Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Пирамида Маслоу: широко известная и все ещё актуальная. Пирамида потребностей маслоу

Модель современной системы материальной мотивации

Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным российским предприятием. Как правило, отечественные руководители рассматривают систему мотивации как инструмент, базирующийся на персональных выплатах работнику. На подавляющем большинстве российских предприятий система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда, один из лучших вариантов которой может быть графически отражен как (Рис. 1):

Рисунок 1 Схема начисления ФОТ (материального стимулирования).

Согласно принятым системам мотивации на отечественных предприятиях работник получает:

  • Базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления;
  • Премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;
  • Премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);
  • Премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы);

Опционы, актуальные, в основном, для западных стран не рассматриваются в этой модели, хотя несут в себе как материальные, так и моральные стимулы. Россия, к сожалению еще не готова к адекватному восприятию концепции “народного предприятия”, пока еще слишком авторизованы в сознании риски и прибыли предпринимательской и управленческой деятельности.

Кроме того, на схеме Рис.1 не отражены составляющие “компенсационного пакета”, пришедшие к нам с западными компаниями. В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему материального стимулирования Рис.1 плюс дополнительные льготы (организационные мероприятия) Рис.2 и дополнительные поощрения работников Рис.3.

Рисунок 2 Состав льгот, применяемых российскими компаниями (в %%).

Рисунок 3 Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими компаниями (в%%)

Справедливости ради, надо отметить, что %% российских компаний на Рис.2 и Рис.3, применяющих те или иные льготы и поощрения работников, были определены в ходе опроса компаний, заявивших о применении “компенсационного пакета”. Выборка вряд ли может считаться репрезентативной, ее характер, скорее, качественный. Большинство же предприятий России применяют систему мотивации, аналогичную отраженной на Рис.1. Такая схема (Рис.1) мотивации достаточно эффективна в силу низкого уровня жизни, и, для большинства предприятий, сохраняет свою актуальность. Тем не менее, например, на московском рынке, несмотря на внешнюю логичность и взвешенность схемы Рис.1, она постепенно теряет свою эффективность.

Связано это со следующими факторами: Во-первых, при регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается – работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.

Во-вторых, начальное мотивирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе. Творчество, с точки зрения современного российского собственника-менеджера, может проявлять либо сам собственник, либо высший руководитель, ибо они и только они “лучше знают и несут ответственность”. Возникает конфликт на базе взаимного непонимания, мотивирующее воздействие компенсируется негативным отношением к творческим порывам.

Снижение эффективности мотивационных схем по Рис.1 вынуждает работодателя искать новые методы мотивирования персонала. При этом, как правило, моральные “мотиваторы” не принимаются в расчет, поскольку не вполне понятно – для чего их применять. Единственным моральным методом мотивации, традиционно применяемым в России, является метод личного общения. Указанные на Рис.3 “моральные поощрения” в 85% случаев сводятся к личной похвале и в 10% случаев – к похвале (грамоте, благодарности и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки проценты указаны исходя из выборки, которая не может считаться репрезентативной. Таким образом основной моральный фактор – личное общение. Мотивирующих факторов в данном случае несколько (список может быть продолжен):

  • Фактор внимания и защиты со стороны высшего руководителя - есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому “поплакаться в жилетку” и попросить защиты;
  • Фактор “своего парня” - с таким руководителем хочется работать, его хочется поддержать и неприлично обманывать;
  • Фактор сопричастности – близость к центру принятия решений, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно поднимают статус работника;
  • Фактор влияния – близкие контакты с центром принятия решений провоцируют “синдром советника”, при котором работник стремится оказать эмоциональное либо интеллектуальное воздействие на принимаемые решения. Если такое удается, работник начинает влиять на руководителя в целях укрепления своего статуса, придавая себе вес как лидеру неформальной группы, возможно даже еще не сформированной.

В общем, российские традиции морального стимулирования, метко отражены термином “доступ к телу”. Как показано выше, такие методы мотивации несут в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.

Похвала перед лицом коллег – иначе говоря, призыв к общественному признанию заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении:

  • Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
  • Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом “команды”, у него появляется чувство ответственности за общий результат;
  • Фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
  • Фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам “линию партии и правительства”.

Этот список также может быть продолжен, что для опытного управленца не составит труда.

Остальные методы морального мотивирования и стимулирования труда, кстати, неплохо себя зарекомендовавшие в советское время, к сожалению, не рассматриваются отечественными предпринимателями и менеджерами в силу непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности. Рассмотрению роли и места, но не практики применения, нематериальных методов мотивации персонала и посвящены дальнейшие разделы.

Теория иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).

Рисунок 4 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу).

Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть – десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. “физиологическую потребность низшего уровня”, не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять “потребность высшего уровня”. Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Для разрешения “проблемы голодного художника” многие исследователи применяли различное выделение потребностей (мотивирующих факторов) в обособленные группы. К известным базовым теориям можно отнести:

  • “Теорию СВР” Алдерфера, разделившего потребности на потребности в существовании “С”, потребности взаимосвязей “В” и потребности роста “Р”. Движение между потребностями может происходить как “вверх”, так и “вниз”. Таким образом может быть описан “голодный художник”, но для построения единой системы, применимой к реальной группе людей следует описать ценности каждого из них, что очень трудоемко. Кроме того, система ценностей человека в течение жизни меняется, и такие описания следует повторять;
  • “Теорию приобретенных потребностей” МакКелланда, выделившего три группы потребностей, приобретенных человеком с опытом – потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. Это – потребности высшего уровня, существующие параллельно и независимо друг от друга. За счет их параллельности и независимости достигается “отстройка” от иерархии, т.е. последовательности, но недостатком этой теории является ее применимость исключительно к высшему управленческому звену организации;
  • “Мотивационно - гигиеническую теорию” Герцберга, выделившего две группы факторов – “гигиенических” и “мотивирующих”, что, практически, повторяет иерархичность потребностей. Кроме того, результаты воздействия гигиенических и мотивирующих факторов различны для разных индивидуумов, границы между ними размываются. Несмотря на существенный вклад в понимание мотивации, “гигиеническая теория” так и осталась чисто теоретическим вкладом в понимание специалистами основ менеджмента. Справедливости ради надо отметить, что теория Герцберга стала основой для большого количества других мотивационных теорий, которые можно обобщить термином “гигиенические”.

Список теорий может быть продолжен, но, так или иначе, подавляющее большинство авторов (Адамс, Портер, Лоуренс, Врум, Лок, Гриффин, Хакмен, Олдхэм и др.) приходит к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно, не противореча друг другу, а являясь взаимным дополнением, причем для каждого индивидуума сочетание факторов мотивации и потребностей уникально. Исследователям, заинтересованным в более тщательном изучении этих теорий, следует в первую очередь обратить внимание на школу Л.С. Выготского – незаслуженно забытого крупнейшего русского психолога начала века (почему и забыт – после переворота 1917г. теории мотивации рассматривались другие), впервые выдвинувшего предположение о параллельности и независимости мотивирующих факторов. Школа Выготского продолжается его современными последователями в России, что дает надежду на развитие национальных теорий мотивации, отражающих менталитет отечественного работника.

Особенностью всех указанных выше, неуказанных и новых подходов к моделированию системы мотивации и стимулирования труда является попытка связать мотивирующие факторы, которые могут быть инициированы как моральными, так и материальными стимулами.

Необходимо отметить, что эта задача может быть решена в рамках применения модели Маслоу.

Трансформация “пирамиды Маслоу”

Для взаимосогласования идей, развивавших и дополнявших иерархическую теорию потребностей, в том числе теорию Выготского о параллельности и независимости мотивирующих факторов, и одновременного рассмотрения воздействия моральных и материальных систем стимулирования, предлагается рассмотреть типичное состояние систем мотивации на предприятиях.

Обилие теорий и подходов, имеющих некую общность, может быть интегрировано в некую единую понятийную систему только путем моделирования существующего состояния неких реальных объектов, что позволит выявить общую для всех теорий и подходов сущность, “отфильтровав” разногласия и разночтения. Для этого удобно использовать “пирамиду Маслоу”, как наиболее полную с точки зрения концептуального или обобщенного описания потребностей.

В целях такого моделирования, позволяющего определить место и роль моральных и материальных стимуляторов, удобно применять “пирамиду Маслоу”, повернутую на 90° (Рис.5).

При такой трансформации “пирамиды Маслоу” мы получим диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой (Рис.1) системой оплаты труда. Обоснованием корректности такого подхода является то, что любая организация – суть отражение общества, для которого “пирамида Маслоу” справедлива, императив.

Рисунок 5 Трансформация "пирамиды Маслоу"

Рис.5 дает нам принципиально иное понимание задач систем мотивации персонала организации. Справедливость и непротиворечивость теорий Выготского, Врума, Портера, Герцберга, Адамса и других, говорит нам о том, что организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов – от высших до низших (по Маслоу).

Применение “пирамиды Маслоу”

Параллельное мотивирование предусматривает придание системе управления таких характеристик, которые позволили бы любому работнику получать удовлетворение по всем категориям потребностей, указанным в теории Маслоу. Таким образом, противоречия между иерархическими теориями и теориями параллельности потребностей снимаются.

Несомненно, каждый работник имеет собственную систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов. Поэтому система мотивации в организации должна предоставлять работникам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых каждый работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.

Такой подход обычно сталкивается с недоумением менеджеров – “что же, вкладывать деньги и ресурсы в превращение организации в собес, или кружок Умелые руки?”. Отнюдь нет. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям предприятия во-первых (и, если потребуется предприятию, должен быть создан кружок кройки и шитья), и во-вторых, должны предусматривать обеспечение функций, процессов и процедур деятельности предприятия необходимыми и достаточными компетенциями. А в рамках привлечения и удержания компетенций необходимо предусматривать наиболее комфортные для работника условия труда – как с точки зрения удовлетворения потребностей “физиологических”, так и по всему спектру пирамиды Маслоу.

Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации (Рис.4).

Рисунок 6 Графическое отображение задач системы мотивации

При рассмотрении полученной модели (Рис.5 и Рис. 6), задачи различных мероприятий, составляющих объект управления системы мотивации и стимулирования труда, проявляются со всей очевидностью. Более того, место и роль организационных, моральных и материальных факторов стимулирования труда может быть отражена графически (Рис.7).

Рисунок 7 Место и роль факторов стимулирования труда.

Некоторые потребности могут и должны удовлетворяться только материально, что-то – только морально, но подавляющая часть потребностей может быть удовлетворена только комбинацией моральных (в т.ч. организационных, т.е. заведомо заложенных в системе управления) и материальных факторов. При этом важным является то, что различные категории работников должны мотивироваться по разному. Соотношение морального и материального стимулирования для бухгалтерии и отдела продаж должно быть принципиально различным. Определение этого соотношения лежит в тщательной формулировке целей конкретного подразделения или работника в разрезе общих целей компании. Поскольку работников – много, и целеполагание для каждого из них должно быть в русле общих целей организации, то логично предположить существование некой общей системы мотивации, применимой к каждому работнику. Факторы стимулирования и мотивации труда могут быть классифицированы по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоу:

  • Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является “метамотиватором” наравне с “поиском истины”, “служением другим” и “опекой”. Такие “метамотиваторы” необходимо держать под контролем, а еще лучше – управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать:
    • Организационные рычаги (линия 1), такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;
    • Нематериальные (линия 2) методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его.
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование рационализации и изобретательства (блаженной памяти БРИЗ), кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается.
  • Потребность в уважении и признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия. В рамках управления этой потребностью следует применять:
    • Организационные рычаги (линия 1), показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров;
    • Нематериальные рычаги (линия 2), такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж.
  • Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причастности, поддержке. Этот фактор важен для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. В рамках управления этим фактором применимы:
    • Нематериальные рычаги (линия 2), такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники.
    • Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
  • Потребность в безопасности и защите. Важный фактор, существенно влияющий на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Для управления этой потребностью требуется применять:
    • Материальные методы (линия 3) – конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, “белая” зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты – но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники.
    • Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
  • Физиологические потребности. Основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином “физиологические потребности” должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря или ИТУ. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование “физиологических”. Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие “социального статуса” работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Но это уже другая история, не входящая в круг рассматриваемых вопросов. Для управления этой потребностью следует:
    • Формировать материальное стимулирование (линия 3) таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.

Несомненно, приведенные выше роли и задачи моральных и материальных факторов стимулирования и мотивации труда являются лишь гипотезой, основанной на изучении успешного применения различных мотивационных схем. Очевидно, что в рамках системы мотивации организационные, “имиджевые” моральные и материальные рычаги пересекаются, что затрудняет их “чистое” выделение. Тем не менее, их обозначение имеет принципиальное значение для проектирования сочетания моральных и материальных методов стимулирования.

Недостатком предлагаемого подхода является неучет такого важного фактора поведения работника как свобода выбора. Тем не менее, очевидно, что работник на свободном рынке занятости скорее выберет предприятие, использующее как материальные, так и моральные методы мотивации и стимулирования труда, чем предприятие, дающее смутную и расплывчатую информацию о применяемой системе мотивации. Но это – также тема для отдельного рассмотрения.

Пирамида потребностей Маслоу – это теория развития человека, которая говорит, что все потребности того самого человека можно поделить на 5 уровней.

Одна потребность соответствует одному уровню развития человека. Причем через уровни нельзя перескочить. Например, не закрыв потребность второго уровня, нельзя выйти сразу на третий.

Иерархия потребностей направлена от простых (животных) к более сложным. Чтобы перейти на следующий уровень пирамиды, нужно полностью удовлетворить потребности предыдущего.

Справедливости ради, стоит отметить, что тот порядок, который представлен в данной статье, у некоторых людей может отличаться. Но это исключение является подтверждением правила.

И так, рассмотрим подробнее классификацию потребностей по Маслоу:

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться.

Примеры : еда, сон, вода, кислород, секс, кров (где переночевать).

Согласитесь, если человеку нечего кушать, он не будет думать о том, как бы себя реализовать в жизни или на какую кинопремьеру пойти вечером.

Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом или выстраивать отношения в семье.

Безопасность

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Еще примеры: стабильная работа, подушки безопасности на автомобиле, спокойный район, защитный костюм (для некоторых профессий).

Любовь и принадлежность

Если мы сыты, нам есть где переночевать и мы не находимся в зоне военных действий (удовлетворены первые две ступени в пирамиде) – то мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. Мы хотим семью, друзей, общения. Хотим принадлежать к своей группе людей (по родственным связям или интересам).

Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить.

Этот уровень особенно выражен у пожилого населения, когда старики стремятся наладить связи c дальними родственниками, ездят в гости, приглашают детей к себе домой, сидят на завалинке со сверстниками.

Примеры : семья, друзья, родственники, рабочий коллектив, спортивные сообщества, социальные группы.

Уважение и признание

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.).

Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Примеры : мастер спорта, высокая должность, статус эксперта в каком-то деле, миллион подписчиков в инстаграм.

Самореализация

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

В заключение

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности > базовые > возвышенные .

Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые.

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, сытый человек теряет интерес к еде (пока снова не проголодается), человек с крышей над головой – не теряет супермотивацию к улучшению жилищных условий. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься.

Следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

Кстати говоря, Абрахам Маслоу считал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей.

Список потребностей человека представляет собой строго индивидуальное понятие, которое зависит от многих факторов и в большей степени от особенностей личностного строения. Для четкого обозначения потребностей каждого индивидуума существует множество методик, которыми успешно пользуются психологи. Определение пирамиды Маслоу позволяет разобраться с основами изменения образа жизни человека, когда тот обращается с какой-либо проблемой к специалисту.

Пирамида потребностей Маслоу является самой распространенной методикой среди профессиональных психологов. Она позволяет не только выявить основные нужды пациента, но и расположить их в порядке важности. В основе пирамиды потребностей человека лежит индивидуальность человеческого восприятия реальности и отношения к ней. Данная теория объясняет, почему многие люди не понимают ценностей друг друга и навязывают собственные принципы, которые кажутся им единственно правильными. Однако достоверность выставления потребностей человека по пирамиде Маслоу до сих пор остается под сомнением. Проблема заключается в том, что с ростом цивилизации строгая иерархия нужд, которую предоставил Маслоу, становится менее выраженной. Однако ее основы все равно продолжают действовать, из-за чего психологи активно ею пользуются.

7 уровней пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу потребности человека разделяются на 7 уровней: от самых примитивных до более сложных. Его теория заключается в том, что низшие нужды индивидуума должны быть удовлетворены в первую очередь, после чего он начинается тянуться к потребностям высшего уровня. 7 уровней пирамиды Маслоу не являются нерушимыми догмами, так как все люди разные. Психолог не утверждал, что потребность к высокому познанию возникнет обязательно, а лишь отмечал, что для появления таких желаний требуется утолить самые примитивные нужды.

Пирамида Маслоу выделяет следующие 7 уровней, каждый из которых вытекает из предыдущего. К ним относятся:

  • Низшие потребности человека. Сюда входят физиологические нужды, необходимые для нормального функционирования организма. Минимальный уровень потребностей человека включает в себя: питание, потребление воды, сон, размножение и удовлетворение сексуального желания (последние два пункта часто объединяют в один).
  • Удовлетворение инстинкта самосохранения или безопасность. Пирамида Маслоу включает данные нужды в иерархию, так как данный инстинкт является самым сильным у человека. Предыдущий уровень также можно отнести к достижению самосохранения, но в более глобальном смысле. Вторая ступень потребностей по Маслоу включает: комфортные условия жизни, наличие жилья, отсутствие триггерных факторов, например, войн или катастроф.
  • Любовь. Данный уровень по Маслоу подразумевает необходимость социализации для каждого человека. Любовью здесь называются любые положительные взаимоотношения человека с социумом: друзья, семья, коллектив, принадлежность к какой-нибудь группе и так далее.
  • Уважение. Среди потребностей людей уважение располагается на 3 уровне, то есть является достаточно важным условием для желания развиваться дальше. Как правило, предыдущая ступень сочетается с этой, но близкие люди не всегда могут дать ту степень признания, которая требуется конкретному человеку. У некоторых личностей данный пункт находится ниже предыдущих двух.
  • Потребность в познании. У человека, по мнению Маслоу, существует высокая необходимость в получении новой информации. Люди постоянно узнают новые факты про окружающий мир или интересную информацию, которую стараются применять в жизни. Данный пункт стал особенно актуальным со времен развития интернета, когда получение необходимого материала перестало требовать усилий.
  • Эстетические потребности. Из 7 уровней пирамиды Маслоу на предпоследнем месте находится необходимость в удовлетворении чувства прекрасного. Данная ступень потребностей включает в себя: музыку, изобразительное искусство, гармонию природы и другие подобные вещи. Для некоторых людей данный уровень затмевает большинство предыдущих.
  • Самореализация или саморазвитие. Среди 7 уровней пирамиды потребностей данный пункт находится на последнем месте, так как реализовывается у людей, которые удовлетворены выполнением предыдущих нужд и им этого недостаточно. Желание добиваться поставленных целей не в полной мере представляет суть самореализации. Люди, у которых достаточно развит последний уровень пирамиды, постоянно нуждаются в совершенствовании собственной личности. Изучают новые языки, добиваются повышений на работе, участвуют в различных проектах и так далее.

Категоричной иерархии в пирамиде 7 уровней по Маслоу не существует, что и обуславливает множество критических мнений в ее сторону. Данная теория не подразумевает, что переход к следующему уровню возможен только при полноценной реализации предыдущего. Формирование уровней в пирамиде часто обусловлено интеллектуальными способностями человека. Чтобы дойти до вершины потребностей, то есть самореализации, рекомендуется постоянно поддерживать в тонусе собственный мозг. Это позволит сделать полезный ресурс BrainApps, где каждый человек найдет себе развивающие игры по душе.

Особенности потребностей человека

Отсутствие единогласного признания 7 уровней пирамиды Маслоу обусловлено выраженными отличиями в структуре каждой личности. Непонимание между людьми возникает не только из-за того, что у одних достигнут только второй уровень, а у других третий. Некоторые личности остро нуждаются в самореализации и жертвуют ради этого любовью, а кому-то достаточно удовлетворять низменные потребности для удовлетворительной жизни.

При оценке человека нельзя забывать, что 7 уровней пирамиды Маслоу являются лишь усредненными данными, которые не имеют достаточной доказательной базы. Но отрицать влияние физиологической неудовлетворенности на наличие или отсутствие духовных желаний – тоже не получится. В пирамиде, представленной Маслоу, заложены нерушимые понятия прогрессирования человеческих потребностей в зависимости от уровня жизни.

Вас не повысили в должности на работе. Конечно, это вас расстроило, но еще хуже вам сделала ваша вторая половинка, которая вас бросила. К тому же вы опоздали на автобус и чуть не стали седыми пока шли по жуткому темному проулку. Но все ваши беды оказались ничтожно малы по сравнению с пустым холодильником, когда вы очень хотели есть. Действительно, наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.

Абрахам Маслоу - пирамида потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

  1. Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
  2. Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
  3. Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
  4. Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
  5. Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

Абрахам Маслоу известен как основатель гуманистического направления в области психологии. В своем труде «Мотивация и личность» он выдвинул утверждение о том, что все человеческие потребности можно выстроить в иерархическую систему. Эта теория сегодня наглядно представлена в виде пирамиды из 5 уровней, хотя сам психолог не создавал эту схему. Он утверждал, что эта иерархия не может быть строго фиксированной и зависит от индивидуальных особенностей личности.

Таблица потребностей

Пирамида Маслоу разделена на уровни, от самых простых у ее основания до надобностей высшего порядка. Согласно теории А.Маслоу, лишь после удовлетворения низших потребностей человек может стремиться к высшим.

1. Физиологические (органические)

Самые сильные и неотложные. Их удовлетворение является главным занятием каждого человека на протяжении жизни. Именно поэтому они стоят в основании пирамиды. Человек, как сложное млекопитающее существо, имеет потребность в сне, кислороде, воде и пище. Эти потребности помогают человеку выжить в природе, продолжать размножение. Без удовлетворения этих нужд происходит разрушение организма.

2. Экзистенциальные

Сюда относятся безопасность, стабильность, комфорт и защита во всех проявлениях. Эта потребность возникает у нас с младенчества. Маленьким детям очень важна стабильность и защита. Во взрослой жизни большинство старается так же придерживаться этой стабильности, однако потребность в безопасности максимально активизируется только в критических ситуациях (войны, кризисы, голод), когда весь организм начинает бороться с угрозой. В обычной жизни она проявляется в более мягкой форме, например, когда люди откладывают деньги «на черный день».

3. Социальные

У всех людей есть необходимость в общении, желание быть принятым и любимым.

Данный уровень пирамиды включает три группы:

  1. «Для других» (готовность пойти на жертву ради другого человека, способность на бескорыстное общение и защиту слабых);
  2. «Для себя» (самореализация человека как личности, самоутверждение, потребность иметь достойное место в обществе, власть; но может быть реализована только через потребность «для других»);
  3. «Вместе с другими» (объединенная деятельность людей, стимулом к которой стала весомая причина: война, революция, стихийное бедствие).

Удовлетворение социальных потребностей обеспечивает человеку чувство собственной полноценности. Отсутствие возможности удовлетворить их способствует проявлению агрессии, девиантному поведению.

Высокая самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства – все это появляется в результате достижения социальных нужд.

4. Престижные

В этот пункт входят самоуважение и уважение других «значимых» людей. Человек хочет быть признанным, достигать успеха и высоких результатов. Служебный рост, независимость, статус. Как и социальные, престижные потребы являются вторичными. Если они не реализованы, угрозы здоровью и жизни человека нет. Однако неудовлетворенность своим положением в обществе влечет за собой чувство неполноценности. Каждый из нас реализует данную надобность в соответствии с собственными силами. Кто-то поступает в университет, получает знания, применяет из в работе, достигая успеха и высокого статуса. А некоторые довольствуются своим средним образом жизни, с небольшой зарплатой, отсутствием служебного роста и развития.
Чтобы добиться признания и уважения, человек должен быть уверенным в своих возможностях. Только так можно достичь поставленных целей.

5. Духовные

Последняя ступень включает в себя необходимость личностного роста, познания, самоактуализации. Все, на что только способен человек, имеет место на данном уровне. Он развивается как личность, реализует весь потенциал. В жизни это проявляется в творческой деятельности, посещении культурных мероприятий, развитии талантов. Достижение пятой степени говорит о том, что человек начинает изучать окружающий мир, искать смысл, старается внести что-то свое в этот мир. Формируются взгляды, убеждения.

Виды потребностей

Все перечисленные потребности делятся на:

  • врожденные (биологические и экзистенциальные);
  • приобретенные (социальные, престижные и духовные).

В некоторых работах А.Маслоу разделял последнюю ступень на 3 уровня: познавательные, эстетические и потребность в самоактуализации. Поэтому пирамида из 7 ступеней также используется в психологии.

Ученый заметил закономерность, что когда более низшие нужды удовлетворены, человек сам начинается тянуться к более высокому уровню. Однако бывают и исключения, когда индивид останавливается на уровне низших потребностей. Причиной этому может быть невроз или неблагоприятные внешние факторы.

Теория Маслоу критиковалась не раз, однако продолжает применяться в психологии, педагогике и даже экономике (теория мотивации и поведения потребителей). При этом сама работа психолога носит скорее философский характер, и ее основной целью было сформировать представление о мотивах человеческих поступков.

Похожие публикации