Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Все о методологии науки кратко. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. Цель и задача методологического исследования науки и её формирования зак

1.Определение методологии науки.

2.Структура и функции методологического знания.

3.Методология науки и психология.

Литература

1. Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985 г. Отв. Ред. Кочергин А.Н. , Фофанов В.П. С. 7 – 37.

2. Психология. –Словарь-2е изд.- М – 1990. Под ред. Петровского и Ярошевского. Статья «Методология».

3. Философский словарь. Изд. 6-е, 1991 г. Под ред. Фролова И.Т. Статья «Методология».

4. В.П.Зинченко и С.Д Смирнов. Методологические вопросы психологии. Изд.

МГУ, 1983 г., гл.1.

5. Б.Ф.Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии. Введение. М. 1984 г.

1. Определение методологии науки.

Методология (от греческого словаMethodos – путь исследования илипознания, logos – учение, понятие)

Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо наук;

Область знания, изучающая предпосылки, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

В учении об основах познания анализируются те философские представления, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии связана

С философией, -с мировоззрением.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общиестороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования (например, реализация принципа объективности илирассматривание явлений в развитии).

Ядов В.А. :

“Методология – это любая теоретическая система, взятая в контексте её эвристических функций”.

(Социологические исследования. Методология. Программа. Методы. М.-1972, с. 30.)


Методологическая культура ученого оказывается необходимой предпосылкой его научной деятельности.

Развитие методологии науки во 2-й половине 20 в на Западе и в СССР

1). Общие причины интенсивного развития методологии науки

Выдвижение на первый план задач прогнозирования;

Эмпирический подход (метод проб и ошибок) очень дорогой в накоплении научных знаний;

Объяснительный подход (на основе теоретико-методологической проработки проблемы) существенно дешевле.

Отсюда, актуализируется заказ общества на развитие

методологического знания.

2). Преимущественное развитие теоретико-методологических исследований в СССР связано с более сильной ролью идеологии в науке. В таких условиях ученый вынужден тщательно отрабатывать теоретико-методологические основания своих исследований.

Развитие методологии определяется потребностями общества в этом знании, связанной с насущной задачей уменьшения затрат на прогнозирование развития общества, различных условий его существования.

Задачи методологии науки

1. Определение предмета науки.

2. Определение основных направлений исследования (например, в оптимизации ГД: что изучать?).

3. Обеспечение правильности постановки проблемы.

4. Разработка методов и средств научного исследования.

5. Обеспечение общих подходов к предмету исследования (например, в рамках динамического или факторного подхода в исследованиях личности).

6. Обеспечение ученых интеллектуальными технологиями исследования.

7. С целью вычленения сущности явлений установление общей стратегии научного поиска (от И к В или/и от В к И).

8. Проведение корректировки исследования по предметному содержанию.

9. Обнаружение принципиальной структуры и основных взаимосвязей в изучаемом объекте (например И-В-Сем. усл.).

10. Разработка критериев для оценки результатов исследования (в том числе статистических, кроме содержательных).

11. Выработка целостной картины исследовательской деятельности (оценивается глубина проработки проблемы и уровень концептуализации полученных результатов; по соответствующим критериям проверяется есть или нет в исследовании выход на уровень научной теории).


Оппозиция предметной и методологической деятельности

Предметная деятельность осуществляется в соответствии с нормативами (актами деятельности, функционирующих в качестве образца для последующих актов), принятых в данной науке (изобретатели “взламывают” предметное содержание деятельности, меняют его).

Методологическая деятельность – создание новыхнормативов , изменение нормативного пространства данной науки.

Подчеркнем еще раз :ученый занимается методологическойдеятельностью, если предпринимает усилия в следующих направлениях:

Стремится поставить новую задачу;

Ищет новый метод решения;

Дает новую формулировку предмета науки (например, бихевиоризм, глубинная психология и др.);

Формулирует новое правило для исследовательских процедур;

Создает новые образцы исследования (напр., психологические исследования в РНД: циклограмма);

Строит новые исследовательские программы.

В самом общем виде суть методологической деятельности состоит в следующем: в адаптации к новой задаче или новой

ситуации

Предшествующего познавательного опыта всех наук;

Опыта практической деятельности;

Привлечение всей человеческой культуры (не только советской, отечественной и т.п.).


Методологическая деятельность – эвристика, искусство, опирающееся прозрение. Например, использование только для определения веса, но и


это поиск, изобретение, на выдумку, интуицию, процедуры взвешивания не


Для определения площади фигуры (по слою песка, покрывающего эту фигуру),

Площади графика по весу ленты бумаги, обрезанной по графику;

Степени сознательной регуляции дезактивирующей

направленности по весу руки, положенной на весы. Разработка нового метода решения указанных задач – это была методологическая деятельность, а его дальнейшее использование – это уже предметная деятельность в науке. В культуре был найден такой тип измерения, который существенно отличался от измерения


площади, измерения эффективности саморегуляции, но обладал особенностями, нужными для решения поставленной исследователем задачи.

2.Структура и функции методологического знания .

Структура

1) По вертикали (иерархическая структура):

Уровень философской методологии,

Уровень общенаучной методологии, общенаучных принципов,

Уровень конкретно-научной методологии,

Уровень методики и техники исследования.

Философская методология

- осуществляет конструктивную критику научного знания с т. зр. условий и границ применения;

Дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (напр., интерпретация в психиатрии слова “десидент”);

Способствует новому пониманию системы ценностей данной науки;

Новому пониманию нравственных основ научной деятельности;

Новому пониманию эстетического идеала в науке.

Уровень общенаучной методологии

Этот уровень получил развитие и широкое распространение в

ХХ в. К нему относятся:

Общая теория систем Л. фон Берталанфи;

Структурно-функциональный анализ в социологии;

Системный анализ;

Концептуальные представления о развитии органической

целостности (В.И.Кремянский).

Эти теоретические концептуальные знания выполняют функциюлогической организации и формализации специально-научного содержания. Они имеют междисциплинарную природу.


Конкретно-научная методология

Методологическое знание, относящееся к этому уровню, применимо для определенной области знаний, для отдельной науки. Сюда относится:

Выделение методологических проблем данной науки (напр., в применении методов математического моделирования в психологии требуется решить проблему

способа представления психического в математической модели);

Введение объектов исследования нового типа, расширение, изменение предмета науки (напр., формулирование представлений о групповом образе как социально-психологическом феномене и нахождение способа его изучения);

Постановка новых задач (напр., изучение изменений в социально-психологических феноменах в условиях использования технических медиаторов в межчеловеческих взаимодействиях);

Разработка новых правил и процедур исследования;

Формулирование новых норм строгости и доказательности.

Уровень методики и техники исследования

Методологическое знание этого уровня наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Оно включает в себя:

Описание способов и приемов получения релевантной информации (напр., использования самонаблюдения, субъективного отчета в исследовании);

Требования к процессу сбора данных;

Разработка схемы построения ряда методов и методик, напр., вопросника для изучения ИПЛ (1 – обнаружение новой информации, 2 – адекватная оценка новой информации, 3 – инновационная деятельность, т.е. использование новой информации; все три направления во взаимодействии человека с природой, социумом, с культурой, с самим собой);

Разработка процедур оценки надежности и валидности методик;

Разработка новых методов и средств исследований (напр., спектрального анализа речи, автоматического анализа


общения и представление результатов в РПГ, математическое моделирование ГД и т.п.).

2)Структурирование методологического знания посодержательным основаниям вокруг доминирующих методологических принципов или мировоззренческих установок приводит к формированию методологических подходов. Часто это структурирование осуществляется по дихотомическому принципу:

Эвристический – алгоритмический

Энергетический – информационный

Атомистический – холлистический (целостный)

Аналитический – синтетический

Диалектический – метафизический.

Наука должна быть подготовлена «снизу» для применения того или иного подхода. Очевидно прогрессивный подход не может быть спущен «сверху», если «снизу» нет готовности, Так, системный подход не «зацепиться» за материал частной науки, если для этого не готова.

Функции методологического знания

1. Стимулирования процесса познания, проблематизация и критическое осмысление функционирующих идей, формирование творческой личности учёного, воспитание культуры мышления.

2. Организация и структурирование научного знания за счет разработки общенаучных средств и форм познания (общенаучных понятий, категорий, методов, подходов), за счёт выделения философско-мировоззренческих принципов познания.

3. Выработка стратегии развития науки при планировании комплексных исследований и целевых программ. Напр., в

4. Мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зр. той или иной картины мира (расщепление ядра, использование фреона, открытие принципа работы двигателя внутреннего сгорания, клонирование и т.д.).


Функции нормативного методологического знания , имеющего вид предписаний и норм


1. Обеспечить правильность постановки проблемы как со стороны её содержания, так и по форме.

2. Дать интеллектуальную технику для научной деятельности.

3. Улучшить организационную сторону исследований.

Для успешного использования достижений методологической мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».

3.Методология науки и психология

Во взаимодействии психологии и методологии науки нужно выделить два момента:

1. Психология относится к числу наук о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженный мировоззренческий характер.

2. Психология способна дать знание о само процессе познания и его развитии, чем в основном и «интересуется»

методология.

Осуществляя вклад в методологическое знание вообще, психология тем более высоко должна оценивать значение методологии для себя.

Л.С.Выготский писал:

«Ни в одной науке нет столько трудностей, неразрешимых конраверз, соединения различного в одном как в психологии. Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений, чтобы получить то, чего от него ждут».

и полноты методологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша. Поэтому здесь нельзя сделать ни одного шага, не предприняв тысячу предварительных расчетов и предостережений».

Л.С.Выготский. Собр. соч., т. 1, М., 1982, с. 417-418.

У Асеева В.Г. читаем:

«Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени прямо и непосредственно от исходных методологических посылок и используемых методических приёмов, как в психологии».

Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития. - В кн. Принцип развития в психологии. С. 21-37.


Итак, причины заинтересованности психологии в методологии следующие:

1. Сложность и многоплановость самого предмета исследования, его качественное своеобразие.

2. Психология накопила огромное количество, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов (А.Н.Леонтьев. Д.С.Л., с. 4; Б.Ф.Ломов ВП №5, 1978, с. 36).

3. Исключительно высокие требования к методологической грамотности любого психологического исследования.

4. Большая ответственность, лежащая на психологах в диагностике и определении профпригодности, уровня развития, в постановке клинического диагноза, в проведении судебно-психологической экспертизы.

Типичные методологические ошибки

1. Проведение психологических исследований, без четкого обозначения его предмета (исследования «на тему»), недостаточной рефлексии собственной трактовки предмета психологической науки, при отсутствии соотнесения того, что делает исследователь, о чем и как рассуждает с

принципиальным вопросом о познаваемости мира (понять методологические установки психолога легче, зная его ответ на последний принципиальный вопрос и его представления о предмете психологической науки).

2. Некритическое заимствование и использование подходов и процедур (прежде всего тестов), разработанных на людях

другой культуры, иной социально-экономической общности.

Например, в вопроснике « Эксперт», отработанном на выборке наших соотечественников есть след. вопросы:

Не выполняет многие свои намерения и обещания.

В отношениях с людьми часто возникают всякие недоразумения.

За рубежом: мгновенное увольнение

Хорошо работает с документами, любую справку составит быстро, по-деловому.

За рубежом: непременное условие квалификации

Ему плохо удается оптимизировать климат в коллективе.


За рубежом: это дело специалиста


Эмоционально переживает события, происходящие в коллективе.

За рубежом: почему он должен переживать из-за этого

Большинство людей, работающих с ним, жалуются на

трудности.

За рубежом: непонятно, о каких трудностях идет речь, увольнять таких надо

Знаменательны высказывания некоторых зарубежных ученых о ряде методолого-теоретических идей, широко распространившихся в психологии.

Дж.Вайценбаум (специалист в обл. информатики): «Немногие научные концепции внесли такую сильную путаницу в мышление и ученых, и широкой публики, как коэффициент умственных способностей … Сама идея того, что интеллект можно измерять с помощью простой линейной шкалы, причинила неописуемый вред нашему обществу вообще и образованию в частности».

Вейценбаум. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982. С. 262.

Д.Мк.Келланд (американский психолог): «Психологи должны стыдиться того, что они способствовали возникновению представления об общем умственном развитии, которое породило подобную программу тестирования». (Вейценбаум. Там же)

Нужно предостеречь начинающих исследователей от рецептурного понимания и применения представлений о методологии. Методологическая работа требует творчества, учета наличия у любой концептуальной схемы определенного ограничения числа степеней свободы, ограниченности области применения.

Каждый исследователь свою НИР должен начинать с решения следующих вопросов:

Как можно сформулировать методологическую задачу, которую надо решить?

К какому уровню методологического знания эта задача относится?

Какую функцию будет реализовывать найденное решение?

Методология науки , в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология , в прикладном смысле, - это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Методология науки – философско-научная дисциплина учения о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания.

Методология науки раскрывает природу научного знания через: компоненты научной деятельности (субъект, объект, средства); этапы научного исследования (постановка проблемы, эмпирический этап, описание и объяснение, проверка); уровни научного познания (эмпирическийц, теоетический).

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. Самостоятельной областью исследований М. н. становится в середине XIX в. Значительное влияние приобретают методологические концепции Поппера, теория научных революций Куна, историческая модель развития научного знания Тулмина, концепция научно-исследовательских программ Лакатоса и т. п. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к неопозитивистской модели науки.

В современной М. н. на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания.

Вопросы методологии:

1. Что такое научное знание, в чем его специфика и отличие от ненаучного (всегда есть предмет(объект) познания, направлена на получение нового знания, научное знание – объективно, систематично, проверяемо);

2. Какие исп-ся инструментальные ср-ва (методы, приборы и т.д.);

3. Как знание возникает, откуда происходит, как развивается;

4. Какие факторы влияют на развитие науки познания;

5. Анализ структуры науки знания и их взаимодействия (эмпирическое знание – наблюдения, факты эксперимента; теоретическое – выделение сущности эмпир. знания);

6. Функционирование н. знания.

Методология – особый раздел философии, к-рый рассм-ет методы познания, их специфику, это система принципов, способов и методов постижения истины. Объектом исследования ф. как методологии явл-ся сама наука, формы научного познания. Можно сказать, что ф. – самосознание науки. Предмет философии – анализ научного знания и способов его получения.


В 20 в. возникли проблемы в науке в связи с 1)усложнением объекта изучения, их ненаглядностью, абстрактностью описания; 2) постоянным пересмотром достигнутых знаний. Так возникла необходимость в философско-методологическом анализе, т.е. в обобщенных рекомендациях, к-рые помогали бы ученым в исследованиях, служили им «маяком».

Философия дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного процесса, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т. п.. Следовательно, философия формулирует некие общие принципы, которые другой ученый в явном или неявном виде использует в процессе своего исследования.

Это также значит, что философия есть всеобщая методология и для экономической науки. То есть и для экономики философия задает некоторые общие регулятивные принципы, которые экономическая наука использует в своем повседневном исследовании, хотя в большинстве случаев экономисты даже не знают о том, что эти принципы разработала именно философия.

Общефилософские методы:

Диалектический – метод познания действительности в ее противоречии, целостности и развитии.

Метафизический – рассматривает явления вне их взаимной связи и развития.

Актуальность, цели, задачи и содержание учебной дисциплины. Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Понятие методологии педагогической науки. Предмет методологии педагогики. Необходимость методологии. Методологическая культура учителя и педагога-исследователя. Источники методологического обеспечения педагогического исследования. Методологическое исследование. Методологическая рефлексия. Характеристика принципов психолого-педагогического исследования: принципы и требования к исследовательской деятельности; принцип объективности; принцип сущностного анализа; генетический принцип; принцип единства логического и исторического; принцип концептуального единства; принцип целостности; принцип сочетания сущего и должного. Научные подходы к изучению педагогических явлений: системный подход при изучении социально-педагогического процесса; кибернетический и синергетический подходы; содержательный и формализованный подходы; аспектный и многоаспектный подход к изучению педагогического процесса; деятельностный подход.

    Понятие методологии психолого-педагогического исследования.

    Общая характеристика психолого-педагогического исследования.

СЛАЙД 4-5

1. Понятие методологии исследования

СЛАЙД 4 – Понятие методологии

В терминологическом аспекте слово «методология» берет начало от греческого methodos – путь исследования и logos – понятие, учение. Т.е. в дословном переводе можно сказать, что методология – это учение о путях исследования.

В современном понимании, методология – это учение о логической структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической. Она носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности 2 .

С философских позиций методология определяется как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса .

СЛАЙД 5

В науковедении под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» 3 .

Методология науки определяет совокупность и раскрывает сущность характеристик научного исследования (тема, актуальность, проблема, цель, задачи, гипотеза и др.), дает характеристику совокупности исследовательских методов, средств и способов, формирует представление о логике исследования - последовательности действий исследователя в процессе решения научной задачи.

СЛАЙД 6 – Уровни методологии

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня , образующих сложную систему соподчинения 4 .

Первый, философский уровень методологии, составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности и выступает как содержательное основание всякого методологического знания. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии гуманитарных наук: экзистенциализм (Экзистенциализм от лат.Existentia - существование - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире" (экзистенции)), прагматизм (прагматизм от греч. Pragma – дело - отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истинным лишь того, что дает практически полезные результаты.), диалектический материализм, неотомизм (Неотомизм - философская доктрина католицизма характеризующаяся: - признанием независимого от человеческого сознания существования природы и общества, которые в то же время считаются продуктами творческой деятельности Бога; - провозглашением превосходства истин откровения над истинами разума; - теологическими истолкованиями научных теорий и др.), неопозитивизм (Неопозитивизм - философско-социологическая ориентация, опирающаяся на принципы логического позитивизма. Неопозитивизм характеризуется: - рассмотрением социальных явлений на основе законов, общих для природной и социально-исторической реальности (натурализм); - использованием методов естествознания в социальных исследованиях (сциентизм); - свободой от ценностных суждений (методологический объективизм); - операциональным определением понятий (операционализм); - исследованием субъективных факторов через поведение (бихевиоризм); - стремлением к количественному описанию социальных явлений (квантификация) и др.

Второй, общенаучный уровень методологии , характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный под­ход, деятельностный подход, характеристика разных типов науч­ных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и пред­мет исследования, цель, задачи и т.д.).

Третий, конкретно-научный уровень методологии , представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методо­логия специальной науки включает в себя не только вопросы пре­дыдущих уровней, но и проблемы, специфические для науч­ного познания в данной области. Например, для методологии пе­дагогики это проблема соотношения педагогики и психологии, показатели научности той или иной работы в области педагогики и т.п.

Четвертый, технологический уровень методологии , составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

СЛАЙД 7 - Теория, метод и методика, их взаимосвязь.

Важное значение для понимания сущности методологии науки, ее структуры, научного исследования имеют такие категории, как теория, метод, методика. Рассмотрим их с позиций современной науки.

СЛАЙД 8 – Понятие теории

Теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности 5 .

Теория рассматривается как система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте реальной действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Объект теории – то, что описывает теория, т.е. совокупность реальных явлений.

Предмет теории – то, что объясняет теория, т.е. закономерные связи и отношения, функционирующие в структуре объекта.

Структура теории включает: идеи – исходные положения (связующий материал); понятия (описывающий материал); законы или закономерности (объясняющий материал); принципы, правила, рекомендации (предписывающий материал).

СЛАЙД 9 – Понятие методов научного познания и исследования

Метод научного познания действительности способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности (Загвязинский В.И.)

Методы исследования – этоприемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности 6 . Методы педагогического исследования это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий» 7 .

СЛАЙЛ 10 - Методики исследования - характерные, наиболее употребляемые сочетания методов, типовые исследовательские процедуры 8 .

Применительно к педагогике Сластенин В.А. дает следующую дефиницию: «Методика исследования – это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс» 9 .

СЛАЙД 11- Взаимосвязь теории и методов

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Чем бога­че арсенал методов той или иной науки, тем успешнее деятель­ность ученых.

СЛАЙД 12 - Классическая и постклассическая парадигма науки.

Прежде всего, разберемся с понятиями наука и парадигма.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Парадигма происходит от греческого paradeigma и переводится как пример, образец. В современных словарях под парадигмой понимается: 1) грам. образец склонения или спряжения, система форм одного и того же слова; 2) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения 11 ; 3) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период (смена образовательной парадигмы – изменение, преобразование системы образования); 4) в философии образования – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе 12 ; 5) совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. 13 .

СЛАЙД 15 – Классическая парадигма науки

В самом общем виде в основе развития науки лежат классическая и постклассическая парадигмы.

Классическая парадигма науки была присуща научным исследованиям вплоть до конца 19 века, претерпевая изменения по мере развития человеческого общества. В основе классической парадигмы лежат детерминизм, однозначность, завершенность, объективность, непрерывность, замкнутость.

Научные открытия, уровень развития науки, культуры, общества, экономики привели к переходу к постклассической парадигме науки, которая предусматривает учет в научных исследованиях таких факторов, как случайность, дополнительность, относительность, дискретность, самоорганизация, развитие, открытость, нелинейность, многозначность, субъективность, незавершенность.

СЛАЙДЫ 16-17 - этапы развития науки

СЛАЙД 18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

СЛАЙД 19 - Понятие психолого-педагогического исследования

СЛАЙД 20 – Сущность и уровни исследований

Научное исследование - особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах 14 .

По своему характеру и содержанию педагогические исследования разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки 15 .

Фундаментальные исследования направлены на решение стратегических задач развития психолого-педагогической науки, на обоснование теоретических выводов, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки. Отличительными признаками фундаментальных исследований являются: теоретическая актуальность; концептуальность; историзм; критический анализ научно несостоятельных положений; использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности; новизна и научная достоверность полученных результатов.

Прикладные исследования направлены на решение оперативных задач, на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многосторонней педагогической практики. Основными признаками прикладных исследований являются: приближенность к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность внедрения результатов и др.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Разработки опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт. Их основными признаками являются: целевая направленность; конкретность; определенность; сравнительно небольшой объем.

СЛАЙД 27 - Комплексность исследований . Сложность, многогранность социальных процессов, необходимость учета большого числа действующих разносторонних факторов требует разных по предметной направленности или комплексных исследований. К ним, в первую очередь, относятся социологические, психологические, медицинские и педагогические.

Социологические исследования направлены на выявление запросов населения, отношения родителей и обще­ственности к новшествам, оценку деятельности образовательного учреждения или образовательной системы, социальные аспекты деятельности уч­реждения (престижность, условия реализации социального за­каза, адаптация учащихся и выпускников в социуме и т.д.).

В психологических исследованиях ве­дется поиск наиболее эффективных ме­ханизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивиду­ального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на отслеживание состояния здоровья воспитанников и педагогов, эффективности мер по его защите, на поиски вариантов образования, сохраняющих и ук­репляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Педагогические исследования направлены на организацию и управление образовательным, педагогическим процессами и системами, на решение педагогических задач, вопросов отбора вариантов программ, опре­деления принципов, технологий, методов, организационных форм воспитания и обучения. Под педагогическим исследованием понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях 16 .

Исходя из современной парадигмы образования, когда задачи развития личности являются приоритетными, любое продуктивное исследование в образо­вательной области должно быть психолого-педагогическим, рас­крывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорово­го психического и физического развития. Поэтому практически все прикладные исследования, связан­ные с функционированием и развитием образовательного про­цесса и образовательных учреждений, носят комплексный пси­холого-педагогический (нередко социально-психолого-педагоги­ческий, медико-педагогический и т. д.) характер.

СЛАЙД 22-23 - Формы отражения педагогической действительности . Выделяют три формы отражения педагогической деятельности, как особой формы общественного сознания. В настоящее время педагогическая деятельность находит отражение в науке, в художественно-образной форме, в процессе стихийно-эмпирического познания. Рассмотрим, в чем их содержание и каковы различия между ними.

Научное познание . Научные исследования представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, свойства изучаемого объекта. При этом главная задача научного исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений. Проведение научных исследований опирается на соответствующую методологическую базу, которая характеризует научный подход, определяет логику исследования, проявляется в его характеристиках, методике и результатах.

Достоинства на­учного знания - в широте возможностей практического при­менения, высокой степени достоверности, объективном и не­опровержимом объяснении механизма воздействия на научном языке и в контексте всего научного знания. Однако не всегда на­учное знание можно сразу применить на практике.

В художественно-образной форме в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет личный опыт. Эта форма находит отражение в публицистических педагогических произведениях. Основной формой художественного обобщения является типизация, главным орудием которой является художественный образ. Отличие художественно-образной формы отражения действительности от научной показано в таблице 2.1.

СЛАЙД 23

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика науки и художественного творчества

Наглядно показывая это отличие В.В. Краевский пишет: «Различие между этими способами отражения действительно­сти мы увидим сразу, если подумаем: были бы открыты законы Архимеда или Ньютона, если бы эти великие ученые вообще не появились на свет. Понятно, что объективные закономерности были бы выявлены кем-либо другим. А вот роман «Война и мир» не был бы написан, если бы не было Льва Толстого. Не нами замечено, что художник слова, какие бы сюжеты для своих произведений он ни избрал, всю жизнь фактически пишет о себе. В то же время при всем различии характеров, темперамента и способностей уче­ных их конечный продукт - научное знание - отчужден от них, и по математической формуле невозможно судить о личности ее создателя» 17 .

Стихийно-эмпирическое познание. Стихийно-эмпирическое знание первично. Оно существовало всегда и существует ныне: получение знаний не отделено от практической деятельности людей. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилуч­шие способы действия с ними - их обработки, использования. Стихийно-эмпирическое зна­ние сохраняет свое значение потому, что это не какое-то второ­степенное, а полноценное знание, проверенное многовековым опытом. Стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике. Мудрость поколений оставила нам множество педагогических со­ветов в виде пословиц и поговорок. В них отражены определенные педагогические закономерности. Знание такого рода получает и сам учитель в процессе работы с детьми. Он узнает, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты дает то или иное конкретное педагогическое действие.

Главные различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием показаны в таблице 2 (разработана Герасимовым И.Г. 18).

Таблица 2.2.

Сравнительная характеристика научного и стихийно-эмпирического познания

Стихийно-эмпирическое познание

Научное познание

1. Познавательную деятельность осуществляют все, занятые практической деятельностью. Получение знаний не отделено от их использования

1. Познавательную деятельность осуществляют специальные группы людей. Форма ее осуществления - научное исследование. Возрастает объем изучения объектов, непосредственно не включенных в практическую деятельность людей

2. Не существует специальных средств познания

2. Применяются специальные средства: математические, логические; моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование

3. Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулиро­вания и проверки знаний

3. Знания (законы, теории) фиксируются на основе определен­ных критериев. Используются не только естественный язык, но и специально создаваемые символические и логические средства

4. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера

4. Научное исследование носит систематический и целенаправ­ленный характер; оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель


Различия стихийно-эмпирического и научного познания, показанные в таблице 2.2, их возможности и специфика хорошо просматриваются на примере, приведенном В.В. Краевским: «Некоторое представление о специфике этих двух видов позна­ния и их результатов - знаний дает история, опубликованная в нашей периодической печати в 1970-х гг. В 822 г. один персидский лекарь поведал миру, что безоаровые камни (отвердевшие кусочки шерсти, которые находят в желудках горных коз­лов и других парнокопытных) могут служить отличным противоядием. Впоследствии английская королева Елизавета, шведский король Эрик IV, опуская перстень с таким камнем в вино, прежде чем его выпить, пред­охраняли себя от отравления. В эпоху Просвещения этот обычай высмея­ли как предрассудок, и о камне забыли. Но в 1970-х гг. американский химик Густав Аррениус показал, что эти камни по своему составу тождественны минералу брушлит (кислый фосфат кальция). Он обладает свой­ством путем ионного обмена заменять свои фосфаты солями мышьяко­вой кислоты. А в былые времена главным ядом был именно мышьяк. На этом примере можно показать как достоинства, так и недо­статки каждого из двух видов познания» 19 .

СЛАЙД 24 – Научно-исследовательская работа

Термин «методология» (греч. Methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического основания действительности, т.е. путь познания.

Методология:

– это учение о научном методе познания; основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Это учение о научно-исследовательских принципах познавательной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к познанию явлений в их исторической обусловленности, преемственности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации.

С философской точки зрения, это учение о методе, рассмотрения соответствия метода предмету исследования, она стремится создать целостную систему принципов деятельности.

В современной науке термин «методология» применяют к трем разным уровням научного познания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания, исследует законы развития научного знания в целом. Примерами могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия, дополнительности и т.п.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых к конкретной области знания, основывается на законах отдельных наук, особенностях познания отдельных явлений.

3. Методологические приемы – множество методик исследования, проведения экспериментов, опытов и т.п.

В науке разработано большое количество определений «методология», это говорит о сложности и многогранности данного научного понятия. Базисом общей и частной методологии является методология науки.

Методология науки – часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства, и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.

Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание о науке. Но кроме этой основной задачи методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания (3).

Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, создаваемой на базе определенных гносеологических (знаниевых) принципов. На методологическую концепцию оказывают влияние не только философские принципы. Поскольку она является теорией строения и развития научного знания, постольку она – в той или иной степени – ориентируется также на науку и ее историю. Следует указать еще на один факт, влияющий на методологическую концепцию, предшествующие и сосуществующие с ней концепции. Каждая новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее предшественниками. Взаимная критика конкурирующих концепций, проблемы, поставленные ими, решения этих проблем, способы аргументации, господствующие в данный момент интересы – все это оказывает неизбежное давление на новую методологическую концепцию. Она должна выработать собственное отношение ко всему предшествующему материалу: принять или отвергнуть существующие решения проблем, признать обсуждаемые проблемы осмысленными или отбросить некоторые из них как псевдопроблемы, развить критику существующих концепций и т.д. Учитывая, что методологическая концепция находится под влиянием, с одной стороны, философии, а с другой стороны, всегда ориентирована на те или иные области научного познания, легко понять, почему в этой области существует громадное разнообразие методологических концепций (10).

Самостоятельной областью исследований методология науки становится в середине Х1Х в. Расширение круга методологических проблем связано с исследованиями Б. Больцано, Э. Маха, Ж.А. Пуанкаре. С конца 20-х годов ХХ в. наибольшее влияние в методологии науки приобрела концепция логического позитивизма (М.Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгль и др.), которая исходила в понимании природы научного знания из субъективно-идеалистических воззрений Э. Маха и логического атомизма Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм рассматривал науку как систему утверждений, в основе которой лежат особые «протокольные» предложения, описывающие чувственные переживания и восприятия субъекта. Основную задачу методологии науки лигические позитивисты усматривали в логическом анализе языка науки с целью устранения из него псевдоутверждений, к которым они относили прежде всего утверждения философского характера.

С конца 50-х годов ХХ в. в центре внимания оказываются проблемы анализа развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития научного знания в целом или в отдельные периоды. Значительное влияние приобретают методологические концепции К. Попера, теория научных революций Т. Куна, историческая модель развития научного знания С. Тульмина, концепция научно-исследовательских программ И. Локатоса. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к неоптзитивистской модели науки.

В современном научном мире на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания. При этом для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее:

Наличие конкретного объекта исследования;

Дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач;

Четкое различие установленных фактов и гипотез;

Объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Методология базируется на общенаучных понятиях, которые являются ее структурными и содержательными элементами и представляют методологические основы научного знания.

Понятие о методологии науки

В словарях и энциклопедиях обычно дается определение методологии как учения о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокупность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной деятельности, обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к объективному знанию. Соответствие, сообразность действия поставленной цели есть то исходное значение метода в широком смысле – как «пути к цели», которое нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристики операциональной стороны действия (способ, прием и т. п.). Такое более широкое понимание метода можно найти, например, в Философской энциклопедии, где он определяется как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта».
Метод (в широком смысле) – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).
Методология – учение о методах и принципах познания.
Можно выделить, по крайней мере, два понимания методологии:
1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле;
2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).
Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности. Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение – посредством вмешательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание методологии предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания (и реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше пониманий метода.
В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод – это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о методе как теории в действии.
Поскольку метод связан с использованием предварительных знаний, методология может подразделяться на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным принятием некоторых посылок. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.
В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно философско-мировоззренческого основания познания или только как набора технических средств, приемов, процедур исследования. Вторая из названных точек зрения свойственна ученым и философам позитивистских ориентации, которые отрицают важную роль мировоззрения в познании.
Итак, говоря о методологии, мы имеем в виду особую форму рефлексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации [Юдин, 1978]. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов. Прежде чем рассмотреть строение и функции методологии в научном познании, необходимо обсудить соотношение понятия методологии с близкими ему понятиями рефлексии, философии, мировоззрения, науковедения.

Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями, которые оно выполняет в процессе научного познания. Рефлексия над процессом научного познания не является совершенно необходимым его компонентом. Основная масса знаний применяется, так сказать, автоматически, без специального размышления по поводу их истинности, их соответствия объекту. В противном случае процесс познания был бы вообще невозможен, ибо каждый раз уходил бы в дурную бесконечность. Но в развитии каждой науки бывают периоды, когда сложившаяся в ней система знаний не обеспечивает получения адекватных новым задачам результатов. Главным сигналом необходимости методологического анализа системы знаний является возникновение различных парадоксов, главный из которых заключается в противоречии между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными.
Приведенное положение относится к ситуациям, когда необходима рефлексия над категориальным строем и объяснительными принципами целой науки, т. е. над сложной и объективированной системой знания. Но рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба – несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися методами, наконец, неудачные попытки дать решение актуальной прикладной задачи. Если провести аналогию с процессами разного уровня контроля человеческой деятельности, можно сказать, что научная рефлексия того или иного уровня, так же как и осознание человеком своих собственных действий, требуется там, где имеющиеся автоматизмы не обеспечивают получения необходимых результатов и нуждаются в перестройке или дополнении.
Рефлексия и осознание нужны тогда, когда ставится задача построения нового научного знания или формирования принципиально нового поведенческого акта.
Чем же здесь может помочь методология, каковы ее функции в процессе конкретно-научного познания? Анализируя различные ответы на этот вопрос, можно встретиться как с недооценкой, так и с переоценкой роли методологии. Недооценка ее роли связана с узко эмпирическими тенденциями, игнорирующими ее философско-мировоззренческую основу. Эти тенденции характерны, как мы уже указывали, для позитивистски ориентированных подходов. Но и здесь, в новейших вариантах постпозитивистской философии науки, наблюдаются сдвиги в сторону признания важности философии и мировоззрения для научного исследования. Рост интереса к методологическому знанию и повышение его роли в современной науке являются совершенно объективным и закономерным процессом, в основании которого лежат такие причины, как усложнение задач науки, появление новых организационных форм научной деятельности, увеличение числа людей, вовлекаемых в эту деятельность, рост затрат на науку, усложнение используемых средств. Одна из главных причин естественного роста «спроса на Методологию» связана с превращением занятий научной деятельностью в массовую профессию, в методологии начинают искать фактор, обеспечивающий эвристическую компенсацию – восполнение продуктивных возможностей среднестатистического индивида.
При этом часто складывается наивное представление, что все в науке сводится к отысканию подходящих методов и процедур, применение которых автоматически обеспечит получение значимого научного результата. Действительно, часто для решения проблемы необходимо именно найти адекватный метод, но сделать это, особенно если речь идет о новом методе, невозможно только за счет движения «сверху». Становится все более ясно, что сама по себе методология не может решать содержательных научных задач. Недостаточное осознание этого факта порождает «потребительское» отношение к методологии как к набору рецептов, которые достаточно просто усвоить и применить в практике научного исследования. Именно в этом и заключается опасность переоценки роли методологии, что, в свою очередь, по закону маятника может привести к ее мнимой дискредитации и как следствие к недооценке ее значения. Использование методологических принципов есть процесс сугубо творческий. «Как показывает история науки, познание обычно остается удивительно индифферентным к навязываемой ему извне методологической помощи, особенно в случаях, когда эта последняя предлагается в виде детализированного, скрупулезно разработанного регламента. Поэтому и новый концептуальный каркас может возникнуть и действительно возникает не как результат проводимой кем-то сверху методологической реформы, а как продукт внутренних процессов, совершающихся в самой науке. Что же касается методологических исследований в специальном смысле этого слова, то они в лучшем случае могут выступать катализаторами этих процессов, интенсифицируя самосознание науки, но ни в коем случае не подменяя его» [Юдин, 1978, с. 122].
Итак, первой может быть выделена функция катализации, стимулирования процесса познания как одна из основных функций методологического анализа. Близко к ней примыкают такие функции, как проблематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.
Вторая функция методологии связана с организацией и структурированием научного знания как целого за счет его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. Одним из следствий рефлексии методов той или иной науки является возможность их переноса и использования в других науках, что позволяет методологии при определенных условиях выполнять и непосредственно эвристическую функцию.
Определенную роль играет методология в выработке стратегии развития науки, оценке перспективности того или иного научного направления, особенно при планировании комплексных исследований, обосновании целевых программ. Можно сказать, что методология здесь выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат, который будет получен в будущем. Главное место в таком обосновании занимает именно характеристика методов и способов движения к цели, соответствие их общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе на текущий момент.
Важной функцией методологии (ее философского уровня) является мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.
Перечисленные функции можно отнести к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т. е. имеющей форму ретроспективного описания уже осуществленных процессов научного познания. Даже когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, пытаясь предвосхитить будущие результаты, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию в надежде выбрать оптимальный путь дальнейшего движения. Принципиально иной, конструктивный характер имеет нормативное методологическое знание, включающее в себя положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности.
Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности.
Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.
Нормативная методология дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.
Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам.

Похожие публикации