Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Гражданский кодекс юридическое лицо акционерное общество. Публичные и непубличные акционерные общества (НАО и ПАО) — классификация, сравнение и переход

1. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Комментарий к Ст. 96 ГК РФ

1. Акционерное общество, как и общество с ограниченной ответственностью, является хозяйственным обществом — объединением капиталов. Это их отличает от хозяйственных товариществ как объединений лиц (см. комментарий к ст. ст. 69 — 86 ГК). В то же время акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью — это разные организационно-правовые формы хозяйственных обществ (см. комментарий к ст. ст. 87 — 95 ГК). Их принципиальное различие определяется различной природой акции в акционерном обществе и доли в обществе с ограниченной ответственностью.

Акция — это ценная бумага. Она не дает права требовать возврата денежных сумм или иных видов обеспечения, внесенных в счет оплаты акций в уставный капитал. Акционер как собственник ценной бумаги может продать ее или иным образом уступить ее другому лицу, но не может требовать от акционерного общества выплаты стоимости имущества последнего, эквивалентного числу принадлежащих ему акций в уставном капитале акционерного общества. Именно поэтому акционерное общество является более устойчивым, чем общество с ограниченной ответственностью, образованием, его участник (акционер) может осуществить выход из общества только путем отчуждения принадлежащих ему акций. Уменьшения имущества акционерного общества при выходе из него акционеров не происходит. Количество акций, отражающих уставный капитал акционерного общества, при переходе их от одного лица к другому остается неизменным.

Акционерные общества относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (акционеры) имеют обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК). Акции, принадлежащие акционеру (участнику акционерного общества), удостоверяют обязательственные права акционера по отношению к обществу. Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру — ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры — владельцы обыкновенных акций общества вправе в соответствии с законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, получать дивиденды, а в случае ликвидации общества — часть его имущества. Акционеры — владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом об акционерных обществах. В частности, владельцы привилегированных акций обладают правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации акционерного общества. В целях обеспечения прав акционеров — владельцев обыкновенных акций закон предусмотрел, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.

Акционеры как участники хозяйственного общества — объединения капиталов не отвечают по обязательствам акционерного общества, но они несут риск убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Например, в случае банкротства акционерного общества его имущество будет полностью направлено в конкурсную массу, предназначенную для удовлетворения требований кредиторов акционерного общества. Требования же акционеров в таком случае останутся не удовлетворенными.

Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (ст. 34 Закона об акционерных обществах). Гарантией прав кредиторов на момент начала деятельности акционерного общества является правило о солидарной ответственности акционеров, не полностью оплативших акции, и самого акционерного общества по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих таким акционерам акций.

Средством индивидуализации акционерного общества как юридического лица является его фирменное наименование, которое должно содержать наименование общества и указание на то, что общество является акционерным, а также указание на тип общества (открытое или закрытое) (п. 2 комментируемой статьи, ст. 4 Закона об акционерных обществах). Акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, например полным фирменным наименованием является «Открытое акционерное общество «Газпром», сокращенным — ОАО «Газпром». Общество вправе иметь также полное и сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

Акционерное общество как объединение капиталов является формой организации крупного предпринимательства и не ограничивается по количеству участников, среди которых могут быть как крупные (мажоритарные), так и мелкие (миноритарные) акционеры. Кроме того, следует учитывать интересы других лиц, так или иначе взаимодействующих с акционерным обществом, например менеджеров, дочерних и зависимых обществ, кредиторов. Иначе говоря, акционерная организация предпринимательства, особенно в форме открытых акционерных обществ, отличается тем, что затрагивает имущественные интересы многих лиц. Именно это обстоятельство предопределяет многие особенности правового положения акционерного общества, что учитывается законодательством.

С одной стороны, Закон об акционерных обществах направлен на защиту прав и законных интересов акционеров и кредиторов общества, что выражается: в ряде ограничений и запретов, касающихся деятельности исполнительных органов акционерного общества; в нормах о распределении компетенции между органами управления общества; в требовании публичного ведения дел открытыми акционерными обществами, а в случаях, предусмотренных законом, — и закрытыми акционерными обществами (например, кредитными, страховыми, инвестиционными организациями); в требовании ведения реестра акционеров, а если их более 50 — на основе договора общества с регистратором; в ограничениях на выпуск обществом привилегированных акций (не более 25% уставного капитала); в ограничениях на выпуск облигаций (не более величины уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами); и т.п.

С другой стороны, Закон об акционерных обществах направлен на защиту так называемого общего блага, т.е. самого акционерного общества как предпринимателя, преследующего цель извлечения прибыли. Для этого, собственно, и создается акционерное общество, аккумулируется капитал акционеров (инвесторов). Чрезмерное вмешательство акционеров в предпринимательскую деятельность акционерного общества не способствует ее эффективности, объективно не соответствует интересам самих же акционеров. Поэтому Закон об акционерных обществах предусматривает пределы такого вмешательства, обеспечивающие известную свободу предпринимательской деятельности акционерного общества и выражающиеся в действиях его менеджеров (совета директоров, исполнительных органов. В частности, это жесткая процедура созыва и проведения общего собрания акционеров. Правом предлагать вопросы для рассмотрения на общем собрании обладают акционеры, владеющие не менее чем 2% акций общества. На общем собрании акционеров могут рассматриваться только те вопросы, которые отнесены к его компетенции и включены в повестку дня (ст. 48 Закона об акционерных обществах). Акционер имеет право обжаловать решение общего собрания в суд только в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 49 Закона об акционерных обществах). Законом об акционерных обществах ограничены возможности акционеров по ознакомлению с документами бухгалтерского учета и протоколами заседаний исполнительного органа общества (ст. 91 Закона об акционерных обществах).

Таким образом, Закон об акционерных обществах направлен на закрепление баланса интересов всех участников акционерных отношений: акционеров (миноритарных и мажоритарных), самого общества (как предпринимателя) и его управляющих. При этом определяющим является принцип превалирования интересов общества в целом (общего блага) над интересами других участников акционерных отношений (отдельных благ акционеров, директоров, управляющих). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П прямо указано, что интересы общества являются превалирующими «в той мере, в какой оно действует для достижения общего для акционерного общества блага» .

———————————
См.: Бушев А.Ю., Попондопуло В.Ф. О балансе интересов большинства и меньшинства акционеров при консолидации акций // Правоведение. 2004. N 1.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 9. Ст. 830.

2. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ, в частности ст. ст. 96 — 104, и Законом об акционерных обществах.

В соответствии с комментируемой статьей особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Так, в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» в уставе открытого акционерного общества, создаваемого в результате приватизации государственного или муниципального предприятия, должны быть учтены требования Закона об акционерных обществах и особенности, определенные п. 2 ст. 37 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Особенности правового положения открытого акционерного общества, созданного в результате приватизации государственного или муниципального предприятия, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком обществе, но не позже окончания срока приватизации. После этого открытое акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного имущества, подчиняется общему правовому режиму, предусмотренному ГК РФ и Законом об акционерных обществах (п. 5 ст. 1 Закона).

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Так, в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности к кредитным организациям, создаваемым в организационно-правовых формах хозяйственных обществ (включая акционерное общество) предъявляются дополнительные специальные требования в части, касающейся перечня документов, необходимых для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций; фирменного наименования; сведений, подлежащих включению в устав; величины уставного капитала и др.

Наряду с ГК РФ Закон об акционерных обществах также предусматривает, что особенности правового положения акционерных обществ, создаваемых в сферах банковской, инвестиционной, страховой, сельскохозяйственной деятельности, а также в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются специальными федеральными законами (п. п. 3, 4, 5 ст. 1 Закона).

Например, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах) инвестиционная деятельность может осуществляться путем приобретения в порядке, установленном указанным Законом, физическими и юридическими лицами (инвесторами) акций акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. При этом инвестиционный фонд — это находящийся в собственности акционерного инвестиционного фонда имущественный комплекс. Акционерный инвестиционный фонд создается в форме открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об инвестиционных фондах. Положения Закона об акционерных обществах распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных Законом об инвестиционных фондах. Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Акционеры такого фонда вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, а также в случае принятия общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

Особенности правового положения акционерных обществ, создаваемых в сфере страховой деятельности, определяются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В отношении акционерных обществ, созданных на базе совхозов, колхозов и т.п., соответствующие федеральные законы еще не приняты, поэтому такие общества подчиняются действию нормативных актов, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах.

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее — Закон об особенностях правового положения народных предприятий) определяются особенности правового положения акционерных обществ соответствующего вида. Однако ни ГК РФ, устанавливающий исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, ни Закон об акционерных обществах не знают такой формы, как акционерное общество работников, что вызывает серьезные сомнения в ее легитимности. Как известно, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ (см. также п. 2 ст. 3 ГК). Если такая конструкция необходима, то следует внести изменения в ГК РФ, дополнив перечень коммерческих организаций указанием на такой их вид.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.

Для правильного применения Закона об акционерных обществах важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 19). В указанном Постановлении, в частности, указывается, что круг вопросов, по которым в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах могут устанавливаться особенности правового регулирования, является исчерпывающим. Отсюда следует, что во всем остальном на вышеуказанные общества распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, о порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

3. В соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства РФ совершенствование законодательства о хозяйственных обществах должно осуществляться, во-первых, путем сокращения множественности законов, устанавливающих особенности правового положения отдельных разновидностей хозяйственных обществ (что позволит минимизировать противоречия в правовом регулировании); во-вторых, путем максимальной детализации содержащихся в них правовых норм.

В перспективе все нормы права, определяющие правовое положение хозяйственных обществ, включая акционерные общества, предполагается включить непосредственно в ГК РФ. Такой опыт существует во Франции, в Швейцарии, Нидерландах. На нынешнем этапе совершенствования законодательства о хозяйственных обществах целесообразно принять единый закон о хозяйственных обществах.

В Концепции предлагается также:

— оставить в гражданском законодательстве два основных вида хозяйственных обществ: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. При этом целесообразно отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), поскольку закрытые акционерные общества по существу повторяют конструкцию обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к ст. 97 ГК РФ), а также от выделения обществ с дополнительной ответственностью, не получивших практического распространения;

— закрепить в Законе об акционерных обществах особенности функционирования публичных акционерных обществ (известных немецкому, английскому и американскому корпоративному законодательству), которыми признаются акционерные общества с момента государственной регистрации проспекта их акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке. Особенности публичных акционерных обществ должны заключаться, в частности: в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала; в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров; в публичном ведении дел, проявляющемся в раскрытии информации о деятельности такого общества; в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров;

— совершенствовать положения ГК РФ об основных и дочерних обществах. Основания ответственности «материнской» компании по долгам дочерней должны быть унифицированы во всех законодательных актах и ориентированы на формулировку п. 2 ст. 105 ГК РФ. Такая ответственность по общему правилу должна наступать при отсутствии вины и лишь при банкротстве — при наличии любой формы вины в деятельности «материнской» компании. Указанная ответственность должна наступать во всех случаях, когда она вызвана исполнением дочерней компанией решений «материнской» компании;

— отказаться от использования в ГК РФ понятий «преобладающее общество» и «зависимое общество» как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки (см. комментарий к ст. 106 ГК).

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечёт недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 97]

1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.


1 комментарий к записи “Статья 97 ГК РФ. Открытые и закрытые акционерные общества”

    Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества

    Комментарий к статье 97

    1. Комментируемая статья разделяет акционерные общества на открытые и закрытые, что отражается в уставах акционерных обществ и их фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
    При этом открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества являются разновидностями одной организационно-правовой формы коммерческих организаций — акционерного общества. Практическое значение этого вывода заключается, в частности, в том, что преобразование одной разновидности акционерного общества в другую не является формой реорганизации, следовательно, не требуется составления передаточного бухгалтерского баланса, уведомления кредиторов акционерного общества и т.п. .
    ———————————
    См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 октября 2007 г. N 5178/07 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 68.

    2. Открытое акционерное общество — это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием п. 3 ст. 99 ГК РФ открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. А при учреждении акционерного общества все его акции должны быть сначала распределены среди учредителей. Иначе говоря, правило об открытой подписке касается лишь дополнительно выпускаемых акций.
    Закон допускает также право открытого акционерного общества проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, если это не исключено законодательством или уставом общества.
    Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Акционеры такого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акционерами этого общества принадлежащих им акций.
    Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми.
    ———————————
    См.: Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 // Бюллетень нормативных актов. 1997. N 1.

    В целях информирования акционеров и других участников рынка ценных бумаг открытые акционерные общества обязаны вести дела публично, т.е. ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, открытые общества обязаны раскрывать сведения, указанные в п. 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах.
    3. Закрытое акционерное общество — это общество, которое не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
    Число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать 50, в противном случае оно в течение одного года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации в судебном порядке.
    В комментируемой статье и более подробно в ст. 7 Закона об акционерных обществах (см. также п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 19) регулируются вопросы, связанные с преимущественным правом акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
    Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Преимущественное право акционеров общества действует при отчуждении акций только путем продажи. При использовании других способов отчуждения — дарение, мена, отступное и т.п. — суд вправе удовлетворить требование о применении последствий нарушения преимущественного права акционеров только при наличии оснований считать рассматриваемый способ отчуждения акций притворной сделкой, прикрывающей куплю-продажу акций с целью обхода требований о соблюдении преимущественного права.
    ———————————
    См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. С. 275 (автор комментария к ст. 97 — О.В. Мазур).

    Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
    В случае если акционеры общества или общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права приобретения акций, предусмотренный уставом общества, не должен быть менее 10 дней со дня извещения продавцом акций остальных акционеров и общества.
    ———————————
    См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июня 2009 г. N 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 33 (бухгалтерское приложение). С. 146.

    При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества или общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается.
    Закрытые акционерные общества обязаны публиковать документы, указанные в п. 1 комментируемой статьи: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, — только в случаях, прямо предусмотренных Законом об акционерных обществах. Например, в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    ———————————
    Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (см.: Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2780). См. также: Приказ ФСФР от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов. 2007. N 4.

    4. Как уже отмечалось, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), поскольку закрытые акционерные общества по существу повторяют конструкцию обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к ст. 96 ГК).

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в ГК РФ об акционерных обществах (далее – АО). С появлением новых норм у корпоративных юристов возникла масса вопросов по практике их применения. К сожалению, специальное законодательство не дает на них ответы, поскольку не претерпело никаких изменений. О том, как правильно применять наиболее спорные нормы ГК РФ об АО, узнайте из данной статьи.

Публичные и непубличные общества

Напомним, что с принятием новой редакции ГК РФ все хозяйственные общества, в том числе АО, делятся на публичные и непубличные. Общества, акции и ценные бумаги которых размещаются или обращаются публично, признаются публичными. АО, которые не отвечают указанным признакам, считаются непубличными ().

Перечень полномочий для публичных и непубличных обществ сильно разнится. Так, участники публичных обществ не вправе:

  • определять объем полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале ();
  • предусматривать в уставе порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом ( , );
  • требовать через суд исключения другого участника общества из его состава ();
  • ограничивать число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру ( , );
  • предусматривать в уставе необходимость получения согласия на отчуждение акций ( , );
  • предусматривать в уставе преимущественное право приобретения акций, кроме дополнительно выпускаемых акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции ( , ).

При этом участники непубличных обществ вправе совершать данные действия.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " " (далее – закон об АО) отсутствует деление обществ на публичные и непубличные – в нем указана прежняя классификация обществ (закрытые и открытые). Налицо коллизия между ГК РФ и законом об АО, которая в переходный период решается в пользу кодекса (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ " "; далее – Закон № 99-ФЗ).

Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Банком России во исполнение поручения Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № ИШ-П13-4819 разработали проект изменений в закон об АО. После пяти месяцев обсуждения и оценки регулирующего воздействия документ был дополнен новыми нормами и 31 декабря 2014 года вновь размещен для публичного обсуждения. Проект закона предлагает переработать и уточнить закон об АО в части публичных и непубличных обществ. Так, в случае принятия указанного акта правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Множественность директоров

Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов ( ; ). Данная практика существует во многих западных странах. Например, в крупных компаниях Германии назначение нескольких директоров является вообще обязательным.

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо (). Учредительным документом могут быть предусмотрены разные сроки полномочий для каждого из директоров либо единый срок.

В ГК РФ не указано, как могут быть распределены полномочия по управлению обществом между несколькими лицами. Участникам общества предстоит самостоятельно решить, будут ли директора в компании принимать решения по всем вопросам совместно, распределят сферы деятельности между собой или будут сочетать оба этих способа. Чтобы избежать вероятных споров, руководитель коммерческой практики юридической компании "ЭНСО" Алена Пиджакова рекомендует максимально предусмотреть учредительным документом (т. е. в уставе) весь объем компетенции каждого директора, например, разделив их функции по управлению обществом и контролю (надзору).

При этом, учитывая, что все данные об исполнительных органах общества содержатся в ЕГРЮЛ, остается нерешенным вопрос, будут ли указываться в реестре все полномочия директоров. По мнению юриста юридической фирмы Lidings Ксении Степанищевой , распределение полномочий между несколькими директорами должно быть зафиксировано в учредительном документе общества, а не в ЕГРЮЛ, чтобы не перегружать его. Напомним, в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: его фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " ").

В случае выхода одного из директоров за пределы полномочий сделка признается недействительной, но лишь в том случае, если вторая сторона знала или должна была знать о существующих ограничениях (). Как прогнозирует Алена Пиджакова, на практике суды скорее всего будут считать, что контрагент мог получить информацию о правах директоров из устава общества, и презюмировать его знание о существующих ограничениях. Поэтому при совершении сделок с контрагентами, от имени которых действуют несколько лиц, необходимо запросить их учредительные документы с целью подтверждения полномочий лица, с которым планируется подписание договора.

В случае совместного причинения убытков все директора будут нести солидарную ответственность по аналогии с коллегиальным органом управления ().

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации (). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности ( ; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " "). Возникает вопрос, как будет определяться место нахождения юридического лица в случае отсутствия у него постоянно действующего исполнительного органа и при наличии нескольких директоров? Партнер юридической фирмы "Пепеляев Групп", профессор Российской частной школы права, к. ю. н. Роман Бевзенко утверждает, что в данном случае место нахождения юридического лица будет определяться местом нахождения одного из его директоров по выбору. Информация о том, по адресу кого из директоров будет определяться место нахождения общества, должна быть указана в его уставе.

Проект закона, о котором мы упоминали выше, содержит разъяснения по многим из упомянутых вопросов. Так, он указывает на необходимость отражать в уставе факт предоставления полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам; определяет, что при наличии в обществе двух и более директоров они должны действовать совместно; закрепляет, что ограничения полномочий директора, совершение сделки в нарушение которых может стать основанием для признания ее недействительной, могут быть установлены исключительно в уставе общества. Согласно данному документу, директора общества действуют независимо друг от друга по всем или отдельным вопросам, а сведения о них, а также об объеме и порядке совместного осуществления ими полномочий, вносятся в ЕГРЮЛ.

Директор – представитель общества

До изменений в ГК РФ директор юридического лица рассматривался в качестве его органа. Данная позиция подтверждалась, в частности, сложившейся судебной практикой (например, ). Действующие нормы ГК РФ предлагают нам иной подход – теперь директор выступает представителем юридического лица (). "Нормы о том, что директор общества является его представителем, не было ни в , ни в проектах ГК РФ. Судя по всему, это положение родилось у разработчиков новой редакции ГК РФ в последние дни работы над , поэтому оно стала шоком для всего бизнес-сообщества", – рассказывает доцент Российской школы частного права, к. ю. н. Александр Кузнецов .

Если директор общества уже не выступает его частью, а рассматривается как представитель общества, значит ли это, что к нему должны применяться нормы ГК РФ о представительстве ()? Например, будут ли все доверенности, выданные директором, являться передоверием? И прекратится ли действие выданных директором доверенностей при прекращении полномочий директора ()?

По мнению Романа Бевзенко, отвечать на эти вопросы стоит отрицательно. "На мой взгляд, решение об избрании директора не является его доверенностью, поскольку полномочия директора основаны на нормах закона и устава. Поэтому, когда директор выдает доверенности, не стоит рассматривать их в качестве передоверия. А значит, и правила о передоверии к ним применяться не могут, и срок выданных директором доверенностей не будет ограничен сроком полномочий директора", – рассуждает эксперт.

Проект закона содержит аналогичную норму: в случае прекращения полномочий единоличного исполнительного органа ранее выданные им от имени общества доверенности на совершение сделок, срок действия которых не истек, сохраняют свою силу.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробнее о том, будет ли запись в ЕГРЮЛ являться доверенностью директора и какие последствия имеет сделка, совершенная с согласия директора в отсутствие у него соответствующих полномочий, узнайте из видеоматериала .

Кроме того, в ГК РФ не содержится нормы, которая определяет последствия сделок, совершенных с согласия директора в отсутствие у него соответствующих полномочий. Роман Бевзенко считает, что к таким сделкам может применяться : "При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку". Таким образом, у общества не возникнет обязательств перед третьим лицом в результате сделки, заключенной не уполномоченным на то директором.

Удостоверение решений общества

Решение и состав общего собрания участников общества удостоверяются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Кроме того, решение и состав общего собрания участников непубличного АО могут быть также удостоверены нотариусом (). Данная норма призвана защитить участников АО от поддельных и неправомерных решений и возникновения корпоративных конфликтов. Что касается публичных обществ, Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры", отмечает, что они не могут подтвердить решение и состав общего собрания участников общества у нотариуса – в противном случае, это будет являться нарушением требования .

1 сентября Федеральная нотариальная палата подготовила . Так, нотариус должен лично присутствовать на общем собрании непубличного общества, проверять соблюдение установленной процедуры его созыва, правомочность собрания, наличие кворума и прочее. Данные положения применимы только к собраниям, проводимым в форме совместного присутствия акционеров или участников.

Остается неясным, как нотариус будет удостоверять бюллетень, направленный по почте (например, при смешанных или заочных формах голосования). "Удостоверение бюллетеней заочного или очно-заочного голосования ни законодательством, ни рекомендациями Федеральной нотариальной палаты не предусмотрено. Соответственно, на практике маловероятна возможность удостоверения нотариусом поступивших в общество бюллетеней при таких формах собрания до появления соответствующих подзаконных актов или официальных разъяснений нотариата по данному вопросу", – разъясняет новые нормы ГК РФ советник юридической фирмы Lidings Вадим Конюшкевич .

Еще она проблема возникает в ситуациях, когда АО состоит из одного лица. О том, нужно ли этому лицу заверять свои решения, не сказано ни в общем, ни в специальном законодательстве. Однако Банк России высказался за отсутствие необходимости заверять решения единственного акционера (). Такая же позиция отражена в проекте закона.

***

Как видно, у участников АО могут возникнуть проблемы с применением новых норм ГК РФ. "Формально положения ГК РФ не требуют расшифровки в специальных законах, но по сути сегодня нормы кодекса не являются нормами прямого действия и их применение сейчас затруднительно. Поэтому мы подготовили проект закона и надеемся, что он не только поможет устранить существующие недостатки ГК РФ, но и научит бизнес применять новые нормы на практике", – заявляет заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислав Кокорев .

Похожие публикации