Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Первые шаги в храме. Может ли некрещеный человек осенять себя крестом. Некрещеному в церковь можно? Ли некрещеные ходить в церковь

16:36, 10 июня 2016

Можно ли быть на службе некрещеному?

Бывает, какой-нибудь вопрос сформируется в сознании. Ты его носишь, размышляешь, создается благоприятная ситуация или беседа: тема раскрывается. А бывает, какой-нибудь вскочит на язык и не дает покоя. Что терпеть? Подойдите к батюшке, напишите батюшке, позвоните батюшке. Церковь открыта всем. А в нынешнем номере на подборку интересных вопросов отвечает иерей Виктор Дудкин, главный редактор СМИ Нижегородской епархии.

Можно ли заразиться какой-либо инфекцией через Святое Причастие, ведь там используется общая ложка?

Не знаю случаев из приходской жизни, когда кто-нибудь заразился чем-либо, принимая за Богослужением Тело и Кровь Христовы. И для меня лично потребляемая Чаша ни разу не стала источником инфекции. Если бы такая проблема была - у нас бы просто исчезло духовенство и сама Церковь.

Вопрос этот часто возникает лишь по одной причине: недостаток веры в человеке, а отсюда и боязнь заразиться какой-нибудь болезнью. Будем молиться о даровании веры, чтобы побороть наши необоснованные страхи.

Допустимо ли ребенку дома играть в богослужение?

Знаете, бывают игры развлекательные (что, само собой, хорошо), а бывают игры осмысленно серьезные. То есть ребенок так серьезен в своей игре, что забывает обо всем. Игра очень сильно отражает внутреннее устроение души и направление мысли дитя. И если игра в богослужение - это порыв души, а не кощунство и веселье (а это сразу видно), то это допустимо. Это своего рода детская молитва. Чистая и непосредственная. Взрослого молитвенника не всегда застанешь в таком молитвенном состоянии. Конечно, во всем нужно знать меру. И если такая игра принимает вид шалости, ее немедленно нужно прекратить.

Что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения, молиться, петь?

Собирающихся креститься, но еще не крещеных людей раньше называли оглашенными. Это те, кто, услышав проповедь Евангелия, публично заявили о своем намерении стать христианами и готовятся принять таинство Крещения. Перед Крещением проходила определенная подготовка - катехизация (научение вере). Сейчас традиция катехизации у нас восстанавливается и уже приносит свои явные плоды - люди приступают к таинству осознанно, с пониманием и представлением, как строить свою жизнь по Закону Божию. Во время подготовки ко Крещению человек может молиться в храме и участвовать в богослужениях, в том числе и в Божественной литургии (до литургии верных), но пока он не стал членом Церкви, он не может приступать к таинствам. О некрещеных не подают записки для поминовения - молиться о них можно в своей «частной», домашней молитве.

Что такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?

Отпеванием называется чин погребения усопшего. Существуют разные чины - для погребения мирян, духовенства, монахов, а также для крещеных младенцев. И у них есть отличия, отражающие статус покойного.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. В день похорон почившего доставляют в храм Божий, совершают чин отпевания, и похоронная процессия с пением молитв отправляется на кладбище. Здесь над свежей могилой совершается лития. Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий. И они стремятся проводить дорогих им усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная Церковь.

Большинство наших соотечественников, увы, не зная этого, большие деньги и силы тратят на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий - поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. А чтобы все-таки исполнить свой духовный долг перед усопшим, в храм отправляется кто-то из родственников или даже знакомых, чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного. Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участи.

Как появилось заочное отпевание? Увы, до сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь в ХХ веке. Храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были лишены духовного окормления. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители с благословения священноначалия совершали так называемые «заочные отпевания». В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной Церкви. Храмы Божии открыты повсеместно, мы можем совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный Устав.

Совершение «заочных отпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае «заочное отпевание» благословляется Церковью и может быть совершено. Оно имеет место быть и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом. Но, к нашему глубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия.

Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного» отпевания, если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и черствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало.

Подготовил Дмитрий Романов

Количество записей: 81

Здравствуйте. Я только сегодня узнала, что некрещеная. Я верующая, хожу в церковь, молюсь дома. А сегодня только узнала, что некрещеная, мне так больно. Мне сказали, что меня нет, и никто мои молитвы не слышит. Это действительно, так?

Нет, не так, Ольга. Господь все молитвы слышит, не верьте тому, что Вам говорят. А с крещением – если доподлинно стало известно, что Вы не крещены, так спешите скорее креститься: впереди Пасха, войдете в пасхальную радость крещеным человеком!

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! У меня ребенок умер при родах (было обвитие пуповиной) вследствии асфиксии. Прошло много лет, и совсем недавно я услышала, что матери, похоронившей своего ребенка, есть яблоки до спаса нельзя. Правда ли это? И еще вопрос: нужно ли за моего ребенка заказывать службу? Как вообще нужно поминать ребенка? Спасибо.

Марина

Нет, Марина, про яблоки – полный вздор, абсолютно не принимайте во внимание! Как жаль, что у нас в народе так стойко держатся всякие глупые фантазии и нелепые идеи. Все это происходит только от крайней необразованности. Так как ребенок Ваш еще не был крещен, то поминать его душу можно на домашней молитве. Но не унывайте сильно, Господь, конечно же, принял его душу в райских обителях, ему сейчас очень хорошо, ведь он же был безгрешный!

игумен Никон (Головко)

Доброе утро! Уже на протяжении 4 лет меня мучает один вопрос. Точнее, я очень нагрешила. 4 года назад я вышла замуж, и мы с мужем сразу же после росписи повенчались, но я не крещеная... Я виновата перед ГОСПОДОМ БОГОМ и мужем? И что вообще я натворила? Считается ли наше венчание действительным? Я очень верю в Бога.

Александра

Мне жаль, Александра, но Вы весьма согрешили. Вам нужно обязательно креститься, а затем совершить Таинство брака еще раз.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли некрещеному носить нательный образок? Я болею, мне из России его привезли из церкви (живу в мусульманской стране, сама русская). Принять крещение хочется, а православной церкви поблизости нет.

Вера

Вера, то, что Вы не крещены столько времени, плохо. Съездите в другую страну или город, но креститься нужно немедленно. То что Вы живете в мусульманской стране, Вас не оправдывает. Когда человеку что-то очень нужно, он находит способ это получить, чего бы это ему ни стоило. А у Вас на кону вечность! Не теряйте времени, приложите все усилия для Вашего спасения. Молитесь дома, чтобы Господь сподобил Вас этого великого Таинства - крещения. Нательный образок носить можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли водить детей на причастие, если они не крещены в православный церкви? Так как отец не христианин, а мама - да. Благодарю за ответ.

Вера

Здравствуйте, Вера! Причащаться Святых Христовых Таин могут только православные христиане, т.е. члены Церкви. Я бы советовал Вам покрестить ребенка и тогда Вы сможете приводить его к причастию, а также молиться за него в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка, можно ли в домашней молитве о живых и усопших наряду с православными родственниками поминать некрещеных, или нужно как-то отдельно их упомянуть? Спаси, Господи!

Светлана

Можно, Светлана. На домашней молитве поминать некрещеных можно, и, я думаю, не обязательно их имена выделять в какой-то особенный список в конце помянника. Можно сделать так просто ради удобства.

игумен Никон (Головко)

Мужчина мой некрещеный, живем гражданским браком, я крещеная, верующая. Уже несколько лет пытаемся зачать ребеночка, не получается. Я и операцию делала, и лечилась, а все равно никак. Знаю, за что мне это наказание - был аборт, миллион раз в этом раскаялась. Говорят, что если сироту в дом взять, то потом свой будет, наверное, не в нашем случае. У нас под опекой две девочки подросткового возраста (дети сестры моего мужчины, с ней все в порядке, просто она о них не заботилась). Подскажите, пожалуйста, кому молиться, как, у кого ребеночка просить? Живу рядом с Тихвином, есть возможность иногда ездить к Тихвинской иконе Божье Матери, может, ей? Иногда кажется, что нервов никаких не хватит, помогите, пожалуйста.

Евгения

Здравствуйте Евгения. В первую очередь, заключите законный брак, в соответствии с правовыми нормами государства, в котором Вы живете. Брать благословение и молиться о зачатии ребенка в блудном сожительстве абсурдно и кощунственно. Вас сейчас нельзя допускать ни к каким Таинствам, разве только в случае опасности смерти. Иначе лекарство Вам покажется хуже болезни. Христос говорит, что Его любит тот, кто исполняет Его заповеди, проявите свою любовь к Богу понуждением себя к жизни по заповедям, и тогда уже молитесь о даровании Вам чада. Сделайте шаг навстречу ко Христу, и Он сделает навстречу Вам десять шагов.

иерей Александр Белослюдов

Я стала воцерковляться лишь после того, как покрестила детей. И поэтому на крестинах детей я присутствовала некрещеная, а ведь читала материнскую молитву. Теперь очень мучаюсь и переживаю, не могу себя заставить подойти к батюшке, покаяться. Скажите, теперь получается, что крещение детей неправильное, и они не считаются крещеными? Спасибо.

Надежда

Надежда, Крещение - это таинство. Крещение совершает священник, и от Вас таинство крещения никак не зависит. То, что Вы не были на тот момент крещены - это Вы только себе вредили, а не детям. Ваши дети, без всякого сомнения, считаются крещенными, и не нужно напрасно волноваться. Вы тоже крестились, а при крещении человеку прощаются все грехи. Так что у Вас все в порядке, но если совесть Вас мучает, можно священнику это сказать на исповеди. Сейчас идет Великий пост, вот поститесь, исповедуйтесь, причащайтесь и детей своих приобщайте к церкви. Дети ваши крещены правильно, и это крещение действительно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Меня мучают несколько вопросов. У меня есть друг, по крайней мере, я его так называю. Но он ко мне испытывает сильные чувства, каких я не испытываю. Однако мне нравится с ним проводить время. Правда, пару раз это общение заходило, как мне кажется, слишком далеко... Я не знаю, как быть, не хочется и бросать человека, но и не хочется давать ему какую-то надежду. Может быть, посоветуете, как быть? Как понять, твой это человек или нет? Год назад у меня был уже молодой человек, и казалось, что это на всю жизнь! А потом все закончилось навсегда. И ещё вопрос. Этот друг сам некрещеный, но в Бога верит (просто родители у него разных религий - православие и масульманство, поэтому его и не крестили). Но он сам понял, что Бог есть, и сейчас очень тянется к православию. Мы 2 раза уже были на вечерних службах. Ему очень нравится в храме и хоровое пение. Правда, говорит, без меня бы он вряд ли пошел. Как-то обмолвился, что хочет креститься. Сам начал читать Библию. Может быть, посоветуете, с чего лучше начать, и можно ли ему присутствовать на Литургии? Большое спасибо!

Мария

Здравствуйте Мария. Не пытайтесь сидеть на двух стульях, добром не кончится. Начать надо с катехизации. Если есть такие курсы, в обозримом пространстве, надо на них записаться и походить на них вместе. Если нет, или уровень не высок, то можете воспользоваться аудиолекциями. В плане начального просвещения очень хороши общественные лекции А. И. Осипова, он объясняет все буквально на пальцах, с большим объемом жизненных примеров и святоотеческих поучений. Вот здесь их можно послушать или скачать: http://predanie.ru/audio/lekcii/osipov/ . Обратите внимание на записи последних лет. И только убедившись, что Ваш друг действительно избрал Христа целью, а Православие путем к Нему, можете подумать и о браке с ним. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Мне 27 лет, меня покрестили в год. Недавно я узнала, что мой крестный отец во время моего крещения сам не был крещен, а покрестился он только спустя 10 лет после моего крещения. Что мне делать? Является ли мое крещение правильным и действительным? Спасибо за ответ.

Катерина

Катерина, крестные должны быть крещеными православными христианами. Крестные должны воспитывать своих крестников в православной вере. Крестные - это восприемники от купели, и никак не влияют на само таинство Крещения. Крестит священник, и передает крестному младенца после купели для дальнейшего воспитания младенца. Ваше крещение, без всякого сомнения, действительно, потому что Вас крестил в православном храме священник, независимо от того, кто Ваш крестный. Хотя, конечно, обычно перед Таинством обязательно спрашивают крестного, кто он, и православный ли. Не переживайте, и благодарите Бога, что сподобил Вас такого великого таинства крещения и за то, что Ваш крестный тоже обрел православие, может, даже благодаря Вам. Посещайте чаще церковь, исповедуйте и причащайтесь. Сейчас идет Великий пост – благоприятное время для этого.

иеромонах Викторин (Асеев)

Фотиния

Фотиния, конечно, домашние заготовки тоже можно приносить на помин в церковь, люди часто так делают, и я считаю, это хорошо. Только мясо носить в храм не положено, и в пост, разумеется, нужно приносить постные продукты. Что же касается крещения вашего племянника, то нужно все до конца разузнать. Спросите у брата, которому 9 лет, потом постарайтесь разыскать крестную или церковь, где его могли крестить. Если ничего не удастся узнать, тогда нужно обратиться ближайшую церковь и поговорить со священником, он скажет, что нужно сделать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Меня зовут Наталья. Я живу в Киргизии. У меня есть подруга Татьяна, которая болеет раком. Вот уже почти год она самоотверженно борется с этим недугом. Недавно она мне сказала, что эта болезнь случилась сразу после смерти ее отца (папа Виктор умер в январе 2012). Он ей часто снится. И ей кажется, что он ее не отпускает. Папа у нее не был крещенным, и соответственно, его не отпевали в церкви. Татьяна крещенная. Она верит и ходит в церковь. Она очень хороший человек. Очень хочется ей помочь выкарабкаться. Скажите, батюшка, что можно и нужно сделать в ее случае? Что мне еще нужно делать, кроме того, что читать канон за болящего? Пожалуйста, помолитесь за нее. Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталья.

Наталья

Наталья, Вашей подруге надо бы посоветовать почаще ходить на исповедь: дело в том, что подобные явления родственников в большинстве случаев являются иллюзией, обманом, и имеют корень в собственной греховности. А Вы постарайтесь чаще подавать за нее записки на Литургию и еще подайте поминание в какой-нибудь монастырь, где круглые сутки читают "неусыпаемую" Псалтирь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. На родительской субботе в храме, когда батюшка молился и перечислял имена усопших, я, помимо своих усопших родственников, мысленно вспоминала и родственников мужа (некрещеного брата), его деда, погибшего на войне и несколько знакомых, которые не знаю, были ли крещены, и в мыслях за них помолилась Господу об упокоении; в записках имена душ усопших, которые, не знаю, крещены ли, не писала, только мысленно помолилась о них. Теперь вот думаю, а можно так было делать, ведь не молятся за некрещеных в церкви, а я, получилось, их имена вспомнила, как-то само собой получилось!?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Человек некрещеный находится вне Церкви и ее таинств, поэтому Церковь за таких людей не молится. Но в том, что Вы мысленно поминали некрещеных сродников, греха нет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, уважаемая редакция! В каком храме в Москве можно подать записку об ушедшем в вечную жизнь без святого крещения? И можно ли вообще?

Галина

Нет, Галина, увы, записку о некрещенном человеке подавать нельзя: Церковь молится только о Своих членах, о людях, посвятивших свою жизнь Богу и принявших Святое крещение во Имя Святой Троицы. Но за такого человека можно молиться дома, а в храме ставить свечи, уповая на милость Божию к каждой богосозданной душе".

игумен Никон (Головко)

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ В ЦЕРКВИ? (Правила поведения в Церкви)

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексей Митюшин ответил на наиболее распространенные вопросы.


Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае - все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой - не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака - отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещеным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещеным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?

Некрещеный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещеному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещеным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду - по рождению христианка. А потому - каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация - из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах - это обязательно. Для участия в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех - не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь - это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа - время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время - можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом - свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990-х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

В храме плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий - купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии - нет, заразиться в церкви во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия - величайшее из таинств Христовой Церкви.

Можно ли беременным ходить в церковь?

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова - пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщинам нельзя приступать к таинству причащения ицеловать иконы.

священник Алексей МИТЮШИН

28-10-2008, 18:42

Собственно, вопрос.

Вопрос в следующем:



28-10-2008, 18:47

28-10-2008, 18:48

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.

А просто зайти в церковь я могу? И нужно ли мне креститсья при входе?

28-10-2008, 18:50

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.
:041:Нет. Еще на одну тему меня не хватит.

28-10-2008, 18:53

Зайти конечно можете..Но если Вы не умеете или не знаете как вести себя или как что делать, постарайтесь лучше воздержаться от действий, вдруг они оскорбят верующих..Можно узнать все о поведении и правилах в личной беседе с любым священнослужителем.

28-10-2008, 18:57

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.
жостка:)

КатАрина

28-10-2008, 19:05

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.
:010:

28-10-2008, 19:06

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.
даниможетбыть! :046:

ГРОТЕСКа

28-10-2008, 19:08

А просто зайти в церковь я могу? И нужно ли мне креститсья при входе?

28-10-2008, 19:10

А на крещении и венчании присутствовать можно?

28-10-2008, 19:10

NaTyЛЯ, кентавр, Kpacoта, спасибо большое!
Интересовало в большей степени именно как себя вести, чтобы не оскорбить чувства верующих.

ГРОТЕСКа

28-10-2008, 19:12

Ну своим присутствием Вы никого не оскорбите, Вы же не будете голышом бегать по храму:))

28-10-2008, 19:22

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.

Нуу, это вы радикально!! Откуда у вас такие сведения - сверху? У Бога такое специальное зрение, вернее слепота на зашедших в храм некрещеных людей?

28-10-2008, 19:25

Интересовало в большей степени именно как себя вести, чтобы не оскорбить чувства верующих.В церкви никому до Вас нет дела. Если Вы не будете бегать по церкви, привлекать к себе внимание, то по большому счету Вы никого ничем не оскорбите. Если голова Ваша будет покрыта (в платке или хотя бы капюшоне), то на Вас никто внимания не обратит.

28-10-2008, 19:30

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.
А что Вы скажите на это (http://www.pravoslavie.ru/answers/6806.htm)? Священники в большинстве своем положительно относятся к тому, что некрещенный человек пришел в Храм. По их мнению, он пришел к Богу. А это хорошо.

28-10-2008, 19:36

Но для Бога вы как бы не существуете.

:010::010::010:

МаСолька

28-10-2008, 20:11

А что Вы скажите на это (http://www.pravoslavie.ru/answers/6806.htm)? Священники в большинстве своем положительно относятся к тому, что некрещенный человек пришел в Храм. По их мнению, он пришел к Богу. А это хорошо.
А я тоже так считаю. Если вы впервые решили зайти в храм, и у вас возникли такие вопросы. То может быть вы сейчас и встали на дорогу, которая ведет к храму.

28-10-2008, 20:20

28-10-2008, 20:22

Нуу, это вы радикально!! Откуда у вас такие сведения - сверху? У Бога такое специальное зрение, вернее слепота на зашедших в храм некрещеных людей?

Не слепота конечно, просто как говорят священни ки просьбы не будут услышаны, только и всего.

28-10-2008, 20:24

Хм. Интересно, в одной из передач выступал священник. Он сказал, что когда некрещенный приходит в Храм это уже хорошо. И священники приветствуют подобное. Это как?
То же самое я слышала от о.Тихона в Оптиной. (Надеюсь, что священники в Оптиной для Вас являются авторитетом.)

28-10-2008, 20:26

Недавно была в Псково-Печерском монастыре. И при мне там люди спрашивали, можно ли некрещеному ставить свечки, молиться - однозначно сказали, что можно. И нужно. Потому что Бог любит всех и рад каждому, пришедшему к нему. Может, потом этот человек станет верующим, может, нет, но он все равно не лишен общения с Богом, если идет в Храм без нечистых помыслов!

МаСолька

28-10-2008, 20:28

Не слепота конечно, просто как говорят священни ки просьбы не будут услышаны, только и всего.
На мой взгляд все просьбы слышны, так как Господь нас создал по своему образу и подобию. И не он от нас отвернулся и не слышит, а мы в своих грехах его не видим и не слышим. Просто в храме не заказывают требы на некрещеных, но дома молиться нужно, так как наша молитва, возможно, это их единственное СПАСЕНИЕ.

Петербурженка

28-10-2008, 20:32

Можно ли ходить в храм некрещеным людям? Вот как ответил на этот вопрос священнослужитель: - «Некрещеные люди могут посещать храм, слушать евангелие и его толкование. Иначе, как они узнают о Боге? Но после этого в определенный момент литургии они должны выйти из храма. Если же хотят полноты церковной жизни, то пусть крестятся. Хождение в храм помогает нам стать другими, стать новым человеком. А без церкви - это невозможно. Все разговоры о добре и истине без Бога – это пустая болтовня»…

Http://www.amurpravda.ru/articles/2008/05/17/1.html

28-10-2008, 20:35

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете. Это официальная позиция РПЦ, а не моя выдумка.

Надо тщательнее подбирать слова, чтобы не случилось невольное богохульство или клевета. Бог есть Любовь, Он как солнце - светит всем и добрым и злым, и верующим и не верующим и каждый для Него драгоценен, каждому Он желает спасения.

Собственно, вопрос.

Креститсья не собираюсь. К православной религии отношусь с уважением, как к религии моих предков и моего народа, но сама от нее далека.

А тут недавно зашла в церковь (в юбке, платке, не крестилась). Постояла, подумала о вечном и вышла. Не исключаю, что и в дальнейшем придется зайти.

Вопрос в следующем:
Как вести себя в храме некрещеному? Надо ли креститсья при входе?
Может ли некрещеный ставить свечки, покупать святую воду?
Можно ли ставить свчки для некрещеного?
И что еще по этому поводу нужно знать? Купите книжку о поведении в храме, они есть почти везде. А пока:
Креститься при входе не обязательно, если вы не почитаете крест своей защитой и спасением. Ставить свечи, прикладываться к иконам (если возникнет такое желание)- пожалуйста, стараясь не мешать окружающим. Не нужно этого делать во время богослужения, опять же, чтобы не мешать другим. Ведите себя спокойно молитесь, как душа подсказывает.
Ставить свечи за некрещеных не имеет смысла - лучше помолитесь за него своими словами. Бог вас обязательно услышит.
Святая вода не продается, ее можно набрать бесплатно и/или положить деньги как пожертвование.
Постарайтесь не вставать спиной к алтарю и не держите руки в карманах. Остальное придет или не придет со временем, вам виднее.

Можно узнать все о поведении и правилах в личной беседе с любым священнослужителем.
Из собственного опыта знаю. как непросто человеку с улицы подойти к священнику. Не потому, что его охраняют:) А потому, что страшно от неведения, кому-то они кажутся либо небожителями либо жуликоватыми людьми (беру крайности). И кажется, что легче подойти вон к той милой бабушке.... Продолжение все знаем. Это одно из первых мскушений приходящих в храм. надо понять, что священник - человек, избравший путь слущения Богу и людям, не требовать от него невозможного, но и не трястись перед ним. Именно он наиболее квалифицированно ответит на все вопросы или отправит к тому, кто вам сейчас полезнее.
А на крещении и венчании присутствовать можно?
По чину не положено присутствие некрещеных людей при Таинствах, (а крещение и венчание - таинства) и абсолютно невозможно их совершение над некрещенными людьми. в наше время первое правило сплошь и рядом не выполняется, невозможно проверить вероисповедание всех гостей на свадьбе. Это уже вопрос их личного понимания или незнания. Опять же, если люди собираются в дальнейшем креститься, они становятся оглашенными и могут присутствовать на всех богослужениях.

28-10-2008, 20:37

Вопрос в следующем:
Как вести себя в храме некрещеному? Надо ли креститсья при входе?
Может ли некрещеный ставить свечки, покупать святую воду?
Можно ли ставить свчки для некрещеного?
И что еще по этому поводу нужно знать?

В церкви Вы можете креститься и не только при входе, если у Вас есть такая потребность. На службах тоже можете присутствовать, только на Божественной литургии на Литургии Оглашенных, на Литургии Верных Вам присутствовать нельзя, и во время Божественной Литургии священник скажет"Оглашенные изыдите" и всем некрещёным нужно выйти из храма, ну это некие правила богослужения, но их следует уважать, а остальных службах можно присутствовать от начала до конца. Свечи ставить, вот об этом не знаю, думаю, ничего страшного не будет, если с добрыми намерениями...:016:

Всё верно. Не крещеному нельзя участвовать в Таинствах, за него нельзя подать записку. По поводу присутствия на Литургии - правилно, но сегодня этот запрет не такой строгий, как прежде.

Это официальная позиция РПЦ, а не моя выдумка.

28-10-2008, 20:40

Всё верно. Не крещеному нельзя участвовать в Таинствах, за него нельзя подать записку. По поводу присутствия на Литургии - правилно, но сегодня этот запрет не такой строгий, как прежде.
Можно молиться в храме, самому подавать записки за знакомых крещеных, ставить свечи, брать и пить святую воду, если Вас угостят (или дадут при подачи записки) просфорой - её можно вкушать, как и святую воду - натощак, с благоговением и молитвенным воздыханием (можно своими словами). Можно участвовать в крестных ходах и в церковных празднествах. Можно попросить священника о беседе.

Нельзя - исповедываться, венчаться, становиться крёстным, причащаться, собороваться.

В принципе, можно. Но есть приходские традиции, и лучше заранее поговорить со священником, который будет совершать Таинство. Строгий батюшка может и не пустить.

Натуля, я вас умоляю, не надо опять заявленй от имени РПЦ. Уже не раз выяснялось, что вы не знакомы с официальной позицией (или намеренно её искажаете). Гадаете - гадайте. У нас свобода совести. Но не надо о том, в чем не понимаете.

Вы наверное здесь официальный представитель РПЦ. И совершенно не ваше дело чем я занимаюсь. Тема не обо мне!

28-10-2008, 20:44

Простите, а как себе представляете эээ высказывание "официальной позиции РПЦ" на форуме?

28-10-2008, 21:08

Когда бывает возникают вопросы, захожу на этот сайт. При желании можно задать вопрос священнику, но нужно зарегистрироваться, конечно.
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&board=4.0

"Поведение в храме
Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.
Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать "бесчинных воплей".
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш"). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Константин Слепинин
Азы православия http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/slepinin/hornbook/4.html
"

28-10-2008, 21:10

28-10-2008, 21:14

Собственно сам г-н Кураев не один раз говорил о том, что когда некрещенный приходит в Храм это уже хорошо. Священники относятся к этому положительно.

28-10-2008, 21:17

Никогда не слышала ничего иного:)

По поводу "позиции РПЦ", высказанной ранее- полный бред...

28-10-2008, 21:18

28-10-2008, 21:23

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.

Правильно! и дисконтную карту в лавке не дадут.

28-10-2008, 21:24

Да, т.е. я согласна... похоже неверно высказалась:)

Согласна с тем, что никогда не слышала, что некрещенным нельзя приходить в храм, тп...

А про "позицию РПЦ", естественно, тому кто это сказал, не вам:))

28-10-2008, 21:48

Мне лично наплевать на мнение РПЦ и уж тем более наплевать на мнение пользователя NaTyЛЯ. Автор идите в церковь и если хотите быть Услышаны то обязательно будете.

Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных» — означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающий в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм так же называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

Обязательно ли ходить в храм?

Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы — Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46).

Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от грехов в Таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через Таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.

Как часть следует посещать храм?

В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащается, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

Что надо делать перед входом в храм?

Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

Как вести себя в храме?

Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми рукавами), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед выходом в храм мужчины снимают головные уборы.

Приходить в храм хорошо за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции, во время богослужения мужчины стояли в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения желательно воздерживаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

Почему в храме надо стоять во время служб?

Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Выражая почтение начальнику, человек встает. Бог является Начальником всей жизни, все, что существует, создано Им. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому, для выражения глубокого почтения к Богу, в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — говорил московский святитель ХIX века Филарет (Дроздов).

Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то тоже желательно встать.

В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?

Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает сою голову» (1 Кор. 11: 5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7 – 10). В настоящее время это правило благочестия распространяется на всех христианок. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в Таинствах?

В настоящее время называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки в настоящее время являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).

Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в Таинствах.

В настоящее время одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин (в Московской Руси XVI века мужчин обличали за ношение облегающей одежды). Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7 – 9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагают ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».

Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу, или желанием привлекать внимание лиц противоположного пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.

Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающая до Причастия и других церковных Таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причастия.

Святейший Патриарх Сербский Павел из изучения церковных правил, касающихся этой тематики, сделал вывод, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как у участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или некрещенная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

Нет специального правила кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а так же к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Можно и просить помощи в имеющихся нуждах.

Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели, после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молится, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Как надо себя вести при каждении храма?

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

Что делать, если ребенок в храме расплакался?

Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся. Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.

Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9: 13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1-5.

Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные взносы. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет тем, кто в его время не понимал значения сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33-34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а так же на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Из государственного бюджета не выделяется средств на эти цели, так как церковь в нашей стране отделена от государства. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.

Поскольку Господь предпочел обрядовому закону десятины, духовный закон жертвенной любви, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7-8).

Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда это можно сделать?

В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно на уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

Некрещенному можно подходить на помазание, если он проявляет искренний интерес к Церкви, церковной жизни, даже будучи некрещенным, а если он воспринимает помазание, как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

Можно ли некрещенному человеку приложиться к мощам?

К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути у Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

С большой осторожностью. Через такие ведения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Так же нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо предавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.

С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

Сколько цветом можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.

Обычай дарить живым людям букеты с нечетным количеством цветов, а на кладбище нести четное их количество является человеческим установлением, не имеющим под собой никакого разумного обоснования, и лишь способствует возникновению суеверий. Например, некоторые люди панически боятся получить букет с чистым количеством цветов, предвидя в этом свою скорую смерть. Однако количество подаренных цветов никаким образом не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Бога.

Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: регулярные телетрансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует спросить на это благословение священника.

Похожие публикации