Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Почему советская школа была лучше нынешней. «Эти знания наполняли голову, как чердак

Миф: советская система образования была идеальной

Данный миф активно тиражируется коммунистами и просто яро ностальгирующими по СССР людьми. В действительности, советское образование было сравнительно сильным в области естественных наук, математики и инженерии, а также спорта. Однако в большинстве других сфер оно было сравнительно слабым, как по сравнению с западными аналогами той эпохи, так и по сравнению с современным образованием:
История, экономика, философия и другие гуманитарные дисциплины в СССР были крайне идеологизированы, их преподавание было основано на глубоко устаревшей марксистской парадигме образца XIX века, при этом новейшие иностранные достижения в этих областях в значительной мере игнорировались — или же подавались исключительно в негативном ключе, как «буржуазная наука». В целом, у учащихся советских школ и ВУЗов формировалась довольно-таки упрощённая и искажённая гуманитарная картина мира.


Иностранные языки в советской школе преподавались в среднем на весьма невысоком уровне. В отличие от западных стран, в СССР практически не было возможностей приглашать учителей-носителей языка, одновременно был затруднён доступ к иностранной литературе, фильмам и песням на языке оригинала. Почти не осуществлялся обмен студентами, позволяющий серьёзно поднять уровень владения языком во время проживания за границей.
В художественном образовании, в архитектуре и дизайне в позднем СССР сложилась довольно-таки печальная ситуация, что отчётливо видно по ухудшению архитектурного облика советских городов в 1960-е — 1980-е гг., а также по массовому стремлению советских граждан покупать зарубежные вещи — качественно и красиво сделанные.
Если же кому-то покажется, что все эти гуманитарные направления не являются важными, то стоит отметить, что именно из-за недооценки, из-за недостаточного или неправильного развития этих направлений Советский Союз в итоге так легко развалился.

Миф: проблемы в системе образования начались в эпоху перестройки и развала СССР

В реальности, определённые проблемы в советской системе образования были всегда, а те основные кризисные явления, с которыми пришлось иметь дело современной России, начали нарастать ещё в позднем СССР и были заметны уже в 1970-е и 1980-е гг.
До 1960-х гг. перед советским образованием стояла ключевая задача: обучить как можно больше рабочих, инженеров и учёных, чтобы обеспечить потребности страны в специалистах и рабочей силе во время быстрой идустриализации, а также чтобы восполнить колоссальные потери образованных людей и квалифицированных работников, вызванные гражданской войной, белой эмиграцией, Великой Отечественной войной, а также репрессиями. Более того, рабочих и специалистов требовалось готовить с большим запасом на случай новой войны и новых человеческих потерь (точно так же в СССР строились дублирующие предприятия и производственные площадки на случай войны). В тогдашних условиях серьёзной нехватки кадров любых выпускников ВУЗов и профтехучилищ очень быстро «отрывали с руками», устраивая на работу на различных великих стройках, новых заводах, конструкторских бюро. Очень многим везло, и они попадали на интересную и важную работу, могли сделать хорошую карьеру. При этом качество образования не было критически важно: востребованы были все, и доучиваться зачастую приходилось прямо на работе.
Примерно в 1960-х гг. ситуация изменилась. Темпы урбанизации и промышленный рост в стране резко снизились, промышленность и наука успели насытиться кадрами, а их перепроизводство в условиях длительного мирного периода потеряло смысл. При этом число ПТУ, ВУЗов и студентов к тому времени успело резко вырасти, но если раньше они были сверхвостребованными, то теперь государство уже не могло обеспечить всех столь же привлекательными рабочими местами, что и раньше. Новые отрасли создавались в недостаточном количестве, в старых ключевые позиции были прочно заняты, и старики брежневских времён отнюдь не торопились уступать свои места молодёжи.
Собственно, именно тогда, в последние десятилетия СССР, начали нарастать проблемы в образовании, которые можно суммировать примерно следующим образом:
Резкое увеличение контингента ВУЗов и ПТУ, повлёкшее падение среднего уровня учащихся и падение возможностей государства обеспечить всех хорошими рабочими местами (очевидным решением было бы развитие сферы обслуживания, разрешение предпринимательства с целью создания новых рабочих мест, развитие возможностей самозанятости — но в силу своей специфики советское государство не могло или не хотело пойти на такие шаги).
Падение социальной роли учителя и преподавателя, снижение зарплат в сфере образования в позднем СССР (если в 1940 г. зарплата в советской системе образования составляла 97 % среднего показателя по промышленности, то в 1960 г. — 79 %, а в 1985 г. — всего 63 %).
Нарастание отставания от Запада по ряду дисциплин, вызванное закрытостью границ и идеологическим вмешательством государства в науку.
Эти проблемы достались в наследство современной России, частично были решены, частично усугубились.


Миф: советское образование лучше справлялось с воспитанием человека

С точки зрения ностальгирующих по СССР, советское образование воспитывало Человека и Творца, а современное российское воспитывает мещан, потребителей и коммерсантов (не совсем понятно, почему последним отказано в праве быть одновременно людьми и творцами).
Но так уж ли хорошо в СССР воспитывали людей?
Советское образование воспитало целые поколения алкоголиков — с 1960-х по 1980-е гг. потребление алкоголя в стране выросло более чем в три раза, в результате чего с 1964 г. в РСФСР прекратила расти продолжительность жизни у мужчин (в отличие от западных стран), резко выросла алкогольная смертность и алкогольная преступность.
Советское образование воспитало общество людей, которые с конца 1960-х гг. прекратило воспроизводить себя — число детей на женщину упало до менее 2.1, в результате чего численность последующих поколений стала меньше, чем у предыдущих. При этом число абортов в СССР превышало число рождённых детей и исчислялось цифрами порядка 4-5 млн в год. Число разводов в СССР также было колоссальным, и остаётся таковым в России до сих пор.
Советское образование воспитало поколение людей, которые разрушили СССР и сравнительно легко отказались от многого из того, чему их раньше учили.
Советское образование воспитало людей, массово пополнявших ряды организованной преступности в 1980-е и 1990-е гг. (а во многом, и ранее).
Советское образование воспитало людей, которые легко поверили множеству шарлатанов времён перестройки и 1990-х: вступали в религиозные секты и неофашистские организации, несли последние деньги в финансовые пирамиды, с упоением читали и слушали различных фриков-лжеучёных и т. д.
Всё это указывает на то, что с воспитанием человека в СССР, мягко говоря, далеко не всё было идеально.
Конечно, дело тут не только в системе образования, но и в иных аспектах общественной ситуации. Однако советское образование не смогло эту ситуацию переломить и во многом способствовало её формированию:
— недостаточно воспитывалось критическое мышление;
— недостаточно поощрялась инициатива;
— активно пестовался патернализм и чрезмерная опора на авторитеты;
— отсутствовало адекватное воспитание в области семьи и брака;
— идеологические рамки сужали взгляд на мир;
— многие негативные общественные явления замалчивались, вместо того, чтобы их изучать и с ними бороться.


Миф: капитализм — главная причина проблем в образовании

С точки зрения коммунистически настроенных критиков, главная причина проблем в образовании — это капитализм. Речь идёт не только о коммерциализации образования и об общем подходе к воспитанию человека, но и вообще о капиталистическом устройстве общества и экономики, которое якобы находятся в глубоком кризисе, а кризис в образовании — это лишь одно из проявлений этого.
Капиталистический кризис общества и образования может мыслится как общемировой либо прежде всего как внутрироссийский — якобы, окружённая врагами и разорённая капиталистами Россия более не может позволить себе капитализм и капиталистическое образование.
С точки зрения марксистов, основные виды кризиса, связанные с капитализмом — это кризис перепроизводства и кризис, связанный с нехваткой ресурсов. Первый вызван чрезмерным производством товаров, которые потребители не могут или не хотят потребить, а второй — нехваткой ресурсов для производства и поддержки достигнутого уровня жизни в постоянно разрастающейся капиталистической экономике (к ресурсам относится в том числе земля и рабочая сила). Оба вида кризисов вынуждают капиталистов снижать потребление у населения страны и одновременно начинать войны — за новые рынки сбыта или за новые ресурсы. Сейчас Запад находится в состоянии двойного кризиса, и потому Россия в опасности — отчасти из-за того, что её ресурсами хотят поживиться, а отчасти из-за того, что она сама приняла капитализм вместо социализма.
Мировой кризис действительно имеет место быть, однако все эти построения, связывающие его с противопоставлением капитализма и социализма, равно как и с проблемами образования, довольно шаткие и сомнительные.
Во-первых, кризисы перепроизводства и нехватки ресурсов имеют место быть и при социализме — например, то же самое перепроизводство рабочих и инженеров в позднем СССР, или кризис нехватки хороших учителей по иностранным языкам (более известные примеры — перепроизводство танков и детской обуви в позднем СССР).
Во-вторых, в текущем мировом кризисе Россия имеет очень высокие шансы устоять, как благодаря советскому военному наследию (сильная армия и ВПК), так и благодаря царскому наследию в виде огромной территории с богатыми ресурсами.
В-третьих, выход из кризиса не обязательно связан с войной — освоить новые ресурсы или создать новые рынки сбыта может помочь развитие технологий. И здесь есть неплохие шансы как у Запада, так и у России.
Также стоит вспомнить об очевидном факте: западная система образования (ответвлением которой является российская, а за ней и советская системы) была созданы именно в условиях капитализма в эпоху Нового времени. Что касается советской системы, то она является прямым продолжением системы образования в поздней Российской Империи, которая создавалась в условиях капитализма. При этом, хотя система образования охватывала к 1917 году лишь часть общества, но она быстро росла в масштабах, и уже в середине XIX века в России было отличное по мировым меркам высшее и инженерное образование, а в начале 1910-х гг. Россия стала европейским лидером по числу выпускников-инженеров.
Таким образом, противопоставлять капитализм и качественное образование нет оснований. Что касается попыток объяснить деградацию образования не просто капитализмом, а капитализмом в стадии кризиса, то, как уже было сказано, кризисы происходят и в условиях социализма.

Миф: российское образование кардинально изменилось по сравнению с советским

С точки зрения критиков, реформы образования невероятно сильно изменили образовательную систему в России и привели к её деградации, и лишь немногие последние остатки советского образования пока ещё выживают и держат всё на плаву.
Но так уж ли далеко современное российское образование ушло от советского? Вообще-то, по большей части советское образование в России сохранилась:
В России действует всё та же классно-урочная система, что и в СССР (исходно позаимствованная у немецких школ XVIII—XIX вв).
Сохраняется специализация школ.
Сохраняется разделение образование на начальное, полное и неполное среднее, среднее специальное и высшее образование (при этом высшее образование было в значительной мере переведено с 5-летнего обучения на систему бакалавриат + магистратура — 4 + 2 года, но по большому счёту это мало что изменило).
Преподаются практически все те же самые предметы, добавилось лишь несколько новых (при этом по некоторым гуманитарным предметам были сильно изменены программы — но, как правило, в лучшую сторону).
Сохраняются сильные традиции в преподавании математики и естественных наук (по сравнению с большинством других стран).
Сохранилась в целом та же система оценок и та же система работы учителей, хотя заметно выросла отчётность и бюрократия (введённая для улучшения контроля и мониторинга, однако во многом оказавшаяся ненужной и и обременительной, за что справедливо критикуется).
Сохранилась и даже увеличилась доступность образования, и хотя около трети студентов теперь являются платниками, а также платной стала значительная часть внешкольного образования. Однако ничего нового по сравнению с советской эпохой в этом нет: платное образование для студентов и старшеклассников действовало в СССР в 1940—1956 гг.
Большинство зданий школ остались прежними (а проведённый ремонт их явно не ухудшил).
Большинство нынешних российских учителей были подготовлены ещё в СССР либо в 1990-е годы, до реформ в образовании.
Был введён ЕГЭ, что является наиболее заметным отличием российской системы от советской, однако стоит ещё раз подчеркнуть, что это не какой-то метод обучения, а просто более объективный метод проверки знаний.
Разумеется, в России в заметном количестве появились различные экспериментальные школы, в которых организация и методика преподавания в существенно бо́льшей степени отличаются от советских образцов. Однако в большинстве случаев мы имеем дело со слегка модифицированными и модернизированными школами советского образца. То же самое верно и для ВУЗов, если исключить откровенно профанационные «дипломостроительные» заведения (которые с 2012 года начали активно закрывать).
Таким образом, в целом российское образование продолжает следовать советским образцам, и те люди, которые ругают российское образование, по сути ругают советскую систему и результаты её работы.

Миф: возвращение к советской системе образования решит все проблемы

Во-первых, как показано выше, в советском образовании было множество проблем и слабых мест.
Во-вторых, как показано выше, российское образование в целом не так уж далеко ушло от советского.
В-третьих, ключевые современные проблемы российского образования начались ещё в СССР, и там не было найдено решений для этих проблем.
В-четвёртых, ряд современных проблем связан с развитием информационных технологий, которые в СССР на таком уровне попросту отсутствовали, и советский опыт тут ничем не поможет.
В-пятых, если говорить о наиболее успешном периоде работы советского образования (1920-е — 1950-е гг.), то с тех пор общество серьёзно изменилось, и в наше время приходится решать во многом иные задачи. В любом случае, воспроизвести те социально-демографические условия, в которых стали возможны советские успехи, теперь невозможно.
В-шестых, реформы образования действительно несут в себе определённый риск, однако консервация ситуации и отказ от реформ — это заведомый путь к поражению. Проблемы есть, и их надо решать.
Наконец, объективные данные показывают, что проблемы современного российского образования во многом преувеличены и, с разной степенью успеха, постепенно решаются.

18 апреля закончилась досрочная сдача ЕГЭ. Специалисты констатируют отсутствие принципиальных нарушений. Но повлияет ли налаженный контроль над тестами на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию.

Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано - «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Тинэйджеры по-итальянски

Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться – учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников.

У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких – уже половина.

О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: «Повальная постподростковость - это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии».

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. «В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, - поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. - Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи.

Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, - констатирует Константин Богданов. - В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры.

Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас – в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, - уверены учителя, - школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Кругозор

Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление.

Спорт

О том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1-4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров – за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине – 3 раза.

Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» - за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 - 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 - 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972-1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников.

Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» - лишь бы проплыть.

ЕГЭ и золотая медаль

Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. «После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык), - вспоминает медалистка СШ № 51 Минска Анна Островская (1986 год выпуска). - Причем письменные работы медалистов - сочинение и алгебру - проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут».

По имеющимся на тот момент правилам медалисты поступали ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать лишь профильный экзамен. «Блатными» золотые медали стали уже в период перестройки, с появления первых кооперативов, - вспоминает учитель истории Мария Исаева, - но хочу отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым». Что касается ЕГЭ, то вся история этого госэкзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов.

«Безусловно, нынешняя система школьного образования нуждается в реформировании, - говорит профессор, теоретик науки Сергей Георгиевич Кара-Мурза. – Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчета. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей».

«СП»: - В чем же причина такого положения вещей?

Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» - на элиту и на массу.

Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденный общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус.

«СП»: - Советский Союз был первой страной, который ввел эту систему?

Да, наша страна стала первой, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я это всё прошел, и скажу так: помогая товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.

«СП»: - А интернет?

Интернет – это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать – это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать.

«СП»: - Как вам видится будущее нашей школы?

Я уверен, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.

Александр Ситников

Насколько хорошо учили школьников во времена СССР и стоит ли нам сегодня равняться на советскую школу, «Ленте.ру» рассказал сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин (в ЖЖ известен как philtrius ).

«Лента.ру»: Правда ли, что советское образование было самым лучшим, как и все в СССР?

Любжин : Не заметил я этого. Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили.

Как же Финляндия? Говорят, что в свое время она заимствовала свои методики у нас. При этом считается, что сегодня по школьному обучению равных этой стране нет.

Я не могу согласиться, что Финляндия вне конкуренции. Это связано с особенностями местного образования, которое рассчитано не на высокие результаты отдельных индивидуумов, а на то, чтобы поднять средний уровень образованности каждого гражданина. Им это действительно удается. Во-первых, Финляндия — маленькая страна. То есть там все легче организовать. А во-вторых, в учителя там идет очень доброкачественный народ. Так что вытянуть ребят финнам удается за счет сильных преподавателей, а вовсе не за счет хорошей программы. Но при этом там серьезно проседает высшая школа.

Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот — советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.

Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

Это плохо?

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, — уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.


Санкт-Петербург, 1911 год. Ученики 3-й гимназии на занятиях по военному делу. Фото: РИА Новости

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук — физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.

Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы — это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.


1954 год. На экзамене по химии в 10 классе средней школы №312 города Москвы.

Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

А сегодня?

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк Сергей Владимирович Волков отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки — нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.

У меня, как у мамы четвероклассницы, складывается ощущение, что сегодня по сравнению с советским периодом в школе вообще не учат. Ребенок приходит домой после занятий — и начинается «вторая смена». Не просто домашнее задание делаем, а изучаем материал, который вроде бы должны усвоить на уроке. У знакомых та же картина. Неужели программа настолько усложнилась?

Просто школа перешла от нормального обучения к контролирующему. В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли и не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и не получится.

Я по опыту своего племянника вижу, что его в школе ничему не учат и ничему не научили, но аккуратно про все спрашивают. В школах распространено репетиторство с пятого класса, чего не было в советской школе. Поэтому, когда проверяют школу и говорят: результаты хорошие, то верить этому особо нельзя. У нас уже в принципе нельзя вычленить школьную и репетиторскую работу.

Конец 1990-х. Ученики московской школы Фото: Валерий Шустов / РИА Новости

После распада СССР в России едва ли не каждый год идут реформы по улучшению образования. Неужели никаких положительных сдвигов не случилось?

Копья ломались вокруг важных вопросов, но второго порядка. Система проверки знаний очень важна. Но гораздо важнее — программа и набор предметов для изучения. А мы сейчас думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного ЕГЭ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат. Либо экзамен просто превратится в фикцию. То есть мы опять возвращаемся к концепции всеобуча — чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? Среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40 процентов населения. Ориентиром для меня служит императорская школа. Если мы хотим охватить «знаниями» всех — уровень обучения, естественно, будет низким.

Почему тогда в мире необходимость всеобщего среднего образования не только не подвергается сомнению, но даже появился новый тренд — всеобщее высшее для всех?

Это уже издержки демократии. Если мы простые вещи назовем высшим образованием — почему бы и нет? Можно дворника назвать менеджером по клинингу, сделать его оператором сверхсложной метлы на колесиках. Но скорее всего не будет разницы — проучится он где-то пять лет или сразу на месте начнет учиться обращаться с пультом этой метлы. Формально Институт стран Азии и Африки и Урюпинский сталелитейный университет дают одни и те же права. И тот и другой предоставляет корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого — нет.

Родителям что делать, если они хотят нормально выучить ребенка? Куда бежать, какую школу искать?

Нужно понять, что нет сейчас сегрегации школ по программам. Сегрегация существует по тому, что в школе есть — бассейн или лошадь. У нас есть 100 лучших школ, которые всегда на первых местах в образовательных рейтингах. Сегодня они замещают собой отсутствующую систему среднего образования, поскольку доказывают на олимпиадах свое преимущество. Но нужно понимать, что учиться там непросто. Туда как раз всех не берут. Я не думаю, что с сегодняшней образовательной системой в России можно что-то сделать. Сегодня российское образование — это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет.

Если следовать логике советских патриотов о том, что советская система образования была лучшей, чем при царе, то тогда те люди, которые ни в какой царской гимназии не обучались, а обучались в советских школах, или кто обучался в ВУЗах не у бывших царских профессоров, а у самых то ни на есть советских, должны показать не меньшие, а, пожалуй, даже большие результаты, чем те люди, которых я перечислил выше. То есть люди, рождённые в каких-нибудь советских 50-х годах (апофеоз «советской» науки), отучившиеся в 60-х в советских средних школах и получившие высшее образование в советских ВУЗах в 70-х, должны были бы показать всему миру нечто новое неординарное. Ну и где эти новые Курчатовы, Келдыши, Капицы, Ландау, Туполевы, Королёвы, Лебедевы, Ершовы? Нету их почему-то.

То есть на самом деле любой непредвзятый человек может увидеть, что взрыв научной и конструкторской мысли в СССР базировался на людях, основу своего образования получивших в царское время или, во всяком случае, обучавшимся у царских специалистов. Их дело продолжали их ученики, но по мере ухода из жизни первых и вторых, т.н. «советская наука и техника» становятся всё более и более унылой. В 80-е года XX века и советская наука, и советская конструкторская мысль уже мало кого поражает и плеядами имён мирового уровня похвастаться не может. То есть советская система обучения по любому показала себя более ущербной, чем система обучения «лапотной» царской России. Академиков-то в 80-е было как кур нерезаных, но вот только чем обогатили науку эти академики – вопрос открытый.

Таким образом можно утверждать, что тот научно-конструкторский прорыв, который характеризовал СССР 30-60-х годов, стал возможен не благодаря, а вопреки советской системе. Вопреки уродующей души и мозги людей советской власти творили Ландау, Туполев, Иоффе, Ляпунов, Рамеев, Королёв. Конечно, ряд этих людей благодаря военным амбициям коммунистов в какие-то моменты получали в свои руки колоссальные человеческие и материальные ресурсы, однако только совсем уж зарвавшийся коммунистический агитатор может утверждать, что такие люди, как Капица, Ландау или Курчатов в другой политической и экономической системе организации жизни, не смогли бы достигнуть результатов мирового уровня.

Наука не бывает советской или капиталистической, или царской. Наука – это мысль, идея и беспрепятственный обмен этими идеями. Поэтому до 1917 года российская наука была полноценной составляющей европейской науки. Например, Попов и Маркони были составной частью единой науки, пусть и с национальным колоритом. А когда большевики решили создать какую-то отдельную «советскую науку», то первоначально показалось, что опыт удался, поскольку во имя развития военных отраслей большевики в самом деле вложили очень много средств в научно-техническое развитие некоторых отраслей (в ущерб многим другим). Однако изолированность «советской науки» неминуемо вела к регрессу и застою, явным красноречивым свидетельством чего явился факт исчезновения русского языка, как второго обязательного языка для учёных мира на международных симпозиумах. И это случилось уже в 70-е годы XX века. Мировая наука перестала говорить на русском языке, поскольку ничего интересного уже от «советской науки» не ожидала. Времена воспитанных в царских гимназиях Иоффе, Ландау и Курчатовых закончились, когда начались времена рядовых «советских учёных», взращённых в советской системе образования.

Потому что вот так, без дураков, сформированное утверждение вызывает слепую ярость у русофобов, раздражение у критиков советского периода и удовлетворение у его почитателей. Чтобы избежать кривотолков я сразу заявлю, что я почитатель. Поэтому в части системы советского образования я не отрицаю его из-за того, что в советском периоде имели место политические репрессии. Как минимум такое отрицание глупо. Но чтобы не уподобляться русофобам и не ссылаться на мнение некой цивилизованной части человечества, попробую обосновать своё утверждение доступными мне, дилетанту в данной области, способами.

Для этого поставлю вопросы: что такое образование и что такое система образования, каковы их структура и цели, каковы их доступность и результаты.

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. Получить образование возможно путём самообразования или путём использования государственной системы образования. Касаемо меня надо признать, что я сторонник разумного симбиоза этих путей.
Государственная система образования включает в себя системы дошкольного образования, начального школьного, основное общее образование (или нижний уровень вторичного (среднего) образования), среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня (верхний уровень вторичного (среднего) образования),начальное профессиональное образование на базе полной средней школы,среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров) или третичное образование и, наконец,послевузовское образование — аспирантура, докторантура.

Самую неинтересную часть завершили. Дополню только, что бакалавры, специалисты, магистры как и тестовые результаты проверки полученных знаний взяты из сегодняшней системы, слизанной с западных образцов и как раз подчёркивающих проигрышные позиции по сравнению с советской системой.

Какая первая отличительная черта советского образования? Его обязательность. За отказ от получения образования было реально попасть под политические репрессии. До этого было известно только добровольное образование.
Из первой отличительной черты органически вытекала вторая, самая важная для рядового обывателя - доступность образования на всех его ступенях. Мало того, получение высшего образования поощрялось законодательно, посредством выплат стипендий и, даже, с элементом рыночным, когда студент дополнительно финансировался за свёт предприятия, заинтересованного в нём.

Затраты, вложенные в него, студент обязан был возместить работой по приобретённой специальности для чего он распределялся на предприятия соответствующегого его образованию профиля. Это распределение для либеральствующих русофобов является красной тряпкой для быка. Как же так? Ущемлена свобода выбора! Вот ведь какая халявная суть либерала - бесплатно образовываться это айс, а отработать - не айс. Гнило.

Наконец послевузовское образовние, аспирантура и докторантура. Так же оплачиваемое. Так же обеспеченное рабочим местом и проверенное независимой высококвалифицированной некоррумпированной системой.

Что было целью советского образования? Слушайте экс-министра образования РФ Фурсенко: "Нам не нужна творческая личность, нам нужен грамотный потребитель".

Эти его слова в первую очередь оценивают советское образование как образование удачное, гармоничное, сумевшее создать творческую личность.
Опередил его с блестящей оценкой советского образования президент США Эйзенхауэр, которую он дал ему по результатам отставания США от СССР в космической области. Он не стал глупо считать количество советских и американских нобелевских лауреатов, оставив это несуразное занятие русофобам от либерализма, а заявил о необходимости перенимать советский опыт.
Да оно как-то стрёмно выглядит это субъективное мнение. Вот Горький у нас не лауреат только номинант, а Бродский - лауреат. Василий Аксёнов писал, что Иосиф Бродский — «вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться «в верное время в верном месте».

Но оставим это. Давайте лучше поговорим о функциональной грамотности школьников. Какова она в России мы видели в знаменитом интервью Жирковой. А какова же она у флагмана западного мира - США?

20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день (The Week, 7 января 2005). Лишь 13% молодых американцев, способных служить в армии, смогли найти на карте Ирак, а 83% не обнаружили Афганистан, где войска США находятся с октября 2001г. При этом только 89% американцев знают, где находится их страна. Вообще, 55% американцев патриотично считают, что США расположены в самом центре Земли. А Рональд Рейган, вернувшись из поездки по Латинской Америке, заявил: \"Соотечественники, вы будете не только удивлены, но и поражены узнав, что Латинская Америка - это не одна страна, а несколько\".

Печально, но не смертельно. В США к образованию другой подход. Он основан на скупке мозгов. Национальная Академия Наук США\National Academy of Sciences обращает внимание на обескураживающую статистику: на средства, необходимые компании в США, чтобы нанять одного инженера, возможно нанять пять инженеров в Китае и 11 инженеров в Индии. В 2004 году в США было подготовлено около 70 тыс. инженеров, в Китае - 600 тыс., в Индии - 350 тыс.

Только и здесь надо обратить внимание на то, что иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. В США число китайцев-выпускников аспирантур упало на 56%, индусов - на 51%, южных корейцев - на 28% (New York Times, 21 декабря 2004).

На этом фоне доступное бесплатное советское образование выглядит маяком, указывающим верный курс. Давно нет СССР, но его система образования и по сей день благотворно влияет на положение России в мировой табели о рангах образования. Доля лиц с третичным образованием (все уровни) в населении страны в возрасте 25-64 года (данные 2005 г.) в России составляет 55%. У ближайших в этом показателе соседей Канады и Израиля имеется по 46%. Надеюсь и российского образования достаточно для того, чтобы понять - 25-64 года это самый кондовый советский период получения знаний?

Похожие публикации