Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Типы и виды социальной информации. Социальная информация, ее сущность и свойства. Методы социологического исследования управления и организаций

Источниками социальной информации являются социальный факт и социальный процесс.

Социальный факт – это все, что произошло, случилось в жизни людей и зафиксировано в человеческом восприятии, памяти и документальных источниках. Чтобы то или иное событие приобрело смысл социального факта, необходимы определенные условия. Случившееся должно носить социальный характер, т.е. являться причиной или следствием социальных отношений; оно должно представлять общественный интерес и обладать определенной ценностью с точки зрения использования в общественном процессе. Так, например, социальным фактом можно считать расстрел Верховного Совета в Белом Доме в октябре 1993 года и другие события нашей истории. Этот факт достоверен, социально значим, и обладает определенной ценностью с точки зрения социальной информации.

В отличие от социального факта социальный процесс обозначает все то, что происходит в общественной жизни, находится в движении, в развитии, взаимосвязи, взаимовлиянии. Например, процессы становления рыночной экономики, процессы криминализации и люмпенизации в обществе, приватизации и коррумпированности власти и др.

С помощью социальной информации человек отражает процессы, происходящие в обществе, систематизирует их, описывает, анализирует, оценивает, подводит итоги, приходит к определенным заключениям и дает рекомендации. Примером такого анализа и обобщения социальной информации являются телевизионные аналитические программы ведущих тележурналистов, специализирующихся в сфере социально-политических и экономических отношений.

В практике социального управления используется различная по степени обобщения социальная информация.

Самый высокий уровень обобщения информации – теоретический , когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, выявляется генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т.д. Его источником являются общественные науки: философия, экономическая теория, социология. Эта обобщенная информация используется в научной среде для стимулирования научных изысканий. Органы власти и управления используют данную информацию для выработки политических и управленческих решений. В образовательном процессе эта информация подлежит освоению и изучается в рамках учебных программ по дисциплинам гуманитарного цикла.

Эмпирический (описательный) уровень обобщения информация базируется на фактах. Его называют также фактографическим, поскольку констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики). Большинство фактов социально-экономической жизни представлено в статистических данных. Статистика, включая государственную, позволяет систематизировать явления, обнаруживать связи и закономерности. Она призвана не только регистрировать факты и результаты, но и вырабатывать практические рекомендации и предложения. Эмпирический уровень необходимый, но это предварительный этап, поскольку подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

Социальный эксперимент также является определенным источником информации и уровнем общения информации. Он предполагает определенное искусственное изменение общественных отношений с целью научного изучения и выработки новых форм общественных отношений, особенно форм управления. В масштабах огромной страны социальные эксперименты нежелательны, так как сопряжены с определенными издержками для всего общества и для отдельных социальных групп (например, коллективизация и раскулачивание, шоковая экономическая реформа 1992 года для всего общества). Результаты социального эксперимента могут быть положительными и отрицательными.

Важным источником социальной информации являются документы, в которых фиксируются практически все события, факты и процессы социально-экономической и духовной жизни населения. Документальные источники, сосредоточенные в архивах, в библиотеках, органах научно-технической информации, в музеях дают всестороннюю информацию о различных сторонах функционирования общества, о жизни людей, их настроении, социально-психологическом климате. Эта информация помогает использовать положительный опыт и избежать отрицательного, не открывать того, что уже было открыто и сделано.

Ценным источником информации для управления является непосредственное общение руководителей с трудовыми коллективами, с отдельными людьми. Чтобы эффективно руководить, нужно знать настроение людей, их потребности, изучать общественное мнение. Формами информационных связей руководителей с народом являются референдумы, всенародное обсуждение важнейших законов страны, выступления в средствах массовой информации, отчеты перед коллективами, посещение рабочих мест и встречи с людьми, приемы посетителей и т.д.

В комплексе названные источники социальной информации и уровни ее обобщения позволяют получать знания об обществе, человеке и эффективно управлять социальными процессами.

Информация – одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

Информация – общенаучное понятие. Включает:

a) Обмен сведениями между людьми

b) Между человеком и автоматос

c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

a) Социальная информация

b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

c) Биологическая информация

Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

Виды социальной информации:

Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

Ø В зависимости от востребованности:

· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

Специфика эстетической информации:

· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

· не поддается старению

· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

· тематична, неисчерпаема

Свойства Социальной информации:

a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

b) Аксиологический хар-р (аксиос - ценный)

c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

Исследователи:

Урсул – вопросы соц.информации

Абдеев – философия информ. цивилизации

Соколов - Введение в социальную коммуникацию

2. Информационная система

В данной работе мы будем рассматривать только безопасность технологий информационного воздействия как инструмента социального управления в государственной политики РФ. Все остальные аспекты информационного противоборства выходят за пределы исследования данной работы.

2.1 Социальное информационное пространство

В данном подразделе формулируются основные используемые термины.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

Социальная информация - любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы . При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация - это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения :

О состоянии экономической сферы;

Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

О рынке труда и капитала и т.д.

Информационная система (ИС) - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека. Она образуется совокупностью :

Информации, которой они обмениваются и которую воспринимают;

Общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

Информационная политика - инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства в информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов информационно-психологической деятельности в социально-полити­ческой системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.

Социальное пространство - часть информационной сферы, воспринимаемая людьми с учетом их психологических особенностей .

Информационное управление - это процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный характер и объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения . Это ключевое понятия для описанной здесь автоматизированной системы управления. Здесь происходит трансформация понятия управления в сферу технологий манипуляции. С этой точки зрения часто рассматривают управления PR-специалисты .

Помимо определения ИС данного в законе , нам будет удобно использовать его расширенный вариант с классификацией данной в :

ИС - это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/ отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Простой информационной системой назовем систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложной информационной системой назовем систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию (рис.1):

1) класс А - системы с неизменным внутренним состоянием;

2) класс В - системы с изменяющимся внутренним состоянием. В свою очередь в классе В можно выделить следующие подклассы:

подкласс 1 - системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.п.), которые используются в процессе обработки входной информации;

подкласс 2 - системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм настраивается на условия применения; настройка осуществляется путем либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов;

подкласс 3 - системы с самомодифицирующейся целью и соответственно с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов

В общем виде социально-психологическая информация - это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

В ходе информационного обмена в социальной системе возникают и протекают информационные процессы - т.е. процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, получения, использования и уничтожения, распространения и потребления информации .

Информационный процесс в обществе (социуме) представляет собой совокупность единства многообразия различных потоков воспроизводства, восприятия, оценки, выработки, отношения, диспозиции и позиции к информации и формирования на этой основе мотивов социального поведения. Информационный процесс - это сложное переплетение осознанного и неосознанного воздействия источника информации на все уровни человеческой психики: от биопсихологических до уровня общественного сознания.

Информационный процесс может рассматриваться :

1) в качестве объекта аналитической работы;

2) главным образом, в плане информационного воздействия на население, где определенную роль играют СМИ, где существенное место занимает информационное воздействие на массовое сознание, информационно-психологические войны;

3) как средство государственного управления.

Совокупность разного рода информационных процессов, информационных систем, системы массового сознания и психики создают систему более сложного порядка - информационное пространство .

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Прежде чем перейти к описанию объекта защиты - информационной системы, определим объект и субъект информационных процессов (информационного противоборства)

2 2 Субъект и объект информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы .

Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды :

1. массовое и индивидуальное сознание граждан;

2. социально-политическая система (в дальнейшем будет отождествляться с субъектом управления)

3. информационная инфраструктура;

4. информационные и психологические ресурсы.

Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:

Система ценностей общества;

Психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

Психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

Психическое здоровье граждан;

Толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Субъекты информационного противоборства (в основном по ):

  1. государства, их союзы и коалиции;
  2. международные организации;
  3. негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;
  4. транснациональные корпорации;
  5. медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК);

Признаки субъекта информационного противоборства :

Наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;

Наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;

Обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;

Под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);

(дополнение от 17.03.2006)

С точки зрения информационного управления объекты противоборства удобнее разделить на объекты управления и объекты коммуникации. Под объектами коммуникации понимаются средства массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК). Они являются одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологи­ческого воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую вплетены психологические манипуляции .

По форме организации СМИ и МК подразделяются на:

Телевещание

Радиовещание

Газеты и журналы

Книгопечатные издательства

Электронные ресурсы Internet

2 3 Система управления (объект защиты)

Выражая сущность информационной политики через категорию «информационная власть», можно говорить о том, что «информационная политика - это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации» .

«Продолжающееся в психологии движение в направлении, связанном с попытками построения общих законов социального поведения, выглядит ошибочным, а связанное с ним убеждение, что знание о социальном взаимодействии может быть накоплено так же, как знание в естественных науках, выглядит неоправданным» . Социально-психологическое исследование - это, прежде всего, историческое исследование, а социальное прогнозирование - это анализ социально-психологической памяти.

Система государственного информационного управления должна контролировать социальную динамику граждан (территориально ограниченной нации) своей страны. Эта система управления и является объектом защиты.

В технических системах под управлением понимается «процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого этот объект переводится в требуемое (целевое) состояние» . В качестве объекта управления возьмем массовое и индивидуальное сознание граждан страны. Состояние объекта изменяется под действием среды, в которой он находится. Пусть X - состояние среды, взаимодействующей с объектом, а Y - состояние объекта (1). Тогда объект можно представить как преобразователь F 0 состояния среды в состояние объекта :

где F 0 - пока неизвестный оператор связи входа X и выхода Y объекта, характеризующий специфику его работы. (Здесь X уже выступает как вход, а Y - как выход объекта.)

Говоря об управлении как о целенаправленном процессе, нельзя обойти того, чьи цели реализуются в процессе управления. Для этого необходимо ввести понятие «субъекта», который является источником целей, реализуемых управлением. В «идеале» субъектом должно являться государство, однако в качестве него могут выступать любые субъекты, описанные выше или их совокупность.

Если состояние Y объекта удовлетворяет потребностям субъекта, взаимодействующего с этим объектом и эксплуатирующего его, то никакого управления не нужно. Если же состояние объекта почему-либо не удовлетворяет потребностей субъекта, то последний должен организовать такое воздействие на объект, которое перевело бы объект в новое состояние, удовлетворяющее субъекта. Это и есть управление .

Информация ‹X" , Y "› образует сенсорную среду субъекта, т. е. ту часть среды ‹Х , Y ›, которую он способен воспринять своими сенсорами. Удобно (хотя это и не соответствует действительности) считать, что субъект всегда по поводу любого объекта формулирует свою цель (цели) Z *, реализация которой в объекте приведет, по мнению субъекта, к удовлетворению его потребностей. Эта цель представляет собой набор требований, предъявляемых субъектом к состоянию Y объекта. Будем обозначать выполнение целевых требований Z* в объекте равенством

а невыполнение - неравенством

В последнем случае (при отсутствии управления) цели субъекта не реализуются. В результате субъекту приходится решать дилемму:

1) либо смириться с существующим положением, выраженным неравенством (3), и тем самым терпеть определенный ущерб, связанный с неудовлетворением своих потребностей;

2) либо создать систему управления, которая реализовала бы его цели Z * в объекте, т. е. добиваться выполнения равенства (2), но при этом затратить неизбежные средства и усилия на ее создание и эксплуатацию.

Во всяком случае, для реализации управления необходимо создать канал управления U , с помощью которого можно влиять на состояние объекта управления:

где F 0 - по-прежнему оператор работы объекта, но учитывающий наличие фактора управления U. В нашем случае это информация, распространяемая средствами массовой информации и массовыми коммуникациями. Теперь можно создавать систему управления, под которой будем понимать совокупность алгоритмов обработки информации и средств их реализации, объединенных для достижения заданных целей управления в объекте.

Блок-схема системы управления показана на рис. 2. Здесь D X и D Y - датчики, измеряющие состояние среды и объекта соответственно. В качестве D X может выступать какая-либо аналитическая служба, оценивающая особенности восприятия среды массовым и индивидуальным сознанием граждан, а в качестве D Y - социологический анализ эмпирических фактов (Как например «Validata» или Институт комплексных социальных исследований РАН ). Результаты измерений

поступают на управляющее устройство (УУ, в данном случае государственный аппарат), которое вырабатывает команды управления U. Эти команды должны быть обработаны исполнительными механизмами (ИМ, т.е. СМИ и МК), с тем чтобы изменить состояние управляемого входа U" объекта.

Для функционирования управляющего устройства ему нужно сообщить цель Z * управления (к чему следует стремиться в процессе управления), а также алгоритм управления φ - указание, как добиваться поставленной цели, располагая информацией о состояниях среды, объекта и цели:

(6)

Как видно, управление связано прежде всего с целями {Z *}, которые поступают извне в систему управления. Эти цели образует (генерирует) субъект, который и является потребителем будущей системы управления объектом. Субъект выступает в качестве заказчика и потребителя создаваемой системы управления.

Управляющее устройство представляет собой автоматизированную систему административно-организационного управления, предназначенное для комплексной автоматизации всех или большинства основных функций органов управления: сбор и анализ информации, планирование и принятие решений, доведение решений до исполнителя и контроль исполнения. Оно представляет собой сложный комплекс коллективов специалистов, математического, программного и информационного обеспечения.

Данная модель хорошо подходит для описания технических систем, но в нашем случае не учитывает некоторых факторов, таких как множество субъектов, имеющих интересы в едином информационном пространстве, способ и адекватность восприятия среды X 0 самим субъектом и формирование целей Z *.

Для этого придется значительно переделать схему управления, описанную у Растригина Л.А. , так как показано на рис. 3.

С начало необходимо определить цели (множество целей), которые должны быть реализованы в процессе управления. Слово «цель» - здесь используется в смысле модели потребного будущего субъекта, т. е. некоторого определенного состояния среды (объект выделяется из среды условно), которое желательно потребителю и которое в определенном смысле «неестественно», т. е. не реализуется естественным образом без вмешательства извне (без управления).

Субъект в процессе общения с окружающей средой фиксирует свое внимание на тех ее параметрах, которые, с одной стороны, определяют состояние его потребностей, а с другой - могут быть им изменены, т. е. субъект располагает средствами для такого воздействия на среду, при котором эти параметры изменяются в нужную ему сторону. Будем считать, что субъект, образуя цели, реагирует только на эти параметры. Параметры среды, которые определяют его потребности, но не могут быть изменены субъектом, вообще говоря, косвенно влияют на его поведение при целеобразовании. Здесь, по-видимому, вступает в действие механизм эмоций, что не может не оказать влияния на процесс образования цели.

Таким образом, УУ воспринимает окружающую среду как конечный или бесконечный набор ее параметров

каждый из которых интересует субъекта и может быть им изменен. Восприятия окружающей среды образуется также и под информационным влиянием субъекта-агрессора. Воспринимаемая субъектом ситуация всегда управляема:

где U, R - управление субъектов. Однако свои цели УУ формулирует не в терминах среды S : субъекту удобнее оперировать иными, свойственными ему понятиями (назовем их целевыми). Пусть эти целевые понятия описываются вектором

где каждый целевой параметр z i однозначно определяется ситуацией S , т. е.

а функции ψ i ( ) определяют связь состояния среды и целевого параметра z i . Если рассматривать k -мерное пространство целей { Z }, то в нем субъект может сформулировать свою цель как .

Под структурой объекта будем понимать вид, характер зависимости F 0 состояния объекта Y от его входов (4). В общем случае зависимость F 0 определяется некоторым алгоритмом, который указывает, как, располагая информацией о входах X, U и R , определить выход Y . Вид этого алгоритма с точностью до его параметров и определяет структуру F 0 . Условно можно считать, что модель F 0 состоит из структуры и параметров:

где St - структура модели F, C = (с 1 , ..., с k ) - ее параметры. Особенностью структуры, например, является то, что объект по входу X воспринимает среду в ничтожном объеме. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле, образуемое в основном по входу U и R . Массовое сознание по каналу X может воспринимать только информацию, влияющую в равной степени на всех индивидов (например, рост цен на бензин).

Параметры C = (с 1 , ..., с k ) в основном определяют, что процессы в системе являются немарковскими (т.е. процессы с «памятью»). В качестве основных параметров можно выделить следующие :

с 1 - потребностно-мотивационные (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

с 2 - интеллектуально-познавательные (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

с 3 - эмоционально-волевые сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

с 4 - коммуникативно-поведенческие (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Эти параметры можно выделить как в индивидуальном так и в массовом сознании. В результате оператор F 0 , принимает сложную форму:

Максимально возможное сведение процессов к марковским, является упрощением алгоритмов управления, и поэтому может использоваться как субъектом-агрессором так и управляющим устройством (, ).

Объект управления является «сложным», так как обладает следующими свойствами (классификация по ):

1. Отсутствие необходимого математического описания . Под математическим описанием подразумевается наличие алгоритма F вычисления состояния объекта Y по наблюдениям его входов. С точки зрения рассмотрения человека и общества как информационных самообучающихся систем, в них можно выделить следующие типы сетей :

С-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря рождению элементов в системе.

СР-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря гибели и рождению элементов системы.

Р-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря разрушению элементов системы.

Проблема обучения информационной самообучающейся системы (человеческого социума), построенной на принципах СР-сети (класс B, подкласс 3), решению любой задачи, даже при условии, что информационная емкость СР-сети ("исходное количество элементов) достаточна для хранения поступающей на вход информации, является алгоритмически неразрешимой . Однако обучения одного человека, как Р-сети (нейроны только гибнут) задача алгоритмически разрешимая (доказательства приведены в ).

2. «Зашумленность» - также очень важная черта объекта управления, характеризующая трудность процессов анализа и управления ими. Зашумленность обусловлена тем, что рассматриваемая информационная система является сложной (из приведенной выше классификации). Поэтому поведение объекта зачастую оказывается неожиданным для субъекта, причем эту неожиданность удобнее рассматривать как случайный фактор, как зашумленность, чем разбираться в механизме второстепенных процессов, протекающих в сложной системе и порождающих неожиданность ее поведения. Задачей УУ является сведение этих второстепенных процессов к минимуму . Для этого в технологиях манипуляции сознанием принят классический метод навязывания мифа об отсутствии социальных конфликтов и мифа о неизменной природе человека , которые, в конечном счете, способствуют преобладанию пассивности в массовом сознании. Однако в некоторых случаях наблюдается отход от этой модели, как например развязывание уличных беспорядков в 60-е годы в Америке , или инициирование погромов в 1938 году в Германии . В обоих случаях порождение страха в массовом сознании способствовало ужесточению режима власти.

3. «Нетерпимость» к управлению является, пожалуй, самой досадной чертой сложной системы. Дело в том, что она существует, грубо говоря, вовсе не для того, чтобы ею управляли. Она «не любит» управления по причине «независимости» своего существования от целей субъекта, желающего управлять ею. Трудно рассчитывать на то, что «собственные» цели сложной системы совпадут с целями управления. Скорее они будут противоречить друг другу. Это и вызывает «негативную» реакцию сложной системы на управление, цель которого с ней «не согласована». Необходимое условие, здесь это сделать управление незаметным. Для этого используются различные механизмы манипуляции сознанием, которые человек не осознает .

4. Нестационарность сложной системы естественно следует из ее сложности. Нестационарность проявляется в дрейфе характеристик системы, в изменении ее параметров, в эволюции сложной системы во времени. Чем сложнее система, тем более рельефно проявляется эта ее черта, что создает серьезные трудности при создании модели сложной системы и управлении ею. Нестационарность объекта управления проявляется не только в моделировании его как СР-сети, но и в постоянной миграции населения и нестабильности демографической ситуации, что осложняет моделирование системы.

5. Невоспроизводимость экспериментов со сложной системой также является ее важной чертой. Она связана прежде всего с зашумленностью и нестационарностью сложной системы. Проявляется эта черта в различной реакции системы на одну и ту же ситуацию или управление в различные моменты времени. Сложная система как бы все время перестает быть сама собой. Эта черта накладывает специальные требования на процессы синтеза и коррекции модели системы. Прогнозирование социальной динамики практически не имеет точного математического аппарата.

Слово «информация» имеет много значений. Сегодня признано всеми, что это общефилософское понятие и означает «отраженное многообразие» в любых объектах и процессах живой и неживой природы. В теории информации все многообразие ее форм принято делить на элементарную, которая циркулирует в неживой природе; биологическую – циркулирующую в живой природе и социальную – осмысленную человеческим обществом.

С позиций коммуникации, т. е. каналов передачи – это сведения, предназначенные для передачи различными способами (формами).

Самым распространенным является трактовка информации как «сведений о чем-либо». В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация определяется как «сведенияолицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления». Поскольку перечисленными объектами информации оперируют люди, данную информацию называют социальной.

Впервые вопрос о социальной информации был поставлен учеными еще в 20-30-е годы прошлого века. Позднее ее сущность и видовое разнообразие рассматривали философы, социологи, информатики, библиотековеды, библиографы и специалисты других областей гуманитарной сферы. Среди них В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, А.П. Суханов, А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, И.Г. Моргенштерн и другие.

В специальной литературе встречаются различные трактовки социальной информации. Так, А.П. Суханов рассматривает это понятие в узком смысле, придавая социальной информации статус «массовой». Он считает, что к социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей.

Расширенная трактовка этого понятия представлена в работах философа В.Г. Афанасьева. Смысл его высказываний в том, что социальная информация представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в орбиту общественной жизни. Следовательно, суть этого определения сводится к утверждению, что социальная информация – это сообщения, содержанием которых является знание.

Наиболее приемлемое, с нашей точки зрения, определение социальной информации мы встречаем в рассуждениях А.В. Соколова. Он считает, что социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающая смысловым содержанием и материальным чувственно-воспринимаемым выражением. Смысловое содержание образуют знания, эмоциональные переживания, управляющие воздействия. Материальной формой могут быть социально принятые знаки (алфавит, изображение, звуки и др.).

Таким образом, обобщенно социальную информацию можноопределитькак сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности .

Сущность социальной информации в том, что она создается и используется обществом и отражает различные общественные отношения (национальные, политические, экономические, культурные и пр.) социальных групп общества.

Жизнь человека немыслима без получения, переработки, производства и хранения самых различных сведений. Потоки информации, которыми обмениваются люди, составляют основу их деятельности, их сознания. В процессе материального производства, в своей повседневной жизни постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения. Эти отношения обусловлены характером труда (умственный, физический), местом человека в социальной структуре общества. Во всех этих отношениях функционируют потоки социальной информации.

Результатом познавательной деятельности человека (научной, творческой, производственной, учебно-образовательной) является знание. Следовательно, информация – это знания, включенные непосредственно в коммуникативный процесс. Главное в информации – это ее содержание, которое фиксируется в документе. Содержательные аспекты информации обусловлены сферой ее использования и будут рассмотрены далее.

Важнейшими параметрами социальной информации являются ее характеристики с точки зрения качественных, количественных и ценностных свойств, которые обеспечивают информационный потенциал документа.

Социальная информация должна быть объективной , то есть освобожденной от неизбежных искажений, возникающих не только на стадии ее формирования, но и передачи. Информация, содержащаяся в документе, зависит от человека, поэтому носит не только объективный, но и субъективный характер. Субъективность проявляется, прежде всего, в интерпретации фактов.

Качество информации обеспечивается и ее достоверностью , то есть приближенностью к первоисточнику или точностью ее передачи. В данном случае необходимо исключать случайные или намеренные искажения информации. Предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией, снижает ее достоверность.

Информационная емкость определяется многими другими показателями, такими как актуальность, полнота, своевременность и т.д.

Актуальность информации связана с ее важностью и значимостью в данный момент времени, особенно в принятии конкретного решения. Полнота информации связана с определенным количеством сведений, которые позволяют сформулировать правильный вывод или принять более правильное решение по вопросу. Полнота определяется как оптимальное соотношение необходимой и полученной информации. На степень полноты влияют различные информационные барьеры: исторические, географические, режимные, ведомственные, политические, экономические, языковые, психологические. Частичному преодолению и снижению этих барьеров способствует развитие ИНТЕРНЕТ и новых технологий в передаче информации.

Важнейшим условием реализации информации, особенно управленческой и правовой является своевременность ее получения и передачи. Как бы полна и достоверна ни была информация, но если она получена с опозданием, то трудно, а порой и невозможно ее использовать.

Одним из необходимых свойств информации является ее новизна . Необходимость получения новой информации объективно обусловлена быстрыми процессами развития науки и общества.

Информация призвана быть полезной и способствовать решению задач, стоящих перед обществом. Полезность близка к понятию ценности информации. Поскольку информация отражает те или иные реальные явления и процессы, она всегда полезна. Ценность ее измеряется тем эффектом, который получен в результате использования той или иной информации. Ценной и полезной признается информация, отличающаяся новизной , т.е. такая информация, которая содержит сведения, еще неизвестные, но нужные потребителю.

Таким образом, самой сложной задачей характеристики социальной информации является определение ее свойств. Причина этого в противоречивости этих свойств.

Качество социальной информации характеризуют пары противоположных свойств. Информация может быть истинной и ложной, полной и неполной, полезной и вредной, точной и размытой, новой и устарелой, результативной и нерезультативной, объективной и субъективной и др. Эти свойства относительные, так как анализ любого сообщения показывает, что полезная для одного человека информация может оказаться вредной для другого.

Оценка информации зависит от воспринимающих ее людей, групп. Человек воспринимает ее субъективно, а дать объективную оценку могут специалисты конкретных областей знания. Для потребителя информации важной характеристикой является ее адекватность , т.е. соответствие реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности социальной информации зависит правильность принятия решений человеком.

К социальной информации предъявляется ряд требований. Она должна быть актуальной, достоверной, оптимальной для принятия решений, точной, оперативной, своевременной, комплексной, т.е. сочетать в себе различные виды и сведения, связанные между собой. Накопление новой, ценной и полезной информации и избавление от бесполезной информации – одно из требований рационального функционирования социальной информации в обществе.

Как любой объект материального мира, социальная информация обладает множеством свойств, которые определяют не только ее качественные и количественные стороны, но и форму . Материальная составляющая – это второй необходимый и обязательный компонент, посредством которого информация приобретает способность сохраняться и передаваться во времени и пространстве.

Социальная информация оказывается доступной людям и пригодной для многократного и многоцелевого использования тогда, когда фиксируется на различных материальных носителях: бумаге, магнитных и оптических дисках, фото и кинопленке и др. Именно фиксация, закрепление социальной информации в документе позволяет общаться представителям разных поколений, стран, организаций, использовать знания, ценности и опыт предшественников. Материальный носитель обеспечивает информации форму, размер и другие особенности.

Таким образом, рассмотрев различные аспекты характеристики социальной информации, можно отметить, что она обладает различными свойствами. В связи с этим следует обратить внимание на атрибутивные и прагматические свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов.

Атрибутивные свойства связаны с наличием информационной и материальной составляющих документа. Они объективны и позволяют оценивать информацию с точки зрения ее концентрации и рассеяния, дублирования в структуре материальных носителей, дискретности, позволяющей передаваться, храниться и использоваться по частям.

Прагматические свойства обеспечивают степень полезности информации для человека. Если в результате получения информации потребитель приобрел необходимые ему знания, выработал правильное поведение и принял верное решение, то информация оказалась полезной. К прагматическим свойствам социальной информации относится полнота, достоверность, новизна и др. В целом знание прагматических свойств информации дает основу для ее оценки и влияния на разные структуры общества

3.5. типы информации. социальная информация и ее виды

Типы информации - результат информационного подхода к разным уровням организации (движения) материи. Коли оставить в стороне неживую природу, где информационный подход малопродуктивен, выявляются три Уровня:

1) социальный, соответствующий человеческому обществу;

2) биологический, представленный живой природой;

3) машинный, охватывающий искусственно созданную "вторую природу" и прежде всего - информационную технику.

Каждому уровню свойствен свой тип информации, содержание которого обусловлено теми отражательными организационными явлениями, которые реально существа ют на данном уровне. Получаем три типа информации: социальную, биологическую, машинную.

Основными отражательными процессами в социуме являются познание и коммуникация, сущность которых заключается в генерации (познание) и передаче (коммуникация) смыслов. Понятие социальной информации требуется для того, чтобы детально описать и глубоко понять эти процессы. В разделе 3.1.3.2, рассматривая разные антропоцентристские концепции информации, мы остановились на проблемах, связанных с формулировкой понятия социальной информации, но самого определения не сформулировали. Теперь сделаем это.

3.5.1. В философской и социологической литературе имеются "узкая" и "широкая" трактовки социальной информации. "Узкую" трактовку, иногда используемую социологами, характеризует следующая цитата: "К социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей... Естественно-научную и техническую информацию мы причислить к социальной не можем, т. к. последние не носят ярко выраженной классовой направленности". Это понимание сводит социальную информацию к понятию мacсовой, если не публицистической информации (см. ниже), поэтому неконструктивно.

"Широкая" трактовка представлена в следующих высказываниях. Социальная информация "представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни". Б. А. Грушин к социальной информации относит "всю без исключения совокупность сообщений, вышедших из "рук" человека. Это и научный текст, и религиозная проповедь, и газетная статья, и архитектурный проект". Автор отмечает, что социальная информация "связана с жизнью общества не только своим существованием, но и самим своим содержанием, а также типом знаковой системы, избираемой для фиксирования этого содержания". "Широкая" трактовка по сути дела сводится к утверждению, что социальная информация - это сообщения, содержанием которых является знание. Но содержанием смысловой коммуникации, как известно, могут быть не только знания, но и эмоциональные переживания и волевые стимулы, которые непременно входят в понятие социальной информации, получаемой в результате информационного подхода к социальной коммуникации. Достаточно сказать:

Социальная информация - это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода. Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это - смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация - это сообщение, имеющее смысл. Эти сообщения можно именовать "информационными" или просто "информацией" и в результате элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) преобразуется и элементарную схему информационного воздействия (рис. 3.1), представляющую собой один из вариантов интерпретации смысловой коммуникации.

Рис. 3.1. Элементарная схема информационною воздействия

Б и о л о г и ч е с к а я информация охватывает три рода объектов: во-первых, чувственно-наглядные образы (перцептивные образы) материальных объектов, формируемые посредством органов чувств и хранящиеся в памяти живого существа; во-вторых, сигналы, которыми обмениваются животные в ходе зоокоммуникации; в-третьих, молекулы ДНК, в структурах которых закодирован образ будущего организма и программа его синтезирования. Соответственно различаются три вида биологической информации: сенсорная (перцептивная), зоокоммуникационная, генетическая. Генетическая информация представляет собой сообщения в рамках генетической коммуникации (см. раздел 1.1).

М а ш и н н а я информация это представленные в форме энергетических излучений (сигналов) или машиночитаемых записей отображения материальных объектов и управляющих программ. Машиночитаемые записи, например, оптические диски, магнитные компакт-диски, являющиеся носителями текстовой и аудиовизуальной информации, одновременно относятся к социально-информационным сообщениям.

3.5.2. Теперь обратимся к видам социальной информации, которые обнаруживаются при информационном подходе к микро-, мидии макрокоммуникации (см. рис. 1.2). Микрокоммуникации это информационное взаимодействие, где к роли отправителя и потребителя информации выступают отдельные личности, а информационные сообщения сводятся к живой речи (канал устной коммуникации) или личной переписке (документарный капал). Мидикоммуникация это специальная коммуникация, где в роли отправителей и потребителей информации выступают целевые, как правило, профессиональные социальные группы, а сообщения представляют собой специальную информацию, непонятную неспециалистам. Отличительный признак макрокоммуникации - участие массовых аудиторий (общество, народ, население в целом), которые выступают в качестве создателей и потребителей массовой информации.

М а с с о в а я информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы или важны, полезны или интересны для всех членов общества. Массовая информация адресована и доступна любому человеку, поэтому она называется массовой.

Массовые коммуникации делятся па три взаимно пересекающиеся, но тем не менее отличающиеся друг от друга вида: публицистическая, художественная, обыденная коммуникации. Каждому виду соответствует свое понимание информации.

П у б л и ц и с т и ч е с к а я информация - массовая социальная информация, нацеленная на утверждение it общественном сознании определенных духовных ценностей и идейное воспитание членов общества. Ярко выраженная идейно-политическая и социально-воспитательная направленность отличительная особенность публицистической информации. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного бытия и общественного сознания - политику, экономику, международную жизнь, образование, науку, культуру, мораль, искусство и т. д. Средствами распространения публицистической информации являются пресса, радиовещание, телевидение, кинохроника. Эти средства называются средствами массовой коммуникации (информации и пропаганды).

Эстетическая (художественная) информация - специфический вид массовой социальной информации, обладающий свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для искусства, которое можно рассматривать в качестве коммуникационного канала, первым звеном которого является художник (отправитель художественной информации), вторым звеном - художественное произведение (информационное сообщение), третьим звеном - воспринимающие искусство люди (потребители эстетической информации). Благодаря этому каналу происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями людей, обобществление индивидуальной духовной жизни. Искусству присуща многофункциональность. Однако все многочисленные функции искусства (познавательная, воспитательная, гедонистическая, т. е. способность возбуждать чувство эстетического наслаждения) реализуются через коммуникативную функцию. Произведения искусства адресованы, обществу в целом (не только современникам, но и последующим поколениям), поэтому эстетическая информация относится к категории массовой социальной информации. Способностью воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации (например, всех волнуют события политической жизни, многих - результаты спортивных состязаний и курс рубля по отношению к доллару), но эстетической информации присущи особые средства эмоционального воздействия - образно-художественная форма, особые знаковые системы, и в этом заключается ее специфичность.

Обыденная (бытовая) информация - массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде. К обыденной информации относятся образцы поведения, свойственные членам данной социальной группы; так называемые "донаучные знания", позволяющие пользоваться различными техническими приборами, не имея представления о принципах их работы;

сведения, выдаваемые городской справочной службой, расписание движения транспорта и т. д.

3.5.3. Специальная информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях и управляющих воздействиях, адресованные не всем членам общества, а целевым социальным группам. Целевые группы сформировались в результате разделения труда для решения определенных общественных задач. В этих группах вырабатывается формальная структура, которая характеризуется функциональной специализацией членов группы, созданием иерархии социальных ролей и аппарата управления. Примеры целевых групп: научное сообщество, объединяющее научных работников, сообщество инженерно-технических работников, аппарат экономического управления, политическая партия, армия, священнослужители определенной конфессии и т. д. Для решения задач, стоящих перед группой, необходима мидикоммуникация (специальная коммуникация), служащая для передачи специальных знаний и управляющих воздействий (методик, нормативов, рекомендаций и т. п.). Целевые группы обычно вырабатывают собственные знаковые системы (терминологию, условные обозначения), понятные только членам данной группы. Именно поэтому научно-техническая литература недоступна для неспециалистов и данной отрасли знания.

Видов специальной информации можно выделить столько, сколько существует целевых социальных групп. Охарактеризуем некоторые виды специальной социальной информации.

Научной информатикой, охарактеризованной и пункте 3.3.2, была выработана следующая стандартная дефиниция: научная информация -"получаемая и процессе познания логическая информация, которая адекватно отражает явления и законы природы, обществ и мышления и используется и общественно-исторической практике".

Нетрудно показать, что эта дефиниция соответствует пониманию социальной информации как знания, используемого обществом в практической жизни. Именно научному знанию присуще быть результатом абстрактно-логического мышления, протекающего в форме логических понятий, суждений и умозаключений, и адекватно отображать явления и объективные законы природы, общества и мышления людей. Поэтому можно упростить "стандартную дефиницию", сказав: "научная информация - это научное знание, используемое и научной практике". Ясно, что общественное использование предполагает представление научного знания в виде некоторого сообщения, иначе общество о нем не узнает. В итоге получаем: "научная информация - сообщение о научном знании, имеющем смысл для научного сообщества", что хороню согласуется с дефиницией социальной информации, приведенной в пункте 3.5.1.

Результатом творчества целевой социальной группы инженерно-технических работников (ИГР) является генерация технического знания. Отличительная особенность технического знания состоит в том, что оно содержит рецепт (методику, инструкцию, норматив) реализации того или иною изделия, материала, технологического процесса. Типичными носителями технического знания являются специальные виды технической литературы (патентные описания, технические нормы и стандарты, промышленные каталоги, технические справочники) и техническая документация (рабочие чертежи, технологические карты, технические условия и т.д.). Такою рода сообщения именуются технической информацией. Обратим внимание, что передача технического знания осуществляется не только через документальные каналы, но и посредством устной коммуникации (демонстрация приемов труда, технологических умений и мастерства).

Между научным и техническим знанием существуют тесные взаимосвязи, которые находят свое отражение в сращивании коммуникационных каналов науки и техники. Зачастую между сообщениями научною и технического характера невозможно провести четкую грань. Поэтому в практике коммуникационного обслуживания, как правило, не различают научную и техническую информации и рассматривают их совместно как научно-техническую информацию.

Нет необходимости останавливаться на характеристике других видов специальной информации: экономической, военной, коммерческой, медицинской, спортивной, метеорологической, партийной, дипломатической и пр., специфика которых достаточно очевидна. Обратим внимание на гибридные виды социальной информации. Например, научно-популярная литература - объединение массовой и научной информации. Своеобразным синтезом коммерческой, обыденной и эстетической информации является торговая реклама.

3.5.4. До сих пор мы выделяли разновидности социальной информации по общественному назначению исходя из того, каким потребителям адресован тот или иной вид информации - массовым аудиториям или определенной группе специалистов. Помимо общественного назначения (адресности) информационным сообщениям свойственно еще целевое назначение. Целевое назначение сообщения обусловлено целью, которую преследует вступивший в коммуникационный процесс отправитель информации. В общем случае можно назвать три коммуникационные цели, которые соответствуют трем сторонам смысла вообще (знания, эмоции, воля):

Познавательная - сообщить другим об известном отправителю знании; отсюда - познавательная функция информационного сообщения;

Побуждающая (управляющая) - стимулировать адресата выполнить определенные действия; отсюда - управляющая функция сообщения.

Целевое назначение, в отличие от назначения общественного, нельзя использовать для классификации сообщения, ибо, как правило, обнаруживается одновременное присутствие двух или трех функций. Поэтому следует говорить не о видах, а о функциональных компонентах социальной информации.

В публицистической и эстетической информации обнаруживаются совместно познавательный, эмоциональный и побуждающий компоненты во многих отдельно взятых сообщениях. Но есть публицистические сообщения констатирующего, как говорят в журналистике, "сугубо информационного" плана, где выхолощен эмоциональный компонент; имеются произведения искусства, например, камерная музыка, балет, абстрактное и импрессионистское изобразительное искусство, где затушеваны познавательная и побуждающая функции. Для обыденной и специальной информации характерно совместное присутствие познавательного и побуждающего компонентов, хотя опять-таки есть сообщения чисто познавательного плана, например, каталоги изделий и расписания поездов, и сообщения чисто директивные, например, стандарты или правила уличного движения.

Возможны два уровня осмысления объективной реальности:

а) ф а к т о г р а ф и ч е с к и й уровень, когда констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики);

б) к о н ц е п т о г р а ф и ч е с к и й уровень, когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, например, целое - часть, причина - следствие, предмет - свойства, вскрываются генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т. д.

В научном познании фактографический уровень называют эмпирическим, а концептографический - теоретическим уровнем. Эмпирический (описательный) уровень - необходимый, но предварительный этап; подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

Познавательную сторону информационного сообщения можно представить в виде последовательности фактов и концепций, организованных в соответствии с замыслом автора. Изложение фактов и концепций может быть эмоционально окрашено и тогда появляется эмоциональный аспект социальной информации.

Эмоции всегда субъективны, они существуют во внутреннем психологическом мире человека (субъективной реальности) и находят свое отражение в эмоциональном выступлении, цель которого состоит в том, чтобы возбудить аналогичное эмоциональное состояние (переживание) в психологическом мире реципиента. Чтобы успешно достигнуть цели, выбираются соответствующие способы выражения смысла. В эмоциональном сообщении важнее не что говорится, а как говорится. Представление содержания такого сообщения в виде последовательности фактов и концепций в принципе возможно, но оно не отражает главного - эмоциональною заряда сообщения. Поэтому пересказ сюжета художественного произведения не есть отображение его содержания. Пока отсутствуют средства анализа содержательной структуры эмоциональной информации, хотя известны многочисленные попытки использования информационного подхода в области искусства (теория эстетической информации, семиотика искусства).

Тематика побуждающих информационных сообщений тесно связана с человеческой деятельностью. Упрощенно говоря, речь идет о том, что и как надо делать тому или иному субъекту в тех или иных ситуациях. К побуждающей информации относятся приказы (команды, директивы, распоряжения), методики (инструкции, нормативы, алгоритмы), рекомендации (советы, просьбы), отличительной особенностью которых является повелительная модальность.

Побуждение (управляющее воздействие) предписывающее, что и как делать, по сути своей есть концепция. Поэтому побуждающее сообщение относится к концептографическому уровню познания. В нем может присутствовать, в качестве фона, фактографическое описание той или иной ситуации, в некоторых случаях возможно включение эмоционального компонента, но определяющая, главная роль принадлежит концепциям. Своеобразным гибридом побуждающего и эмоционального сообщения являются басни, поговорки, притчи и т. п

3.5.5. Одним из достижений информационного подхода при изучении социальной коммуникации является учение о фактографической и концептографической информации. В основе этого учения лежат положения теории познания (гносеологии) о фактах и идеях (концепциях) как элементах человеческого знания, но эти положения пришлось дополнить в соответствии с проблематикой социально-коммуникационного обслуживания.

В теории познания факт понимается как элемент эмпирического знания, представляющий собой констатацию реальности существования определенных предметов, процессов, событий, их свойств и отношений между ними. Факт обладает свойством достоверности (истинности), соответствующим современному уровню познания. Методами познания фактов служат наблюдение, практический опыт, эксперимент, опрос.

В теории познания фактами считаются объекты, реально существовавшие в прошлом или существующие сейчас; по не события, которые могут произойти в будущем. Такая трактовка факта оказывается узкой для решения некоторых практических задач. В соответствии с этой трактовкой оказываются "не фактами" плановые показатели, прогностические расчеты и т. п., хотя вероятность их реализации может быть достаточно высока. К примеру, оказываются "не фактами" завтрашний восход солнца или наступление весны после зимних холодов.

Учитывая коммуникационную практику, гносеологическое определение понятия "факт" целесообразно расширить, включив в пего не только констатацию реальности существования в прошлом и настоящем, но и констатацию возможности существования в будущем. Таким образом, наряду с более или менее достоверными фактами прошлого и настоящего, появляются факты будущего, достоверность существования которых может быть оценена по той же шкале, что и достоверность прочих фактов.

Фактографическая информация - это информация о фактах (в прошлом, настоящем, будущем) или их совокупности. Фактографическая информация представляется в виде фактографических описаний, которые состоят из наименований признаков описываемого объекта и значений этих признаков на данном объекте. Например, фактографическое описание судна включает такие признаки, как назначение (гражданское, военное, специальное), водоизмещение, тип движителя, габариты и т. д. Типичным носителем фактографической информации являются справочники, словари, промышленные каталоги, прейскуранты, статистические таблицы, отчеты об экспериментах и т. п. Составляющие фактографическое описание сведения называются данными. .

Информация о фактах преобладает в потоках социально-коммуникационных сообщений. Публицистическую информацию справедливо называют "агитацией фактами", факты (данные) о состоянии производства, спроса, сбыта, являются содержанием экономической и торговой информации, художественное осмысление фактов лежит в основе эстетической информации, факты, по образному выражению И. П. Павлова, представляют собой "воздух ученого".

В научном обиходе наряду с эмпирическими фактами различают научные факты. Для того, чтобы эмпирический факт превратился в научный, он должен быть не только установлен, но и познан. Познание факта заключается в доказательстве его существования (желательно различными научными методами), в научной обработке (обобщении) множества отдельных эмпирических фактов, относящихся к наблюдаемому предмету, процессу, событию, наконец, - важнейшее условие - в осмыслении этого факта как элемента системы знаний. Итак, научный факт - это факт доказанный, обработанный и осмысленный научными методами. Научными фактами являются радиоактивность урана, озоновый слой в атмосфере и разрывы (дыры) в этом слое, а вот существование "снежного человека" или Атлантиды научным фактом не признается. Информация о научных фактах иногда называется фактологической. Фактологическая обработка эмпирического материала непосредственно смыкается с концептуальными формами познания.

Концепция (лат. "мысль", "представление") понимается нами как результат осмысления взаимосвязей между фактами, их происхождения и развития. Концепции вырабатываются в процессе абстрактно-логического мышления для объяснения наблюдаемых фактов, вскрытия законов, управляющих данными фактами, или для руководства человеческой деятельностью. Концептуальное знание весьма разнообразно, и в первом приближении его можно подразделить на следующие виды:

Концепции-предположения, куда, помимо научных гипотез, относятся прогнозы, догадки, предвидения, касающиеся взаимосвязей между фактами; органически вписываются в эти концепции "факты будущего";

Теории, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений, необходимые (закономерные) взаимосвязи между фактами; теории позволяют объяснять и предсказывать положение дел с высокой степенью достоверности; эмпирическую основу для проверки и утверждения теоретического знания образуют научные факты;

Оценочные концепции строятся на базе эмпирических фактов, относящихся к области общественного и личного бытия и сводятся к одобрению или осуждению известных фактов, похвале или хуле в чей-то адрес; сюда относится общественное мнение, играющее значительную роль в общественной жизни;

Регулятивные канцепции - рекомендации, указания, принципы, в том числе методологические, методы практической деятельности и научного исследования, алгоритмы, предписания, рецепты, нормы, запреты и т.п.; именно регулятивные концепции образуют основное содержание побуждающих сообщений; регулятивные предписания зачастую являются следствием гипотез, теорий, оценок и мнений, отсюда - их тесная связь с предыдущими видами концепций;

Проблемные концепции, куда входят нерешенные вопросы, проблемы, программы, задачи, цели, идеалы, которые нужно разрешить или достигнуть в процессе познания и практической деятельности; проблемные концепции в виде директив, задач, целей могут входить в побуждающие сообщения.

Концептографическую информацию можно определить как информацию о концепциях или их совокупности. Типичными носителями гипотез, теорий и проблем являются научная и учебная литература; оценочные концепции представлены в конъюнктурных исследованиях, сравнительно-сопоставительных обзорах, аналитических справках; инструктивно-методические материалы различного вида, своды законов и правил могут служить примерами носителей регулятивных концепций.

Наиболее ценными для общества являются научные теории, раскрывающие и объясняющие основные законы природы, общества и духовной жизни людей. Выработка теоретического знания является основной задачей науки, поэтому в научной коммуникации особое внимание уделяется оперативности и адресности распространения научных теорий, а также обеспечению их разработки соответствующей эмпирической и нормативно-методической базой. Оценочные концепции имеют очень важные значения для руководства внешней и внутренней политикой, для предпринимательства и коммерции, для принятия стратегических и тактических решений во всех областях практики.

Система концепций, определяющих способ видения, понимания и оценки окружающей действительности личностью или социа.ш>ной группой, представляет собой мировоззрение. Формированию определенного мировоззрения в наибольшей степени способствует публицистическая, эстетическая, научная информация, содержание которой охватывает концепции мировоззренческого значения.

3.5.6. Завершим рассмотрение типов и видов информации сопоставлением научной и эстетической информации. В познании реального мира наука и искусство взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга и в равной степени важны для духовной жизни общества и развития личности. Этим духовно-производственным институтам свойственны познавательная и коммуникативная социальные функции, реализуемые посредством научной и эстетической информации. Рациональные и эмоциональные компоненты всегда присутствуют в научном и художественном творчестве, хотя играют разные роли. А. Эйнштейн говорил: "В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса... Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс". В то же время научные и художественные формы познания существенно различны. В отличие oi науки, имеющей целью вскрыта сущность и объективные закономерности изучаемого предмета, искусство в наглядных, эстетически окрашенных образах показывает типичные проявления сущности и законов человеческого бытия. Научная деятельность базируется на системе общественного знания; художник исходит из личного биосоциального опыта и противопоставляет собственное видение общепринятым образцам.

Посмотрим, как сходство и различие науки и искусства проявляются в научной и эстетической информации.

1. Научная информация отражает закономерности и явления природы, общества и духовной деятельности людей относительно объективно, т. е. независимо от познающего субъекта. Эстетическая информация всегда несет индивидуальный отпечаток личности ее создателя. Одни и те же события, ситуации, эмоциональные переживания различным образом воплощаются в художественных произведениях разных авторов. Отсюда следует, что авторская принадлежность эстетической информации является важнейшим содержательным, а не формальным ее признаком; для научной же информации автор - формальный поисковый признак, особенно - в технических, естественных и точных науках.

2. Основное содержание эстетической информации, так же как и других видов социальной информации, образуют факты. Художественные факты опосредованы фантазией художника, они представляют собой художественные образы, полученные не путем абстрактно-логического мышления, протекающего в виде понятий, суждений и умозаключений, а путем типизации наблюдаемых явлений. Степень типичности есть мера истинности и достоверности художественного факта. Достоверность реальных фактов подтверждается свидетельствами различных наблюдателей; "наблюдателем" художественного факта является лишь художник. Реальный факт может служить объектом спроса потребителей информации (например, мемуары о М. И. Кутузове); художественный факт не может быть объектом спроса (бессмысленно запрашивать мемуары о Пьере Безухове). Отсюда следует, что невозможна фактография художественных фактов, в то время как фактография научных фактов имеет немаловажное значение.

3. Поскольку объекты художественного и научного познания совпадают, могут совпадать тематика и проблематика художественных произведений и научных исследований. Однако результаты воздействия эстетической и научной информации на человеческое сознание совершенно различны. Эстетическая информация воздействует на эмоциональную сферу, вызывая чувства сопереживания, расширяя и обогащая личный биосоциальный опыт человека; научная информация ориентирована прежде всего на сферу логического мышления, сообщая новые сведения о внешнем мире, вскрывая сущность реально существующих явлений. Поэтому художественное и научное познание находятся в отношении дополнительности друг к другу. Академик М. Нечкина писала по этому поводу: "Литература, музыка, живопись, скульптура, театр создают неизмеримое, совершенно изумительное расширение личного жизненного опыта. Если представить себе, что эта функция их выпала из исторического процесса, опыт одного человека ссыхается и суживается до границ его переулка. Если человек сохранит в голове даже решительно все, почерпнутое из учебников политграмоты и географии, у него все равно не будет гигантского личного опыта - знакомства с сотнями и тысячами образов своих современников и людей предшествующих поколений. Из его души исчезнут сотни моральных проблем и высохнет море глубоких человеческих чувств".

4. Исторически искусство возникло как первый искусственный канал социальной коммуникации. Первобытное искусство 35-30 тысяч лет назад служило средством передачи накопленною опыта и воспитания подрастающего поколения Однако до сих пор не сложилась формальная общественно организованная система эстетической информации, что дает повод говорить о "мозаичности" эстетических представлений современною человека, обусловленной разобщенностью различных каналов эстетической информации. Научная информация, напротив, распространяется, хранится, обрабатывается и систематизируется в рамках общественно организованной системы научных коммуникаций.

5. Эстетическая информация отличается от научной информации, как и от других видов социальной информации, следующими специфическими свойствами: невозможность реферирования, конспектирования и других способов микроаналитического свертывания, эстетическая информация допускает лишь макроаналитическое свертывание в форме общего описания, аннотации, систематизации;

Невозможность преобразования знаковой нормы, например, графического изображения, в словесное описание, и наоборот; даже в художественной литературе текст выполняет не только рационально-логическую, но и эмоционально-экспрессивную, предметно-чувственную функцию, поэтому нельзя достичь адекватности перевода на другой естественный язык;

Отсутствие свойства старения содержания; старение научного знания и соответственно содержания научной информации обусловлено появлением новых научных результатов, отрицающих предыдущие; для произведений искусства, отражающих индивидуальные качества своего создателя, ею талант и мировоззрение, подобный критерий не годится, ибо они уникальны; исключение носителей эстетической информации из коммуникационных каналов объясняется низким художественным уровнем, старомодностью формы, перегрузкой каналов и другими социальными факторами, а не старением информации как таковой;

Неисчерпаемость тематики: одна и та же тема может варьироваться в десятках и сотнях оригинальных художественных произведений, не становясь тривиальной; в научных коммуникациях возможности дублирования сообщений на одну и ту же тему ограничены; для восприятия эстетической информации требуется эстетическое чувство, которое присуще всем людям, хотя и в разной степени, а для восприятия научной и других видов социальной информации определенный уровень профессиональной подготовки; поэтому эстетическая информация представляет собой вид массовой информации, а научная является разновидностью специальной информации.

Обратим внимание на то, что сопоставление различных коммуникационных явлений, в данном случае - научных сообщений и художественных произведений стало возможно лишь благодаря информационному подходу. Бессмысленно сопоставлять, допустим, художественную литературу и научную литературу, концерт и лекцию, картину и географическую карту. Понятие информации является обобщающим: научная информация мыслится как средоточие того общего, что свойственно всем научным сообщениям; эстетическая информация представляет общие качества всех произведений искусства. На уровне обобщающих понятий научной и эстетической информации сопоставление научных и художественных сообщений стало не только возможным, по и позволило получить новое, нетривиальное знание о социально-коммуникационных явлениях. Выясняется таким образом, что эвристическая сила информационного подхода заключается не в том, что он позволяет "открыть" информацию в реальной действительности, а в том, что он позволяет построить более” общую (абстрактную) картину коммуникации и познания, увидеть за пестрым разнообразием наблюдаемых вещей, свойств, процессов свойственные им скрытые законом мерности.

Похожие публикации