Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Мероприятия в лагере зимой. Игровые программы для летнего отдыха детей

Светлана Пенихина
Разработки мероприятий для летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Все дети лагеря делятся на 3 города , планеты, корабля, в зависимости от темы смены

Игровая программа «ЗООПАРК»

1. Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету!

2. Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумываются над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти триста пятьдесят видов животных. Страшно представить, что через каких-нибудь сто лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. Наша игровая программа посвящена животному миру нашей Родины.

1. Позвольте представить наше жюри : Департаменты культуры городов, просим занять место жюри. Наш первый конкурс – «Приветствие» . Каждому городу за 3 мин. Надо придумать название своей команды, объяснить, почему они выбрали такое название для своей команды и нарисовать эмблему.

2. Наш следующий конкурс «Разминка» На сцену приглашаются по 3 чел. от каждого города - знатоки природы. Каждый город отвечает на 3 вопроса. А последний вопрос решающий- один для всех команд. Кто быстрее даст правильный ответ.

1. Пока жюри подводят первые итоги я предлагаю вопросы для зрителей (Конкурс для зрителей)

2. Благодарим зрителей за ответы и просим жюри подвести первые итоги.

1. 3 конкурс «Пословицы и поговорки» Каждой команде предлагается составить из двух частей пословицы и поговорки.

Волков бояться (в лес не ходить)

Бьётся как (рыба об лёд)

Лучше синица руках, чем (журавль в небе)

Знает кошка, чьё(мясо съела)

С волками жить (по-волчьи выть)

На то и щука в реке, чтоб карась (не дремал)

Старый конь борозды (не портит)

Гусь свинье (не товарищ)

2. Красива природа не только в наших лесах. Она прекрасна и в джунглях, где растут пальмы, шелестит бамбук, по деревьям скачут обезьяны, слышны голоса неизвестных птиц. В джунглях много мест, где есть болото. Нам его надо преодолеть.

1. Следующий конкурс «Преодолей болото» Мы посмотрим, кто быстрее преодолеет это злосчастное место. А кочками, по которым мы будем передвигаться, нам послужат обручи. Нужно обеими ногами встать на одну кочку, а другую на некотором расстоянии положить перед собой. Затем переступить обеими ногами на неё, а ту, на которой стояли раньше, опять переставить перед собой. На сцену приглашаем по 5 человек от города. Внимание! Начали!

2. Болота в джунглях кишат крокодилами, которые могут достигать в длину 6,6м. Вот мы с вами сейчас и поиграем. Конкурс называется «Крокодил» . Каждая команда делится на пары. Один человек из пары будет передвигаться на руках, а другой – должен держать его за ноги. На обратном пути они меняются местами. На сцену приглашаются по 6 человек от города. Первые участники приняли нужное положение. Внимание, начали!

1. А какое же болото без лягушек! Поэтому наш следующий конкурс называется «Бег лягушек» . Просим подняться на сцену по 5 человек от города. Участники команд, сядьте на корточки, поставив перед собой руки на пол. Сейчас, по моему сигналу, вы будете прыгать по- лягушачьи, кто скорее. Прыгать, как лягушки, - это выставлять обе руки вперёд на пол, а затем делать прыжок обеими ногами из положения на корточках. Потом опять выставлять руки вперёд.

2. Молодцы! Наконец, мы перебрались через болото и так обрадовались этому, что даже запрыгали. И давайте посмотрим, кто лучше прыгает. Конкурс «Попрыгунчик» . Для этого нужно допрыгать на одной ножке туда и обратно. Туда на одной ноге, обратно – на другой. На сцену приглашаем 5 человек.

1. Молодцы! Вы хорошо умеете прыгать на одной ноге, а сейчас попрыгайте на двух, но не просто, а зажав между ногами мяч. Конкурс «Бег с мясом» . От каждого города приглашаем по 5 человек.

2. В джунглях много змей, в том числе и оченяь ядовитые кобры, которые могут быть длиной до 5,5м. Кобры отличатся тем, что при опасности поднимают шею и разводят несколько пар рёбер, в результате чего образуется так называемый капюшон. И наш последний конкурс называется «Змейка»

1. Для этого конкурса команды должны встать по росту. Впереди - самые высокие. Теперь просуньте левую руку между ног. Сзади стоящий пусть возьмёт вашу руку правой рукой. Остальные участники продолжают эту цепочку таким же образом. Каждая команда по моему сигналу начинает своё движение. Побеждают те, кто быстрее придёт к финишу. Итак, постройтесь. Начали.

2. Спасибо всем, вы молодцы!

Игра со зрителями :

Я буду называть вам обитателей зоопарка, если правильно, вы должны мне отвечать : «Видели, видели, конечно, видели!» . А если не правильно : «Нет»

За решёткой у ворот

Спит огромный бегемот. Видели?

Пони- маленькие кони.

До чего забавны пони. Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

Вот слонёнка тихий сон

Охраняет старый слон. Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

Черноглазая куница – замечательная птица. Видели?

(Кто сказал куница – птица?

Должен лучше подучиться.)

Злой – презлющий серый волк на ребят зубами щёлк! Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

Полетели вдруг пингвины выше ели и осины. Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

Ненасытный зверь шакал от стены к стене шагал. Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

А зелёный крокодил важно по полю ходил. Видели?

Видели, видели, в зоопарке видели!

За полями, за лугами

Ходит курица с рогами.

Все вы здесь слыхали сами,

Дерзкий мальчик так сказал,

Будто курица с рогами

В зоопарке он видал!

Публикации по теме:

«Академия досуга». Программа досугового клуба дневного пребывания АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Летний отдых - самые продолжительные детские каникулы. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и,.

Первые мероприятия в лагере. Мероприятия в организационный период

Нередко на период смены выпадает день рождения ребенка. Заполняя педагогический дневник в начале смены, необходимо отдельно отметить в списках именинников, чтобы придумать вовремя поздравление. Можно придумать традицию поздравления (перед отбоем все самые близкие друзья именинника с горящими свечами и подарками приходят к его постели и дарят ему самые сокровенные и теплые слова).

Для знакомства детей друг с другом необходимо проведение игр на знакомство и коллективно-творческих дел (КТД) на знакомство. Перед проведением первичных КТД можно повести игру «Подарок для друга». Все дети делают какой-либо сувенир и приклеивают к нему бирочку с номером и пожеланием. Вожатый собирает все поделки и в конце смены проводится лотерея. Дети вытаскивают карточки с номером и забирают себе на память сувенир с данным номером.

В оргпериод необходимо провести следующие КТД:

На знакомство;

На сплочение;

На лидерство.

Лагерь для детей - страна, в которой поначалу можно заблудиться, запутаться. И с этим новым местом ребят необходимо познакомить. Чтобы сделать это, необходимо провести игру «Экскурсия по лагерю».

Если вы работаете на младшем отряде, то лучше самому провести экскурсию и рассказать о самых важных местах вашего лагеря: столовая, место общего сбора, медпункт и т. д. Проводя экскурсию, можно рассказать ребятам легенды, связанные с тем или иным местом.

Если у вас в коллективе ребята постарше, то можно провести другой вариант знакомства с лагерем - составление карты лагеря. Вожатые рисуют карту лагеря и наносят на нее наиболее важные объекты, не подписывая их. Затем вместе с вожатым ребята ищут эти объекты и выясняют их названия и назначения, узнанные объекты наносятся на карту.

Для старшего коллектива можно провести игру «Развед-шоу». Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой группе вручите пакет с перечнем вопросов. На сбор данных дается один час. Каждая группа действует автономно. Вопросы в пакете могут быть такие:

1. Какого цвета занавески в комнате директора лагеря?

2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

3. Умеет ли плавать шеф-повар?

4. Сколько урн на территории лагеря?

5. Как зовут старшую вожатую?

6. Какого цвета глаза у вожатого 1-го отряда?

7. При какой температуре можно будет купаться?

8. Какой размер обуви у физрука?

9. Какого цвета скамейки возле медпункта?

10. Какой почтовый адрес у нашего лагеря?

11. Любимый цвет директора лагеря.

12. Как зовут диджея?

13. Сколько окон в здании столовой?

14. Сколько ступенек перед административным корпусом?

А когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со всеми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккуратность их донесений, похвалить за находчивость и вручить награды наиболее отличившимся. Эта игра поможет ребятам познакомиться не только с территорией лагеря, но и со взрослыми, работающими в лагере (с администрацией).

Отрядный огонек

В первый вечер необходимо провести первый огонек - огонек знакомства. Огоньки играют в лагере очень важную роль. С первых дней пребывания в лагере огонек должен стать не просто формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения.

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Задача огонька - воспитывать у подростков потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности.

Условия, необходимые для проведения огонька:

Участники удобно устроены в кругу;

По возможности - наличие живого огня (обычно в центре круга);

Важно создать необходимый эмоциональный настрой;

Поддержание доброй атмосферы;

Нужно избегать повышенного тона.

Существуют некоторые правила проведения огоньков:

1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.

2. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

3. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

4. Береги время, дай возможность высказаться другому.

5. Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - делай.

Возможно, вы со своим кораблем придумаете и другие правила, которые будете использовать на протяжении всей смены.

Огонек организационного периода

Целью первого огонька является более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды.

Ежедневная рефлексия

С первого дня смены по вечерам необходимо проводить ежедневную рефлексию (оценка детьми прожитого дня). Она может иметь разные формы.

Цветопись

Это самая распространенная форма ежедневной рефлексии в лагере. Составляется таблица: в строчках пишутся фамилии ребят из вашего отряда, в столбцах - указываются числа смены. Каждый день дети отмечают свое настроение по цветовой шкале. Она может быть такой: красный - день прошел отлично, желтый - день прошел хорошо, зеленый - день прошел не очень хорошо. По данным таблицы можно судить о настроении всего коллектива и о настроении каждого ребенка в отдельности. Можно придумать другие характеристики дня и присвоить им другие цвета, но важно не использовать негативные определения: день прошел отвратительно, день прошел ужасно и т. п.

Дневник настроения

Эта форма рефлексии используется при работе с детьми старшего и среднего (приближенного к старшему) возрастного звена. Для каждого ребенка заводится индивидуальный дневник, в котором на каждый день смены отводится один листочек. В конце каждого дня дети заполняют дневник, вписывая свои впечатления от прожитого дня. Этот метод хорош тем, что настроение ребенка не вынесено на всеобщее обозрение.

Рожицы

Этот метод можно использовать для младшего и среднего (приближенного к младшему) возрастного звена. Детям всегда нравится работать с яркой визуальной информацией. Задача каждого ребенка - выбрать тот рисунок, который соответствует его настроению и внутреннему состоянию на данный момент. Для проведения необходимо приготовить карикатурные рисунки веселых рожиц. Например, выражающих усталость, восторг, вину, тревогу, одиночество, злость и т. д. Рожицы развешаны по холлу, и дети становятся возле той рожицы, которая соответствует настроению.

Когда дети достаточно познакомятся друг с другом, когда вожатые проведут КТД на выявление лидеров, тогда необходимо придумать название отряда, девиз, выбрать гимн отряда и провести выборы в органы детского самоуправления.

Летние лагеря отдыха просто созданы для того чтобы дети в них как следует отдохнули, подвигались и повеселились. Кроме массовых праздничных и спортивных мероприятий, воспитатели и вожатые для сплочения своих ребят и организации их досуга устраивают различные конкурсные и внутри отряда. А для поднятия заинтересованности у детей такие программы лучше делать тематическими и с заманчивыми эмоциональными и реальными стимулам.

Предлагаемые тематические игровые программы для летнего отдыха - универсальны: подойдут для организованного детского отдыха любой направленности (спортивного, туристического, центров детского досуга и т.п.) и практически любого возраста.

1. Игровая программа "Олимпийские игры по-нашему".

В настоящих спортивных соревнованиях в лагерях детского досуга обычно недостатка нет. Но из темы олимпийских игр можно устроить для ребят настоящий веселый праздник. Например, завершить свой полезный рассказ об истории олимпийского движения развлекательными конкурсами, которые можно устроить в рамках отрядного мероприятия.

Конкурсы для"олимпийской" игровой программы:

1. «Дискоболы»: для метания дисков необходимо 30 - 40 СD-дисков. Их бросает один из участников каждой команды, который получает три попытки. Зачитывается лучший результат.

2. «Пять колец»: каждой команде выдаются 5 разноцветных колец, которые нужно накинуть на 5 разноцветных шестов. Шесты стоит установить на расстоянии 5 - 6 шагов. За каждое накинутое кольцо команда получает балл.

3. «Прыгай выше!»: всем участникам раздаются наклейки, которые нужно прилепить на стену или доску как можно выше, для чего необходимо очень хорошо подпрыгнуть.

4. «Легонькая атлетика»: на теннисных шариках пишем цифры 5, 10, 15, 20, 30 и т.д. Ссыпаем их в красивую коробку и предлагаем игрокам набрать как можно больше шариков. При этом следует выбирать мячики с наибольшим «номиналом». Победит тот, кто удержит в ладонях как можно больше самых «тяжелых» мячиков.

5. «Просто box»: сначала ведущий изображает, что он набирает игроков на боксерский поединок, но потом объявляет, что «бокс» с английского - это «коробка», поэтому игрокам выдаются несколько разноразмерных коробок. Их-то участники и должны запнуть как можно дальше!

6. «Шваброкерлинг»: сделайте разметку, как в керлинге. Выдайте игрокам по швабре, а вместо камней - игрушечные машинки. С их помощью участники и будут набирать очки. Правила стоит упростить - баллы фиксируются после каждого «шваброброска», а потом суммируются. Кто больше набрал, тот и выиграл.

7. «Пинг-понг форева»: соревнуются по одному представителю от каждой команды. Им выдается по три шарика и ракетка для пинг-понга. Участник играет тремя шариками одновременно, и тот, кто продержится дольше всех, становится победителем.

2. Игровая программа "Спичечный турнир".

В рамках образовательной программы по пожарной безопасности можно устроить «Спичечный турнир», который наглядно покажет детям, в каких случаях спички игрушки, а в каких - совсем наоборот.

Турнир проводится в форме любого возраста. Заранее нужно приготовить не менее 10 коробков со спичками. Нужно набрать три команды по 5 - 7 человек. За каждое задание команда получает определенное количество баллов: выполнившие задание первыми получают 3 очка, вторыми - 2, третьими - 1.

Если игрок уронил коробок или разрушил фигуру, не доделав ее до конца, то он начинает все сначала. Счет очкам можно вести при помощи тех же спичек и обычных картофелин - в картофелину втыкается столько спичек, сколько балов заработала команда .

Игры и конкурсы для"турнира" могут быть следующими:

1. составить из спичинок фразу: «Берегите дом от огня!»;

2. от стула до стула пронести на голове коробок со спичками;

3. по тому же маршруту пронести два коробка, уложив их на плечи, как погоны;

4. пронести коробок, положив его узким краем на сжатый кулак;

5. на время собрать спички обратно в коробки - высыпать в одну в кучу спички из 3 или 5 коробков:

6. пройти от стула до стула с коробком на спине, уложив его в области лопаток:

7. уложив коробки на ноги в районе подъема стопы, пройти тот же отрезок;

8. за две минуты строим из спичек «колодец», выигрывают те, чья постройка выше;

9. прижав коробок подбородком к груди, прочитать вслух заготовленное ведущим четверостишие;

10. устроить передачу крышечки коробка от игрока к игроку, поддевая и прицепляя ее на нос;

11. надеть крышку коробка на ухо и пройтись от стула до стула;

12. сложить из спичек паровозик из двух вагончиков за три минуты;

13. дуть на пустой коробок так, чтобы он переместился до обозначенного финиша. Обратно к команде вернуться бегом;

14. выложить из спичек слово «ПОБЕДА».

3. Игровая программа "Сбор макулатуры".

Не секрет, что современные дети редко читают газеты и не знакомы с прежними пионерскими забавами, такими как «сбор макулатуры или металлолома». Во время организованного летнего отдыха ребят для разнообразия можно устроить для них ностальгический экскурс в прошлое: рассказать немного об истории и традициях пионерской организации и предложить почувствовать себя пионерами прошлых лет. Для этого заготовить для всех участников символические «пионерские» галстуки, стопки старых газет и безмены для взвешивания.

Летний лагерь ассоциируется у детей с весельем и хорошим настроением, поэтому задачей взрослых является обеспечить именно такие впечатления. Правильный подбор мероприятий - залог успешности организации лагеря.

Давайте знакомиться

Любой в летнем лагере обязательно включает в себя знакомство. Предпочтительнее в программе праздника такого рода использовать элементы психологического тренинга. Это могут быть упражнения на запоминание имен друг друга, узнавание качеств характера и интересов всех участников. Также хорошо воспринимаются детьми и коллективные игры или занятия, где невозможно получить нужный результат без участия хотя бы одного человека из отряда или команды.

Знакомство в форме спортивного мероприятия подразумевает именно такие командные игры. Например, обычное или «распутывание паутины» в большинстве случаев помогает сблизиться даже незнакомым детям. А это может быть залогом мирного сосуществования отдыхающих до конца смены и сведение к минимуму Идеальным вариантом будет, если по окончании мероприятия большинство детей запомнят друг друга по именам.

Как нам стать дружными

Конфликты, как незначительные, так и крупные, совершенно неизбежны. Главной задачей взрослых является не дать им разгореться и перерасти в своеобразную войну между отрядами или внутри них. Такие случаи нередки, поэтому на помощь приходит мероприятие для летнего лагеря на сплочение.

В отличие от игр с целью знакомства, игры и номера этой категории уже переносят акцент с понятия «Я» на понятие «Мы». Отряды стали маленькими отдельными коллективами, со своими правилами и традициями. Здесь можно предложить такое мероприятие, как «Поиск клада». Обычно ему отводится первая половина дня, начиная с момента, когда дети еще спят. Воспитатели собирают большое количество сладостей, фруктов и других приятных для детей мелочей, кладут в большой пакет и прячут на территории лагеря. Далее необходимо создать карту с обозначениями тех мест, где ребят ждут испытания. Такие карты делаются в нужном количестве, по одному экземпляру на отряд. Здесь можно выбрать один из вариантов:

  • Карта делится на фрагменты, каждый из которых дает подсказку, где искать следующий кусочек.
  • Необходимо пройти определенное испытание, чтоб получить подсказку по маршруту поиска клада.

Здесь всем дается возможность проявить себя в общем деле поиска «сокровища». Таким образом, достигается цель объединения детей.

Что любят взрослые и дети

Несомненно, детский летний лагерь предлагает отдыхающим относительную свободу и независимость. Здесь дети переносятся в новую среду, где можно проявить себя, познакомиться, подружиться и даже влюбиться. Время от времени полезно проводить развлекательные мероприятия, где царит атмосфера веселья и музыки, разумеется, в рамках приличия. Конечно, речь идет о дискотеках и подобных увеселительных праздниках. Постановка танцев, конкурсы песен и розыгрышей уместны в любой период смены. Они разбавят познавательные и спортивные мероприятия.

Вожатые обязательно должны поучаствовать в играх вместе с детьми, тем самым подтвердив свою причастность и заинтересованность в сохранении положительной атмосферы в лагере. Караоке, маскарады и прочие развлечения лучше организовывать вечером, после традиционных режимных занятий, и не делать их строго регламентированными по времени.

и другие

Сценарии мероприятий в летнем лагере часто включают в себя сценические постановки, где роли распределены. Особенно это касается тематических праздников. Смена в летнем лагере обязательно предусматривает проведение мероприятия, посвященного дню Нептуна, дню Ивана Купалы и т. п. Выбор того или иного события зависит от типа лагеря и его организации, равно как и Так, например, гораздо более ограничен в своих возможностях летний школьный лагерь. Мероприятия, посвященные водному празднику, в нем проводятся менее зрелищно и полноценно. Зато спортивные праздники можно организовывать более масштабно, с активным вовлечением всех детей.

Играть, веселиться и … учиться

Примерно в середине смены стоит немного вспомнить школьные деньки и проверить знания детей, заодно напомнить им о том, что учеба не за горами. В этом случае полезными будут мероприятия для летнего лагеря, посвященные школьным предметам. Различные виды викторин, игры вроде «Что? Где? Когда?», интеллектуальные поединки и конкурсы - отличная возможность потренировать память и интеллектуальную деятельность. Для более активного участия ребят стоит мотивировать их возможными призами, а в жюри для оценивания конкурсов выбрать кого-то из детей старшего школьного возраста.

Приглашаем в гости

В продолжение темы о тематических мероприятиях и предметных викторинах стоит сказать о праздниках профессий или патриотических датах. Их проведение можно организовать с приглашением представителей данной профессии, или тех, кто может рассказать о том или ином событии. Например, отмечаемый в конце июля, можно представить как вечер военной песни, пригласить на него военнослужащего - представителя данного Детям будет интересно узнать о специфике профессии и задать вопросы гостю.

Сами с усами: дети в роли взрослых

До свиданья, до нового лета

Закрытие лагеря должно быть ознаменовано грандиозным праздником, дабы подчеркнуть важность проведенного здесь времени. Немного грустное, но необходимое мероприятие для летнего лагеря должно быть организовано на высшем уровне. Нужно приложить максимум творческих сил и стараний, чтобы дети запомнили смену как нечто удивительное и позитивное. И впоследствии желали посетить лагерь вновь. Игры и конкурсы в этот день не должны быть похожими на остальные отрядные мероприятия. В летнем лагере смена подходит к концу, и здесь стоит вспомнить все хорошие моменты. Уместным будет организовать фотовыставку, исполнение совместных песен и танцев, большие психологические игры и т. п. Обязательный пункт программы - обмен впечатлениями. Это традиционное мероприятие для летнего лагеря отличается тем, что не включает командных элементов. В чем-то сродни открытию, оно имеет в своей основе идею сплочения и общности всех отдыхающих.

Что ж, подведем итоги. Выбирая мероприятие для летнего лагеря и составляя его сценарий, в первую очередь нужно ориентироваться на предпочтения ребят. О какой радости и позитиве может идти речь, если подопечным не очень интересны игры и задания? Креативность, фантазия и изобретательность в сочетании с педагогическими навыками помогут организовать незабываемые дни летнего отдыха в детском лагере.

Поговаривают, что вожатый - это не профессия и не возможность заработать. Это стиль. Стиль жизни, мировосприятия. Все самые лучшие импровизации обычно получаются из отлично отрепетированных заготовок. Поэтому вожатым не помешает разработать всевозможные отрядные мероприятия задолго до начала сезона.

Лагерь: что нужно узнать о нем

Собираясь поработать в лагере, необходимо максимально разобраться в его специфике. Если с территорией и строениями, наличием современного инвентаря, качеством и системой питания можно ознакомиться с помощью Интернета (сайт лагеря, отзывы детей и родителей и т. п.), то понять программу, которая предлагается именно в этом лагере, сложнее. Мероприятия для детей летом разнообразны: от элементарных командных и индивидуальных до различных мастер-классов и образовательных занятий.

Дети

Еще сложнее понять, насколько будет однороден детский коллектив. И речь идет не только о финансовых возможностях родителей (а значит, и более дорогой одежде и аксессуарах детей), но и о сходстве воспитания и уровня развитости. Конечно, чем младше ребенок, тем больше он доверяет авторитету старшего (вожатого) и тем легче соглашается на предложенные развлечения. Если же речь идет о подростках, то сплоченность вокруг одной идеи или схожие интересы позволяют быстрее наладить контакт с отрядом.

Это важно еще и потому, что разнообразные отрядные мероприятия чаще всего предполагают совместную деятельность. И если дети знакомы между собой, им нужно меньше времени на налаживание контактов со сверстниками.

В самом начале смены (чуть ли не в первый же день) необходимо организовать «Вечер знакомства». В какой форме это будет реализовано: элементарное представление себя, бал-маскарад или игра в фанты - решать вожатым. Главное, чтобы на этом мероприятии вожатые сумели понять, кто из ребят может стать лидером, кого нужно поддержать и т. д. И еще нужно постараться увидеть, чем именно можно заинтересовать свой отряд.

Чем занять детей в лагере

Принято считать, что в лагере дети проводят время на свежем воздухе в компании сверстников. Но если им не предлагать игры и конкурсы, занятия в кружках по интересам, спортивные развлечения, они заскучают и станут мечтать о возвращении домой. Либо, наоборот, начнут самостоятельно искать развлечения. А это не всегда безопасно.

Поэтому вожатые должны разработать отрядные мероприятия, которые смогут заинтересовать большую часть ребят. Совершенно необязательно, чтобы все дети захотели принимать участие в общих играх. К таким мероприятиям относятся всевозможные конкурсы, мастер-классы, тренинги, направленные на развитие личности ребенка, и т. д.

Личность вожатого важна

Если вожатый сумеет заинтересовать детей, то считайте, что «дело в шляпе» - дети отлично проведут время, позабыв о доме с компьютером. План-сетка отрядных мероприятий должна быть готова еще до начала смены, чтобы не тратить драгоценное время на планирование или выдумывание уже после приезда детей. Конечно, в запланированном графике возможны изменения. Ведь внести свои условия могут и погодные условия, и желания детей. Идти на поводу у ребят и совершенно менять планы никто не будет, но подкорректировать их, исходя из общего настроения, вожатые обязаны.

Интеллектуал или физрук?

И еще один момент, который нужно прояснить для себя. Вожатый может все! И с мячом погонять, и песни разучить, и викторину организовать. Сценарий конкурсов в лагере должен быть всегда разным: от до умения готовить, от коллективных игр до способов индивидуального проявления каждого ребенка.

Ведь дети еще только учатся понимать себя и искать интересные им стороны жизни. В этом и прелесть летнего отдыха - можно попробовать все и найти какое-то новое увлечение. Наоборот, старайтесь избегать однообразных развлечений. Детям точно наскучат постоянные игры в футбол или вечные интеллектуальные викторины.

Награды за победы

Как и любому человеку, ребенку нужно признание его трудов. Поэтому совершенно необходимо, чтобы после каждого конкурса объявлялись победители. Дух соревнований рождает азарт, а что еще нужно для решения поставленной задачи?

Отрядное сценарий которого известен еще до начала смены, позволяет подобрать самые разнообразные призы и награды. Обо всем этом следует позаботиться заранее и заготовить множество мелких сувениров. Обязательным элементом церемонии награждения должны стать грамоты и медали. Их можно подготовить самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Все зависит от бюджета, которым вы располагаете.

Что может послужить призом?

  • Всевозможные канцелярские принадлежности, ведь дети осенью пойдут в школу, и выигранная в лагере ручка будет напоминать о замечательно проведенном времени.
  • Сувениры в виде брелоков и т. п. - детям важно показывать друг другу свои сокровища. Вспомните, сколько брелочков, булавочек и каких-то фенечек навешано на школьные рюкзаки.
  • Шоколадки и конфетки - какой же ребенок не любит сладкого?
  • Льготы и поощрения в виде «нарушения» режима - дополнительные минуты купания в море (если лагерь морской), возможность провести тихий час не в постели, а в холле отряда, занимаясь каким-то любимым делом, и т. д.

С последним главное - не переборщить. Нарушать дисциплину дети обожают, но, чтобы не вызвать недовольства в коллективе и не способствовать тотальному непослушанию, это должно быть вознаграждение за объективную победу.

И, конечно, нельзя забывать о том, что похвалить и поблагодарить следует всех участников - для этого и предназначены картонные медали и грамоты.

Какие бывают мероприятия

Собственно, как и все в мире, конкурсы для лагеря можно разбить на несколько категорий. Как мы уже говорили, важно, чтобы ребенок всесторонне развивался, поэтому необходимо за время смены охватить вниманием все перечисленные направления.

  • Общественно-политические. Элементарная географическая викторина вполне может оказаться в этой категории.
  • Трудовые. От уборки территории (коллективный труд) до всевозможных мастер-классов.
  • Познавательные. Дискуссии, конференции на интересные темы.
  • Экологические. Изучение эко-системы местности, в которой расположен лагерь.
  • Спортивные. Командные и индивидуальные соревнования.
  • Художественные. Рисование, актерское мастерство и т. п.
  • Досуговые. Элементарные игры для большого коллектива, которые могут скрасить время ожидания своей очереди в столовую, например.
  • Нравственные. Ненавязчивые занятия по этике и эстетике, тренинги личностного роста и т. п.

Собственно, пугаться не стоит. Ведь и человек в науке называется Homo sapiens, но ничего угрожающего в этом нет. Достаточно внести небольшую корректировку при игре в города - называем только города из стран, входящих в Евросоюз, например, - и у вас готово общественно-политическое отрядное мероприятие.

Примеры отрядных мероприятий

Какие отрядные мероприятия выбрать, с чего начать и как заинтересовать детей? Пожалуй, для молодого (неопытного) вожатого это самые серьезные вопросы. Вот несколько любимых детьми и весьма познавательных отрядных дел.

В самом начале смены, как только ребята приехали в лагерь, им необходимо разузнать, что и где расположено. Безусловно, просто рассказать и показать на карте - легчайший выход из положения. Но можно разбить отряд на несколько групп и всем дать одинаковые задания (посчитать количество окон в столовой, например, или найти кратчайший путь к дискотеке). Когда дети самостоятельно изучат территорию, они быстрее адаптируются к новым условиям и наверняка отлично запомнят, что и где расположено.

Еще один сценарий конкурсов в лагере может затрагивать несколько отрядов. Для мотивации наведения порядка в комнатах и в отряде можно устроить шоу ненужных вещей. Все, что не может быть использовано по прямому назначению, должно быть пущено на создание тематических скульптур. За день до проведения конкурса вожатый объявляет: "Завтра у нас выставка скульптур. Мы соревнуемся с первым отрядом за право провести на дискотеке дополнительные полчаса."

Вечер импровизации поможет детям научиться ориентироваться по ситуации и не бояться неизвестности. Это отрядное мероприятие, сценарий которого пишется в процессе его проведения. Возможны такие варианты: вожатый предлагает первую и последнюю фразу, а участники придумывают рассказ, который бы объединил эти фразы. Каждый участник придумывает только одно предложение и ждет дальше своей очереди.

Например, вожатый говорит, что рассказ начинается со слов "Приехала внучка на каникулы к бабушке...", а закончиться все должно словами "и полетела синяя птица вдаль". Еще примеры:

1. Вырос лес рядом с городом..., а волки так и не пришли.

2. Ушли родители как-то в гости..., букет цветов засох и сохранился.

Если дети подвижные и энергичные, то для импровизации подойдет такой сценарий: вожатый раздает участникам карточки, на которых написаны роли пьесы (люди, деревья, животные и т. д.). Дальше ведущий рассказывает историю, а те участники, которых он называет, иллюстрируют ее своими действиями. В этом варианте одновременно задействовано большее количество детей.

Ведущий: "Стоял лес (все, у кого деревья и т. п., должны собраться и изобразить лес), небольшая тропинка кружилась между деревьями и уводила в чащу ("тропинка" иллюстрирует эти слова). И заканчивалась она на полянке, которая спряталась за кустами..."

Если у ведущего не хватает фантазии, можно таким образом иллюстрировать песни и поговорки.

Похожие публикации