Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Папуасы новой гвинеи. Папуаски выкармливают грудью не только детей, но и звериных детенышей. Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Слухи о людоедстве и жестокости, процветающие на диких островах, сильно преувеличены. Туристы, которые отважились лично познакомиться с культурой и обычаями папуасов, утверждают, что аборигены приветливы, хотя поначалу выглядят весьма сурово и мрачно. К сведению, так же писал и Миклухо-Маклай в своем дневнике. Русский путешественник не один год прожил с дикими племенами. Практически сразу он отметил простодушие местных жителей. Выходит, что с тех самых пор (с 1870 года) папуасы не утратили своей доброты, конечно же, если не покушаться на их земли, свиней и женщин.

Где и как живут настоящие папуасы сегодня? Что изменилось в их образе жизни? Об этом можно узнать из статьи.

Что изменилось со времен каменного века?

За прошедшие столетия почти не изменился не только психологический портрет папуасов, но и образ их жизни. Этнографы, досконально изучившие мир дикарей, имеют единое мнение по поводу того, что многие племена до сегодняшних дней сохранили в своей обыденной жизни признаки времен каменного века. Многие папуасы, далекие от цивилизации, живут как их предки. Конечно, некоторые признаки современного мира проникли на острова. К примеру, вместо пальмовых листьев и перьев они теперь используют ткани, но в большей степени их уклад жизни остается в таком же состоянии, как и столетия назад.

Однако следует отметить, что благодаря появлению белых людей там, где живут папуасы, часть коренного населения, покинув свои родовые общины, стала заниматься совершенно другой деятельностью. Началось это с момента возникновения горной промышленности и развития туризма в стране (благодаря европейцам). Некоторые местные жители стали заниматься разработкой месторождений, извозом людей, обслуживанием магазинов и пр. На сегодня в Гвинее наблюдается формирование прослойки фермеров и предпринимателей. И уже известно, что многие обряды и традиции или бесследно исчезли, или стали частью туристических аттракционов.

Где живут папуасы?

Папуасы это древнейшее население о. Новая Гвинея и нескольких других островов Индонезии и Меланезии. Они являются основным населением государства Папуа-Новая Гвинея и Ириан-Джая (провинция Индонезии). По своему антропологическому типу они близки к меланезийцам (ветвь расы австралоидной), но по языку они отличаются. Не все языки папуасов между собой родственны. Общенациональным в ПНГ считается креольский язык ток-писин (основа английская).

Самое крупное по численности папуасское племя, обитавшее в восточной Новой Гвинее, ранее было известно в связи с процветавшим там каннибализмом. Сегодня принято считать, что там, где живут папуасы, подобной ужасающей традиции уже нет. Однако некоторые факты все же указывают на то, что время от времени представителями этого племени проводятся подобные магические ритуалы.

Общее о традициях

Представители разных национальностей имеют немало своих обрядов и традиций, крепко укоренившихся в повседневной жизни настолько, что никто уже давно особо не обращает на них внимания. Однако если в любой из социумов попадает человек, который воспитан на совершенно других ценностях, то для него новые традиции могут показаться дикостью.

Это касается и некоторых особенностей жизненного уклада папуасов. Там, где живут папуасы, есть традиции просто ужасающие обычных цивилизованных людей. Все то, что для дикарей считается нормальным и обычным явлением, даже в страшном сне невозможно представить.

Несколько шокирующих традиций папуасов

  • Папуасы своих вождей мумифицируют, демонстрируя таким способом уважение к умершим. Они хранят их в хижинах. Некоторые искаженные жуткие мумии имеют возраст 200-300 лет.
  • Женщины, потерявшие своих родственников, раньше отрубали себе пальцы. И сегодня еще можно увидеть в некоторых селениях беспалых старых женщин.
  • Папуаски своей грудью выкармливают не только своих детей, но и детенышей зверей.
  • Практически всю тяжелую работу выполняют женщины. Случается даже такое, что женщины на последних месяцах своей беременности могут рубить дрова, в то время как их мужья отдыхают в хижинах.
  • Племя папуасов короваи имеют очень странное место жительства. Свои дома они строят на деревьях (высота от 15 до 50 метров). Любимым лакомством короваев являются личинки насекомых.

  • Некоторые папуасы из Новой Гвинеи, живущие в горных районах, носят котеки. Это футляры, изготавливаемые из сортов местной тыквы-калебаса. Надеваются они на мужские достоинства вместо трусов.
  • Выкуп за невесту в папуасских племенах измеряется в свиньях, поэтому об этих домашних животных очень хорошо заботятся. Даже выкармливают их женщины своим грудным молоком.

Удивительная культура чрезвычайно колоритна и самобытна. Возможно, именно по этой причине европейцы так полюбили экзотические страны и необычные туристические направления.

Прожив год с папуасами, я свыкся с тем, что они могут гулять по улицам голышом, спать на земле у костра и готовить пищу без соли, перца и специй. Но список аборигенских причуд этим не ограничивается.

Они «сидят» на орехах как наркоманы

Плоды бетелевой пальмы - это самая вредная привычка папуасов! Мякоть плода жуют, смешивая с двумя другими ингредиентами. Это вызывает обильное слюноотделение, а рот, зубы и губы окрашиваются в яркий красный цвет. Поэтому папуасы без конца плюют на землю, и «кровавые» кляксы встречаются повсеместно. В Западном Папуа эти плоды называют пинангом, а на восточной половине острова - бетельнатом (бетельным орехом). Употребление плодов дает легкий расслабляющий эффект, но очень портит зубы.

Они верят в черную магию и наказывают за нее

Раньше каннибализм был инструментом правосудия, а не способом утолить свой голод. Так папуасы наказывали за колдовство. Если человека признавали виновным в использовании черной магии и нанесения вреда другим, то его убивали, а куски его тела распределяли между членами клана. Сегодня каннибализм больше не практикуют, но убийства по обвинению в черной магии не прекратились.

Они держат покойников дома

Если у нас Ленин «спит» в мавзолее, то мумии своих вождей папуасы из племени дани хранят прямо в своих хижинах. Скрюченные, копченые, с ужасными гримасами. Возраст мумий - 200–300 лет.

Они позволяют своим женщинам заниматься тяжелым физическим трудом

Когда я впервые увидел, как женщина на седьмом-восьмом месяце беременности рубит дрова топором, а ее муж отдыхает в тени, я был шокирован. Позже я понял, что у папуасов это норма. Поэтому женщины в их селеньях брутальны и физически выносливы.

Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Этот обычай сохранился по всей Новой Гвинее. Семья невесты получает свиней перед свадьбой. Это обязательная плата. При этом женщины ухаживают за поросятами, как за детьми и даже вскармливают их своей грудью. Об этом писал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай в своих заметках.

Их женщины калечили себя добровольно

В случае смерти близкого родственника женщины племени дани отрубали себе фаланги пальцев. Каменным топором. Сегодня от этого обычая уже отказались, но в долине Балием еще можно встретить беспалых бабушек.

Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене!

У племени короваев это настоящая драгоценность. Поэтому коровайским женщинам не нужно ни золота, ни жемчуга, ни шуб, ни денег. У них совсем другие ценности.

Мужчины и женщины живут раздельно

Во многих папуасских племенах практикуют этот обычай. Поэтому существуют мужские хижины и женские. Женщинам вход в мужской дом запрещен.

Они могут жить даже на деревьях

«Высоко живу - далеко гляжу. Короваи строят свои дома в кронах высоких деревьев. Иногда это 30 м над землей! Поэтому за детьми и младенцами тут нужен глаза да глаз, ведь ограждений в таком доме нет.

Они носят котеки

Это фаллокрипт, которым горцы прикрывают свое мужское достоинство. Котеку используют вместо трусов, банановых листьев или набедренных повязок. Изготавливают ее из местной тыквы.

Они готовы мстить до последней капли крови. Или до последней курицы

Зуб за зуб, глаз за глаз. Они практикуют кровную месть. Если твоему родственнику навредили, покалечили или его убили, то ты должен ответить обидчику тем же. Сломали брату руку? Сломай и ты тому, кто это сделал.
Хорошо, что от кровной мести можно откупиться курицами и свиньями. Так однажды я отправился с папуасами на «стрелку». Сели в пикап, взяли целый курятник и поехали на разборки. Все обошлось без кровопролития.

Материальная культура папуасов и меланезийцев

До недавнего времени, папуасы ходили почти голые (и кое-где ходят по сей день). Женщины носили небольшой передник, а мужчины – футляр для члена – холим, катека, длиной до 60 см. Меланезийские женщины чаще носили юбочки, мужчины – передники и набедренные повязки. Для красоты в нос и уши вставлялись кусочки кости, перья, клыки диких свиней. Как у всех народов с очень темной кожей у папуасов преобладало нанесение рубцов, но у меланезийцев встречалась и татуировка. Папуасы и меланезийцы, особенно мужчины, уделяли внимание прическе и очень гордились пышной шапкой волос.

Папуаски племени яли. Долина Балием, Западная Новая Гвинея (Индонезия). 2005.

Папуас племени дани (яли) на пути в свою деревню. Низкорослые дани, недавние каннибалы, обитают в горной долине Балием Западной Новой Гвинеи (Ириан). Оранжевая палка внизу живота – катека, цилиндрический плод, одеваемый на половой член – единственная одежда мужчин дани. 2006.

Меланезийка племени койта (Новая Гвинея). Татуировку выше груди ей сделали, когда она достигла возраста замужества. Seligmann G.G., with a chapter by F.R. Barton. The Melanesians of British New Guinea. Cambridge: Univ. Press. 1910. Фото: George Brown. Wikimedia Commons.

Папуасы жили в домах на высоких сваях; в каждом доме располагались несколько семей. Особые большие дома строили для собраний и для проживания молодых мужчин, так называемые «мужские дома». Меланезийцы предпочитали жить в домах, расположенных на земле, с низкими стенами и высокими крышами, типичными и для полинезийцев. Папуасы и меланезийцы пользовались каменными топорами для расчистки леса и обработки дерева, знали лук и стрелы и использовали остроги, копья и палицы для охоты, рыбной ловли и войн. Особенно следует отметить достижения в судостроении. Строили лодки с балансиром и крупные двойные пироги, вмещающие десятки людей. Обычно они ходили под парусом. Меланезийцы были искуснее папуасов в судостроении и мореходстве, но особенно отличались фиджийцы, суда которых пользовались славой даже у полинезийцев.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЧЕЛОВЕК, ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МИРА

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЧЕЛОВЕК, МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИСОВ Античность как тип культуры. М., 1988.Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии). М., 1972.Культура Древнего

автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура У центральных тайцев – сиамцев, селения часто расположены по берегам рек и каналов, так чтобы лодки могли приставать к нижним ступеням лестницы, ведущей в дом. В центре селения – храмовый комплекс, ват. Сельские дома свайные, из дерева и бамбука, с

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Почти две трети китайцев живут в деревнях (2006). Большинство сельских жителей занимаются пашенным земледелием и огородничеством. На севере пашут на волах; из зерновых сеют пшеницу, просо, гаолян, кукурузу. На юге преобладает заливное рисосеяние, там

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Японцы сложились как народ земледельцев-рисоводов в стране, где только 14 % территории пригодно для земледелия. Люди занимались еще рыболовством и сбором морепродуктов, но, все равно, их жизнь была далеко не изобильной. К тому же, частые

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Жилье. Три четверти населения Индии живет в деревнях (72 % по переписи 2011 г.). Деревни небольшие – меньше чем в сотню дворов, с населением до 500 человек. Архитектура различается в зависимости от климата и региона страны. В горных районах Пенджаба и

Из книги Эпоха викингов в Северной Европе автора Лебедев Глеб Сергеевич

6. Материальная культура Хозяйственно-технический базис скандинавского общества мало меняется по сравнению с предшествующим периодом. В основе – земледельческо-скотоводческая экономика небольших прочных хозяйств. Повсеместно применяются железные пахотные орудия,

автора

Из книги Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда автора Пауль Андрей

Глава I Материальная и духовная культура балтийских славян Материальная культура большинства балтийско-славянских племён была во многом схожа, основные различия заметны не между племенами, а между жителями различных природных зон. Для всех балтийских славян были

Из книги История Великого Княжества Литовского автора Ханников Александр Александрович

Материальная и духовная культура Великого княжества Литовского В XIV–XVII веках в Великом княжестве Литовском развивалось ремесло, торговля, материальная и духовная культура народа. Роль белорусского этноса в развитии культуры, духовной жизни всего общества Великого

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

2.2. Материальная культура и социальные отношения В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности - потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям - эдемский и послеэдемский

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Материальная культура и быт В представлении греков и римлян развитая городская жизнь являлась неотъемлемым признаком цивилизации. В период принципата города повсеместно увеличивались в числе, росли и богатели. Крупнейшими политическими, экономическими и культурными

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, БЫТ И ОБЫЧАИ Земледельческие и ремесленные орудия труда. Транспорт. Традиционнобытовая культура Украины XVIII в. имела ярко выраженный классовый характер. Сельскохозяйственные и ремесленные орудия, транспорт, одежда и обувь, пища, жилища,

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Материальная культура Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:1) использования природных ресурсов;2) приспособления к окружающей среде;3) коллективной охоты;4) защиты от врагов.В эпоху неолита:1) совершенствуются

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

7. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, БЫТ И ОБЫЧАИ Земледельческая техника. Транспорт. В первой половине XIX в., особенно к 30 - 40-м годам, развитие традиционно-бытовой культуры украинцев характеризовалось появлением некоторых новых и исчезновением ряда наиболее архаичных, не

Новая Гвинея " (Ириан)- самый большой остров на Тихом океане. Его площадь равна 785 тыс. км 2 , длина - 2400 км, ширина - 700 км.

Природные условия

Вдоль всего острова проходит громадный горный хребет. На юго-восточном краю острова горы понижаются и затем исчезают под водой.

Вершины потонувших гор образуют о-ва Д’Антркасто и архипелаг Луизиада. Внутренние районы Новой Гвинеи гористы. Там и сям нагорье прорезано небольшими долинами рек. Во многих местах горы доходят до самого берега. Так обстоит дело, например, на полуострове Юон, близ залива Мак-Клюр. Здесь берег крутой, обрывистый, изрезан множеством глубоких, тесных ущелий, по которым текут горные ручьи. Долины заросли травой аланг-аланг (или кунаи), высотой в человеческий рост, и небольшими группами деревьев. Иногда в тех же районах, перед горами, подступающими к морю, лежит наносная песчаная низменность. Здесь обычно располагаются деревни прибрежных папуасов. Берег залива Астролябия и к северу от него - холмистый. На холмах - леса и рощи кокосовых пальм. «Между первыми холмами и морем,-пишет Н. Н. Мик- лухо-Маклай, - тянется невысокая береговая полоса. Лес же в некоторых местах спускается до самого моря, так что нижние ветви больших деревьев находятся в воде» 1 . Юго-западный берег низменный, болотистый. Эго - единственная большая низменность на всем острове.

Климат острова тропический, жаркий в течение всего года: средняя температура зимой (июнь - август) 25°, летом (декабрь - февраль) 26°. В горах температура несколько ниже, в среднем около 18°. Но ночи всюду холодные, иногда температура падает до нуля. Осадки чрезвычайно обильны (до 5000 мм), в некоторых районах насчитывается до трехсот дождливых дней в году. На юге осадков меньше, и на южном берегу даже есть участки, где ясно выражен засушливый период (с июля по декабрь).

Растительность острова крайне разнообразна. Только на южном берегу, где бывают засушливые сезоны, флора беднее: это - растительность саванн (эквалипты, акации, трава аланг-аланг), в болотистых местах на берегах встречаются заросли мангровов, казуарины (листья последней напоминают перья казуара). Об остальных районах можно только сказать, что растительность в них (если высота не больше 900 м над ур. моря) тропическая. Из дикорастущих характерны панданус, саговая пальма, пальма нипа. Культивируются кокосовая, саговая и арековая пальмы, в некоторых местах - хлебное дерево.

Животный мир беден высшими млекопитающими (есть только дикая свинья) и богат сумчатыми: древесный кенгуру, валляби, бандикут, опоссум, летучая белка; из пресмыкающихся - новогвинейская черепаха (Carretohelys), ящерицы, змеи, из них некоторые виды ядовиты. У берегов Новой Гвинеи из морских млекопитающих водится дюгонь.

Птичий мир богат (около двухсот видов): казуар (крупная бегающая птица с неразвитыми крыльями), райские птицы, голуби, цапли, кукушки, попугаи какаду и многие другие. Океан богат рыбами.

Много членистоногих. Некоторые из них крайне надоедливы для людей, а некоторые разносят болезни (москиты, комары, муравьи, песчаные мухи, лесные вши, многоножки, скорпионы). Нет такого района, где имелись бы все эти виды, но нет также района, где бы их вовсе пебыло. Условия быта, создаваемые их обилием, видны из следующего примера: «Дом, в котором мы обедали, - пишет исследователь Уолластон, - наполнялся мухами в тот же момент, как в него приносили пищу; поэтому мы радовались тому, чтав нашем доме жили пауки; один наш старый приятель - наук, живший под столом, выползал во время обеда и получал свою долю мух; со временем он стал настолько ручным, что брал живую муху из наших пальцев» 1 .

История открытия и колонизация

Остров Новая Гвинея был открыт португальцем Георгом де Менезесом в 1526 г. Свое название остров получил в 1545 г. Так назвал его Ортис де Рете из- за сходства папуасов с жителями африканской Гвинеи. В XVI в. Новую Гвинею считали северной частью австралийского материка, но в 1606 г. Торрес установил, что это - остров.

Затем на протяжении более чем 250 лет европейцы почти не вспоминали о существовании этого острова. Правда, голландцы в 1828 г. основали на западном берегу колонию, но через восемь лет все колонисты вымерли. С 1828 г. западная часть острова считалась голландским владением, но здесь не было ни одного голландца и лишь случайно сюда заходили голландские военные корабли.

В 1884 г. северо-восточная часть Новой Гвинеи была захвачена Герма- нией, юго-восточная - Англией. Эта юго-восточная часть - нынешняя Территория Папуа - находилась вначале под управлением квинслендских властей, а с 1906 г. - под управлением Австралии. Береговые племена (дорэй, монумбо, бонгу, кате, маринд-аним) и племена юго-восточного полуострова (роро,коита,мекео) соприкоснулись с белыми колонизаторами. Племена внутренних районов острова остались и частью до сих пор остаются вне «сферы влияния» колонизаторов. Впрочем, даже некоторые береговые племена, о которых принято говорить, как о «пришедших в соприкосновение с европейской культурой», в большинстве имеют об этой «европейской культуре» очень слабое представление.

После первой мировой войны германская часть Новой Гвинеи отошла в качестве «мандатной» территории к Австралии. После второй мировой войны она превратилась в «подопечную» территорию под тем же управлением. Центр администрации находился в г. Рабаул (о-в Новая Британия).

В 1948 г. Территория Папуа и подопечная территория были объединены австралийским правительством в так называемый административный союз с центром в г. Морсби. Объединенная территория имеет свой законодательный совет, но власть его невелика, ибо на любое его решение администратор, назначаемый Австралией, может наложить вето. Сам состав совета - скорее насмешка над самоуправлением: из его 29 членов 17 назначены непосредственно администратором, из остальных 12 «неофициальных» членов трое представляют миссии, трое - плантаторов и горнопромышленников, трое избираются остальным населением европейского происхождения и, наконец, трое представляют папуасов и меланезийцев, но они не избираются, а тоже назначаются администратором. Администратор имеет диктаторские права. Что касается участия аборигенного населения в управлении своей страной, то оно фактически сведено к нулю. В совете - 25 лиц европейского происхождения и три аборигена. Десять тысяч человек европейского происхождения выбирают трех членов совета, а два миллиона папуасов и меланезийцев никого не выбирают, имеют только трех назначенных сверху «представителей».

Западная часть Новой Гвинеи, десятки лет называвшаяся Голландской, теперь, после образования Индонезийской республики, тяготеет к последней, хотя политическое положение ее еще не совсем определилось. Она называется теперь Западный Ириан.

Англо-австралийская колониальная администрация делит официально всю подведомственную ей часть Новой Гвинеи на пять зон, по степени своей реальной власти: 1) местности под полным управлением колониальной администрации (главным образом прибрежные); 2) местности под «частичным контролем»; 3) местности «под влиянием» администрации; 4) «неконтролируемые»; 5) «неизвестные ареалы». В четвертую и пятую зоны - внутренние области острова - колониальные чиновники и вообще лица европейского происхождения не осмеливаются проникать, а в «неизвестные ареалы» опасаются посылать даже вооруженные отряды.

В 1938 г. открыто около 60 тыс. папуасов в долине р. Балим (на северных склонах Снежных гор). Ряд племен был открыт в 1942 - 1943 гг., во время военных действий на Новой Гвинее. Есть сведения о племенах, открытых в 1945 г. Нет сомнения, что в центральных горных районах Новой Гвинеи, особенно в Зацадном Ириане, и сейчас живут племена, до сих пор еще не видевшие европейца.

Коренное население

Название «папуас» происходит от малайского слова папува (курчавый). Так называют малайцы жителей Новой Гвинеи за их мелковолнистые густые волосы, образующие одну сплошную массу.

Термин «папуас» получил в науке и другие значения. Антропологи говорят о папуасском антропологическом типе, языковеды - о папуасских языках.

Папуасский антропологический тип и папуасские языки охватывают, однако, не все население Новой Гвинеи, а лишь его часть, а также и часть населения других островов Меланезии (внутренних районов больших островов).

Всего коренных жителей Новой Гвинеи насчитывается сейчас более 2 млн. Точной переписи населения Новой Гвинеи нет, к тому же ряд районов этого огромного острова еще не исследован. Данные о численности населения имеют поэтому сугубо приблизительный характер, хотя цифры, на первый взгляд, создают представление о точности до одного человека.

Так, по данным 1947 г., в центральном горном районе северо-восточной Новой Гвинеи насчитывалось 295 769 чел. В действительности переписью охвачено 95 769 чел., численность остального населения приблизительно оценена в 200 тыс. В итоге и получилась эта «точная»

цифра - 295 769. В районе р. Сепик, по тем же данным, численность населения составляет 232 550. Из них переписью охвачено 147 550, а остаток населения оценен приблизительно в 85 тыс. Для района Маданг имеется «точная» цифра - 82 386, то же и для района Моробе - 125 575.

Таким образом, общая численность населения в северо-восточной части Новой Гвинеи, т. е. в «подопечной территории», составляет около 950 тыс. 1

Население Территории Папуа исчисляется приблизительно в 400 тыс. и население территории Западного Ириана (б. Голландской Новой Гвинеи) - в 700 тыс.

Хозяйство папуасов в конце XIX в.

Папуасы населяют Новую Гвинею с очень давних времен, вероятно, многие тысячи лет. Первые насельники стояли, вероятно, на очень низкой ступени развития. Здесь, на Новой Гвинее, они проделали большой исторический путь культурного роста. Во второй половине XIX в., когда на Новой Гвииее жил Миклухо-Маклай, папуасы умели обрабатывать землю, возводить прочные деревянные постройки, изготовлять глиняную посуду, имели лук и стрелы. В прибрежных районах был широко развит обмен продуктами земледелия, рыболовства и гончарства.

Новая Гвинея была в XIX в. и остается в настоящее время страной примитивного земледелия. В настоящее время папуасам известны следу- щие земледельческие культуры. Во внутренних районах разводят преимущественно батат (сладкий картофель) и сахарный тростник, на побережье - таро, ямс, бобы, бананы; в долинах больших рек (Раму, Сепик, Флай и др.) выращивают саговые пальмы. Урожаи здесь снимают круглый год.

В лесистых районах способ обработки земли основан на подсечной системе Он остается почти таким же, что и при Миклухо-Маклае.

Та же ручная техника практикуется и на плантациях колонизаторов, где заставляют папуасов работать. Труд их нисколько не берегут. В годы второй мировой войны, когда на Новой Гвинее находились американские и австралийские войска, сюда завезено было несколько тракторов. Папуасы научились обрабатывать ими землю. Урожай шел на удовлетворение потребностей армии. После окончания военных операций тракторы с Новой Гвинеи исчезли. Папуасы требуют, чтобы их вновь ввезли. Они организовали «общества прогресса в земледелии», собирают средства на покупку тракторов и плугов. Плантаторы, однако, препятствуют этому движению. Рабочая сила на Новой Гвинее так дешева, что им даже на крупных плантациях невыгодно вводить механизацию работ.

Там, где земли недостаточно, на маленьких островах, расположенных вблизи Новой Гвинеи, папуасы занимаются различными ремеслами, например изготовлением глиняных горшков, лодок и т. д. В обмен на эти изделия они получают от жителей прибрежных деревень таро, ямс, бананы.

На берегах Кораллового и Арафурского морей, в районе залива Астролябия, у устьев рек Сепик и Раму и в некоторых других прибрежных местностях большую роль играет рыболовство. На побережье и соседних островах есть деревни, где жители занимаются только ловлей рыбы и почти вовсе не возделывают землю. Они получают плоды и овощи от других племен в обмен на рыбу и черепашье мясо.

Как в XIX в., так и теперь, за исключением прибрежных районов, основными орудиями труда у папуасов служат каменный топор, костяные скребки и острые осколки раковин. При их помощи папуасы строят хижины и лодки, изготовляют свои лопатки, копья, луки и стрелы, посуду и утварь.

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Похожие публикации