Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Роль сергия радонежского в русской истории. Сергий радонежский основатель русской идеи. Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле б

1. Роль Сергия Радонежского в общественно-культурной жизни Московской Руси

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, но имена, которые уже выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно (историческое лицо) из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. И в наши дни люди всех классов русского общества притекают к гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования. И этот приток не изменился в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов Русской земли, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV в.

Сергий, вместе с другими известными церковными деятелями той эпохи … подвизаясь … на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело -- укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV в. От вековых бедствий (татаро-монгольского ига) человек (XIV века) так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка первооснов христианского общежития (т.е. общественной жизни), но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них. 2

Пробуждение потребности (в первоосновах христианского жизнеустройства) было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни… Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество…

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа. Этими каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из этих факторов -- великое событие, совершившееся при жизни Сергия, а другой -- целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни…

Примечание: нужно заметить, что в течение всего периода "феодальной раздробленности" Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, главным объединяющим началом для народа была единая культура, в основе которой лежала единая религия и единый письменный язык -- церковнославянский (разговорные диалекты могли очень сильно различаться), а также то, что все русские территории объединяла одна Русская Церковь).

Сергия как на одного из вдохновителей Куликовской битвы, лично благословлявшего молодого князя Дмитрия (Донского) и войско, и потом поддерживавшего их грамотами, обещая помощь Святой Троицы. Ключевский пишет: "…Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: "Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь". Также Ключевский упоминает и миротворческую деятельность Сергия: "по просьбе великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского), как рассказывает летописец, „старец чудный" отговорил „суровейшего" рязанца (Олега Рязанского) от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами" (известно также примирение Сергием бунтующей Твери с Москвой).

Образ жизни Сергия служил примером для сотен и тысяч людей, приходивших к нему (или в основанные им монастыри) постоянно со всей Руси за духовной поддержкой и советом: по мысли Ключевского, через духовных детей, паломников-богомольцев и т.д. идеалы Сергия распространялись по всей Руси.

Сергий Радонежский построил знаменитый монастырь в честь Святой Троицы, признанный духовный центр России (теперь-- Свято-Троицкая Сергиева Лавра), ставший образцом для последующих монастырей.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило-- самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

Деятельность творческого объединения "Мир искусства"

Душой редакции журнала «Мир искусства» был А. Бенуа. Александр Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил...

История создания Второго концерта С. Рахманинова

Понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством; -культура часто носила патриотический характер...

Католичество и православие как типы христианства и средневековой культуры

Все мировоззрение феодального общества Западной Европы в эпоху Средневековья оставалось преимущественно религиозным. Средневековой образ мира был полностью основан на религии...

Культура Древней Руси IX-XI веков

Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX-X вв.), ставших сначала центрами союзов племен...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Появление в России интеллигенции как особой социальной группы относится к 30-40-м гг. 20 века. К середине 19 века она существует как вполне сложившаяся социальная прослойка в обществе...

Культурная и духовная жизнь японцев

Я красотой цветов плениться не устал, И слишком праздно потерял их сразу… Всегда жалею их, Но так их жаль, Как этой ночью, - не было ни разу! Аривар Нарихир (9 век) Япония расположена на многочисленных (около 1000) островах Тихого океана...

Нравственное наследие Древней Руси в современной российской культуре

Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? Продолжая тему древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственных аспектов жизни русского народа нужно учесть два основных момента...

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной "идеологии" эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно...

Объединение "Мир искусства"

Постепенно разногласия, царившие внутри группы мирискусников, привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 года прекратил свое существование. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала...

Особенности комплектования фонда библиотеки Заокской духовной академии

С самого первого появления книг на Руси, им предстояло занять значительное место в жизни людей. Хотя читали не все слои населения, в разряд образованных входили священнослужители, монахи, иноки и богатые и знатные члены общества...

Особенности культуры средневековой (московской) Руси

I. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 - 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы - Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

II. Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где - либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм - Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 - 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII - XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

III. Архитектура Троицкого собора .

Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают киливидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (до 45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема построения порталов, окон, кокошников и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня; узкие, редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Членение фасадов сохраняет традиционную трехчастность, но это уже не обычная владимиро- суздальская разбивка поверхности стен лопатками тонкого профиля с полуколонками, переходящими в обрамление закомар. Плоские лопатки Троицкого собора очень массивны и приобретают значение конструктивных пилястр; на их копители опирается арочная кладка килевидных закомар, поле которых отделено от плоскости стен дополнительным уступом. Таким образом, здесь впервые в русской архитектуре появляется оригинальная трактовка классической ордерной системы, получившая затем своебразное развитие в сооружениях последующего столетия.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искустно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы.

Благодаря строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера наклон стен и пилонов, крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской.

Список используемой литературы

1. Балдин В. Загорск, М., “Искусство”, 1989

2. Балдин В. Загорск, М., “Стройиздат”, 1981

3. Граф Сергей Шереметьев Свято- Троицкая Сергиева лавра, М., Типо-Лит. Н.И. Куманина, Мясницкая, близъ Почтампа., 1898

4. Греков А. Загорский музей заповедник, М., “Московский рабочий”, 1991

5. Нефедов А.Н. На древнем Маковце, М., “Московский рабочий”, 1987


ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО


Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.
Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.
Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внут-ренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.
Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в само-державной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафоличе-ское, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пас-тырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.
Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.
Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами.
Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей.

В 2014 году весь христианский мир отметил семисотлетие с момента появления на земле великого праведника Сергия Радонежского. В этой статье мы постараемся познакомить вас с жизнью великого русского игумена, расскажем, как называлась Россия при Святом Сергии. Объясним, почему столь велико значение его деятельности в истории нашего Отечества.

Рождение преподобного Сергия

Шестнадцатого мая (по новому стилю) 1314 года родился будущий игумен Русской Земли. Через сорок дней после рождения младенца назвали Варфоломеем, что означает "Сын радости". Это имя было редким в то время среди боярства. Его носил один из Христа.

Усадьба его родителей располагалась в селе Варницы, неподалеку от Ростова Великого. С детских лет Варфоломей был отмечен особой благодатью. С каждым годом Мария и Кирилл убеждались в богоизбранности сына.

Радонеж - вторая родина Сергия

В 1328 году семейство переехало в Радонеж, где Варфоломей начал проявлять интерес к монашеской жизни и впервые задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Эта идея принадлежала его брату Стефану, ушедшему в монахи. Отец Варфоломея был недоволен таким решением и всячески старался отговорить среднего сына от подобного шага.

Сергий не стал расстраивать отца и остался с родителями, чтобы помогать им по хозяйству. В 1337 году родители Сергия умерли, и он, отдав свою часть наследства младшему брату, вместе со старшим Стефаном стал вести жизнь отшельника в глухом лесу.

Как называлась Россия при Святом Сергии? Наше Отечество в те времена звалось Русью, где испокон века отшельничество считалось высшей степенью монашеского совершенства. Братья построили келью и зажили уединенной жизнью. Стефан не смог выдержать испытания и покинул келью. Сергий остался в полном одиночестве. Вскоре об отшельнике разнеслась молва как о святом человеке (праведнике). К нему стали идти монахи и простые верующие.

Вокруг Сергия образовалась небольшая община из двенадцати человек. Они построили деревянную церквушку во имя От преподобного Сергия начался культ Троицы. Это была община, возродившая дух единомыслия и братской любви. Они проповедовали жизненный принцип «Не совершай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Для того времени это было ново и необычно. В монастырях процветали ненависть, склоки, жадность.

Верующие стали идти к Сергию, чтобы убедиться в существовании «земного чуда». Вскоре они стали говорить, что рядом с ними живет праведник - посланец Бога. При Святом Сергии Россия называлась Русью. И в то время считалось, что нашествие монголо-татарских племен - это наказание за ее грехи. Помочь ей спастись может только возрождение милости божьей. Община Сергия - показатель истинно праведного образа жизни.

Чудеса Святого праведника

Христиане уверены, что лишь благодаря великой вере в Господа и постоянным искренним получил дар исцеления людей, которые молили его о помощи. Он мог одним прикосновением руки исцелять слепоту, лечил бесноватых и немощных, немых и хромых.

Однажды в одном из монастырей, где в то время находился Преподобный, закончилась вода. Он стал усиленно молиться Всевышнему, нашел место, освятил его крестом, и свершилось чудо - на этом месте забил родничок, который сегодня называют Сергиевым.

Как-то поздней ночью Великий праведник молился и читал о житии Богородицы. Сильный порыв ветра задул лампадку. Сергий так воспылал своим духом, что книга просияла небесным светом.

Как многие святые, Преподобный был наделен даром провидения. Именно благодаря этому дару его благословение знаменитого князя Дмитрия Донского на бой с татарами оказалось столь действенным. Эта победа стала началом возмужания и укрепления Московской Руси, как называлась Россия при Святом Сергии. И вдохновителем ее стал Великий Праведник.

Сергий Радонежский в истории России

За свою долгую и праведную жизнь Сергий основал двадцать монастырей, и не только в Москве. Россия при Святом Сергии с помощью монастырей начинает осваивать новые земли. У него появляется много учеников, с возрастом его авторитет становится непоколебим.

Большую роль сыграл преподобный Сергий в победе ополчения на У Дмитрия Донского не хватало воинов, чтобы противостоять Золотой Орде. Было необходимо собрать ополчение. Требовалось разъяснить народу, что это Дмитрий приехал к Сергию и попросил благословения на ратный подвиг. Преподобный благословил воина, а кроме того, по его совету в русское войско вступили два монаха.

Значение деятельности Сергия

Он никогда не принимал участия в боевых действиях, ни с кем не воевал. Но по исторической значимости своей деятельности Сергий был выше полководцев того времени. Тот, кто интересовался историей, знает, что в тринадцатом-четырнадцатом веках было иное название России. При Сергии Радонежском славянский народ объединяло гордое и емкое название Русь (Московская).

Великий праведник был истинным церковным дипломатом, величайшим христианином, создателем новых монастырей, учителем, воспитавшим очень много учеников и последователей, которые несли его мысли и идеи в жизнь.

День памяти Сергия

Скончался Сергий Радонежский двадцать пятого сентября 1392 года в возрасте семидесяти восьми лет. Этот день у христиан считается днем памяти Святого Сергия. В это время в основанный им монастырь - - нескончаемым потоком идут люди. Они молятся, преклоняются мощам Святого Сергия. Издавна в этот день к его мощам приезжали князья и цари русские и шли к монастырю пешком.

После смерти Сергий причислен к лику великих святых. Прожив долгую и праведную жизнь, он смог объединить русских князей, убедить их подчиниться князю московскому и вместе выступить против татар.

Душа русской церкви

Многие верующие считают, что и сегодня в Свято-Троицкой Лавре, которую основал Преподобный, живет душа Церкви Руси, так как называлась Россия при Святом Сергии именно так. Русский игумен почитаем нашим народом и христианами всего мира, как никакой другой. Поэтому пребывание в Троицкой Лавре - это всегда благодать. Сергий Радонежский - наш полководец в видимых и невидимых сражениях. На протяжении семи веков русские люди говорят о Великом праведнике, что с ним нам не страшна никакая беда.

Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй - Кирилло-Белозерский монастырь, приобретший особенную знаменитость в XV и XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.

Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя, перед которым во прах падет их ислам. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.

Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.

Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в самодержавной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафолическое, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пастырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.

Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.

Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами.

Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания реферата я выполнила поставленные в начале цели и пришла к изложенным ниже выводам.

Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры.

Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений.

В конце своей работы я бы хотела привести слова патриарха Московского и всея Руси Алексия I: "Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося". Мне остается лишь согласится с ним и добавить, что мне было очень интересно писать о Преподобном Сергии Радонежском. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.

Похожие публикации