Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как написать деловое письмо: виды, правила оформления, стиль и образцы деловых писем. Электронные деловые письма. Письма, отвечать на которые не нужно

Цель : Формирование в памяти детей ясного, чёткого образа строчной буквы э.

Задачи:

Образовательные:

1. Отработать начертание строчной буквы э.

2. Учить списыванию.

3. Формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать фонематический слух учащихся, мелкую моторику руки.

3. Учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах.

2.Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Ход урока:

Организационный момент. (слайд 1)

Психологический настрой.

Ребята, сегодня к нам за помощью обратились сказочные герои (слайд 2). У них рассыпалась пирамидка и они не могут поставить кольца в нужном порядке. Поможем им?

Для этого придётся выполнить несколько заданий.

Да, поможем.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

    Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

    Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Актуализация знаний.

С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке обучения грамоте?

Что вы уже знаете об этом звуке? (составление кластера на доске)

Чем звук отличается от буквы?

Вывод: - О чём мы сейчас говорили?

Вы всё правильно сказали. Мы можем надеть первое кольцо пирамидки. (Слайд 3)

А чего вы ещё не знаете или не умеете?

А хотите узнать?

Мы познакомились со звуком «э»

Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Мы говорили о звуках и буквах.

Мы не знаем как пишется строчная и заглавная буква э.

Да, хотим.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Рефлексия, контроль и оценка процесса результатов деятельности;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

    Синтез как составление целого из частей;

    Сообщение темы и целей урока.

Кто уже догадался, какая будет тема урока?

(появляется тема на доске)

А какую цель вы поставите перед собой?

А зачем вам это нужно?

Письмо строчной буквы э.

Научиться писать строчную букву э, соединять её с другими буквами, писать в слогах, словах и предложениях.

Красиво и грамотно писать, это пригодится в жизни.

Коммуникативные:

    Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

    Открытие нового знания.

    Сравнение печатной и письменной строчной буквы «э» (на доске образец печатной и письменной буквы «э»)

Посмотрите ещё раз на эти буквы. Они похожи?

Что у них общего? Из каких элементов они состоят?

В написании каких букв встречается полуовал?

Вы уже умеете писать эти буквы?

Значит, научиться писать строчную букву э вам не составит большого труда. (Слайд 4)

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Средство есть наверняка,

Только нету языка.

    Комментированный показ учителем на доске буквы э.

Начинаем писать букву э немного ниже верхней линии рабочей строки, закругляем, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала. Пишется букв э с одним отрывом.

5. Пробное действие.

Напишите букву э в воздухе, на ладони, на ладони соседа и на спине соседа так, чтобы он почувствовал, узнал и запомнил эту букву.

6. Первичное закрепление.

1) Отработка написания новой буквы в прописи.

Откройте прописи, положите их наклонно. Сделайте массаж пальчикам. Сядьте прямо и возьмите правильно ручку.

Откуда надо начинать писать букву э?

Как узнали?

Обведите на табло сначала элементы, а потом всю букву э строчную.

2) Письмо буквы э в рабочей строке.

Ещё раз посмотрите как пишется буква э в рабочей строке. (Слайд 5)

Пропишите эту букву, помните о правилах письма:

    Посадка и наклон букв;

    Расстояние между буквами;

    Высота букв.

Подчеркните самую красивую букву. Покажите её соседу по парте. (Самоанализ)

Прочитайте ниже в прописи слоги.

Как соединяется буква э с другими буквами?

Обведите только те слоги, которые заканчиваются на согласный, твёрдый, глухой звук.

Проверьте друг у друга, правильно ли вы сделали? (Взаимопроверка)

Проверьте, у вас также? У кого не так? Почему? (Слайд 6)

3) – Кто нас сегодня встречал на странице букваря?

Кто помнит, кто такие эскимосы? (Слайд 7)

А как называется их жилище?

А что было в руках у эскимоса?

Что такое эскимо?

Где стоит звук э в слове эскимо?

Найдите это слово в прописи, прочитайте и запишите его. Сделайте разбор этого слова (1 человек выполняет разбор у доски, остальные в прописях).

Давайте сделаем вывод: - Из каких же частей состоят слова? (Слайд 8). Надеваем второе кольцо на пирамидку.

Физкультминутка.

Мы красиво написали,

А теперь все дружно встали.

Я называю слова. Если услышите звук э, приседаете, если нет, то хлопните 1 раз в ладоши.

Слова: этот, ёлка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

    Работа над предложением.

Отгадайте загадку:

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Что такое эхо?

Слайд 9. Поиграемвэхо

Что можно сказать об этой записи?

Какое задание вы могли бы предложить?

Как назовём эту запись?

Значит, как его нужно писать?

Учитель исправляет маркером.

Запишите это предложение в тетрадь письменными буквами самостоятельно. Но сначала подготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика. (1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять и т. д.)

У кого получилось?

Кого не получилось?

Проверьте, так ли у вас?

(Слайд 10)

- Давайте сделаем вывод:

Из чего состоит предложение?

Надеваем третье кольцо пирамидки.

(Слайд 11)

    Работа со словами.

Прочитайте следующую запись. (Слайд 12)

Слова на слайде: это этажи этот эти

Какое слово лишнее? Почему?

Сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте остальные слова.

Что можете сказать об этих словах?

Подберите слова к словам это, эти, этот.

    Работа с деформированным предложением. (Работа в парах)

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте. (Слайд 13)

Можно ли эту запись назвать предложением?

Почему?

Подумайте вместе в парах и обсудите как надо поменять местами слова, чтобы получить предложение?

Проверка. (Дети зачитывают варианты ответов).

Какие надо помнить правила записи предложения?

Запишите в тетрадь это предложение с комментированием.

Проверьте, у вас так получилось? Если нет, то найдите ошибки и исправьте. (Слайд 14)

В этом доме два этажа.

Сколько букв э встретилось в этом предложении?

А сколько звуков э?

Почему?

Давайте сделаем вывод: - Что можно составить из слов?

Надеваем четвёртое кольцо пирамидки.

(Слайд 15) Предложение.

- Как называется всё то, что мы сейчас произносили?

Какая бывает речь?

Надеваем пятое кольцо пирамидки.

(Слайд 16) Речь.

7. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

Посмотрите, какую пирамидку мы помогли собрать сказочным героям.

Давайте прочитаем ещё раз порядок колец.

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли этой цели?

Что понравилось на уроке?

Кому было трудно?

Почему? Что для этого нужно?

Если вам всё понятно сегодня на уроке и нет никаких трудностей, то поставьте себе зелёный кружок.

Если есть ещё над чем поработать, то поставьте жёлтый.

Если многое осталось непонятным, то поставьте красный.

Спасибо всем за хорошую и дружную работу. И сказочные герои вас тоже благодарят. Урок окончен.

Да, похожи.

Они состоят из левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.

В буквах «Х», «Ж», «С».

Да

Обучающиеся тренируются в написании буквы э в воздухе, на ладонях, на спине соседа.

Сверху.

Показывают стрелки в прописи.

Нижним соединением.

Эскимос

Жители крайнего севера.

Хижина.

Эскимо.

Сливочное мороженое в шоколадной глазури.

Вначале слова.

Слова состоят из слогов.

Эхо.

Отражённый звук.

С ошибками.

Исправить ошибки и записать письменными буквами.

Предложение.

Предложение пишется с заглавной буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.

Ученики записывают предложение в тетрадь.

Дети поднимают руки.

Предложение состоит из слов.

Этажи, в нём 3 слога.

Много, это мн.ч.

Этот, это, эти.

Это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Дети придумывают слова, например: дерево, цветы, мальчик, стол и т. д.

В, доме, два, этом, этажа

Нет, нельзя.

Непонятно.

Дети работают в парах, обсуждают.

Записывают предложение и проверяют.

Два.

Три.

В букве е звук э.

Из слов можно составить предложение.

Речь.

Устная и письменная.

1. Всё, что мы произносим – это речь.

2. Она состоит из предложений.

3. Предложения состоят из слов.

4. Слова состоят из слогов.

5. Слоги состоят звуков и букв.

Дети оценивают себя цветовыми кружочками.

Конспект урока обучения грамоте (письмо)

УМК: Гармония.

Класс: 1 «Б».

Учитель: Словохотова И.В.

Методист: Леонтьева С.А.

Студент: Жукова И.А.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Дата проведения: 15 октября 2015 года

Тема: Письмо букв э Э.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию в памяти чёткого дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной и строчной букв «Э, э». Продолжать совершенствование умения выполнять различные виды соединений букв.

Задачи: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической зоркости, вербального и наглядно-образного мышления; воспитывать культуру поведения при работе в парах, фронтальной работе.

УУД:

Предметные : уметь правильно писать элементы буквы э, Э и саму букву, развитие умения сравнивать, наблюдать, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осваивать способы ориентировки в прописи;

Познавательные: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) создавать алгоритм действий;

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать учителя и другого ученика- партнера по коммуникации; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; способствовать формированию у учащихся умения объяснять свой выбор;

Личностные: понимать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, обладать умением самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности; содействовать формированию у учащихся алгоритма своего действия.

Планируемые результаты:

Знать: элементы букв э, Э.

Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; писать буквы э, Э

Оборудование: презентация, пропись, звуковые схемы слов.

Ход урока

Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

Добрый день, ребята.

Сегодня урок письма проведу у вас я. Меня зовут Ирина Александровна.

Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из палочек и из кружков,
Из овалов и крючков,
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.

Чему мы учимся на уроках письма?

Для чего мы изучаем элементы букв и написание самих букв?

Проверка готовности к уроку.

Проверьте, ребята, свою готовность к уроку.

На партах у вас должны лежать пропись, ручка, карандаши.

Приветствуют учителя.

Правильно и красиво писать элементы букв и сами буквы.

Чтобы научиться красиво писать буквы, слова, предложения.

Проверяют свою готовность на уроке.

II . Актуализация

знаний.

Звуковой анализ (частичный)

- Послушайте загадку и отгадайте, как зовут нашего гостя на уроке письма.

Вот он- маленький страусёнок эму, он пришёл к нам в гости, чтобы посмотреть, как проходит урок письма и узнать что-нибудь новое для себя.

Что вы знаете о страусе эму?

Живут эму на пустынных равнинах Австралии, питаются семенами, плодами и насекомыми. В высоту они достигают двух метров. Эму чрезвычайно сильны.

Оказывается, нашему эму надо помочь, всё его гнездо опустело, все яйца, которые его мама высиживала, потерялись, а чтобы нам их найти, нам будет нужно хорошо работать на уроке и правильно выполнять задания.

Назовите первый звук в слове ЭМУ?

Дайте характеристику звуку он гласный или согласный?

Назовите главный признак гласного звука?

Откройте пропись на странице 8. Обозначьте в схеме слова звук [э´].

Какой буквой на письме обознается звук [э]?

- Сравните печатные и письменные буквы «э».

Чем они похожи? Чем отличаются?

Ребята, как думаете, на что может быть похожа буква э? Посмотрите на картинки, действительно ли это так?

Верно, а где мы используем печатные, письменные буквы?

А когда мы пишем заглавные, строчные буквы?

Посмотрите, в гнезде у эму появилось первое яйцо!

Если мы продолжим работать также активно, то вся семья эму будет в сборе!

Эму

[э´]

Гласный ударный звук.

Буквой э.

Сравнивают написание печатной и письменной буквы.

Печатные- печатаем на компьютере, а письменные- пишем от руки.

Заглавные- в начале предложения, в именах людей, строчные пишутся в середине предложения.

III .Целеполагание. Мотивация освоения письменной буквы.

Ребята, внимательно рассмотрите страницы прописи 8 и 9.

Как вы думаете, какова будет наша учебная задача?

Чему мы научимся на уроке?

Сегодня, ребята, мы с вами научимся писать строчную и заглавную буквы э.

Ребята, а что необходимо для успешного выполнения работы?

А для чего мы будем это делать? Зачем нам надо этому учиться?

Научиться писать буквы э, Э.

Внимательность, старание, аккуратность и т.д.

Чтобы бы писать красиво и т.д.

IV .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    Знакомство со строчной буквой э

    Знакомство с заглавной буквой Э

Пальчиковая гимнастика.

- Подготовим руку к письму и выполним упражнение.

Этот пальчик самый толстый,

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый,

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Правила посадки за партой во время письма.

Ребята, как нужно правильно сидеть при письме?

Как нужно положить пропись?

Покажите, как правильно держать ручку.

1. Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи.

На странице 8 в правом углу представлен образец букв, из скольких элементов состоит буква “э”? Как они называются?

2. Сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и их обведение по серому цвету.

- Найдите элементы строчной буквы э в правом верхнем углу, а теперь обведите их по серому шрифту.

3 . Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой.

Посмотрите на строчку под картинкой, определите, на что указывает голубая стрелочка?

4. Показ образца учителем на доске.

Ставлю точку чуть ниже первой линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

5. Письмо буквы в воздухе.

А теперь, ребята, посмотрите, как я буду писать строчную букву э в воздухе раз-и, два-и.

Запишите букву в воздухе под счёт раз-и, два-и.

6. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

Проследите за своей посадкой за партой.

Ребята, а сейчас обведём строчную букву э на поле картинки.

Дома вы можете раскрасить страуса эму и мальчика.

7. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

Найдите строчку под картинкой. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки, вторую строчку допишите самостоятельно.

Вот мы нашли второе яйцо страуса эму.

8. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

Посмотрите на 3 строчку под картинкой.

Какие изученные соединения вы заметили на этой строке?

Посмотрите, как я покажу эти соединения новой буквы с изученными элементами и буквами.

9. Определение слова, записанного схемой на нижней строке.

Посмотрите, что записано на следующей строчке?

Какие буквы записаны в схемах? Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этим звукам.

К какой схеме подходит слово поэт (это, эти)? Почему?

Выделим безударные гласные звуки в схемах, обведите слоговые дуги.

Смотрите, вот уже у страусёнка мы нашли третье яйцо.

Физкультминутка.

Поработали ребятки, а теперь- все на зарядку!

Страус топает ногой (Топаем правой ногой)

Страус топает другой (Топаем левой ногой)

Страус вертит головой (Вертим головой)

Нас догонит – ой-ой-ой! (Бег на месте)

Сравните строчную и заглавную буквы Э, э.

Одинаково или по-разному они пишутся?

Рассмотрите образец заглавной буквы Э.

Из каких элементов состоит Э?

Где используется заглавная буква Э?

На первой строчке обведите только элементы заглавной буквы по серому шрифту.

1. Показ образца учителем на доске.

Посмотрите, как я напишу заглавную букву на доске.

Ставлю точку чуть ниже второй линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

2. Письмо буквы в воздухе

Запишите букву в воздухе под счёт раз- и, два- и.

3. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

Проследите за своей посадкой за партой (Спина прямая, кулачок, между грудью и партой).

Ребята, а сейчас обведём заглавную букву Э на поле картинки.

4. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

Найдите 1 строчку на странице 9. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки заглавную букву Э, допишите вторую строчку самостоятельно.

Вот и четвёртое яичко.

5. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

Посмотрите на 3 строчку.

Какие из изученных соединений вы заметили на этой строке?

Соединения заглавной буквы отличаются от соединений строчной буквы э?

Посмотрите, как я впишу эти соединения новой для вас буквы.

Теперь вы впишите соединения на 3 строчке.

6. Работа над схемой предложения.

Посмотрите на картинку (на странице 8) и скажите, кто любуется страусом?

Придумайте имя мальчику на букву Э.

- Ребята, посмотрите на 4 строку. Что вы видите?

Докажите, что перед нами предложение.

Сколько слов в этом предложении?

- Ребята, я придумала два предложения по картинке, послушайте их:

Около Эдика страус эму.

Около страуса Эдик.

Схема какого предложения составлена в прописи?

Почему?

Для проверки решения прочитаем это предложение по схеме.

Обведите слоговые дуги, найдите безударные гласные звуки и «опасные места».

Все ли «опасные при письме» места отмечены?

Образец:

7. Квазизапись предложения под диктовку с опорой на составленную в прописи схему: подписывание букв ударных гласных и списывание букв безударных, указанных в слоговых дугах.

Послушайте предложение.

Ребята, под шёпотную самодиктовку обведите серую слоговую схему, подчеркните «опасные» места и отметьте безударные гласные.

А сейчас под схемой подпишите изученные буквы.

Какие буквы мы подпишем под схемой?

Мы с вами хорошо поработали и нашли ещё одно яйцо страуса.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

(Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте, пропись лежит наклонно)

Буква “Э” состоит из двух элементов: большого и малого полуовала, короткой прямой горизонтальной линии.

Нужно писать букву э сверху вниз.

Внимательно слушают учителя.

Повторяют написание буквы в воздухе.

(Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте)

Обводят строчную букву э на поле картинки.

Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают букву до конца строки.

Нижнее, среднее, верхнее.

Вписывают соединения буквы э на 3 строчке.

Схема слова.

Буквы и, о.

Гласные, безударные звуки.

К 3(1,2) схеме.

Выполняют физические упражнения

Э и э обозначают буквы гласного звука. Отличаются высотой (размером).э- пишется в середине, Э- пишется в начале предложения или когда пишем имя.

Внимательно слушают и следят за учителем.

Прописывают букву Э в воздухе.

Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают до конца строки заглавную букву Э.

Нижнее, среднее, верхнее.

Нет.

Вписывают соединения на 3 строчке.

Мальчик

Эдуард-Эдик

Схему предложения.

Стоит точка и т.д.

Около страуса Эдик.

Слова в предложениях написаны отдельно и большая буква в именах, в конце стоит знак препинания.

Обводят серую слоговую схему, подчёркивают «опасные» места и отмечают безударные гласные.

Буквы ударных гласных ученики пишут сами, а буквы безударных списывают со схемы.

V .Закрепление знаний и способов действий

Рассмотрите схемы слов под картинками. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

Какое слово спряталось в 1(2,3,4) схеме?

Посмотрите на слова под схемами, какие буквы будем дописывать?

В паре с соседом по парте в выделенной клеточке схем слов изобразите пропущенный в слове звук.

Какое соединение букв будем использовать в 1(2,3,4) слове?

Какой слог будем писать в начале слова?

О какой «опасности» письма необходимо помнить?

Благодаря тому, что вы работали дружно мы нашли ещё одно яйцо-шестое.

Списывание изученных букв: э,Э,и,И,ы,о,О

Какие буквы у вас представлены в прописи?

Назовите их.

В этом задании печатные буквы нужно превратить в письменные.

Возьмите карандаш и нарисуйте треугольник напротив задания- это будет ваше задание на дом.

Составить схемы слов и вписать пропущенные буквы.

Эдик, рысь, волк, тигр.

Э, ы, о, и.

Верхнее(верхнее, нижнее, верхнее)

Имена пишутся с заглавной буквы.

Печатные

э, Э, и, И, ы, о, О

VI . Рефлексия деятельности. Итог урока

Какую же учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

Чему научились?

Выполнили мы с вами учебную задачу? Поясните.

Давайте вспомним, с какими же буквами мы с вами познакомились на уроке?

Запишите строчную и заглавную букву на последнюю строчку в прописи.

Ребята, посмотрите, мы нашли последнее яйцо, вот теперь мы точно можем сказать, что смогли найти маленьких братьев и сестёр этого эму. Вся семья в сборе, а вы, ребята, все молодцы и можете рассказать дома, что помогли на уроке страусёнку и решили учебную задачу урока.

Если вы успешно работали, аккуратно и правильно, то дорисуйте мальчику у себя в прописях – улыбку.

Если вы не довольны своей работой, то дорисуйте грустное выражение лица.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

С буквами э и Э.

Записывают буквы в последнюю строчку.

VII . Анализ прописей

Сегодня на уроке хорошо работали…(поощрение)

Ребята, эти ученики выполнили свою работу правильно, аккуратно …

Посмотрите, вот их прописи. (2-3)

Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами работать, спасибо вам большое.

Урок окончен.

Подпись:

Учитель:___________

Методист:___________

Оценка:

За подготовку:___________

За проведение:___________

Самоанализ:_____________

Дорогой Саша!

Получил твое письмо, и оно заставило меня очень и очень задуматься.Имею в виду письмо про одиночество и "выводы". Дорогой ты мой человек,на проблемы, которые ты наставил, я думаю, что сам Гегель не сумел быдать окончательного и конкретного ответа. По существу, ведь речь идето том, зачем человечество вообще вышло из животного состояния и обрелосебе такую хлопотную способность, как сознание. Зачем? Я искреннедумаю, что на этот вопрос ("зачем"?) ответа нет. У материалиста,разумеется, марксизм вообще, как верно говорил Ленин, прочно стоит напочве вопроса "почему?", и на этот вопрос можно питать надежду найтиответ.

Зачем существует солнце? Зачем существует Жизнь? Любой ответ на этивопросы будет относиться к области фантазии, плохой или хорошейпоэзии. Таких ответов навыдумано миллион, иногда остроумных, иногдапоповски-тупых . И пессимистических, и казенно-оптимистических.Единственно, на чем может тут сойтись материалист с идеалистом, илифантазером, так это то, что сознание - как факт - величайшее из чудесмироздания (только, пожалуй, кибернетики считают, что им раз плюнуть,чтобы его объяснить).

Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты уперся, абсолютноничего специфического для слепоглухого не составляют. Не будулицемерить и говорить, что зрение и слух - вообще маловажные вещи, чтов силу известной диалектической истины - "нет худа без добра" - ты всвои двадцать один год уже дорос до такого сознания, которым дай быбог обладать миллиардам зрячеслышащих.

Зная тебя, знаю, что сладенькихутешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, котораяне была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - большеона не делает ничего. И поэтому ты в свои двадцать лет осознал ивыразил их острее, чем большинство зрячеслышащих с высшимобразованием, - так остро, как очень немногим удавалось их осознать.Поверь мне, это вовсе не льстивый комплимент, продиктованный желаниемкак-то скрасить твои мучительные размышления и настроения.

Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест, - гораздо большемыслителей (и не только мыслителей). Всерьез полагаю, что без этого"проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся больмира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когдавырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить.

В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказанотакже: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е.по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и стариннаясентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионахэто давно разоблаченная сказка). Не удивляйся, что я тебе цитируюБиблию, - это ведь вовсе не поповская книга, каковою ее сделали попы.

Это величайшее поэтическое произведение, равное "Илиаде", и "Эдде", -и "Экклезиаст" (как звали его на самом деле, никто уже, наверное, неузнает) - был очень большим поэтом. Это ему принадлежит определениемира и жизни как "суета сует и всяческой суеты". Пожалуй, это самыйбольшой пессимист из всех поэтов. Но и очень неглупый. Знаешь ли ты,что его слова: "Кто копает яму, тот упадет в нее". И: "Кто разрушаетограду, того ужалит змея"?.. И еще сотни афоризмов, вошедших во всеязыки и культуры мира? Вот еще образчик (думаю, что и не подозревал,что это - все тот же "Экклезиаст"): "Лучше слушать обличения мудрого,чем слушать песни глупых ". И: "Не будь поспешен на гнев, потому чтогнев гнездится в сердце глупых", "ибо как сноведения бывают примножестве забот, так голос глупого познается при множестве слов".Прости, я рискую перепечатать всю поэму.

Саша, я это все к тому, что сознание - это не только чудо и крест, а итончайший предмет в мироздании - тончайший, и поэтому его могутсгубить вещи, которых другой предмет и не почувствует. И не от "силыволи", как говорили некоторые негодяи, "мыслители", а только от того,что не хватило ума и мужества, некоторые человеки "укокошивали себя".Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть - Гегель -"способность выносить напряжение противоречия". Собственно, это простодругая дефиниция сознания.

Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а тызнаешь, как он может быть устроен. А тебя не слушают, над тобой дажесмеются, обзывают "утопистом". Нельзя ни в коем случае поддаватьсяминутам отчаяния. Я прожил пятьдесят лет и знаю, - они все жепроходят, и даже думать о "выходе" из игры не нужно. Пока есть каплисилы - надо бороться. За то, что ты считаешь мудрым и человечным.

Опять тот же Экклезиаст: "Время плакать, и время смеяться; времясетовать, и время плясать". Твердо верю, что настанет и твое времяплясать, даже если и настало твое время плакать. Пройдет."У мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме". И этоЭкклезиаст, который не был знаком с проблемой слепоглухоты , а как поэтпонял, согласись, суть дела умнее, чем матушка-Зима...Если бы ты был действительно один - одинок, - я не имел бы правасоветовать тебе мужество сознания. Ты не один, славный и мудрый мойдруг. Приедешь - будем говорить с тобой долго и всерьез.

Письмо получено от А.А.Овсейцева , переписывающегося с А.В.Суворовым, адресатом этого письма. Ред.

16 Апр

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о деловых письмах.

Сегодня вы узнаете:

  1. Почему деловая переписка не потеряла своей актуальности;
  2. Какие бывают деловые письма и как они оформляются;
  3. Как правильно написать деловое письмо.

Сейчас за нашими окнами – время высоких технологий и интернета. Но деловая переписка не потеряла своей важности и актуальности, просто перешла на другие носители. Почему деловые письма важно уметь составлять и оформлять, поговорим сегодня.

Зачем нужна деловая переписка

Прежде всего, это возможность обмениваться мнениями, предложениями и мыслями с сотрудниками либо партнерами по бизнесу. С помощью переписки излагают претензии, просьбы, выясняют недопонимания между компаниями.

Деловая переписка является одной из разновидностей официальной.

Отличия деловых писем от других

Основные отличия состоят в следующем:

  • Стилистика изложения;
  • Лексика, не допускающая яркого выражения эмоций;
  • Оформляется на официальном бланке компании;
  • Шрифт не слишком мелкий, но и не крупный, при этом одинаковый по всему тексту;
  • Редко занимают объем более 1 страницы;
  • Наличие строгой служебной субординации.

Виды деловых писем

Все деловые письма можно условно разделить на несколько групп. Мы остановимся подробнее на каждой и дадим краткую характеристику.

Письма, отвечать на которые не нужно.

  • Гарантийное письмо;
  • Сопроводительное;
  • Информационное;
  • Письмо-предупреждение;
  • Письмо-напоминание.

Письма, на которые нужен ответ.

  • Обращение;
  • Предложение;
  • Запрос;
  • Требование;
  • Прошение.

Некоммерческие письма.

  • Письмо-приглашение;
  • Письма с выражением соболезнования;
  • Письма с выражением благодарности;
  • Письма с информированием о чем-либо;
  • Письма, в которых содержатся рекомендации;
  • Гарантийные письма;
  • Письма, подтверждающие, что товар получен, услуга оказана и так далее;
  • Письма с поздравлениями по разным поводам;
  • Письмо-просьба;
  • Письма с инструкциями;
  • Сопроводительные письма.

Письма коммерческой направленности.

Обычно их используют перед тем, как заключить соглашение, а также во время действия договора.

К ним относятся:

  • Письма с ответами на запросы;
  • Непосредственно запрос;
  • – письмо, в котором предлагается совершить сделку или заключить договор;
  • Претензия;
  • Напоминание;
  • Письмо, в котором содержится предупреждение о прекращении договоренностей либо о необходимости выполнения обязательств и т. д.

Если говорить о классификации по структуре, то бывает 2 вида деловых писем:

  • Содержащие текст автора и написанные в свободной форме;
  • Составленные по строгому образцу.

По адресатам.

  • Циркуляр – письмо, которое направляется нескольким адресатам;
  • Обычное – отправляется одному адресату от имени одного человека;
  • Коллективное – отправляется одному адресату, но от нескольких лиц.

Также письма разделяют по форме, в которой они были отправлены:

  • Отправленные в виде факсового сообщения;
  • Отосланные по электронной почте;
  • Те, что отправлены в обычных конвертах.

Есть виды писем, которые из этических соображений должны быть написаны от руки, а не напечатаны. Это касается соболезнований и поздравлений.

Секреты правильного оформления

Текст письма делится на вводную, основную часть и заключительную. Они друг с другом связаны логически. В состав вводной части включают те обстоятельства, которые повлекли за собой создание письма, а основная часть представляет собой само содержание. В заключительной части подводятся итоги, которые выражают просьбу, отказ и прочее.

Вообще, деловую переписку со всей ответственностью можно назвать искусством, потому что вести ее правильно, с соблюдением всех требований, нужно учиться. Ведь чаще всего мы думаем только о том, чтобы информация была изложена четко, а про то, что письмо можно считать лицом компании, забываем.

Стилистика.

Каждое письмо выдерживается в строгом деловом стиле, используются средства речи, характерные для официальных документов.

Требования к изложению информации.

Вся информация, которая содержится в письме, излагается следующим образом:

  • Адресно, предназначается конкретному лицу;
  • На дату написания вся информация должна быть актуальна;
  • Достоверно;
  • Беспристрастно;
  • Аргументировано;
  • Максимально полно, для того чтобы основываясь на ней можно было принять решение.

Бланк.

Прежде всего письмо оформляют на бланке, который является для компании фирменным.

  • Для написания делового письма используются листы формата А4;
  • Левое поле бланка должно быть не менее, чем 3 см, так как через какое-то время они будут отправлены в подшивку;
  • Указывается название компании, юридический и фактический ее адрес, адрес электронной почты;
  • Лучше использовать стандартный шрифт Times New Roman, размера 12. Он является самым оптимальным и хорошо воспринимается при чтении;
  • Разрешается оформление деловых писем без использования фирменного бланка, тогда нужно информацию из бланка все-таки привести.

Если в письме идет речь о крупных сделках, связанных с финансами либо конфиденциальная информация другого характера, отправлять такие письма по факсу или в электронном виде не рекомендуется. Лучше по старинке, в обычном бумажном конверте.

Нумерация.

Если письмо состоит из нескольких страниц, то нумеруют их, начиная со второй. Номера проставляются вверху посередине арабскими цифрами. Никаких точек рядом с номером не ставят.

Деление на части.

Под этим подразумевается разделение письма на абзацы. Текст не должен идти сплошным потоком, так он просто не будет восприниматься. Благодаря делению на абзацы видно, где заканчивается одна мысль и начинается другая.

Наличие исправлений.

Исправлений и опечаток, а также подчисток допускать нежелательно. Письмо должно быть составлено грамотно, а текст напечатан через интервал 1,5 — 2.

Используемые реквизиты.

Мы укажем только основные, так как уже кратко говорили о них чуть ранее:

  • Если предприятие государственное – используется Герб РФ. Располагается он посередине официального бланка;
  • Название компании полностью;
  • Номера факса и телефона;
  • Номер банковского счета;
  • Адресат – причем название компании-адресата употребляют в именительном падеже, для указания должности и фамилии получателя используйте дательный падеж;
  • Если у адресата имеется ученая степень либо звание, укажите его перед фамилией человека;
  • Любой реквизит пишут с новой строки и с заглавной буквы.

Деловое письмо после проведенной встречи

Вы провели деловую встречу, наметилась некая перспектива для . Как отразить это в письме, обсудим дальше.

  1. Прежде всего, в начале письма сошлитесь на число и время вашего общения с потенциальным партнером, даже если с момента встречи прошла пара дней.
  2. Избегайте ошибок или слишком сложных фраз: составьте письмо коротко и четко, но так, чтобы у получателя было желание его прочесть.
  3. Упомяните, о чем велся разговор. К примеру: «Мы обсуждали, сколько будет стоить ваза в венецианском стиле».
  4. Сделайте так, чтобы получатель письма высказал свое отношение к теме встречи.
  5. Укажите время, когда можете общаться по телефону или встретиться лично.
  6. Донесите до получателя, что ждете сотрудничества с ним: «Надеюсь на дальнейшие деловые отношения с Вами «.
  7. Завершите письмо следующей или подобной фразой: «С наилучшими пожеланиями к Вам.. .».

Электронные деловые письма

Нельзя оставить без внимания требования к их оформлению, так как сейчас все больше оформляются письма в электронном виде, нежели в бумажном. Все-таки 21 век на дворе.

Подготовить электронное деловое письмо большого труда не составляет, требования по оформлению идентичны традиционным письмам. Единственное, у такого письма всегда должен быть заголовок (или тема письма), чтобы оно просто не затерялось в потоке документации.

Кроме того, когда на такое письмо отвечают, тематику письма лучше не менять, так вы быстрее поймете, о чем идет речь, если электронных писем получаете много.

Также не стоит использовать при оформлении приложений к таким письмам суперсовременное ПО, далеко не факт, что такое же есть у вашего адресата. Если его нет, письмо просто не откроется.

Не используйте смайлики, когда пишете деловое письмо в электронном виде. Технологии – это отлично, но при написании соблюдайте деловой язык.

В какие сроки нужно ответить на письмо

Если письмо относится к категории требующих ответа, то когда отвечать зависит от той информации, которая содержится в письме:

  • Если вы получили запрос, в ближайшие три дня с момента получения подтвердите, что он получен. А окончательный ответ можно дать в течение месяца;
  • Если речь о соболезновании, его можно направить в десятидневный срок после того, как печальное событие случилось;
  • Отправить поздравление допустимо в течение 8 дней с того момента, как вы узнали о торжественной дате;
  • Если говорить об общих правилах хорошего тона, то отвечать на письма лучше в семидневный срок.

Как написать деловое письмо: простым языком о сложном

Отличайте деловое письмо и личную переписку. Мы уже не раз сегодня говорили о том, в чем состоят эти отличия, не нужно о них забывать. А сейчас рассмотрим составление письма поэтапно.

1 этап. Указываем адресата.

В правом верхнем углу бланка пишем фамилию, инициалы и должность того, кому адресуем письмо. Если адресатом является организация, указываем ее юридический адрес.

2 этап. Обращение.

Размещаем его посередине бланка. Оно осуществляется в уважительной форме, без сокращений и помарок.

Пример : Уважаемая (имя, отчество)! Также обращение к адресату может осуществлять с указанием его должности. Но когда вы обращаетесь к человеку по имени, это снижает психологическое напряжение, указывает на то, что деловые отношения стабильные и установившиеся.

3 этап. Изложение цели.

Объясните цель письма, его суть и главные мысли. Эта часть является основной. Пишите о том, что хотите сказать, какова причина обращения. Но не забывайте про официальную и нейтральную стилистику.

4 этап. Внесение предложений, рекомендаций.

Практически любое деловое письмо подразумевает, что адресат на него отреагирует. Этого не требуют в основном только письма информационного характера. Поэтому не просто описывайте проблему, но и предлагайте, как ее можно решить.

Если вы обращаетесь с жалобой, просите принятия определенных мер, если же предлагаете сотрудничать, расскажите, какие варианты есть.

Говоря проще, тот, кто получит письмо, должен видеть что от него не просто чего-то хотят, но и понять, как это может быть осуществлено.

Как закончить деловое письмо

Деловое письмо должно быть написано идеально. Если правила написания не будут соблюдаться, это может негативно повлиять на репутацию компании в целом. Поэтому мы предлагаем сейчас подробнее остановиться на оформлении заключительной части делового письма.

В конце письма подведите итог всего того, о чем говорили ранее. Но растягивать выводы на 10 предложений не стоит, все-таки в деловых письмах ценится краткость и лаконичность. Лучше ограничьтесь простыми фразами.

В основу концовки поставим 2 показателя: она должна быть максимально вежливой и корректной. Варианты, как ее построить, существуют разные.

Приведем несколько примеров:

  • Поблагодарите за внимание или помощь: Благодарим Вас! (Позвольте Вас поблагодарить…);
  • Выразите надежды на будущее: Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество (Надеемся на получение ответа в ближайшее время…);
  • Можно построить фразу с уверением адресата в чем-либо: Были бы рады сотрудничеству с Вами;
  • Выскажите просьбу: Просим Вас сообщить о результатах;
  • Извинитесь за причиненные неудобства: Прошу прощения за непредвиденную задержку оплаты материала.

Как попрощаться с адресатом.

Несмотря на то что переписка официальная, попрощаться можно по-разному.

Приведем несколько вариантов:

  • С уважением к Вам…;
  • С пожеланием успехов…;
  • С наилучшими пожеланиями…

Ставим подпись правильно.

Когда подписываете письмо, указывайте свою должность, имя и фамилию. Если сомневаетесь в уместности фразы типа: «Искренне Ваш» – просто не используйте ее.

Можете в подписи указать ваши контакты, дополнительный телефон или электронный адрес, таким образом вы демонстрируете получателю, что готовы с ним общаться и сотрудничать.

В следующей части нашей статьи хотелось бы поговорить о деловых письмах на английском языке.

Деловые письма на английском языке

Регламентированной формы составления таких писем нет. Все будет зависеть от того, каковая цель письма и кто его адресат. Приведем здесь краткие рекомендации для составления.

Дата написания.

Если пишем в США, то в указании даты на первое место ставим месяц, затем число и только потом год. Если в Великобританию – дата проставляется как в РФ. При этом месяц пишите буквами, избежите путаницы.

Реквизиты получателя.

  • Если пишите мужчине, обращайтесь так: Mr (укажите фамилию);
  • Если женщине, которая замужем: Mrs (укажите фамилию);
  • Незамужней даме: Miss (укажите фамилию);
  • Если не знаете статус дамы: Ms (укажите фамилию).

Указание адреса.

Порядок противоположный принятому в РФ: офис, номер дома, название улицы, индекс, название штата (если пишем в США), название графства и название страны (если пишем в Великобританию).

Как обратиться к получателю.

Стандартные обращения:

  • Dear Madam;
  • Dear Sir;
  • Dear Sir or Madam;
  • Dear Mrs;
  • Dear.

После обращения ставим запятую (если пишем в Великобританию) или двоеточие (если в США). Восклицательный знак ставить не принято.

Тематика.

Обязательно указывайте тематику письма, также как и в РФ.

Основной текст.

Разделяйте его на абзацы. Либо каждое предложения пишите с новой строки.

Как попрощаться.

Например, вот так: «Thanking you for assistance, we remain Yours truly» – Благодарю Вас, преданный Вам…, хотя можно и менее официально.

Оформление подписи.

Подпись ставим под абзацем с прощанием, указываем свою фамилию и имя, название компании и должность.

Оформление приложений.

Если прилагаете какие-то документы, указывайте это в конце письма: «Enc.» и перечисляйте приложения.

Что писать с заглавной буквы.

  • Фамилии и инициалы;
  • Наименования компаний;
  • Наименования городов, штатов и так далее;
  • Любые слова, которые обозначают занимаемую должность;
  • Первые слова в прощании;
  • Вступительные обращения.

Перед тем как закончить разговор, приведем образцы деловых писем на русском и английском языках.

Образцы деловых писем на русском и английском языках

Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что деловое письмо – это инструмент для общения в любой сфере деятельности. Если оно составлено правильно, это, безусловно, представит вашу компанию с положительной стороны.

С другой стороны, написанное неряшливо, с ошибками письмо способно на корню уничтожить самый перспективный бизнес. Пишите письма правильно, а мы постарались рассказать, как это сделать.

Публикуется по автографу-черновику.

Искусствовед П. Д. Эттингер, занимаясь исследованием истории искусства художественной миниатюры, обнаружил в фондах музеев миниатюры работы М. Ф. Гебхард. Е. М. Метнер, любя живопись, часто бывала на художественных выставках и была лично знакома с Эттингером. Он спросил ее однажды, известно ли ей что-нибудь об этой художнице и ее родителях. Е. М. Метнер посоветовала ему обратиться по этому поводу к Э. К. Метнеру. 2 августа 1921 г. Эттингер послал Э. К. Метнеру следующее письмо:
«Милостивый государь Эмилий Карлович, пишу Вам [по совету] Вашей belle soeur Елены Михайловны. Заинтересовавшись несколькими миниатюрами Минны Федоровны Гебхард, мне хотелось бы собрать о ней кое-какие сведения и восстановить образ этой даровитой художницы, о которой в русской литературе пока нет никаких данных. При помощи Елены Михайловны я познакомился с миниатюрами М[инны] Ф[едоровны], хранящимися в Вашей семье. - Портреты стариков Гебхард прямо прелестны, а кроме того, и в других местах удалось разыскать еще несколько миниатюр. Равным образом я перелистал драматические сочинения Вашего деда. Но в итоге всего этого мало, чтобы создать цельную картину творчества М[инны] Ф[едоровны]. Главным образом хотелось бы узнать, где она получила свое художественное образование Потом, крайне интересен ее роман с кн[язем] Демидовым-Сан-Донато. Странно, что нигде не появился и не был репродуцирован ни один из многочисленных ее портретов Д[емидова], а ведь последний был видным лицом и о нем писалось немало. Хотелось бы для полноты картины узнать кое-что об отношениях Вашего деда к кругу Гете, о которых традиция хранится в Вашей семье. Ни историй, ни отдельных статей о придворном немецком театре в Петербурге ведь нет, и пока я в русской литературе ничего не мог найти о Фед[оре] Федоровиче]. По словам Елены Михайловны, Вы на все интересующие меня вопросы, наверное, сможете кое-что ответить, и я, конечно, буду Вам бесконечно обязан за все, что любезно захотите мне сообщить. Почта теперь функционирует недурно, в особенности, когда дело идет о заказных письмах.

В ожидании Вашего ответа остаюсь всегда к услугам готовый Павел Эттингер» (ГЦММК, ф. 132, № 2523). На это письмо и последовал отклик в виде письма-очерка. Попутно заметим, что в своем письме Эттингер допустил неточность: драматические произведения, с которыми Эттингер знакомился, принадлежали не деду, а прадеду Э. К. Метнера (см. коммент. 7 к письму Э. К. Метнера).

Э. К. Метнер 5 июля 1914 г. после отдыха в Симеизе уехал в Вену, а оттуда в Мюнхен. Первая мировая война застала его в Германии, где он, как русский подданный, был интернирован и затем поселился в Цюрихе. Здесь он и обосновался до конца своих дней, но умер в Дрездене в больнице, так как смертельная болезнь застала его в Пильнице-на-Эльбе, где он находился в гостях у Я. Фридрих.
Архив Э. К. Метнера частично хранится в Рукописном отделе Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (Москва), частично у В. К. Тарасовой. Его дневники и другие материалы находятся у В. К. Тарасовой.
Миниатюра находится у В. К. Тарасовой. Однако, к сожалению, эта миниатюра очень повреждена. Кроме указанной миниатюры, В. К. Тарасовой принадлежат портреты прадедов Н. К. и Э. К. Метнеров - Ф. А. и М. Гебхард.
Из нотной библиотеки матери Э. К. и Н. К. Метнеров - Александры Карловны - сохранилась нотная тетрадь с записями музыкальных произведений, созданных ее дядей со стороны матери - Федором Федоровичем Гебхардом. В оглавлении упомянуто шесть песен для голоса с фортепиано на стихи И. В. Гете, Ф. А. Гебхарда и др. В действительности же тетрадь содержит девять песен, в том числе и для четырех голосов с фортепиано. Они свидетельствуют о подлинном профессионализме их автора, но носят следы влияния классиков немецкой песни - Шумана и Шуберта (ГЦММК, ф. 132, № 4683).
Упоминаемая книжка стихов Ф. А. Гебхарда, находившаяся в архиве Э. К. Метнера, сохранилась и является собственностью В. К. Тарасовой.
В архиве Н. К. Метнера имеются две книги в прекрасном черном переплете с тиснением и с золотым обрезом (ГЦММК, ф. 132, № 2898). На титульном листе первой из них напечатано:

Kleiner Beitrag fur die Bühne
Enthält:
1. Die Rückkunft der Sohne. Lustspiel in einem Aufzuge

2. Der Sturm, oder: Die Geretteten. Ein Operette in einem Aufzuge, nach einer wahren Geschichte bearbeitet

3. Der Leibkosak. Ein Lustspiel in zwei Aufzügen

4. Anton und Klärchen. Ein landliche Scene mit Gesang in einem Aufzuge

5. Der Avanturier. Ein Lustspiel in einem Aufzuge

6. Die Fuchsprelle. Ein komische Oper in zwei Aufzügen, mit Musik

7. Die heirathslustige Familie. Ein Lustspiel in einem Aufzuge
Von

Friedrich Albert Gebhard

Mitglied des Russisch Kaiserl. Hoftheaters

in St. Petersburg

Leipzig, 1809, bei Wilhelm Rein
Как видим, тексты всех семи представлений, включенных в эту книгу, принадлежат перу Ф. А. Гебхарда. На обороте шмуцтитула с названием отдельной пьесы напечатан перечень действующих лиц и исполнителей, среди которых часто упоминаются Ф. А. Гебхард и его жена. По этому изданию можно пополнить представление о содержании репертуара немецкого придворного театра в Петербурге начала XIX века и о составе актеров, участвовавших в тех или иных спектаклях.

Вторая книга также включает три пьесы Ф. А. Гебхарда, написанные им для Ревельского театра. Титульный лист второй книги гласит:
Schauspiele von F. А. Gebhard

Direktor der Bühne zu Reval
1. Die Helden der neuen Welt

2. Der stumme Berräther

3. Die Geisterhallen und das Strafgericht

bei Friedrich Beiweg

1821
Кроме того, сохранились три рукописные тетради - автографы Ф. А. Гебхарда. В двух тетрадях приведены стихотворения самого Гебхарда.

На титульном листе первой тетради, посвященной его дочери Полине (по мужу Гедике) и содержащей 11 страниц, написано:
«Pauline von der Wart»

Widmung an Madame Pauline Goedike

Moscau 1-ten Mai 1839
В этой тетради содержатся стихотворения Ф. А. Гебхарда на немецком языке Вторая тетрадь озаглавлена:
Ein Tag auf den Sperlingsbergen

Fried. Alb. Gebhard

На обороте титула:

Zweiten Mai 1854 in Moskau
Эта тетрадь стихотворений Ф. А. Гебхарда посвящена различным членам его семьи и относится к 1854 году. В ней 47 названий и, в частности, стихотворение 47 представляет собой собрание тостов в честь отдельных членов семьи Гебхарда.

В третьей тетради на 24 страницах содержатся стихотворения разных поэтов и в том числе Гете, Гердера. Они также написаны рукой Гебхарда. (Все три тетради хранятся в архиве Н. К. Метнера, ГЦММК, ф. 132, № 4983-4985.)

Это издание «Фауста» Гете (Тюбинген, 1808) с пометками Ф. А. Гебхарда в настоящее время является собственностью В. К. Тарасовой.

Похожие публикации