Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Курсовая работа: "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф. Исследовательская работа "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

Незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке» .

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка» , «скрипочка» , «копеечка» , «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

вета над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив "нравственного перерождения героев", мотив "божественного дитя", мотив "рождественского чуда".

В рассказе "Мальчик у Христа на елке" мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив "божественного дитя" связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями ("Сверчок за очагом" Ч. Диккенса, "Христова детка" Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена "Девочка с серными спичками" и Ф. Рюккерта "Елка сироты", в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей "святочной традиции", где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива "нравственного перерождения героев", что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорбленного" мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ "Мальчик у Христа на елке" сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой - с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе "Братья Карамазовы", где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов //

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Тольятти: Развитие через образование, 1994. - 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России //

Касаткина, Т. "Мальчик у Христа на елке" //

Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. - Л.: Наука, 1981. - 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. - М.: Правда, 1982. - 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века //

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области

Конспект урока

литературы В 5 КЛАССЕ

"МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова

2014г.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске - два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

    ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу "Мальчик у Христа на елке".

Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда» заранее подготовленным учеником

В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы - Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.

5. Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.

Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.

Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

(Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод… (Знакомство с героем рассказа)

Развитие действия… (Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод… (Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

Это кульминация рассказа. А развязка? (Мальчик умирает.)

Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение". УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? (Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".

Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа. ("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? (Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева

Вместила Создателя в плоть,

Чтоб в каменном сумраке хлева

На землю явился Господь.

И небо к земле преклонилось,

Звезда озарила восток,

Чтоб Новым заветом свершилось

Открыть людям Вечный Чертог.

Так Троица в Истинном свете

Явила любовь естеству.

Великое таинство это

Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)

В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ("Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)

Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

- Запишем в тетрадь, что такое "милосердие".

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали - система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".

У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети "украшают" ёлку).

Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!

Анализ пьесы Вадима Леванова «Выглядки» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Героем рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» является мальчик «с ручкой», т.е. просящий милостыню, «очень маленький, лет шести или даже менее».

Подвал сырой и очень холодный. Мальчик одет в какой-то халатик. Спал на нарах, «где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». «Какой-то один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.» Жутко было ребёнку находиться в подвале, кругом царила темнота.

В рассказе сравниваются два города: город, откуда он с мамой приехал, и город, где волей судьбы мальчику пришлось оказаться и погибнуть.

Первый город, оставшийся в памяти ребёнка, - это город, где «по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»

Второй город резко противопоставлен первому: «… а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, … и мороз, мороз!» Кругом царит жестокость и страшное равнодушие: «Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь… Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.» Ребёнок видит улицу – «ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно…» Несмотря на обилие цвета, блеска, рождественской мишуры, этот город несёт смерть.

Смерть мальчика изображена в конце рассказа, когда он прибежал в подворотню, на чужой двор, присел в укромном темной месте, за дровами, чтобы скрыться от жестокого, черствого, равнодушного, убивающего мира. В предложении «… он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка!..» многоточие между союзами И указывает на переход мальчиком границы между жизнью и смертью.

Матери, которые присутствуют у Христа на елке, называются «грешными». А как может безгрешная, настоящая мать допустить, чтобы у её ребенка, не успевшего познать радости жизни, так чудовищно трагически оборвалась маленькая безгрешная жизнь? К тому же всё происходит в канун Рождества. Как можно забыть о душе, добре, любви к ближнему?

В конце события разворачиваются в каком-то фантастическом времени, т.е. сообщение о смерти мальчика не является финальным. Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой - воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Последний абзац, в котором повествователь как бы сомневается в необходимости таких сюжетов в литературе, умело наводит нас на мысль, что такие события могут происходить и в действительности. И каждый должен извлечь из этого рассказа нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости – всего, чего так порой нам не хватает в этой непростой жизни.

Героями пьесы В.Леванова «Выглядки» являются два мальчика: Никита 5-и с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Мальчики живут мне непонятно где. Нет конкретного описания жилища. Какая-то квартира. Дети одни на протяжении всего последнего в их жизни диалога. Всё время они ждут, что придет ОНА. Лишь в конце пьесы мы узнаём, кто это ОНА: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...»

Квартира – это какая-то пустота, ужас, какой прижизненный гроб. Внешний мир страшен, хотя именно он доставляет массу приятных предсмертных детских воспоминаний: где-то на улице вкусный снег, кто-то угощает мороженым, кто-то принёс картошки, она должна принести белое и черное: белое – это хлеб, черное – это ржаной…

С внешнего мира они с теплотой вспоминают лишь «дяденьку, который был с бородой. И он меня катал на КАРУСЕЛИ!.. И он меня к себе на коленки сажал, и мы с ним кружились так!.. Он мне еще покупал... знаешь чего? МОРОЖЕНОЕ! Оно такое было холодное, БЕЛОЕ, как снег, вкусное! сладкое! он - мой папка. Вот.» Возможно, он для них герой. Господи, как мало надо ребенку, чтобы быть счастливым!

Смерть братьев изображена в конце пьесы. Мальчики практически одновременно умирают. После многочисленных пауз в диалоге, обозначенных многоточием, и молчаний, мы слышим, как старший мальчик говорит о какой-то бороде, которая колется и щекотит, т.е. доставляет радость. Здесь звучит тот же мотив, что и у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке»: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя".

Пьеса заканчивается словами, которые явно принадлежат Иисусу Христу:

ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ,

ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ.

Эти слова опять заставляют нас извлечь из этого произведения нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости.

Оба произведения близки в своей идейной направленности. В них звучит один и тот же мотив: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя". Отличие в том, что повествование у Достоевского ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя, а у Леванова говорят сами герои, но боль их ощутима не менее. Восклицательные предложения пронизывают тексты, они передают то восхищение и радость героев, то их боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и мальчиков сливаются. Эффект «присутствия» у Достоевского усиливают однородные члены предложений, а у Леванова, конечно же, диалог. Всё это делает описание более детальным, заставляет обратить внимание на скорбные подробности жизни маленьких мальчиков.

Леванов в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к рассказу Ф.М. Достоевского. Героям произведений плохо от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» у Достоевского противопоставлены мёртвым душой людям, а у Леванова - одно из самых страшных зол, когда мать бросает своё дитя. Всегда и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила Ф.М.Достоевского в XIX век, как и современного нам писателя В. Леванова.

Судьбе несчастных детей посвящен рассказ «Мальчик у Христа на елке». Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом. Но в рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от традиции. Его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном. В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает выдуманную историю: «…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писателю: «Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал… Ему очень хотелось кушать». Однако ребенка накормить некому. «Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена». Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чувствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

«Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, - тщетно мечтает малыш, - и так больно стало вдруг пальчикам…» Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».

А тем временем жители города готовятся встретить Рождество. Вот мальчик видит в одном из домов «…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят незаслуженную обиду: «…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно». С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются.

В чужом дворе ребенок нашел успокоение:

« -Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…» И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…» Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: «…мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их…» А в земной жизни «…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…» Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями: «И зачем же я сочинил такую историю?.. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать». В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей, чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.

Особенно волновало Достоевского положение обездоленных детей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

У святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

Мне финал показался и счастливым, и трагическим: ведь мальчик умер, но, с другой стороны, он попал на елку, почувствовал себя счастливым.

Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Что такое "милосердие"?.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Предпринимательский институт педагогики и психологии

Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Кафедра педагогики и предметных технологий

Анализ святочного рассказа

Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Выполнила:

Студентка 1 курса по направлению

подготовки «Педагогическое образование»

профилю подготовки «Дошкольное образование»

группа ДО-11 з/о

Алиева Г.М.

Проверила:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры литературы

Громова Т.Ю.

Похожие публикации