Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Роль биологии в современном мире. Значение биологии и химии жизни человека

- 21.02 Кб

Биология в современном обществе

Выполнила ученица 10 «А»

Иванова Вероника


Биология (греч.bios ,- жизнь, logos- учение, наука) - наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

Биологией систематических групп занимаются: вирусология -- наука о вирусах, микробиологиямикология - наука о грибах, ботаника - наука о растениях, зоология - наука о животных, антропология - наука о человеке. Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология - наука о насекомых, ихтиология- о рыбах, териология - о млекопитающих, орнитология – о птицах, мирмекология – о муравьях, лепидоптерология – о бабочках, протистология – наука о простейших и др. В ботанике выделяются: альгология - наука о водорослях, бриология - о мхах, дендрология - о древесных растениях и др. Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растений и животных) и т. д. - наука, занимающаяся изучением микроорганизмов,

По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию, морфологию (в узком смысле) - о внешнем строении, физиологию - о жизнедеятельности целостного организма и его частей, генетику - науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Отдельно выделяют науки о развитии живой материи: биологию индивидуального развития организмов; эволюционную теорию (комплекс знаний об историческом развитии живой природы); палеонтологию, изучающую историю жизни по остаткам живых организмов. - науку о внутреннем строении.

Изучением коллективной жизни и сообществ живых организмов занимаются: этология - наука о поведении животных, экология (в общем смысле) - наука об отношениях различных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Среди разделов экологии рассматривают биоценологию - науку о сообществах живых организмов, популяционную биологию - отрасль знаний, изучающую структуру и свойства популяций и др.

По методам исследований обычно выделяют биохимию, изучающую входящие в состав организмов химические вещества, их структуру, распределение, превращения и функции; биофизику - науку о физических и физико- химических явлениях в живых организмах. Планированием количественных биологических экспериментов и обработкой результатов методами математической статистики занимается биометрия, являющаяся также одним из важнейших разделов биологии.

В зависимости от того, в какой области практической деятельности человека используются биологические знания, выделяют такие дисциплины, как биотехнология - совокупность промышленных методов, позволяющих с высокой эффективностью использовать живые организмы и отдельные их части для производства пенных продуктов (антибиотиков, витаминов, гормонов и др.), для защиты растений от вредителей и болезней, для борьбы с загрязнением окружающей среды, в очистных сооружениях; агробиология- комплекс знаний о возделывании сельскохозяйственных культур; селекция - наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Выделяют также животноводство, ветеринарию, медицинскую биологию, фитопатологию, биологию охраны природы.

В зависимости от того, в какой области практической деятельности человека используются биологические знания, выделяют такие дисциплины, как биотехнология - совокупность промышленных методов, позволяющих с высокой эффективностью использовать живые организмы и отдельные их части для производства пенных продуктов (антибиотиков, витаминов, гормонов и др.), для защиты растений от вредителей и болезней, для борьбы с загрязнением окружающей среды, в очистных сооружениях; агробиология- комплекс знаний о возделывании сельскохозяйственных культур; селекция - наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Выделяют также животноводство, ветеринарию, медицинскую биологию, фитопатологию, биологию охраны природы.

Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.

Теоретические достижения биологии широко применяются в медицине. Именно успехи и открытия в биологии определяют современный уровень медицинской науки. Так данные генетики позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека. Селекция микроорганизмов позволяет получать ферменты, витамины, гормоны, необходимые для лечения ряда заболеваний. Развитие генной инженерии открывает широкие перспективы для производства биологически активных соединений и лекарственных веществ. Так, например, с помощью методов генной инженерии был получен ген гормона инсулина и затем встроен в геном кишечной палочки. Такой штамм кишечной палочки способен синтезировать человеческий инсулин, используемый для лечения сахарного диабета. Подобным образом в настоящее время получают соматотропин (гормон роста) и другие гормоны человека, интерферон, иммуногенные препараты и вакцины.

Эксперименты на животных моделируют многие патологические процессы, позволяющие понять сущность того или иного заболевания, установить принципы восстановления поврежденных клеток, тканей и органов, определить оптимальную тактику лечения и профилактики. Успехи иммунологии уже в настоящее время позволяют осуществлять трансплантацию жизненно важных органов, производить диагностику многих заболеваний, снижать уровень инфекционной заболеваемости

Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности - производству продуктов питания. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.

Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.

Прогресс науки и техники, создание и использование новых технологий могут наносить ущерб биосфере (порой непоправимый). Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ставит вопрос о выживании, а нередко и о вымирании многих видов животных и растений. Учащение экологических катастроф наносит в группу риска все живое на планете. Задачи сохранения живых организмов, восстановления их популяций в естественной среде обитания решают биологи всего мира.

Решению таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, помогает экология. Она предусматривает выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными вредными веществами), определение режимов рационального использования резервов биосферы. Актуальной задачей экологии является обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению

Человечество не может существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее в «рабочем состоянии». К сожалению, это не так просто сделать. В результате освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства, промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид восстановить невозможно. Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает уникальным генофондом. В нашей стране один вид позвоночных животных исчезает в среднем за 3, 5 года. Как изменить эту тенденцию и вернуться на эволюционно оправданный путь постоянного увеличения общей «суммы жизни», а не ее уменьшения? Эта проблема касается всего человечества, но решить ее без работы биологов невозможно.

Описание

Биология (греч.bios ,- жизнь, logos- учение, наука) - наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.

Значение биологии как наукиисключительно велико, так как познание историческогоразвития органического мира,закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, ихвзаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира.

  • 3. Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач.Теоретические достижения биологии широко применяются в медицине. Именно успехи и открытия в биологии определяют современный уровень медицинской науки. Так данные генетики позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека. Развитие генной инженерии открывает широкие перспективы для производства биологически активных соединений и лекарственных веществ. Так, например, с помощью методов генной инженерии был получен ген гормона инсулина и затем встроен в геном кишечной палочки. Такой штамм кишечной палочки способен синтезировать человеческий инсулин, используемый для лечения сахарного диабета. Подобным образом в настоящее время получают соматотропин (гормон роста) и другие гормоны человека, интерферон, иммуногенные препараты и вакцины.
  • 4. Знание закономерностей размножения и распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных.
  • 5. Общебиологические закономерности используются при решении самыхразных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Быстрые темпыроста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятыхсельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблемесовременности - производству продуктов питания. Эту задачу способнырешать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиесяна достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законовнаследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивныесорта культурных растений и пород домашних животных, что позволитинтенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворитьпотребности населения планеты в пищевых ресурсах.
  • 6. Биологические знания помогают в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений, паразитами животных. Онииграют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства. Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организацииживых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.
  • 7. Выход
  • 8. Значение биологии длягуманитарного образования
  • 9. Выход
  • 10. В последние годы биология стала активно внедряться в гуманитарную сферу образования. Это обусловило появление целого ряда специфических направлений. Теперь люди изучают биологические причины таких неоднозначных явлений как агрессивность, искусство, жажда власти, альтруизм, лидерство, ксенофобия, любовь и многих других. Совсем скоро уже можно будет заказать кандидатскую диссертацию, основанную на изучении подобных тем. Ведь это является очень актуальным и, возможно, благодаря биологии люди смогут найти решение проблем, которые ранее для образования были камнем преткновения.
  • Описанные выше факты заставляют пересмотреть значение биологии для образования. Очевидно, что она важна не только для естественнонаучных специальностей, но и для многих других. Сейчас во многих ВУЗах постепенно вводится биология с основами экологии, биологические основы культуры, биокибернетика, современное естествознание и т.п. Например, на психологических факультетах стали применять курс антропологии, но это, конечно же, только начало внедрения этой интереснейшей науки в образование.
  • 12. В США знаменитый биохимик А. Ленинджер осуществлял активную деятельность по введению курса биохимии в обязательную программу для всех специальностей американских университетов. Сегодня каталог диссертаций РГБ изобилует работами о биологии. Эта наука рассматривалась Ленинджером как основополагающая дисциплина, эффективно формирующая широкое и правильное мировоззрение любого специалиста. Можно сказать, что данный курс знакомил обучаемых с основами строения жизни. Однако его старания не нашли отклика у бюрократов, находящихся у "рычагов" образования.
  • 13. За последние годы можно было наблюдать небольшое сближение между гуманитарными и естественнонаучными подходами не только в науке, но и в образовании. Те, кто пользуется доставкой диссертаций, наверняка заметили, что многие работы стали все больше касаться биологии. Говорят даже, что вскоре сформируется "новая парадигма". Но все же не все так благоприятно, как может показаться, ведь нередко желаемое пытаются выдать за действительное.
  • 14. Это обусловлено тем, что между этими дисциплинами имеется принципиальное различиев понимании картины мира. Это очень мешает синтезу двух сторон. Гуманитарные науки рассматривают человека как носителя души, и они изучают исключительно его психику, сознание и т.п. В каталоге диссертаций РГБ можно найти уйму материалов, которые подтверждают эти слова. В биологии же, в свою очередь, человек является сложным механизмом, работа которого влияет на окружающую среду.
  • 15. Выход
  • 16. Необходимость биологии в гуманитарном образованииБезусловно, естественнонаучная подготовка просто обязана занять место среди учебных планов любых специальностей. И этого требует не только необходимость расширения кругозора, но и сегодняшние реалии. Экологический кризис, который подступает все ближе, следует изучать в мировых масштабах. Только так можно найти эффективные пути его решения. И те, кто заказал кандидатскую диссертацию, смогут получить дополнительное образование, содержащее биологические дисциплины. Согласитесь, что это принесет огромную пользу человечеству, так как остальные науки просто не смогут справиться с надвигающимися проблемами.
  • 17. Выход
  • Роль биологии в современной реальности переоценить тяжело, ведь она тщательно изучает жизнь человека во всех ее про-явлениях. В текущее время эта наука соединяет воединыжды такие принципиальные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции заходит исследование развития всего живого, а конкретно: строение организмов, их поведение, также -дела меж собой и связь с окружающей средой.

    Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель меж основными неуввязками жизнедеятельности индивидума, к примеру, здоровьем, питанием, также выбором хороших критерий существования. На сегодня известны бессчетные науки, которые отделились от биологии, став более необходимыми и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, также вирусологию. Из их тяжело выделить более важные, они все представляют собой комплекс ценнейших базовых познаний, скопленных цивилизацией.

    В этой области познаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, в особенности исследованию живых организмов, появилась наука морфология, также физиология, которая собрала внутри себя познания о системах организмов живых созданий. Бесценную роль в развитии наследных болезней сыграла генетика.

    Биология стала крепким фундаментом в медицине, социологии и экологии. Принципиально, что эта наука, как и неважно какая другая, не статична, а повсевременно дополняется новыми познаниями, которые трансформируются в виде новых био теорий и законов.

    Роль биологии в современном обществе, а в особенности в медицине, не имеет цены. Конкретно с ее помощью были найдены методы исцеления бактериологических и стремительно распространяющихся вирусных болезней. Всякий раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что конкретно благодаря героизму медиков-биологов пропали с планетки Земля очаги ужасных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других более небезопасных для жизни человека болезней.

    Можно не боясь утверждать, делая упор на факты, что роль биологии в современном обществе вырастает безпрерывно. Нереально для себя представить современную жизнь без селекции, генетических исследовательских работ, производства новых товаров питания, также экологичных источ-ников энергии.

    Основное значение биологии заключается в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих многообещающих наук, к примеру, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит величавое открытие - расшифровка генома человека. Такое направление, как биотехнология, было также сотворено на базе познаний, объединенных в биологии. В текущее время конкретно такового нрава технологии позволяют создавать неопасные лекарства для профилактики и исцеления, которое не наносит ущерба организму. В итоге удается прирастить не только лишь длительность жизни, да и ее качество.

    Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее познания просто нужны, к примеру, лекарственная индустрия, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, также освоение космоса.

    Нестабильная экологическая обстановка на Земле просит переосмысления производственной деятельности, а значение биологии в жизни человека перебегает на новейшую ступень. С каждым годом мы становимся очевидцами широкомасштабных катастроф, которые поражают как беднейшие страны, так и высокоразвитые. Почти во всем они вызваны ростом населения планетки, неразумным внедрением источников энергии, также существующими экономическими и соц противоречиями в современном обществе.

    Истинное нам верно показывает, что само предстоящее существование цивилизации может быть только при наличии гармонии в окружающей среде. Только соблюдение био закономерностей, также повсеместное внедрение прогрессивных биотехнологий на базе экологического мышления позволит обеспечить естественное неопасное сосуществование всем без исключения жителям планетки.

    Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в текущее время трансформировалась в реальную силу. Благодаря ее познаниям может быть благоденствие нашей планетки. Вот поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в современном обществе, ответ может быть таким - это священный ключ к гармонии меж природой и человеком.

    Статья на тему: «Роль биологии в жизни людей»

    Выполнила учитель биологии

    филиала МБОУ СОШ №1 с. Мраково

    ООШ с. Побоище

    Щербакова Светлана Ивановна

    Успехи и достижения биологической науки убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век – век биологии. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами.

    В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом исследований и практических разработок.

    По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологического образования в школе возрастает. Также следует отметить, что школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. А это очень важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном итоге оно обусловливает линию поведения человека.

    Развитие научного мировоззрения в процессе обучения биологии имеет особенное значение для учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью осмыслить действительность в целом.В процессе обучения биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников перед ними раскрываются научная картина органического мира, историчность жизни и ее место в системе форм движения, противоречивый путь познания живой природы. «Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении, – писал Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».

    Биология является одним из ведущих предметов естественно-научного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребёнка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.

    Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

    Формирование представления о природе как развивающейся системе. Школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

    Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности, современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

    Овладение наиболее употребительными понятиями и законами из курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом изучения школьного курса биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.

    Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.

    Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Важнейшим условием счастья каждого человека являются его здоровье и здоровье его близких. Сохранение здоровья – личное дело каждого человека и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

    Если роль предмета столь велика, несёт мировозренческий характер, не совсем понятным становится место предмета в учебном планепо программам основного общего и среднего общего образования, где для изучения курса биологии отводится в 5,6 классах всего один час, и тем более непонятны мотивы по которым на изучение биологии в средней основной школе, т. е. в 10-11 классах отводится всего 1 час, т.е. 34 часа в год. Такой объём времени не позволяет затронуть очень важные, философские, мировозренческие проблемы организации живого мира. А между тем, они очень интересуют школьников. Природа не терпит пустоты и те представления, на формирование которых школьная программа не отпускает времени, заполняться сомнительными теориями, почерпнутыми из Интернета или телевизионных передач, носящих ярко выраженный околонаучный характер.

    Есть и другие причины дать нашим детям полноценные биологические знания. Тяга к природе.Позволю себе процитировать небольшой отрывок из книги Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы»:

    -« У меня, как и у вас, есть такие знакомые.

    Они всю жизнь жили в городе, работали в главке, тресте, министерстве; имели дело с бумагами и людьми, любили эту работу. В отпуск ездили в санаторий, вечерами ходили в театр, читали, принимали гостей. Работать руками не любили, да и не умели. Вышли на пенсию, поселились на даче – ради свежего воздуха и тишины. И переменились. Сажают и пересаживают деревья и кусты, таскают на себе землю, ползают на четвереньках по грядкам с клубникой и цветами, делают какие - то компосты, страдают, что мало достали навоза».

    Современный человек, житель мегаполиса, до предела социализированный, находит душевный покой и равновесие в общении с природой. Именно поэтому так увеличилось количество домашних животных в городских квартирах, таких разных животных содержат люди, от экзотических насекомых до самого обычного кролика. Знать эволюционную историю вида своего питомца, ареал его обитания в естественных условиях, особенности строения и жизнедеятельности, уметь найти и воспользоваться научно – популярной литературой, вычленить для себя полезные сведения – всё это тоже уроки биологии в школе.

    Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира - это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.

    Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает во всех ее про-явлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также -отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.

    Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

    В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.

    Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.

    Роль биологии в современном обществе, а особенно в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.

    Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источ-ников энергии.

    Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие - расшифровка Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.

    Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.

    Нестабильная экологическая обстановка на Земле требует переосмысления производственной деятельности, а значение биологии в жизни человека переходит на новую ступень. С каждым годом мы становимся свидетелями широкомасштабных катастроф, которые поражают как беднейшие государства, так и высокоразвитые. Во многом они вызваны ростом неразумным использованием источников энергии, а также существующими экономическими и социальными противоречиями в современном обществе.

    Настоящее нам четко указывает, что само дальнейшее существование цивилизации возможно только при наличии гармонии в Только соблюдение биологических закономерностей, а также повсеместное использование прогрессивных биотехнологий на основе экологического мышления позволит обеспечить естественное безопасное сосуществование всем без исключения жителям планеты.

    Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в настоящее время трансформировалась в реальную силу. Благодаря ее знаниям возможно процветание нашей планеты. Именно поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в современном обществе, ответ может быть таким - это заветный ключ к гармонии между природой и человеком.

    Похожие публикации