть в будущее.


Использование ВСО и МБА для удовлетворения запросов читателей Читатели ВСО Книговыдача по ВСО Получено из других библиотек Выдано по ВСО другим библиотекам Внутрисистемный обмен Межбиблиотечный абонемент Читатели МБА252 Книговыдача по МБА9713 Заказали Получили15693


Совместная деятельность с различными учреждениями и организациями Обязательным условием эффективного библиотечного обслуживания является развитие связей с общественностью. Социальное партнёрство – это сложившаяся система с постоянным расширением форм и направлений работы. Это перспективный путь для дальнейшего развития системы социального обслуживания, который позволит лучше и качественнее удовлетворить информационные и духовные потребности пользователей. Библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева тесно сотрудничает: Центр детского творчества «Дружба» Дошкольные образовательные учреждения 39, 41, 42, 44 Подростковый клуб «Ровесник» Библиотека семейного чтения им. А. Николаева Детская художественная школа Школы 12, 14 и 16 ТОС «Ельниковский» За этот год укрепились партнёрские отношения с властными структурами, учреждениями социальной сферы, школами, детскими садами и клубами по интересам. Работой библиотек чаще стали интересоваться средства массовой информации. Успешно складывается у библиотеки партнерские отношения с предприятиями, частными организациями и коммерческими фирмами города. Многие из них выступают спонсорами реализуемых библиотекой массовых мероприятий.


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы Статистика блога (данные на) Посещений Постоянных читателей - 60 Количество сообщений Комментариев – Рейтинг-кампания «Лучшие книги: версия Новочебоксарска» 2011 – Участие в международной акции «Выйди в Интернет!» 2011 – «Найдется все!» веб-гонки библиотекарей и читателей 2011 – Читаем электронные книги (с использованием планшетного компьютера и ридера) 2010 – 2011 Организация и ведение блога «2:0 в пользу читателей»


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы В августе 2010 года в Интернете появился блог библиотеки им. А. Николаева г. Новочебоксарска «2:0 в пользу читателей», созданный для неформального общения между читателями и библиотекарями. Блог позволяет библиотекарю: формировать своего читателя, развивать его творческую активность; публиковать новостную информацию; рекламировать свою работу в Интернете; создавать новые библиотечные продукты; профессионально совершенствоваться; быть в курсе событий, не посещая сотни страниц в Интернете. Цели и задачи: 1. Формирование своего читателя. 2. Использование блога, как инструмента, повышающего интерактивные, коммуникативные, маркетинговые, конкурентоспособные возможности библиотеки. 3. Повышение информационной культуры персонала и пользователей библиотеки. В блоге публикуются обзоры, рецензии книг, отрывки самих произведений, таким образом, организуется открытое пространство для обсуждения прочитанной книги. Большое внимание уделяется информации о различных библиотечных и городских событиях. Организуются конкурсы, мозговые штурмы с приглашением экспертов, проводятся опросы. Самые популярные сообщения: «В интернете провинции нет», «Иван Ефремов «Библиотека будущего», «Лучшие книги: версия Новочебоксарска» и другие. Сообщения в блоге обновляются 2-3 раза в неделю, кроме текста представлено много мультимедийного контента.


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы 1.В ноябре 2010 г. по итогам регионального конкурса блогов «ЖЖизнь – это общение», проводимого компанией «ВолгаТелеком», блог «2:0 в пользу читателей» признан победителем в номинации «Самое значимое сообщество». 2.Победитель в номинации «За культуру» в конкурсе, организованным блогосферой Чувашии февраля 2011 г. Чувашский государственный институт культуры и искусств кафедра библиотековедения и библиографии отметил блог сертификатом апреля 2011 г. подведены итоги конкурса блогов "Творческая мастерская 2.0". В номинации "Блог об образовании для взрослых" занял третье место.


Разработка и реализация авторских программ 1.«Библиотека без границ» программа 2011 – 2013 (Приложение 1) 2.Василькова Е. А. «Интернет: быстрый старт!» программа, (Приложение 2) 3.Костина Е. Н. Школа «Литературная среда»: программа работы с младшими школьниками, (Приложение 3) 4.Костина Е. Н. Школа «Почемучка»: программа работы с дошкольниками, (Приложение 3)



Повышение профессионального мастерства и творческого потенциала работников библиотеки Участие в конкурсах Участие в семинарах Выступление на семинарах Шуйцева Н. Н. зав. библиотекой Конкурс на вручение диплома «Положившему свое сердце у чтения» год Круглый стол «Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет – порталы» Мастер-класс «Зачем и как писать пресс-релизы?» Костина Е. Н. зав. сектором по работе с детьми Семинар «Духовно – нравственное воспитание детей и юношества в условиях библиотеки» Семинар «Электронные ресурсы как фактор развития публичной библиотеки» Круглый стол «Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет – порталы» Опыт использования электронных ресурсов в повышении информационной культуры пользователей Василькова Е. А. библиотекарь читального зала Телемост семинар «Человек в процессах модернизации: в прошлом и настоящем» Круглый стол "Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет» Республиканское совещание "Библиотеки Чувашии на этапе преобразований" Круглый стол "Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет» Республиканское совещание "Библиотеки Чувашии на этапе преобразований" Голышева Л. А. Библиотекарь абонемента Занятия в ОКиО: «АРМ Каталогизатор» описание в базе данных сборники Филиппова Л. Н. Библиотекарь абонемента Занятия в ОКиО: «АРМ Каталогизатор» описание в базе данных сборники


Повышение профессионального мастерства и творческого потенциала работников библиотеки Семинар: «Электронные ресурсы как фактор развития публичной библиотеки» Тема выступления: Опыт использования электронных ресурсов в повышении информационной культуры пользователей


Освоение информационных технологий Picasa Система ИРБИС 64 АРМ Каталогизатор ААА Logo Adobe Photoshop Microsoft Office Word 2003 Microsoft Office Excel 2003 Microsoft Office PowerPoint 2003 Microsoft Office Publisher 2003 Работа в блоге Программа Photoshow 2.41 Программа Slideshare Программа PrintWhat YouLike Google Документы Windows Movie Maker


Положительный социально- психологический климат в коллективе В процессе общения в коллективе возник определенный социально-психологический климат. Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить: взаимоотношения по вертикали и горизонтали; деловой стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов сложилось более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Существует прямая положительная связь между состоянием социально-психологического климата и эффективностью совместной деятельности. Большое значение в создании благоприятного социально-психологического климата в библиотеке имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов. В коллективе закрепляются люди, деловые и личностные качества которых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям. Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет. Служебный этикет включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется бодрым, мажорным настроем членов коллектива, который отличают сплоченность, взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоуважение. Знаменитости в гостях у библиотеки Поэтесса Элеонора Архонта Писательница Валентина Петровна Пугачева Александр Петрович Шувалов и Владимир Иванович Петров. Людмила Ивановна Исаева и Александр Петрович Шувалов Заслуженный художник Чувашской Республики Александр Леонидович Мухин – Чебоксарский Вячеслав Платонов - велоклуб "Солнце на спицах" Ветеран боевых действий в Афганистане Филиппов Эдуард Николаевич

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

проанализировать и обобщить свою работу;

связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
 отразить динамику профессионального развития;

представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

 мотивационная – поощряет результаты деятельности;

Практическая значимость портфолио :

 аттестация в будущем;

 лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

 систематизация деятельности библиотекаря;

 фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

Портфель достижений (для себя и для других)

Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Портфель-самооценка (для себя)

Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности

Портфель-отчёт (для других)

Показать успешность и доказать прогресс исследовательской,

профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

 дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);

 грамоты;

 свидетельства;

 удостоверения;

 справки;

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

 проекты развития библиотеки;

 тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);

 сценарии различных массовых мероприятий;

 электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению , обзоров, выставок;

 видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;

 печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.


Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые : 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.



Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.

Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.

. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

 план (структуру, схему) занятий или разработки темы;

 пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;

 самоанализ проведённой работы;

 фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

 отзывы коллег, на посещённые ими занятия;

 подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:

Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

Что я включу в портфолио?

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.

 Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

 Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

 Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.

 В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

 В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Первый раз портфолио увидела у учителей, мне понравилось - по нему можно оценить качество работы. Когда я решила подать документы на грант Правительства Республики Татарстан в номинации «Профессионал», то создала портфолио по тому же принципу, что и учителя и выиграла грант!

Моё портфолио состоит из двух папок на 100 файлов каждая. В одной - все мои публикации в СМИ, профессиональной прессе (смотри: http://blogslava.ru/?page_id=153).

Во второй папке портфолио:

    2. Следующая страница - эссе, в котором написала, почему я люблю свою работу. Читайте: Моя профессия – библиотекарь.

    3. Несколько групповых фотографий читателей разного возраста в библиотеке: дошкольников, школьников, молодежь, старшее поколение с надписями «Мы любим читать!», «Нам нравится здесь!», «Читает всё село!», «Читаем всем селом!». Смотри: мы любим читать!.doc

    4. Кратко о библиотеке : история, территория, доступность, техническое оснащение, библиотека в цифрах: количество книг, читателей, книговыдача, число посещений и мероприятий. Адрес библиотеки, веб-сайт библиотеки.

    5. Какое место библиотека занимает в жизни села . Читай: Сельская библиотека.

    6. «В библиотеке можно» - фотографии читателей всех возрастов в библиотеке за различными занятиями: читают, изобретают, рисуют, играют, общаются, смотрят телевизор, делают домашнее задание, творят, играют на гитаре, занимаются в кружках, получают консультации, работают в Интернете.

    7. «Библиотека приглашает» - различные объявления-афиши в миниатюре (по 6 объявлений на лист) , которые приглашают читателей на различные мероприятия.

    8. «Библиопартнёрство» - о сотрудничестве различных организаций, находящихся не только на территории села, но и за её пределами.

    10. Школа и библиотека. Девиз: «В школе знания получают - в библиотеке приумножают». Здесь описывается работа со школой и даются цифры: количество учащихся в школе и процент обхвата. К некоторым мероприятия - фотографии.

    11. Сотрудничество с амбулаторией, почтой.

    12. IT-технологии в помощь сельским жителям. Информационный цветной лист со списком услуг, предоставляемые пользователям с применением компьютерных технологий. Кратко рассказывается об информационном центре библиотеки. Работа с читателями через инте рнет.

    13. Дети и книга. Нам с книгой дружить и расти! Девиз при работе с детьми: «Каждому ребёнку - нужная книга в нужное время!». В этом разделе рассказываю о различных способах работы с детьми с фотографиями: «От игрушки - к книге» (смотри: игрушка и книга.docx), Через театр в мир книг.doc , театр книги.doc , Кукольный театр, Изобретатели и фокусники, Дети и библиотека.wmv .

    14. Молодёжь и чтение - вот лучшее решение. Популяризация чтения среди молодёжи, формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодёжи в социальную жизнь села. Цифры - количество молодёжи по возрастам и процент обхвата, фотографии, сценарии (смотри: Читающая девушка.doc , Сломай сигарету.doc) , буклеты.

    15. Чтение - дело семейное. Девиз при работе с родителями: «Читающие родители - читающие дети». Цифры: количество семей, из них матери-одиночки, многодетные семьи, самые читающие семьи. Описывается работа с семьями (смотри: семья чтением крепка.doc , Семья и книги.doc , Родительское собрание в библиотеке.odt) с фотографиями, буклеты, акции.

    16. Старость в радость. Старшее поколение - персональные помощники библиотекаря. Описывается какую неоценимую помощь оказывают пенсионеры (читают вслух внукам, консультируют, участвуют в мероприятиях, пропагандируют книгу) с фотографиями.

    17. Клуб «Поющая душа». О работе клуба, девиз которого: «С песней по жизни». Основная цель клуба сохранение и развитие традиций авторской песни, выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских песен и доведения их до широкого класса населения. Объединение поколений в стремлении к активному образу жизни. Фотографии, публикации о работе клуба, текст авторских стихов и песен.

    18. Библиотека - 100 талантов. Об индивидуальной работе с читателями, о талантливых читателях. Библиотека талантов .

    19. Человек читающий - человек успешный. О достижениях читателей: участие в конкурсах, публикации, выставки творческих работ читателей. Семь успевающих читателей написали сочинение «Какую роль сыграла книга в их жизни» (смотри:

Похожие публикации