Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Советские люди у диего риверы. Диего Ривера – революционер с кистью в руках Диего ривера картины

Диего Ривера - художник-живописец и муралист, написавший немало прекрасных картин и фресок. Он занимался политикой и неоднократно бывал в СССР, дружил с Лениным и Троцким.

Биография

Диего Ривера родился 08 декабря1886 года в северо-западной части Мексики. Семья его была известна и обеспечена. В возрасте 10 лет мальчик начал получать навыки рисования в Академии художеств. Искусство сразу заинтересовало Диего, благодаря этому он делал успехи. За прекрасную учебу мальчик получил стипендию, которая позволила ему перебраться в Испанию. Долгое время Диего Ривера путешествовал по Европе, получая знания и набираясь опыта. Здесь молодой человек знакомится с именитыми художниками, такими как Пикассо и Рейес.

Художник Диего Ривера формировал свой стиль под влиянием различных течений: модернизма, классического европейского художественного искусства, кубизма, мексиканского художественного творчества.

Политическая деятельность

В 1922 году Ривера начинает интересоваться политикой и вступает в коммунистическую партию в Мексике, позже он даже решает отправиться в СССР. Здесь он принимает активное участие в деятельности объединения «Октябрь» и поддерживает коммунистов.

Несколько лет спустя художник меняет свои взгляды в пользу троцкизма, однако убийство основоположника течения заставляет его примкнуть к основному курсу Сталина.

Фрида Кало

Фрида Кало - так звали невесту и будущую жену известного художника. Она родилась в простой мексиканской семье. Несмотря на тяжелую болезнь (полиомиелит), которую Фрида перенесла в детстве, весёлый нрав и задорный характер были ее отличительными чертами. В 18 лет девушка попадает в автомобильную аварию и повреждает ребра и ключицу. Огромное число операций и длительный период восстановления заняли много лет и оставили большой отпечаток на ее здоровье. Девушка постоянно была вынуждена носить корсет, а также врачи сказали, что она не сможет иметь детей. Печальное событие еще больше сблизило ее с главным увлечением ее жизни - живописью. Эта страсть и познакомила девушку с известным художником.

Личная жизнь известного художника

Первой супругой художника была Лупе Марин. Их брак не сложился, и вскоре они развелись. На момент знакомства с будущей второй женой Диего Риверы уже был взрослым мужчиной и состоявшимся художником. Более того, он слыл большим ловеласом, несмотря на непривлекательную внешность. Он был достаточно грузен (более 100 кг) и некрасив. Его даже сравнивали со слоном и жабой. Внешние недостатки не мешали Ривере пользоваться большим успехом у женщин. Его общительность и обаяние подкупали любого.

Знакомство пары произошло в школьном дворе, где художник помогал оформлять стены. Девочка решила показать ему свои работы, в результате их общение переросло сначала в дружбу, а вскоре Ривера попросил руки молодой девушки. Его не смущало ее заболевание и то, что она не могла ходить.

Семейная жизнь

Характер у молодоженов был горячим, и разногласия часто заканчивались ссорами. Молодая невеста никогда не боялась указать супругу на недочеты в его работах, что сильно обижало мужа. Он уходил, но всегда возвращался с подарками. Фрида очень любила украшения. Неважно, что это: камни, стекло или настоящие брильянты.

Несмотря на поставленный Фриде диагноз пара всегда мечтала о детях. Трижды Фрида Кало была беременна, и трижды у нее происходил выкидыш. Семья не отчаивалась, и вскоре Диего Ривера решает увезти жену в США, чтобы пройти лечение там.

Жизнь в Америке Фриде не понравилась. США удивляли своим великолепием и безразличием к окружающим. Фрида, которая видела изнанку жизни, не могла этого понять. Здесь женщина переносит тяжелое заболевание, которое только уменьшает шансы забеременеть.

В этот период времени Диего Ривера нарисовал известную фреску для рокфеллеровского центра, которая изображала среди других персонажей Ленина. Он соединял руки рабочим. Несмотря на требование заменить лицо российского политического деятеля на лицо незнакомца Ривера отказался что-то менять. За свою работу он не получил ни цента, а в 1934 году фреску уничтожили. Свой известный труд живописец позже воссоздает во дворце искусств в Мексике.

Дружба с Троцким и разрушение семьи

В 1936 году политическая обстановка в СССР вынуждает Троцкого бежать от преследования в Мексику. Здесь он находит убежище в доме старого знакомого художника. Ривера и Троцкий сильно сблизились и стали настоящими друзьями.

Разлад в семье произошел, когда Диего Ривера узнал о романе жены и его близкого друга. Троцкий был очарован женой друга, а вот Фрида не испытывала столь сильных чувств. Больше ей хотелось отомстить неверному мужу. Политическому деятелю пришлось покинуть дружеский дом, а отношения пары стали только ухудшаться. Несмотря на свои постоянные измены муж не мог простить Фриде обмана.

Вскоре решают расстаться. За этот период времени здоровье Фриды только ухудшалось. Несколько тяжелых операций перенесла Фрида. Диего Ривера не мог забыть супругу. Время и другие отношения не смогли убить чувства, и в 1940 году они вновь женятся. Болезнь до последних дней мучила Фриду, и в 1954 году ее не стало.

За свою жизнь Фрида написала множество известных картин, одна из которых даже была помещена в Лувр.

Диего Ривера, картины которого известны во всем мире, без любимой жены прожил только три года. Скончался он в Мексике, а похоронили его на территории Ротонды прославленных творцов.

Это история о грандиозном скандале из-за сходства одного из персонажей великой фрески с лицом Ленина. Даже портретного сходства хватило для того, чтобы фреску так и не увидели люди. Страх перед этим лицом и именем заставляет капиталистов просыпаться в холодном поту… А вы про заложенную бомбу под здание, называемое Россией…

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать, но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его, родители сделали доску и дали мел. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Европе. До 1921 года он жил большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию.

Портрет Диего Риверы - Фрида Кало

В Мексике в 1910 году началась революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы. В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий. Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи.


Триумф Революции. 1926

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико.
В главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

Смерть капиталиста 1928. Фрагмент росписи Министерства просвещения в Мехико.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое.


Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами. Фрагмент фрески Национального дворца в Мехико. 1929–1935

В 1930-х мексиканцы начинают выезжать в США, организуются выставки, такие мастера, как Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, получают заказы на создание монументальных росписей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке и других городах. Представительство мексиканских художников в Америке в те годы стало настолько широким, что получило неофициальное название «мексиканское вторжение».
По личному приглашению Эдселя Форда, сына Генри Форда Диего Ривера отправляется в Детройт. В индустриальном центре Америки художник получает заказ на фреску в центральном дворе Института искусств на тему «Промышленность Детройта», за работу над которой Ривера берется с удовольствием и чрезвычайным интересом: он изучает технологию на местных заводах, устройство современных конвейеров, станков и гигантского машиностроительного оборудования. Любопытно, что Генри Форд к началу 1930-х годов обладал репутацией бескомпромиссного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 год с завода Форда были уволены тысячи рабочих. Ривера прибыл в Детройт спустя неделю после очередного крупного скандала с забастовщиками. И, несмотря на это, художник, который ярко заявляет о своей позиции борца за права пролетариата, принимает заказ и деньги от промышленного магната. Проект в Детройте оказался непростым: фрагмент фрески с сюжетом «Вакцинации» вызвал аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова, что спровоцировало настоящую бурю протеста - в прессе и в церквях - против мурали. Несмотря на все нападки, в первый день готовую фреску пришло посмотреть около 10 тысяч человек. Широкий общественный резонанс стал частью самого произведения и принес городу славу. События в Детройте можно считать репетицией генерального сражения. Настоящую схватку за сохранение своей работы и право на свободу высказывания Ривере еще предстояло пережить. Следующим крупным проектом художника в США стало оформление главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке.

Диего Ривера. «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта»

Создание монументальной живописной композиции в вестибюле главного здания комплекса - Radio Corporation of America (RCA, или 30 Rock) было решено доверить Диего Ривере, хотя рассматривались и другие кандидатуры - Анри Матисс и Пабло Пикассо. В ответ на заданную тему «Новые границы» мексиканский муралист предложил сложную многофигурную композицию под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Фреска должна была состоять из трех частей: центральная мураль 5,85х12,5 м и две боковые - 5,10х3,25 м. Смысловым и композиционным центром являлась, по задумке художника, фигура рабочего, контролирующего стихии. В итоге мураль превратилась в насыщенную образами систему миропорядка, где два полюса - мир капиталистический и социалистический - разделены эллипсами, наполненными изображениями, представляющими макро- и микромиры. В правой части центральной мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес бодрящим сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части центральной композиции - иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица. Боковые части своеобразного триптиха посвящены темам «Ликвидация суеверий в области науки» и «Смерть тирании».


Диего Ривера. Эскиз для росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Около 1932. Бумага, темпера, уголь.

Торжественное открытие здания и фрески планировалось на 1 мая 1933 года. Незадолго до завершения мурали площадку, где работал художник со своими ассистентами, посещает репортерNew York World-Telegram Джозеф Лилли. 24 апреля 1933 года появляется его статья с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». По свидетельствам ассистентов Риверы, в ответ на публикацию художник ради укрепления полемики преобразует одного из центральных персонажей - рабочий из революционной триады наделяется чертами В.И. Ленина. Изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира и символа его нерушимости, в здании RCA, формально стало причиной затяжного конфликта между Рокфеллерами и Риверой. Спустя несколько дней после газетной шумихи Нельсон Рокфеллер обратился в письме к создателю противоречивой мурали с просьбой заменить изображение Ленина на обобщенный образ рабочего лидера. На что Ривера выдвинул встречное предложение - оставить Ленина и добавить в композицию фигуру Линкольна. Этот вариант Рокфеллеров не устроил. Побоявшись обвинений в пропаганде коммунизма и общественных волнений, управляющие Рокфеллеровским центром не нашли ничего лучше, чем отстранить Риверу от работ, а незавершенную фреску закрыть от посторонних глаз защитным экраном. 9 мая 1933 года стало пиком конфликта, в здание RCA не было доступа, художник с ассистентами были выведены с площадки. Люсьен Блош, одной из помощниц Риверы, удалось сделать фотографию мурали в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года: это единственная репродукция произведения, по которой сегодня мы можем оценить композицию, сюжет и содержание.


Диего Ривера. Роспись в холле Рокфеллеровского центра

Рокфеллер распорядился заплатить Диего Ривере часть гонорара в размере 14 тысяч долларов (позже эти деньги муралист потратит на создание фрески «Портрет Америки» в New Worker"s School). Уже через час после происшествия собралась стихийная демонстрация в поддержку мексиканского художника. Среди лозунгов звучали: «Мы хотим Риверу!», «Спасите искусство Риверы!» Сам виновник спора принимал активное участие в митингах, регулярно появлялся в радиоэфире, имя художника на некоторое время заполнило все новостные передовицы. New YorkTimes назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти». Наравне со сторонниками художника свою позицию высказывают и идеологические антагонисты.
На фоне общественной дискуссии, развернувшейся в прессе и на улицах города, Эбби и Нельсон Рокфеллер рассматривали вариант сохранения фрески Риверы вне стен RCA Building. Перенос стены с красочным слоем по фрагментам для постоянного хранения в фондах МоМА технически был неосуществим. В феврале 1934 года фреска была уничтожена. Известия вскоре дошли до Мехико, где находился в тот момент автор работы. «Культурный вандализм» - так охарактеризовал действия управляющих Ривера, сравнив происходящее с сожжением книг нацистами.


Диего Ривера. Фреска «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико

В том же 1934 году Диего Ривера подписал контракт с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико. В новых обстоятельствах художник повторил с некоторыми изменения нью-йоркскую работу (добавил в композицию изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона, Вольфе и других).

Части фресок Диего Ривера. «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико


Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись.

Диего Ривера впервые приехал в Советский Союз осенью 1927 года, в канун празднования 10-й годовщины Октябрьской революции - и зарисовал в блокнот сюжеты демонстрации на Красной площади, подготовив сорок пять акварелей и множество карандашных зарисовок. Часть этих акварелей Риверы были впоследствии приобретены Эбби Рокфеллер, в качестве материала для фрески в здании Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке, уничтоженной по требованию американского правительства в 1933 году. Ряд эскизов были опубликованы в журнале «Cosmopolitan» в сентябре 1932 года, иллюстрируя статью Эмиля Людвига о Сталине.

35.


Оригинал

Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись и призывая обратить внимание на традиции прикладного народного творчества. Он с головой окунулся в полемику вокруг проблем нового революционного искусства, сблизившись с группой «Октябрь», и активно поддержал троцкисткую оппозицию. Это вызвало резкую, а подчас и грубую критику в его адрес, и вынудило досрочно прервать свой визит.

36.


Оригинал

«Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве - организованное марширующеедвижение людей. Ранним утром снег падал с неба. Марширующая масса была темной,компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, котораябыла прекраснее любой рептиоии, какую я мог себе представить. Она медленно плыла из узких улиц на открытые площади, у нее не было конца»

12.


Оригинал

Это рисунки из Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), где хранится рабочий блокнот Риверы, который он заполнял карандашными и акварельными эскизами во время своего полугодового пребывания в СССР. На всех листах рядом с автографом проставлена дата - «28», но предполагают, что 1927 год там тоже есть. Спасибо clervo за апдейт, далее кусок его поста.

1-6. Эта и пять следующих зарисовок - бытовые. Некоторые предметы узнаваемы, кажется, на уровне генетической памяти: печка в городском доме, умывальник и таз на табуретке под ним, этажерка с книгами и бюстиком Ильича. Коммуналка? Быть может.

1.

Оригинал

2.

Оригинал

3.

Оригинал

4.

Оригинал

5.

Оригинал

6.


Оригинал

Седьмой рисунок из блокнота повторяет шестой (или это допущенная при размещении сканов на сайте музея ошибка?), поэтому сразу переходим к восьмому листку из блокнота художника.

8-10. Московские улицы, украшенные к празднику. Вероятно, какая-то рабочая окраина. Узнать местность не могу, ничего не приходит в голову.

8.


Оригинал

9.


Оригинал

10.

Оригинал

11-16. Народ собирается на демонстрацию. Началу движения в центр города предшествует митинг. Пока с трибуны несутся лозунги, работницы в легких платьях то ли обсуждают что-то, то ли прихорашиваются.

11.


Оригинал

13.

Оригинал

14.

Оригинал

15.

Оригинал

16.

Оригинал

С этого листа и до конца блокнота - Красная площадь и подходы к ней, перемежающиеся набросками портретов демонстрантов и зрителей первомайского действа.

17.


Оригинал

18.


Оригинал

19.


Оригинал

21.


Оригинал

22.


Оригинал

23.


Оригинал

24.


Оригинал

25.

Оригинал

26.

Оригинал

27.


Оригинал

28.


Оригинал

29.


Оригинал

31.


Оригинал

32.


Оригинал

33.


Оригинал

34.


Оригинал

37.


Оригинал

Где это место? Была мысль, что на заднем плане Сухарева башня, но строения, изображенные справа, опровергают это предположение.
38.


Оригинал

39.

45.

.

shakko: В 1955-1956 годах, восстановив отношения с просоветской Компартией Мексики, Ривера еще раз посетил СССР, написав маслом на холсте «Празднование Первого Мая в Москве». И на этой картине демонстрация вновь шла через Красную площадь.

А вот знаменитое панно «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего», которое ему заказал Рокфеллер для своего центра в Нью-Йорке в 1933 году. Фреска была почти готова, когда на ней разглядели Троцкого, Ленина и так далее. Ее сбили, работу Ривере больше не давали. Цветное фото -- это ее авторский повтор во Дворце изящных искусств в Мехико.


Фрагменты
Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс, придерживающие красное знамя, на котором написан призыв: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!»



Единство рабочих. Портрет Америки. 1933

А вот русские на портретах Риверы (в основном парижские знакомства еще).

Это два варианта "Портрета Максимилиана Волошина" (1916). Реально же похож!

Какой-то художник Зиновьев (1913), инициалов нет.
UPD rumenica Александр Петрович Зиновьев. Живописец, график, сценограф. Приехал из Москвы учится в Париж, но так там и остался. С Риверой- был знаком.
https://artinvestment.ru/auctions/2375/biography.html

"Портрет Маревны", 1914, русской парижской художницы, которая была любовницей Риверы и матерью его дочери Марики

"Материнство", ок. 1916
Портрет Ангелины Белофф, другой русской художницы, первой юридической жены Риверы. Здесь она с их сыном Диего (прожил всего два года).

Портрет Эренбурга. 1915. Музей Медоуз (США)

И вот интересно:
В 2019 году в Пушкинском музее и Третьяковской галерее в Москве одновременно пройдут выставки работ мексиканской художницы Фриды Кало и ее мужа Диего Риверы.

«Мы представили себе, что было бы идеально сделать сразу две выставки, связанные друг с другом: в Пушкинском музее — выставку Фриды Кало, а в Третьяковке — выставку о Диего Ривере и важной традиции, которая связывает его с советским искусством, сопоставить монументальные произведения Риверы с трудами советских монументалистов, таких как Александр Дейнека», — сообщает директор ГМИИ Марина Лошак. Работы Фриды Кало станут ядром экспозиции «День смерти», которая пройдет в Пушкинском музее и будет посвящена мексиканскому празднику мертвых.

Мексиканский художник Диего Ривера, биография которого полна противоречивых событий и фактов, является одним из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики. Его творчество, политические взгляды и личная жизнь были в центре внимания в течение всей первой половины ХХ века и обсуждаются до сих пор.

Детство и юность художника

Этот художник муралист, революционер и разрушитель женских сердец, появился на свет 8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато. Ему предстояло стать основателем мексиканской школы национальной живописи и приводить критиков в неистовство смешением стилей. Мальчик не отличался отменным здоровьем, ходили слухи, что в детстве он едва выжил. Диего Ривера был любителем рассказывать небылицы, но доподлинно известно, что в 1893 году его семья переехала в столицу страны — Мехико. Через 5 лет, успешно окончив школу, юный художник поступил в Академию искусств Сан-Карлос. Это заведение дало молодому человеку настолько прекрасное образование, что по ее завершении он смог получить стипендию. Воспользовавшись возможностью, он отправился в путешествие по Испании. Затем он посетил Англию, Бельгию, Голландию и Италию.

Личная жизнь «людоеда»

За страстную любовь к женщинам и несчетное количество связей Диего Ривера был прозван «людоедом». Он и сам любил изображать себя в виде толстой лягушки, сжимающей в лапе чье-то сердце. Природная полнота и тяжелые веки делали сходство даже внешне заметным. Описывая личную жизнь художника-бунтаря, обычно говорят о его браке с Фридой Карло. Но она не была первой, а уж тем более единственной женщиной в жизни творца. В первый брак юный Диего Ривера вступил по страстной любви к русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. У них родился сын. Но одержимый бесконечными страстями и изменами супруг покинул Ангелину, отправившись в Мексику. Вторым недолгим браком завершились отношения с Лупе Марин. Союз был плодотворен и дал миру двух дочерей.

Жена и подруга

К 1929 году, когда второй брак уже распался, он встретил главную женщину своей жизни - Фриду Карло. Диего Ривера женился на девушке намного младше его. В 1939 году случился развод, но уже в 1940 они снова сочетались браком. На протяжении всей жизни Ривера оставался macho и страстным любителем женщин. Он изменял женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.

Отношения Диего и Фриды были полны страсти, любви, ревности и порой рукоприкладства. Фрида с огромным терпением относилась к выходкам мужа, боготворила своего кумира, писала массу его портретов. Но когда он изменил Фриде с ее же сестрой, простить уже не могла, и к 1939 году отношения распались. Очень скоро супруг, сам оскорбительно требовавший развода, умолял жену вернуться к нему на любых условиях. Он предоставил ей финансовое содержание и уступил ее главному требованию. Условием повторного брака стало подписание брачного контракта, предусматривающего полный отказ от интимных отношений между супругами. В личной жизни так и остался треугольник Диего Ривера, жена и любовницы.

У этой супружеской пары не было детей, 2 беременности Фриды закончились выкидышами. В 1954 году Ривера стал вдовцом, позже появлялись предположения о том, что он помог супруге уйти из жизни, но это не более чем слухи. До последних дней супругов объединяли коммунистические идеи и общение с видными русскими политическими деятелями.

Художник в политике

С начала 30-х годов Диего Ривера становится безоговорочным лидером среди мексиканских монументалистов. Он, безусловно, один из самых известных и противоречивых художников, чьи политические симпатии к коммунизму, неотразимые монументальные фрески, бурная творческая деятельность и социальная жизнь создавали облик гения. Отец-основатель нового направления в искусстве ХХ века все сильнее привлекал внимание мировой общественности.

Дебют монументалиста в Америке состоится в 1930 году в городе Сан-Франциско, а уже в декабре 1931 года с потрясающим ажиотажем пройдет его персональная выставка. За всю историю музея это была вторая экспозиция одного и того же автора. Первым такой чести удостоился Анри Матисс. После завершения выставки художник отправляется в Детройт, куда его лично пригласил Здесь, в самом центре индустриальной мысли Америки художник Диего Ривера получает заказ на выполнение фрески для Института искусств на тематику «Индустрия Детройта». Генри Форд имел репутацию непреклонного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 года на заводах Форда остались безработными несколько тысяч забастовщиков. Любопытно, что, несмотря на это, Диего Ривера, позиционировавший себя, как борец за права пролетарита, принимает заказ и оплату у промышленного магната.

Часть фрески с сюжетной композицией «Вакцинация» показалась отсылкой к иконографии Рождества Христова, чем и спровоцировала бурю негодования и протеста в прессе и церковных кругах против мурали. Громкий резонанс в обществе стал неотъемлемой составляющей фрески, а затем принес Детройту громкую славу.

Человек на перепутье

Политические взгляды художника отражались в его творчестве и порой вызывали бурные конфликты с заказчиками. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» стала поводом для одного из таких случаев. Работа над ней началась в марте 1933 года. Прения случились уже на этапе выбора палитры, а в итоге мураль стала цветной по настоянию автора. Она состояла из трех частей. В центре изображен человек - повелитель стихий. По мере работы фреска стала все более сложной и в итоге представляла собой два мира, противопоставленных друг другу. С одной стороны прелести социализма, а с другой — ужасы капитализма. Среди персонажей даже появляется некто, очень похожий на Ленина. Фреска должна была быть представлена общественности на открытии здания 1 мая 1933 года. Но все разраставшийся скандал не дал этому случиться и несмотря на то, что семья Рокфеллеров рассматривала вариант сохранения мурали вне здания, было принято решение о ее уничтожении. Это было крупнейшее поражение Риверы в творчестве и политике.

Влияние на мировое искусство

«Диего внушает мне беспокойство. Он отказался от славы, предпочитая заниматься тем, что он делает теперь», — так отзывался о своем близком друге Альфонсо Рейес. Переход к кубизму знаменателен для Диего Ривера. Картины «Поклонение Богоматери» и "Девушка с фруктами" отражают движение автора в этом направлении. Особенностью последних работ стало деформированное понимание пространства, хотя и далекое от кубизма. Во всех работах художник делал акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Значительное влияние на становление Диего Риверы оказали классические европейские стили в живописи. Именно стенные росписи периода XIV - XVI веков дали немало пищи для размышлений и способствовали успеху фресок Диего. Начиная с 1940 годов, он достиг немалых успехов во фресковой живописи, благодаря чему был приглашен для работы на Всемирной выставке в Сан-Франциско, а позже привлечен правительством для росписи Национального дворца в Мехико.

Завершение пути

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 в Мехико и был похоронен в Ротонде прославленных творцов. Он был противоречив во всем. С готовностью выполнял заказы капиталистов, прославляя социализм, придерживаясь коммунистических взглядов. Любил женщин, но разрушал их судьбы и жизни с той же страстью, с которой рисовал их портреты. Диего Ривера, стиль которого ни до него ни после, не смог повторить никто из живописцев, оставил после себя столько тайн и загадок, что и нескольких веков не хватит, чтобы их разгадать.

Уйдя из жизни в возрасте 70 лет, он немногим пережил свою любимую супругу - Фриду и оставил бесценное наследие в культуре, истории, политике и сердцах тех, кто любил его.

Похожие публикации