Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Психологическое типирование. Типы личности, классификация, характеристика

Человек всегда стремится к самореализации и ему постоянно приходится адаптироваться к меняющимся условиям, взаимодействовать с обществом. С давних времен философы, психологи старались понять, есть ли закономерность в поведении и восприятии мира индивидуумом. Известный психиатр Зигмунд Фрейд основал теорию о структуре психики. Основываясь на ней, Карл Густав Юнг (врач из Швейцарии) изобрел концепцию про психотипы.

Психиатры изучают теории разных классификаций личностей для того, чтобы определить, почему от или иной человек совершил определенный поступок. Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, но схожие черты в поведении просматриваются. Словами и нашими действиями руководит психологический вид, которые накладывают отпечаток на все наши действия.

Наука об учении взаимодействии человека и окружающего его мира

То, как человек умеет и взаимодействует с окружающим миром, изучает такая наука, как соционика. Всего разделяют 16 психотипов личности. Соционика в современном мире выступает как диагностика в консультировании таких врачей, как психологи и психиатры.

Согласно теории Карла Юнга психотипы имеют следующую классификацию:

  • по установкам (интроверты и экстраверты);
  • по доминирующим способам психической деятельности (рационализм и иррационализм).

Для того, чтобы получить новую классификацию и попытки определять личности, психиатр А. Аугустинавичюте решила объединить концепцию Юрга и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского. Теория основывается на обмене информационным потоком между обществом и личностью, сравнивая их с метаболизмом человека.

Как формировались названия классификации?

Как удалось выделить разные виды психотипов людей и дать им названия? Каждая психологическая классификация получила свое определение благодаря одной доминирующей установке: экстраверсии либо интроверсии, а также двух более сильных функций - логики, этики и сенсорики. У рациональных людей преобладать будет этика либо логика, у иррациональных - интуиция либо сенсорика. Впоследствии 16 психологических типов человека дополнились другими характеристиками индивидуума, которые были более доступными для понимания простыми людьми. Зная внешние признаки и особенности поведения разных психологических типов, психиатры получили возможность быстрее определять проблемы пациентов и соответственно корректировать их поведение.

Карл Густав Юнг предложил классификацию, которая состояла из восьми основных психологических типов. Соционика предлагает подробнейшую классификацию - из 16 типов.

Психотипы личности

Что дает нам знанием разнообразных психотипов личности? Зная тип личности, вы сможете заранее предугадать его действия, сможете наладить отношения, научиться доверять им. Соционика дает нам 16 психологичестих типов человека:

  1. ИЛИ - интуитивно-логическая интроверсия. Сюда относятся индивидуумы, которые способны решать любые задачи. Они замечательные стратеги. К их недостаткам относятся равнодушие, они не умеют выражать свои эмоции. Любят комфорт, простоту. Стараются избегать конфликты.
  2. ЛИЭ - логико-интуитивная экстраверсия. Достаточно практичны. Очень целеустремленные. Коммуникабельный, обожает риск.
  3. ИЛЭ - Интуитивно-логическая экстраверсия. Они любят исследовать, изобретать что-либо. Быстро усваивают новую информацию, принципиальны, настаивают на своем.
  4. ЛСЭ - логико-сенсорная экстраверсия. Хорошие бизнесмены, последовательны. Их можно предугадать. К новинкам относятся настороженно.
  5. СЛЭ - сенсорно-логическая экстраверсия. Достаточно резкие в своих высказываниях индивидуумы, несдержанные. Практичные и ответственные.
  6. ЛСИ - логико-сенсорная интроверсия. К ним относятся спокойные рациональные, дисциплинированные. К их недостаткам относят их злопамятство.
  7. СЛИ - сенсорно- логическая интроверсия. Он обладает хорошим вкусом. Достаточно эмоциональный, консерватор.
  8. ЭСЭ - этико-сенсорная экстраверсия. Обладает талантом убеждения. Хороший коммуникатор. Оптимист. К недостаткам можно отнести неосторожность и непунктуальность.
  9. СЭЭ - сенсорно-этическая экстраверсия. Сюда относятся индивидуумы с лидерскими способностями, которые умеют и знают как управлять людьми, обладают навыками планирования. Подвержены приступам гнева.
  10. ЭИЭ - этико-интуитивная экстраверсия. Очень эмоциональные и артистичные. Любят разыгрывать на публике драмы.
  11. ИЭЭ - интуитивно-этическая экстраверсия. Имеют врожденное чувство такта, очень вспыльчивые.
  12. ЭСИ- этико-сенсорная интроверсия. Моралисты с большим запасом терпения. Надежные. К недостаткам можно отнести сверхрациональность.
  13. СЭИ - сенсорно-этическая интроверсия. К их недостаткам относят их неумение принимать решение. Обожают комфорт и спокойствие.
  14. ЭИИ - этико-интуитивная интроверсия. Мечтатели, способные сочувствовать. Моралисты.
  15. ИЭИ - интуитивно-этическая интроверсия. Не любят переносить трудности. Ленивые фантазеры. Очень чувствительные к различным ситуациям.
  16. ЛИИ - логико-интуитивная интроверсия. Они обладает хорошо развитой логикой, способен анализировать. Логически докапывается до сути разных явлений.

Определение психотипа

Каждый из нас хочет добиться поставленной цели. Для успешного достижения необходимо уметь разбираться в себе. Таким образом, наилучшим путем самопознания будет самостоятельное определение психотипа личности человека.

Возможно ли самому определить к какому психотипу ты относишься? На сегодняшний день существует достаточно большое количество тестов на психотип личности, которые помогут вам определить, к какому психологическому типу вы относитесь. Самый популярный тест - это тест, который определяет ваш тип темперамента. Он подразумевает несложные психологические вопросы, ответы на которые и помогут с определением. Очень важно помнить о том, что подобного рода тесты не дают полную картину, они направлены на то, чтобы дать общее понимание о ваших личностных качествах.

Известна следующая классификация психотипов человека К.Леонгарда, помогающая более точно определять ваши черты.

  1. Гипертимный. К данному типу относятся люди, обладающие хорошими коммуникативными способностями, разговорчивые, активные. Во время разговора они часто общаются при помощи жестов, мимики. Нередки случаи, когда они уходят от основной темы и отвлеченно рассказывают о чем-то другом. К недостаткам таких людей относят их способность начинать разнообразные конфликты, их легкомысленность. Их врагом считается одиночество.
  2. Дистимный. Достаточно аскетичные люди, не любят шумные компании, замкнутые в себе. Не были замечены в конфликтах, предпочитают находиться в стороне. Мало говорят, имеют обостренное чувство справедливости. Имеют не очень много друзей. Являются прекрасными работниками для монотонной работы. Медлительны, нерасторопны, пассивны.
  3. Циклоидный. Люди настроения, которое изменчиво у них с достаточно большой скоростью. Любят общение, милые, эмоциональные. При плохом настроении - замыкаются в себе, становятся раздражительными. При разном настроении могут наблюдаться черты разных типов - дистимного либо гиппертимного.
  4. Возбудимый. Наверное, самые угрюмые, закрытые и не любят общения люди. Конфликтные. Коллектив их недолюбливает за хамство, брань. В отношениях властные, диктуют свои правила. Редко когда им удается контролировать свои эмоции и вспышки гнева.
  5. Застревающий. Молчуны. Известны как зануды, которые обожают читать нравоучения. Данный тип людей в конфликте замечен как активная сторона, которая постоянно провоцирует. Если человек этого типа становится начальником - подчиненные всегда страдают от него. Он привык предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Ревнивые, мстительны, самолюбивые, недоверчивые.
  6. Педантичный. Бюрократы. Не любят высовываться. Хорошие и надежные партнеры по бизнесу, но в остальных отношениях - зануды и формалисты.
  7. Тревожный. Не инициативные, необщительные. Зачастую идеальные для роли «козел отпущения».
  8. Эмотивный. Люди, привыкшие держать все эмоции в себе. Яркие представители психологической классификации - «эмо». Умеют сострадать другим, исполнительные.
  9. Демонстративный. Такие люди всегда находятся в центре внимания. Любят похвалу, власть. К недостаткам можно отнести их способность подставлять других людей, если это понадобится им самим. Лицемерны, хвастливы, эгоистичны.
  10. Экзальтированый. Коммуникабельны, контактны. Обожают споры, но в открытую не будут конфликтовать. Романтические натуры.
  11. Экстравертированный. Болтливы, легко попадают под чужое влияние, легкомысленны.
  12. Интровертивный. Мыслители, замкнутые в себе, не любят шумные и большие компании. Сдержанны и принципиальны. Упорно отстаивают свою точку зрения, которая чаще всего является ошибочной.

Сегодня не составит труда пройти самые простые тесты, для того, чтобы определить свой психотип личности и самостоятельно подкорректировать свое поведение.

Психологи подвергают тщательному анализу жизнь и мировоззрение человека в обществе. Исследования врача Зигмунда Фрейда и психиатра Карла Густава Юнга заложили основы научно-популярной, практической психологии, соционике. В трудах ученых, которые используются современными психотерапевтами, обозначены типы людей по внешним признакам темперамента, врожденным особенностям человеческой психики, способности взаимодействия с окружающим миром, которыми можно воспользоваться и в повседневной жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Понятие личности в психологии

    Изучая внутренний мир человека, психология классифицирует особенности психики, объясняет причины поведения.

    В понятие личности входят такие составляющие, как:

    • характер;
    • темперамент;
    • проявления индивидуальности;
    • эмоциональные показатели;
    • устойчивость к трудностям;
    • чувствительность к внешней среде;
    • модель поведения в жизненных ситуациях.

    Особенности личности

    Карл Густав Юнг сформулировал знаменитую теорию, которая классифицирует особенности людей на два вида: интроверты, увлеченные собственным внутренним миром, и экстраверты, активность которых устремлена к внешнему окружению. Теория уточняет, что человек имеет склонности к тому или иному виду, но не захвачен ими полностью.

    Юнг выделил также 4 основных функций психики на основе рациональности и иррациональности.

    Рациональные функции:

    • мышление - анализ явлений, осознание себя и окружения;
    • чувства - переживания и реакция на происходящее.

    Иррациональные:

    • ощущение - мировосприятие на основе органов чувств;
    • интуиция - оценка мира на подсознании.

    4 психотипа по темпераменту

    Попытка классифицировать типы людей по внешним признакам темпераментов, разделение их на 4 психотипа, принадлежит Гиппократу. Принципы определения являются актуальными, используются в современной психологии и психиатрии. Наука определяет понятие темперамента как устойчивое доминирующее качество личности. Он создает основу психической деятельности и оказывает влияние на активность во внешней среде.

    Темперамент зависит от индивидуальных функций нервной деятельности человека. Проявляется в способности к возбуждению или торможению реакций головного мозга. Классификация построена на изучении направленности эмоций. Важны особенности поведения: что и как человек любит, к чему склонен в жизненных ситуациях; способности вступать в отношения, сосуществовать и воздействовать на окружающих.

    Слабая работа нервной системы свойственна меланхолику; инертная, но уравновешенная принадлежит флегматику. Активным и нестабильным является холерик; подвижным, но спокойным - сангвиник.

    Ключевые виды темперамента:

    • экстраверсия/интроверсия;
    • ригидность (твердость, неподатливость)/пластичность (изменяемость, податливость, способность к адаптации);
    • скорость нервных реакций.

    К экстравертам относят холериков, сангвиников, к интровертам - меланхоликов, флегматиков.

    1. 1. Холерик. Общая характеристика этого типа - сильная возбудимость. Им свойственны резкость, быстрота и сила движений. Они импульсивны и обладают ярко выраженными эмоциями. Если холерик поглощен делом, он может выложиться на все 100%, но ему сложно себя контролировать. Плюсом холерического типа является умение справляться с нестандартными ситуациями, принимать решения в критический момент. При разногласиях холерик просто урегулирует конфликт.
    2. 2. Сангвиник. Человек приспосабливается к разным условиям, находит общий язык с людьми, любит быть в центре внимания. Настроение меняется быстро и постоянно. Перепады сангвиников происходят вопреки их воле, они понимают это, но не могут контролировать себя. Любят жестикулировать, привлекать внимание. Полагаться на такой тип нужно с осторожностью - сангвиники нетерпеливы, непостоянны. Дело, которое требует усидчивости, не для них. Если перед сангвиником нет четкой цели, направления действий, он не достигнет результата, будет находиться в постоянном поиске.
    3. 3. Флегматик. Медлителен, но если возьмется за работу, то выполнит безупречно. Флегматикам присущи плавные движения, неторопливая речь, рассудительность. Они консервативны, не любят новшеств. У психотипа повышенный самоконтроль, собранность. Он не рассчитывает на чужую помощь, предпочитая надеяться на себя. Флегматики неразговорчивы, зато на них всегда можно положиться.
    4. 4. Меланхолик. Нетороплив, не видит причины спешить. Если не успел выполнить дело сегодня, перенесет его на завтра. Но лучше, если кто-то сделает работу за него. Витает в облаках, поглощен собственными мыслями, добиться быстрой реакции невозможно: действия заторможены. Меланхолики стеснительны, с трудом вступают в контакт и завязывают знакомства, не любят шумных компаний. Если меланхолик образован, он интересный собеседник, исполнительный работник, справляется с поставленными задачами. Но человек среднего уровня интеллекта неуверен в себе, замкнут и боязлив.

    В чистом виде образцы характера встречаются редко. Каждый человек обладает смешанным типом темперамента: холерико-сангвинический, холерико-меланхолический, флегмато-меланхолический - то есть сочетают черты нескольких основных психотипов.

    Виды темперамента и их внешние признаки:

    Характеристики психотипов/Темп нервной активности

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Вертность

    Экстраверт

    Экстраверт

    Интроверт

    Интроверт

    Экспрессия

    Умеренная

    Повышенная

    Пониженная

    Повышенная

    Скорость реакций

    Очень высокая

    Очень большая

    Возбудимость

    Умеренная

    Эмоциональная устойчивость

    Устойчив

    Неустойчив

    Очень устойчив

    Очень неустойчив

    Что такое соционика

    Профессор психиатрии Карл Леонгард в 60-х годах прошлого века предложил классификацию особенностей личности на основе коммутации человека и мира, общества, социальной среды. Метод определения психотипа по Леонгарду - тест, состоящий из более 80 вопросов, не связанных между собой. Чем больше пунктов, требующих ответа, тем точнее определяется тип.

    Ученый положил начало соционике - наука взаимодействия личности и проявлений внешнего мира. Важен механизм реагирования на поступающую извне информацию. Классифицирует различия в особенностях мышления, поведения, мировоззрения. Соционикой определено 16 психотипов. Понятия используются в практической психологии как основа диагностического консультирования.

    Соционика относит качества личности к одной из следующих характеристик:

    • логик/этик - приоритет общению/обмен информацией, энергией;
    • сенсорик/интуит - основывается на фактах/интуиции;
    • рационал/иррационал - следует определенной цели/легко меняет цель и направление;
    • экстраверт/интроверт - готов к потоку внешней информации/концентрируется на отдельных деталях.

    16 соционических типов

    Названия 16 психотипов в соционике созданы с использованием формулировок теории Юнга, дополнены учеными для пояснения и детального описания личностных качеств:

    Наименование психотипа Характеристики

    ЛСЭ: логико-сенсорный экстраверт

    (Администратор, «Штрилиц»)

    Трудолюбив, социально адаптирован, доводит дела до конца. Любит упорядоченность и планирование, практик. Иногда упрям и вспыльчив, но обычно доброжелателен. Ему нравятся шумные компании, веселье. Проявляет любовь и заботу о близких

    ЛИЭ: логико-интуитивный экстраверт (Предприниматель, «Джек Лондон»)

    Любитель экстрима, активного спорта. Быстро вдохновляется на новые дела, рискует, полагаясь на интуицию. Открыт для новых технологий, позитивно мыслит, заводит близкие контакты. Глубоко анализирует внутренний мир и окружение

    ЭСЭ: этико-сенсорный экстраверт

    (Энтузиаст,«Гюго»)

    Давит на близких эмоционально, но умеет ладить со всеми. Готов пожертвовать интересами ради другого, может поднять настроение. Стремится к достижениям, ждет одобрения личных достоинств и успехов от других

    ЭИЭ: этико-интуитивный экстраверт

    (Наставник, «Гамлет»)

    Обладает выразительной мимикой, красноречием. Ревнив, постоянно сомневается в верности партнера. Предчувствует события на интуитивном уровне, заранее готовится к ним

    ЛСИ: логико-сенсорный интроверт

    (Инспектор, «Максим Горький»)

    Стремится к порядку, серьезному отношению к работе. Анализирует происходящее и поставленные задачи с разных сторон. Начинает новое дело, если уверен, что готов довести его до конца. Реалист, ему доверяют

    ЛИИ: логико-интуитивный интроверт

    (Аналитик, «Робеспьер»)

    Отделяет главное от второстепенного, практично мыслит. Независим в работе, с готовностью внедряет новые идеи. Полагается на интуицию, когда не находит понятного ответа. Сторонится шумных компаний, трудно ладит с людьми

    ЭСИ: этико-сенсорный интроверт

    (Хранитель, «Драйзер»)

    Чувствует фальшь и наигранность, ярко выражает мнение и отстаивает его. Делит окружение на своих и чужих, защищает себя и близких. Склонен к самоанализу и оценке окружающих

    ЭИИ: этико-интуитивный интроверт

    (Гуманист, «Достоевский»)

    Талантливый воспитатель, чувствует скрытые способности и таланты других, ценит доверие. Стремится к самообразованию; к нему идут за советом. Болезненно переносит агрессию, недостаток любви. Не готов прощать измены

    СЛЭ: сенсорно-логический экстраверт

    (Маршал, «Жуков»)

    Не умеет подчиняться, жаждет руководить. Составляет конкретный план и стратегию действий, на основе анализа происходящего, чтобы четко исполнять его. Цель - победа любой ценой, трудности и препятствия подогревают азарт, желание выиграть

    ИЛЭ: интуитивно-логический экстраверт

    (Искатель, «Дон Кихот»)

    Генератор новых сложных идей, синтезирует из готовых составляющих. Не выносит рутины и традиций. Приспосабливается к новым условиям работы и жизни

    СЭЭ: сенсорно-этический экстраверт

    (Политик, «Наполеон»)

    Распознает возможности окружающих для манипуляции ими. Руководит слабыми, определяя их болевые точки. Выбирает общение на основе собственных интересов, держит дистанцию. Любит показаться незаурядной личностью, в действительности таковым не является

    ИЭЭ: интуитивно-этический экстраверт

    (Советчик, «Гексли»)

    Чуткий, понимает людей на основе интуиции и чувств. Предпочитает творчество, не выносит рутины и однообразия. Дает дельные советы в области взаимодействия с людьми, общителен

    СЛИ, сенсорно-логический интроверт

    (Мастер, «Габен»)

    Познает мир через ощущения, чувствует, любит других людей, склонен к эмпатии. Не выносит фальши и неискренности. С удовольствием работает своими руками, обладает техническим складом ума. Выполняет обязательства

    ИЭИ: интуитивно-этический интроверт

    (Лирик, «Есенин»)

    Лиричен, мечтателен, с чувством юмора. С любовью и пониманием относится к людям, чувствует их. Не умеет экономить, предпочитает отдыхать во время работы. Старательно заботиться о своем внешнем виде

    ИЛИ: интуитивно-логический интроверт

    (Критик,«Бальзак»)

    Эрудит, обладает философским складом ума. Принимает решение на основе тщательного анализа и взвешивания. Сторонится выражения бурных эмоций, любит уют и комфорт

    СЭИ: сенсорно-этический интроверт

    (Посредник, «Дюма»)

    Уживается и ладит с людьми. Уважает их личное пространство, при этом оберегая свое. Уходит от конфликтных ситуаций. Любит шутить, развлекать других. Помогает, стремится ощутить собственную нужность, значение в глазах окружения

    Акцентуация характеров по А. Личко

    Русский психиатр А. Личко дал свое определение психическим особенностям человека на основе акцентуации характеров - крайнего выражения нормы. Из наблюдений за подростками, ученый выделил психологические отличия по усилению одной или нескольких характеристик. В некоторых случаях они выглядели как психологические отклонения, но не выходили за пределы нормы.

    Типы характеров:

    Тип Характеристика
    Параноид

    Целеустремлен, двигается по задуманному плану, пренебрегая окружением и интересами близких. Достижение главной цели - основа жизни, ради которой готов отказаться от собственного благополучия. Склонен работать индивидуально, без потребности оглядываться на мнение коллектива. Способен на реализацию крупных проектов, решения сложных вопросов.

    Эпилептоид

    Аккуратен, бережлив. Надежный, исполнительный, пунктуальный. Энергичный, смелый, целеустремленный. Любит порядок в окружающем мире, вещах и людях. Настоящий преданный друг, но на прощение измены или предательства не готов. Нетерпим к ошибкам или недостаткам других, в будничной жизни подвержен проявление гнева по любому поводу

    Гипертим

    Энергичен, щедр, жизнерадостен. Убежденный оптимист, душа любой компании. Склонен к авантюризму. Одиночество и безделье - не для него. Быстро забывают обиды, доброжелательны и добры к окружению.

    Гипертимы идут на неоправданный риск благодаря поверхностному отношению к серьезным вещам. Проявляют фамильярность и легкомысленность. Неспособны на концентрацию, усидчивость, рутинную работу. Способность создавать видимость бурной деятельности на пустом месте помогает их карьерному росту. Легко начинают новые проекты, которые им интересны до тех пор, пока не обрастут обыденностью и рутиной

    Психастеноид

    Мнителен, неуверен в себе. Постоянно переживает за жизнь, близких, окружение. Собиратель всевозможных фобий. Ответственность и принятие решение не для него. Исполнителен, надежен и самокритичен

    Сенситив

    Домосед. Чувство долга, дисциплина и ответственность важны для него. Он спокоен, требователен к себе и окружающим, объективен. Внимателен, проявляет доброту, заботу о близких. Мирные отношения с людьми в приоритете

    Гипотим

    Всем недоволен. Раним, обидчив, мнителен. Ожидая постоянной угрозы от окружения, относится с опаской к людям. Замкнут. Привычка жаловаться, пережевывать истории с трудными жизненными обстоятельствами и претензии к людям создают сложности в общении. Остро нуждается в друзьях

    Конформный тип

    Зависит от мнения людей, предпочитая все среднестатистическое. Не идет на конфликты, всегда со всем согласен. Дружелюбен, исполнителен, легко заводит общение

    Неустойчивый тип

    Непостоянен, болтлив и любопытен, быстро теряет ко всему интерес. Живет сегодняшним днем, не думает о будущем

    Астеник

    Раздражен и недоволен. Пассивен, невнимателен. Находится в постоянном беспокойстве совершить ошибку, поэтому никогда не проявляет инициативу. Несмотря на это, дружелюбен, не помнит обид. Скромен и дисциплинирован

    Истероид

    Демонстрация собственных достоинств, желание быть в центр внимания - помощник для достижения желаемого любой ценой. Жаждет славы и признания. Обладает завышенной самооценкой.

    Игра на публику, интриги, лицемерие постоянно сопровождают его. Несмотря на это, он - успешный организатор. Инициативен, упорен, коммуникабелен. Реализует себя в творчестве

    Лабильный тип

    Подвержен резкой смене настроений. Искренний, отзывчивый, чуткий. Обладает развитой интуицией и чувствует настроение окружающих. Раздражителен и вспыльчив

    Циклоид

    Общительный и жизнерадостный. Понимая личные недостатки, не терпит критику со стороны. Перепады настроения портят отношения с людьми, но такова его природа

    Шизоид

    Замкнут, тяготеет к одиночеству, не беспокоится о мнении окружающих. Общение и новые знакомства для него - сложная задача. Полон внутренних противоречий и сомнений, остро нуждается хоты бы в одном близком друге

    Шизоид

    Из-за ошибочного мнения о шизоидном типе, как о психической патологии, состояние личности - не болезнь, но требует особого внимания. Особенности психики видны с раннего детства. Ребенок играет особняком, не спешит контактировать. Общие и командные игры неинтересны, предпочитает находиться в одиночестве или в обществе взрослых. Любить читать.

    В школьном возрасте ребенка не беспокоит мнение окружающих. Интересуется интеллектуальными играми, математикой, литературой или физикой. Чувства ребенка скрыты, их сложно понять, так как он не выражает эмоций. Дети не переносят нежности, ласк, с ранних лет оберегают личное пространство. Они бывают изгоями в подростковом возрасте, не вливаются в компании сверстников, не берут на себя роль лидера. Самооценка скачет от ощущения никчемности до мании величия.

    Взрослые люди шизоидного типа обладают сложившимся характером и темпераментом. Безразличные внешне, они полны внутренних противоречий. При любви к одиночеству нуждаются в близком человеке.

    Основные характеристики шизоида:

    • не стремятся к контактам;
    • предпочитают уединение;
    • безразличны к мнению окружающих;
    • нет хобби, увлечений;
    • полное отсутствие эмоций, внешнее спокойствие;
    • постоянное социальное напряжение.

    Архетипы личности

    Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.

    Архетип - основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга - часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.

    6 архетипов Карла Юнга

    Самость - гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.


    Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.

    Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго - реализация потенциала Тени для развития личности.

    Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус - прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.

    Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса - эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.

    Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.

Почему люди совершают те или иные поступки? Чем они руководствуются, когда произносят не всегда понятные фразы или совершая странные действия? Каждый человек индивидуален, но любой относится к определенному психотипу.

По наиболее ярким чертам характера, присущим на первый взгляд разным людям, психологи объединяют их в несколько групп, которые называются . Классификаций психотипов множество, ведь у каждого психолога, который их изучает, собственные критерии. Поэтому все они довольно условны и субъективны.

Психотипы людей

Например, немецкий психиатр Карл Леонгард выделил следующие психотипы:

1. Гипертивный

Сюда он отнес людей энергичных, инициативных, словоохотливых, оптимистичных, которые не переносят монотонности и одиночества. Это люди действия. С одной стороны, они - находка для работодателя и душа любой компании. Но с другой стороны, иметь дело с такими людьми нелегко, потому что они авторитарны, превыше всего ставят собственное мнение, не признают чужие правила, из-за чего нередко вступают в с теми, кто с ними не согласен или пытается поставить их в рамки.

2. Дистимный

Люди этого типа - противоположности предыдущего. Они немногословны, замкнуты, медлительны и пассивны. Большие и шумные компании - не для них. Они избирательны в выборе друзей, поэтому их круг общения довольно немногочислен, зато в него входят люди, которым они доверяют и с которыми чувствуют себя комфортно.

Люди дистимного психотипа предпочитают быть ведомыми, однако они не идут слепо за всеми, кто претендует на роль . Они подчиняются лишь тому, к кому испытывают симпатию и доверие.

Дистимники избегают конфликтов и уж тем более не являются их инициатором. Им можно поручать кропотливую работу, требующую усидчивости и внимательности - работу, которую не терпят люди гипертивного психотипа.

3. Циклоидный

Как следует из названия, поведение этих людей циклично и зависит от их . Если оно плохое, они молчаливы и замкнуты, как люди дистимного психотипа. Если хорошее, - словоохотливы и общительны, как гипертивного.

4. Возбудимый

Тому, кто живет по соседству, работает или является родственником человека, относящегося к возбудимому психотипу, не позавидуешь. В то время, когда он спокоен, с ним можно общаться, но это его состояние кратковременно. Он легко приходит в возбуждение - и тогда берегись! Его раздражают чужие дети, животные, взгляды, порядки. Ему кажется, что его игнорируют, не уважают. И тогда он дает волю раздражению и гневу, брюзжит, вступает в конфликты, поэтому его по возможности стараются избегать.

5. Застревающий

Подозрительны, обидчивы, мстительны, тщеславны и невероятные . Благодаря этим качествам люди этого типа часто бывают инициаторами конфликтов.

6. Педантичный

Бюрократы - это о людях данного психотипа. Они любят порядок и точность во всем и порой просто изводят окружающих своими требованиями. Работодатели относятся к ним благосклонно, но остальные их сторонятся, считая скучными и надоедливыми, предпочитая людей более ярких и интересных.

7. Тревожный

Название этого психотипа говорит само за себя: эти люди робки, и безынициативны. В сложных ситуациях, при принятии решений они нуждаются в поддержке и опоре. Для них характерно минорное, гнетущее настроение. Они часто бывают грустны, подавлены, меланхоличны. Упадок духа, уныние - привычное для них состояние. В коллективе их нередко выбирают крайними - так называемыми козлами отпущения.

8. Эмотивный

Название происходит от слова emotional - эмоциональный. Люди этого психотипа впечатлительны, чувствительны, мягкосердечны, сострадательны и отзывчивы. Главное место в их жизни занимают чувства и переживания. Они исполнительны и очень ответственны.

9. Демонстративный

Люди демонстративного психотипа обожают находиться в центре внимания и считают себя эталоном поведения. Они коммуникабельны, но в то же время любят интриги и сплетни. Еще бы! Ведь интригуя и сталкивая окружающих лбами, они сами ловят рыбку в мутной воде: добиваются желаемого. А именно - лидерства и власти. Активную деятельность они больше имитируют, чем развивают в действительности.

10. Экзальтированный

Это люди с яркими и искренними чувствами и переживаниями. Самые простые вещи и события вызывают у них безудержный восторг, бурную эмоциональную реакцию. Они часто переоценивают как собственную внешность, способности и возможности, так и эти же качества у других людей.

Но восторженность и оживленность у них легко сменяются отчаянием, тоской и унынием, если что-то идет не так, как им хотелось бы. То, что другие люди воспринимают как легкое разочарование, для людей экзальтированного психотипа становится катастрофой.

Резко меняющееся настроение - от бурного восторга до внезапной угнетенности - главный признак экзальтированной особы. Кстати, люди этого типа - нередко обладатели хорошего вкуса, из которых получаются выдающиеся художники, дизайнеры и т. п.

Они влюбчивы, привязчивы, сострадательны и словоохотливы. Из-за неуравновешенности склонны к паникерству.

11. Экстравертированный

Людей, относящихся к , объединяет коммуникабельность и общительность. У них много друзей и знакомых, они разговорчивы, но и сами умеют внимательно слушать. Избегают конфликтов или же играют в них пассивную роль. Исполнительны, но несколько легкомысленны и легко попадают под чужое влияние.

12. Интровертированный

Замкнуты, сдержанны, они склонны к философствованию и одиночеству. Принципиальны и упрямы, настаивают на своем даже тогда, когда знают, что неправы. Им приписывают эмоциональную холодность и отсутствие привязанности к кому-либо.

Ознакомившись с каждым психотипом, можно определить собственный и подкорректировать некоторые черты своего характера, которые мешают в работе и личной жизни. Стоит заметить, что вряд ли найдется какой-то «чистый» психотип. Каждый человек обычно узнает себя в двух, трех, а то и больше психотипах.

Психогеометрия

Еще одно любопытное разделение людей на психотипы предложила американский психолог Сьюзен Деллингер. Психогеометрия - так называется ее теория. При чем здесь геометрия? Согласно теории Сюзен Деллингер, каждый человек ассоциируется с определенной геометрической фигурой. Разумеется, здесь тоже нет «чистого» психотипа, а есть смешанный, в котором преобладает один основной тип. Итак, это круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и зигзаги.

Люди-круги

Это люди, которых называют душой компании: они веселы, общительны и . Ни одно мероприятие, будь то корпоратив, чей-то день рождения или обычная тусовка, не проходит без их активного участия.

Они - хорошие психологи, им доверяют, к ним приходят «поплакаться», получить поддержку и дельный совет. Им мало «живого» общения, поэтому они - завсегдатаи социальных сетей, где имеют множество друзей, с которыми ведут активную переписку.

Люди-круги обожают живую природу: они заводят домашних питомцев, которые становятся едва ли не полноправными членами семьи, разводят цветы. И благодаря этим увлечениям находят единомышленников и еще больше расширяют круг своих знакомств.

К числу недостатков людей-кругов можно отнести нелюбовь к порядку и некоторую зависимость от чужого мнения, в результате чего они нередко попадают под постороннее влияние.

Люди-треугольники

Именно люди-треугольники чаще всего занимают руководящие должности в бизнесе, политике и других сферах жизни, ведь они быстро и не боятся брать на себя ответственность. Они на лету схватывают новую информацию, умеют ей оперировать и способны одновременно выполнять или контролировать выполнение нескольких задач. Их приказам невозможно не подчиниться: они отдают их быстро, четко и со знанием дела.

Неудивительно, что люди-треугольники отдают предпочтение дорогим вещам, подчеркивающим статус их хозяина, будь то одежда, автомобиль, смартфон, алкоголь и пр.

Эти люди не терпят возражений, они несколько деспотичны и тщеславны.

Люди-квадраты

Это аккуратисты и педанты. Они не позволяют себе неряшливости ни в чем: их вещи не кричат о статусе, они могут быть немодны и недороги, зато всегда в идеальном порядке. То же самое можно сказать об их рабочем месте: здесь все всегда лежит на своих местах. При покупке автомобиля или других необходимых вещей люди-квадраты прежде всего исходят из соображений практичности.

Из них получаются хорошие администраторы, бухгалтеры, хозяйственники, чиновники. Цифры, документы, приказы, инструкции - то, что на других наводит скуку, их стихия, где они чувствуют себя, как рыба в воде. Они исполнительны, надежны, спокойны и не склонны к открытому проявлению эмоций.

Люди-прямоугольники

Это люди с неустойчивой психикой. Когда у них все складывается так, как им хотелось бы, они переполнены радостью и любовью: «Жизнь удалась!». Но вот белая полоса сменяется черной, и их настроение кардинально меняется. Они не умеют противостоять неприятностям и неудачам. У них опускаются руки, и из жизнелюбивых оптимистов они моментально превращаются в угрюмых пессимистов и нытиков. Так же быстро меняется и их : она то стремительно взлетает, то так же стремительно падает. Об их настроении можно судить по состоянию их рабочего стола: на нем то идеальный порядок, то вопиющий бардак.

Они несколько инфантильны, незрелы и не имеют собственных твердых убеждений. Их мнение колеблется, подобно флюгеру на ветру, в зависимости от . Они склонны копировать не только чужое мнение, но и поведение, привычки, предпочтения. Например, при покупке автомобиля они руководствуются не своими интересами, а обращают внимание на то, какую марку выбирают другие люди. Точно так же они копируют чужой стиль в одежде, манерах, потому что из-за не в состоянии определить собственный.

По мнению Сьюзен Деллингер, все психогеометрические типы в стрессе становятся похожи на людей-прямоугольников.

Люди-зигзаги

Изобретательные, эмоциональные, зажигательные - так можно охарактеризовать людей этого психотипа. Их поведение отличается нестандартностью, его невозможно предсказать. Они необычны во всем: в манере говорить, одеваться, украшать свой дом. Люди-зигзаги, как правило, выбирают себе творческие профессии. Им нравится быть не такими, как все, и привлекать к себе всеобщее внимание. Эти люди в своем большинстве ветрены и непостоянны.

Немного юмора

Определить свой психотип можно, прочитав описание каждого из них. Но Сьюзен Деллингер предлагает еще и два шутливых теста .

В соответствии с первым нужно из пяти вышеназванных геометрических фигур выбрать и нарисовать три. Первая, которую изобразит человек, и определит его основной психотип. Две следующие нарисованные им фигуры покажут дополнительные черты характера, ведь, как известно, люди представляют собой не «чистые» психотипы, а смешанные, с преобладанием какого-то одного.

Во втором тесте предлагается ответить на 5 вопросов и, в зависимости от ответа, определить свой психогеометрический тип. Итак, мы заходим в автобус и:

  1. быстро занимаем свободные места для себя и своего спутника, после чего продолжаем веселый разговор, вовлекая в него окружающих;
  2. выбираем место получше, затем углубляемся в свои мысли и упорно никого не замечаем до тех пор, пока не доедем до своей остановки;
  3. ищем свободное место. Если находим, - садимся, если такового нет, спокойно едем стоя;
  4. чувствуем себя неуютно, поскольку предпочли бы такси;
  5. останавливаемся возле водителя без желания пройти в середину автобуса. Мы охотно вступаем в разговор как с ним, так и с остальными пассажирами.

В первом случае в автобус сел человек-круг, во втором - треугольник, в третьем - квадрат, в четвертом - прямоугольник и в пятом - зигзаг.

Типы личности и типы характера человека

Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).

Мы предлагаем рассмотреть типы личности , состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.

Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.

Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.

Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:

«Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»

Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая , параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная, психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).

Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.

Типы характера человека практически не бывают чистыми , как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная , истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.

Алиса: Я сошла с ума, да?
Отец: Да. Чокнулась. Рехнулась. И просто сошла с ума. Но открою тебе секрет: безумцы всех мудрей.
Алиса в стране чудес

О шизофрении как клиническом заболевании есть много книг, исследований, монографий и описаний. Вместе с тем интерес к ней не утихает. В этой статье речь пойдет о шизоидном типе личности, находящимся в границах нормы, и о том, как шизоиду адаптироваться к жизни, оставаясь в согласии со своей природой.

При шизоидном типе личности на одном конце «ветки» есть гениальные, высокоэффективные, социально-адаптированные люди с шизоидной организацией личности, а на другом конце психические больные, страдающие шизофренией, не способные к самостоятельной социальной жизни.

Часто детей-шизоидов описывают как особо чувствительных, восприимчивых как к физическим стимулам – свет, прикосновения, звуки, так и к эмоциональным, проявления сильных эмоций заставляет их сжиматься, напрягают.

Взрослые люди-шизоиды также остаются удивительно чуткими, чувствительными, одаренными способностью понимать, воспринимать мир и других людей с потрясающей точностью и подлинностью. Люди, имеющие шизоидный тип личности остро чувствуют ложь и фальшь в других, как радар, выявляя любую неискренность.

Один из моих коллег, талантливый шизоид , настолько точно интерпретировал происходящее с клиентом на учебных сессиях, что по нему можно было ориентироваться как по камертону, настраивая свой профессиональный «внутренний инструмент» для чуткого восприятия другого человека.

Такая чувствительность делает шизоида очень уязвимым к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир.

Тенденция ухода в себя также может быть вызвана воспитанием в объятиях удушающей гиперопеки матери. При подозрениях на подростковую шизофрению часто рядом с мальчиком-подростком обнаруживается нарушающая личные границы мать, которая тащит своего покорного сына то в церковь, то на расстановки или к целителям.

Если в семье, где растет чувствительный ребенок-шизоид , практикуются эмоциональная неискренность, двойные послания, например, похвала и любовь на людях с одной стороны, равнодушие и критика дома – с другой, то рано или поздно ребенок может начать полагаться на уход в себя, изоляцию от других, чтобы защититься от лжи, фальши, вызывающих глубокое замешательство, гнев и безнадежность.

В школе я задавала неудобные вопросы про советский строй, за что и подвергалась скрытой агрессии со стороны учителей. Я оставила эти вопросы глубоко внутри себя.

Из терапевтической беседы

Необходимость полагаться на свой внутренний мир также может появиться в результате ранней изоляции ребенка, которого с младенческого возраста оставляли одного дома или в кроватке, не подходили ночью на крик, воспитывая «самостоятельность».

В итоге ребенок-шизоид старается найти способ адаптации к вынужденной изоляции и выбирает «не нуждаться» в близости, ища в большей степени опору в себе и своем внутреннем мире.

Что-то толкало меня из автобуса в автобус, где я могла сидеть с шизофренической апатией на лице, погрузившись в свой внутренний мир, и внешне ничем не выделяться среди остальных занятых своими проблемами пассажиров, которые равнодушно следят за мелькающими в окнах пейзажами.

Барбара О’Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи.

В общем, вторгающиеся в тонкие границы изначально достаточно чувствительного ребенка взрослые, ранняя изоляция, одиночество и неэмпатичный родительский уход способствуют возникновению внутреннего конфликта между стремлением к близости и избеганием ее, желанием дистанцироваться, что и приводит к формированию шизоидного типа личности.

Ценной адаптивной способностью людей, обладающих шизоидной организацией личности, является их креативность. Важно лишь находить форму для выражения богатого внутреннего мира. Большая часть художников, скульпторов, музыкантов имеют шизоидную личность.

Здоровый человек шизоидного типа способен направить свои таланты в искусство, философию, в науку, в духовные изыскания, в какие-то действия в реальном мире. Более глубоко травмированный шизоид испытывает колоссальные страдания от невозможности реализации своих способностей из-за страха, отчуждения от общества, одиночества.

Я нашел себя в погружениях в глубины морской жизни на занятиях дайвингом. Это действие, которое я произвожу в реальном мире, и которое символически отражает мои привычные погружения в глубины самого себя.

Из личной беседы

Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, то чаще страдают от бойкота или агрессии со стороны этого большинства.

Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей. Однако, внутренне они остро переживают собственную инаковость, отличность от других, непонятность для окружающих, а значит какую-то глубокую внутреннюю неправильность.

Для такого человека жизненно важно быть понятым, услышанным, одновременно ему может быть невыносимо страшно оказаться слишком близко к другому. Шизоид боится, что если близкий любимый человек его полностью узнает, то он покажется ему уродом или чудаком.

В итоге люди-шизоиды нередко выбирают обособленность и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. Если такое происходит, то стоит, преодолевая страх , возвращать себя в общение. Возможно, сначала в терапии, затем в личной жизни.

«Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения» — приводит пример негласного послания человека шизоидного типа А. Роббинс. Конфликт близости – дистанции является центральным в шизоидном типе личности.

Страх вторжения, поглощения оказывается сильнее желания интимности. Часто в семьях при возникновении проблем в отношениях не-шизоидная женщина пытается сблизиться со своим партнером-шизоидом, «поговорить по душам», а тот в ответ, боясь поглощения, отдаляется.

Для того, чтобы считаться с такой особенностью и обеспечить комфортное существование шизоиду необходимо собственное безопасное пространство. Есть люди другого склада, другие типы характера человека, которые могут руководствоваться принципом «человеку на самом деле не много надо – крыша над головой, да хлеб с маслом».

Человеку с шизоидной личностью так не выжить, вернее, выжить можно, но придется постоянно испытывать страдания, душевную и физическую боль . Ему необходимы пространство, дистанция, воздух.

Буквально телом чувствую это городское замкнутое пространство хрущевки, боль от шума, гари, запахов. Здесь я не могу собраться, разваливаюсь на кусочки…

Из личной беседы

Для того, чтобы оставаться в контакте со своей природой, шизоиду важно найти или организовать себе свое место, дом, пространство, где он может чувствовать себя спокойно и безопасно. Иногда приходится изрядно постараться, чтобы обеспечить себе такое место, но оно того стоит.

При этом также важно иметь близкие отношения, не уходить во внутреннее или внешнее отшельничество.

По моим наблюдениям, у здоровых шизоидов дистанция в полмира при использовании современных технологий не будет являться препятствием для ощущения близости. Высокофункциональный человек, имеющий шизоидный тип личности, может организовать свою работу удаленно для того, чтобы успешно разрешить внутренний конфликт дистанции-близости.

Работать дома в безопасном уютном и своём пространстве, но с помощью современных технологий, держа руку на пульсе компании, в которой он трудится. В этом случае человек вообще не ощущает большого расстояния, так как благодаря чуткости шизоида, оно не препятствует близости и поддержанию контактов.

Кроме того, люди-шизоиды испытывают явную тревогу по поводу базовой безопасности. Так как окружающий мир кажется им наполненным угрожающими, тесными, шумными, разрушающими силами, опасными для индивидуальности. Иногда такая тревога может выглядеть преувеличенной для других людей.

— В России можно выживать, но жить по-настоящему… нет.
— Всю жизнь живу в России – пока не убили…

Подслушанный диалог

С этой тревогой трудно иметь дело, хочется позаботиться о безопасности, но до конца безопасно все равно не будет. Сначала нужно достичь ощущения безопасности и комфорта в пространстве дома и в отношениях с любимыми людьми.

Затем можно постепенно распространять это чувство стабильности и безопасности на внешний мир. Здесь не стоит торопиться, обретение внутренней земли обетованной плавно и своевременно распространится на внешний мир.

— Было хорошо в Камбодже?
— Да…
— Теперь найди свою внутреннюю Камбоджу.

Из терапевтической беседы

Когда внутренней безопасности нет, помогает внешний поиск такого места на земле. Если находится такое пространство, то оно остается внутри вас. Однако, если внешний поиск не сопровождает внутренним, то он грозит бесконечными скитаниями наподобие дауншифтеров, которые ищут что-то через внешний мир, путешествуют, но как будто не находят внутреннего мира. И наоборот, если есть «внутренняя Камбоджа», внутренняя точка равновесия и мира, то внешняя обстановка перестает быть угрожающей, тревожной, разрушающей.

Итак, мы выделили следующие особенности человека с шизоидным типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Богатый внутренний мир, который важно учиться креативно выражать вовне, преодолевая тенденцию ухода в себя.
  • Внутренняя чуткость, чувствительность, сензитивность, которая требует психологической гигиены – создания безопасного пространства, умения беречь себя.
  • Конфликт дистанции – близости, для разрешения которого необходимо собственное безопасное пространство, соблюдение личностных границ в отношениях с близкими людьми, и опыт принятия другим человеком.
  • Пренебрежение условностями, общественными нормами, что может провоцировать нападение большинства на шизоида, усиливая его страх поглощения. В результате человек выбирает изоляцию и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. В этом случае, стоит, преодолевая страх, возвращать себя в общение. Пусть контактов будет не много, один-три человека, этого может оказаться достаточно для комфортной жизни.
  • Тревога по поводу базовой безопасности, для погашения которой создается внутренне безопасное пространство, которое постепенно распространяется на внешний мир.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Похожие публикации