Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Общественное движение на рубеже XIX—XX веков. §6. Основные направления развития российской политической мысли

Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».

Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.

Основные термины и понятия: политические партии.

План ответа: 1) предпосылки активизации общественного дви­жения в начале хх в.; 2) особенности общественного движе­ния; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социaлистическое движение; 6) появление первых полити­ческих партий.

Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале хх в. было наличие серь­езных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнитель­ной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации си­стемы власти и управления; отсyтствие элементов представи­тельной демократии и всесословных представительных учреждений; отсyтствие легальных политических партий. Со­хранение и углубление многочисленных противоречий в соци­ально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлени­ях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение уни­верситетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция:- за при влечение ее предста­вителей к управлению делами общества.

Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политически­ми требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифес­тации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состо­ялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской гу­берний началась полоса крестьянских восстаний, не пре­кращавшихся вплоть до 1917 r. (историк В. П. Данилов по­лагает, что 1902 год положил начало крестьянской войне в России).

Студенческие выступления и земская «банкетная» кампа­ния осени 1904 г. дополняли картину массовых выступлений обшественности против основ сyществующего строя.

Новым явлением в обшественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение ра­бочего класса>~, деятельностью которого руководил В. И. Уль­янов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в вос­кресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся 1 съезд Российской социал-демократической рабо­чей партии, провозгласивший создание первой в стране рабо­чей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее 11 съезде (1903) были приняты программа (предусматри­вавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, ус­тановление диктатуры пролетариата и проведение социалисти­ческих преобразований - на втором) и устав. Тогда же произо­шел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие го­ды возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.

Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление кон­ституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных органи­заций. Однако такие настроения были присywи «HOBЫM>~ ли­бералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение>~, который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный тео­ретик и акцlВНЫЙ участник либерально-народнического движе­ния П. Б. Струве. Вскоре «HOBыe>~ либералы создали «Союз ос­вобождения>~, явивщийся организатором «банкетной)~ кампании осенью 1904 года. Однако «CTapыe>~ либералы (составлявщие большинство участников движения) по-прежнему ориентиро­вались на сотрудничество с правительством в проведении ре­форм. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов>~, пытавшийся использовать легальные возможности земств.

В 1902 г. сохранявшиеся к тому времени народнические кружки и группы образовали партию социалистов-революцио­неров (ее лидером стал В. М. Чернов). В их программе ставилась задача ликвидации самодержавного строя и построения социа­листического общества, основу которого составляла бы кресть­янская община. Следуя народовольческой традиции, эсеры не

исключали тактику индивидуального террора, ДЛЯ чего была создана Боевая организация партии эсеров.

Первые партии могли существовать либо в глубоком под­полье, либо в эмиграции, так как отсутствовали законы, раз­решающие их деятельность.

Значение общественного движения в России в конце XIX ­начале хх в. в том, что оно обозначило наиболее острые вопросы в социально-экономическом и общественно-полити­ческом строе России и предложило свой вариант их решения.

83. Ревопюция 1905-1907 ГГ.: причины, характер, движущие сипы, основные этапы и итоги

Основные даты и события: 9 января 1905 г. - «Кровавое воскресе­нье»; июнь 1905 г. - восстание на броненосце «Потемкин»; ок­тябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка; 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические деятели: Николай 11; п. Н. Милюков; А. и. Гуч­ков; с. ю. Витте; п. п. Шмидт.

Основные термины и понятия: революция; манифест; стачка; восстание.

Работа с картой: показать основные очаги революционного движения.

План ответа: 1) предпосылки, основные задачи, движущие си­лы, характер революции 1905-1907 п.; 2) особенности рево­люции; 3) основные этапы революции; 4) итоги революции.

Материал к ответу: Революция 1905-1907 п. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьян­ская община, чересполосица, отработочная система и др.) и по­литических (царское самодержавие, сохранение сословных при­вилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России рус­ско-японская война.

Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступле­ния в самых различных регионах.

Революция носила буржуазно-демократический характер, так как ее главной задачей была ликвидация пережитков кре­постнического строя. Однако, в отличие от аналогичных рево­люций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и ли­беральная буржуазия. Причем главной и наиболее последова­тельной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, го­товый идти к достижению поставленных целей до конца. Си­туация осложнялась и тем, что революция приобрела нацио­нальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политиче­ских партий различным было представление о начавшейся ре­волюции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что ре­зулылатом победоносной революции должно стать формирова­ние временного правительства, как органа революционно-де­мократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительст­во (если оно будет сформировано) должно состоять из предста­вителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большеви­ки выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть"и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные собьrrия развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: пра­вительственного, либерального и революционного.

В ходе революции можно выделить два основных этапа: на­растание революционной борьбы (январь-декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 - июнь 1907 г.).

На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку ивано­во-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо эконо­мических радикальные политические требования (созьm Учреди­тельного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депу­татов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на ПО.lЩержку других кораблей эскадры. В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в во­оруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массо­вая организация в деревне - Всероссийский крестьянский со­юз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью

всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие го­сударственных учреждений. Главными требованиями участни­ков стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демокра­тических свобод, созыв Учредительного собрания.

В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте ма­нифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного орга­на - Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворе­ны. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как за­вершение революции и начало конституционного строя в Рос­сии. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии - «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земско­го движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократичес­кая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацеле­ны на формирование конституционно-монархического строя.

Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о при соединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6-19 декабря). Вооружен­ные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений ра­бочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в ап­реле 1906 г. их было 47, а в июне - 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

Спаду революционной активности во многом способствова­ло начало работы Государственной думы, а также принятие ца­рем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция.

Революция 1905-1907 ГГ. имела болылое историческое зна­чение. Она показала властям, что их выбор лежит между рефор­мами и революцией, а промедление грозит социальным взры­вом. В 1905-1906 ГГ. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.

Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».

Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.

Основные термины и понятия: политические партии.

План ответа: 1) предпосылки активизации общественного дви­жения в начале хх в.; 2) особенности общественного движе­ния; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социaлистическое движение; 6) появление первых полити­ческих партий.

Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале хх в. было наличие серь­езных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнитель­ной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации си­стемы власти и управления; отсyтствие элементов представи­тельной демократии и всесословных представительных учреждений; отсyтствие легальных политических партий. Со­хранение и углубление многочисленных противоречий в соци­ально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлени­ях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение уни­верситетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция:- за при влечение ее предста­вителей к управлению делами общества.

Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политически­ми требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифес­тации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состо­ялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской гу­берний началась полоса крестьянских восстаний, не пре­кращавшихся вплоть до 1917 r. (историк В. П. Данилов по­лагает, что 1902 год положил начало крестьянской войне в России).

Студенческие выступления и земская «банкетная» кампа­ния осени 1904 г. дополняли картину массовых выступлений обшественности против основ сyществующего строя.

Новым явлением в обшественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение ра­бочего класса>~, деятельностью которого руководил В. И. Уль­янов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в вос­кресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся 1 съезд Российской социал-демократической рабо­чей партии, провозгласивший создание первой в стране рабо­чей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее 11 съезде (1903) были приняты программа (предусматри­вавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, ус­тановление диктатуры пролетариата и проведение социалисти­ческих преобразований - на втором) и устав. Тогда же произо­шел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие го­ды возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.

Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление кон­ституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных органи­заций. Однако такие настроения были присywи «HOBЫM>~ ли­бералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение>~, который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный тео­ретик и акцlВНЫЙ участник либерально-народнического движе­ния П. Б. Струве. Вскоре «HOBыe>~ либералы создали «Союз ос­вобождения>~, явивщийся организатором «банкетной)~ кампании осенью 1904 года. Однако «CTapыe>~ либералы (составлявщие большинство участников движения) по-прежнему ориентиро­вались на сотрудничество с правительством в проведении ре­форм. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов>~, пытавшийся использовать легальные возможности земств.

Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».

Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.

Основные термины и понятия: политические партии.

План ответа: 1) предпосылки активизации общественного дви­жения в начале XX в.; 2) особенности общественного движе­ния; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социалистическое движение; 6) появление первых полити­ческих партий.

Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серь­езных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнитель­ной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации си­стемы власти и управления; отсутствие элементов представи­тельной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий. Со­хранение и углубление многочисленных противоречий в соци­ально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлени­ях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение уни­верситетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция - за привлечение ее предста­вителей к управлению делами общества..

Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политически­ми требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифес­тации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состо­ялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской гу­берний началась полоса крестьянских восстаний, не пре­кращавшихся вплоть до 1917 г.

Новым явлением в общественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение ра­бочего класса», деятельностью которого руководил В. И. Уль­янов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в вос­кресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся I съезд Российской социал-демократической рабо­чей партии, провозгласивший создание первой в стране рабо­чей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее II съезде (1903) были приняты программа (предусматри­вавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, ус­тановление диктатуры пролетариата и проведение социалисти­ческих преобразований - на втором) и устав. Тогда же произо­шел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие го­ды возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.



Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление кон­ституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных органи­заций. Однако такие настроения были присущи «новым» ли­бералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение», который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный тео­ретик и активный участник либерально-народнического движе­ния П. Б. Струве. Вскоре «новые» либералы создали «Союз ос­вобождения». Однако «старые» либералы (составлявшие большинство участников движения) по-прежнему ориентиро­вались на сотрудничество с правительством в проведении ре­форм. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов», пытавшийся использовать легальные возможности земств.

В 1902 г. сохранявшиеся к тому времени народнические кружки и группы образовали партию социалистов-революцио­неров (ее лидером стал В. М. Чернов). В их программе ставилась задача ликвидации самодержавного строя и построения социа­листического общества, основу которого составляла бы кресть­янская община. Следуя народовольческой традиции, эсеры не

исключали тактику индивидуального террора, для чего была создана Боевая организация партии эсеров.

Первые партии могли существовать либо в глубоком под­полье, либо в эмиграции, так как отсутствовали законы, раз­решающие их деятельность.

Значение общественного движения в России в конце XIX - начале XX в. в том, что оно обозначило наиболее острые вопросы в социально-экономическом и общественно-полити­ческом строе России и предложило свой вариант их решения.

«Русская культура XIX в» - Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. Кино входило в повседневный быт. Наука. Манифест 17 октября 1905г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Казанский вокзал в Москве. В конце XIX – начале ХХ в. российская наука выходит на передовые рубежи.

«Русская культура XIX века» - Выбери из следующих имен русского писателя автора романа «Бесы» В.Г. Короленко; И.С. Тургенев; Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой. Задание №4. Задание №3. Русский композитор, автор популярных романсов второй половины XIX века: Даргомыжский; Бородин; Мусоргский; Чайковский. Оборочный тур №2. Н.М. Пржевальский; Г.Н. Потанин; П.П. Семенов-Тян-Шанский; П.А. Кропоткин.

«Искусство XIX XX века» - Символизм. Импрессионизм в литературе: Характерные признаки. Французской - П. Вчшен, братья Гонкуры, Ж.-К. Стиль: от франц.(impression - впечатление) берет свое начало во французской живописи. Модернизм был одним из главных направлений первой половины XX века. Генрик Ибсен –норвежский драматург. Создатель новой социально-психологической драмы.

«Культура XIX ст» - Третьяковская галерея. Серов в. А. (1865-1911). Скульптура. «Над вечным покоем». «Корабельная роща». Новое в архитектуре. «Аленушка». «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Русский художник выдающийся мастер пейзажа. Портрет писателя А.И. Герцена. «Чаепитие в Мытищах». Особняк инженера Клодта. Передвижник пленэрные пейзажи.

«Исследования XIX века» - 1.1-я русская кругосветная экспедиция. И.Айвазовский. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Ледяные горы в Антарктиде. История России. И.Ф.Крузенштерн. 4.Исследование Дальнего Востока. Кругосветные экспедиции совершили В.Головин-1807-11,Ф.Литке-1826-29 и составили 50 карт. Русская Америка. М.П.Лазарев. Г.И.Невельской.

«Германия XIX-XX в» - ПАРЛАМЕНТ (рейхстаг). Германская империя в конце XIX- начале XX века. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898). План урока. Преобладание вывоза капитала,а не товаров. Новая история. Модернизация в экономике. Верхняя палата. Империализм- высшая стадия развития капитализма. Политическое устройство Германии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра истории и политологии ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ XIX – XX ВЕКОВ. ЛИБЕРАЛИЗМ. КОНСЕРВАТИЗМ. СОЦИАЛИЗМ Методические рекомендации к изучению курсов «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» Москва 2004 2 Составитель: доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. Политические идеологии XIX – XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобаль- ные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. М., 2004. С. 27. Даются рекомендации по изучению темы «Политические идеологии XIX – XX веков». Рекомендации могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсам «По- литология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Оте- чественная история». ISBN 5-94506-071-2 http://fe.miem.edu.ru 3 Либерализм. Консерватизм. Социализм. Общая характеристика Либерализм, консерватизм и социализм представляют собой «боль- шие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к од- ной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованно- сти. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть ос- мыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей. «Большие» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепен- ного размывания традиционных политических мировоззрений – реалисти- ческого, утопического и теократического, которые были формой сущест- вования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций и промышленного переворота, и предлагают пути совершенствования буржуазного общества или его за- мены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и по- стиндустриальное общества как стадии развития современной западной цивилизации обязаны многими своими чертами сознательным усилиям ли- беральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и ком- мунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претво- рить в жизнь свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм мно- гозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную фило- софскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консер- ватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных пу- тей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает неко- торую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле сло- ва. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие» http://fe.miem.edu.ru 4 политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и практика. Существует определенное соответствие между той или иной идеоло- гией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизмен- ным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь пре- имущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место че- ловека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстро- го экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь раз- вития. Рассмотрим их основные типы и виды. Либерализм Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – ис- панском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении. Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей ис- тории его существования. Либерализм – это утверждение ценности чело- веческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либера- лизм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число не- отчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что соб- ственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосыл- ка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государ- ства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где на- чинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксиру- ются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объеди- нений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны. http://fe.miem.edu.ru 5 Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозна- ченный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70- 80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное про- должение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либера- лизма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представи- телями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либе- ральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процес- сами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Вели- кой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправ- дывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Ве- ликой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума. Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государ- ства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны дру- гих лиц, организаций, общества и государства. Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его со- ответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бен- там. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права ни- когда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государ- ства. Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдель- ных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцени- ваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют http://fe.miem.edu.ru 6 уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конст- руирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нуж- ное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие. Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилита- ризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной впол- не конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегу- ляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основан- ной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды пре- следуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эф- фективное экономическое развитие страны. Государству не следует вме- шиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на- рушить гармонию, чем содействовать ее установлению. Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответ- ствует концепция правового государства. Целью такого государства явля- ется формальное равенство возможностей граждан, средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материаль- ное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего». Правовое государство является малофункциональным, что выражает- ся в понятиях «маленькое государство» или «государство-минимум». Та- кое государство обеспечивает общественный порядок, то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов. Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властные полномочия лишь в экстраординарных ситуациях. В ходе нормальной по- вседневной жизни и экономической деятельности «маленькое государст- во» незаметно. «Государство-минимум» – не означает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильная система власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе «правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считали сильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была в зна- чительной степени направлена против насильственной общественной рег- ламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодально- му обществу. Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классиче- ский либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в це- http://fe.miem.edu.ru 7 лом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положи- тельная, ни как отрицательная ценность. Программы либеральных партий обычно включали следующие требо- вания: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых пра- вительство формируется парламентом; провозглашение и реализация де- мократических прав и свобод; отделение церкви от государства. С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива со- циального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либера- лизма. Рассмотрим его причины. Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соот- ветствовала действительности. Первый кризис перепроизводства произо- шел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после завершения промышлен- ного переворота. С тех пор кризисы этого типа периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное против механизации производства. Начиная с 30-х годов 19 века, формы классовой борьбы стали более рациональны и разнообразны: экономиче- ские и политические забастовки, чартистское движение за расширение из- бирательного права, вооруженные восстания в Леоне и в Силезии. Индуст- риальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глу- боко конфликтное и экономически нестабильное. Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистиче- ский способ производства перешел в монополистическую стадию. Свобод- ная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран. Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более ор- ганизованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии, первоначально провозгла- сившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства. Необходимость государственного регулирования экономики и соци- альных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципи- ально новую программу совершенствования буржуазного общества, пред- http://fe.miem.edu.ru 8 полагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной соб- ственности. Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и пар- тиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов со- временной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего пред- ложить избирателям. В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либера- лизм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал- демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части посту- латов классического либерализма. Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобха- уз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США). Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную док- трину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики (экономическая концепция государственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами), поскольку в условиях гос- подства монополий требование неограниченной свободы конкуренции бы- ло взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защиты ин- тересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либе- ральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собст- венности. Мировой экономический кризис конца 20-х - середины 30 годов 20 века окончательно сделал достоянием прошлого представление о воз- можности эффективной экономики без регулирующего государственного вмешательства. Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал- демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные програм- мы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по бо- лезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образо- вание и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в http://fe.miem.edu.ru 9 странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 ве- ка существовали и продолжают существовать благодаря введению про- грессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие мень- шие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос. На протяжении 20 века либеральные, а со второй его половины соци- ал-демократические или коалиционные (включающие социал-демократов и либералов) правительства неуклонно проводили политику, направленную на повышение уровня жизни и рост социальной защищенности трудящих- ся, результатом которой стало создание в развитых странах западной ци- вилизации так называемого «государства благосостояния», от двух третий до трех четвертей населения которого способны удовлетворять все свои разумные потребности. Отказ от концепции общественной саморегуляции неизбежно привел к пересмотру представлений о роли государства в обществе. Идеи «госу- дарства-минимум», государства «ночного сторожа» ушли в прошлое. Кон- цепция правового государства трансформировалась в концепцию социаль- ного государства, предполагающую, что государство не только подчиняет- ся существующими законам и создает формально равные возможности для всех граждан, но и берет на себя социальные обязательства: обеспече- ние достойного уровня жизни населения и его неуклонного роста. Появление социального либерализма не означало преодоление кризи- са либеральной идеологии и либеральных партий. Либерализм лишь при- способился к новым условиям. Популярность либеральных партий в Евро- пе на протяжении 20 века неизменно падала, и после второй мировой вой- ны инициатива социального реформаторства перешла к социал- демократам не только идейно, но и фактически: социал-демократическую программу совершенствования буржуазного общества стали осуществлять социал-демократические или коалиционные правительства. В США либе- ралы не утратили своих позиций. Там соответствующая программа прово- дилась демократической (либеральной) партией. Начало реализации про- граммы такого типа связано с «новым курсом» президента Ф. Рузвельта, заложившего основы наиболее конструктивного варианта преодоления кризиса либеральной общественной модели. Поскольку государственное регулирование экономики и социальные программы осуществлялись в США партией либерального, а не социалистического типа, ценности соли- дарности и социальной справедливости не получили в этой стране такого распространения как в Европе, а частичная национализация промышлен- ности никогда не проводилась, в следствие чего в США в отличии от Ев- ропейских стран полностью отсутствует государственный сектор экономи- ки. http://fe.miem.edu.ru 10 В 70-е годы 20 века модель общества, предполагающая государствен- ное регулирование рыночной экономики, основанной на частной собст- венности, оказалась в состоянии кризиса. Поскольку разработка основных принципов этой модели и ее реализация были связаны с деятельностью со- циал-демократов и либералов, идеология социал-демократии и либерализм оказались ответственны за снижение темпов экономического роста, ин- фляцию и безработицу, а инициатива социального реформаторства пере- шла к неоконсерваторам, сумевшим предложить новую общественную мо- дель. В результате либеральная идеология снова изменилась, на этот раз под воздействием неоконсерватизма. Появился современный либерализм (с конца 70-х годов 20 века и до наших дней), представленный социальным либерализмом, воспринявшим ряд неоконсервативных идей, и неолибера- лизмом, который можно определить как воскрешение основных принципов классического либерализма в условиях конца 20 века. Идейную основу со- временного либерализма составляет разработанная основоположниками классического либерализма и взятая на вооружение неоконсерваторами концепция общественной саморегуляции. Ведущим направлением либерализма в настоящее время является со- временный социальный либерализм, наиболее известным представителем которого является германский социолог и политолог Р. Дарендорф. Сход- ные идеи развивают в своих работах немецкие либералы Ф. Шиллер и Ф. Науман. Эта идейно-политическая конструкция занимает в общем и целом среднее положение между социал-демократией и неоконсерватизмом. Со- храняется приверженность таким важнейшим постулатам социального ли- берализма как государственное регулирование экономики и государствен- ные программы социальной помощи наиболее малоимущим слоям населе- ния. Более того, многие представители этого течения современной либе- ральной мысли полагают, что только государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы может сгладить социально-классовые и этнические конфликты и защитить общество конца 20 – начала 21 века от революционных потрясений. Вместе с тем, осознав негативные последствия чрезмерно разросшей- ся бюрократии и излишней государственной регламентации в социально- экономической сфере, современные социальные либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства, что соответствует принципам неоконсер- ватизма. Однако, выступая за известное ограничение государственного вмеша- тельства в неполитические сферы общественной жизни, современные при- верженцы социального либерализма непременно подчеркивают, что стремление решить экономические проблемы без учета социального ком- понента - это не социальный либерализм, а социальный дарвинизм. Эко- http://fe.miem.edu.ru

Похожие публикации