Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Цивилизация древней руси киевская русь. Цивилизация Древней Руси. Установление русской государственности. Кабардино – Балкарский Государственный Университет

План.

1. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Особенности социального и политического строя Древней Руси.

3. Формирование древнерусской государственности.

4. Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

1. Проблема этногенеза восточных славян.

Славяне как особый народ известны уже римским историкам 1-2 в. н.э. Плинию Старшему и Тациту. Под именем венедов . Тацит писал, что венеды многочисленны и занимают пространство от Вислы и от Дуная до далекого Севера. Византийский историк Прокопий (6 н. э.) описывает славянские племена под именем «склавины и анты», занимающих земли к северу от Понта Евксинского (Черного моря), в бассейне Дона.

Проблема этногенеза восточных славян является дискуссионной. В историографии существовало две точки зрения на происхождение славян. Некоторые историки считали, что славяне переселились из Азии в Европу, другие, например, чешский историк Шафарик в сер. 19 века, Н.Я. Марр считали славян исконными жителями Европы.

В настоящее время преобладает мнение, что протославянские племена относятся к индоевропейской семье народов. Славяне отделились от индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян является территория от р. Одер на западе до Карпат на востоке. К середине 1 тысячелетия н.э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. В эпоху Великого переселения народов (3-6 в. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В 6 в. н. э. из славянской общности выделяется восточнославянская ветвь, на основе которой сложились русский, украинский и белорусский народы. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до верховьев Дона на Востоке, от Балтики на севере и до Днепра на юге. Сначала восточные славяне расселяются в Карпатах и на побережье Балтийского моря, оттуда в 6 – 8 веке началось заселение Приднестровья, Восточно-европейской равнины. Колонизация носила характер проникновения, а не завоевания, так как славяне находились на более высокой стадии развития и сумели ассимилировать племена угро-финнов и балтов.



2. Особенности социального и политического строя Древней Руси.

Большое значение в жизни древнерусской деревни играла родовая община. С У1 века начинается процесс разложения родовых отношений. К началу образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая община владела территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. В общинном пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья, в личной – дом, скот, приусадебная земля. Пахотная земля подлежала разделу между семьями.

В У11 веке у славян возникают племенные союзы. В «Повести временных лет» названы полтора десятка таких объединений, включавших в себя 120-150 отдельных племен, племя состояло из большого количества родов. Каждый из союзов имел свои княжения. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщал, что славяне и анты не управляются одним лицом, но, как Византия, живут в демократии, все вопросы решают на народных собраниях. Такие образования принято называть военной демократией. Складывалось имущественное неравенство. В 1Х веке на Руси было 24 крупных города.

3. Формирование древнерусской государственности.

Переход от догосударственного, дородового общества к государственной организации шел у восточных славян постепенно на протяжении 6 – 9 веков. Формирование государственности начался в 30-е годы 1Х века. Предпосылками для этого процесса стало образование больших союзов племен. Одним из таких объединений стал союз племен с центром в Киеве, а также в земле вятичей на Северо-Востоке и вокруг Новгорода.

В 30-е годы 18 века немецкие ученые З.Байер и Г. Миллер создали норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. Государство Восточных славян обязано своим происхождением иноземцам, так как в летописи «Повесть временных лет» (862г) было сказано о приглашении племенами ильменских словен, кривичей в Новгород варяжского князя Рюрика.

Сторонниками норманской теории происхождения русского государства были историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Противником данной теории выступал В.Н. Татищев в 18 веке.

Аргументы против норманнской теории. В летописях речь идет не о создании государственности, а о призвании варяжской династии на уже существующий престол. Появление варяжских дружин только ускорило процесс формирования единого государства. Нет заметного влияния варягов на социально-экономические отношения и общественный строй, язык и культуру. Нет данных о колонизации Руси варягами, данные археологов указывают на их небольшую численность.

В связи с норманской теорией находится вопрос о термине «Русь», который до сих пор не разрешен. Северная Русь, по-видимому, связана со Скандинавией, прибрежная полоса Финского залива называлась Рослаген. Русью в древности звали не варяжское племя, а варяжские дружины. Сторонники патриотической точки зрения придерживаются южного термина «рось», упоминаемого византийскими источниками 1Х-Х веков для обозначения народа «рось» или скифов. Целый ряд южных рек связан по названию с именем «рос» Рось -приток Днепра, Оскол-Рось, Рось - приток Нарева.

4. Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

Важным фактором, влияющим на формирование древнерусской цивилизации является

1.геополитическое положение Древней Руси – на стыке Восточного и Западного миров

2.обширные пространства мест проживания, сложные климатические условия.

3.формирование древнерусской народности на основе нескольких этнических компонентов: славянского, балтийского, тюркского.

4.соединение различных типов хозяйственной деятельности –земледельческого, скотоводческого и промыслового.

5. В отличие от западноевропейских народов, испытавших на себе влияние высокоразвитой античной культуры, славяне сами ассимилировали менее развитые племена угро-финнов и балтов.

Характерными чертами древнерусской цивилизации являлись:

1. Огромное значение родовой общины, а впоследствии территориальной, или соседской (вервь)

2. Язычество как ранняя форма древнерусской религии.

Киевская Русь.

План.

2. Особенности государственности Киевской Руси.

3. Русь в период феодальной раздробленности Х1-Х111 век.

4. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-Х1У вв.

5. Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

1. Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь.

Формирование ядра будущего государства связывают с походами Олега на юг. В 882 году он, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира (бояре новгородского правителя Рюрика). Так произошло объединение Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату условно считают датой образования Древнерусского государства (Киевская Русь). Более расширительное толкование: конец 9- начало 10 века. При князьях Игоре (912-945) и Святославе (945-972) произошло дальнейшее расширение территории Киевской Руси. Завершающий этап становления государства, его расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).

Складывание раннефеодального государства требовало изменения в религии, не удалось приспособить к его потребностям языческий культ. Основой для вхождения древнерусского государства в европейское сообщество стало принятие в 988 году христианства в качестве государственной религии. Считается, что крещение князя Владимира положило начало христианизации Руси, но церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь еще в 1 веке н.э. Крещение Руси во многом носило насильственный характер, продолжалось 100 лет, в основном было завершено князем Ярославом в Х1 в. В отличие от других стран это было внутренним делом государства, а не результатом внешнего вторжения. Принятие христианства укрепило государственную власть, сделало Русь равной другим христианским странам, способствовало развитию культуры, отмиранию пережитков родового строя и у ускорению развития феодальных отношений.

На Руси после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. возникает тенденция к политической раздробленности. На рубеже Х1-Х11 вв. единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной раздробленности. Еще в конце Х1 в. собрался княжеский съезд, на котором установили новый принцип организации власти. Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а была совокупностью владений княжеского дома, что юридически закрепляло феодальную раздробленность. На некоторое время усобицы удалось остановить Владимиру Мономаху (1113-1125) Прекращение существования единого древнерусского государства связывают со смертью его сына князя Мстислава Великого (1125-1132).

2.Особенности государственности Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), а также аппарат управления для сбора дани, податей. Обязанности чиновников выполняли младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов). В подвластных землях и городах находились княжеские наместники – посадники и тысяцкие, возглавлявшие народное ополчение. Князь имел также дружину, ему подчинялись и войска вассальных князей. Князья отдельных земель находились в вассальной зависимости от великого князя, но осуществляли управление в своих вотчинах.

В Киевской Руси выделялись два класса – крестьяне(прежде всего смерды) и феодалы. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство зависимые состояли из закупов (тех, кто взял долг «купу»), рядовичей (попали в зависимость после заключения договора (ряда), изгои (обедневшие выходцы из общин), пущенники (вольноотпущенные рабы), холопы (находились на положении рабов). Класс феодалов составляли великий князь, князья племен, земель, бояре, старшие дружинники, впоследствии –верхи духовенства. Нормы раннефеодального права были закреплены в «Древней Правде», изданной в начале Х1 в. князем Ярославом Мудрым.

Вливаясь в европейский исторический процесс, Киевская Русь имела свои особенности.

1. В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, коллективное землевладение свободных крестьян-общинников.

3. В феодальной общине значительную роль играло рабство (челядь: рабы-пленники, холопы: рабы местного происхождения).

4. Князь в Киевской Руси не стал подлинным государем, он должен был заключать договор с народным вечем («ряд»).

5. Народное вече сохраняло значительную роль.

6. На Руси вооружены были не только князь и дружина, но и рядовое население: народное ополчение, подчинявшееся вечу.

7. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла и культуры, то на Руси – это общественные центры, обладающие правительственными функциями, т.е. города-государства.

3.Русь в период феодальной раздробленности Х1-Х111 век.

В период феодальной раздробленности произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразное объединение княжеств во главе с Великим княжеством Киевским. Князья имели все права суверенного государя: с боярами решали вопросы внутреннего устройства, войны и мира. В середине Х11 в. было 15 удельных княжеств, накануне монголо-татарского нашествия – 50, в Х1У в. – 250. До середины Х11 века главой феодальной иерархии во всей Руси был киевский князь. В конце Х11- начале Х111 века на Руси определились три основных политических центра: для северо-восточной и западной Руси – Владимирско-Суздальское княжество, для южной и юго-западной Руси – Галицко-волынское княжество, для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Причины феодальной раздробленности:

1. Появление феодального землевладения, не только княжеского, но и боярского.

2. Оседание дружинников на землю.

3. Укрепление власти крупных феодалов на местах и зарождение новых местных административных центров.

4. Князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение своего княжества.

5. Дружинники тоже становятся феодалами, но менее крупными.

6. В вотчинных феодальных хозяйствах производилось все необходимое

7. Рост городов.

Феодальная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодальных отношений, способствовала росту городов, рынков, культуры, создавала условия для объединения Руси на более высоком уровне. Вместе с тем, она ослабляла Русь в борьбе с татаро-монгольским нашествием.

4.Социально-политические изменения в русских землях в Х111-Х1У вв.

В Х111 в. Русь вступает в период борьбы с иноземными захватчиками. С востока пришли татаро-монголы, с запада –шведские (в 1240 разбиты Александром невским) и немецкие (5 апреля 1242 разбиты в ледовом побоище на Чудском озере Александром Невским) рыцари – крестоносцы. Наиболее разрушительным для Руси стало татаро-монгольское нашествие. Нашествие началось в Х111 веке с завоевания Сибири, северного Китая, Средней Азии, Закавказья. 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье были русско-половецкие войска. В 1236 году войска Батыя начали поход на Русские земли, захватив Рязань, Коломну. В 1238 -Владимир, Суздаль, Торжок, в 1239 – Муром, в декабре 1240 – Киев, затем Владимр-Волынский, Галич. Так начался период татаромонгольского ига (с начала 40 г. Х111 в. до второй половины ХУ в.)

Главная причина поражения Руси – феодальная раздробленность. Русь стала зависимой от Золотой орды. Великий князь должен был получать в Орде «ярлык» на великое княжение. Только в 1380 году на Куликовском поле московскому князю Дмитрию Ивановичу (прозванного за это «Донским») удалось разгромить татаро-монгольские войска под предводительством Мамая. После Куликовской битвы Русь начала усиливаться, ее зависимость от Золотой орды стала ослабевать, начались процессы консолидации.

5.Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, подорвало русскую культуру, упала роль городов в политической и экономической жизни, нанесен удар по торговым связям с Западом, русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. Но, вместе с тем, татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды, зависимость выражалась в тяжелой дани, открыто не разрушали православную веру, используя русскую церковь для борьбы с католичеством. Все это помогло сохранить русскому народу национальную самостоятельность и подготовило свержение ига.

В период средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья были Азия и Европа.

В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры.

В основе этой культуры, лежит арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство -- Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна -- религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец Х1-конец XIII вв.).

В Европе Средневековье -- это период становления новой формы Западной цивилизации -- европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречии и нашествия так называемых «варваров» в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности Европейской цивилизации -- Восточная и Западная. Формирование Европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.

Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV веке. Но она заложила основы Восточно-Европейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Становление Западно-Европейской католической цивилизации связано с Великим переселением народов -- вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей Европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации -- католическая и православная церковь -- в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления Европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации -- приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации -- католическую и православные церкви.

Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западно-европейский и восточно- европейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Решение этого вопроса имеет большое значение для методологии исследования истории России. Но это не просто историко-научная, но социально- политическая и духовно-нравственная проблема. Поэтому дискуссия по этому вопросу не прекращалась на протяжении всей российской истории.

Основополагающей идеей русского православия, а, следовательно, и всего строя русской жизни является идея соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности русского человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. По мнению славянофилов, соборность является тем важнейшим качеством, которое отделяет русское общество от всей Западной цивилизации. Западные народы, отойдя от решений первых семи Вселенских соборов, извратили христианский символ веры и тем самым предали забвению соборное начало. И это породило все изъяны европейской культуры и прежде всего ее меркантилизм и индивидуализм.

Русской цивилизации присуща высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию -- сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение.

В описании сельскохозяйственной общины славянофилам явственно виден момент ее идеализации, приукрашивания. Экономическая деятельность общины представляется как гармоническое сочетание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают по отношению друг к другу как «товарищи и пайщики». Вместе с тем, они все же признавали, что в современном им устройстве общины имеются негативные моменты, порожденные наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его отмену.

Однако главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм и т.д. По их мнению, возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Академик Б.А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI-IV вв. до н.э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности -- Киевской Руси -- славянство вышло на европейскую и мировую арену. Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке Восточного и Западного миров. Поэтому формирование русского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне -- анты (поляне). Основу экономики древних славян составляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечная система: деревья рубили, на следующий год сжигали их, золу смешивали с землей как удобрения. Если земля истощалась, то переходили на новый участок. В степных и лесостепных районах ведущей системой был перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, собирательством меда (бортничество).

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Для обработки почвы и уборки использовались мотыга, соха, позднее -- плуг с железным лемехом, серп.

Восточные славяне проживали оседло. Жилища представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

В начале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Но высокое для своего времени развитие земледелия и появление избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в.н.э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп. Родовая знать концентрировала в своих руках не только богатство, но и власть. О разложении первобытнообщинных отношений свидетельствовало выделение военных вождей, совершавших походы за добычей. Вокруг них складывались отряды профессиональных воинов и советников -- дружины. В то же время большую роль играло народное ополчение, а для решения важнейших вопросов созывалось народное собрание -- вече.

В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полоть), дреговичи (от дрегва -- болото)(Белоруссия), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р.Ока, Подмосковье) и т.д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII-IX веках в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала» -- Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась страной городов - «Гардариком».

В начале IX века идет постепенный процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-х годах IX века двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана.

Второе государство складывается далеко на Севере -- Северное княжество с центром в Ладоге, затем -- Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х годов IX века известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь и пришли к славянам и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус -- на Беломорье, а третий Трувор -- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Позже версия о призвании варягов дополняется новыми подробностями: в Новгородских летописях конца XV века упоминается о том, что Рюрик был призван в Новгород по совету Новгородского старейшины Гостомысла, предвосхитив традиционный выбор новгородским вече князя -- военачальника. На эти сведения опирается так называемая «норманская теория» происхождения русского государства. Сторонниками этой теории были выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Однако в отечественной исторической науке существовала так называемая «патриотическая» тенденция, стремившаяся обосновать самобытность русского народа. Основоположник этой тенденции, известный историк XVIII в. В.Н. Татищев утверждал, что непосредственными предками славян являлись сыновья библейского патриарха Ноя Словен и Рус и его правнук Скиф. В новейшей историографии сторонники патриотической точки зрения выводят термин «Русь» из названия племени «рось», которое появилось на берегу реки Рось. Впоследствии, утверждают они, «рось» трансформировалось в «рус». Но эта точка зрения противоречит летописной версии, которая знает только «полян», живших в Поднепровье. Лингвисты же утверждают, что трансформация «рос» в «рус» невозможна. Современные историки и лингвисты склоняются к мнению, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское -- «русь» -- это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов -- викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманских племен, представителем которого является Рюрик (Синеус и Трувор переводятся с древнешведского как семья и дружина).

Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» -- представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов -- земледельческого, скотоводческого и промыслового, а следовательно и трех образов жизни -- оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси, без сомнения, имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов.

Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество -- это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм -- многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию, На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались также леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца -- Даждь-бога и Бога ветра -- Стрибога.

На втором этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень «род» является основой многих русских слов (народ, родина, родник, родной, родить, урожай и т.д.). Род представлялся в качестве космического вселенского существа. Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С культом Рода был связан культ богини -- Мокоши -- хозяйки рога изобилия, матери-земли, имеющей финское происхождение, а также Леды -- покровительницы весенней пробуждающейся силы. Если земледельческое начало было представлено почитанием Мокоши и Леды, то скотоводческое -- почитанием бога Белеса.

С выделением семьи в культовой системе древних русов знательное место занял семейный предок -- домовой -- охраняющий дом, его жителей и хозяйство. На третьем этапе развития языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главными богами этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так покровитель скота бог Велес становится одновременно богом богатства и торговли. В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского этноса.

История славян - довольно существенная часть всемирной истории, так как на протяжении многих веков славянским народам принадлежала и продолжает принадлежать значительная роль в становлении и развитии народов нашей планеты, особенно европейских и азиатских.

Достаточно сказать, что славяне и ныне - крупнейшая группа народов, которая объединена общностью происхождения и близостью языков. Славяне остаются основным населением России, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии и других государств. Определенное количество славян живет в Греции, Австрии, Италии, а также составляет немалую часть иммигрантов в США, Канаде, странах Южной Америки и Австралии.

Начало формирования и развития древнерусской цивилизации относится к глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество. И осуществлялось оно во взаимодействии разных факторов и компонентов. Среди них: географическая среда, политическое устройство и экология, социальная структура и законодательство, религия и философия, литература, искусство, быт людей и др. При этом наряду с общими, закономерными, этапами развития мировых цивилизаций Русь обладала ярким своеобразием и специфическими чертами, объединяя Запад и Восток, Европу и Азию. Она стала «Срединным миром», евразийской цивилизацией.

Вместе с тем несметные потенциальные богатства огромной территории Руси влекли за собой значительные трудности для развития цивилизации, требуя для своего освоения длительного времени, огромных человеческих ресурсов, колоссальных трудовых усилий и значительных средств.

6.1. Первые свидетельства о славянах

До сих пор ученые продолжают вести дискуссии о том, в какое время и каким путем проходило расселение славян на просторах Восточно-Европейской равнины, где находилась их прародина, как складывались межплеменные объединения и древние славянские города и т.д.

В определении прародины славян российские историки не всегда единодушны.

Так, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский склонны опираться на «дунайскую версию»,

А. А. Шахматов считает, что славяне вышли из территории верховья реки Вислы и склонов Карпат. Б.Л. Рыбаков отмечает, что после продвижения пастушеских племен по Восточной Европе наметилось постепенное объединение осевших родственных племен в

крупные эпосы, одним из которых и стали,1

Древнеславянская фигурка пляшущего человека

Археологические исследования позволяют сделать вывод, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины 2-го тыс. до н.э. Они выделились из индоевропейской семьи народов. В этот же период из индоевропейской семьи народов вышли и заселили огромные пространства Евразии и другие народы (угрофинские племена и другие).

К рубежу 1-го тыс. до н.э. относятся первые письменные свидетельства о славянах греческих, римских, арабских, византийских историков. Они называли древних славян венедами, антами или славенами (склавенами), характеризуя их как «бесчисленные племена», «великий народ».

К IV в. н.э. относится упоминание о том, что из верховьев реки Вислы в Северное Причерноморье пробились германские племена готов во главе с Германарихом, но были разбиты славянами. Его преемник Винитар обманом заманил и жестоко расправился с 70 славянскими старейшинами во главе с Божем (Бусом). Через восемь веков неизвестный нам автор в знаменитом «Слове о полку Игореве» упомянул «время Бусова».

К концу IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. Продвигаясь на запад, гунны увлекли за собой часть славян.

Эпоха Великого переселения народов (IV-VI вв.) открыла также путь продвижения аварам, а позднее - тюркским кочевым племенам (черным болгарам, хазарам, печенегам, половцам и др.). До середины 1-го тыс. до н.э. праславянский этнос развивался в соприкосновении с другими народами: племенами кельтов, фракийцев, германцев, скифов. Уже в VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии, что вряд ли было бы под силу слабым и малочисленным племенам.

Весьма своеобразна характеристика, данная славянам того времени византийцем Прокопием из Кесарии. В книге «Война с готами» он рассказывает, что славяне и анты говорят на одном языке, не управляются одним человеком, а эти племена живут в народоправии, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Византийские авторы утверждали также, что в то время славяне находились на стадии разложения первобытного строя и складывания классового общества. В свою очередь, походы на Византию сопровождались обогащением племенной верхушки славян, ускоряя таким образом распад первобытного общества.

Обособление из единой славянской общности восточных славян произошло к VI в. Предания, отразившиеся в древнерусских летописях, указывают на формирование крупных славянских племенных объединений на примере ряда княжений. В частности, княжения Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедъю в Среднем Поднепровье. Имя старшего брата Кия и легло в название основанного здесь города Киева.

Таким образом, в течение полутора-двух тысячелетий продолжался процесс формирования общеславянской этнической группы народов, из которой в VI в. обособилась ветвь восточного славянства, ставшая прародиной русского, украинского и белорусского народов.

  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.: Наука, 1993. С. 14.

Кабардино – Балкарский Государственный Университет

Р е ф е р а т

На тему : «Цивилизация Древней Руси»

Выполнил студент 1 курса

«Информационных систем в Экономике»

Научный руководитель

Ашхотов Р. М.

Нальчик 1999 г.
Содержание
:

Глава 1 Происхождение древних славян

1.1 Первые упоминания о славянах.

1.2 Передвижения славянских племен.

1.3 Образ жизни славян.

1.4 Распад племенных общин и начало государственности.

Заключение.

Глава 2 Киевская Русь

1.1 Образования древнерусского государства

1.2 Общественный строй

1.3 Хозяйственная жизнь

Глава 3 Крещение Руси

1.1 Первые христиане

1.2 Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.

1.3 Историческое значение крещения Руси.

Глава 4 Культура Руси

1.1 Введение. Как зарождалась культура Руси;

1.2 Письменность, грамотность, школы;

1.3 Заключение.

Литература:

Глава 1 Происхождение древних славян

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым былоизвестно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийскимморем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогдаВенедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды былиисконнымиобитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германскихнародов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия досих пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространятсялишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначалатак назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие наславянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы(Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали

предками современных западнославянских народов - польского, чешского исловацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дунаяи на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами вVI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской)империей, продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов - болгар и народовЮгославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением,которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с нимиблизко познакомились византийские географы и историки. Они указывалина многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, чтославяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв.еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе

этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны именавождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост,

Хвилибуд и другие.

Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военномделе и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем онистали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, гдежили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а такжефиннам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культурызначительно уступалославянам. Спустя несколько столетий оно смешалось

с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам издревнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранилисьостатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди частоселились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. Вкаждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило насовременное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (отслова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, вовремя которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли

просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Изовощей была распространена репа.

Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (отслова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славянсвязаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенномзначении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашнийскот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором медадиких пчел.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя всенеобходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду,ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда иутварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаромиздавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.

Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовлялиукрашения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглыеили удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находятостатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.

Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останкихоронили в курганах.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опаснымврагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильноегосударство в низовьях рек Волги и Дона.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, ившего награнице с Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия"Россия" и "русские".

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитиемметаллургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его сталболее производительным. Среди общинников появились богатые и бедные.

Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянскоехозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у нихземлю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь страной городов.

Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы богатых.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.


Глава 2 Киевская Русь

Образование древнерусского государства

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специ­фические черты. Одна из них - пространственная и геополити­ческая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного рав­нинного пространства. В ходе становления Русь приобрела осо­бенности как восточных, так и западных государственных образо­ваний. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значи­тельное народное ополчение.

Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних рус­ских историков монах-летописец Нестор. В "Повести временных лет" начало формирования Киевской Руси он представляет как. создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем

Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен - "рос", или "рус". Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превраща­ется в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по за­нимаемому ареалу равнялась Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие меж­ду собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (?-879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рю­рика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег {7- 912), прозванный Вещим. После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киев­скую земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "матерью городов русских".

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (?-945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив "уроки", и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сын Святослав (942-972) государственную деятельность совместил со значительной полководческой. В пе­риод своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем же всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава - Владимир }

Похожие публикации