Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Спущен на воду первый атомный ледокол ленин. Удивительная история атомохода «Ленин

Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» Кузнецов Никита Анатольевич

«Ленин» – первый атомный ледокол

Вторая половина XX века прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной. Вскоре ученые и инженеры начали задумываться о применении атомной энергии на кораблях и судах, что было особенно актуальным для ледоколостроения. Неограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота – за атомными ледоколами.

Неудивительно, что первый в мире атомный ледокол был создан в СССР – государстве, обладавшем наиболее значительными арктическими территориями.

Проект ледокола, получивший индекс 92, разрабатывался Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) – 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») в 1953–1955 гг. Главным конструктором был В. И. Неганов, разработкой энергетической установки руководил И. И. Африканов. Формы обвода корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Института Арктики и Антарктики. В создании атомохода, который был заложен 25 августа 1956 г. на Ленинградском судостроительном завод имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение), участвовали более 500 предприятий страны. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы – на Харьковском электромеханическом, гребные электродвигатели – на ленинградском заводе «Электросила».

Основные данные атомного ледокола «Ленин»: длина 134 м, ширина 27,6 м, высота борта 16 м, осадка 10,5 м, водоизмещение 16 800 т, мощность энергетической установки (в которую входили 3 реактора водо-водяного типа, парогенераторы, паровые турбины, электрогенераторы и гребные электродвигатели) 44 000 л. с., скорость 19,6 узлов, экипаж 210 человек.

Атомный ледокол «Ленин», 1985 г. Фото М. Курносова

5 декабря 1957 г. судно спустили на воду. Осенью 1959 г. ледокол прошел ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке атомохода в эксплуатацию. 29 апреля 1960 г., после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел в порт приписки Мурманск, куда прибыл 6 мая. В июне завершились ледовые испытания, которые показали, что ледокол может преодолевать льды толщиной до двух метров со скоростью 2 узла. После этого началась работа «Ленина» в Арктике. С момента спуска на воду и до 1961 г. первым атомоходом командовал знаменитый полярный капитан П. А. Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации – Б. М. Соколов.

Атомный ледокол «Ленин». Вид сбоку в разрезе

Первая арктическая навигация атомохода «Ленин» началась 19 августа 1960 г. и продолжалась 3 месяца и 10 дней. Ледокол прошел более 10 тысяч миль, обеспечив проводку 92 судов.

В сентябре 1961 г. ледокол вышел в свое второе плавание. Пробившись через льды в Чукотское море, 14 октября судно доставило на льдину к северу от острова Врангеля грузы и экипаж новой дрейфующей станции СП-10, после чего в условиях полярной ночи выставило у кромки многолетних паковых льдов дрейфующие автоматические радиометеостанции.

В июне 1962 г. ледокол в необычайно ранние сроки совместно с ледоколом «Ленинград» взломал перемычку в Енисейском заливе, что позволило четырем лесовозам уже 27 июня пройти в порт Игарка. В дальнейшем «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды пролива Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель.

Историческая встреча ледоколов двух поколений: «Ермака» и первого атомного ледокола «Ленин»

Эксплуатация столь сложного технического сооружения не обходилась без происшествий. После 25 000 часов эксплуатации ядерной энергетической установки в феврале 1965 г. произошла авария: из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». Из-за этого разрушились 60 % тепловыделяющих сборок. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 г. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

В 1966 г. было решено заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Буксировать «Ленин» в Ленинград не стали, чтобы не привлекать внимания общественности Скандинавии, и поручили модернизацию крупнейшему северодвинскому заводу «Звездочка», который успешно справился с задачей. В 1967–1969 гг. во время частичной модернизации вместо трехреакторной установки на нем была смонтирована двухреакторная, но значительно большей мощности.

В 1970 г. атомоход «Ленин» возглавил эксперимент по продлению навигации в западном районе Арктики, в котором участвовало несколько ледоколов. В ноябре он провел через льды Карского моря дизель-электроход «Гижига», который доставил в Дудинку 4127 т грузов для Норильского комбината, а в декабре провел то же судно в Баренцево море с грузом 6039 т медно-никелевой руды. Это положило начало продлению навигаций в Карском море, которые через 9 лет стали круглогодичными.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина, а большая группа членов экипажа удостоена государственных наград.

Атомный ледокол «Ленин»

В марте-апреле 1976 г. состоялся первый экспериментальный рейс атомохода «Ленин» совместно с теплоходом «Павел Пономарев» к берегам полуострова Ямал по доставке грузов геологам – разведчикам нефти и газа. Навигация 1976 г., начавшаяся с этого нелегкого похода, продолжалась для ледокола 11 месяцев.

Очень сложной была навигация 1983 г., когда в восточном районе Арктики создалась тяжелая ледовая обстановка. Только в январе следующего года атомоход «Ленин» смог вернуться в порт приписки Мурманск.

В 1989 г. атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Ледовая обстановка была напряженной. Все лето ледокол работал на проводке судов через пролив Вилькицкого и в море Лаптевых вместе с ледоколами «Москва», «Таймыр» и атомоходом «Сибирь». За эту навигацию им было пройдено 20 955 миль, из них 20 369 миль – во льдах. Вместе с другими ледоколами атомоход провел 185 судов, обслужил 8 полярных станций.

Всего же за 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел 654 400 миль (560 600 из них – во льдах), провел 3740 судов, участвовал в спасении и выводе из ледового плена дизельных ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов» и др. После вывода из эксплуатации «Ленин» 20 лет простоял в Мурманске. 5 мая 2009 г. ледокол поставлен на вечную стоянку на территории морского вокзала в Мурманске в качестве музея.

Из книги Невидимое оружие ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

«Атомный подарок» Никиты Хрущева Карибский кризис и имя Никиты Хрущева связаны воедино на века. Иначе, конечно и быть не может. Но вот мнение, утвердившееся сегодня, что в разжигании карибского противостояния США и СССР виноват только Никита Хрущев вряд ли можно принять.

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Полигоны, полигоны… Записки инженера испытателя автора Вагин Евгений Владимирович

Из книги Откровения Виктора Суворова - 3-е издание, дополненное и исправленное автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

1949 год. Первый атомный взрыв на полигоне УП-2 С весны 1949 года поползли слухи, что предстоит поездка на полигон куда-то в Среднюю Азию. Действительно, началось оформление людей, составлялись списки оборудования, которое предстояло взять с собой. Комельков B.C. тщательно

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

«Ледокол» - «Ледокол» - самая известная книга Виктора Суворова. Она обеспечила ему всемирную славу, но и вызвала больше всего протестов. «Ледокол» расколол на два лагеря не только российскую, но и мировую историческую науку, полностью перевернул привычные

Из книги Происхождение партократии автора Авторханов Абдурахман Геназович

Страница истории А БЫЛ ЛИ ЭТО АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? Документы "Атомного проекта СССР" открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года.

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Страница истории А БЫЛ ЛИ АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб! "Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска) Сов. секретно (Особой

Из книги Супербомба для супердержавы. Тайны создания термоядерного оружия автора Губарев Владимир Степанович

ТОМ ПЕРВЫЙ. ЦК и Ленин

Из книги Бойня 1939–1945 [Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская!] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 10 Дальневосточный ледокол Последствия этого для Запроливья, а затем и для всей Империи страшно представить. А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом» 1 июля 1937 г. «дальневосточный ледокол» начал свою работу - Япония открыла военные действия против Китая и за первые

Из книги Выстрел по «Ледоколу». Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» автора Кадетов Александр

«Атомный проект № 2» Наш разговор с Генеральным директором Горно-химического комбината начался так:- Представьтесь, пожалуйста, - попросил я. П.М. Гаврилов- Гаврилов Петр Михайлович. Родился в Томске-7 в 60-м году. Мои родители приехали строить этот город. Закончил

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

Глава 1 Неуправляемый «Ледокол революции» Жаба - это дегенерировавшая лягушка. Почему она дегенерировала? Наверное, употребляла в пищу вредные для нее элементы. А. Гитлер (из застольных бесед) Готовил ли Гитлер нападение?План нападения Третьего рейха на СССР начали

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

5. Лже-«Ледокол» Солнце в небе ласково сияло, Плыли кучевые облака, От «Столичной», что в тени стояла, Мы лишь треть отмерили пока. Рыжий кот, что грелся с нами рядом, Съев кусок одесской колбасы, Как звезда военного парада, Хвост подняв и навострив усы, Не спеша

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Глава 9. Атомный проект. 1941–1953 годы Руководство народным хозяйством, вернее, его частью, выпавшее на долю Берии в военное время, показало его как великолепного управленца в кризисной ситуации. Это был тот опыт, цену которому сложно измерить мерками мирного, а тем более

Из книги автора

Атомный флот После Второй мировой войны Риковер быстро оценил стратегический потенциал атомного флота и посвятил себя его созданию. Ему, в частности, было ясно, что атомные подводные лодки по дальности плавания и другим возможностям могут существенно превосходить

Из книги автора

«А был ли это атомный взрыв?» Документы «Атомного проекта СССР» открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года. Позже Берия

Из книги автора

«А был ли атомный взрыв?» (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если бы 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб?!«Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска)Сов. секретно (Особой

Атомоход «Ленин», как и положено ветерану, и поныне величав. С виду не скажешь, что «Ленину» пятьдесят. Первый в мире ледокол заложили 24 августа 1956 года на стапелях Адмиралтейского завода в Ленинграде.
История атомохода удивительна. На протяжении тридцати лет ледокол доказывал свои уникальные возможности по преодолению ледовых преград в суровых условиях Арктики
«ЛЕНИН» И СЕЙЧАС ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. Атомоход возводил весь Советский Союз, причем в рекордно короткие сроки. В 1959 году на ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг. Судно решило многие проблемы полярников. На тот момент лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имели запасы топлива не более чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого было явно недостаточно. Запасы топлива составляли почти одну треть веса ледокола, но несмотря на это, в период арктической навигации судам приходилось несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим (за час мощный ледокол сжигал до трех тонн нефти). Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдахтолько потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.
У «Ленина» таких проблем не было. Вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного горючего – то есть столько, сколько умещается в спичечной коробке. Новое решение энергетической проблемы позволяло атомоходу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
Ядерная установка «Ленина» почти в 3,5 раза превосходила мощность первой в мире атомной электростанции Академии наук СССР. Полная мощность силовой установки – 32,4 мегаватта. Это 44 тысячи лошадиных сил. Максимальная скорость судна на чистой воде составляла 18,0 узла (33,3 километра в час).
Большая мощность энергетической установки позволила преодолевать льды толщиной до 2,5 метра с июня по октябрь.
Атомный ледокол по мощности в два раза превосходил американский ледокол «Глетчер», считавшийся на тот момент крупнейшим в мире.

Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.
Была на судне установлена и особая балластная система против ледового плена – на случай, если борта судна застрянут во льдах. На ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн. Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало лед бортами.
Чрезвычайно сложной задачей для строителей оказалась установка тяжелого руля (из-за сложной конструкции кормовой части атомохода). Чтобы не рисковать, строители решили для начала попробовать установить деревянный макет таких же размеров. После того как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.


На ледоколе нашлось место и для взлетно-посадочной площадки вертолетов ледовой разведки.
На судне также имелись клуб, салон отдыха, библиотека с читальным залом, кинозал, несколько столовых и курительный салон. Все эти помещения были отделаны дорогими породами дерева, а в кают-компании имелся камин. Имелись на корабле и медицинские кабинеты – терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционная, процедурная, лаборатория и аптека.
Бытовые проблемы решали сапожная и портновская мастерские, а также парикмахерская, механическая прачечная, бани, душевые и камбуз со своей хлебопекарней.






Окончание строительства ледокола совпало с визитом Хрущева в США. 14 сентября 1959 года, развернув газеты, советские люди с волнением читали ответ товарища Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в его адрес в связи с поездкой в Америку.
– Наша поездка в США, – писал Н.С. Хрущев, – совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлен полет ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Наш ледокол будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».


– Ледокол должен был олицетворять мощь и величие советского государства, наглядно демонстрировать преимущество социалистического строя перед капиталистическим, поэтому о нем раструбили на весь мир, – вспоминает Арон Лейбман. – Но вот когда подошло время спуска ледокола на воду, возникла неразрешимая проблема.
Ледокол строился в Ленинграде, и выводить его планировалось по Ленинградскому морскому каналу. Но глубина канала была 9 метров, а осадка ледокола – 10. Проводку осуществить было невозможно…
Собиралось множество совещаний, где предлагались различные варианты. Например, построить понтоны и по ним вывести ледокол. Специалисты подсчитали, что стоить это мероприятие будет не менее 80 миллионов тогдашних рублей…


Обсуждался вопрос прохождения ледокола и в гидрографическом отделе. Тогда-то Арон Абрамович предложил своему начальнику, контр-адмиралу Иосифу Матвеевичу Кузнецову, простое решение. Он напомнил ему о таком явлении, как приливы, при которых уровень воды в Неве поднимается до трех метров. Если вода поднимется на два с половиной метра, это позволит ледоколу беспрепятственно (а главное, абсолютно без всяких затрат) пройти по фарватеру. Как раз в октябре вода должна подняться. Эта идея очень понравилась Кузнецову. «Государственные деньги нужно беречь», – сказал он.
Дело завертелось. Стали ждать воды. По данным многолетних наблюдений, вода должна была подняться в ближайшие недели. Прошел месяц, но вода не поднималась. Лейбмана вызвали в ленинградское отделение КГБ.
– Не бойся и сухари с собой не бери, – подбодрил подчиненного Кузнецов, – авось не посадят.
Арон Абрамович отправился к чекистам. В кабинете сидели трое. Вежливо поинтересовались, где вода и правильно ли ждать прилив. Арон Абрамович сказал, что вода непременно будет, просто трудно рассчитать ее приход с точностью до одного дня.
– Ну что ж, смотрите, – сказали ему, – если что-то не так, мы вам не позавидуем.
Спустившись вниз в невеселом расположении духа, Арон Абрамович увидел своего помощника, который ждал его внизу в приподнятом настроении: «Вода прибывает сегодня ночью», – радостно доложил он. Поскольку пропуск еще не отобрали, Арон Абрамович вернулся назад в кабинет и доложил всей троице о приходе воды. «Вот видите, – услышал он в ответ, – стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась».


Вода поднялась на 2 метра70 сантиметров и держалась 2 часа 20 минут. В течение двух часов ледокол беспрепятственно шел по каналу. Но если бы с проходом ледокола задержались на 20 минут, то вся операция могла бы закончиться катастрофой.
С выходом ледокола в Финский залив и началась его славная биография. Правда, на первых же ходовых испытаниях выяснилось, что на «Ленине» имеются технические недоработки, в частности, сильная вибрация винта. Для его отладки ледокол пришлось снова отправить на Адмиралтейский завод, потом заново провести его по морскому каналу, снова ждать воды, которая, к слову сказать, на сей раз пришла очень быстро. Но все это было известно только очень узкому кругу допущенных к тайне людей. А для всего прогрессивного человечества первый в мире атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 6 ноября 1959 года, к 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, и победоносно прошел все испытания под мудрым руководством коммунистической партии и советского правительства.
После испытаний на Балтийском море первый в мире атомный ледокол отправился к месту своего базирования в Мурманск.


За тридцать лет работы на счету ледокола «Ленин» 654 400 миль, из них во льдах – 560 600. Он провел 3741 судно.
В кают-компании «Ленина» побывали Фидель Кастро, Юрий Гагарин, король Норвегии Харальд V и другие не менее известные люди.
Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без «Ленина» и даже умер по дороге на ледокол.


В 1989 году «Ленин» был поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

В пятой части повествования о заполярном вояже - рассказ о походе по атомному ледоколу "Ленин" и его внутренностях.
Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.

Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.


Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт атомохода журнала. Прошу иметь это в виду, в процессе просмотра обоих частей похода, и не отягощать комменты излишней пустой породой. Спасибо за понимание.

1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.

2. Фрагмент носовой части.

3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.

Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».

* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды .
[отсюда ]

4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.


"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649 )

5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.

6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.

7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!

8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.

9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.

10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.

11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта.

12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.

13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.

14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.

15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.

16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.

17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.

18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.

19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).

20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).

21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.

22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.

23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.

24. Экран состояния параметров реактора №2.

25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.

26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.

27. Чёрно-кнопочная симфония:-)

28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.

29. Медицинские девайсы 1970-х.

30. Часы над дверями. Стиль минимализма.

32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил:)

33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.

34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.

35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.

В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.

Ворота в Арктику.

Атомные ледоколы - явление уникальное. Строились они только в СССР и РФ. У других крупных держав нет таких больших территорий в Арктике. «Ленин» - первый атомный ледокол - был настоящим прорывом в научно-технической сфере. Он стал символом советской эпохи. Увидеть его своими глазами, а тем более побывать на борту, - мечта многих мореходов, историков, почитателей Российского флота. Как же появился атомный ледокол «Ленин»? Об этом - дальше.

История постройки

Создание атомного ледокола «Ленин» началось в год смерти Сталина, а именно в 1953 году. Главным конструктором назначили Неганова. Руководил проектированием Африкантов, а научным руководителем был Александров.

При проектировании специалисты столкнулись со сложностями по компоновке машинного отделения. Это было связано с новизной оборудования. Создатели решили сделать макет нужного отделения из дерева. Именно на нем конструкторы отрабатывали варианты компоновки. В любое время все можно было переделать без существенных затрат.

Заложили атомоход 25.08.1956 г. в Ленинграде. Главным строителем назначили Червякова.

В создании атомохода принимали участие различные заводы СССР:

  • Кировский произвел судовые турбины.
  • Харьковский электромеханический – главные турбогенераторы.
  • Ленинградский – гребные электродвигатели.

В проекте были задействованы ученые из ЛИПАН. Они не только занимались научной стороной вопроса, но и имели опыт в инженерном и производственном деле. Сотрудники ЛИПАН выполняли сложнейшие расчетные задачи.

Установка ОК-150 стала изготавливаться в 1955 году. Ее создание получило статус первостепенной важности. Контролировал работы Африкантов. Все трудились в напряженном ритме. Завод № 92 перешел на работу в три смены, никто не считался с личным временем работников. Если срывались сроки графика, на ответственных накладывались взыскания. Все возникающие ошибки оперативно устранялись. Ценой такого титанического труда стал «Ленин».

Основные параметры


Атомоход «Ленин» стал первым в своем роде. Его водоизмещение составило шестнадцать тысяч тонн без учета балласта. Длина по наибольшему измерению равна ста тридцати четырем метрам, а ширина – почти двадцати восьми метрам. Высота корабля - шестнадцать метров десять сантиметров. На чистой воде судно достигало скорости в девятнадцать с половиной узлов. Осадка судна составила чуть больше десяти метров.

Флот атомных судов

Советские умы довольно удачно выбрали область применения энергии расщепленного ядра. Ледоколы с атомными установками отличались безопасностью и экономичностью. Однако СССР был не единственным, кто решился на подобные эксперименты.

Другим государством, которое занялось строительством судна, работающего на «мирном атоме», были США. Только они решили создать пассажирское судно. Прослужила «Саванна» всего семь лет в шестидесятых годах прошлого века. Американцы не ставили цели добиться экономической выгоды от своего творения. Они просто хотели доказать, что в состоянии создать судно с атомной энергоустановкой. Им это удалось, но развивать атомную программу дальше они не стали.

Советский Союз, наоборот, не остановился на строительстве «Ленина». В дальнейшем был создан целый флот атомоходов. Судна подразделяются на несколько классов:

  • «Ленин»;
  • «Арктика»;
  • «Таймыр»;
  • ЛК-60Я;
  • ЛК-110Я.

В зимнее время в водах Арктики толщина льда достигает двух с половиной метров. Атомоходы могут перемещаться по такой воде со скоростью в одиннадцать узлов, или двадцать километров в час. Всего было сооружено десять судов. Пять из них все еще в строю.

Современная РФ продолжает строительство новых ледоколов, работающих на «мирном атоме». Помимо своих прямых предназначений они выполняют экскурсии. Так, за несколько десятков тысяч долларов США человек может совершить круиз к Северному полюсу. Он проведет на «макушке» планеты около пяти дней. Затем его доставят в Мурманск. За последние двадцать лет таких туристов было около девяти тысяч. Однако вернемся к первому ледоколу, который сделал Арктику ближе.

Особенности конструкции


Многие технические решения первого атомного ледокола «Ленин» были на то время новаторскими:

  • Экономия топлива. Вместо огромного количества нефти, которое тратилось другими ледоколами за сутки, атомоход расходовал всего сорок пять грамм ядерного топлива. Эта масса вмещалась в спичечной коробке. За один рейс судно могло пройти от Арктики до Антарктиды.
  • Лошадиные силы. На борту находилось три реактора, каждый из которых больше чем в три раза превосходил первую электростанцию в мире. Ее, кстати, тоже построили в СССР. Полная мощность установки достигала сорока четырех лошадиных сил.
  • Система против льдов. Атомоход имел специальную конструкцию балластных цистерн. Они не давали атомоходу застрять во льдах. Работала она таким образом, что перекачивание воды из одних цистерн в другие приводило к раскачиванию судна. Так ломался лед и раздвигался в стороны. Эта же система была установлена на носу, в корме.
  • Защита от радиации. Существует много споров о том, что экипаж подвергался сильному облучению. На самом деле он был защищен от воздействия радиации стальными плитами, толстым слоем воды, бетоном.

Спуск на воду

Несмотря на то что ядерная энергоустановка была смонтирована только в 1959 году, спуск на воду атомного ледокола «Ленин» состоялся раньше, а именно в 1957 году. Ядерный реактор запустили только через два года после спуска.

На ходовые испытания атомоход отправился в 1959 году. В этом же году его сдали Министерству морского флота, а со следующего года он вошел в состав Мурманского пароходства.

Годы эксплуатации


После спуска атомного ледокола «Ленин» началась его эксплуатация. В первые же годы он показывал прекрасную работоспособность. Атомоход имел хорошую ледопроходимость. За первые шесть лет службы он прошел больше 80 тысяч морских миль. Он провел за собой больше 400 судов. За весь период службы он прошел во льдах больше 500 тысяч миль.

В 1971 году атомный ледокол «Ленин» прошел из Мурманска в Певек севернее Северной Земли. Проработал он тридцать лет. Из эксплуатации его вывели в 1989 году.

Серьезные аварии


За долгие годы службы на 1-м атомном ледоколе «Ленин» произошли две серьезные аварии:

  • 1965 год – частичное повреждение активной области реактора. Топливо частично разместили на плавтехбазе «Лепсе». Остальное горючее выгрузили и поместили в контейнер. Через два года емкость с топливом затопили в Цивольки – заливе на востоке от архипелага Новая Земля.
  • 1967 год – течь одного из трубопроводов реактора. При ликвидации протечки серьезно повредили оборудование установки. Весь реакторный отсек заменили. Топливо частично поместили на ту же плавтехбазу. Залив Цивольки пополнился реакторной установкой, затопленной, как и топливо.

Едва ли затопление атомных отходов можно назвать заботой об экологии. Монтаж новой реакторной установки на атомный ледокол «Ленин» завершили только в 1970 году.

Место вечной стоянки

Судно, которым гордился Советский Союз, не было списано на металл, несмотря на то что оно не функционирует с 1989 года. Где же находится атомный ледокол «Ленин»? Мурманск принял его на вечную стоянку. Его можно найти на причале морского вокзала.

Капитаны

За период эксплуатации атомный ледокол «Ленин» имел двух капитанов. Первым был Павел Пономарев, который принимал участие в разработке атомохода. Родился он в далеком 1896 году, прожил семьдесят семь лет. Он был известным мореплавателем, капитаном ледокола «Ермак». Во время Второй мировой проводил ледовые операции на Балтике. Его назначили капитаном в 1957 году. На посту он пробыл всего лишь до 1961 года. Его отстранили по состоянию здоровья. По крайней мере, такова официальная версия.

Вторым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал Борис Соколов. Родился он в 1927 году, прожил семьдесят три года. Его отец был столяром. Борис Соколов учился в Ленинграде, в высшем арктическом морском училище. Во время практики он плавал на многих судах, включая ледоколы. С 1959 года он стал дублером капитана «Ленина», а через два года был назначен полноправным капитаном.

Во времена его командования экипаж атомохода совершил все свои важнейшие миссии:

  • Прошел в Чукотское море, район тяжелых льдов.
  • Построил станцию «Северный полюс», которая могла дрейфовать.
  • Разместил у многолетних льдов шестнадцать радиометеостанций, которые функционировали автоматически. Одна из дрейфующих радиометеостанций была установлена за восьмидесятой параллелью, когда царила полярная ночь.
  • Провел экспериментальный рейс по вывозу руды из порта Дудинка.

На капитанском мостике Борис Макарович провел через льды множество судов. Благодаря его стараниям атомоход сохранился для потомков. При нем он был преобразован в музей.

С 2001 года капитаном уже не плавающего атомохода является Александр Баринов.

Открытие музея

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» сохранился для потомков в виде музея. Он принимает посетителей с 2009 года. Для того чтобы побывать в нем, достаточно прийти на пристань и подождать, пока наберется группа людей. В выходные дни для этого требуется около тридцати минут.

Незабываемая экскурсия


Судно, о котором слышало большинство советских школьников, расположилось на вечный покой в Кольском заливе. Оно не нагружено, поэтому ватерлиния видна высоко над водой.

Об истории атомного ледокола «Ленин» у музея можно прочитать на стенде, который есть на причале. Есть на нем и фотография первого капитана.

Чтобы попасть на сам атомоход, нужно зайти на плавучий пирс. С него по трапу люди проходят на судно. На корпусе виднеется символ, который дает понять, на каком топливе работал ледокол. Его можно назвать символом "мирного атома".

Если подняться на борт, можно увидеть Кольский залив. На другом берегу расположен Абрам-мыс. После входа на судно расположена касса музея и магазин сувениров. Помимо прочего в нем можно приобрести книгу по тематике навигации и советской эпохи. Например, там продаются советские буквари, макеты ледокола.

Из основного зала ведут два трапа, построенных симметрично. По ним можно подняться на верхний ярус. Напротив них стоит бронзовый барельеф, на котором запечатлена карта советской Арктики. Можно оценить, по каким местам ходило судно три десятка лет.

Интерьер атомохода впечатляет. В коридорах, каютах - деревянная отделка, выполненная добротно. Если отстать от экскурсии, можно потеряться в большом количестве похожих коридоров. Именно поэтому в музей не пускают одиночных посетителей, а водят их небольшими группами с сопровождением. Минус в том, что экскурсовод показывает небольшую часть атомохода.

В столовой все стулья хорошо прикреплены к полу. И это неудивительно, поскольку ледокол мог попадать в шторм. Тогда вся неприкрепленная мебель летала бы по залу, задевая членов экипажа. В столовой есть пианино. Кроме этого она служила кинозалом, поскольку на стене висит белый экран.

Экскурсия посещает и отсек атомного реактора. Его защищает свинец. Впрочем, теперь это не требуется, поскольку оборудование демонтировали перед тем, как вывести атомоход из состава флота. Для антуража возле отсека стоят манекены в костюмах химической защиты. Посмотреть на атомный реактор можно на макете.

Из ходовой рубки открывается прекрасный вид. Можно увидеть Мурманск, а когда-то из окна судна виднелись совершенно другие пейзажи. Это арктические льды, Северный полюс, северное сияние, берега Чукотки и многое другое. Незабываемое, должно быть, зрелище прожектора, который прорезал темноту полярной ночи.

На столе в рубке лежит судовой журнал, датированный 1986 годом. Для кого-то это уже давняя история. Неудивительно, поскольку с тех пор прошло больше тридцати лет. По соседству находится радиорубка. Именно она отвечает за внешнюю связь. «Ленин» держал связь с портами, другими суднами.

В кают-компании на стене висит деревянное резное панно. На нем изображена Арктика. Возможно, оно висело здесь, когда на атомоходе бывал Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие известные личности. Изображен на панно и сам ледокол. Далее идет каюта помощника капитана. В ней находится бюст Ленина, имя которого носит атомоход. В комнате досуга стоит шахматная доска, пианино.

Походив по отсекам, каютам и запутанным коридорам, приятно снова выйти наружу. Если осталось время, можно еще раз взглянуть на судно и убедиться, что его не зря считают наиболее ярким символом освоения Арктики.


Хотя первый атомный ледокол «Ленин» (спуск на воду состоялся в 1957 году) выведен из флота в далеком 1989 году, на его борту есть экипаж. Он уже не такой многочисленный, как прежде.

В былые времена экипаж насчитывал двести сорок три человека. Они могли плавать в течение полного календарного года по Арктике, не приставая к берегу. Это был настоящий город на воде. На судне даже предусматривалась больница. У медиков в распоряжении был рентгеновский аппарат и операционная. В середине прошлого века подобное относилось к передовым технологиям.

Главный механик атомохода Владимир Кондратьев увлекался фотографией. За годы плаваний он сделал множество снимков. Посмотреть их можно на выставке фотографий Арктики.

Во время строительства и сразу после спуска атомного ледокола «Ленин» на его борту побывало множество известных людей. Выделить среди них можно Гарольда Макмиллана, Ричарда Никсона. На одном из фото запечатлен Фидель Кастро, который бывал в Мурманске. Он с интересом рассматривает модель судна.

На судне проходили съемки фильма-катастрофы «Ледокол», вышедшего в 2016 году. Сюжет повествует о реальных событиях. Только происходили они с судном «Михаил Сомов». Экипаж провел сто тридцать три дня среди льдов в ожидании спасения. Произошла эта история в 1985 году.


Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки.

Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.

В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.

В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.

Ледокол Ленин - трехвинтовое судно. По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета. Дымовая труба отсутствует.


Необычно большие размеры грот-мачты обусловлены ее использованием для вентиляции парогенераторной установки.


Применение атомной энергии определило особенности внутреннего расположения энергетических, жилых и служебных помещений судна. Корпус ледокола разбит главными поперечными водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков.


Две продольные переборки, идущие от второго дна до верхней палубы, образуют по бортам отсеки, в которых размещены главным образом балластные, топливные и другие цистерны, выше нижней палубы - различные кладовые, служебные помещения и каюты команды.


Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части - по продольной.


Размер шпации 800 мм. Промежуточные шпангоуты установлены по всей длине судна от второго дна до жилой палубы. Набор носовой и кормовой оконечностей веерный; шпангоуты в этих районах расположены нормально к обшивке.


Наружная обшивка в районе ледового пояса и прилежащие поясья выше и ниже его выполнены из стали повышенной прочности. Толщина ледового пояса 36 мм в средней части, 52 мм - в носовой и 44 мм - в кормовой оконечности.


Форштевень и ахтерштевень ледокола - лито-сварные. Общий вес форштевня 30 т, а ахтерштевня - 86 т. Руль ледокола сварной, имеет обшивку из листовой стали толщиной 40 мм. Площадь пера руля 18,5 м2. Баллер кованый из легированной стали диаметром 550 мм.


Команда ледокола размещается в одно - и двухместных каютах. Для жилых, культурно-бытовых и медицинских помещений на ледоколе использовано водяное отопление с кондиционированием воздуха.


В машинном отделении и вспомогательных помещениях отопление паровое. Предусмотрены мощная холодильная автоматическая установка и большое количество провизионных кладовых.


Грузовыми средствами на ледоколе служат: в носу - две грузовые стрелы с электролебедками грузоподъемностью по 1,5 тс,


в средней части - кран грузоподъемностью 12 тс для обслуживания отсека атомной установки;


в корме - два крана грузоподъемностью по 3 тс.


Ледокол снабжен тремя становыми якорями (один из них запасной) с поворотными лапами весом по 6 т каждый, стоп-анкером весом 2 т и четырьмя ледовыми якорями (два по 150 кг и два по 100 кг). Становые якоря убираются в клюзы заподлицо с обшивкой. Литые якорные цепи калибра 67 мм имеют длину 325 м.


В корме предусмотрен вырез для буксировки судов вплотную, который снабжен привальными брусьями и кранцами, облицованными резиной. Автоматическая двухбарабанная буксирная лебедка с тяговым усилием 40 тс на главном барабане и 25 тс на вспомогательном установлена в кормовой оконечности.


Электрогидравлическая рулевая машина осуществляет перекладку руля с борта на борт за 30 сек при скорости хода судна 18 уз и работе одного из двух установленных насосов. Непотопляемость ледокола обеспечивается при одновременном затоплении двух главных водонепроницаемых отсеков.


Ледокол имеет две спасательные шлюпки на 58 человек каждая, две спасательные моторные шлюпки на 40 человек каждая, два шестивесельных яла, разъездной и буксирный катера. Спуск и подъем спасательных шлюпок и катеров осуществляется с помощью шлюпбалок скатывающегося типа.


Энергетическая установка ледокола работает по следующей схеме. Выделяемое в реакторе тепло используется для получения перегретого пара в парогенераторах. Пар направляется к главным турбогенераторам, от которых электроэнергия подается на гребные электродвигатели.


Якоря гребных электродвигателей соединены с гребными валами. Парогенераторы получают питание от параллельно работающих питательных насосов, так что в случае аварийной остановки одного из насосов остальные автоматически увеличивают производительность до необходимого уровня. Управляют всей энергетической установкой ледокола с одного поста.


Биологическая защита атомной установки гарантирует защиту экипажа ледокола от действия радиоактивных излучений, которые контролируются специальной дозиметрической системой. Пульт управления этой системы расположен в посту радиационного контроля.


Главные турбогенераторы расположены в двух отделениях: носовом и кормовом. В каждом отделении установлены две турбины активно-реактивного типа мощностью по 11 000 л.с. Каждая турбина через редуктор соединена с двумя двухъякорными генераторами постоянного тока длительной мощностью 11 500 л.с. при номинальном напряжении 600 В.


Турбогенераторные агрегаты питают три гребных двухъякорных электродвигателя постоянного тока: средний и два бортовых. На средний двигатель подается 50% мощности, вырабатываемой турбогенераторами, а на бортовые - по 25%. Мощность среднего электродвигателя - 19 600 л.с, а бортовых - по 9800 л.с. Гребные валы ледокола выполнены из легированной стали. Диаметр среднего вала 740 мм, длина 9,2 м, вес 26,8 т; диаметр бортового вала 712 мм, длина 18,4 м, вес 45 т.


Гребные винты четырехлопастные, со съемными лопастями. Вес среднего винта составляет 27,8 т, бортового - 22,5 т.


На ледоколе имеются носовая и кормовая электростанции. В носовой установлены три турбогенератора, в кормовой - два турбогенератора и один резервный дизель-генератор мощностью по 1000 кВт каждый. Каждый турбогенератор состоит из конденсационной паровой турбины активного типа и генератора переменного тока. Кроме того, на судне предусмотрены два аварийных дизель-генератора.


Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953-1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 (почти «нержавейка») была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Похожие публикации