Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Валиков украшения в стеклянной посуде. Уход за посудой из стекла,хрусталя и фаянса. Виды отделки стеклянной посуды

Создавать предметы из стекла, изменять форму стеклянных изделий позволяют различные способы декорирования. С их помощью можно выполнять гравировку, создавать уникальные узоры, снабжать изделие дополнительными элементами для повышения его художественной ценности. Современные методы декорирования предлагаемые на этом сайте улучшают также физические характеристики предметов из стекла, делают их более прочными и устойчивыми.

Видоизменять и декорировать стекло можно в его холодном или горячем состоянии. Соответственно, современные виды декорирования разделяют на две основные группы – холодные и горячие способы.

Холодные способы декорирования

К декорированию стеклянных изделий холодным способом можно отнести следующие виды:

  1. Матовое декорирование всей поверхности изделия или его отдельных участков. Производится травлением или матированием стекла с помощью нанесения специальной пасты, которая придает стеклу характерную шероховатость и делает его непрозрачным. Использование трафаретов позволяет создавать на стекле матовые рисунки и узоры.
  2. Пескоструйный или абразивно-струйный способ. Рисунки и узоры на стекле создаются с помощью трафаретов и обработки поверхности пескоструйным аппаратом. Такой способ позволяет декорировать большие поверхности, создавать матировку различной глубины и плотности в одном рисунке.
  3. Способ алмазного гранения. Позволяет создавать сложные рисунки и узоры с множеством ответвлений, углов и деталей с помощью алмазных абразивных инструментов.
  4. Гравирование. Верхний слой определенных участков стекла удаляется металлическим резцом, а затем наносятся глубокие прорези и сечения. Такое декорирование требует особой тщательности и осторожности при соблюдении линий и мелких деталей узора.
  5. Способ лазерной гравировки. Декорирование стекла производится лучами лазерного оборудования. Позволяет создавать объемные 3D модели.
  6. Метод диффузии или цветного травления. Химическая обработка поверхности изделия, при которой ионами серебра и меди изменяется состав и структура стекла.
  7. Технология витража Тиффани. Один из наиболее сложных способов декорирования. Известная с давних времен ручная технология создания витражей с картинами, рисунками и орнаментами из стеклянных элементов различных цветов и формы с помощью специальной ленты. Такими витражами украшены древние храмы, замки, дворцы.
  8. Техника печати на стекле. Рисунки на стекле создаются специальными красками, которые затем запекаются излучением ультрафиолетовой лампы и закрепляются лаковым покрытием. Такой способ повышает прочность изделия.

Способы горячей обработки

Декорирование горячим способом – обработка стекла под высоким давлением и температурой. Можно выделить несколько основных способов такого процесса:

  1. Создание и нанесение на изделие нити из стекла, для чего требуется минимум два мастера. Один из них должен вращать нагретое изделие, а другой в это время наносить на его поверхность нить из расплавленного стекла.
  2. Способ фьюзинга, при котором на поверхность стекла наклеивают витражные элементы различных цветов и формы, а затем изделие запекают в печи.
  3. Декор из цветного стекла. Изделие покрывается разноцветной стеклянной крошкой, после чего обрабатывается в печи. Расплавленная крошка создает неповторимые узоры и рисунки.
  4. Метод рифления стекла, при котором термообработке поддаются две соединенные между собой рифленая и гладкая заготовки. В результате изделие с одной стороны имеет рифленую, а с другой стороны гладкую поверхность.
  5. Метод венецианской нити. Вначале на поверхность заготовки параллельно друг другу наносятся цветные стеклянные нити. Затем заготовка выдувается так, чтобы эти нити «вросли» в поверхность стекла.

Важно! Декорирование изделий из стекла горячим способом требует специального оборудования для термообработки, а также специальной подготовки, опыта и навыков подобной работы.

Невозможно представить жизнь современного человек без зеркал, стеклянной посуды, самых разнообразных предметов быта, сделанных из стекла. Существует большое количество видов стекла и методов его изготовления. Способов декорирования стекла также огромное множество, от классических методов, использовавшихся прославленными мастерами еще в древности до инновационных технологий, которые применяют стекольщики сегодня.

Декорирование зеркал и стекла

Декорирование стекла и зеркал - это их украшение посредством самых разнообразных способов, материалов, технологий, инструментов и оборудования. С помощью нанесения на стеклянную поверхность декора можно получить неповторимый, удивительный по красоте рисунок, придающий изделию изысканность и уникальность.

Способы и виды декорирования

Поскольку стекло считается одним из самых широко используемых материалов, существует огромное количество способов и видов его декорирования. Можно выделить следующиеспособы декорирования стекла с использованием вспомогательных средств:


Виды декорирования стекла также отличаются большим разнообразием, сегодня мастера могут использовать не только традиционные способы, но и массу новых приемов. Это связано с появлением на рынке новых материалов и технологий. Основные виды декора стекла и зеркал:

Декорирование стекла своими руками

Стекло - один из самых многогранных и «благодарных» к обработке материалов. Сейчас, как и сотни лет назад, стекло вдохновляет к творчеству, побуждая создавать настоящие чудеса не только профессионалов, но и любителей, желающих попробовать свои силы в создании чего-то необычного и оригинального.

На самом деле, создать если не шедевр, то нечто красивое и, главное, эксклюзивное, из стекла не так уж и сложно. Достаточно выбрать подходящую для работы в домашних условиях технологию, определиться со способом декорирования, запастись терпением - и вскоре ваши старания наверняка будут вознаграждены. Декор стекла своими руками - занятие увлекательное, но требующее полной отдачи и сосредоточенности. Новичкам лучше начинать с чего-то более простого, например, с использования пленки.

В основе декорирования стекла пленкой лежит использование трафарета, поэтому такая технология просто идеальна для начинающих мастеров. Эту технику можно применять для украшения любой зеркальной поверхности и прилегающих к ней стен или потолка.

Не менее интересной и довольно простой с технической точки зрения является роспись витражными красками, где также используется трафарет. После того, как вы определились с выбором рисунка, трафарет фиксируется на стеклянной поверхности. Затем необходимо маркером обвести контуры изображения, внимательно следя за четкостью и законченностью каждого штриха. После нанесения контуров, накладываем краски и ждем высыхания рисунка.


Украшение на стекло может быть нанесено в процессе изготовления изделия (в горячем состо­янии) и на готовые изделия (в холодном состоя­нии).

1. Украшение в горячем состоянии : цветные стеклоизделия, изделия с нацветом. Разделка «кракле». При выдувании стеклодув помещает баночку в холодную воду, она покрывается сет­кой трещин. Изделие помещают в печь, трещи­ны оплавляются, затем продолжают выдувание; изделия из стекла с рельефами и др.

2. Украшение в холодном состоянии.

Механический способ . Абразивными матери­алами наносят на стеклоизделия матовую лен­ту, номерную шлифовку, алмазную грань, гра­вировку.

Номерная шлифовка - несложные матовые или прозрачные рисунки, их нумеруют.

Алмазная грань - узоры, образованные двух-, трехгранными прорезями (бороздками) с помощью абразивного круга. Алмазной гранью украшают хрустальные изделия.

Химический способ . Украшения наносят пу­тем травления плавиковой кислотой. Существу­ет простое, сложное и глубокое художественное травление.

Украшение наносится красками: живопись, ук­рашение золотом (усик - 1 мм, отводка - до 3 мм, лента - 4-10 мм), декалькомания (с помощью переводных картинок), украшение люстрами (крас­ки на основе солей цветных металлов) и др.

1 - матовая лента; 2, 3, 4 - номерная шлифовка; 5, 6 - простое травление; 7, 8 - пантографическое травление; 9 - художествен­ное травление; 10, 11 - гравировка; 12 - широкая прямая грань; 13 - живопись; 14 - украшение стеклянной тканью; 15, 16, 17, 18,19 - алмазная грань

Дайте характеристику ассортимента стеклянных изделий по назначению, в зависимости от вида стекла, по способу формования, по форме, размеру комплектности и другим признакам. Назовите правила ухода за стеклянной посудой.

Ассортимент стеклоизделий подразделяют по составу стекломассы, способу выработки, назна­чению, видам, фасонам, размерам и способам ук­рашения.

Размер тарелок, блюдец определяется по верх­нему диаметру, в мм; стаканов и других полых изделий по вместимости, в см3 или в л; высоких изделий (вазы) - по высоте, в мм.

Столовая посуда (сортовое стекло).

Ассортимент столовой посуды подразделяет­ся по функциональному назначению:

Изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.;

Изделия для подачи пищи и напитков - ме­нажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахар­ницы, селедочницы, салатники, масленки и др.

Менажницы - блюда с секциями (3-5) для подачи нескольких видов холодных закусок.

Посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы.

Прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.


Изделия из хрусталя вырабатывают выдува­нием и прессованием. К ассортименту хрусталь­ной посуды относят изделия для сервировки сто­ла, вазы, салатники и др. Изделия хрустальные могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.

Хозяйственная и кухонная посуда.

К хозяйственной посуде относят банки для кон­сервирования, термосы, колбы для термосов, си­фоны бытовые и др.

Кухонная посуда предназначена для приготов­ления пищи, выполняется из жаростойкого стек­ла методом прессования с последующей закал­кой. В ассортимент кухонной посуды входят кас­трюли, жаровни, сковородки и др.

Художественные изделия вырабатывают из высококачественного стекла и из хрусталя. К ним относят скульптуры малых форм, вазы, декора­тивные блюда, туалетные приборы (лоток для туалетных принадлежностей, пудреницы и др.).

Стеклоизделия маркируют маркой, в которой указывают наименование предприятия-изготови­теля, товарный знак, номер стандарта, группу разделки, артикул, на хрустальных изделиях - содержание оксидов свинца и бария в процентах.

Транспортируют стеклоизделия с надписью «Осторожно, стекло!», «Вверх».

Стеклянные изделия нельзя хранить длитель­ное время в сырых помещениях, так как частич­но теряется прозрачность стекла, на поверхнос­ти может образоваться белый налет.

УХОД ЗА ПОСУДОЙ ИЗ СТЕКЛА,ХРУСТАЛЯ И ФАЯНСА

· Стеклянную огнеупорную посуду не следует ставить пустой на сильный огонь:дно должно быть покрыто жидкостью или жиром.Нагревать её нужно постепенно,всё время помешивая пищу.Горячую кастрюлю нельзя ставить на холодную плиту.При мойке не пользуйтесь металлической мочалкой или абразивами,так как они оставляют царапины.

· Посуду с узким горлышком (графины,вазы и т.д.) удобно мыть ИЗМЕЛЬЧЁННОЙ БУМАГОЙ,ТЁРТЫМ или НАРЕЗАННЫМ СЫРЫМ КАРТОФЕЛЕМ,МЕЛКО НАКРОШЕННОЙ СКОРЛУПОЙ ЯИЦ ПРИ ПОМОЩИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ.Посуду при этом необходимо энергично встряхивать.Можно воспользоваться обычными "ёршиками" для бутылок.

· Наслоение осадков извести от воды в кувшинах,стаканах,бутылках легко вымывают с помощью уксуса:им наполняют загрязнённые сосуды и оставляют на сутки.

· Бутылки из-под растительного масла моют водой с солью.

· Бутылки из-под вина,водки,пива,растительного масла хорошо отмываются тёплой водой с содой.

· Отмыть бутылки,в которых было растительное масло,поможет также кофейная гуща.Горсточку гущи насыпают в бутылку,наливают немного тёплой воды и как следует взбалтывают.

· Бутылки из-под керосина или растительного масла моют горчицей,разведённой в тёплой воде.

· От горячей воды хрусталь темнеет и тускнеет.Вымыв,скажем,бокал тёплой водой с мылом,протрите его тряпочкой,смочённой в смеси: 2 ст.л. зубного порошка или мёда,1/4 ч.ложки синьки и 2 ст.ложки тёплой воды.Противопоказаны хрусталю также сода и мыло,от которых он быстрее стареет.Чтобы хрустальные и стеклянные вазы блестели,мойте и хтолько холодной водой.

· Хрустальные предметы не сушат.Их нужно вытирать сухим полотенцем из льна.При этом фужеры,рюмки,бокалы нужно держать не за основание ножки,а у самого донышка.

· Зеленоватый налёт в хрустальной вазе отмывается уксусом с солью (желательно крупной).

· Средствами для чистки оконных стёкол можно мыть фарфор,фаянс,хрусталь,зеркала.

· Бокалы и рюмки бывает трудно отмыть после празднества.Уксус и соль вам помогут.Помойте посуду в воде с уксусом или протрите солью,затем смойте и,не вытирая,дайте воде стечь.

· Хрустальную посуду,чтобы она лучше блестела,после мытья протирают подсиненным крахмалом и шерстяной тряпочкой.

· Посуду с застывшим винным остатком моют так: заливают тёплую мыльную воду с содой на 5-6 часов.Затем промывают с уксусом.

· Если стёкла протереть раствором медного купороса (1 ч.л. на литр воды),получится красивый зеленоватый оттенок.

· Часто в бутылках и флаконах "заедает" пробка.Её легче будет вытащить,если капнуть уксусной эссенцией на горловину и пробку.

· При усиленном разъединении стаканов можно повредить и стаканы,и руки.Чтобы этого не произошло.положите в верхний стакан кусочек льда или опустите нижний в тёплую воду.

· Фаянсовую посуду не следует мыть очень горячей водой.Её моют в тёпловатой воде с мылом и ополаскивают в холодной.От горячей воды глазурь разрушается,трескается,цвет фаянса изменяется.

· Хрустальные и стеклянные изделия будут сиять,если сполоснуть их в холодной воде с уксусом (1 ст.ложка на литр воды).

· Высокие температуры в посудомоечной машине постепенно разрушают хрусталь,поэтому его желательно мыть вручную.

· Мойте хрусталь осторожно в прохладной воде мягкой очищающей жидкостью.Внутри протирайте мягкой влажной тряпочкой,но не вдавливайте её с нажимом в узкогорлые вазы и графины.

· Ложбинки в гранёном хрустале можно чистить старой зубной щёткой с мыльной водой.Тщательно вымойте и дайте высохнуть,прежде чем полировать специальной салфеткой для стекла.

· Внутренность графина очищайте,взбалтывая в нём тёплую воду с горстью зёрен риса и чистящим средством.

· Раствор антинакипина удалит белый налёт,встречающийся в вазах.

Посуда стеклянная - в зависимости от назначения делится на столовую (сортовую) и хозяйственную.

Посуда столовая (сортовая) отличается большим разнообразием ассортимента; группируется по следующим признакам: способу производства, видам, фасонам, размерам и характеру стекла. По способу производства столовая посуда делится на выдувную, прессованную и прессовыдувную.

Виды столовой посуды очень разнообразны: стаканы, блюдца, графины, рюмки, бокалы, бокальчики, кувшины, молочники, сахарницы, маслёнки, вазы, салатники, сухарницы, чайницы, колпаки для сыра, пепельницы, приборы туалетные, крюшонные, для воды, ликёрные и др. Способом выдувания изготовляются все виды столовой посуды (бокалы, фужеры, бокальчики, кувшины, молочники, чайницы, приборы ликёерные, крюшонные, для воды и некоторые другие изделия), форма которых исключает возможность применения прессования. Способами прессования — изделия, у которых верхний диаметр больше нижнего и среднего (пепельницы, селёдочницы, кружки пивные, подставки для ножей и вилок, блюдца, рюмки, стаканы, тарелки и др).

Фасоны столовой посуды очень разнообразны; они определяются конструкцией изделия и формой корпуса; по конструкции бывают с ручкой и без ручки, без ножки и на ножке и др., а по форме корпуса — шарообразные, овальные, конические и др.

Размеры посуды определяются ёмкостью изделий (стаканы, графины, кувшины и др.), диаметром (тарелки, блюда и другие плоские изделия), высотой (вазы для цветов), диаметром верха и высотой (вазы для фруктов, печенья, крема и варенья). По характеру стекла различается посуда из обыкновенного бесцветного стекла, из стекла цветного, с нацветом, из хрустального стекла (бесцветного, с нацветом и цветного).

Виды разделки стеклянной посуды

Посуда хозяйственная включает в свой ассортимент банки и бочата для соле-ний, банки для варенья и молока, опарницы, банки, бутылки, термосы и колбы для домаш-них консервированных продуктов, сифоны и др. К этой же группе относится жаростой-кая кухонная посуда, изготовляемая из спе-циального, обычно прозрачного стекла или имею-щего слегка зеленовато-желтоватый оттенок. Благодаря специальной закалке эта посуда обладает высокой термической устойчивостью. Её можно ставить непосредственно на элек-троплиты или в СВЧ с соблюдением некоторых предо-сторожностей (постепенное включение газа) — на газовые плиты. К ней относятся: каст-рюли, сковородки, жаровни, так называемые утят-ницы, формы для запекания, чайники, кофейники, молочники, кружки, стаканы, чашки с блюдцами, тарелки, блюда, соус-ники и др.

Для производства стеклянной посуды используется обычно стекло калиево-натриево-известковое (так называемое обыкно-венное) и калиево-свинцовое (хрустальное) — Стекло.

Столовая посуда изготовляется двумя ос-новными способами: выдуванием и прессова-нием .

Разделка стеклянной посуды с алмазной гранью

Выдувание посуды в основном (за исключением чайных стаканов) производится ручным способом при помощи выдувальной трубки (металлическая трубка с резиновым резервуаром — баллоном); на конец трубки набирается стекломасса, которая под давлением нагнетаемого воздуха превращается в толсто-стенный пузырь, называемый «баночкой». «Баночка» с помощью различных приёмов превращается в так называемую «пульку», с таким распределением стекла, какое необходимо для выдувания готового изделия. «Пулька» помещается в специальную форму и под давлением вдуваемого воздуха раздувается, стекломасса прижимается к стенкам формы, принимая её очертания, и в таком виде застывает. Если изделия имеют ручки и ножки (рюмки, кувшины и т. п.), то последние изготовляются отдельно, а затем в размягчённом состоянии присоединяются к корпусу изделия. Машинное выдувание осуществляется на машинах различных типов. Так, в СССР стаканы вырабатывались на автоматах ВС-24, графины — на машинах ЛВМ, банки стеклянные — на машинах ЛАМ.

Машины, в которых «пулька» получается прессованием, а изделие — выдуванием, называют прессовыдувными. К таким машинам относилтся в частности автомат ЛВМ.

Прессование осуществляется на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах; оно значительно производительнее выдувания. При прессовании стекломасса подаётся в специальные пресс-формы. Под действием спускающегося в форму сердечника (пуансона ) стекломасса заполняет пространство между стенками прессформы и пуансоном и приобретает форму изделия. Все изделия подвергаются отжигу в специальных печах: выдерживают несколько минут при температуре около 500° и затем медленно охлаждают. Отжиг уменьшает остаточные напряжения до допустимой величины . Неотожжённые или плохо отожжённые стеклоизделия растрескиваются при незначительных изменениях температуры и лёгких толчках.

Обработка стеклянной посуды заключается в отделении колпачка, обработке края, а иногда и дна. Чтобы отделить колпачок на корпусе изделия наносят черту алмазом и затем направляют на эту черту острое пламя газовой горелки. Колпачок при этом отскакивает. Образовавшийся неровный край изделия шлифуют, а затем полируют либо оплавляют пламенем газовых горелок. Дно изделий сначала шлифуют, а затем полируют.

Украшение стеклянной посуды производится различными способами. Основными способами украшения выдувной посуды в процессе её выдувания являются: нацвет, под мрамор, с цветными нитями, с волнообразной поверхностью (валиком), ирризация и др. Посуда с нацветом имеет два и более слоя стекла, из которых один обычно бесцветный. У посуды, украшенной под мрамор, между двумя слоями стекла, из которых один молочного цвета, а второй — бесцветный, вкраплены кусочки стекла цветного. У посуды с цветными нитями последние бывают либо в толще стекла, либо на поверхности. Посуда, украшенная валиком, имеет на корпусе расплывчатые продольные грани различной ширины, а украшенная ирризацией — радужные переливы. В последнее время стекольной промышленностью применяется новый способ украшения посуды, носящий название «сульфидного» стекла. Он заключается в том, что в стекломассу вводится сульфид цинка, который в процессе изготовления посуды частично разлагается с образованием сульфидов железа, окрашивающих стекло в разнообразные цвета.

Украшение готовой посуды (после обработки) производится различными способами: матовой лентой, декоративной шлифовкой, гравировкой, травлением, живописью, золочением, декалькоманией, фото и др.

Матовая лента — простейший рисунок, получающийся в результате обработки вращающегося изделия с помощью металлической пластинки песком и водой. Декоративная шлифовка получается с помощью вращающихся карбо-рундовых кругов, снимающих, точнее прорезающих верхний слой стекла и образующих грани различной формы и глубины.

В зависимости от характера и сложности этих граней шлифовка делится на: простую или валовую (в виде круглых или овальных ямок); номерную с более сложными рисунками; литерную или шайбочную (широкие грани); алмазную грань в виде различных глубоких прорезей (чаще всего треугольной формы), образующих рисунки, состоящие из пучков лучей, сеток, ромбов, многогранников, звезд и т. п. Алмазная грань отличается разнообразием узоров и по сложности делится на 10 групп. Особенно широко применяется алмазная грань для украшения хрустальных изделий, которые обычно вырабатываются толстостенными. Алмазная грань хорошо выявляет природу материала стекла и придает изделиям большую световую игру (цветопреломление).

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (первая группа сложности)

Гравировка производится с помощью вращающихся маленьких медных дисков и специальной шлифующей пасты. Бывает матовая и блестящая — полированная. Гравировкой получают рисунки главным образом растительного характера (цветы, листья, ягоды и т. д.).

Травление основано на свойстве плавиковой кислоты растворять стекло . В зависимости от сложности и глубины рисунка различают следующие виды травления : простое, или гильоширное , пантографическое — с более сложным рисунком (оба названия происходят от наименования станков, с помощью которых вычерчиваются узоры на изделиях, покрытых воскообразной мастикой) и глубокое художественное, выполняемое преимущественно на изделиях с нацветом.

Живопись на посуде производится кистью с помощью специальных силикатных красок, закрепляемых на изделиях дополнительным обжигом. Живописные рисунки наносятся чаще всего на изделия из цветного стекла или стекла с нацветом, преимущественно молочно-белого цвета.

Значительное распространение имеет роспись изделий золотом, украшение их декалькоманией и фотоспособом, применявшимся ранее только в керамическом производстве ().

В зависимости от характера и сложности украшения выдувная посуда из обыкновенного стекла делится на группы сложности от № 1 по № 7, а хрустальная толстостенная — от № 5 по № 10.

Прессованная посуда как правило дополнительному декорированию не подвергается, т. к. рисунок на ней получается в процессе её изготовления. Незначительная часть прессованных изделий декорируется путём матирования отдельных частей рисунка (матировка бывает химическая и пескоструйная), а также шлифовкой, полировкой и золочением.

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (вторая группа сложности)

Требования к качеству и сортировка . Качество стеклянной посуды зависит от рациональности конструкции изделия, определяющей удобство его использования; от формы изделия, влияющей на его художественную ценность; от качества сырья; процесса выработки и отделки, оказывающих влияние на внешний вид изделия и его эксплуатационные свойства — термическую, механическую стойкость и др.

Применение стекла низкого качества и нарушения технологии производства вызывают образование на изделиях ряда дефектов.

Дефекты стеклянной посуды

Дефекты стекломассы

1. Нарушение бесцветности, в результате чего в стекле имеются разные оттенки. Нерезкие оттенки (розоватый, голубоватый) допускаются.

2. Камень — посторонние включения в стекле (частички огнеупоров или шихты) резко снижает термостойкость стекла. Не допускается.

3. Шлир — сгустки стекла в виде бугорков, имеющих обычно волнистые ответвления.

4. Свиль, представляющая собой волнистые полосы в стекле.

5. Пузырь, представляющий собой газообразные включения в стекло, прозрачные и замутненные (щелочный пузырь), размером свыше 0,8 мм.

6. Мошка — мелкие пузырьки, диаметром до 0,8 мм.

7. Рух, представляющий собой закристаллизовавшиеся непрозрачные частицы стекла.

Дефекты выработки

1. Неравномерное распределение стекломассы, в результате чего заметна разница в толщине стенок и дна изделий.

2. Продутость стенок изделия — резкое снижение толщины стенок в отдельных местах.

3. Овальность корпуса, дна и поддона, нарушающая правильность формы изделия.

4. Окалина, являющаяся результатом вкрапления частичек железа от выдувальных трубок.

5. Несимметричность крепления деталей — нарушение симметрии ручек, ножек и др.

6. Кривизна изделия — нарушение правильности формы изделия.

7. Щербины — углубления по краю изделия.

8. Осыпь края — мелкое изъязвление края изделия.

9. Сколы — нарушения целости боковых стенок изделий у края.

10. Посечки — мелкие волосные трещины на изделиях.

11. Черченность и царапины — полосы от царапания стенок изделий твёрдыми предметами.

12. Зазоры между корпусом и крышкой.

13. Лишки — заусенцы от швов формы.

14. Недопрессовка — нарушение формы прессованных изделий; является результатом недостатка стекломассы.

Дефекты обработки

1. Следы дистировки (тонкой шлифовки).

2. Переплавление края — загнутые внутрь и сильно оплавленные края тонкостенных изделий.

3. Косина края — нарушения правильности рисунка, при которых заметны просветы и обрывы матовой ленты и вытравленных рисунков, несимметричность рисунков, заваленность граней, помарки, вспученность, родинки и выгорки в живописных разделках.

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (третья группа сложности)

По наличию этих дефектов посуду хрустальную выдувную и прессованную в СССР делили на 1-й, 2-й и 3-й сорта; посуду столовую выдувную и посуду из жароупорного стекла — на 1-й и 2-й сорта. Посуда столовая прессованная и хозяйственная из обыкновенного стекла на сорта не делилась. При установлении сортности принимался во внимание вид дефекта, его размер, местонахождение (на корпусе или на дне изделия), способ изготовления посуды, размер и в некоторых случаях характер украшения изделия.

К стеклянной столовой посуде предъявляют ряд общих требований. Основными из них являются: правильная форма и устойчивость изделий. Крышка у сахарниц, маслёнок, ваз, кувшинов и других изделий должна быть подобрана по фасону и цвету и плотно (без просвета) прилегать к корпусу. Пробки к графинам должны быть подобраны по фасону и цвету и плотно притерты к горлу, причём у графинов с более ценными разделками (алмазная грань и др.) пробки должны быть отполированы до полной прозрачности. Край выдувных и прессованных изделий должен быть хорошо оплавлен либо отшлифован и отполирован. Внутренняя поверхность дна блюдец, подносов и тарелок должна быть ровной, обеспечивающей устойчивость поставленных на них стаканов. Края дна не должны быть острыми. Не допускаются в носуде камни, окалины, осыпь края, посечка, продутость стенок, пузыри щелочные и поверхностные, продавливающиеся незаправленные (с острыми краями) щербины, недопрессовка.

Хозяйственная посуда должна иметь правильную форму и установленные размеры. Не допускаются в этой посуде трещины, камни, крупная свиль, замутненные пузыри, продутость и значительные утолщения.

Очень важным показателем качества стеклянной посуды является ее термическая стойкость, т. е. стойкость при резких колебаниях температуры. Для проверки термической стойкостиИ посуды от партии отбирали образцы в количестве 100 штук. Термическую стойкость проверяли воздействием на посуду сначала высокой температуры (наливается кипяток, погружается в нагретую воду и другими способами), а затем низкой (обычно погружаются в воду с температурой 15 или 20°).

Маркировка . Выдувная и прессованная посуда маркировались наклеенной этикеткой, в которой указывалась марка или наименование завода, сорт изделия, номер стандарта и группа украшения. Цвет этикеток для посуды разных сортов был различный. На пачках стеклянной столовой посуды дополнительно указывались артикул упакованной посуды и номер узора.

Упаковка и транспортирование . Хрустальные изделия, а также изделия из обыкновенного стекла, но с ценными разделками, завёртывались в бумагу, а затем в стружку и упаковывались в пачки Прессованная столовая и хозяйственная посуда упаковывались в солому или стружку. Перевозили стеклянную посуду в крытых вагонах или контейнерах. Ряды пакетов или пачек перестилались соломой. Пачки с более тяжёлыми изделиями укладывались внизу, а с более лёгкими — наверху.

Хранение . Стекло — легко бьющийся товар; поэтому складское помещение для его хранения должно было быть просторным, сухим и удобным для приёмки, размещения и выдачи товара. Хранилась стеклянная посуда на полках и стеллажах; укладывалась на них не плашмя, а торцом, на верхние полки более лёгкая и малоходовая, на нижние — более тяжёлая, в частности прессованная.

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (четвёртая группа сложности)

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (пятая группа сложности)

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (шестая группа сложности)

Украшение стеклянной посуды алмазной гранью (седьмая группа сложности)

Похожие публикации