Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Научная теория возникновения человека. Теория пространственных аномалий. Чарльз Дарвин о происхождении человека

Происхождение человека - загадка. Даже теория Дарвина не считается полностью доказанной, из-за отсутствия переходных звеньев в эволюции. Как еще люди объясняют свое появление с древнейших времен до наших дней.

Тотемизм

Тотемизм относят к древнейшим мифологическим представлениям и считают первой формой осознания человеческого коллектива, а также его места в природе. Тотемизм учил, что у каждой группы людей был свой собственный предок – тотемное животное или растение. К примеру, если тотемом служит ворон, то он является действительным прародителем рода, а каждый ворон – сородичем. При этом тотемное животное является только покровителем, но не обожествляется, в отличие от более позднего креационизма.

Андрогины

К мифологическим можно отнести древнегреческую версию о происхождении человека от Андрогинов – перволюдей, сочетавших в себе признаки обоих полов. Платон в диалоге «Пир» описывает их как существ с шаровидным телом, у которых спина не отличалась от груди, с четырьмя руками и ногами и двумя одинаковыми лицами на голове. По легенде, наши предки не уступали титанам в силе и умении. Возгордившись, они решили свергнуть олимпийцев, за что были разрезаны пополам Зевсом. Это поуменьшило их силу и самоуверенность вдвое.
Андрогинность присутствует не только в греческой мифологии. Идея о том, что мужчина и женщина представляли собой изначально одно целое, близка многим мировым религиям. Так, в одном из талмудических толкований первых глав Книги Бытия говорится о том, что Адам был создан андрогином.

Авраамическая традиция

К Авраамическим религиям восходят три монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), восходящие к Аврааму – патриарху семитских племен, первому человеку, который уверовал в Господа. Согласно авраамической традиции, мир был создан Богом – Сущим из Небытия, в буквальном смысле «из ничего». Бог создал и человека – Адама из праха земного «по образу и подобию нашему», чтобы был человек истинно добрым. Стоит отметить, что и в Библии, и в Коране о сотворении человека упоминается не один раз. Например, в Библии о сотворении Адама вначале говорится в 1-й главе, что Бог сотворил человека «из ничего по образу и подобию своему», во 2-й главе, что он создал его из пыли (праха).

Индуизм

В индуизме есть как минимум пять версий сотворения мира и человека соответственно. В Брахманизме, например, творцом мира является бог Брахма (в более поздних версиях отождествляется с Вишну и ведийским божеством Праджапати), который появился из золотого яйца, плавающего в мировом океане. Он рос и приносил себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира - земля, вода, воздух, огонь, эфир, - и пять ступеней жертвенного алтаря. Из него же были созданы боги, люди и прочие живые существа. Таким образом, в брахманизме, принося жертвы, люди заново воссоздают Брахму.
А вот согласно ведам – древнему священному писанию индуизма, сотворение мира и человека окутано мраком: «Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?»

Каббала

Согласно каббалистическому учению, творец Эйн Соф создал душу, получившую имя Адам Ришон - «первый человек». Это была конструкция, состоящая из множества отдельных желаний, связанных между собой подобно клеткам нашего организма. Все желания находились в гармонии, так как изначально в каждом из них было заложено стремление поддерживать друг друга. Однако находясь на высочайшем духовном уровне, подобном творцу, Адам принял на себя огромный духовный свет, что равнозначно «запретному плоду» в христианстве. Не сумев достигнуть одним этим действием цели творения, первичная душа раскололась на 600000 тысяч частей, и каждая из них еще на множество частей. Все они сейчас находятся в душах людей. Путем многих кругооборотов они должны провести «исправление» и вновь собраться в общий духовный комплекс, называемый Адамом. Иными словами, после «разбиения» или грехопадения все эти частицы – люди не равны друг другу. Но возвращаясь в первоначальное состояние, они вновь достигают одного уровня, где все они равноценны.

Эволюционный креационизм

По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественно-научными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «теистический эволюционизм». Теологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога – творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека – род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился человек. Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу. В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.

«Теория древних космонавтов»

В XX веке была популярна версия о внеземном происхождении человека. Одним из родоначальников идеи палеоконтакта в 20-е года стал Циолковский, заявивший о возможности посещения инопланетянами земли. Согласно теории палеоконтакта, когда-то в далеком прошлом, примерно в каменном веке, Землю по каким-то своим делам посетили пришельцы. То ли их интересовала колонизация экзопланет, то ли ресурсы Земли, то ли это была их пересадочная база, но так или иначе часть их потомков обосновалась на Земле. Возможно, они даже смешались с местным родом Homo, и современные люди представляют собой метисов инопланетной формы жизни и аборигенов Земли.
Основные аргументы, на которые опираются сторонники этой теории – сложность технологий, используемых при строительстве памятников древности, а также геоглифы, петроглифы и другие рисунки древнего мира, на которых якобы изображены инопланетные корабли и люди в скафандрах. Матес Агрес – один из основателей теории палеовизитов, даже утверждал, что библейские Содом и Гомора были разрушены не Божьим гневом, а ядерным взрывом.

Дарвинизм

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо.

Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

Оглавление

    Введение ……………………………………………………. 3

    Теории антропогенеза:

    1. Теория эволюции …………………………………….. 3

      Теория творения (креационизм) …………………….. 5

      Теория палеовизита ………………………………….. 7

      Теория пространственных аномалий ……………….. 9

    Заключение ………………………………………………… 11

    Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

    Эволюционная теория;

    Теория творения (креационизм);

    Теория внешнего вмешательства;

Теория эволюции.

Эволюционная теория п редполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств — палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

    время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

    существование древнейших людей: питекантропа;

    стадия неандертальца, то есть древнего человека;

    р азвитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека – Homo sapiens – как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая «теория палеовизита», допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной «внешними цивилизациями».

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми «братьями по разуму» из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок «космонавта» на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь «Материя — Энергия — Аура» , характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура — это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система «Материя-Энергия-Аура» стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум — вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура — не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры — а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни — один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Именно поэтому вопрос о происхождении человека остается неразгаданным, позволяя появляться многочисленным теориям. Ни одна из них пока не взяла вверх, став единой, и быть может этого никогда не случиться.

Библиография.

    Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.- 357с.

    М.Х. Нестурх. Происхождение человека, 2 изд., М., 1970

    В.В. Бунак. Теории антропогенеза. — М., 1978.

    А.И. Опарин. Происхождение жизни. — М.: Мир, 1969.

    М.Г. Левин. История жизни — М.: Мир, 1977

    http://www.help-rus-student.ru/

    http://www.wikipwdia.org

- предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественными и гуманитарными науками ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в изучении человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Таким образом, можно определенно утверждать, что проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественнонаучный взгляд на человека представляет собой комплексное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен также без привлечения данных гуманитарного и социального познания и философии.

Возникновение научной антропологии. Теория происхождения человека от антропоидных обезьян

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Так, например, в христианстве считается, что первый человек Адам был создан Богом из праха, а первая женщина Ева — из ребра Адама. Независимо от конкретной версии сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные вопросы, сопровождающие и составляющие творческий, божественный акт, есть тайна.

Однако уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. Но античные представления о происхождении человека имели умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции.

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек). Он же высказал предположение, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к прямохождению. Их останки найдены в Индии.

В 1960 г. английский археолог Л. Лики нашел в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн лет. Объем мозга составлял 670 см 3 . В этих же слоях были найдены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Позднее в Кении были обнаружены останки существ того же типа возрастом 5,5 млн лет.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразной обезьяны. Именно тогда разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.

Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует.

Что было причиной появления человека в конкретном месте? В Восточной Африке отмечены выходы урановых пород и зафиксирована повышенная радиация, что, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами.

Возникший вид, физически более слабый, чем окружающие, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни. Все это способствовало возникновению разума — мощного инструмента слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» («южная обезьяна») относят к австралопитекам, останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но, по-видимому, этого было достаточно для создания орудий труда.

В 1891 г. на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, предсказанного Геккелем. Существа, жившие 0,5 млн лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см 3 . Они уже применяли ножи, сверла, ручные рубила.

В 1920-е годы в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не обладал речью.

В 1856 г. в Германии обнаружены останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандерталец жил в пещерах, охотился на мамонтов. Умерших сородичей неандертальцы хоронили, что было отмечено впервые.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа (названного кроманьонец), близкого по облику и объему черепа (до 1600 см ") к современному человеку, имеющему рост 180 см. Возраст его определен — от 40 до 15 тыс. лет. Это — человек разумный. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки — светлая кожа у белых и т.п.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (австралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец).

После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Антропологи начала XXI в. утверждают, что человек современного типа возник более 100 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иофета.

В соответствии с этой версией, питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (человекообразных существ), вытесненных «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу этой гипотезы свидетельствуют генетические исследования, однако они признаются ненадежными некоторыми антропологами и палеонтологами.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человека утверждает, что только архаичные люди возникли в Восточной Африке, а современные — возникли там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн лет назад. Эта гипотеза основывается на пачеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, жившими в тех же местах.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна, и промежуточные виды до сих пор в полном объеме не известны. Невозможно обнаружить ту точку, в которой биогенез сменился антропогенезом, долгое время биологические и социальные факторы действовали параллельно. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза остается все еше неполной, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не имел линейного характера.

Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постепенного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия приводит, в конце концов, к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Гипотеза происхождения людей от проточеловека (Homo pre-Sapiens)

Десять вопросов без ответа

Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор » он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена».

О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи».

Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям.

Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, доказывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами?

Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, употребляли мясо и часто использовали палки и кости? Следовательно, не труд создал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.

Если предки человека были охотниками (известная картина «Охота древних "людей" на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник относительно тела почти вдвое длиннее, чем у плотоядных животных? Причем челюсти уменьшены у самых ранних прямоходящих животных (пре- зинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?

Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке весьма прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.

Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?

Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?

Почему человек расселился по всей Земле?

Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.

На все перечисленные и многие другие вопросы о происхождении человека дала убедительные ответы гипотеза, выдвинутая в 1970-е годы советским исследователем, профессором Б.Ф. Поршневым.

Кто мы?

Тридцать пять миллионов лет назад от древних насекомоядных млекопитающих обособилась группа первичных животных (рис. 4.1), от которой между десятью и семью миллионами лет назад образовался предковый ствол африканских человекообразных обезьян (гиббон, горилла).

Между семью и шестью миллионами лет назад общий с африканскими человекообразными обезьянами предковый ствол разделился на две части: гоминоидную линию (семейство троглодитидов) и понгидную линию (высшие древние антропоидные обезьяны: бонобо, шимпанзе).

Прямоходящие, двуногие, двурукие, но бессловесные троглодитиды были еще не люди, но уже и не обезьяны.

Если непредвзято поставить вопрос об отличительных признаках человека, данных опытом истории, и которые не могут быть распространены на животных, то таких признаков оказывается только два.

  • Люди — единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление.
  • Люди — единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление — его деабсурдизация.

Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенноправильно — дает картину нервного срыва, сконструировать абсурд его нервная система не способна.

Рис. 4.1. Вариант схемы процесса антропогенеза: А — гоминидная линия; Б — гоминоидная линия; В — понгидная линия; Г — предковый ствол африканских обезьян; 1 — ископаемый гиббон; 2 — древняя горилла

В семействе троглодитидов отчетливо выделяются три рода: австралопитеки, археоантропы и палеоантропы (см. рис. 4.1). Низшая форма, австралопитеки, по объему и строению мозга, по морфологии головы, — весьма похожа на антропных обезьян, но радикально отличается от них прямохождением.

Высшая форма прямоходящих палеоантропов, по строению тела, черепа, мозга — в высшей степени похожа на человека.

Троглодитиды, начиная с австралопитековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать кости и трупы умерших и убитых хищниками животных. Но и это было для них весьма сложной задачей. Ни зубы, ни ногти, как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог им лишь навык, восходящий к инстинкту разбивания камнями орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно в филогенезе обезьян. Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому способу питания — некрофагии.

Троглодитиды не только не убивали крупных животных, но и имели жесткий инстинкт ни в коем случае не убивать, иначе разрушилась бы их хрупкая биологическая ниша в биоценозе.

Прямоходящие высшие приматы-разбиватели одновременно должны были оказаться и носильщиками, поскольку им приходилось или нести камни к местонахождению мясной пиши, или нести пишу к камням. Поэтому троглодитиды и были прямоходящими: верхние конечности должны были быть освобождены от функции раскачивания (на деревьях) для выполнения функции ношения. Так что «орудия труда» в нижнем и среднем палеолите были средствами разделки останков крупных животных и абсолютно ничем более. В этом процессе выделяются три больших этапа.

Первый этап — на уровне австралопитеков. Время богатейшей фауны хищников-убийц. И австралопитеки, видимо, использовали тогда даже не обильные запасы мяса, оставляемые могучими хищниками, а только костный и головной мозг, для чего только требовалось лишь расчленить и разбить кости. Для этого достаточно было использовать обычные камни, поэтому-то ископаемые австралопитеки и не оставили «орудий своего труда», им этого умения пока еще не требовалось.

Костный мозг травоядных составляет величину порядка 5% их массы, так что у того же умершего древнего слона этого высокопитательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг. Претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было, за исключением грызунов и насекомых.

Во втором этапе проявился глубокий кризис хищной фауны, отмеченный полным вымиранием хищников-убийц. Следовательно, и австралопитеки то же были обречены на вымирание. Лишь одна ветвь триглодитид пережила кризис и дала совершенно обновленную картину экологии и морфологии — археоантропы. Роль собирателей и аккумуляторов относительно свежих трупов сыграли широко разветвленные течения рек. Все достоверно локализованные нижнепалеолитические стоянки расположены у изгибов рек, у древних отмелей и перекатов и т.п., — природных ловушек для плывущих и волочащихся по дну туш. Задачей археоантропов было пробивать их шкуры и рассекать связки камнями в форме рубил (рис. 4.2).

Рис. 4.2. «Орудия труда» археоантропов

Таким образом, на этом этапе развилось поедание не только мозга, но уже и мяса, вероятно, в соперничестве с пернатыми хищниками-стервятниками.

Третий этап характеризуется наступлением кризиса в связи с разрастанием фауны так называемых пещерных хищников (пещерные львы, медведи). На долю рек стала приходиться малая часть общей массы умирающих травоядных животных. Род археоантропов был обречен тем самым на затухание. И снова лишь одна ветвь вышла из кризиса морфологически и экологически обновленной — палеоантропы (троглодиты). Их источники мясной пищи уже нельзя описать однозначно. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных и рыб, поврежденных хищниками, хотя их по- прежнему привлекает извлечение мозга. Этот род уже способен расселяться в поисках пищи, но они по-прежнему ни на кого не охотились.

Однако и этому третьему этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флуктуации фауны и флоры в позднем плейстоцене.

В четвертичном периоде кайнозойской эры (плейстоцене) наступило похолодание (рис. 4.3), что привело к оледенению большойчасти Земли. Наступил ледниковый период с распространением льдов на значительной части даже Южного полушария. Погибли многие виды древесных растений. Шла интенсивная эволюция млекопитающих со сменой фауны и вымиранием видов. Новые формирующиеся в конце среднего плейстоцена биогеоценозы вытеснили прямоходящих плотоядных высших приматов, несмотря на всю их изощренную приспособляемость

Рис. 4.3. Ландшафт плейстоцена

Этим удивительным животным, так быстро развившимся и теперь обреченным на вымирание, природа оставляла лишь очень узкий выход. Он заключался в том, чтобы нарушить тот самый, до этого спасительный, принцип «не убей», который составлял глубочайшую основу, сокровенный секрет их пребывания в разнообразных формах симбиоза с животными. Первое условие их беспрепятственного доступа к остаткам мертвого мяса состояло в том, чтобы живое и даже умирающее животное их не боялось.

Решение биологического парадокса состояло в том, что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида, т.е. можно было использовать часть своей популяции (поедание собратьев) как самовоспроизводящийся источник корма.

Все признаки каннибализма у троглодитов, какие известны антропологии, прямо говорят о посмертном поедании черепного и костного мозга, вероятно, и всего трупа подобных себе существ. Такая тенденция все же не могла решить проблему пищи: вид, питающийся самим собой, бесперспективен. Поэтому возникло совершенно новое явление — зачаточное расщепление самого вида на почве специализации особой пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, с тем, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством.

Таким образом, от прежнего вида сравнительно быстро и бурно откололся новый, становящийся ему экологической противоположностью.

Если палеоантропы (троглодиты) не убивали никого, кроме себе подобных, то эти другие (новый видHomopre - Sapiens - человек формирующийся (см. рис. 4.1) представляли собой инверсию: по мере превращения в охотников, они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличались от других троглодитов только тем, что не убивали этих прочих троглодитов. Однако много позже, отделившись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как и всяких иных животных, как «нелюдей», но и убивали подобных себе, т.е. другихHomo pre - Sapiens .

Об открытии огня вообще не приходится говорить — он появился (при ударе камней) помимо воли и сознания троглодитов и причинял им большие неудобства (тление подстилки логова троглодитов). От них потребовалось «открытие» иного рода: как сделать так, чтобы огонь вообше не возникал.

В ходе борьбы с огнем обнаружились и его полезные свойства: от кострищ, огня в угольной яме, до ямы — печи и светильника.

Кроме того, пользование огнем способствовало потере троглоди- тидами волосяного покрова, этому столь загадочному явлению. Подобный способ терморегуляции практически уникален среди млекопитающих. Однако сочетание таких экологических факторов, как сбор костей в полуденный зной (во время отдыха настоящих хищников) и воздействие тепла кострищ (угольных ям), и привело к этому способу теплообмена, эффективному лишь в условиях солнцепека да постоянного контакта с жаром огня. Волосяной же покров на голове сохранился, вероятно, в качестве зашиты от воздействия солнечных лучей в полуденный зной (см. выше).

Куда мы идем?

Пора отбросить все те несуразицы, которыми замусорена проблема становления Homo sapiens. Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Еше бессмысленнее думать, что они перестали рождаться на свет с тех пор, как некоторые путем эволюции стали людьми.

Что касается человека (Homo sapiens ), то он появился (см. рис. 4.1) всего лишь 35-40 тысяч лет тому назад. История людей — взрыв! Толчком к взрыву послужила бурная дивергенция двух видов -Trog - lodites иHomo pre - Sapiens , стремительно отодвигавшихся друг от друга до различных уровней организации материи — биологической и социальной. Только крайне напряженные экологические отношения между обоими дивергирующими видами могут объяснить столь необычную быстроту отпочкования нового, прогрессивного вида. Следовательно, перед нами продукт действия некоего особого механизма отбора, противоположного дарвиновскому, «естественному».

«Загадка человека» полностью включена в неисчерпаемо сложную тему дивергенции палеоантропов иHomo pre - Sapiens . В переводе на хронологию длина этого интервала всего лишь 15-25 тыс. лет, на нем- то и укладывается все таинство дивергенции, породившей людей.

Совершив патологический переход к хищному поведению по отношению к своему же виду, палеоантроп — агрессор — привнес в мир гоминид страх перед «ближним своим». Закрепляясь генетически, этот страх стал врожденным (и сейчас ребенок 5-7 месяцев испытывает страх при приближении незнакомого человека).

Лишь очень немногие, отбираемые палеоантропами (троглодитами) по «большелобости», могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых потом отпочковались от палеоантропов, образовав изолированные популяции данников этих палеоантропов. Однако в итоге они все же были уничтожены, но это сделал ужеHomo pre - Sapiens . Этот ароморфоз был достаточно локальным феноменом: по данным современных генетических исследований человеческого гемоглобина выяснилось, все человечество является потомками всего лишь 600-1000 предковых мужских особей.

Есть и еще один совершенно специфический факт: расселение ранних Homo Sapiens чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории Земли, включая Америку, Австралию, Океанию. Им не стало «тесно» в хозяйственном смысле, им, несомненно, стало тесно в смысле трудности существования с себе подобными. Они бежали и от соседства с теми популяциямиHomo pre - Sapiens , которые сами не боролись с указанными факторами, а перекладывали их тяготы на часть своей и окрестных популяций.

Наконец земной шар перестал быть открытым для свободных перемещений, и его поверхность покрылась системой взаимно обособленных ячеек, пользующихся своим собственным языком (помощь непонимания) как средством защиты от чужого поведения и агрессивных устремлений. И все же это взаимное избегание было слишком запоздалым средством для того, чтобы таким образом защититься от скрещивания с троглодитами - адельфофагами (братоубийцами). Следовательно, «уйти честно» из животного мира, «не замаравшись», «человеку разумному» не удалось.

Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества (часть которого составляют внедрившиеся троглодиты) столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями.

Хищные гоминоиды сегодня — так называемые «сильные мира сего». И их неразумное владычество привело все живое на Земле на грань гибели. Однако путь к спасению — в руках самого Человека.

«Исследования доисторического времени находится сегодня в кризисном состоянии, - написал Колин Ренфью в предисловии к своей книге Before Civilization («До цивилизации»). - всего мира уже поняли, что многое из написанного о доисторических временах в существующих учебниках, мягко говоря, неадекватно: многое из этого вообще абсолютно неверно. Ошибки, ясное дело, были ожидаемы, потому что обнаружены новые материалы при , а это вне всякого сомнения приведет к новым выводам. Но настоящим шоком стало то, что возможно было, в принципе, предвидеть еще несколько лет назад: все, что мы знаем о доисторической эпохе, основано на нескольких предположениях, и ни одно из них в настоящее время уже нельзя воспринимать как обоснованное».

Ренфью считает такие революционные изменения до такой степени опасными для фундаментальных взглядов на прошлое, что ученые теперь поневоле будут вынуждены склониться к новой парадигме и перейти к абсолютно иной структуре мышления.
К примеру, всех студентов, которые изучают древнюю историю, учили, что самые старые каменные монументы это , что первые искусно сделанные человеком места поклонения были обнаружены в Месопотамии, что металлургия, а также архитектура и другие науки и ремесла зародились на Ближнем Востоке, и именно оттуда цивилизация распространяла свое плодотворное и всеохватывающее влияние на Европу и Великобританию.

А сейчас, горько вздыхает Ренфью, для нас стало настоящим шоком узнать, что все эти предположения оказались неверными: «Мегалитические склепы в Западной Европе оказались старше пирамид… Впечатляющие храмы Мальты были возведены раньше, чем их каменные аналоги на Ближнем Востоке. Производство меди уже полным ходом шло на Балканах, тогда как в Греции об этом еще и не мечтали; то есть развитие металлургии в Европе шло абсолютно независимым путем. А известный был завершен, как представляется, когда Британия была в раннем бронзовом веке, задолго до начала Микенской цивилизации в Греции. В действительности, Стоунхендж, это замечательное и таинственное строение, возможно сейчас считать древнейшей астрономической обсерваторией мира. Традиционный взгляд на древнюю историю теперь опровергается на каждом шагу».

Наверно, нигде традиционные взгляды на древнюю историю не кажутся настолько противоречивыми и запутанными, как в области определения генетического предка современного человека. Тайна происхождения - это детективная мелодрама, в которой всплывает невероятное количество фантастических персонажей с фальшивыми ключами к разгадке, при этом каждый из них вначале кажется самым надежным и достоверным, но весьма скоро выясняется, что здесь, как ни прискорбно, достоверностью и не пахнет. Новые свидетельства указывают на то, что современный человек намного старше, чем предполагали академики, и что современные цивилизации развились намного раньше, чем допускалось ортодоксальными временными схемами. А после того как были обнаружены в южной Калифорнии следы человека, датированные 70 000 годом до н.э., тех людей, которые с упорством называют Америку Новым Светом, возможно в скором времени будет запросто называть интеллектуальными «тормозами».

Самая устоявшаяся теория происхождения человека, согласно которой считается «колыбелью цивилизации» и местом юности человечества Ближний Восток, уже находится под серьезными нападками: в Таиланде были обнаружены гораздо более древние металлические сплавы и гончарные изделия. Бронзовые артефакты, датирующиеся 3 600 годом до н.э., по выражению одного из экспертов, «бросают вызов всем предположениям относительно развития нашей современной культуры, существовавшим на протяжении долгого времени». Осколки керамики, которым на 600 лет больше, чем аналогичным образцам гончарного дела, найденным в Междуречье, свидетельствуют о том, что гончарное дело могло прийти на Ближний Восток из Юго-Восточной Азии, а не наоборот, как считалось на протяжении долгого времени.

Западные археологи стали зондировать слои в восточной Африке в поисках доказательств того, что именно оттуда происходили самые древние приматы, возраст которых между двумя и пятью миллионами лет. 1976 год, август — официальные лица Танзании объявили, что на озере Ндуту найден череп создания, которое можно считать «недостающим звеном». По словам одного из чиновников: «Этот череп замечателен тем, что он может быть эволюционным звеном между «человеком пекинским» и Homo sapiens (то есть собственно человеком), потому как обладает признаками, характерными для обоих видов».

Хотя «человек Ндуту» был найден вместе с предметами, возраст которых, по данным радиоуглеродного анализа, равнялся почти 500 000 лет, уже в июле 1976 года китайские ученые объявили о нахождении зубов и каменной утвари, доказывающих, что так называемый «человек из Юаньмо» жил в местах, где располагается современная провинция Юннань, больше 1,7 миллиона лет назад. Агентство New China News заявило: «Эта датировка увеличивает возраст человекообразного, обнаруженного в Китае, более чем на миллион лет». Журнал Red Flag («Красное Знамя», теоретический журнал компартии Китая) написал: «Теперь установлено, что время, когда обезьяна начала изготавливать инструменты, и «Пекинскую эру» эволюции человека отделяет друг от друга значительно больший период времени».

Иногда создается впечатление, что неоткрытые раньше «потерянные цивилизации» возникают из земли с невероятной частотой. 1976 год, 28 ноября — публичные исследования впервые начались в развалинах около местечка Ла Паз в Боливии. Карлос Онсе Сангинес, национальный директор по археологии Боливии, сказал, что культура Молло использовала трапециевидную форму архитектурных построек задолго до империи инков. Молло создали огромное царство в Андах за ХIII-ХIV веков до инков. Таким образом, хоть трапеция всегда рассматривалась как нововведение инков, в наше время не вызывает сомнений тот факт, что секрет величественных массивных зданий, которые столетиями являлись тайной для археологов, был открыт людьми гораздо раньше.


Итальянский археолог Пауло Маттаи выбрал Сирию местом охоты за своим доисторическим Шангри-Ла. На севере страны, которую на протяжении длительного времени считали всего лишь территорией кочевников-номадов, он со своей группой нашел почти 15 000 табличек в королевском дворце раньше неизвестного царства Элба. Таблички оказались записями исторических событий с 2 500 по 2 400 годы до н.э. и были написаны буквами, очень похожими на библейский еврейский алфавит, который не изменялся на протяжении нескольких последующих столетий.

Маттаи полагает, что таблички служат «доказательством существования нового мира, который соперничал с древними царствами Египта и Месопотамии» и представляют «важную новую главу в мировой истории».
В рамках проекта «Корозал», совместного предприятия Британского Музея и Кембриджского университета, с 1973 года проводились раскопки церемониальных центров майя. Одна из экспедиций проводила исследования возведенного ими монумента, на котором имеется самая старая из зарегистрированных дат, найденных в Новом Свете - «не поздней, чем первый век до н.э., а возможно - одним или двумя столетиями ранее».

Радиоуглеродный анализ обожженного дерева из Куэлло (Белиз) показал, что оно относится к 2 600 году до н.э. Исследователи считают, что такие данные сдвигают «возникновение поселений майя и самой цивилизации на полуострове Юкатан к III столетию до н.э., то есть на 1 700 лет раньше известных к настоящему времени».

Homo erectus, уже знакомые нам «пекинский человек» и «яванский человек», жили приблизительно 500 000 лет назад. Они считаются самыми древними нашими предками. После открытия, сделанного в Олдуваи Гордж в Танзании в 1960 году, начало эпохи «человека прямоходящего» сдвинулось назад более чем на миллион лет. После, в августе 1972 года, Ричард Лики и его молодой сотрудник Бернар Нгенео обнаружили в крутых склонах оврага, что находился на серо-коричневых пустошах к востоку от озера Рудольфа в Кении, осколки черепа. Эта находка также может расколоть любую известную форму ригидного мышления в отношении человеческой генеалогии.

«Нам надо или выбросить этот череп, или изменить наши теории о древних людях», - заявил Лики о находке возрастом в 2,8 миллиона лет, которую он предварительно идентифицировал как характерную для вида современного человека.
«Он попросту не вписывается ни в одну из прошлых моделей », - продолжил Лики в статье, опубликованной в National Geographic в июне 1973 года. На удивление крупная черепная коробка, по мнению Лики, «не оставляет камня на камне от точки зрения, что все более ранние останки должны быть упорядочены и отсортированы в соответствии с последовательностью эволюционных изменений. Представляется, что существовали разные виды древнего человека, у некоторых из них крупный мозг развился намного раньше, чем принято считать».

Исследователи из группы Лики назвали нашего неизвестного кузена «человеком 1470», по регистрационному номеру, присвоенному образцу Национальным музеем Кении.
«Было очевидно, что у черепа отсутствуют выдающиеся надбровные дуги - нависшие брови - характерные для Homo erectus, - сказал Лики. - А черепная коробка хотя и в три раза старше Homo erectus, имеет почти такой же размер. …В лаборатории д-ра Алана Уокера… были подтверждены наши предварительные оценки, равные 800 см3. Для сравнения, более поздние образцы черепов Homo erectus имеют объем черепной коробки от 750 до 1100 см3 (средний объем мозга современного человека около 1400 см3)».

Открытия Ричарда Лики убедили его самого в том, что могло существовать несколько моделей древнего человека - «географических или региональных разновидностей одного и того же вида». Лики убежден в том, что антропологи в один прекрасный день смогут «проследить путь останков древнего человека из Восточного Рудольфа, ни много ни мало, на 4 миллиона лет назад. Там, может быть, мы найдем доказательства существования общего с австралопитеками (почти людьми) предка и человека как вида».

1974 год, 17-18 октября — французско-американская экспедиция под руководством д-ра Карла Йохансона из университета Кейс Вестерн Резерв (Кливленд) вытащила из вулканической могилы человеческие останки, которым было 4 миллиона лет. Эта потрясающая эксгумация не только угрожает разрушить все современные теории происхождения нашего вида, но и реабилитирует Ближний Восток как место зарождения человека.

Йохансон вспомнил, как исследователи прыгали от возбуждения, найдя челюсть вымершего вида гиены, и в этот самый момент Алемнеу Асфью из Администрации Эфиопии по вопросам античности попросту взлетел на холм. «Он был настолько возбужден, что даже разговаривать не мог, - рассказывал Йохасон. - Он нашел небную кость и зубы человека, которым было больше трех миллионов лет».

Группа продолжила работу и нашла целую верхнюю челюсть, еще половину верхней и половину нижней челюсти, при этом все зубы оказались целые. Предварительная датировка показала, что фрагментам может быть 4 миллиона лет. Через пару дней Йохансон сказал: «Мы расширили наши знания человеческого вида почти на полтора миллиона лет».

Хотя эти останки были обнаружены в регионе Афар, в северовосточной Эфиопии, новые находки показывали на то, что местом зарождения человека, по мнению Йохансона, все-же была не Африка, а Ближний Восток. На поверхности вулканических осадков на берегах Хадара, притока реки Аваш, всего в 100 милях от Красного моря, где Африку и Аравийский полуостров когда-то соединял перешеек, были обнаружены останки возраст которых 4 миллиона лет.

«Маленький размер зубов в найденных челюстях подводит нас к гипотезе, что человек еще 4 миллиона лет назад ел мясо и, возможно, использовал для охоты на животных инструменты, вероятно, из кости, - сказал Йохансон. - Это также означает, что уже тогда должно было существовать определенное социальное сотрудничество и некие разновидности систем коммуникаций».

Журнал Science Digest (1975 год, февраль) написал: «Кости лежат на стратиграфическом уровне в 150 футах под вулканическим слоем, которому 3-3,5 миллиона лет. Таким образом, когда Йохансон заявляет, что костям почти 4 миллиона лет, этому можно доверять».

В то время как некоторые ортодоксальные археологи и антропологи окончательно запутываются в дискуссиях, стараясь вывести дату происхождения человека за пределы одного миллиона лет, находятся все новые эрратические находки, говорящие о том, что человек много старше. При этом находки эти появлялись и продолжают появляться, поколение за поколением. Вот письмо, которое было опубликовано в журнале Nature («Природа») 1873 г. 27 марта:

…Г-н Фрэнк Кэлверт недавно обнаружил неподалеку от Дарданелл нечто, что он рассматривает как окончательное свидетельство существования человека в период Миоцена. Г-н Кэлверт и раньше присылал мне кости и раковины из этого слоя, которые, по моей просьбе, были тщательно изучены Баком и Гуайном Джеффрисом. Теперь он обнаружил обломок кости, принадлежащий, возможно, динотерию или мастодонту. На выпуклой стороне этой кости вырезано рогатое четвероногое животное «с выгнутой шеей, ромбовидной грудью, длинным туловищем, прямыми передними ногами и широкими лапами». Он говорит также, что есть следы семи или восьми других фигур, которые, к сожалению, почти стерлись. В том же слое он обнаружил кремневые хлопья и несколько костей, сломанных так, словно из них пытались добыть костный мозг.

Это открытие говорит не просто о существовании человека во времена Миоцена; оно свидетельствует, что человек достиг определенного прогресса, как минимум, в искусствах. Г-н Кэлверт уверяет меня в том, что относительно геологического возраста слоя, в котором были обнаружены эти образцы, никаких сомнений не имеется… (Джон Лаббок).

Миоцен - это нижний слой Третичного периода, и геологический возраст его приблизительно 100 миллионов лет. Фрэнк Казинс в книге Fossil Man («Ископаемый человек») обсуждает человеческие останки, найденные в Италии, в Кастенедоло и Олмо, которые, похоже, являются дополнительным свидетельством существования человека в Третичном периоде.

1860 год — профессор Рагаццони, специалист по геологии и преподаватель Технического института в Бреши, обнаружил осколки свода черепа человека в слое отложений кораллинового мха времен оледенений эпохи Плиоцена (приблизительно 10 миллионов лет назад). Он начал искать дальше и обнаружил еще несколько фрагментов черепа. Когда он показал свои находки институтским коллегам, они были восприняты с величайшим недоверием.
Спустя 20 лет один из друзей Рагаццони, раскапывая ту же яму, в которой были обнаружены фрагменты черепа, нашел разбросанные останки двух детских скелетов. Их оставили на месте, чтобы профессор Рагаццони мог осмотреть и обследовать. Позже в том же слое был найден скелет женщины в скорченном положении.

1883 год — профессор Серджи, антрополог, навестил Рагаццони в Бреши и провел собственное обследование останков человека, найденных в плиоценовом слое в Кастенедоло. Фрагменты по-прежнему находились в материнской породе, в которой они были найдены, и профессор Серджи объявил: да, это останки двух детей, мужской и женский, сходные с современным типом человека.

Антрополог отправился вместе с Рагаццони к раскопу, из которого были извлечены столь любопытные останки. Там он самостоятельно произвел новый срез слоя. Он убедился в том, что Рагаццони никоим образом не ошибался в интерпретации своих находок. Говоря по другому, останки человека в действительности находились в нетронутых слоях эпохи Плиоцена, и они принадлежали виду, вполне соответствующему современному человеку.

1863 год — при строительстве железной дороги к югу от Ареццо, в верхнем течении реки Арно, выкопали котлован глубиной 15 метров. Это происходило как раз в то время, когда из земли извлекли череп в Олмо.
И. Коччи, куратор Геологического музея во Флоренции, рассказывал, что череп находился на глубине почти 15 метров, в отложении, которое образовалось на дне древнего озера. Синяя глина, в которой был найден череп, была оценена синьором Коччи как отложения эпохи раннего Плейстоцена. На том же уровне, что и человеческий череп, были найдены останки слона и ранней формы плейстоценовой лошади.

Существуют еще донельзя раздражающие всех сообщения о человеческих останках в угольных слоях. Если человек существовал в каменноугольном периоде, то есть в том, к которому относится формирование всех массивных угольных пластов, то нам придется говорить о том, что возраст предков современных людей исчисляется уже 600 миллионами лет. Вот пример из книги Отто Штуцера Geology of Coal («Геология угля»):

Останки животных встречаются в угольных пластах крайне редко. Животные, которые населяли огромные угольные болота, были земными формами, и тела их после смерти разлагались так же быстро, как животных, живших в первобытных лесах и торфяниках. В коллекции угля Горной Академии в Фрейберге есть загадочный череп человека, состоящий из бурого угля, смеси железа с марганцем и фосфатного бурого железняка, но происхождение его неизвестно. Этот череп был описан Карстеном и Дехенином в 1842 году.

Даже для самых рационалистичных ученых в скором времени станет ясно, что тайна нашего происхождения все больше запутывается, превращаясь в абсолютно безнадежную мешанину из противоречивых данных и сомнительных заявлений. Родовое дерево человека явно имеет большее количество ответвлений, чем предполагал любой из профессиональных антропологов. Кроме всего прочего, даже самые отважные и рискованные ученые понимают, что если их более консервативные коллеги решат просто отрубить ту ветвь, на которой он создал свою передовую теорию, то завоеванное им положение тут же обрушится.

В настоящее время мы можем проанализировать данные о происхождении человека, которые выглядят приблизительно следующим образом.
Среди ученых, занимающихся вопросами происхождения человека, существует соглашение: современный человек, Homo sapiens, стал доминирующим видом около 40000 лет назад, а на Земле он существует порядка 80000 лет.
Кроманьонцы, высокая, красивая доисторическая раса Европы, считается тем же видом, что и современный человек; она могла быть поглощена Homo sapiens.
Неандерталец, классифицируемый как Homo sapiens, существовал от 150 000 до 50 000 лет назад.
Были найдены другие останки разумных людей, которые свидетельствуют о большей древности вида. Они были найдены в Суанскомбе (Англия) и Штайнхайме (Германия); считается, что им 250 000 лет. По мнению некоторых исследователей, останкам, обнаруженным в Венгрии, 500 000 лет.

Останки, принадлежащие человеческому виду, но не в современной его форме Homo sapiens, называются останками человека прямоходящего, Homo erectus. В рамках этой классификации есть останки из Гейдельберга (Германия), возрастом в 350 000 лет; находки из Китая (синантропы) - 400 000 лет; останки с Явы (питекантропы) - от 400 000 до 700 000 лет.

Останки существ, которые не относятся непосредственно к человеческому виду, но являются человекообразными и, тем самым, входят в семейство гоминидов, возможно, могут находиться на линии эволюции, ведущей к современному человеку. Это австралопитеки, в том числе зинжантропы д-ра Луи Лики. Возраст - 1,75 миллиона лет. Д-р Лики также полагал, что «человек умелый» (Homo habilis) относится к гоминидам того же периода.

«Человек 1470» д-ра Ричарда Лики, которого он предварительно идентифицировал как принадлежащего к человеческому виду, имеет возраст 2,8 миллиона лет. Вероятней всего, большинством ученых, занимающихся происхождением человека, такая идентификация принята не будет.

Это же имеет отношение к эфиопскому эмигранту с Ближнего Востока д-ра Йохансона, так как тот еще старше - четыре миллиона лет.
Прогноз Ричарда Лики таков: однажды антропологи смогут найти общего предка «почти человека» и истинного человека, которому 4 миллиона лет. В настоящий момент такой точки зрения придерживается меньшинство.

1967 год, 13 февраля — журнал Newsweek написал: «Нет ничего более скудного, чем доказательства эволюции человека: коллекция из нескольких сотен окаменевших черепов, зубов, челюстей и других фрагментов. Физические антропологи, однако, оказались при чтении всех этих отчетов гораздо более изобретательными: версий древней истории человека ровно столько, сколько антропологов, их выдвинувших».

Newsweek суммирует несколько фактов, с которыми согласны почти все ученые: «Принятый возраст созданий, умевших стоять и имевших зубы, напоминающие человеческие - 1,7 миллиона лет… Первое появление гоминидов, семейства, отличающегося от обезьян, единственным выжившим членом которого является современный человек… относится к 1,4 миллиона лет назад».

Антропогенез — процесс исторического развития, эволюции человека с момента возникновения предковых форм — гоминид до настоящего существования вида человека разумного Homo sapiens. Факторы антропогенеза: изменение среды обитания, использование орудий труда, огонь, речь. Как считается, предками человека являются приматы. Представители этого отряда появились около 70 млн лет назад в конце мезозойской эры. Принятая большинством ученых схема предполагает, что человек разумный является в настоящее время единственным представителем рода Homo и семейства Hominidae. Это семейство вместе с семейством понгид, или человекообразных обезьян, (Pongidae: шимпанзе, горилла и орангутан) и гиббоновых (Hilobatidae) объединяют в надсемейство гоминоидов, или антропоидов (Hominoidea) отряда Primates.
Свидетельства происхождения человека от животных: наличие рудиментарных органов (аппендикс, сильно развитые ушные раковины), появление атавизмов (появление хвоста, сильное развитие волосяного покрова на теле, дополнительные соски). Прародиной человечества является Восточная Африка. Родственные связи человека и высших обезьян обнаруживаются и при сравнении их кариотипов. У шимпанзе, гориллы и орангутана — 48 хромосом в диплоидном наборе, а у человека — 46. Результаты исследования аминокислотных и нуклеотидных последовательностей подтверждают близость человека с человекообразными обезьянами, особенно с шимпанзе и гориллой. Так, отличия последовательностей нуклеотидов у них не превышают 1%. Шимпанзе и человек имеют одинаковые антигены групп крови, и кровь соответствующей группы можно переливать от особей одного вида особям другого.
Этапы антропогенеза:
. образование рода Homo;
. эволюция рода Homo до современного человека;
. эволюция современного человека.
Первый этап представляет собой чисто биологическую эволюцию, на втором этапе к биологической подключается еще и социальная эволюция, которая на третьем этапе становиться доминирующей.
Возможная схема филетических отношений между предками человека. Общим предком австралопитеков и рода Homo является A. afarus, скелет которого был обнаружен в Кении, Эфиопии и Танзании. Древность находок датируется 4—2,8 млн лет. Он ходил на двух ногах. Объем мозга был 380—450 см3, что соответствует примерно объему мозга современного шимпанзе. A. afarus дал начало роду Homo, а также продолжил ветку австралопитеков, следующим в которой был вид A. africanus (южно-африканский человекообразный австралопитек). Он обладал прямохождением, масса мозга была 450—550 г при общем весе 25—65 кг. A. africanus имел сходство в строении зубной системы по сравнению с человеком: малые клыки, зубы расположены в виде широкой дуги (это говорит о всеядности). На месте нахождения их скелетов обнаружены кости животных, а в частности черепа, расколотые тяжелыми предметами с левой стороны. Это говорит о том, что австралопитеки в основном были правшами. A. africanus представляют собой ветку с узкой специализацией, последним в которой был вид A. robustus, вымерший около 1 млн лет назад. Первым представителем рода Homo был Н. habiens (человек умелый), живший примерно 2 млн лет назад. Он умел обрабатывать камни и, осознанно используя руку, производил тонкие манипуляции, масса его мозга была 600—800 г, имел 4 изгиба позвоночника и изменения в тазовой области. Большой палец стопы не был отведен в сторону, что говорит о том, что перестройки, связанные с прямохождением, у него завершились. Следующим представителем рода Homo был Н. erectus или архантропы (человек прямоходящий — питекантроп, синантроп). Масса мозга архантропов была 800—1000 г, что явно превышает минимальную массу мозга (750 г), при которой возможно существование речи. Архантропы освоили большой ареал территорий без явных морфологических изменений, что говорит о присутствии социальной эволюции (построение жилищ, одежда и т.д.). Первые древние люди — неандертальцы, объем их мозга 1400—1450 см3, речь находилась на зачаточной стадии. Первые современные люди — кроманьонцы какое-то время существовали параллельно с неандертальцами. Их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп имел высокий лоб, развитый подбородочный выступ, развитую речь.
Антропоморфозы: прямохождение, образование сводчатой стопы, появление более массивных нижних конечностей по сравнению с верхними, расширение костей таза, появление S-образного позвоночника, формирование расширенной грудной клетки, формирование кисти с противопоставленным большим пальцем, способной к мелким движениям.
Расселение человеческих популяций по планете привело к возникновению рас как адаптации к жизни в конкретных экологических условиях. Различают три большие расы — европеоидную, монголоидную, негроидную.

Похожие публикации