Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Основные черты первобытного строя. появлние древнейшего человека на территории нашей родины. Основные черты первобытного общества Периодизация предпосылки возникновения основные черты первобытной культуры

  • 4. Основные концепции происхождения белорусской народности (этноса)
  • 5. Общая характеристика, понятие и периодизация европейского Средневековья.
  • 6.Раннефеодальные княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.) в 19-13 веках. Христинанизация Беларуси.
  • 7. Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское (вторая половина 13 – первая половина 16 вв.).
  • 8. Культура белорусских земель XIII–XVI вв.
  • 9.Люблинская уния 1569 г.: ее истоки и сущность. Белорусские земли в составе Речи Посполитой.
  • 10.Политический кризис Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой.
  • 11. Буржуазные реформы в Российской империи 1860-1870-х гг. И особенности их проведения в белорусских губерниях
  • 12. Восстание 1863-1864 гг. И его влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях.
  • 13. Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
  • 14. Социально-экономическое развитие белорусских земель в начале 20 века.
  • 15.Первая мировая война и ее последствия для Беларуси. Февральская (1917 г.) революция.
  • 16. Победа Октябрьской революции в Петрограде и Беларуси.
  • 18.Формирование советской общественно-политической системы в 20-30 гг.
  • 19. Социально-экономическое развитие бсср в 1920-1930гг.
  • 20. Беларусь в составе Польского государства (1919-1939гг.)
  • 21. Начало Второй мировой войны. Объединение белорусских земель в составе бсср.
  • 22.Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима, его цели.
  • 23. Решающие победы Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
  • 24. Боевая деятельность партизан и подпольщиков.
  • 25. Освобождение Беларуси. Операция «Багратион». Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн. Итоги войны для белорусского народа и его вклад в Победу над фашизмом.
  • 26.Основные тенденции общественно-политического развития бсср в 1945-1985 гг.
  • 27.Основные тенденции социально-экономического развития бсср в послевоенный период (1945-1985 гг.)
  • 28. Культура Беларуси советского периода
  • 29. Провозглашение Республики Беларусь. Распад ссср и создание снг.
  • 30. Основные тенденции общественно-политического развития республики Беларусь.
  • 31. Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной экономики.
  • 32. Геополитическое положение Республики Беларусь.
  • 1. Основные черты и периодизация первобытного общества. Белорусские земли в период первобытности

    Первобытнообщинный строй – первый этап в развитии человечества занимает огромный период времени с момента появления человека около 4 млн лет назад до середины I тысячелетия н. э. В зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда, установилось деление первобытной эпохи на такие века:

    – каменный – приблизительно 4 млн лет назад – III тысячелетие до н. э.;

    – бронзовый – III–I тысячелетие до н. э.;

    – железный – I тысячелетие до н. э. – сер. I тысячелетия н. э.

    В свою очередь каменный век включает в себя палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новый каменный век). К основным чертам первобытного строя следует отнести, во-первых, зависимость людей от природных условий. Вся жизнь первобытного человека проходила в борьбе за выживание, что стимулировало появление новых орудий труда и новых видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, всеобщность и обязательность труда. В-третьих, для первобытной эпохи характерно коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства. В развитии первобытного хозяйства принято выделять два основных этапа – присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство (собирательство, охота, рыболовство) совпадает с периодом палеолита и мезолита. В этот период человек (как считают ученые около 300–200 тыс. лет тому назад) овладел огнем. Миф о Прометее, принесшем людям огонь – молнию, отражает техническую победу наших отдаленных предков. В мезолите человек создал лук со стрелами, каменный топор с деревянной ручкой.

    С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству, в котором основными видами хозяйственной деятельности становятся земледелие и скотоводство (неолитическая революция). Переход к земледелию и скотоводству означает и первое общественное разделение труда (деление племен на земледельческие и скотоводческие), что способствовало прогрессу в развитии производительных сил. В неолите человек уже использовал ткацкий станок, гончарный круг. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, появились первые колесные повозки с использованием тягловой силы животных. Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тысячелетии до н. э. Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Занятие скотоводством и земледелием усилили роль мужчины в производстве. Начался переход от матриархата (счет родства по материнской линии) к патриархату (счет родства по отцу). Использование железа для изготовления разнообразных орудий труда способствовало не только дальнейшему развитию земледелия и

    животноводства, но и зарождению ремесленного производства как самостоятельного вида деятельности. Отделение ремесла от земледелия означает второе общественное разделение труда. Заселение территории Беларуси первобытными людьми происходило в промежуток времени 100–35 тыс. лет до н. э. Самые известные стоянки первобытных людей эпохи палеолита на территории рес- публики найдены возле деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района, возраст которых 26–23 тыс. лет. Население в палеолите было немногочисленным. На каждой стоянке в среднем жило по 25 человек. Условия для жизни людей были тяжелые. На севере Беларуси стоял ледник, климат был арктический, растительность бедная. Приблизительно 10–8 тыс. лет до н. э. закончился ледниковый период. В мезолите произошло полное заселение человеком территории Беларуси. Известно 120 стоянок эпохи мезолита на территории Беларуси. Общая численность населения составляла приблизительно 4,5–6 тыс. человек. Основные орудия труда изготавливались из кремня, кости и дерева. Примитивное земледелие и скотоводство на белорусских землях появилось уже в неолите (приблизительно в IV тысячелетии до н. э.), а повсеместное распространение получили в эпоху бронзы (III–I тысячелетии до н. э.) с приходом на территорию Беларуси балтских племен. Первоначально земледелие существовало в самой примитивной форме – «подсечно-огневая система». Наиболее ранними зерновыми культурами земледелия на Беларуси считаются пшеница, лен, просо. Чуть позже стали сеять ячмень, бобовые и корнеплодные растения. Рост численности населения, значительный прогресс в изготовлении орудий труда, особенно с началом железного века, явились объективными предпосылками появления более интенсивной системы земледелия – пашенного, которое появилось на территории Беларуси в раннем железном веке. Землю обрабатывали с помощью деревянного рала, предшественника сохи и плуга, и тягловой силы животных (быка и коня). Использование тяговой силы животных повышало производительность труда в 45–50 раз. Следует отметить, что на протяжении всего раннего железного века на белорусских землях подсечное и пашенное земледелие сосуществовали. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что племена, проживавшие на территории Беларуси, научились добывать железо и изготавливать из него различные орудия труда – топоры, мотыги, серпы, косы в VII в. до н. э. Использование железа способствовало не только дальнейшему развитию земледелия и животноводства, которые стали больше давать продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, но и зарождению ремесленного производства – кузнечному, обработке дерева,

    кожи, кости, ткачеству, ювелирному и др. Совершенствование орудий труда, накопление агротехнических знаний, рост производительности труда привели к разложению первобытнообщинного строя в VI–VIII вв. н. э. В этот период ремесло окончательно отделилось от земледелия, а основной экономической ячейкой общества становится семья. Процесс разложения первобытного строя по времени совпал с заселением территории Беларуси славянскими племенами.

    ВВЕДЕНИЕ

    Изучение становления и развития первобытного общества, а также осуществление власти в тот период, имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную и властную природу любого общества, в том числе современного государства, их особенности и черты, дает возможность проанализировать прогрессивность и эффективность жизни общества и государства в целом.

    Тема данной курсовой работы на сегодняшний день остается достаточно актуальной, так как изучение организации первобытного общества, осуществление власти в нем, дает основание для анализа ошибок прошлого или наоборот его бесценного опыта.

    В современном понимании государство в первобытном обществе не существовало, однако, целенаправленно и прогрессивно преобразовалось именно в него. Анализ такого преобразования дает четкое уяснение функций и методов такого прогресса, что позволяет с позиции прошлого оценить современную политическую обстановку в обществе.

    Анализ первобытно-общинного строя позволяет яснее определить основные направления деятельности на пути к становлению государства, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

    Соответственно, чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

    Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления власти, государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

    Изучение процесса становления первобытного общества, организации власти в нем, в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

    ;1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

    Общая характеристика первобытного общества

    Первобытное общество -- это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    Первые письменные хроники появились свыше 5000 лет назад, однако есть сведения о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 млн. лет назад Где как и почему это произошло «ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест» Глав. ред. Нателло Ярошенка. Франция, 1998. С. 10..

    Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 000 лет назад См. Там же. ледянки начали таять, климат стал более благоприятным. Земля стала плодоносить, покрылась растительностью, деревьями и травами, появились различные представители флоры и фауны, а в общинах первобытных людей стали складываться различные жизненные уклады.

    Государство не существовало всегда, оно образовывалось постепенно, с момента становления социализации человечества.

    Ученые и политологи сошлись во мнении, что экономической основой первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Иными словами, все орудия труда, пища, одежда, принадлежали всем, а точнее обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период, такого человеческого общежития были различны, как то родовая община, племя, человеческое стадо и др.

    Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и нормам, существовавших в первобытном обществе.

    Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

    Для первобытно-общинного строя характерен коллективный характер труда, который обуславливается рядом причин:

    В период первобытности основным объектом охоты являлись крупные животные - мамонты, буйволы, носороги и прочие.

    Орудия труда (охоты) были настолько примитивны, что делали индивидуальную охоту, на подобного рода животных, невозможной. Имея в руках дубину, вряд ли можно отправится на охоту, например, на буйвола. В такой ситуации единственным выходом становится загонная охота, в которой участвуют несколько человек. Каждый участник загонной охоты выполняет свою функциональную задачу, и потому, результаты такой охоты делились поровну.

    Для первобытнообщинного строя характерно и разделение труда, по полу и возрасту, мужчины - войны и охотники, женщины и дети - собиратели плодов и ягод.

    Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль , то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.

    В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.

    Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить и пользоваться оружием (копья, палки, камни).

    Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.

    Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

    Наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность.

    Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий.

    Экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

    Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

    1) базировалась на родовых (семейных) отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной единицы, обладающей общим имуществом, орудием труда и его результатом. Роды образовывали более крупные объединения, такие как фратрии, племена, союзы племен. Род играл решающую роль в становлении первобытного общества, власть в основном распространялась только в рамках рода, выражая его волю;

    2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии;

    4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

    Исходя из вышеперечисленного, напрашивается вывод, что власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее, она стала видоизменятся, и приобретать новые черты.

    В истории человечества первобытный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества.

    Основные черты первобытного общества: 1) крайне низкий уровень развития производительных сил; 2) коллективный труд; 3) общинная собственность на орудия труда, землю; 4) уравнительное распределение продуктов природы и труда; 5) сильная зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

    Для первых ступеней человеческой истории решающее значение имело естественное богатство в видесредств к жизни (плодородие почв, обилие животных, рыбы, наличие пригодных для разведения злаков земель). Позднее решающее значение приобретает естественное богатство в виде средств труда (полезные ископаемые, лес, водопады и др.).

    В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс подразделял развитие экономики первобытного общества на два периода:

    1. Период преимущественного присвоения готовых продуктов природы, или период присваивающего хозяйства ;

    2. Период ведения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности, или период воспроизводящего хозяйства.

    Период присваивающего хозяйства . Состояние производительных сил характеризуется: 1) примитивно изготовленными орудиями труда (оббитый камень был универсальным орудием труда); 2) коллективным характером труда (совместное собирательство готовых продуктов и охота). Это была простая кооперация без разделения по полу и возрасту (эпоха палеолита – древнего камня).

    Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности людей периода первобытного стада явилось овладение огнем посредством трения.

    Ф. Энгельс, изучавший материальную культуру первобытного общества, отмечал, что по своему всемирно-историческому значению, освобождающему человечество действию, добывание огня человеком было выше изобретения паровой машины, т. к. оно впервые дало людям господство над определенной силой природы и окончательно вырвало их из мира животных.

    В эпоху мезолита (среднего камня) с совершенствованием орудий труда, накоплением производственного опыта, усложнением хозяйственной деятельности возникло естественное разделение труда по полу и в известных границах – возрасту. Женщины сосредоточились на собирательстве, мужчины - на охоте. Старики были хранителями накопленного опыта и изготавливали орудия труда.

    Первоначально господствующее положение в родовой общине занимала женщина (матриархат), которая являлась продолжательницей рода и играла доминирующую роль в добывании и производстве средств существования. Родовая материнская община существовала вплоть до неолитической эпохи.



    Период воспроизводящего хозяйства (неолитическая экономическая цивилизация). Наступившая в VII–VI тыс. до н. э. эпоха неолита характеризуется большим разнообразием орудий труда и их усовершенствованием. Но самое главное, что в этот период возникли скотоводство и земледелие, которые в совокупности составили сельское хозяйство – главную отрасль первобытного хозяйства и обеспечили относительную независимость людей от наличия готовых продуктов природы.

    Первобытное скотоводство появилось на основе охоты. Охотники не всегда убивали пойманных диких молодых животных (поросят, козлят и т.д.) Началось приручение животных, их разведение под контролем человека.

    Первобытное земледелие возникло из собирательства. Посевы собранных зерен в землю намного увеличило количество получаемого человеком продовольствия. Постепенно совершенствовались земледельческие орудия труда (от простой копательной палки до мотыги и деревянного серпа с кремниевой насадкой. Первыми окультивированными продовольственными растениями считаются ячмень, пшеница, просо, рис, бобы, кукурузу, тыкву.

    Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию впервые совершили племена, жившие в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Янцзыцзян, в Передней Азии, в южной части Средней Азии, в Центральной и Южной Америке.

    Начало организованной производственной деятельности человека знаменует переход от первобытности к древним цивилизациям. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрной революции» или «неолитической революции».

    Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда (ОРТ). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда первое крупное ОРТ , существенно повысившее его производительность. Оно привело к прогрессивным сдвигам в жизни и быте первобытных людей.

    Появились новые способы изготовления орудий труда: пиление, сверление, шлифовка камня. Создавались более разнообразные деревянные орудия труда. Возникли прядение и ткачество, развивались средства водного и наземного передвижения. Зарождается керамическое производство. Появляются веретено и примитивный ткацкий станок. В этот период были открыты полезные свойства ряда металлов (меди, бронзы, железа). Пору появления медных изделий называют энеолитом. Производство меди было освоено древнейшими народами на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Индии в IV тыс. до н.э. Выплавка меди первоначально представляла собой простой обжиг руды на костре и в примитивных плавильных печах. (К энеолиту относят и так называемую трипольскую культуру (IV–III тыс. до н. э.). Появились металлические орудия труда, оружие, украшения. Уже в бронзовом веке были изобретены плуг и колесница. Бронзовый век (конец III – нач. I тыс. до н.э.) характеризуется изготовлением орудий из сплава меди с другими металлами, преимущественно с оловом.

    В социальном отношении медно-бронзовая культура характеризовалась переходом от матриархата к патриархату, поскольку решающую роль в хозяйственной жизни стали играть скотоводство, земледелие и ремесло – занятия главным образом мужчин. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

    Крупные сдвиги произошли в экономических отношениях. Для охоты, собирательства, рыболовства природные богатства выступали как ничьи, не являлись объектами собственности. Хотя община стремилась закрепить свой приоритет на охотничьи угодья, но их границы носили условный характер, часто менялись с перемещением общины к новым, более богатым угодьям или вслед за движением стад диких животных. Иное дело - когда нужны годы, чтобы освоить и использовать пригодные для обработки участки земли, лучшие пастбища для скота. Расширился круг объектов присвоения, утверждается общинная собственность на все более широкий круг средств производства (включая лучшие природные ресурсы). В неолитической цивилизации преобладали общинная собственность и уравнительное распределение.

    На последней ступени патриархата появляются новые, более производительные железные орудия труда. Впервые выплавка железа стала развиваться в странах Древнего Востока (в Египте и Местопотамии) в начале II тыс. до н. э., а в Европе – в нач. I тыс. до н. Использование железа усложнило производство орудий труда, этим стали заниматься специалисты, освобожденные от занятия сельским хозяйством. Произошло второе крупное общественное разделение труда – выделение ремесла.

    Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами. Археологи различают этапы неолита по характеру керамических сосудов: культура линейно-ленточной керамики, когда преобладало мелкое подсечно-огневое земледелие; культура воронковидных кубков, распространенных в Северной Европе в IV–III тыс. до н. э. Были освоены соха и деревянный плуг, в которые впрягались волы. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кожи.

    Железные орудия труда позволили древнему земледельцу превратить леса в пашни, поднять производительность труда, получать прибавочный продукт и, следовательно, породили эксплуатацию человека человеком. Поэтому железный век становится последним этапом в истории первобытнообщинного строя, периодом его разложения.

    Причины разложения и гибели превобытнообщинного способа производства.

    1) Появление более совершенных орудий труда, использование новых приемов работы позволили отказаться от коллективного общинного труда .

    Так, в земледелии после появления плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы. Для добывания мясной пищи раньше требовался труд большой группы охотников, в условиях же развитого скотоводства такой труд стал уже ненужным. Общее жилище утратило свое экономическое значение и стало заменяться домами отдельных семей.

    2) Родовая община постепенно стала превращаться в первобытную соседскую (территориальную) общину .

    В отличие от родовой эта община состояла не только из родственных, но и неродственных семей, ведущих самостоятельное хозяйство на выделенных им участках. Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны (луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель производилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ей же. Имущество семьи уже не поддавалось контролю общины, оно становилось объектом индивидуального товарного обмена и обогащения частных собственников.

    3) В соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность .

    Такое переплетение двух начал заключало в себе глубокие противоречия. Частная собственность являлась отрицанием коллективной собственности. Частная собственность возникла из общинной в двух формах:

    1. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжаться лучшими землями, стадами, захваченными богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой.

    2. Мелкие частные собственники выделились из общины, имели имущество, необходимое для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации в косвенной форме – выплачивали налоги, подати, поставляли людей и вооружение в войско, становились должниками, а порой попадали и в долговое рабство.

    Мелкая частная собственность сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т. п.

    4) Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом.

    Например, для трипольской культуры (территория нынешней Украины) были характерны поселения в 20–50 домов, расположенных концентрическими кругами на площади 2–3 га. Поселение в Доброводах (Украина) имело площадь около 250 га, дома расположены по 9–10 кольцам, население могло составлять 10–20 тыс. чел. По сути дела это уже город. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке.

    5) Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

    6) Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к четвертому крупному общественному разделению труда выделению вождей и жрецов, воинов .

    Усложнение организации производства в соседской общине усложнило и функции управления. Старейшины стали освобождаться от непосредственного участия в общих производственных процессах как лица, выполняющие нужные общине общественные функции. В руках старейшин и племенных вождей оказались меновые операции. Одним из первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности стал скот, а затем орудия труда, различного рода домашняя утварь, украшения.

    7) Развитие воспроизводящего хозяйства привело к появлению прибавочного продукта на основе роста производительности труда, т. е. производимые средства существования стали превышать непосредственные ежедневные потребности в них.

    Прибавочный продукт мог накапливаться или перераспределяться. Стал возникать обмен продуктами между родственными общинами, который носил случайный характер.

    Из-за различий в природно-климатических условиях одни общины стали специализироваться на земледелии, другие на скотоводстве. Это способствовало росту производительности труда, созданию на этой основе запасов пищи и значительному увеличению численности общин.

    Специализация семей и общин на определенных видах деятельности в результате развития общественного разделения труда неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами; без этого было невозможно удовлетворение личных и производственных потребностей. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме. Обмен между специализированными общинами становился все более регулярным, что ориентировало на определенную эквивалентность; однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании некоторых продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Следовательно, «экономический» этаж пирамиды общества в эпоху неолита был в основном застроен, хотя на большей части общинной земли преобладали первобытные натуральные отношения.

    С развитием воспроизводящего хозяйства продукт стал производиться постоянно для обмена, т.е. превратился в товар (вещь, произведенную для обмена). Обмен стал осуществляться регулярно.

    8) Началось социальное расслоение однородной прежде общины . Появление классов (немногочисленного эксплуататорского класса - верхушки общества - и эксплуатируемого класса - остальных членов общины - означало гибель первобытного общества.

    Старейшины общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства, обходя традиционную первобытную уравнительность. Пользуясь своим привилегированным положением, главы племен стали присваивать часть прибавочного продукта, созданного в общине, а также продуктов, полученных путем обмена. Частному накоплению способствовали войны между общинами. Военачальники, родовые старейшины обогащались путем захвата для себя лично наибольшей части военной добычи, в том числе и военнопленных, становящихся рабами. Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности не могли не вести к имущественному и социальному неравенству людей.

    9) Сформировались крупные межобщинные объединения – племена, особенно в районах орошаемого земледелия. Все более частыми стали военные столкновения за лучшие земли и пастбища, зернохранилища, скот. Однако ни государства , ни права, ни обеспечивавшего их специального аппарата еще не существовало, хотя постепенно возникали предпосылки для их зарождения . Собственники нуждались в механизме защиты своего имущества.

    10) Родовая община в период своего разложения включала в себя наряду со свободными также и несвободных людей – военнопленных, труд которых использовался в хозяйствах общин. Использование в общинах несвободных людей (рабов) в качестве рабочей силы характерно для эпохи патриархального рабства. Эта длительная эпоха отмечалась в истории развития многих народов, в том числе и тех, у которых впоследствии рабовладельческое общество не сложилось, например, в нашей стране.

    11) Что касается верхнего этажа пирамиды общества – духовного мира человека – то здесь наблюдались перемены не менее значительные, чем в технологической и экономической базе общества. Резко возрос уровень познания окружающего мира.

    Вести земледелие в соответствии с периодами природных циклов, выращивать скот, заниматься ремеслом, строительством невозможно без обширных и разнообразных знаний, накопленных предыдущими поколениями (если принять среднюю периодичность активной жизни поколения того периода в 15–20 лет, то за тысячелетие сменялись 50–60 поколений). Сформировались зачатки наук – астрономии, арифметики, биологии, медицины, материаловедения, агрономии. Хотя, конечно, до абстрактных обобщений было еще далеко, но первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти мифы. Все более сложными становились религиозные верования, создавая и поддерживая множество норм, «табу».

    Остатки и пережитки общинного строя имеют место и в современном мире. Эти пережитки проявляются в сохранении натурального хозяйства, остатках родоплеменных отношений, традиционном господстве племенных вождей. К этому типу сообществ относятся аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 80). Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, настоящего и будущего, нет идей о необходимости развития, изменений. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. При этом типе цивилизации человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии. Вся жизнь общества подчинена природному циклу (у эскимосов, например, все трудоспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют временам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Это характерно и для кочевых степных племен при перемещении в поисках пастбищ). Духовная культура, верования также связаны с обожествлением сил природы: Вода, Земля, Огонь и т. д. В социальной организации господствует коллективизм: община (родовая, клановая), племя. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества (власть вождя наследственного или выборного). Связь между людьми и обожествляемыми силами природы выполняют либо вожди, либо жрецы (шаманы, колдуны), которым приписывались сверхъестественные способности, позволяющие выводить общество из затруднений.

    Итак, сущность этого типа цивилизации: неизменность, гармония и единство с природой. Графически это выглядит как замкнутый круг.

    За последние 500 лет этот тип цивилизации подвергся масштабному разрушению. Встреча с людьми других цивилизаций привела к нарушению хрупкого равновесия между человеком и природой. Остались лишь деформированные анклавы в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

    В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития - от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества. Основными чертами первобытного строя являлись:
    - крайне низкий уровень развития производительных сил;
    - коллективный труд;
    - общинная собственность на орудия и средства производства;
    - уравнительное распределение продуктов производства;
    - зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.
    Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась охота. Постепенно она привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень.
    Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.
    Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства.
    Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.



    Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

    Севернее греков жили скифы – кочевники.

    На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

    С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

    В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

    В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

    Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.



    После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

    Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II - начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI-VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

    Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

    1 век н. э. Тацит говорил о ВЕНЕДАХ, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

    4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

    Ключевые термины: палеолит, мезолит, неолит, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, антропогенез, этногенез, первое общественное разделение труда, второе общественное разделение труда, «неолитическая революция », натуральное хозяйство.

    Самым продолжительным периодом развития человечества являлся первобытно-общинный стройК Он начался с момента появления человека на земле и завершился формированием производящей экономики, института собственности и возникновением государства.

    Хронологически первобытное общество совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода:

    • - палеолит (древний каменный век) - 3 млн - 12 тыс. лет до н.э.,
    • - мезолит (средний каменный век) - 12-8 тыс. лет до н.э.,
    • - неолит (новый каменный век) - 8-3 тыс. лет до н.э.

    Палеолит. Это наиболее длительный период в истории человечества. В эту эпоху основными видами хозяйственной деятельности человека была охота, рыболовство и собирательство, т.е. присваивающие формы хозяйства. Под присваивающим хозяйством понимается такой вид хозяйства, при котором жизнеобеспечение человека осуществляется преимущественно за счет использования им природных ресурсов. Такой тип экономики отличает коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, низкий уровень и медленный темп развития производительных сил, уравнительное распределение материальных благ.

    Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Набор орудий был невелик. Человек, изготовивший их, был назван «человеком умелым» (homo habilis).

    Около 1 млн лет тому назад оформился новый вид нредчеловека - питекантроп (обезьяночеловек). Это существо еще напоминало животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся

    вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближался к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало, изменилось и их качество. Появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.

    Развитие трудовых навыков, мыслительных способностей, планирование своей деятельности позволило этим существам приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки.

    Во времена существования питекантропа начался ледниковый период. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделенными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым предчеловек смог проникнуть на новые территории, например на остров Яву. Суровый климат вынуждал использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне питекантропы готовили пищу, которую прежде ели сырой. Этнографическое изучение структуры питания самых примитивных племен показало, что увеличение удельного веса мясной пищи связано с изменением климатических зон в процессе расселения древнейших людей: от тропиков - прародины человечества - до умеренных широт (и тем более арктической зоны), где собирательство в течение нескольких зимних месяцев невозможно из-за холода и снега, а потому дополнялось охотой, рыболовством и созданием пищевых запасов на зиму. Кроме того, защита от низких температур объективно требовала повышенного потребления животных белков и жиров. По данным ученых, доля растительной пищи в тропиках составляла 60-80%, а в умеренных широтах - всего 20-40% общего рациона . Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям пред- человека.

    Огонь сыграл роль энергетического орудия труда в процессе антропогенеза, т.е. превращения предчеловека в «человека разумного». В огне размягчался рог, плавилась смола, заострялось и затвердевало мокрое дерево. Даже камень разрушался с помощью целенаправленного воздействия огня. Огонь обладал всеми признаками орудия труда, помещаемого между индивидом и предметами природы. Благодаря ему создавались предпосылки для выделения «домашнего труда», появления новых видов охоты, изготовления орудий труда из других материалов, появилась необходимость в уходе за костром, освоении способов его разведения и использования для производства орудий, пищи, создания комфорта.

    Огонь стал важной материальной предпосылкой формирующего труда , т.е. повысилась его производительность и продолжительность, он мог про-

    текать в более комфортных условиях и т.п. Огонь продлевал время жизни, труда и досуга, расширил кругозор, увеличил время общения представителей не только одного, но и разных поколений.

    Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) - неандертальцу. Физиологически он уже мало отличался от современного человека, хотя и был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.

    Около 35-10 тысячелетий тому назад закончилось таяние ледника и установился климат, близкий современному. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к тому времени завершился процесс антропогенеза. Люди, сменившие неандертальцев 40-30 тыс. лет назад, уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик. Тогда же, очевидно, в результате приспособления к природной среде сформировались существующие и поныне европеоидная , негроидная и монголоидная расы.

    Люди заселяли все континенты, проникали в Австралию и Америку. Основным занятием их оставалась охота. Широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. С помощью гарпунов, сетей и примитивных рыболовных крючков они ловили рыбу.

    Вырос уровень изготовления каменных орудий: появились разного рода скребки, наконечники, двусторонние рубила, режущие инструменты. Многие из них делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного или деревянного инструмента с поверхности тонкие чешуйки. Самым пригодным материалом для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться. Использовали и другие легко раскалывающиеся, но твердые минералы. Техника изготовления орудий и оружия стала виртуозной. Она позволила расширить набор каменных орудий и улучшить их качество. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев, вкладышевые орудия, кремневые наконечники.

    Дальнейшее развитие получила обработка кости. Ученые иногда называют конец палеолита «костяным веком». Среди археологических находок встречаются кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т.п., сделанные из кости животных. Костяные изделия украшали резьбой - орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. Всего сегодня известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий палеолитической эпохи. Средний палеолит отмечен преобладанием шалашеобразных конструкций наземного типа, которые сооружались как в гротах и пещерах, так и на открытых площадках близ воды. В качестве строительного материала использовались деревянные шесты (основа конструкции), шкуры, ветви, бивни мамонта, ребра и челюсти китов. Как отмечал известный чешский археолог Ян Елинек, большинство памятников раннего и среднего палеолита «было обнаружено на речных террасах и в пещерах. Находки на открытом пространстве гораздо более редки, хотя мы и знаем заведомо, что уже в то время человек предпочитал селиться в жилищах открытого типа, уходя в пещеры только в периоды резкого похолодания... Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежище от тропических ливней, заселяя скальные навесы или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами» .

    Жилище, как и огонь, может служить только совместным, коллективным средством труда. В качестве предмета труда создание жилища предполагает высокий уровень целеполагания и творческих решений, интуиции и воображения, использования практически всего имеющегося в наличии набора орудий труда, собирательства, обработки дерева, кости и камня.

    Орудия труда, огонь и жилище существенно изменили связи индивида с окружающей средой, совершенно иные отношения рождались и между самими индивидами. Труд все более становился определяющим компонентом жизнедеятельности, важнейшим стержнем образа жизни «первых» людей.

    В период позднего палеолита на смену первобытному стаду пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда, простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

    Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве. Она и определила первую ступень родового строя - матриархат , который продолжался до появления металла. До возникновения парного брака родство устанавливалось по материнской линии.

    В конце палеолита произошла «зоологическая катастрофа». Резко сократилась численность крупных млекопитающих, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к уменьшению численности населения и стимулировало изменения в хозяйственной жизни.

    Мезолит. Именно в это время ледник отступил на север. Наступила, как говорят геологи, современная эпоха. Животные, приспособленные к холодному климату, вымерли. Определенную роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, успешно на них охотившиеся.

    Для изготовления каменных орудий труда использовались шлифование, пиление, сверление; достигла расцвета техника отжимной ретуши. Каменные орудия (мотыги, зернотерки, ступки, лезвия для серпов, ножей, кинжалы) изготавливались из кремния, трудно обрабатываемых пород камня типа полудрагоценного нефрита, жадеида и др. Иглы, шилья, ложки делались из кости .

    При обработке камня получила развитие микролитическая техника (миниатюрные орудия труда из камня правильной геометрической формы): рубящие орудия типа топоров и тесел, палицы, резцы, проколки. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались в виде вкладышей из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева использовался каменный топор.

    Одим из важнейших достижений этой эпохи стал лук - оружие для дальнего боя. Люди научились делать силки, сети, изгороди и охотничьи ловушки. Получила развитие индивидуальная охота на мелких и средних животных.

    Однако питались люди не только животными, добытыми на охоте, но и рыбой. Рыболовство велось с помощью гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось и одомашнивание животных.

    Первобытные общины искали и осваивали новые источники пропитания, стремясь уменьшить зависимость от природы. Это позволяло людям реже переселяться с места на место. В эпоху мезолита была окончательно заселена Евразия. Человек все дальше расселялся на север. Он дошел до берегов Балтики и Ледовитого океана.

    Неолит. Этот период характеризуется переходом к производящему хозяйству , основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности. В эту эпоху произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена.

    Переход к земледелию явился прогрессом в развитии производительных сил. Земля вскапывалась деревянными палками и мотыгами; жатва производилась серпами с кремневыми лезвиями; зерна растирались на каменной плите или в зернотерке. В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры. Современные археологические и палеоботанические исследования дают основание говорить о четырех самостоятельных наиболее древних очагах происхождения культурных растений: Передняя Азия, где уже в VII-VI тысячелетиях до н.э. культивировались полевые злаки - ячмень и пшеница; бассейн реки Хуанхэ, где в IV-III тысячелетиях до н.э. выращивались китайское просо (чумиза), рис, гаолян; в V-IV тысячелетиях до н.э. в Центральной

    Америке начали разводить бобы, перец, а к III тысячелетию - маис (кукурузу); в III тысячелетии до н.э. на Перуанском нагорье выращивали перец, хлопок, бобы и другие растения.

    Постепенно скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Скотоводческие (пастушеские) племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

    В неолитический период произошло также и второе общественное разделение труда. Выделению ремесла из сельского хозяйства способствовала индивидуализация труда , которая привела к возникновению и развитию частной собственности.

    Первым ремеслом стало гончарное производство. Глиняная посуда позволила человеку значительно улучшить приготовление и хранение пищи. Гончарный горн (печь для обжига глиняных изделий) впервые появился на Востоке. Гончарный круг известен с IV тысячелетия до н.э. Его появление значительно повысило производительность труда и позволило улучшить качество глиняной посуды. Развитие получило ткачество. Ткани изготавливались из льняных нитей на ткацком станке.

    В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территории современных Индии, Египта, Передней Азии зародилось металлургическое производство. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь. Она уступала в твердости камню, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шилья, рыболовные крючки. Из меди делали украшения: бусы, подвески, кольца, браслеты.

    В III тысячелетии до н.э. начали выплавлять бронзу. Вскоре она распространилась по всему Старому свету, но оставалась неизвестной в Америке. Первоначально, чтобы добыть металл, руду обжигали на костре, со временем ее стали нагревать в смеси с древесным углем в плавильных печах.

    Появление новой техники, форм производства и образа жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Неслучайно эти перемены принято называть «неолитической революцией », продолжавшейся несколько тысячелетий. Для первобытной эпохи такие темны не были медленными.

    Появление излишков сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало зарождению обмена. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме, в порядке уравнительного распределения произведенных продуктов. Но обмен между специализированными общинами становился более регулярным. Зарождалось товарное производство, формировались рыночные отношения, хотя и в примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

    С переходом к оседлому существованию изменилось количество совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими - около 20 человек или немного больше. Они могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. Переход к производящему хозяйству способствовал заметному увеличению размеров общины, возникновению территориальной общины, представлявшей собой постоянные поселения, насчитывавшие десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские. Жилищем служили глинобитные дома.

    В IV тысячелетии до н.э. появились признаки того, что потенциал неолитической цивилизации сходит на нет. Каменные орудия, даже самые совершенные, были трудоемки в изготовлении и недостаточно надежны. Они не могли удовлетворять разнообразные, постоянно усложнявшиеся потребности человека и общества.

    Начался переход к очередному этапу - энеолиту (медно-каменному веку). В этот период преобладающим материалом стал металл - сначала медь, золото, затем бронза, а начиная с I тысячелетия до н.э. - железо и его производные - чугун, сталь.

    Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

    Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило неодновременно. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетии до н.э. в Месопотамии, а затем в Египте начали возникать первые государства.

    Выводы

    Первобытная экономическая модель характеризуется следующими признаками:

    • низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;
    • коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
    • уравнительным распределением, социальным равенством;
    • отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства;
    • низким темпом общественно-экономического развития.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    • 1. Назовите отличительные признаки первобытно-общинного строя.
    • 2. Объясните периодизацию первобытно-общинного строя.
    • 3. Охарактеризуйте основные черты палеолита.
    • 4. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?
    • 5. Что такое первое и второе общественное разделение труда?
    • 6. Каковы причины разрушения первобытно-общинного строя?

    Тесты для самопроверки

    Выберите правильный ответ.

    • 1. Первобытно-общинный строй характеризуется следующими признаками:
      • а) низким уровнем развития индустрии;
      • б) смешанной формой собственности на ресурсы;
      • в) коллективным присвоением природных ресурсов и результатов труда;
      • г) уравнительным распределением промышленных товаров.
    • 2. Результат неолитической революции:
      • а) переход от присваивающего хозяйства к производящему;
      • б) появление протогородских торгово-ремесленных центров;
      • в) второе общественное разделение труда;
      • г) активизация региональных торговых потоков.
    • 3. Главное условие зарождения цивилизации:
      • а) неолитическая революция;
      • б) коммунальная революция;
      • в) производство прибавочного продукта;
      • г) эволюция классического рабовладения.
    • Если историю представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами,письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществомпоявились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за 3 мин до окончания суток.
    • 2 История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М. :Наука, 1986. С. 279-280.
    • Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека / Я. Елинек.Прага: Артия, 1982. С. 212.
    • В Петербурге на протяжении нескольких десятков лет существовала группа экспериментальных археологов, возглавляемая С. А. Семеновым, которая занималась реконструкцией орудий труда. Сотрудники Семенова научились в течение непродолжительного времени изготовлять, используя древнейшую технологию, самые сложные орудия. Более того,изготовленные орудия они опробовали на практике. Оказалось, что эти орудия обладалидовольно высокой производительностью. Вековой дуб удалось срубить каменным топором за несколько часов; молодую ольху толщиной 10 см - ручным кремневым рубиломза 10 мин, а каменным топором из нефрита - всего за 1 мин. Столь неожиданно высокаяпроизводительность первобытного труда по сравнению с предполагавшейся ранее позволяетпо-новому взглянуть на проблему становления первичного способа производства.

    Похожие публикации