Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

История орнаментов посуды на руси. Деревянная посуда руси. Современная глиняная посуда

Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины.

Самые древние глиняные черепки, выполненные в технике чернолощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Триполье Полтавской области и датируются 5 — 6 тыс. до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипольской. Можно лишь предположить когда был впервые раскручен гончарный круг, но с уверенностью можно сказать — его бег не остановлен до сих пор.

Помимо своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный заряд, служит примером эстетического воспитания молодого поколения.

Изделия постепенно (в течении 3 — 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.

Горшок

Горшок - (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших - на 200-300 г каши - до 2-3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая глазурь (полива).

Горшок занимал значительное место в поверьях, поговорках, свадебных и похоронных обрядах.

Обрядовое разбивание горшка встречалось у разных народов; так, например, в Африке у вакамбов (Кения) при заключении мира уполномоченные усаживались в круг, ставили посредине круга горшок с водой, клялись в сохранении мира, постукивая палочками в горшок, и наконец разбивали его со словами: «если мы нарушим заключённый здесь дружественный союз, то да будем мы сокрушены, как этот горшок ». Негры племени вакикую мочились при этом в горшок и потом его разбивали.

В виде культурного пережитка этот обычай сохранялся в России местами на свадьбах и держался в школах. М. С. Щепкин в своей автобиографии говорит, что когда он в детстве обучался грамоте у дьяка-малоросса, то при переходе от азбуки к часослову и от часослова к псалтыри ученик приносил горшок каши, бумажный платок и полтину денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками.

Перечень старинных и некоторых современных сосудов, к которым в России традиционно применяется термин «горшок».

  • Балакирь - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Братина - большой горшок для подачи пищи на стол.
  • Горлач - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Глечик, глек - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка. Часто имеет слив и ручку.
  • Горнушка, горлач - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Горшенятко - маленький горшочек.
  • Горшок-луковник - конусообразный горшок с ручкой.
  • Горшок щаной, естальник (тамб.), егольник (ряз.) - то же, что кашник.
  • Дойник - большой горшок с носиком и ручкой.
  • Кашник, кашничек (поменьше) - небольшой горшочек для подачи щей. С одной отходящей или петлевидной ручкой, иногда имеет слив.
  • Квашня (опарница, растворница, розлив) - большой горшок без ручек для вымешивания теста. См. также «дежа».
  • Корчага - самый большой горшок для хранения зерна или большая кринка с узким дном, часто с двумя вертикальными ручками.
  • Кринка, крынка - расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. За счёт испарения влаги через поры, происходит охлаждение. Поэтому молоко в кринке могло сохраняться 3-4 суток. Удобна для сбора сметаны.
  • Кубан - глазурованный горшок сахароваров для стока патоки.
  • Кубатка - высокий узкогорлый горшок для молока.
  • Макитра - крупный глиняный горшок для перетирания семян, засолки и т. п. в южных областях и на Украине.
  • Малыш - маленький горшочек.
  • Махотка - маленький горшок или кринка с высоким горлышком.
  • Морянка - корчага для древесных углей.
  • Ночной горшок (ночная ваза ) - сосуд для отправления естественных надобностей.
  • Пекулёк - пекушок:
    • Пекулёк (-лька), м. - маленький горшок, чугунок (Дон., Земетчин., Пенз., Балаш. Сарат.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Пестр. Куйбыш., Хопер. Дон., Чкал.).
    • Пеку́личка, ж. - маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., 1849. Тамб., Пенз.).
    • Пеку́лька, ж. - маленький горшок, чугунок (Елатом. Тамб., Тр. МДК, 1911. Морш. Тамб., Дон., Сапожк. Ряз.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Хопёр. Дон., 1969).
    • Пе́кур, м. - маленький горшок, чугунок (Тамб., Пенз., Даль.).
    • Пе́куш, м. - маленький горшок, чугунок (Липец. Тамб., 1850-1851. Тамб. Пекуш [удар.?]. Ряз., Боричевский, 1842-1847).
    • Пе́кушек (-шка), м., ласк. - маленький горшок, чугунок (Керен. Пенз., 1910).
    • Пеку́шечка, ж. - маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., Архив РГО, Липец. Тамб, Архив РГО. Елатом. Тамб., 1914.).
    • Пеку́шка и пе́кушка, ж. - маленький горшок, чугунок. Пеку́шка (Тамб., Тр. МДК). Пекушка [удар.?] (Тамб., Губ. вед., 1847. Лебед. Ворон.). Маленький глиняный горшочек с ручками для запекания в русской печи различных кушаний (Шацк. Ряз., 1962).
    • Пе́кушник, м. - горшок с узким горлом (Балаш. Сарат., 1954).
    • Пекушо́к (-шка́), ж. - маленький горшок для сметаны, сливок (Новоаннен. Волгогр., 1948-1953. Хопёр. Дон.).
  • Пупошник - маленький горшочек, используемый как медицинская банка.
  • Рукомой (урыльник), рукомойник, баран - подвесной горшок с двумя диаметрально расположенными носиками и ручками.
  • Цветочный горшок - расширяющийся кверху сосуд для живых цветов, обычно с отверстием снизу для стока воды.
  • Цедилка - горшок с одним маленьким отверстием в центре дна.
  • Чугунок (печной горшок) - чугунный, иногда алюминиевый горшок обратногрушевидной формы для варки и тушения в русской печи.
  • Щанки (близнята, спарыши, двойчата, двойнята) - два горшка с одной общей ручкой, соединённые боками или перемычками. Один - для щей, другой - для каши. Применялись для переноса еды во время полевых работ.

Ендова

Ендова (также яндова ) - вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».


Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

Канопка


Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

Кандюшка

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

Корчага

Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок — слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово — древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

Крынка (Кринка)

Крынка — линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Горшок для топления масла

Горшок для топления масла — специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

Гусятница


Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Жаровня


Жаровня — печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

Кацея

Кацея — в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» — брызгать водою.

Кашник горшок

Кашник — маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Кисельница

Кисельница — большая миска с носиком. Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

Кувшин

Кувшин — кувшинчик умилительно, кукшин,кука — глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

Кувшин крупник

Кувшин крупник (или пудовик) — ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

Кубышка

Кубышка — то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

Латка

Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится — «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

Миска

Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» — после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения — «обрызгивания» — в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.

Опарница

Опарница — керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

Подойник

Подойник — утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

Полевик горшок

Полевик горшок — полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик — керамический сосуд для носки питья в поле.

Рыльник

Рыльник — сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

Умывальник

Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Черепушка

Черепушка — керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд — салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

ЧАГА
ГВОЗДЯНКА
ДЫРОВАТКА
ДЫРЯНКА
БАЛАКИРЬ
БЫЧОК — чашка в виде быка.
БОЧКАРЬ — бочонок с носиком, горлышком и ручкой.
ПУДОВИК
ОЙНОХОЯ — керамический кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
ОКРИН — церковный керамический сосуд, чаша; кувшин, горлач, ваз
ТОПНИК
МАСЛЕНКА
ТОПУШКА
ДОЙНИК — большой горшок с носиком и ручкой сбоку.
ДОЁНКА
ДОИЛЬНИК
ЕГОЛЬНИК, ягольник м. ряз. горшок щаной или кашник. Тамб. малый кашничек (от польск. яглы, пшено?). Ягольник яруя, двухвостка, возьми-ка цупызник, да уцупызни яго! горшок перекипает, невестка, возьми-ка уполовник, да уполовинь его. Еголь, егол м. умалит. еголесик, черепок от битой посуды, иверень, верешок.
ДИСКОС — церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену-дископокровец.
ГОРНШЕК
ГОРНЧЕК
ГОРНЕЦ
МАХОТКА, ГОРШЕНЯТКО, МАЛЫШ — высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то, что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, необычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим - «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв.
Посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
Деревянные изделия, выполненные 4-5 тысяч лет назад, обнаружили археологи на Горбуновском торфянике в Свердловской области (под Нижним Тагилом). Этот торфяник известен всему миру по уникальному Шигирскому идолу. В торфянике была найдена деревянная посуда периода энеолита и бронзового века.

Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке и в период энеолита, в дополнение ко всему еще и имеет элементы декора. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц.

Старинная кукса, ковш(долбанка) ХІХ век.

Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Деревенская утварь: Туеса и Ковши

Туеса и Ковши что в них удивительного? И как их изготовляли. Туес, иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.

Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.

Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты. Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола.

Снятие сколотня и последовательность изготовления туеса:
1 — отслаивание бересты;
2 — сколотень и кряж;
3 — рубашка туеса;
4 — рубашка, надетая на сколотень;
5 — изготовление ивовых обручей;
6 — завертывание краев сиолотня и вставка донышка.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.

ЛУБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
КОРОБ

ЛУКОШКО-НАБИРУХА

МОЧЕСНИК
для хранения пряжи и веретен

ХЛЕБНИЦА

Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобно плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту

Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые

создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, в Дрездене, в музее «Зеленые своды», куда он попал во время Великой Отечественной

Ковши разных регионов
На Руси издавна деревянную посуду резали всевозможных форм, размеров и назначений: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т.д.


Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII

Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного

Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают


Деревянный ковш-скопкарь (XIX век)

Скопкарь XVIII век.
Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы.

Дальние родственники" современных фужеров и рюмок... из чего пили на Руси?

Братина, плошки и веко
Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
Братина - это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка, происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши. Возможно, что происхождение самого слова "братина" относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья. Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.

Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в

Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова
Ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина.
Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком. Но рукоятка встречается очень редко.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась также в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Чаши
Чаши - это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки. Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.

Ставцы и ложки

Для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник. Ставцы были посудой у манахов. Отсюда пошла поговорка: «Всяк старец имей свой ставец!»

Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. Более подробно вы узнаете в рубрике про историю деревянной ложки.


Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда - один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм , что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры . А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства , в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII - уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X-XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы - скажем, изображение коней , птиц , солнечных розеток - живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки - трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры - в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут - кра­сочная роспись, там - искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» - что это? «Прямизной» назы вали древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа - нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная - фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исклю чением, мы не знаем имен мастеров - даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам - всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш- самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль - главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его - скобкарь - очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре - геометрическая розетка - древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба - худая беседа»,- говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, распи сана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

Солоница-стульчик, солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна - стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» - праздничных засто­ лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­ тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­ рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним - полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­ питков - ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­ стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные - от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации - едва ли не красивейшая в собрании Государ­ ственного Исторического музея, бога­ то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ ми ковшами, стаканами, чарками куб­ ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

Два ставца, две ложки

Ставец - наиболее распространен­ ная посуда для еды - вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ ла крышкой, но можно было исполь­ зовать и каждую половину в отдель­ ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ ная посуда.


Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа - да еще в серебряной оправе; художественной работы - с росписью или резьбой; с укорочен­ ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удоб ной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­ лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­ перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

О . СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.

Особенности древней посуды

Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Какой использовался материал

Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.

Ковш

Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.

Ковши разных регионов

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари - сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.

Хлебница и солоница

Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда - картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.

Братина, плошки и веко

Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.

Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова и кубки

Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.

Ставцы и ложки

Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник.

Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.

Сосуды для питья

В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин - в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники - это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово "стеклянцы", но привозились они из других стран.

Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.

В последние годы деревянная посуда перешла в разряд раритетов, кухонных редкостей, предметов особого использования. В деревянных бочках выдерживают вино, деревянными лопатками переворачивают мясо на тефлоновых сковородах. Деревянная кофейная чашка – исключение, эксклюзив, встречающийся на кухнях любителей.
Путь от повседневной кухонной утвари к раритету деревянная посуда прошла менее чем за век.

История деревянной посуды
Сказать точно, когда деревянная посуда впервые появилась на столах, невозможно. Первоначальные «тарелки» сложно сравнить с современными, они скорее напоминали куски коры или выдолбленные корни. А в большинстве случаев тарелок не было вообще. В столах делались углубления, в которые помещалась пища. Ели руками. «Тарелки» потом просто протирались тряпками.

С развитием цивилизации менялась и форма посуды. Углубления в столе и куски коры уступили место плошкам, тарелкам более напоминающим современные. На территории Европы и стран, имеющих наиболее древние цивилизации, найденные обломки посуды из дерева относятся к VII веку. Это уже были не только функциональные предметы, но и декоративные, содержащие элементы резьбы и украшений.

Деревянная посуда на Руси
На территории современной России, как показывают данные археологических исследований, посуда из бересты, березы, дуба активно использовалась к началу X-го века. Первые сохранившиеся образцы найдены на территории Великого Новгорода и в Поволжье на территориях, занимаемых древними болгарами. Образцы посуды, относимые к XII веку, уже не выдолблены вручную, а обточены на прообразе токарного станка. Такая посуда найдена на раскопках Древнего Киева в Десятинном храме. К XV-XVI веку посуда уже только вытачивалась. Вручную изготавливались только единичные экземпляры. Токарные станки стали обыденным явлением.

Ремесленники, занимающиеся производством деревянной посуды, обеспечивали плошками, чашками и ложками не только свои губернии и уезды. В записях таможенных книг можно почерпнуть информацию об активной торговле, которую вели умельцы, работавшие в Великом и Нижнем Новгороде, Арзамасе, Волоколамском монастыре.

К началу XIX века на столах обывателей и крестьян глиняная и железная посуда была полностью заменена на деревянную. Помимо рядовых тарелок и плошек использовались ступки, братины, чарочки, кубки и многое другое.

Использование деревянной посуды
Жители Руси предпочитали хвойным породам дерева лиственные для изготовления посуды. Особо ценилась бондарная, к которой относились и стаканы, и кадки, и бочонки для засолки огурцов и капусты.

В деревнях и городах часто использовались ушаты, используемые и для переноски или хранения запаса воды, и для обливания в бане, и для купания детей. Название «ушат» связано с наличием специальных «ушей» с отверстиями для коромысла или крепежа.

Стоит упомянуть и «ставец», имеющий крышку. В зависимости от размера ставец мог быть и супницей, и использоваться для хранения хлеба или иных продуктов. В легендах и песнях былинников часто упоминаются богатыри, выпивающие полную братину. Так называли шарообразную посуду, имеющую узкий верх. Так хранили вина, воду, крепкие напитки.

Особенности деревянной посуды
Не везде и не всегда деревянная посуда имела только функциональное назначение. Всемирно известная хохломская посуда стала «брендом», обрела собственное имя. Так прославился Семеновский уезд Нижегородской губернии. Хохломские плошки и чаши не имеют вычурных элементом. А узнают «хохлому» по знаменитому черному фону, россыпи «золотых» листьев и красной рябины. Другие цвета в работе не используются. «Хохлома» утратила свое чисто утилитарное назначение и стала мечтой коллекционеров и ценителей прекрасного.

Не меньшее внимание на Руси уделялось деревянным ложкам. Менялась форма, размеры. Но неизменно оставалось одно: каждый мальчик с определенного возраста должен был вырезать себе ложку сам. Когда он мог представить совершенный образец, его считали взрослым.

К достоинствам деревянной посуды относится ее экологическая чистота, долговечность, привлекательный внешний вид. Кофейная чашка из дерева придаст особый аромат и вкус напитку.

Использование деревянной посуды в наши дни
В XX-XXI веках деревянная посуда перестала быть предметом массового обихода. На смену пришла металлическая, пластиковая, керамическая. Исчезли деревянные тарелки и из мест общественного питания, кроме специализированных, подающих блюда русской, белорусской или украинской кухни. Остались только ступки, лопатки, доски для нарезки. Но и их постепенно вытесняют пластик и стекловолокно.

Неизменными остались некоторые области применения дерева:

  • вино, по-прежнему, выдерживают в дубовых бочках;
  • можжевеловые бочки используют для засолки огурцов и грибов;
  • деревянные шкатулки – идеальное место для хранения меда, соли, сахара. В муке никогда не заведутся жучки, если ее засыпать в емкость из дерева.

Современные хозяйки не забывают про солонки, перечницы, ступки, хлебницы, вырезанные заботливыми руками современных мастеров.

Похожие публикации