Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Схемы стандартных окон и дверей. Стандартные размеры оконных и дверных проемов: ширина и высота проема для дверей и окон по госту. Двери и оконный проем в кирпичном доме

Многие компании, которые занимаются установкой окон и дверей, сами предлагают сегодня свои услуги по замерам. Но если ваш дом находится далеко от города или райцентра, словом, в месте, куда проблематично вызвать замерщика без лишних денежных трат, установить размеры окон, а также оконных и дверных проемов можно самостоятельно.

Если дом новый, только построенный, монтируются в пустой проем. Замерить их размеры можно следующим образом:

  • замеряем высоту проема;
  • отнимаем 5 см и получаем высоту окна;
  • замеряем ширину проема;
  • отнимаем 3 см — получаем ширину.

Что откуда берется? 3 см по бокам (по 1,5 см с каждой из сторон) уходят на слой монтажной пены. Те же 1,5 см сверху также уйдут на запенивание. На 3,5 см снизу встанет подоконник.

Не забудьте сделать замеры ширины и длины подоконника и наружного отлива. К этим параметрам добавляем по 5 см (это стандартная рекомендация, можно больше), чтобы подоконник и отлив как бы «впивались» в стену.

Если дом не новый и вы просто меняете окна, замеры производятся также, только за оконный проем следует брать размеры оконной рамы.

Размер оконного проема

Если в доме еще нет оконных проемов или вы собираетесь перенести окно, нужно рассчитать параметры их самих и места их размещения. Чтобы рассчитать размеры оконных проемов и расстояния до них от пола и потолка, нужно учитывать несколько факторов. Так, оптимальным считается расстояние от пола до подоконника в 80-90 см. Однако следует также учитывать ваш рост. Высота подоконника должна быть такой, чтобы вам было удобно опереться на него ладонями, стоя у окна.

Еще один ориентир — мебель. Обычно ее высота около 75-85 см. К этой цифре прибавляется 5-10 см, получатся те же 80-90 см. От этого значения отнимаем 5 см на подоконник и слой монтажной пены. С полученной линии вверх мы и будем замерять высоту оконного проема. Согласно архитектурным правилам высота окна должна быть равна двум квадратам плюс 1/6 его ширины. Те же нормы говорят, что ширина окна должна быть не более 1/4 и не менее 1/5 ширины комнаты.

К высоте окна прибавляем 5 см, к ширине 3 см — в итоге получаем нужные нам размеры оконных проемов.

Видеоролик — как установить ПВХ-окно самостоятельно?

Дверные проемы

Размеры дверных проемов должны превышать габаритные размеры дверных коробок, что позволит легко установить коробку в проем. К тому же между стеной и коробкой останутся монтажные зазоры. По бокам коробки следует оставить стандартный зазор в 2-3 см, снизу — 5-6 см. Нижний зазор предназначен для установки планки дверного порога. В итоге получается, что высота проема на 7-9 см больше высоты коробки, его ширина на 4-6 см превышает ширину коробки.

Проверка

После того, как проемы под окна и двери готовы, следует их еще раз замерить. Чтобы проверить правильность формы проема, следует измерить ширину, высоту и расстояние по обеим диагоналям. Это правило не действует в случае с окнами неправильной формы — они выполняются только на заказ. Если диагонали равны друг другу, а ширина и высота равны вашим расчетам или проектным значениям — проемы сделаны правильно.

Размеры дверного проема (а также оконного) могут быть стандартными и нестандартными. Для того чтобы поставить коробку и полотно в последние, возникает необходимость изготовления двери (или окна) под заказ. Это, конечно, значительно повлияет на итоговую стоимость заказа, а также на увеличение продолжительности времени работы. Чтобы избежать этих нюансов, существует такое понятие, как стандарт. Стандартный дверной проем (или оконный) сэкономит время и деньги. Вмонтировать в него конструкцию самостоятельно не составит большого труда. Кроме того, сегодня фирмы-производители предлагают огромный выбор различных моделей окон и дверей стандартных размеров.

Стандартный размер дверного проема для межкомнатных и входных дверей квартиры

Для того чтобы не возникло неожиданных ситуаций, необходимо серьезно продумать размеры дверей и дверных проемов. Лучше всего заранее выбрать компанию, в которой будете заказывать межкомнатную или входную конструкцию, и посоветоваться со специалистами относительно габаритов свободного пространства под нее. Стоит отметить, что стандарты этих показателей в некоторых фирмах могут быть разными. Тем не менее, многие фирмы придерживаются следующих дверных стандартов:

  • Высота 2 метра, ширина – 60; 70; 80 см.
  • Высота 1,9 метра, ширина – 55 см

Очень важный аспект – в какое помещение устанавливается конструкция (с окном или без него). Для комнат без окон характерны следующие параметры проема под дверь (размеры стандартные):

  • 2070 x 970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 х 770 мм
  • 2070 х 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 62 мм

Здесь, однако, стоит уточнить, что эти размеры подходят и для выемок под двустворчатые двери.

Для комнат с окнами свои габариты:

  • 2070 х970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 x 770 мм
  • 2070 x 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 620 мм

Для расчета размеров проема для раздвижных дверей необходимо знать, что стандартная дверь с раздвижным комплектом (ролики со штангой, нижний направляющий флажок) имеет высоту 2005 мм. Пространство под раздвижную конструкцию должно быть меньше и уже полотна, варьироваться в пределах 1900-2002 мм.

Для входных конструкций стандартом являются проемы высотой 2050 мм или 2150 мм, наиболее распространенная ширина – 1000 мм или 900 мм.

Как определяется высота и ширина оконного проема при строительстве жилого дома

При проектировании и строительстве многоквартирных домов чаще всего придерживаются стандартных оконных проемов. Такая же практика наблюдается при возведении частного жилища. Это экономит значительную часть времени и денег при установке стеклопакетов.

Стандартные размеры пространства под окна разработаны с учетом функционального назначения здания, габаритов комнаты, естественной освещенности в зависимости от местоположения дома.

Например, жилой многоквартирный панельный дом имеет следующие параметры:

  • Двухстворчатые окна — высота 1400 мм и ширина 1300 мм.
  • Трехстворчатые – высота 1400 мм, а ширина 2050 мм или 2070 мм.

В хрущевках совсем иной подход к оконным проемам: размеры зависят от ширины подоконника. Двустворчатый стеклопакет с широким подоконником устанавливается в проем 1450х1500 мм, трехстворчатый – 2040х1500 мм. Узкие подоконники в хрущевках предполагают 1300х1350 мм (для двух створок) и 2040х1350 мм (для трех створок)

Проем в стене нужен для монтажа одного или нескольких оконных блоков. Конструкция проема должна также предусматривать монтаж уплотнений, откосов, подоконника и сливов. Общие технические условия для блоков оконных прописаны в ГОСТе. Однако это сугубо профессиональная документация, которая сложна для понимания простому пользователю.

Разберемся подробнее в особенностях и устройстве оконного блока в этой статье.

Особенности

Особенности оконных блоков во многом предопределяют назначение помещений внутри здания. Через оконные проемы внутрь попадают не только лучи солнца, но вместе с ними и холодная температура и влажность. Поэтому при неправильном монтаже внутри дома поселятся плесень и сырость.

При изготовлении оконных проемов большое значение уделяется материалу изготовления стен.

Оконный проем в кирпичной или бетонной стене изготавливается согласно одних параметров, а в бревенчатом доме должен соответствовать совсем иным стандартам.

Установленные стандарты и ограничения на оконные проемы мало востребованы в жилищном, особенно в частном строительстве. Владельцы частного строящегося жилья часто выбирают их форму и размеры по личным предпочтениям.

Ориентирование на собственный вкус приводит к тому, что готовые окна оказываются слишком маленькими или слишком большими. Иногда они устанавливаются в неправильных местах. Такой подход становится причиной перекоса рам, неплотного прилегания створок, образования конденсата. Внутрь окна порой попадает дождь, а роса появляется даже на стенах квартиры.

По правилам оконный проем должен появиться в стене в процессе строительства. Эти блоки очень редко делаются в цельной кладке.

Оконный проем должен обеспечить:

  • правильность установки рам;
  • надежность крепления оконной конструкции;
  • герметизацию;
  • вывод влажности;
  • тепло- и шумоизоляцию;
  • декоративность основной части экстерьера и интерьера жилья.

В оконный проем должна легко поместиться оконная рама. Внутренние и наружные подоконники не должны закрепляться на толстый раствор. Должна присутствовать ниша для облицовки.

Горизонтали и вертикали конструкции должны быть точно вымеренными. Верхняя планка не должна прогнуться под весом стенового материала. Тип и место расположения окон нужно выбирать согласно стандартам.

Для правильного выбора достаточно изучить типовые параметры для оконных проемов, монтируемых в жилых или в подсобных помещениях.

В современном строительстве в основном используются готовые окна из ПВХ. Получается, что изначально разумнее выбирать изделия стандартных размеров. Проемы под стандартные конструкции подогнать проще, дешевле.

Индивидуальное изготовление конструкций к имеющимся проемам – всегда дорогостоящее удовольствие. Готовые окна и ПВХ на производствах изготавливаются по государственному стандарту, так как строители на стройке многоэтажных домов выполняют проемы по такому же государственному стандарту.

Обобщенное понятие для современных ГОСТов – обязательное наличие четвертей для проемов . Это выступы с наружной части стены, которые должны быть определенных размеров.

Наличие четвертей закроет щель снаружи между оконной рамой и стеной. Это позволит скрыть монтажный уплотнитель. Окна получат лучшую защиту от продувания и попадания влаги, выглядит вся конструкция красивей.

Положение окон в кирпичном доме высчитывается с учетом размера используемого кирпича.

Четверть – это уголок облицовочного кирпича, который выступает на четвертую часть собственного размера. Обычно монтируется внутрь проема . Больший выступ будет мешать оформлению боковых откосов. Меньший размер уголка не даст гарантии для выпадения рам. Строительные стандарты предполагают точность совпадения до одного сантиметра .

Разберем подробнее параметры оконных проемов для стен из разных материалов.

Стандарты

Обновление жилого фонда осуществляется не так быстро, как хотелось бы. Стандарты «сталинок», «хрущевок» и «брежневок» общеприняты и сегодня. Эти дома строились основательно. Многие подобные объекты имеют толстые кирпичные стены, высокие потолки и комнаты с большим метражом.

Стандарты оконных проемов с четвертями имеют следующие габариты:

  • одностворчатое окно: 85*115 см, 115*190 см;
  • двустворчатое окно: 130*220 см, 115*190 см, 15-*190 см;
  • трехстворчатое окно: 240*210 см.

Концептуальная стилистика проекта не должна быть нарушена неподходящими размерами и неверным количеством оконных проемов. Специалисты принимают во внимание и высоту потолков, общую этажность, площади каждой комнаты , другие архитектурные особенности.

Внешний облик фасада здания во многом зависим от наружной отделки и формы окон. Наружная отделка может быть выполнена любыми материалами – вспомните хотя бы изысканные фасады панельных домов в классической керамике.

Если вспомнить этапы строительства, то период с 1930 по 1960 год – это время красивых домов, отделанных красным кирпичом, фасадами из лепнины с монументальными скульптурами. В период 1950-1985 гг на замену кирпичной постройке пришло панельное строение. Перекрытие стен часто делалось из каркаса. В панельном доме широко применялся гипсокартон .

Комнаты в таком доме делали маленькими, а потолки низкими. Стандартный оконный проем также изменил свои размеры, которые зависели от того, в какой стене (из кирпича или панелей) этот проем будет монтироваться.

Немного улучшенной планировкой отличались «брежневки». Дома, в основном, были девятиэтажные, с теплыми квартирами, лифтом и мусоропроводом. Габариты окон в домах определялись ГОСТами серий. Самые большие оконные проемы делались в домах 600 серии .

Стандартные габариты окон в современных новостройках регулируются ГОСТами, однако ширина и высота проемов существенно различаются. Современные госстандарты учитывают еще и площади помещений . То есть требуемый уровень освещенности получается за счет разницы в проемах.

Оконные проемы квартир в многоэтажках – часть несущих стен здания. Изменять конструкцию в таком доме категорически запрещается.

В то же время производители пластиковых окон не ограничиваются стандартными размерами и формами, так как нестандартные оконные проемы могут присутствовать в каркасном жилье, в домах из газобетона. Нюансы связаны с конструктивными возможностями профиля, а также весом стеклопакета.

Обустройство пластиковых окон – масштабное явление, которое наблюдается повсеместно. Стандартный пластиковый блок лишь приблизительно подходит под имеющиеся проемы в доме, поэтому замена конструкции обычно начинается с выезда замерщика. Габариты оконных проемов частных домов и вовсе отличаются от государственных стандартов, принятых для жилых зданий.

Требования ГОСТ все равно знать нужно, они послужат залогом безопасности в квартире. Кроме того, любое отклонение от стандартов ведет к неизбежному удорожанию изделия. Типовые модели, возможно, и не сделают квартиру более теплой, но обойдутся дешевле.

Устройство

Устройство проемов начинается с создания проекта конструкции для всего дома. В архитектурной конторе помогут рассчитать правильное положение проемов. По правилам, основание под проем должно включать 10 рядов обычной кирпичной кладки . Такой подход обеспечит наилучшую жесткость и прочность проема.

В завершении устройства должна быть сделана своеобразная плоскость. Кирпичи для нее выкладываются перпендикулярно оси стены с выступом наружу .

Боковины проема завершаются целыми кирпичами, который укладывается по периметру. Одновременно монтируется теплоизоляция, которая должна перекрыть зазор в стене и планках.

В качестве перекрытия для проема чаще используется уголок, который укладывается на расстояние габаритов кладочного материала. Наружный уголок нужно слегка утопить в стене. При оформлении фасада он должен быть скрытым под слоем облицовочного материала.

Перед облицовкой по краю проема нужно сначала сделать подушку из бетона. На эту подушку устанавливается армирующая сетка.

Кроме металлического уголка, строители используют такие виды перекрытий, как:

  • двутавр;
  • бетонный блок;
  • кирпичные перемычки.

Перекрытие в стене должно быть в половину высоты конструкции плюс около 15 см. Под оформление проема в стене должно присутствовать занижение. Детали проема в стене снабжаются каркасом. Оформление окон должно выполняться после установки рам .

Правила оформления проема для деревянного или металлопластикового окна, в целом, одинаковы.

Ширина проема в доме может быть сделана несколько шире размера оконной рамы. В процессе монтажа и пластиковая, и деревянная конструкция должна устанавливаться изнутри дома. Она должна упираться передней частью в откос.

Рама должна упираться в заднюю часть четверти, таким образом обеспечивается качество тепло- и гидроизоляции конструкции. Дожди и холодные ветра не смогут попасть в зазор наружного откоса и оконную раму.

После кладки боковин на верхний ряд укладывается перекрытие. Это горизонтальная перемычка, которая будет принимать на себя нагрузку от всех остальных кирпичных рядов, а также от потолочных балок. В роли перемычки выступает балка из бетона, ширина которой – 25-30 см. Также это может быть швеллер из металла или стальной уголок с габаритами 12*12 см. Иногда эту перемычку заменяют монолитным железобетонным блоком.

Стальные перемычки имеют один недостаток – повышенную теплопроводность. В результате над окнами появляются мостики холода. От этого повышается вероятность проникновения в дом низких температур. Поэтому декоративная отделка дома должна обязательно выполняться теплоизоляционными материалами.

Учтите, что длина перемычки должна точно совпадать с параметрами оконного проема. Она даже может заходить на боковые части проема примерно на 10 см с каждой стороны.

После укладки перемычки можно проверить соответствие габаритов проема. Далее приступайте к укладке следующих рядов. Оконные блоки обычно монтируются в самом конце строительства – после монтажа крыши и заделки всех зазоров во всех проемах.

Проемы в стенах из бревенчатых материалов требуют установки дополнительного элемента под названием обсада . Окосячка делается потому, что древесные материалы склонны к изменениям своих размеров.

Прочность проема в деревянной стене маленькая, потому на окно создается определенное давление, в результате которого стекла могут просто полопаться, а рама погнуться.

Для обсады выбирается сухая древесина, которая должна быть правильно собранной. Специальное соединение обсады со стеной обеспечивает специальный паз, выполняемый по наружному периметру рамы. Он сажается на выступ, который подготавливается внутри стены.

Обсадная конструкция может быть выполнена из:

  • массива;
  • нескольких реек, которые соединены или склеены по особой технологии;
  • комбинированных материалов.

Например, популярна комбинация, когда подоконник выполнен из наборной древесины, а боковины и верхняя перекладина – из массива.

Для соединения частей обсадкой рамы чаще используются специальные шипы, реже клей. Расширение под установку рамы выполняется в зависимости от оконного оформления. Под обналичку расширение не требуется . Наоборот, производится законопачивание по всему периметру, которое обеспечит плотную герметизацию.

Оформление окна выполняется только после усадки . Обычно оно подбирается в соответствии с габаритами дома и стилистикой оформления.

Например, подоконник может быть оцинкованным или пластиковым. При необходимости устанавливаются резные наличники и кокошник. Пластиковые рамы могут быть окантованы накладками из древесины. Накладки будут играть роль дополнительной герметизации.

Обналичка окон дома с бревенчатыми стенами выполняется изнутри и обычно крепится к обсаде. Таким образом также обеспечивается дополнительная герметизация стыков.

Учтите, что расширение откосов возможно, только если в дальнейшем стены будут отделываться штукатуркой и покрываться дополнительными декоративными материалами.

Если в деревянном доме устанавливаются пластиковые окна, можно применить готовую обналичку из такого же пластика.

Пластиковая обналичка будет играть роль:

  • функциональной герметизации;
  • поглотителя шума;
  • защиты от плесневелых образований;
  • декоративного интерьерного оформления.

Для выполнения последнего пункта важно подобрать цвет обналички. Чаще всего рекомендуются варианты под дерево . Кроме того, планки должны быть такой ширины, которая перекроет все существующие зазоры. Но при этом стоит учесть, что массивные наличники будут уместными в качестве оформления только в большом помещении. Еще они могут играть роль определенного стилистического оформления жилища.

Отдельно стоит упомянуть этапы устройства проема в доме из газобетона. Внутри оконного проема в таком доме рекомендуется установить специальные подпорки . Это могут быть обрезки толстых брусков или стальных труб. На них сверху крепится ровная доска, а затем выкладываются дополнительные блоки, которые образуют верх оконного проема.

Полученный проем укрепляется арматурной сеткой. Затем вся конструкция заливается жидким бетоном.

Монтаж ПВХ-окон в газобетонных домах может начинаться только после застывания бетонной смеси . Этот период порой растягивается до месяца, так как связан с маркой бетона, а также внешними погодными условиями.

Как увеличить и уменьшить?

Иногда возникает необходимость установки окон в сплошной стене.

В этой работе также необходимо соблюдать определенные требования:

  • Сначала вырежьте в стене отверстие под перекрытие. Далее заложите блок или конструкцию перемычки. Также допускается закладка арматуры и заполнение бетоном. Таким образом подготавливается усиление конструкции.
  • Если проем нужно утеплить, выбирайте материалы только с сертификатами качества.
  • Отверстие в стене под окна нужно обустраивать с учетом обязательного наличия нижней опоры и боковых четвертей.
  • Заполнение проема делается снизу рядом с поперечными кирпичами. Затем выкладываются боковины проема.
  • Раму в проем можно устанавливать только после полного высыхания раствора, а также первичной усадки конструкции.
  • Расширение, уменьшение, увеличение проемов возможно, ведь даже стандартные размеры по ГОСТу варьируются в широких пределах.

В ГОСТе допускается до 17 различных вариантов габаритов только для двухстворчатых окон. В конструкциях могут присутствовать окна с одной створкой, с тремя створками. Современным застройщикам доступны ГОСТы по более 40 сериям. Габариты чаще регламентируются площадями помещения.

Остекляемая площадь, в частности, стандартизация оконных проемов частных домов регулируется СНиПом П-А862. Норматив требует наличия суммарной площади светового проема не менее 1/8 от общей площади каждого отдельного помещения квартиры.

Для хозяйственно-бытовых помещений суммарные площади могут быть уменьшены или увеличены до 4 раз. Площадь окна в санузле, кладовой, котельной может составлять около 3 процентов от общей площади комнаты.

  • Выбирая технические показатели для оконного проема, руководствуйтесь назначение помещения, в котором оно будет расположено. Цели использования помещений имеют немаловажное значение.
  • Общие показатели остекления одного или нескольких проемов в комнате должны обеспечивать достаточное количество естественного света. Солнечных лучей должно хватать для того, чтобы днем не включать лампы.

  • Для загородного дома немаловажное значение имеет эстетическая сторона вопроса. Важно не только правильно выбрать место установки окон, но и продумать стиль наружной отделки оконных проемов. Они оказывают существенное влияние на внешний вид фасада.
  • Если ваш регион отличается холодными погодными условиями, а продолжительность светового дня небольшая, лучше всего делать окна на южной или юго-западной стороне.
  • Если в регионе климатические условия теплые, количество солнца достаточное, окна располагайте с севера или востока.

  • Удобство пользования и функциональность окон при различных условиях часто связаны с высотой расположения подоконника от уровня чистового пола. Специалисты рекомендуют ориентироваться на следующие значения:
    1. Если комната – гостиная, спальная, или детская, оптимальной высотой подоконника будет уровень в 70-90 см. Если окно разместить на таком расстоянии от пола, оно обеспечит хороший обзор, а также максимальное пропускание солнечных лучей.
    2. Если это кухня или столовая, лучше увеличить расстояние от 80 до 120 см. Размеры должны быть в первую очередь обусловлены габаритами столешницы, которую обычно принято располагать на одном уровне с раковиной и другой кухонной мебелью.
    3. Если комната – санузел, высоту подоконника нужно увеличивать до 160 см. Окно в туалете и ванной нужно для обеспечения вентиляции, но в то же время помещение не должно быть доступным для посторонних лиц, которые могут наблюдать за гигиеническими процедурами.
    4. От 160 см и более может быть высота подоконной доски в хозяйственно-бытовых помещениях. Здесь окно часто представляет собой небольшую форточку.
    5. Если окна монтируются на утепленной веранде, балкон или летней террасе, подоконная доска может располагаться на 70, до 100 см.

О том, как производится монтаж окон по ГОСТу, смотрите в следующем видео.

Что обязательно должно присутствовать в конструкции любого дома? Конечно же - это двери и окна. Планирование, выбор и установка дверных и оконных проемов имеет множество нюансов. О некоторых из них мы расскажем прямо сейчас.

Стандартные размеры окон и дверей в частном доме

Размеры данных изделий во многом определяют комфорт проживания жильцов. Слишком узкие двери или маленькие окна могут стать причиной многих неудобств. Размеры окон для загородного дома , так же, как и параметры дверных проемов, регламентируются строительными нормами и государственными стандартами.

Принятые стандарты во многом облегчают вопрос проектировки здания, позволяя создать оптимальные условия эксплуатации жилого помещения.

Параметры для установки дверей

Удобство входа/выхода из помещения напрямую зависит от двух взаимосвязанных параметров:

  1. Стандартные размеры дверного проема.
  2. Параметры дверного полотна .

Стандартные отечественные двери обладают высотой в 1,9 или 2 метра и шириной от 0,4 до 0,9 метра. Параметры европейских моделей немного отличаются. Высота таких изделий составляет 202 и 215 см, а ширина может быть 62, 72, 82 или 92 см.

Если вы планируете установку обычных распашных дверей , чистовой проем для них должен быть на 70-80 мм больше самого полотна. Если ваши планы входит монтаж раздвижных дверей , организуйте проем на 50-60 мм меньше параметров полотна. Стоит отметить, что проемы межкомнатных дверей , как правило, меньше параметров входных.

Параметры для установки окон

Принятые нормативы для монтажа окон в частный дом , как и для балконных дверей, определяются государственным стандартом 11214-86. Согласно нормативам, ширина стандартного проема варьируется от 870 до 2670 мм, а высота составляет от 1160 до 2060 мм. Двери на балкон имеют единую высоту (2755мм), но могут отличаться по ширине: 870, 1170 или 1778 мм.

Параметры зависят от нескольких факторов:

  • Площадь комнаты.
  • Необходимое освещение.
  • Архитектурная специфика помещения и самого здания.

В зависимости от того, какой проем для окон запланирован в доме, определяется система остекления, а также нужное количество створок и фрамуг.

Кроме того, ГОСТ регламентирует высоту подоконников, что необходимо учитывать при организации проемов.

Подоконник в спальной комнате должен находиться на высоте 700-900 мм, в кухне - 1200-1300мм. Также свои стандарты имеют подоконники для ванных и хозяйственных помещений . Для первых высота подоконника не должна быть меньше 1600 мм. Для вторых данная величина должна находиться в пределах от 1200 до 1600 мм.

Нестандартный размер оконного проема в доме

Современные технологии и предпочтения владельцев позволяют создавать такие проекты домов, в которых используются окна нестандартных форм. Окна в коттедже, размеры которых зависят от особенностей строения, могут быть треугольной, трапециевидной, полукруглой, круглой или арочной формы. Такие изделия придают дому индивидуальность, однако их планировка и установка имеет свои нюансы.

Дверные и оконные проемы для домов из разных материалов

Планировка для частного дома во многом зависит от того, из каких материалов он возведен.

Дверной и оконный проем в деревянном доме

Организация окон и дверей в деревянных постройках требует подготовки специальной конструкции(каркаса). Ее задача - компенсация усадки сруба, характерной для деревянных строений.

Для выполнения установки проемов в бревенчатом коттедже потребуется:

  • Установка бруска с прокладкой для утеплителя на заранее подготовленный паз.
  • Монтаж обсадной коробки.
  • Обработка зазоров теплоизоляционными материалами.
  • Установка дверного полотна или оконного блока в обсадную коробку.
  • Декоративное оформление: установка отливов и откосов.

При установке обсады, очень важно оставить сверху зазор на случай усадки строения.

Размеры зазора во многом зависят от степени влажности используемой древесины, при этом, не превышая 6-7% от всей высоты проема. Правильно монтируемая обсадочная коробка защитит окна и двери от «выдавливания» при усадке здания.

Дверная коробка и оконный проем в брусовом доме

Организация окон и дверей в сооружениях из бруса практически не отличается от монтажа оконных проемов в бревенчатом коттедже.

Как и в первом рассмотренном случае, для установки изделий требуется организовать обсадную конструкцию.

Обсадка монтируется без капитального крепления. Для ее установки используется система «шип-паз». Благодаря такой конструкции окна и двери не деформируются при усадке дома из бруса.

При установке необходимо следить за тем, чтобы монтажная пена не соединяла обсадку со стеной. В ином случае, обсадная конструкция не сможет опускаться вместе с усадкой дома.

Двери и оконный проем в кирпичном доме

Проведение работ в домах из кирпича требует установки специальных перекрытий. В качестве них можно использовать стальной профиль, железные прутки или железобетонные перемычки.


Окно в кирпичном доме устанавливается на высоте 10 рядов кирпичной кладки . Дверной проем должен монтироваться после 2 рядов кладки из кирпича. Эти параметры рекомендованы принятыми в строительстве нормативами. Однако они могут регулироваться в зависимости от высоты возводимого сооружения.

Особенности установки для сооружений каркасного типа

Если вы собираетесь установить оконные проем в каркасном доме, необходимо учесть особенности материала зданий данного вида.

Строите по канадской технологии? Это значит, что вам необходимо использовать сдвоенные стойки. Такое решение позволит корректно распределить вес самой конструкции и вес окна без ущерба для всего строения.

В финских каркасных домах устанавливаются одинарные стойки для окон. Особый элемент каркасного дома - ригель позволит оптимально распределять вес конструкции.

Другие нюансы подбора оконных и дверных проемов

Как мы говорили ранее, организация проемов для дверей и окон требует соблюдения ряда нюансов.

Установка балконного блока также имеет свои особенности. Верхняя линия балконной двери должна находиться на одной линии с верхней стороной окна. А наружная отделка пола должна превышать нижнюю линию балконного проема на 10 см.

Надеемся, что вам была полезна данная информация. Помните, что для реализации любых строительных проектов лучше обращаться к людям, имеющим профессиональный опыт в подобных вопросах.

Желаем успехов во всех ваших начинаниях!
Забалуев С.А.

Обычно до окончания возведения коробки дома мало внимания уделяется тому, насколько точно строители соблюдают проектные размеры. Но недочеты всегда проявляются во время отделочных работ . К сожалению, выполненные с ошибками проемы приходится исправлять, за что исполнителям нужно платить. Эта работа еще и продлевает сроки строительства. Если проемы не переделывать, то придется потратиться на приобретение нестандартных изделий , изготавливаемых по индивидуальному заказу . Подумайте, как вам лучше поступить.

Место в стене

В первую очередь контролируют привязку оконных проемов в стене, особо обращая внимание на уровень их верхних откосов. Отметку верхнего откоса (низа) проверяют с учетом проектной отметки чистого пола. Если низ перемычки оказался выше проектного уровня, можно попробовать добиться требуемой высоты проема, заложив кладкой его низ.

С дверными проемами ситуация сложнее. Их высота обусловлена уровнем чистого пола и в свету не должна быть меньше 2 м, иначе, проходя через дверь, вы будете ударяться головой о верхнюю перекладину. Перемычку над слишком низким дверным проемом придется демонтировать и установить вновь на требуемом уровне. Но делать это в уже готовой стене довольно хлопотно.

Если дверной или оконный проем выше, чем предусмотрено проектом, можно заказать более высокие окна и двери. Но здесь необходимо учитывать, что все перемычки над окнами одного этажа на фасадах должны находиться на одном уровне. Следовательно, коррекция одного оконного проема повлечет исправление и всех других, находящихся в одной с ним стене.

Размеры проемов

Размеры проемов должны быть больше габаритных размеров коробок, указанных в спецификации столярных изделий. Это позволит легко установить коробку в проем, но, главное, останутся монтажные зазоры между коробкой и стеной. По бокам коробки и над ней этот зазор составляет 2-3 см, а снизу - 5-6 см. Размер нижнего зазора рассчитан на установку планки дверного порога . По-этому высота проема на 7-9 см больше высоты коробки, а ширина - на 4-6 см шире, чем коробка.

Правильность формы проема проверяют измерением ширины, высоты и обеих диагоналей (понятно, что это не относится к окнам неправильной формы - треугольным, арочным или трапециевидным: они всегда выполняются на заказ, и небольшие отклонения не имеют значения).

Если диагонали равны между собой, а высота и ширина совпадают с проектными - это значит, что проем сделан правильно. Но так бывает далеко не всегда. Рассмотрим три случая.

Если проемы с диагоналями разной длины. В этом случае все стороны не перпендикулярны между собой, и боковые откосы не вертикальны. У откоса с острым углом такую ошибку иногда удается исправить, подрезая его бок. При этом получают более широкий, но ровный проем. Исправление проема подрезкой не рекомендуется для стен, выполненных из керамиче-ских камней или крупноформатных блоков из поризованной керамики. Но это легко выполнимо в стене с кладкой из кирпича либо ячеистого бетона.

Неисправленные проемы усложняют монтаж и требуют применения специальных крепежных элементов и защитных планок. Устанавливая коробку, ее придвигают ближе к перекошенному откосу, но при этом нужно стремиться оставлять требуемую ширину монтажных зазоров.

Если при равных диагоналях проема размеры его боковых откосов отличаются и не соответствуют проекту. Такой проем расширить не удастся, так как над ним расположена перемычка, которая должна иметь определенную глубину опирания на стену. При расширении боковых откосов глубина опирания уменьшится, что может увеличить прогиб перемычки, ослабить ее несущую способность и вызвать появление трещин в стене.

Уменьшение проема тоже не очень желательно, т. к. есть риск ухудшения тепловых параметров по периметру окна. Но такой способ оправдан для внутренних дверей , где важен не вопрос теплоизоляции, а надежность монтажа. Слишком широкий проем можно уменьшить, выполнив узкий фрагмент кладки, соединенной со стеной с помощью анкеров. Окна для очень больших проемов лучше заказывать с более широкой рамой или расширительным оконным профилем.

Если оставлены несоответствующие проекту размеры проемов. Это вынуждает заказывать нестандартные окна и двери. Все больше производителей окон и дверей уходят от понятия «стандартные окна» и считают свои изделия выполняемыми на заказ, даже если они стандарт-ных размеров. Заказ окон у таких производителей не связан с дополнительной оплатой за более широкие или низкие рамы, так как они обсчитывают элемент с конкретными размерами. Это позволяет подогнать столярные изделия к проемам без необходимости их переделки.

Что касается дверей, то проблема остается - в этом случае по-прежнему основой являются стандарты. Но и здесь можно спасти положение, правильно подобрав коробки и отрегулировав отклонения при их монтаже.

Продуманные изменения

Предотвращение возможных проблем. Проверяя правильность выполнения дверных проемов, не мешает подумать о планировке помещения и расстановке мебели.

Может оказаться, что уменьшение ширины двери всего на 10 см позволит более рационально разместить мебель и сделать проход у двери удобнее.

Увеличение расстояния между дверными проемами в соседних или противоположных стенах позволит предот-вратить возможные неудобства при перемещении по комнате и благотворно повлиять на ее планировку.

Окно и мойка. Иногда дизайнерское решение заставляет изменить размеры оконных проемов. Например, при расстановке кухонной мебели под открыванию рам не должен мешать смеситель над мойкой (если это, конечно, не специальный смеситель с подвижным наклоняющимся изливом). Поэтому выбирая такой вариант планировки кухни, необходимо измерить радиус открывания створки, и при необходимости уменьшить высоту окна, подняв выше его нижний край. Стандартная высота столешницы кухонных тумб - 85-95 см, прибавьте к этому среднюю высоту смесителя - 20-30 см.

Получается, что нижний край оконной рамы должен находиться на высоте 105-125 см над уровнем чистого пола (ее нужно указать в обмерах). Однако край уже выполненного оконного проема может оказаться на несколько сантиметров ниже требуемого при такой планировке.

Изменение размеров проема нарушит общий вид фасада, поскольку остальные окна сохранят первоначальный уровень. То же касается увеличения высоты окна с целью использования подоконника как места для сидения. И в этом случае одно длинное окно на фасаде может нарушить его общий вид. Поэтому подобные эксперименты лучше проводить только на тех фасадах, где нет других окон, и только после консультации с архитектором.

Осторожно с уменьшением. Иногда кажется, что запроектированные проемы слишком велики, и появляется желание их уменьшить.

Однако при этом не следует забывать, что после установки окон площадь остекления в свету значительно уменьшится. От размеров проема нужно вычесть ширину монтажных зазоров между коробкой и откосом и толщину коробки. А это как минимум несколько сантиметров. Непродуманное уменьшение проемов приводит к тому, что большую площадь проема займут оконные профили , а не стекло, и окно приобретет неприглядный вид. Но, прежде всего, оно не обеспечит достаточного освещения помещения. Площадь остекления должна оставаться в пропорциях 1:7-1:8 по отношению к площади пола помещения.

Дополнительные проемы. Особый вопрос - это устройство окна или дверей в том месте стены, где они не были предусмотрены. В перегородках это выполнить достаточно просто, потому что в них легко заложить перемычку из стального прокатного профиля, а под ней пробить проем. Но дополнительное окно в несущей стене вносит изменения в общую конструкцию здания, требует соответствующего усиления стены в зависимости от размера проема. Его размещение бывает не всегда возможным. В любом случае, нельзя принимать такое решение самостоятельно. Конструктивное решение по устройству проема в несущей стене должен разработать специалист.

С разрешением или без

Если желание изменить размер оконных проемов появляется в процессе строительства, эти изменения будут считаться несущественными отступлениями от проекта, и нет необходимости вносить их официально в проект. Достаточно приложить к проекту соответствующую информацию или дополнительный чертеж с изменениями.

Несколько сложнее выполнять изменение проемов в стенах уже готового дома . Для этого нужно пригласить специалиста-конст-руктора, который определит возможность выполнения этих работ и предложит необходимое решение . Это связано с тем, что в несущих стенах , находящихся под нагрузкой, установку перемычек над пробиваемым проемом можно выполнять только после устройства временной системы разгрузочных конструкций, которые возьмут на себя нагрузку от перекрытия. А это довольно сложная работа, которую можно доверить только квалифицированному исполнителю.

Выполняя чисто практические функции, окна и двери являются вместе с тем существенным элементом архитектурной композиции, в значительной мере определяя ее характер. Оконные и дверные проемы органически входят в общее архитектурное решение, активно участвуя в формировании пропорций, масштабности, ритмического строя и архитектурного образа сооружения.

Перекрытия проемов бывают прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа перекрытия - балкой или аркой. По очертанию кривой различают арки полуциркульные, лучковые, трехцентровые *** (рис, 82).

В каменной или кирпичной стене оконный проем, обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены между низом окна;и полом называется подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник; обычно он выполняется из дерева, реже из камня. Снаружи между переплетом овна и краем стены подоконная стенка также покрывается наклонной каменной плитой или скрывается стальным листом. Это наружный подоконник, или подоконная доска, если плита выступает из плоскости стены в виде полочки. Часть стены между двумя окнами называется простенком****.

Размеры окон определяются в первую очередь функциональными требованиями - освещать внутренние помещения. Во-вторых, они зависят от технических возможностей, высоты помещений, которая ограничивает высоту окна, конструкции перекрытия оконного проема, влияющей на его ширину, и наконец, размеры и форма оконных проемов принимаются в соответствии с композиционными соображениями, представле-ниями о хороших пропорциях, господствующими в период преобладания того или иного стиля.


* Это название предложено проф. Н. Султановым.

** Тимпаном называются и поверхность, ограниченная архивольтом арки, если верхняя часть ее заглушена, а также криволинейные треугольники по обеим сторонам архивольта, если арка вписывается в прямоугольную форму (рис. 81, 85).



*** Здесь не упомянуты такие виды арок, как стрельчатые, трехлопастные, килевидные и др., характерные для разных архитектурных стилей.

**** Часть стены между окном и углом здания называют угловым простенком.


В классической архитектуре таким представлениям удовлетворяли проемы с отношением ширины к высоте, равным 1: 2, предельным считалось отношение 1: 1,5, т. е. полтора квадрата. Естественно, что архитектурные требования неизменно должны сочетаться с практическими: при классической форме и пропорциях окон и обусловленности их размеров освещенность помещений регулировалась размещением большего или меньшего числа окон.

Функции окна не ограничиваются освещением и инсоляцией помещения, оно служит также смотровым, а отчасти и вентиляционным проемом. Окно осуществляет визуальную связь интерьера с внешней средой. В современной архитектуре последняя функция приобрела большое значение. Характерное для современной архитектуры стремление уничтожить резкую грань между внутренним и наружным пространством, и добиться более равномерного освещения интерьера привело к превращению целых плоскостей стен в сплошное окно, зачастую к полному уничтожению наружной стены и замене ее остекленной поверхностью, чему способствуют и возможности современных конструкций.

Начиная с XVII в. в больших залах крупных зданий, занимающих по высоте два этажа, было распространено освещение в два света, т. е. двумя рядами окон, расположенных друг над другом в соответствии с поэтажным размещением на фасаде. Такие двусветные залы имеются во многих исторических зданиях Москвы и Ленинграда - залы в Зимнем дворце в Ленинграде, Колонный зал Дома Союзов в Москве и многие другие.

Конструктивные приемы современного строительства дают большую свободу в отношении расположения и выбора размера оконных проемов, допуская самые разнообразные решения. Применение для перекрытия оконных проемов железобетонных перемычек с сильным армированием позволило значительно увеличить ширину окон и придать им «лежачую» форму, при которой ширина окна значительно больше его высоты. Появление такого окна сделало возможным более равномерное освещение помещения, а также улучшило визуальную связь интерьера с внешним пространством, так как одно широкое окно может заменить два и более вертикальных. Вид из такого окна раскрывается панорамно, не прерывается простенками.

Современные конструкции позволяют устанавливать легкие стены на выносных консолях. Благодаря использованию таких ненесущих стен можно полностью ликвидировать простенки и применять сплошные ленточные окна большой протяженностью или опоясывающие все здание, как это практикуется во многих сооружениях современной архитектуры (см. рис. 73). Эти конструкции позволяют также располагать окна не по вертикальным осям - окно над окном, а произвольно, например в шахматном порядке.

В зависимости от характера архитектуры и требований композиции оконные проемы имеют разную пластическую обработку, связанную с конструктивным решением или имеющую чисто декоративное значение. В простейшем виде окно представляет собой просвет в гладкой стене, лишенный какого-либо обрамления. Сочетание таких отверстий друг с другом и со стеной может создать ощущение гармонии благодаря совершенству пропорций и удачно найденному ритму. Форма, лишенная декоративного убора, который мог бы скрыть ее недостатки, требует особо точно найденных пропорциональных отношений. Подобные решения можно встретить в произведениях строгой классики, таких как сооружения архитекторов Палладио, Кваренги, Стасова.

Некоторые приемы обработки окон возникли в результате конструктивной необходимости. Следуя общей закономерности развития многих архитектурных форм, эти приемы постепенно утрачивают первоначальный смысл, превращаясь в способ декоративной обработки, повторяющей традиционную форму.

Наиболее распространенным приемом обработки окон в классической архитектуре является обрамление оконного проема снаружи профилированной рамкой, называемой наличником*. Происхождение этой формы связано с конструктивными приемами образования проемов. Наличник появился в результате пластической обработки балки-перемычки и поддерживающих ее каменных косяков, которые устанавливались для предотвращения непосредственного опирания перемычки на кладку стены.


* Нужно отметить, что наличник как форма, вытекающая из конструкции проема, существует не только в классической архитектуре. Оформление проемов наличниками было распространено в архитектуре различных эпох и стилей.

Этот конструктивный прием был известен с древнейших времен.

Обрамление из каменных брусков, обработанных профилями, и образует наличник. В случае, когда концы перемычки выступали за пределы косяков, внутренние профили следовали очертанию пролета, а наружные - внешнему контуру перемычки и косяков. Таким образом создалась форма наличника с ушками.

В классической архитектуре профиль наличников приобрел довольно устойчивую форму, близкую к форме архивольтов арок, с небольшим общим выносом. Внутренняя часть наличника, обращенная к проему, состояла из одной или нескольких гладких полочек, незначительно выступающих одна над другой - фасций*, наружные края обычно заканчивались профилем киматия или выкружки с полочкой.

Часто над проемами размещался карнизик для защиты от дождевой воды, стекающей по стене. Простейший вид такого устройства - выносная полочка над перемычкой. Этот карнизик называется сандриком. Он выполнялся также в виде небольшого фронтончика. Обычный - профиль сандрика соответствует простейшему классическому карнизу и сохраняет его основные элементы - выносную плиту, поддерживающую часть в виде одного профиля, и венчающий карниз. Сандрики помещались над проемами и применялись с наличниками и без них. При проеме с наличником сандрики располагались непосредственно на нем или на некотором расстоянии от него, образуя фризок. Сандрики часто поддерживались кронштейнами, которым иногда соответствовали вертикальные полочки, шедшие по краям наличника, - так называемые контрналичники (рис. 83).

Декоративный характер носят обрамления проемов с применением ордера в виде пилястр или трехчетвертных колонн, поставленных по краям проема и перекрытых антаблементом с фронтоном или без него. Этот прием был особенно распространен в архитектуре итальянского Возрождения, но применялся уже в античную эпоху (см. рис. 19).

Проемы с криволинейными перекрытиями в классической архитектуре обрабатывались, как арки: архивольтами с импостами или путем выявления клинчатой структуры арки с расшивкой швов, выделением замкового камня. Швы арки обычно увязывались со швами стены (см. рис. 82).

Арочный пролет также обрамлялся наличником с сандряком, ордерными колоннами или пилястрами с антаблементом. Своеобразным видом подобного обрамления арочного проема является «окно Браманте», названное так по имени известного итальянского архитектора, применившего его в здании палаццо Канчеллерия в Риме. Этот прием возник из способа облицовки стены. Вокруг арочного оконного проема оставлялась прямоугольная впадина в облицовке, в которую после затухания осадки вставлялась каменная рама, обрамляющая его (рис. 84).

Более декоративный характер носит другой вид обрамления проема - «окно Сансовино», представляющее собой арочный пролет, обработанный архивольтом и импостами, опирающимися на маленькие колонны, приставленные к притолокам проема (рис. 85).

Необходимость увеличить световой пролет, не изменяя его высоты и сохраняя нормы классических пропорций, привела к созданию сложных окон, являющихся сочетанием нескольких


* В штукатурном деле они называются платиками.


проемов. Таковы двойные и тройные окна, представляющие собой широкий проем, разделенный стойками, подпирающими перемычку (рис. 86). Особо нужно выделить тип тройного окна, получивший название «окно Палладио» - по имени итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио. Это - широкий проем, разделенный колонками на три части: средняя перекрыта полуциркульной аркой, опирающейся на импосты, которые служат перемычками боковых проемов и в то же время являются антаблементами колонн, разделяющих просвет окна (рис. 32, 87).

В некоторых случаях в зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые, овальные, эллиптические, квадратные лежачие, полукруглые, многогранные оконные проемы. Все эти виды окон использовали обычно как вспомогательные – для освещения антресолей, промежуточных служебных, цокольных и аттиковых этажей, как «второй свет» в двухсветных залах.

Обработку дверных проемов в классической архитектуре производили теми же приемами, что и оформление оконных. Различие заключалось в том, что наличник или другой вид обрамления не доходит до низа проема, а заканчивается тумбой, т.е. каменной вставкой, в которую он упирается. Большой дверной прем позволяет применять более сложную пластическую обработку. Значительные по размерам двери с развитой пластической декоративной обработкой называются порталами. Примером величественных и богато обработанных порталов могут служить двери Исаакиевского и Казанского соборов в Ленинграде.

ПЕРЕКРЫТИЯ

Перекрытия принадлежат к основным конструктивным частям здания. Будучи одним из элементов, ограждающих внутреннее пространство, перекрытия в зависимости от их характера могут оказывать существенное влияние на архитектурное решение интерьера. В соответствии с

конструкцией перекрытия можно подразделить на две основные группы - на плоские (иначе балочные, или архитравные) и сводчатые. Далее будут рассмотрены основные виды архитектурных форм перекрытий и некоторые приемы их обработки, связанные с их тектонической основой.

В случае, иногда нижняя поверхность перекрытия образует гладкую горизонтальную* плоскость потолка, его обработка не связана с конструктивной структурой и может быть выполнена любыми декоративными средствами - лепкой, орнаментальной росписью, живописными плафонами **, обшивкой деревом и пр., включая имитацию конструктивной структуры. В простейшем случае потолок представляют собой гладкую плоскость без всякой обработки, что характерно для подавляющего большинства зданий массового строительства. Когда конструкция перекрытия обнажена, архитектурная форма потолка неизбежно связана с его конструктивной структурой. Наиболее распространенным видом перекрытия является плоское, имеющее в большинстве случаев в основе балочную конструкцию. Среди памятников античного греческого зодчества сохранились немногочисленные образцы архитектурного решения


* В современной архитектуре встречаются не только горизонтальные плоские перекрытия. В некоторых зданиях, где эти перекрытия не являются междуэтажными не служат полом вышележащего этажа, они делаются иногда наклонными. В некоторых случаях такие наклонные перекрытия соответствуют наклонному полу вышележащего помещения, как в фойе концертного зала в г. Турку.

** Плафон (фр. Рlafond - потолок). Так называют потолки с декоративной отделкой. Часто применялась роспись потолка или на нем укреплялись живописные полотна, специально выполненные по правилам плафонной живописи, которые также называются плафонами.

балочных перекрытий, в которых пространство между колоннадой и целлой перекрывалось каменными балками. По этим балкам укладывались каменные плиты - стротеры. Для облегчения последних в них выбирались квадратные углубления - кессоны, или кассетоны. Сама балка часто обрабатывалась наподобие архитрава фасциями и легким профилем наверху. Таким образом, конструкция перекрытия одновременно являлась гармоничной архитектурной формой (см.рис.48).

Однако каменной балкой можно перекрыть очень небольшой пролет, поэтому устройство плоских перекрытий относительно большого пролета до появления металлических и железобетонных конструкций осуществлялось с помощью деревянных балок или путем подвески деревянных потолков к стропилам.

Открытые деревянные балки в виде прямоугольных в сечении брусьев обычно обрабатывались декоративной росписью и резьбой. Концы балок часто опирались на выступающие из стен консоли. Панели потолка между балками также декоративно обрабатывались.

Применение системы вспомогательных балочек, пересекающих главные в перпендикулярном направлении, естественным образом создавало систему прямоугольных кессонов, которые заполняли всю плоскость потолка (рис. 88). Вследствие того, что конструктивные балки ограничивали композиционные возможности декоративного решения плафона, их стали заменять подвесными потолками, на поверхности которых размещали декоративные балки и кессоны легкой коробчатой конструкции, имитировавшие форму конструктивных балок, причем положение их на плоскости потолка подчинялось исключительно декоративным задачам и не обусловливалось конструкцией. Такие декоративные кессоны самой разнообразной формы отделывались легкими профилями, лепкой или резьбой, позолотой и орнаментальными росписями. Итальянская архитектура эпохи Возрождения содержит множество примеров подобного рода решений, отличающихся исключительной декоративной насыщенностью и богатством.

В современной архитектуре тектоническая форма плоских перекрытий выявилась в ребристых конструкциях железобетонных перекрытий, в которых плита укреплена выступающими балками. Эта конструкция, в чистом виде имеющая несколько утилитарный характер, в некоторых случаях находит более выразительное решение. Примером такого решения в современных зданиях, архитектура которых в известной степени основывается на классических традициях, являются интерьеры Новой ратуши в Стокгольме (Золотой зал, галерея), Галерея посланников в здании Финского сейма в Хельсинки, выставочный зал в Доме архитекторов в Москве, зал железнодорожного вокзала в г. Пушкине и др. (рис. 89). Система главных и вспомогательных балок в ребристых железобетонных конструкциях создает четкую кессонную структуру перекрытия, которая может одновременно являться также архитектурной формой.

Воплощение новых конструктивных идей в устройстве железобетонных перекрытий с ребрами, расположенными по линиям равных моментов, выявляет новые, интересные возможности архитектурного решения плоских перекрытий, как это можно видеть на примере перекрытий, сконструированных инженером Нерви (см. рис. 89).

В связи с насыщением современных зданий техническими устройствами широкое распространение получили системы подвесных потолков которые крепятся к перекрытиям на относе. Если в архитектуре XVI - XVIII вв. при строительстве подвесных потолков руководствовались преимущественно эстетическими соображениями, то в современных условиях устройство таких потолков преследует практические цели.

Пространство между перекрытиями и подвесным потолком используется для прокладки электро-, радио-, телевизионной и телефонной проводки, а также размещения спринклерных систем, вентиляционных устройств, осветительной аппаратуры, акустических устройств (так называемые акустические потолки в концертных и театральных залах).

Естественно, что при исполнении подвесных потолков ставятся и эстетические задачи - найти гармоничную архитектурную форму. Этому способствует то обстоятельство, что подвесные потолки, не связанные непосредственно с конструктивной структурой, дают большие возможности для их пластического решения. Например, система встроенного отражательного отопления в здании пенсионных касс в Хельсинки и система акустических и осветительных устройств Дома немецкого радио Берлине создают своеобразную, необычную структуру и пластику поверхности потолка (рис. 90). В подобных решениях проявляется свое образный синтез новой техники и архитектурной формы.

Сводчатые тектонические системы возникли в архитектуре великих древних цивилизаций (Египет и Месопотамия), но широкое развитие получили только (в зодчестве Древнего Рима, где наряду с основными формами клинчатых, каменных и кирпичных сводов были разработаны системы литых бетонных сводов. Основные виды этих сводов существуют и в наше время. На их основе установилась классификация и сложилась терминология, в значительной степени действующая и теперь, когда появились новые системы сводчатых конструкций - тонкостенные, сборные и монолитные, железобетонные и армоцементные своды.

Существуют следующие основные виды кирпичных, каменных и бетонных сводов (рис. 91).

Цилиндрический свод представляет собой полуцилиндр, две длинные стороны которого опираются на стены или другие сплошные продольные опоры, например на балки, поддерживаемые стойками или аркадами.

Разновидностями цилиндрического свода являются полуциркульные, эллиптические, трех - и многоцентровые своды, так называемые коробовые, различающиеся только формой Образующей кривой. Стены, на которые опирается свод, называются опорными, а перпендикулярные им стены в торцах свода - щековыми*.

Крестовый свод. Если отрезок цилиндрического свода рассечь взаимно перпендикулярными диагональными по отношению к оси свода вертикальными плоскостями, то образуются четыре части: две из них, расположенные вдоль свода, называются распалубками, две другие, идущие поперек свода,- лотками (рис. 92).

Можно представить себе два перпендикулярно пересекающихся цилиндрических свода с пятами и шельгами, находящимися на одном уровне. Линии пересечения этих поверхностей полностью соответствуют следам сечения их двумя диагонально расположенными вертикальными плоскостями, и на поверхностях двух пересекающихся сводов получается по четыре распалубки и лотка. Если отбросить лотки, то сомкнутые по диагонали четыре распалубки и образуют крестовый свод: выступающие углы диагональных стыков распалубок-ребра свода дают в плане крест. Крестовый свод опирается в четырех точках, в которые сводятся его пяты. Таким образом, опорные и щековые стены могут отсутствовать, и свод покоится на четырех опорах-стойках - так называемый балдахин. Распалубки могут быть образованы и пересечением любой сводчатой поверхности другим сводом, имеющим тот же или меньший радиус,- полуциркульным, коробовым, эллиптическим и др.

Сомкнутый свод является противоположностью крестового. Он состоит из четырех лотков, которые, смыкаясь по диагонали, образуют входящие углы в противоположность крестовому оводу, ребра которого имеют выступающие углы. Сомкнутым сводом перекрывали не только квадратные и прямоугольные, но и многоугольные в плане помещения, причем свод опирался по всему периметру. Сомкнутый свод известен также под названием монастырского свода.

Зеркальный свод можно представить себе как сомкнутый свод, верхняя часть которого срезана горизонтальной плоскостью, образующей так называемое зеркало. Криволинейные части свода, обрамляющие зеркало, называются паддугами**. Зеркало выполнялось в виде плоского или очень пологого свода. В первом случае свод имел в сечении корытообразную форму, во втором случае он представлял собой свод коробового профиля со средней частью, очерченной большим


* По существу цилиндрический свод может и не замыкаться в Торцах, например в крытых проездах, тоннелях. Замыкание торца может производиться также полукуполом (конхой) или отрезком поперечного свода, (лотком). В этом случае свод называется замкнутым.

** При плоских перекрытиях переход от потолка к стенам иногда представляет собой криволинейную поверхность, которая также называется паддугой.


радиусом. Зеркало свода, обычно отделявшееся от паддуг рельефной рамой, использовалось часто как поверхность для живописного плафона. Зеркальный свод, появившийся впервые в архитектуре эпохи Возрождения, позволил значительно снизить чрезмерную высоту помещений, вызывавшуюся применением цилиндрических, крестовых или сомкнутых сводов, что было особенно важно при увеличении числа этажей зданий.

Купольный свод, или купол, образуется вращением кривой (полуокружности, полуэллипса, параболы и др.) вокруг вертикальной оси. Таким образом, в плане или в горизонтальном сечении купол дает круг, а в любом другом - кривую линию*.

Куполом можно перекрывать не только круглые в плане помещения, где он опирается на стены по всему периметру, но также квадратные и многоугольные. В таком случае переход от купола круглого очертания к помещению квадратной или многоугольной формы осуществляется посредством сферических треугольников - парусов, или пандативов, или путем устройства сводов в виде части конуса - тромпов, а также с помощью системы арок. Сферические паруса несут в своей верхней часта опорное кольцо, на котором возводится купол или стена цилиндрической формы - барабан, перекрываемый куполом. Барабан обычно использовался для размещения оконных проемов для освещения подкупольного пространства. Полукруглые в плане помещения, например апоиды, перекрывали, как правило, полукуполом, или конхой.

Парусный свод можно рассматривать как производный от купольного. Геометрическое построение парусного свода получается путем отсечения от купольной поверхности боковых частей плоскостями призмы, продольная ось которой совмещена с осью купола. Свод такой формы является тем случаем купола на парусах, когда и купол и паруса имеют общий радиус и принадлежат, таким образом, одной и той же сферической поверхности. Верхняя часть такого свода выше парусов, представляющая собой шаровой сегмент, называется скуфьей. Чаще всего таким сводом перекрывали квадратное в плане помещение. Свое наименование он получил благодаря сходству с закрепленным в четырех углах надутым ветром парусом. Парусный свод может перекрывать многоугольные, а также треугольные в плане помещения, например перекрытие тонкостенным парусным сводом большого пролета треугольного в плане помещения - аудитории Массачусетского технологического института. Как и крестовый свод или купол на парусах, парусный свод может опираться на отдельные опоры, образуя балдахин.

Термин «ненарушенный» применяется к любым сводам и даже плоским покрытиям, имеющим небольшой подъем по слабой кривой к середине - вспарушенность. Плоский потолок в больших помещениях обычно делают несколько вспарушенным, чтобы устранить впечатление провисания.

Перечисленные основные формы сводчатых перекрытий не исчерпывают всего разнообразия этих конструктивных систем, применявшихся в истории архитектуры. Существовали различные виды и сочетания приведенных сводов, например своды на распалубках, бочарные и др. Еще большим разнообразием отличаются современные железобетонные и армоцементные своды.

Приемы пластической разработки оводов очень разнообразны. Здесь мы можем коснуться только тех из них, которые вытекают из самой структуры сводчатых перекрытий и отражают их тектонику. Таким является прием расчленения цилиндрического свода подпружными арками**, по которым настилаются плиты, образующие поверхность свода. Этот чисто конструктивный прием, применявшийся в античной римской и романской архитектуре, вводит ритмическое начало в архитектурное решение гладкого цилиндрического свода.


* Существуют купола эллиптические или овальные в плане, форму которых можно рассматривать как результат вращения полуэллипса или полуовала вокруг горизонтальной оси. В зависимости от характера образующей кривой получают купола - разной формы - сферический, в форме полушара, эллиптический (в разрезе), сферо-конический, со стрельчатой верхней частью и др. Все купола, имеющие в сечении очертания дуги круга, называются сферическими.

** Подпружными называются арки, поддерживающие свод или предназначенные для его укрепления; в купольных системах - арки, которые служат опорой для парусов и поддерживают опорное кольцо купола или барабана; в крестовых и парусовых сводах-арки, расположенные по четырем сторонам свода и являющиеся для него опорой.

Распространенным приемом обработки сводов, также связанным с их тектоникой, является кессонирование. В каменном своде, цилиндрическом или коробовом, кессоны получают путем создания каркаса из арок, идущих по кривой поперек свода, и пересекающих из горизонтальных ребер, расположенных вдоль свода. Полученные таким образом ячеи перекрываются плитами*. Однако в чистом виде подобная конструкция встречается крайне редко, примером, ее может служить перекрытие портика капеллы Пацци во Флоренции.

В римских каменных сводах кессоны вытесывались после возведения сводов, как это выполнено в арке Тита в Риме, где кессоны имеют уже чисто декоративное значение, что подтверждается и тем, что разбивка их не совпадает со швами кладки. Более органичный характер имели кессоны в бетонных сводах античных римских сооружений, которые получали путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков с соответствующей профилировкой. При бетонировании в местах установки форм образовывались углубления, кессоны, на поверхности свода. Наиболее типичным примером служат кессонированный купол Пантеона и остатки сводов базилики Максенция в Риме.

Обработка кессонами применялась для сводов всех форм - крестовых, купольных и др. Практическое назначение кессонов состоит в облегчении обычно очень толстых бетонных сводов. Таким же образом создавались и кессоны в сводах, выложенных из кирпича. Так же, как и в плоских перекрытиях, кессоны сводов обрабатывались профилями с резьбой, лепкой и другими видами орнаментального декора. Часто в центре кессонов помещались скульптурные розетки, которые иногда выполнялись в металле, как в кессонах свода Казанского собора в Ленинграде.

Появление железобетонных конструкций открыло широкие возможности для выполнения самых разнообразных сводчатых конструкций. Особенно это относится к тонкостенным армоцементным сводам, так называемым сводам-оболочкам, которые при толщине, равной всего нескольким сантиметрам, могут перекрывать громадные пролеты. Для придания сводам большей жесткости применяются волнистые профили оболочек, придающие своеобразный характер поверхности перекрытия. Рациональная форма этих конструкций является одновременно и выразительной архитектурной формой (рис. 93).

Достижения современной строительной техники вызывают к жизни новые архитектурные формы, создают предпосылки для появления нового, современного стиля, который характеризуется синтезом конструктивных, технических и эстетических элементов.

*Такая конструкция аналогична каменным кессонам в перекрытиях птеронов греческих храмов. Виоле-ле-Дюк дает схему такого конструктивного каменного свода, где горизонтальные ребра заклинены в арках.


ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОПОРЫ

Классическим примером архитектурной формы опоры является колонна. В античной греческой архитектуре стойки-колонны несли горизонтальное перекрытие - антаблемент. В поздней римской архитектуре возникла конструкция, в которой колонны служили опорой для арок, причем арка непосредственно отиралась пятой на капитель колонны или между пятой арки, и капителью вставлялась промежуточная часть в виде антаблемента. Введение аркады на колоннах давало возможность значительно шире раздвинуть их по сравнению с каменными архитравными конструкциями, ограниченными размерами каменной балки. В дальнейшем прием опирания арок и сводов на колонны широко применялся в средневековых сооружениях и в архитектуре эпохи Возрождения (см. рис. 10).

Распространенным видом опоры являются столбы, круглые, многоугольные, квадратные или прямоугольные в горизонтальном сечении. Столбы могут нести балочное или сводчатое перекрытие или аркаду. В классической архитектуре наряду с гладкими столбами можно встретить столбы с разной степенью пластической обработки-пилястрами, лопатками, филенками и т. п. Они обычно имеют плинт, базу и завершение в виде карниза или упрощенной капители. Столбы, поддерживающие арки, обычно завершаются профилем импоста. Мощные столбы, поддерживающие аркады или подпружные арки, называются пилонами.

В античной архитектуре встречаются опоры в виде скульптурных изображений мужской или женской фигуры, например мраморные женские фигуры, которые поддерживают один из портиков Эрех-тейона в Афинах, так называемые кариатиды, или коры, или кариатиды дворца Бельведер в Петродворце (рис. 94). Того же назначения скульптурные изображения мужских фигур носят название атлантов, или теламонов, замечательным образцом которых служат гранитные атланты портика Эрмитажа в Ленинграде. Естественно, что подобные опоры со временем утратили конструктивную роль, превратившись в декоративный элемент, создающий видимость опоры (рис. 95).

Античные гермы, т. е. каменные квадратные столбы, иногда расширяющиеся кверху и заканчивающиеся скульптурным бюстом, также использовались в архитектурных композициях в качестве поддерживающего элемента. Примером могут служить портики Розового павильона в Петродворце (рис. 96). В здании Эрмитажа гермы использованы в качестве вертикального импоста в двойных окнах главного фасада (см. рис. 86).

В современном строительстве в качестве вертикальных опор применяются преимущественно железобетонные или металлические стойки, форма которых видоизменяется в широких пределах как в части пропорций, так и в отношении абриса горизонтального сечения. При соответствующем армировании железобетонные колонны могут иметь очень большую высоту относительно диаметра и малое сечение при сравнительно больших нагрузках. Их поперечное сечение может быть кругом, квадратом, прямоугольником, причем последний может быть сильно вытянутым, так что стоика при обретает вид ребра. Стойка может быть также многогранной, имеет в сечении сложный профиль с западами и т. п., что достигается применением соответствующей опалубки. Указанные особенности способствуют выявлению характера железобетонных стоечных конструкций.

Можно выделить некоторые разновидности современных опор, характеризуемые особенностями их конструкции. К таким опорам можно гнести расширяющиеся кверху опоры, поддерживающие грибовидные ли воронкообразные перекрытия, У-образные опоры, поддерживающие перекрытие в двух точках, веретенообразные - отражающие распределение усилий в стойке, и др. (рис. 97).

БАЛКОНЫ

Балконы являются элементами здания, которые служат определенным практическим целям, улучшая функциональные качества сооружения. Вместе с тем они представляют собой важные композиционные элементы, участвующие в формировании облика здания и способствующие достижению большей его пластической выразительности. Балконы способствуют связи внутренних помещений с наружным пространством. летний период, особенно в местностях с теплым климатом, они дополняют полезную площадь помещений, что весьма существенно для жилых некоторых других типов зданий.

Похожие публикации