Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что находится в зоологии. Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи

Зоология (от др. греч. зоо – животное, логос – наука) – наука, изучающая животных, их строение, образ жизни и распространение на Земле.

Нет такого места на Земле, где бы не встречались те или иные представители животного мира. На необозримых просторах северной тундры, в непроходимых таежных лесах, на снежных вершинах гор, в жарких безводных пустынях и в глубинах океанов – всюду обитают те или другие животные.

Подобно растениям, животные живут в различных условиях. Это сказывается на особенностях их строения. Каждый знает, как хорошо приспособлены рыбы к жизни в воде, а птицы – к полету. У животных, обитающих в пустынях, есть много приспособлений, позволяющих им жить долгое время без воды, выдерживать большую жару.

Различие условий существования на Земле является причиной огромного разнообразия животного мира. Животные отличаются по своей форме, величине, окраске и способности приспособляться и жить в различных условиях.

Форма тела животных очень разнообразна. Иногда она бывает просто удивительной. Например, некоторые морские животные по внешнему виду напоминают цветы. Так же разнообразны животные и по своим размерам. Зоология изучает целый мир таких мелких животных, которых можно увидеть лишь с помощью микроскопа при большом увеличении. Наряду с подобными мельчайшими существами на Земле встречаются такие огромные животные, как слоны и киты. Слон весит более 4 т и достигает высоты в 3,5 м. Длина тела некоторых китов достигает 30 м, а весят они до 150 г.

Весьма разнообразна и окраска тела животных. Среди богатой растительности тропических лесов встречается много очень красивых, ярко окрашенных бабочек и птиц. Часто окраска животных соответствует окружающей среде, в которой они живут. Каждый знает нашего обыкновенного зайца–русака. Его масть очень близка к окраске тех мест, где обитает этот заяц. А на севере живет сородич русака – заяц-беляк. Белый цвет меха делает его мало заметным на снегу, покрывающем землю на севере большую часть года.

Задача зоологии – изучать строение и жизнь различных животных, условия существования и распространения их на земном шаре, разрабатывать способы переделки животного мира в желаемом для человека направлении.

Характерные признаки животных в зоологии

Хотя животные чрезвычайно разнообразны, все они имеют довольно много общих признаков. Тело их всегда состоит из клеток. Животные двигаются и дышат. При дыхании они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Все животные питаются, поглощая различные питательные вещества. Животные растут и развиваются. Они отвечают на разного рода раздражения, поступающие из окружающей среды. Такая способность у многих животных связана с наличием у них нервной системы и органов чувств – глаз, ушей и т. д. С помощью нервной системы и органов чувств они связаны с окружающей их средой. Животные размножаются, то есть дают начало себе подобным живым существам.

Животные имеют много общих признаков с растениями. Тело растений и животных состоит из клеток, из которых образуются ткани, органы и системы органов. Растения, как и животные, дышат, питаются, растут и размножаются.

Общие признаки растений и животных указывают на единство растительного и животного мира, на их общее происхождение. Как установлено современной наукой, первые живые существа возникли из веществ неживой природы миллионы лет тому назад.

В чем же состоит основное различие между животными и растениями? Животные отличаются от растений, прежде всего способом питания. Как мы знаем из ботаники, растения, улавливая с помощью хлорофилла энергию солнечного света, сами перерабатывают неорганические вещества в органические (сахар, крахмал и белки). Животные же для питания используют уже готовые вещества, образованные растениями.

В теле животных имеются ткани, органы и системы органов, которых нет у растений. В частности, у растений нет нервной системы. А у большинства животных связь с окружающей средой осуществляется при помощи нервной системы.

Животные не всегда были такими, какими мы их видим теперь. В глубоких слоях.земли или в обрывистых берегах, размытых водой, нередко можно найти раковины, обломки костей, а иногда и целые скелеты давно вымерших животных, населявших некогда Землю; изучение их показывает, что они отличаются от современных. Некоторые из таких ископаемых животных имели огромные размеры. Так, скелет одного гигантского ископаемого пресмыкающегося достигал 36 м в длину и 12 ж в высоту. Довольно часто на территории Украины находят кости крупного животного – мамонта, очень похожего на слона. Но в отличие от слона тело мамонта было покрыто густыми, длинными волосами. Это доказывает, что мамонты жили в более суровых климатических условиях, чем современные слоны, обитающие в тропических лесах.

Изучение останков ископаемых животных убедительно доказывает, что животный мир на Земле непрерывно изменялся и развивался, образуя новые виды.

Значение изучения зоологии

Животные имеют огромное значение в жизни человека. Поэтому зоология, как наука, возникла и развивалась в тесной связи с деятельностью человека. Издавна человек получал от животных разнообразные продукты питания: мясо, молоко, яйца, мед и т. д. Человек использует также шерсть, кожу и меха животных. Наконец, некоторые животные используются в качестве рабочего скота.

Многие наши птицы (синицы , ласточки, скворцы, дятлы, кукушки и др.) истребляют огромное количество вредных насекомых, защищая от вредителей культурные растения и леса.

Многие насекомые (пчелы, шмели и др.) играют важную роль в опылении цветов и тем самым повышают урожайность культурных растений.

Для того чтобы еще лучше использовать всех полезных животных, надо хорошо знать их строение и образ жизни.

Вредных животных в природе существует еще больше, чем полезных. Хищные звери (например, волки) нападают на домашних животных. Большой ущерб причиняют сельскому хозяйству вредные насекомые (например, боярышница , капустница , озимая совка , свекловичный долгоносик и др.) и различные грызуны (например, суслики , полевки и др.).

С такими вредителями человек издавна ведет упорную борьбу. Некоторые животные (крысы, мыши, ряд насекомых) портят и разрушают различные сооружения. Многие животные вызывают тяжелые заболевания человека и домашних животных или переносят возбудителей таких заболеваний (малярийный комар , блоха и пр.).

Знание зоологии поможет лучше использовать природные богатства, бороться за увеличение производства продуктов животноводства, за рост благосостояния трудящихся.

Важнейшая задача зоологической науки – помочь людям управлять животным миром, изменять и преобразовывать его в желаемом направлении.

Охрана животных

Среди многочисленных животных наряду с вредными имеется много полезных. Поэтому мы должны как можно целесообразнее использовать богатства животного мира в интересах народного хозяйства, повседневно заботиться об их восстановлении и увеличении.

Многие редкие и вымирающие виды животных имеют важное научное значение, и мы обязаны сберечь их для будущих поколений.

Некоторые животные, независимо от их народнохозяйственной и научной ценности, доставляют людям много радости. Достаточно вспомнить многоголосое пение птиц, поразительно гармонирующее с чудесными картинами природы. К тому же певчие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых. Вот почему у нас введена система охраны и защиты не только промысловых, но и певчих птиц.

В течение последних столетий, как в царской России, так и в других странах мира вследствие хищнического истребления диких животных, бесхозяйственной вырубки лесов, животный мир становился все беднее.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране было прекращено безудержное истребление полезных животных и развернута огромная работа по их воспроизводству в интересах народного хозяйства, науки и общекультурных потребностей народа.

В 1960 году Верховный Совет принял Закон об охране природы Украинской ССР, направленный на улучшение дела охраны природы. В осуществлении задач, предусмотренных этим Законом, важная роль принадлежит школе. Каждый пионер, каждый школьник обязан принять самое активное участие в обогащении и охране нашей природы, в частности животных.

Для того же чтобы сознательно охранять животных, уметь отличать полезных из них от вредных, надо изучать зоологию, знать особенности животных, их образ жизни, распространение и хозяйственное значение.

З. о паразитах человека и животных, переносчиках трансмиссивных болезней, ядовитых животных и т. д.

Значение слова Зоология по словарю Ушакова:

ЗООЛОГИЯ
зоологии, мн. нет, ж. (от греч. zoon — животное и logos — учение) . Наука, изучающая животный мир.

Определение слова «Зоология» по БСЭ:

Зоология (от Зоо…. и …логия)
наука о животных — часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития . З. тесно связана с производственной деятельностью человека, с освоением, реконструкцией и охраной животного мира Земли.
По задачам исследования З. распадается на ряд основных дисциплин. Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира. Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию). Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных — их индивидуальное развитие (Онтогенез) . Экология животных — взаимоотношения их между собой и с др. организмами, а неорганическими факторами среды обитания. Этология — поведение животных в сравнительном и эволюционном плане. Зоогеография — раздел З. и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение.
Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох. она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией. Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей З., развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма. По объектам исследования З. подразделяют на ряд подчинённых дисциплин: протозоологию — науку об одноклеточных животных, гельминтологию — о паразитических червях, малакологию — о моллюсках, карцинологию — о ракообразных, арахнологию — о паукообразных, акарологию — о клещах, энтомологию — о насекомых, ихтиологию — о рыбах и рыбообразных, герпетологию — о земноводных и пресмыкающихся, орнитологию — о птицах, териологию — науку о млекопитающих, и т. п. З. пользуется разнообразными методами исследования, общими для многих биологических дисциплин.
З. тесно связана с др. биологическими науками, а также с медициной и ветеринарией. Некоторые разделы З. входят как составная часть в такие комплексные дисциплины, как Паразитология, Гидробиология, Эпизоотология, Эпидемиология. Так, например, для медицинской и ветеринарной паразитологии особое значение имеет изучение животных — паразитов человека, домашних и полезных животных и животных — переносчиков возбудителей болезней . Зоологические исследования лежат в основе организации мероприятий по борьбе с животными — вредителями сельского и лесного хозяйства. Многие беспозвоночные животные — некоторые моллюски, ракообразные, насекомые (пчела, шелкопряд и др.) используются человеком как пищевых продуктов и как сырьё для технических целей. Эколого-зоологические исследования лежат в основе мер по воспроизводству рыбных запасов, по регулированию численности объектов охотничьего хозяйства, акклиматизации полезных животных.
Краткая историческая справка . Описания животных известны с древнейших времён. имеются книги о животных, созданные в Древнем Китае, Индии и некоторых др. странах, однако З. как наука берёт начало в Древней Греции и связана с именем Аристотеля. В его произведениях описано около 500 видов животных. ему принадлежит ряд важных идей и обобщений, в том числе учение о взаимозависимости частей организма (о корреляции), учение о градациях. Среди естествоиспытателей Древнего Рима наиболее известен Гай Плиний Младший, автор
«Естественной истории» (37 книг), в которой описаны все известные в то время животные. Значительное развитие З., как и естествознания в целом, происходит в эпоху Возрождения . В течение 16-17 вв. идёт первоначальное накопление знаний о многообразии животных, их строении, образе жизни. Для этого периода характерны сочинения швейцарского учёного К. Геснера, французских — Г. Ронделе, П. Белона и др. Большое значение для развития З. имело изобретение микроскопа. Работы голландского микроскописта А. Левенгука, итальянского учёного М. Мальпиги, английского врача У. Гарвея и многих др. положили начало познанию мира микроскопических живых существ (см. Микробиология, Протозоология), изучению микроскопического строения и зародышевого развития животных организмов (см. Гистология, Эмбриология животных). Основы современной системы животного мира закладываются в конце 17 и 1-й половине 18 вв. преимущественно работами английского учёного Дж. Рея и в особенности шведского натуралиста К. Линнея (1-е издание ero «Systema naturae» вышло в 1735).
В системе Линнея были даны следующие таксономические категории: вид, род, порядок, класс . Царство животных делилось на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады, рыбы, насекомые, черви . Современник Линнея французский натуралист Ж. Бюффон в своей
«Естественной истории» (36 тт., 1749-88) дал обширный материал по биологии животных, а также высказал мысль об изменении видов под влиянием условий среды. Французский анатомом и палеонтологом Ж. Кювье в начальник 19 в. было разработано учение о корреляции органов (1801-05), основанное на представлении о целостности организма и взаимосвязанности его частей, и введено в З. понятие типа (1812). Кювье, как и Линней, — представитель метафизической биологии, утверждавшей неизменяемость видов. В сочинениях др. крупных зоологов конца 18 и начала 19 вв. отчётливо выявляется идея исторического развития органического мира. Современник Кювье французский зоолог Э. Жоффруа Сент-Илер разделял идею изменяемости видов под прямым влиянием внешних факторов. К этому же периоду относится деятельность Ж. Б. Ламарка, изложившего в своей
«Философии зоологии» (т. 1-2, 1809) первую теорию эволюции органического мира. Ламарку принадлежит разработка системы беспозвоночных животных, которых он разделил на 14 классов. Противником метафизических взглядов Кювье был также выдающийся русский зоолог К. Ф. Рулье . Он признавал эволюцию видов под влиянием условий среды. Рулье — основоположник экологического направления З. в России, основатель обширной научной школы (Н. А. Северцов, А. П. Богданов, Я. А. Борзенков и др.). Весомый вклад в З. внесли К. М. Бэр — автор исследований в области эмбриологии животных, создатель учения о зародышевых листках у позвоночных, а также русский зоолог Х. И. Пандер . В 30-40-х гг. 19 в. развитию З. способствовало создание немецким учёным Т. Шванном клеточной теории, в которой Ф. Энгельс усматривал одно из трёх великих открытий естествознания 19 в.
Поворотным пунктом в развитии З., как и всей биологии, явилось создание Ч. Дарвином теории эволюции органического мира (1859), утвердившей исторический взгляд на природу и открывшей основной движущий фактор эволюции — Естественный отбор . В свете Дарвинизма перед З. встали новые задачи, заключавшиеся в установлении путей и факторов эволюции животного мира. Во 2-й половине 19 в. немецкий учёный Э. Геккель, опираясь на Эволюционное учение, закладывает основы филогенетической З. и (почти одновременно с Ф. Мюллером) формулирует Биогенетический закон, устанавливающий связь между индивидуальным и историческим развитием животных.
На эволюционной основе быстро развивается сравнительная анатомия (в Германии — Р. Видерсхейм, К. Гегенбаур, в Великобритании — Т. Гексли, Э. Рей Ланкестер, во Франции — А. Мильн-Эдвардс, И. Делаж и др.). Возникает сравнительная эволюционная эмбриология, в развитии которой ведущая роль принадлежит русским зоологам (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский и др.). В. О. Ковалевский исследованиями по ископаемым копытным создаёт фундамент эволюционной палеонтологии. Быстрыми темпами развиваются систематика, зоогеография (в результате многих крупных сухопутных и морских экспедиций). Начало изучению фауны океанов положила кругосветная английская экспедиция на корабле
«Челленджер» (1872-76). Число описанных видов животных всё время увеличивается: в системе Линнея насчитывалось 4208 видов. в 1-й половине 19 в. число это возросло до 48 тыс., в конце 19 в. — превысило 412 тыс. Во 2-й половине 19 в. закладываются основы экологии животных, а также гидробиологии, паразитологии. Во многих странах возникают зоологические общества. Начиная с 1889 периодически созываются Международные зоологические конгрессы (см. Биологические конгрессы международные).
Характерные черты развития З. в 20 в. В течение 20 в. продолжаются фаунистические исследования на суше, в морях и океанах. Число известных науке видов, по сравнению с концом 19 в., возрастает втрое, составляя (по данным разных авторов) 1,2-1,5 млн. Особенно много фаунистике, зоогеографии и систематике дало изучение Мирового океана. В этих исследованиях участвовали десятки экспедиционных судов различных стран. Наибольшее значение в 50-60-х гг. 20 в. имели экспедиции советского судна «Витязь» и датского судна «Галатея».
С работами «Витязя» связано крупное открытие — описание А. В. Ивановым нескольких десятков видов животных нового типа, названных погонофорами, «Галатея»
нашла в восточной части Тихого океана примитивных моллюсков неопилин, описанных датскими зоологами Г. Лемхе и К. Вингстрандом и относящихся к классу моноплакофор, известному ранее лишь в ископаемом состоянии . У юго-восточных берегов Африки была поймана (1938) кистепёрая рыба Латимерия, описанная английским учёным Д. Смитом. До того времени Кистепёрые рыбы были известны лишь в ископаемом состоянии из палеозойских и мезозойских отложений.
Продолжается работа по перестройке и усовершенствованию системы животного мира. На основе сравнительно-анатомических и эмбриологических исследований значительно возросло число высших таксонов — типов и классов. Если Кювье различал 4 типа, то в современных системах их много больше . Например, советский зоолог В. Н. Беклемишев в
«Основах сравнительной анатомии беспозвоночных» (3 изд., т. 1-2, 1964) выделил 16 типов. Большое значение в систематике животных имеет проблема Вида, разрабатываемая в последние десятилетия особенно энергично в связи с её не только теоретическим, но и практическим значением. Важное место в этих исследованиях занимает изучение популяций как формы существования вида и элементарной единицы, в недрах которой начинается видообразование . Вопросы внутривидовой систематики непосредственно соприкасаются с популяционной генетикой и эволюционной экологией животных (изучающей экологические механизмы эволюционного процесса, — работы советского эколога С. С. Шварца, 1969). Традиционные методы систематики животных (сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические и др.) обогащаются новыми подходами: биохимическими, серологическими молекулярно генетическими и др. Так, советский биохимик А. Н. Белозерский для целей систематики и филогении изучает нуклеотидный состав дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) у организмов разных видов. Всё шире в З. начинают применять методы кариологии, раньше использовавшиеся главным образом в систематике растений.
Наряду с разработкой проблем микроэволюции животных продолжается изучение закономерностей макроэволюциии конкретных путей филогении. Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал правило необратимости филогенетического развития (1893). Американским учёным Э. Копом (1896) было показано, что новые филогенетические ветви берут начало от неспециализированных форм. Для понимания путей эволюции животных большое значение имели исследования (советского учёного А. Н. Северцова, немецкого — Б. Ренша, английского — Дж. Хаксли) морфо-физиологических закономерностей эволюционного процесса. Советский учёный В. А. Догель на большом зоологическом материале разработал учение о сокращении числа гомологичных органов (олигомеризации) в процессе эволюции.
При познании конкретных путей эволюции разных групп животных сталкиваются две противоположные тенденции. Большинство исследователей, исходя из дарвиновской концепции эволюции, принимают монофилетический характер филогенеза (см. Монофилия), считают, что Дивергенция — основной путь эволюционных преобразований . При этом не исключаются, разумеется, отдельные случаи конвергенции и Параллелизма в развитии групп. Сторонники противоположной точки зрения предполагают существование множества параллельных линий филогенетического развития (Полифилия) . Крупные таксоны (классы, отряды), а иногда даже роды и отдельные виды рассматриваются ими как происходящие из разных параллельно развивавшихся корней. При таком понимании филогенеза таксономические единицы теряют значение комплекса сходных видов, родов и т. п., связанных единством происхождения, и сходство между компонентами таксона становится случайным и трудно объяснимым. Поэтому исследователи, признающие полифилию основным принципом филогении, стоят на позициях Антидарвинизма, принимают принцип Автогенеза.
Характерными чертами развития эмбриологии животных в 20 в., наряду с углублением знаний в области морфологии Онтогенеза в сравнительном и эволюционном аспектах, является каузальный и функциональный анализ индивидуального развития. Начало этому направлению было положено в конце 19 в. трудами немецкого биолога В. Ру. в 20 в. особенно большое значение в его развитии имели работы Х. Шпемана, И. Гольтфретера (Германия, 20-30-е гг.), Ч. Чайлда (США), Д. П. Филатова (СССР). В середине 20 в. наметился синтез экспериментальной эмбриологии и генетики. дифференцировка частей развивающегося зародыша рассматривается как результат последовательного действия разных Генов в онтогенезе . Советским учёным П. Г. Светловым разработано учение о критических периодах индивидуального развития.
Всё большее значение в современной З. приобретает экология, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Одна из задач экологии — исследование популяций, их формирования, структуры и динамики . Этот раздел экологии непосредственно контактирует с проблемой структуры вида и Видообразованием. Важное направление экологии — изучение Биоценозов. Экология изучает также взаимоотношения между паразитами и их хозяевами и пути циркуляции паразитов в природных биоценозах. В этой области важным обобщением явилось учение советского зоолога Е. Н. Павловского о природной очаговости трансмиссивных болезней и В. А. Догеля об экологической паразитологии.
За 50-60-е гг. 20 в. выделились некоторые специальные области З.: почвенная З. изучает своеобразные почвенные биоценозы (работы советского учёного М. С. Гилярова и др.). исследуется фауна пещер. изучается псаммофильная фауна моря и пресных водоёмов — своеобразный биоценоз, населяющий поверхностный слой песка (работы советского зоолога Е. С. Неизвестной-Жадиной, предложившей термин Псаммон, шведского учёного Б. Сведмарка, немецкого — А. Ремане и др.). С экологией тесно связана зоогеография. Наряду с изучением факторов, определяющих современное географическое распределение животных, большое значение приобретает исторический аспект, рассматривающий современное распределение животного мира в связи с его историческим прошлым.
Палеозоология из описательной науки — «служанки» стратиграфической геологии — стала частью З., играющей особенно большую роль в установлении путей эволюции животного мира. Существенное значение в развитии эволюционной палеозоологии имело также возникновение палеоэкологического направления (немецкий учёный О. Абель, советские учёные А. А. Борисяк, Ю. А. Орлов и др.). Разработка новых методов палеозоологические исследования позволила в ряде случаев восстанавливать не только внешний вид, но и внутреннюю организацию ископаемых животных, как это было сделано, например, шведским учёным Э. Стеншьё для некоторых бесчелюстных.
Развитие З. в дореволюционной России и Советском Союзе тесно связано с развитием мировой науки, но имеет и характерные особенности. В 18 в. началось планомерное изучение фауны России, осуществлявшееся путём экспедиций. К числу важнейших работ этого периода относятся, например, исследования Камчатки С. П. Крашенинниковым, Г. В. Стеллером, И. Г. Гмелином в составе экспедиции В. Беринга. Для изучения фауны юга России и Дагестана много было сделано экспедициями С. Г. Гмелина. И. И. Лепёхин изучал животный мир Европейской России и Сибири. Большой вклад в познание отечественной фауны внесли экспедиции и работы П. С. Палласа. К 1-й половине 19 в. относятся экспедиционные исследования К. М. Бэра, охватившие Новую Землю, Финский залив, Чудское озеро, Волгу. К этому же периоду относятся экспедиции А. Ф. Миддендорфа на Кольский полуостров, в Сибирь, на Белое море, в Ферганскую долину. Существенны исследования К. Ф. Кесслера (Петербургский университет) в области ихтиологии. Выдающееся значение имели работы Н. А. Северцова — основателя русской школы экологов.
В 1-й половине 19 в. возникают первые русские научные общества (см. Биологические общества). Географическое общество организует экспедиции Н. М. Пржевальского, А. П. Федченко и П. К. Козлова, которые исследуют ранее почти не изученную фауну Центральной Азии. Положительную роль в развитии З. в России, как и др. биологических наук, сыграли Съезды русских естествоиспытателей и врачей (с 1867 по 1913 состоялось 13 съездов).
Во 2-й половине 19 и начале 20 вв. Начинается изучение морской фауны: работы Н. М. Книповича по Баренцеву, Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, С. А. Зернова по Чёрному морю, К. М. Дерюгина по Баренцеву морю и дальневосточным морям. Развитию зоологических исследований способствовала организация морских и пресноводных биологических станций. Севастопольской (1871) и Соловецкой (1881), на Глубоком (1891) и Бологовском озёрах (Бородинская, 1896).
2-я половина 19 в. в России характеризуется распространением и дальнейшей разработкой дарвинизма. В результате исследований А. О. Ковалевского и И. И. Мечникова, В. В. Заленского, В. Н. Ульянина и др. русская эмбриологическая школа заняла ведущее место в мире. Углубляются исследования в области фаунистики и систематики разных групп животных. Н. В. Насонов в 1911 основал издание серии монографий под общим названием
«Фауна России и сопредельных стран» (издание продолжается в советское время под названием «Фауна СССР»).
Публикуются теоретические исследования в области систематики (среди них — работы А. П. Семёнова-Тян-Шанского) и зоогеографии (в т. ч. ряд крупных работ М. А. Мензбира). В конце 19 и начале 20 вв. появляется ряд руководств и учебников, весьма способствовавших распространению и развитию зоологических знаний:
«Биологические основы зоологии» (1900) и «Курс сравнительной анатомии позвоночных животных» (1905) В. М. Шимкевича, «Учебник зоологии и сравнительной анатомии» (1905) и «Краткий курс энтомологии» (1890) Н. А. Холодковского,
«Учебник зоологии» Н. В. Бобрецкого (1897) и др. В. А. Вагнер начинает исследования по сравнительной зоопсихологии, В. Т. Шевяков работает в области протозоологии.
В дореволюционной России развитие З. (как и др. наук) было сосредоточено преимущественно в немногих университетских городах. Во всей Сибири существовал лишь один центр науки — Томский университет. Роль Академии наук в развитии З. сводилась к работе в области систематики и фаунистики, которую вели в Зоологическом музее в Петербурге (долгие годы его возглавлял Н. В. Насонов) и в т. н. Особой зоологической лаборатории, возглавлявшейся в конце 19 в. А. О. Ковалевским.
После Октябрьской социалистической Революции в СССР возникает много новых научных центров, где ведутся зоологические исследования. В науку внесена плановость. разработка проблем З. подчиняется задачам народно-хозяйственного плана . Быстрыми темпами в университетах (число их с 1917 по 1970 увеличилось в 5 раз) и в др. вузах (педагогических, лесотехнических, с.-х.) осуществляется подготовка кадров зоологов, число которых за годы Советской власти возросло в 8 раз. В системе АН СССР ведущее учреждение — Зоологический с Зоомузеем (Ленинград). ряд московских академических институтов: институт эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова, Палеонтологический институт, Лаборатория гельминтологии, институт биологии развития, институт океанологии, а также институт биологии внутренних вод (Рыбинское водохранилище), Мурманский морской биологический институт, Биологический институт Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск), институт биологии моря (Владивосток), институт экологии растений и животных (Свердловск) . В составе АН всех союзных республик имеются зоологические учреждения: зоологии (например, на Украине), комплексные институты зоологии и ботаники или институты биологии. Отделы или лаборатории З. входят также в состав всех филиалов АН СССР. Крупный зоологический центр в Москве — Зоологический музей МГУ.
Зоологические исследования морских животных ведутся в системе Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) с филиалами. Государственный научно-исследовательский институт озёрного и речного рыбного хозяйства (ГОСНИОРХ) изучает пресноводных животных, Всесоюзный институт защиты растений (ВИЗР) и его периферийные учреждения — насекомых и грызунов — вредителей сельского хозяйства. Важную работу в области З. ведут биостанции, заповедники и заказники, а также кафедры университетов, педагогических и с.-х. вузов. Специальные аспекты З. разрабатываются в системе АМН СССР и медицинских институтов.
Об успехах З. за годы Советской власти свидетельствуют крупные обобщающие сводки и руководства по различным разделам З.: 4 тома коллективного труда «Руководство по зоологии» (под редакцией Л. А. Зенкевича, 1937-51), «Сравнительная анатомия беспозвоночных»
В. А. Догеля (т. 1-2, 1938-40), «Основы сравнительной анатомии беспозвоночных» (1944) В. Н. Беклемишева, «Курс зоологии позвоночных животных» Д. Н. Кашкарова и В. В. Станчинского (1935), «Основы общей ихтиологии» Е. К. Суворова (1940),
«Курс общей энтомологии» (1949) Б. Н. Шванвича, «Основы сравнительной анатомии позвоночных» (1923) И. И. Шмальгаузена.
Ряд крупных работ советских зоологов посвящен общим вопросам филогении. В их числе монографии Н. А. Ливанова «Пути эволюции животного мира» (1955), Д. М. Федотова «Эволюция и филогения беспозвоночных животных» (1966), И. И. Шмальгаузена
«Происхождение наземных позвоночных» (1964), А. В. Иванова «Происхождение многоклеточных животных» (1968). Углублённо изучаются морфо-физиологические закономерности эволюции животного мира. К этой области относятся исследования А. Н. Северцова, Шмальгаузена и их учеников. Особенно важными для понимания закономерностей эволюции животных на уровне тканей явились исследования А. А. Заварзина, разработавшего учение о параллелизме развития гистологических структур, а также работы Н. Г. Хлопина по эволюционой гистологии.
Большой интерес представляют работы П. П. Иванова, предложившего теорию первичной гетерономности метамерных животных. Успехам эмбриологии животных весьма способствовала его монография «Общая и сравнительная эмбриология» (1937), а также работа А. А. Захваткина
«Сравнительная эмбриология низших беспозвоночных» (1949). Большое теоретическое и практическое значение имели исследования Б. Л. Астаурова и его школы по экспериментальному партеногенезу у насекомых.
Значительные успехи достигнуты в изучении морфологии, систематики и фаунистики отдельных групп животных. Зоологическим институтом АН СССР опубликовано свыше 200 томов в сериях «Фауна СССР» и «Определители по фауне СССР».
Кроме того, зоологическими институтами АН СССР и АН союзных республик выпущено много сводок по региональным фаунам, т. е. животному миру отдельных областей или республик. К их числу относится, например, серия «Фауна Украї.ни», издаваемая Зоологическим институтом АН УССР.
В области изучения простейших широко известны работы Догеля и его школы (Е. М. Хейсин, Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков и др.). Книга Догеля «Общая протистология» (1951) удостоена Ленинской премии (1957). Большой вклад в познание паразитических простейших домашних животных внесён В. Л. Якимовым и его школой, паразитических простейших человека — Г. В. Эпштейном, П. Г. Сергиевым, Ш. Д. Мошковским. Фауна губок исследовалась П. Д. Резвым и В. М. Колтуном. Ряд работ по кишечнополостным принадлежит Д. В. Наумову. По свободноживущим ресничным червям, их морфологии и происхождению крупные исследования выполнены Н. В. Насоновым, В. Н. Беклемишевым, А. В. Ивановым.
Подробно изучены плоские паразитические черви, имеющие большое практическое значение как паразиты человека и животных. Б. Е. Быховским разработана система и филогения плоских червей (1937). К. И. Скрябин с сотрудниками создал многотомную сводку по трематодам. Ленточные черви изучались К. И. Скрябиным с сотрудниками, М. Н. Дубининой и др. Свободноживущим нематодам посвящены исследования И. Н. Филипьева. нематодам, паразитирующим у животных, — обширная литература (под редакцией К. И. Скрябина издана серия монографий «Основы нематодологии», т. 1-22, 1949-71).
о нематодах — паразитах растений — обобщающие работы созданы А. А. Парамоновым с сотрудниками, Е. С. Кирьяновой. Среди кольчатых червей полихеты изучены П. В. Ушаковым и В. А. Свешниковым. Малощетинковым кольчецам посвящена монография О. В. Чекановской (1962). По пиявкам обширные исследования выполнены Е. И. Лукиным с сотрудниками. Мшанки изучены относительно полно Г. А. Клюге и его учениками.
Много работ посвящено членистоногим, в том числе низшим ракам (С. С. Смирнов, В. М. Рылов, Е. В. Боруцкий, К. А. Бродский). из высших раков подробно изучены бокоплавы (Е. Ф. Гурьянова), равноногие раки (О. Г. Кусакин). пресноводные и глубоководные морские ракообразные исследовались Я. А. Бирштейном, М. Е. Виноградовым. Паразитическим ракообразным посвящены работы А. П. Марковича. Общие вопросы системы и филогении хелицеровых освещены в трудах В. Б. Дубинина. Много исследований по клещам, в особенности иксодовым и аргасовым (Е. Н. Павловский и его ученики, А. А. Захваткин и мн. др.). Пауков изучал Д. Е. Харитонов и др., скорпионов — В. В. Редикорцев и др., сольпуг — А. А. Бялыницкий-Бируля и др.
Огромное число работ посвящено насекомым. Обобщающие исследования по систематике, палеонтологии, филогении и метаморфозу насекомых принадлежат Н. А. Холодковскому, Б. Б. Родендорфу, Н. М. Кулагину, И. И. Ежикову, Э. Г. Беккеру, В. В. Алпатову, Б. Н. Шванвичу, А. В. Мартынову, Е. С. Смирнову и др. Проблемы диапаузы, холодоустойчивости и фотопериодизма у насекомых освещены в исследованиях И. В. Кожанчикова, А. С. Данилевского, Д. М. Штейнберга. Ряд крупных работ опубликован по прямокрылым и Таракановым (Г. Я. Бей-Биенко) . По двукрылым обобщающие работы принадлежат А. А. Штакельбергу, А. С. Мончадскому и др. Ручейники детально изучены С. Г. Лепневой, тли — А. К. Мордвилко и др. Крупные работы по перепончатокрылым выполнены А. С. Скориковым, В. В. Поповым, С. И. Малышевым. по жесткокрылым — А. П. Семёновым-Тян-Шанским, Г. Г. Якобсоном, А. Н. Рейхардтом и др.

Зоология - наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии - гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их - зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем - постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, - носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи - палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле - география животных или зоогеография. На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных. С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих - маммология, о птицах - орнитология, о пресмыкающихся - герпетология, о земноводных - батрахология, рыбах - ихтиология, моллюсках - малакология, насекомых - энтомология, пауках - арахнология, глистах - гельминтология, губках - спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию. Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их. Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии - прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).

Образование

Что такое зоология? Что изучает наука зоология?

16 января 2015

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять царств живой природы:

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее цели и задачи как науки. Цели заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в системе органического мира;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Видео по теме

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология позвоночных животных? Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает зоология беспозвоночных животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Жорж Кювье, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять :

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее как науки. Цели заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в системе органического мира;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация их построена на основе двух основных принципов: по объекту изучения и по задачам для науки. Рассмотрим обе.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология позвоночных животных? Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает зоология беспозвоночных животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Жорж Кювье, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожие публикации