Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Акционерное общество гражданский кодекс. Публичные и непубличные акционерные общества (НАО и ПАО) — классификация, сравнение и переход

) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к статье 97 Гражданского Кодекса РФ

В соответствии с комментируемой статьей и статьей 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) или закрытыми (ЗАО), что отражается в уставе и фирменном наименовании соответствующего акционерного общества.

Одной из основных характеристик ОАО является право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или законодательством.

Число акционеров ОАО законом не ограничивается.

В ОАО не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Акционерные общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Отличительным признаком ЗАО является распределение его акций только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров ЗАО превысит указанный максимум, оно обязано в течение одного года преобразоваться в ОАО. Если же число акционеров не уменьшится до пятидесяти, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.

Акционеры ЗАО (как и участники ООО) пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом ЗАО не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций, продаваемых его акционерами, самим этим обществом (при условии, однако, что акционеры не воспользовались преимущественным правом покупки).

Уступка указанного преимущественного права не допускается.

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 97 ГК РФ

Статья 97 ГК РФ. Публичное акционерное общество (действующая редакция)

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 97 ГК РФ

1. Наиболее существенные изменения в регулировании организационно-правовых форм юридических лиц состоят в делении хозяйственных обществ на публичные и непубличные (см. комментарий к ст. 66.3 ГК РФ). Публичное акционерное общество - акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Хозяйственное общество, которое не отвечает названным признакам, считается непубличным.

Как отмечено И.С. Шиткиной, при разделении хозяйственных обществ на публичные и непубличные законодателем был верно учтен принцип разграничения не по каким-то формальным критериям подобно тому, как это было установлено для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию, а по объективным обстоятельствам - в зависимости от того, размещаются (обращаются) акции публично или нет. Применение правил, установленных для публичных обществ, также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным, тоже оправданно, поскольку такое общество позиционирует себя как публичное и заявляет об этом потенциальным инвесторам и иным участникам имущественного оборота. В целом такой подход позволяет хозяйственному обществу из непубличного стать публичным и, напротив, из публичного преобразоваться в непубличное, если этого хотят его акционеры.

Сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, необходимо представить для внесения в ЕГРЮЛ. Со дня внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений акционерное общество приобретает право размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

2. Положениями п. 2 комментируемой статьи определены санкции в отношении непубличного акционерного общества, заявившего о себе как о публичном. Приобретение недействительного статуса в данном случае влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе.

3. Новеллой является закрепление в ГК РФ требования о формировании в публичном акционерном обществе коллегиального органа управления (см. комментарий к ст. 65.3 ГК РФ). В качестве такого органа выступает наблюдательный или иной совет, контролирующий деятельность исполнительных органов общества и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом общества.

Ранее необходимость и целесообразность формирования подобного органа определяли сами акционеры. Так, в частности, образование совета директоров в акционерном обществе, численность акционеров которого составляла менее 5 (пяти) субъектов, не представлялось целесообразным, поэтому ряд акционерных обществ ограничивались двухуровневой системой управления: общим собранием акционеров и единоличным исполнительным органом (директором).

Число членов коллегиального органа управления в публичном акционерном обществе не может быть менее 5 (пяти). Порядок образования и компетенция данного коллегиального органа управления определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Здесь также следует учесть требования абз. 1 п. 4 ст. 65.3 ГК РФ о том, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

4. Реестр акционеров общества - систематизированный свод информации, в котором содержатся сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации. Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

В соответствии с ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет.

Ведение реестра акционеров публичного акционерного общества осуществляется регистратором. Такое положение продиктовано практикой деятельности некоторых акционерных обществ. Так, в отдельных случаях самостоятельное ведение акционерным обществом реестра акционеров либо не осуществлялось вообще, либо такой реестр велся с нарушением требований действующего законодательства, внесение сведений в реестр носило разрозненный характер. В результате этого реестры акционеров не содержали всех необходимых и достоверных сведений об акционерах и проводимых ими сделках с акциями. В этой связи закономерно возникла необходимость привлечения специального субъекта, обеспечивающего ведение реестра акционеров на профессиональной основе и несущего за это ответственность.

Аналогичные требования содержатся в статьях 7 и 39 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Пунктом 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 77-КГ17-18, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В соответствии с пунктом 2 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей до 1 сентября 2014 г.) акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом...

  • +Еще...

    Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ " " (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели . Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

    Закрытый перечень некоммерческих организаций

    Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций ():

    1

    Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

    2

    Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

    3

    Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

    4

    Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

    5

    Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    6

    Общины коренных малочисленных народов России.

    7

    Фонды (общественные, благотворительные и др.).

    8

    Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

    9

    Автономные некоммерческие организации.

    10

    Религиозные организации.

    11

    Публично-правовые компании.

    В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

    Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах . Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

    Хозяйственные товарищества и общества

    Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью ( с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

    Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества , а остальную часть – в течение первого года его деятельности (). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

    Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков . При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " "). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ " ").

    Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

    Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения ().

    Акционерные общества

    Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными . Также к непубличным обществам отнесены и ООО ().

    Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

    Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " "; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций ().

    Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию , (). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор ().

    Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по ) и в ряде случаев – для ООО ().

      ВНИМАНИЕ!

      Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится , поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

    Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

    ГК РФ Статья 97. Публичное акционерное общество

    КонсультантПлюс: примечание.

    Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.07.2020 должно зарегистрировать проспект акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ).

    КонсультантПлюс: примечание.

    Созданные до 01.09.2014 АО и отвечающие признакам ПАО, признаются таковыми независимо от указания на это в их наименовании. Об исключениях из этого правила и об отказе от публичного статуса см. ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

    1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

    3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3) , число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

    4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных

    1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

    3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

    4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

    5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

    Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

    6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

    7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

    Комментарий к Ст. 97 ГК РФ

    1. Комментируемая статья разделяет акционерные общества на открытые и закрытые, что отражается в уставах акционерных обществ и их фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Закона об акционерных обществах).

    При этом открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества являются разновидностями одной организационно-правовой формы коммерческих организаций — акционерного общества. Практическое значение этого вывода заключается, в частности, в том, что преобразование одной разновидности акционерного общества в другую не является формой реорганизации, следовательно, не требуется составления передаточного бухгалтерского баланса, уведомления кредиторов акционерного общества и т.п. .

    ———————————
    См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 октября 2007 г. N 5178/07 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 68.

    2. Открытое акционерное общество — это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием п. 3 ст. 99 ГК РФ открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. А при учреждении акционерного общества все его акции должны быть сначала распределены среди учредителей. Иначе говоря, правило об открытой подписке касается лишь дополнительно выпускаемых акций.

    Закон допускает также право открытого акционерного общества проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, если это не исключено законодательством или уставом общества.

    Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Акционеры такого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акционерами этого общества принадлежащих им акций.

    Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми.

    ———————————
    См.: Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 // Бюллетень нормативных актов. 1997. N 1.

    В целях информирования акционеров и других участников рынка ценных бумаг открытые акционерные общества обязаны вести дела публично, т.е. ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, открытые общества обязаны раскрывать сведения, указанные в п. 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах.

    3. Закрытое акционерное общество — это общество, которое не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

    Число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать 50, в противном случае оно в течение одного года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

    В комментируемой статье и более подробно в ст. 7 Закона об акционерных обществах (см. также п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 19) регулируются вопросы, связанные с преимущественным правом акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

    Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Преимущественное право акционеров общества действует при отчуждении акций только путем продажи. При использовании других способов отчуждения — дарение, мена, отступное и т.п. — суд вправе удовлетворить требование о применении последствий нарушения преимущественного права акционеров только при наличии оснований считать рассматриваемый способ отчуждения акций притворной сделкой, прикрывающей куплю-продажу акций с целью обхода требований о соблюдении преимущественного права.

    ———————————
    См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. С. 275 (автор комментария к ст. 97 — О.В. Мазур).

    Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.

    В случае если акционеры общества или общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права приобретения акций, предусмотренный уставом общества, не должен быть менее 10 дней со дня извещения продавцом акций остальных акционеров и общества.

    ———————————
    См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июня 2009 г. N 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 33 (бухгалтерское приложение). С. 146.

    При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества или общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается.

    Закрытые акционерные общества обязаны публиковать документы, указанные в п. 1 комментируемой статьи: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, — только в случаях, прямо предусмотренных Законом об акционерных обществах. Например, в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    ———————————
    Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (см.: Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2780). См. также: Приказ ФСФР от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов. 2007. N 4.

    4. Как уже отмечалось, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), поскольку закрытые акционерные общества по существу повторяют конструкцию обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к ст. 96 ГК).

    Похожие публикации