Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Тэффи свои и чужие проблемы маленьких людей. Тэффи "свои и чужие"

СВОИ И ЧУЖИЕ (1913г.)
Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
Свои - это те, о которых мы знаем наверное, сколько им лет и сколько у них денег.
Лета и деньги чужих скрыты от нас вполне и навеки, и если почему-нибудь тайна эта откроется нам - чужие мгновенно превратятся в своих, а это последнее обстоятельство крайне для нас невыгодно, и вот почему: свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку, тогда как чужие должны деликатно привирать.
Чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете.
Встретите вы, например, на улице чужого человека. Он улыбнется вам приветливо и скажет:
- Какая вы сегодня свеженькая!
А если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться?) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:
- А у тебя, голубушка, что-то нос вспух. Насморк, что ли?
Если вы больны, от чужих вам только радость и удовольствие: соболезнующие, письма, цветы, конфекты.
Свой - первым долгом начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, точно это самое главное. Когда на конец, по его мнению, место и время установлены, он начнет вас укорять, зачем вы простудились именно там и тогда:
- Ну как это можно было идти без калош к тете Маше! Это прямо возмутительно - такая беспечность в твои лета!
Кроме того, чужие всегда делают вид, что страшно испуганы вашей болезнью и что придают ей серьезное значение:
- Боже мой, да вы, кажется, кашляете! Это ужасно! У вас, наверное, воспаление легких! Ради бога, созовите консилиум. Этим шутить нельзя! Я, наверное, сегодня всю ночь не засну от беспокойства.
Все это для вас приятно, и, кроме того, больному всегда лестно, когда его ерундовую инфлуэнцу ценою в тридцать семь градусов и одну десятую величают воспалением легких.
Свои ведут себя совсем иначе.
- Скажите пожалуйста! Уж он и в постель завалился! Ну как не стыдно из-за такой ерунды?! Возмутительная мнительность... Ну возьми себя в руки! Подбодрись - стыдно так раскисать!
- Хороша ерунда, когда у меня температура тридцать восемь, - пищите вы, привирая на целый градус.
- Велика важность! - издевается свой. - Люди тиф на ногах переносят, а он из-за тридцати восьми градусов умирать собирается. Возмутительно!
И он будет долго издеваться над вами, припоминая разные забавные историйки, когда вы так же томно закатывали глаза и стонали, а через два часа уплетали жареную индейку.
Рассказы эти доведут вас до бешенства и действительно, поднимут вашу температуру на тот градус, на который вы ее приврали.
На языке своих это называется «подбодрить больного родственника».
Водить знакомство со своими очень грустно и раздражительно.
Чужие принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза.
Так как вы не должны знать, сколько им лет, то лица у всех у них будут припудрены и моложавы, разговоры веселые, движения живые и бодрые.
А так как вы не должны знать, сколько у них денег, то, чтобы ввести вас в обман, вас будут кормить дорогими и вкусными вещами. По той же причине вас посадят в лучшую комнату с самой красивой мебелью, на какую только способны, а спальни с драными занавесками и табуреткой вместо умывальника вам даже и не покажут, как вы ни просите.
Чашки для вас поставят на стол новые, и чайник не с отбитым носом, и салфетку дадут чистую, и разговор заведут для вас приятный - о каком-нибудь вашем таланте, а если его нет, так о вашей новой шляпе, а если и ее нет, так о вашем хорошем характере.
У своих ничего подобного вы не встретите.
Так как все лета и возрасты известны, то все вылезают хмурые и унылые.
- Э-эх, старость не радость. Третий день голова болит.
А потом вспоминают, сколько лет прошло с тех пор, как вы кончили гимназию.
- Ах, время-то как летит! Давно ли, кажется, а уж, никак, тридцать лет прошло.
Потом, так как вам известно, сколько у них денег, и все равно вас в этом отношении уж не надуешь, то подадут вам чай с вчерашними сухарями и заговорят о цене на говядину, и о старшем дворнике, и о том, что в старой квартире дуло с пола, а в новой дует с потолка, но зато она дороже на десять рублей в месяц.
Чужие по отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все дела и предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. Еще бы! С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью!
Свои, наоборот, заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают.
У них всегда какие-то тяжелые предчувствия на ваш счет. И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два - четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи.
Сознание, насколько чужие приятнее своих, мало-помалу проникает в массы, и я уже два раза имела случай убедиться в этом.
Однажды - это было в вагоне - какой-то желчный господин закричал на своего соседа:
- Чего вы развалились-то! Нужно же соображать, что другому тоже место нужно. Если вы невоспитанный человек, так вы должны ездить в собачьем вагоне, а не в пассажирском. Имейте это в виду!
А сосед ответил ему на это:
- Удивительное дело! Видите меня первый раз в жизни, а кричите на меня, точно я вам родной брат! Черт знает что такое!
Второй раз я слышала, как одна молодая дама хвалила своего мужа и говорила: „
-.Вот мы женаты уже четыре года, а он всегда милый, вежливый, внимательный, точно чужой! И слушатели не удивлялись странной похвале.
Не удивляюсь и я.

СВОИ И ЧУЖИЕ (1923г.)

В наших русских газетах часто встречаются особого рода статьи, озаглавленные обыкновенно «Силуэты», или «Профили», или «Встречи», или «Наброски с натуры». В этих «силуэтах» изображаются иностранные общественные деятели, министры или знаменитости в области науки и искусства.
Представляют их всегда интересными, значительными или в крайнем случае хоть занятными.
О русских деятелях так не пишут.
Уж если увидите в газете русский «профиль», так я этот профиль не поздравляю. Он либо выруган, либо осмеян, либо уличен и выведен на чистую воду.
Мы странно относимся к нашим выдающимся людям, к нашим героям. Мы, например, очень любим Некрасова, но больше всего радует нас в нем то, что он был картежник.
О Достоевском тоже узнаем не без приятного чувства, что он иногда проигрывал в карты все до последней нитки.
Разве не обожаем мы Толстого? А разве не веселились мы при рассказах очевидцев о том, как «Лев Николаевич, проповедуя воздержание, предавался чревоугодию, со старческим интересом уплетая из маленькой кастрюлечки специально для него приготовленные грибочки»?
Был народным героем Керенский. Многие, я знаю, сердятся, когда им напоминают об этом. Но это было. Солдаты плакали, дамы бросали цветы, генералы делали сборы, все покупали портреты.
Был героем. И мы радовались, когда слышали лживые сплетни о том, что он, мол, зазнался, спит на постели Александра Третьего, чистит зубы щеткой Димитрия Самозванца и женится на Александре Федоровне.
Был героем Колчак. Настоящим легендарным героем. И каждый врал про него все, что хотел.
И все это - любя.
Странно мы любим - правда?
Не ослепленно и не экстазно.
А разве не любим мы Россию, братьев наших? А что мы говорим о них?
Чужая Шарлотта Корде приводит нас в умиление и поэтический восторг. Оттого, что она чужая, и оттого, что на ней белый чепчик, а не русский бабий платок.
И как мы рады, что кишат кругом нас спекулянты, и трусы, и прямо откровенные мошенники, рвущие, как псы, кусок за куском тело нашей родины. Рады потому, что можем сказать: «Вот каковы они все оказались!»
О нашей русской Шарлотте Корде мы бы легенды не сложили. Нам лень было бы даже имя ее узнать. Так, мимоходом, по привычке, справились бы:
- Ас кем она, собственно говоря, жила?
На этом бы все и кончилось.
Трагические годы русской революции дали бы нам сотни славных имен, если бы мы их хотели узнать и запомнить.
То, что иногда рассказывалось вскользь и слушалось мельком, перешло бы в героические легенды и жило бы вечно в памяти другого народа. Мы, русские, этого не умеем.
Помню, после корниловского наступления на Петроград один из участников его похода рассказывал побледневшими губами:
- Они были как дьяволы, эти матросы. Они бросались прямо под броневик, чтобы проколоть штыком резервуар с бензином. Я этого ужаса никогда не забуду! Колеса наползали прямо на мягкое, на их тела, кости хрустели под нами, по живым людям ехали. Гибли одни - на их место бросались другие. Господи, что же это за люди! Откуда такие взялись!
Я встретила потом, через несколько месяцев, этого офицера. Вспомнила, что он рассказывал что-то интересное, что я плохо слушала и почти забыла.
- Помните, вы говорили что-то любопытное о каких-то матросах, которые бросались под броневик... Помните? Вы еще удивлялись, что они такие безумные...
- Да, - рассеянно ответил он. - Что-то было в этом роде...
Забыли!

* * *
В Москве во время восстания юнкеров, когда шел бой на улицах, в толпу врезался грузовик с пулеметом. Правила машиной женщина. С платформы грузовика торчало несколько винтовок, криво и недвижно. Их не держали живые руки. Скорчившиеся около них люди не шевелились. Они все были убиты.
Женщина остановила грузовик, оглянула своих мертвых, выпрямилась, спокойная, открытая, незащищенная, одна перед направленными на нее дулами ружей, перекрестилась широким русским крестом и повернула ручку пулемета.
Никто не узнавал потом ее имени. И о том, что была такая, теперь уже никто и не вспомнит.
Забыли.
Рассказывают о том, как белые русские войска окружили красных матросов. Часть пленных сдалась - бросилась на колени и подняла руки. Остальные немедленно отошли от них в сторону.
- В чем дело? Чего вы хотите? - спросили у них победители.
- Мы хотим, чтобы нас расстреляли где-нибудь подальше, отдельно от этой сволочи, - отвечали они, указывая на коленопреклоненных товарищей.
Где это было - не помню. Никто не вспомнит.
Забыли.
Мы помним Шарлотту Корде.
Она ближе нам. Она носила белый чепчик и была француженкой, и ее так хорошо полюбили и описали французские писатели.
А наши - они нам не нужны.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. / Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. – М.: Русское слово, 2010.

Учебник: Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. / Авт.- сост. Г. С. Меркин. – 7-изд. – М., 2009.

Специфика обучаемых: общеобразовательный класс, четвертый год обучения по данной программе.

Тип урока: интерактивное изучение нового материала.

Цели урока:

1)предметная - продолжить работу по развитию навыков анализа прозаического произведения;

2)метапредметная – развитие навыков исследовательской работы, критического мышления;

3)личностная – формирование доброго, уважительного отношения к близким.

В связи с заявленными целями в ходе занятия должны быть решены следующие задачи:

1)когнитивные:

Расширить поле имеющихся знаний по литературе,

Познакомить учащихся с творчеством Надежды Тэффи, темами иособенностя­ми творчества писательницы;

2) операциональные:

- продолжить формирование умения критически оценить произведение литературы,

Совершенствовать навык анализа прозаического текста;

Развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, коммуникативных способностей учащихся,

Развитие критического мышления современного старшеклассника;

3) аксиологические:

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе анализа рассказа «Свои и чужие» (1913 и 1923 гг.),

Развитие внимательного, доброго отношения к близким.

Форма работы – фронтальная, групповая.

Методы и приемы – наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов и ситуаций, анализ, моделирование. Особенно ценным представляется такое действие учащихся, как анализ современных продуктов творческой деятельности и синтез всех имеющихся учебных компетенций учащихся для формирования отношения к произведениям русской литературы.

Предполагаемый результат – вооружение способом понимания своеобразия произведения, который заключается в выстраивании правильной иерархии первостепенного (определяющего) и второстепенного (дополнительного, сопутствующего) содержания.

Оборудование: компьютер с подключением к Интернету, проектор, проекционный экран.

ХОД УРОКА.

I. Мобилизующий этап.

Слово учителя.

До революции литературная слава Тэффи была поистине огромна. Ею «восхищались буквально все, - вспоминает И. Одоевцева, - начиная от почтово-телеграфных чиновников до императора Николая II». «Царь по прочтении рассказов Тэффи, - продолжает Одоевцева, - делал пометы в своем дневнике, а в юбилейном сборнике, посвященном 300-летию Дома Романовых, из литературных имен пожелал видеть лишь ее имя («Тэффи! Только ее. Никого не надо. Одну Тэффи!»). Не исключено, что действи­тельность и миф слишком тесно сплелись в этих воспоминаниях, - имя Тэффи всегда окружали легенды и мифы, зачастую авторство последних принадлежало ей самой.

Излюбленный жанр Тэффи - миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.

Г. Иванов утверждал: «Тэффи-юмористка - культурный, умный, хоро­ший писатель. Серьезная Тэффи - неповторимое явление русской лите­ратуры, которому через сто лет будут удивляться».

Художественный такт, чисто женская мягкость сочетаются в рассказах Тэффи с едкой иронией, комическое сближается с трагическим.

II. Целеполагание.

Учитель: Как вы относитесь к своим близким, друзьям? Прокомментируйте тему нашего урока.

Учащиеся отвечают, что любят своих близких, заботятся о них, переживают.

Учитель: Надежда Тэффи в своем рассказе высказала идею о том, что любовь «своих» хуже, чем любовь «чужих». Согласны ли вы с этим?

Учащиеся чаще всего высказывают категорическое несогласие с писательницей.

Учитель: Почему же у Надежды Тэффи была такая позиция? Как это понять? Что нам нужно узнать, чтобы понять автора?

Сформулируйте цели нашего урока.

Формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Ø Вспомнить – узнать (что?) темы, над которыми работала Н. Тэффи.

Ø Для чего мы это делаем? Цель: узнать жизненную позицию автора, ответить «странный» на вопрос темы: «Любим ли мы «своих»?

Ø Как мы это сделаем? Наметим путь, по которому пойдём.

Предложения ребят по данным вопросам.

Учитель: Обратимся к языку математики. Перед нами обычный треугольник. Попробуйте схематически на треугольнике изобразить проблематику рассказа Н. Тэффи.

Примерно у ребят должен получиться следующее изображение:

«Свои» «Чужие» III. Коммуникация – приход к общему решению, заполнение таблицы.

Для того, чтобы лучше понять мировоззрение Надежды Александровны Тэффи, учащиеся, получившие домашнее задание заранее, кратко пересказывают ее произведения.

Остальные восьмиклассники активно обсуждают их содержание, выявляют темы данных рассказов, заполняют таблицу.

Примерно она может выглядеть так:

Название сборников Название рассказов Темы
«Юмористические рассказы» (1910) «Корсиканец»,

«Экзамен»

Будни столыпинской России: арест гимназистов, гонения на «политику», цензурные бесчинства, мещанство
«Неживой зверь» (1916) «Олень» Одиночество стариков и детей
«Далекое» (1920) «Псевдоним» Острая тоска по России
1930-1940-е годы «Демонстрация» Человек, замученный жизнью, страдающий, одинокий

IV. Совместная деятельность.

Слово учителя

Полностью отвергнув октябрьский переворот 1917 года, Тэффи оказа­лись среди вынужденных эмигрантов. В эмиграции: жизнь Тэффи сложилась внешне благополучно. Она жила в Париже, много писала, печаталась в газете «Последние новости» и других изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно.

Едкая ирония Тэффи по адресу белой эмиграции очевидна. Смешные, подчас карикатурные фигуры, которые она изображает, убоги и трагичны. Это губернаторские дочки, прислуживающие в кафе, боевой офицер, ра­ботающий приказчиком в лавке, генерал, плетущий шапочки из крашеной соломы, барон Зельф - цыган в хоре.

Тэффи показывает, что потеря родины неминуемо влечет за собой по­терю национального облика. Рассказы «Ностальгия», «Сладкие воспоми­нания», «Осколки» и другие окрашивает острая тоска по России. Это же чувство рождает серию рассказов Тэффи под общим заглавием «Далекое»,

В 1930-1940-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу со­зерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом.

Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чув­ствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, под­слушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой. Мастерство портретных характеристик, меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным.

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической са­тирой».

Назовите виды комического. Вспомните материал 5-7 классов и составьте схему, отражающую отличие сатиры от юмора.

Учащиеся выполняют это задание 1-2 минуты. Примерно, у них должно получиться следующее:

Юмор – осмеяние частного. Сатира – осмеяние общего.

Один из учащихся в это время находит в интернете в «Словаре литературоведческих терминов» на сайте www.licey.net/lit/slovar или www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 точное определение сатиры и юмора. Восьмиклассники убеждаются, что основное отличие сатиры и юмора они вспомнили верно.

Какие эмоции вызвал у вас рассказ «Свои и чужие»?

Почему?

На чем построен сюжет рассказа?

Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у че­ловека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».

Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?

Вспомните ситуации из вашей жизни, когда близкие что-то вам запрещают, о чем-то вас предупреждают. Что вы чувствуете? Обиду? Почему?

Что по этому вопросу говорит Надежа Тэффи в своем рассказе? Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» прие­ма, жизненных планов героини.

Учащиеся разбиваются на три группы.

Задание для 1-ой исследовательской группы:

Выпишите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».

У восьмиклассников может получиться следующая таблица:

Свои Чужие
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
«Свои считают своей обязанно­стью непременно резать вам в глаза правду-матку».

«Посмотрит на вас презрительно»

«Чужие должны деликатно приви­рать».

«Улыбнется вам приветливо»

Обсуждение легкого недомогания героини
«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет уко­рять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами «От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
В гостях
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вы­лезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями...» «Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моло­жавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»
Обсуждение жизненных планов героини
«Заранее оплакивают вас, недовер­чиво качают головой и каркают...» «И, кроме того, зная вашу беспеч­ность, безалаберность, рассеян­ность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два - четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи» «По отношению к вам полны са­мых светлых прогнозов. Все пред­приятия вам, наверное, великолеп­но удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обая­тельностью»

Задание для 2-ой исследовательской группы:

Заполните правый столбец таблицы «Особенности «лирической» сатиры Н. Тэффи», используя ПК.

Участники данной группы презентуют для одноклассников результаты своей работы. Ребята высказывают свои мнения, предлагают собственные наблюдения.

В результате примерно должно получиться следующее:

Особенности «лирической сатиры» Тэффи Примеры
Самовыражение автора в форме моноло­га, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду. «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно...»
Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается пре­имущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи «Уж он и в постель завалил­ся!»

«Подбодрись - стыдно так раскисать!»

Фрагментарность и мозаичность - основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в каче­стве примеров-доказательств или при­меров - отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения. Рассказ о случае в вагоне.

«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

«И слушатели не удивлялись странной похвале.Не удивля­юсьи я».

Задание для 3-ей творческой группы:

Найдите в интернете картину Н. П. Ульянова «Группа воображаемых портре­тов» (1921).

Что объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине?

Используя ресурсы сети-Интернет, создайте коллаж, выражающий главную идею рассказа «Свои и чужие» (1913, 1923).

V . Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы, высказывают свои предположения.

Учитель может помочь прийти ребятам к следующим выводам: композиционное решение рассказов Тэффи направлено не только на создание увлекательного сюжета, но и на формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.

Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.

VI . Рефлексия.

ü Я почувствовал…

ü Я понял…

ü Я бы изменил…

ü Я буду…

VII . Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение «Как избежать конфликтов с близкими?»

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала 20 века. Современники назвали его «лирической сатирой». Природа явления, названного «лирической сатирой», двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира – шарж, почти карикатура на современность, а вместе с тем –элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

Сюжет рассказа «Свои и чужие» построен на доказательстве тезиса «Чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете». Доказывая этот тезис, автор рисует следующие жизненные ситуации: обсуждение внешнего вида, лёгкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.

Фразы, передающие отношение своих и чужих

«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку»

«Посмотрит на вас презрительно»

«Чужие должны деликатно привирать»

«Улыбнётся вам приветливо»

Обсуждение лёгкого недомогания героини

«Начнёт допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнёт укорять, зачем вы простудились».

Будет долго издеваться над вами

«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»

В гостях

«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями…»

«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры весёлые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»

Обсуждение жизненных планов героини

«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…»

«И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два – четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

« По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия к вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим –то умом, да с вашей обаятельностью»

Свои режут правду – матку, чужие деликатно привирают, при этом и те и другие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.

Особенности лирической сатиры Тэффи

Примеры

Рассказ о случае в вагоне.

«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи

«Уж он и в постель завалился!»

«Подбодрись –стыдно так раскисать!»

Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип.

Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.

Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.

Рассказ о случае в вагоне.

«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

« И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Особенности построения сюжета и композиции

в комической новелле Тэффи "Свои и чужие".

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке вы выявите особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи, способы формирования диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность героев, бессмысленность их поступков.

До революции литературная слава Тэффи была поистине огромна. Ею «восхищались буквально все, — вспоминает И. Одоевцева, — начиная от почтово-телеграфных чиновников до императора Николая II». «Царь по прочтении рассказов Тэффи, — продолжает Одоевцева, — делал пометы в своем дневнике, а в юбилейном сборнике, посвященном 300-летию Дома Романовых, из литературных имен пожелал видеть лишь её имя («Тэффи! Только её. Никого не надо. Одну Тэффи!»). Не исключено, что действительность и миф слишком тесно сплелись в этих воспоминаниях, — имя Тэффи всегда окружали легенды и мифы, зачастую авторство последних принадлежало ей самой.

Излюбленный жанр Тэффи - миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.

Г. Иванов утверждал: «Тэффи-юмористка — культурный, умный, хороший писатель. Серьезная Тэффи - неповторимое явление русской литературы, которому через сто лет будут удивляться».

Художественный такт, чисто женская мягкость сочетаются в рассказах Тэффи с едкой иронией, комическое сближается с трагическим.

Полностью отвергнув октябрьский переворот 1917 года, Тэффи оказались среди вынужденных эмигрантов. В эмиграции: жизнь Тэффи сложилась внешне благополучно. Она жила в Париже, много писала, печаталась в газете «Последние новости» и других изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно.

Едкая ирония Тэффи по адресу белой эмиграции очевидна. Смешные, подчас карикатурные фигуры, которые она изображает, убоги и трагичны. Это губернаторские дочки, прислуживающие в кафе, боевой офицер, работающий приказчиком в лавке, генерал, плетущий шапочки из крашеной соломы, барон Зельф — цыган в хоре.

Тэффи показывает, что потеря родины неминуемо влечет за собой потерю национального облика. Рассказы «Ностальгия», «Сладкие воспоминания», «Осколки» и другие окрашивает острая тоска по России. Это же чувство рождает серию рассказов Тэффи под общим заглавием «Далекое».

В 1930—1940-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу созерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом.

Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чувствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, подслушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой. Мастерство портретных характеристик, меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным.

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».

Вспомните виды комического. Чем отличается сатира от юмора?

Откройте литературоведческий словарь , выпишите в тетрадь по литературе, что такое ирония и сатира. Составьте самостоятельно словарную статью слова "юмор".

Прослушайте рассказ "Свои и чужие".

Сюжет произведения построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».

  • Чем отличается отношение «своих» от «чужих»?
  • Почему это беспокойство так обидно для нас?

Вспомните ситуации из вашей жизни, когда близкие что-то вам запрещают, о чем-то вас предупреждают.

  • Что вы чувствуете? Почему?
  • Что по этому вопросу говорит Надежда Тэффи в своем рассказе?
  • Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

Выпишите фразы, передающие отношение "своих" и "чужих".


Ниже перечислены особенности "лирической сатиры" Тэффи. Подберите в тексте произведения примеры. Заполните правую колонку.

Вывод. Композиционное решение рассказов Тэффи направлено не только на создание увлекательного сюжета, но и на формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью. Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.

Спасибо за работу!

«Свои и чужие»

Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

Свои - это те, о которых мы знаем наверное, сколько им лет и сколько у них денег.

Лета и деньги чужих скрыты от нас вполне и навеки, и если почему-нибудь тайна эта откроется нам - чужие мгновенно превратятся в своих, а это последнее обстоятельство крайне для нас невыгодно, и вот почему: свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку, тогда как чужие должны деликатно привирать.

Чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете.

Встретите вы, например, на улице чужого человека. Он улыбнется вам приветливо и скажет:

Какая вы сегодня свеженькая!

А если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться?) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:

А у тебя, голубушка, что-то нос вспух. Насморк, что ли?

Если вы больны, от чужих вам только радость и удовольствие: соболезнующие письма, цветы, конфекты.

Свой - первым долгом начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, точно это самое главное. Когда наконец, по его мнению, место и время установлены, он начнет вас укорять, зачем вы простудились именно там и тогда:

Ну как это можно было идти без калош к тете Маше! Это прямо возмутительно - такая беспечность в твои лета!

Кроме того, чужие всегда делают вид, что страшно испуганы вашей болезнью и что придают ей серьезное значение:

Боже мой, да вы, кажется, кашляете! Это ужасно! У вас, наверное, воспаление легких! Ради бога, созовите консилиум. Этим шутить нельзя! Я, наверное, сегодня всю ночь не засну от беспокойства.

Все это для вас приятно, и, кроме того, больному всегда лестно, когда его ерундовую инфлуэнцу ценою в тридцать семь градусов и одну десятую величают воспалением легких.

Свои ведут себя совсем иначе.

Скажите пожалуйста! Уж он и в постель завалился! Ну как не стыдно из-за такой ерунды?! Возмутительная мнительность... Ну возьми себя в руки! Подбодрись - стыдно так раскисать!

Хороша ерунда, когда у меня температура тридцать восемь,-пищите вы, привирая на целый градус.

Велика важность! - издевается свой.-Люди тиф на ногах переносят, а он из-за тридцати восьми градусов умирать собирается. Возмутительно!

И он будет долго издеваться над вами, припоминая разные забавные историйки, когда вы так же томно закатывали глаза и стонали, а через два часа уплетали жареную индейку.

Рассказы эти доведут вас до бешенства и действительно поднимут вашу температуру на тот гра-дус, на который вы ее приврали.

На языке своих это называется «подбодрить больного родственника». Водить знакомство со своими очень грустно и раздражительно.

Чужие принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза.

Так как вы не должны знать, сколько им лет, то лица у всех у них будут припудрены и моложавы, разговоры веселые, движения живые и бодрые.

А так как вы не должны знать, сколько у них денег, то, чтобы ввести вас в обман, вас будут кормить дорогими и вкусными вещами. По той же причине вас посадят в лучшую комнату с самой красивой мебелью, на какую только способны, а спальни с драными занавесками и табуреткой вместо умывальника вам даже и не покажут, как вы ни просите.

Чашки для вас поставят на стол новые, и чайник не с отбитым носом, и салфетку дадут чистую, и разговор заведут для вас приятный -о каком-нибудь вашем таланте, а если его нет, так о вашей новой шляпе, а если и ее нет, так о вашем хорошем характере.

У своих ничего подобного вы не встретите.

Так как все лета и возрасты известны, то все вылезают хмурые и унылые.

Э-эх, старость не радость. Третий день голова болит.

А потом вспоминают, сколько лет прошло с тех пор, как вы кончили гимназию.

Ах, время-то как летит! Давно ли, кажется, а уж никак тридцать лет прошло.

Потом, так как вам известно, сколько у них денег, и все равно вас в этом отношении уж не надуешь, то подадут вам чай с вчерашними сухарями и заговорят о цене на говядину, и о старшем дворнике, и о том, что в старой квартире дуло с пола, а в новой дует с потолка, но зато она дороже на десять рублей в месяц.

Чужие по отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все дела и предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. Еще бы! С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью!

Свои, наоборот, заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают.У них всегда какие-то тяжелые предчувствия на ваш счет. И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два - четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи.

Сознание, насколько чужие приятнее своих, мало-помалу проникает в массы, и я уже два раза имела случай убедиться в этом.

Однажды - это было в вагоне - какой-то желчный господин закричал на своего соседа:

Чего вы развалились-то! Нужно же соображать, что другому тоже место нужно. Если вы невоспитанный человек, так вы должны ездить в собачьем вагоне, а не в пассажирском. Имейте это в виду!

А сосед ответил ему на это:

Удивительное дело! Видите меня первый раз в жизни, а кричите на меня, точно я вам родной брат! Черт знает что такое!

Второй раз я слышала, как одна молодая дама хвалила своего мужа и говорила:

Вот мы женаты уже четыре года, а он всегда милый, вежливый, внимательный, точно чужой!

И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я.

Похожие публикации