Общественное движение на рубеже XIX—XX веков. §6. Основные направления развития российской политической мысли
Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».
Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.
Основные термины и понятия: политические партии.
План ответа: 1) предпосылки активизации общественного движения в начале хх в.; 2) особенности общественного движения; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социaлистическое движение; 6) появление первых политических партий.
Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале хх в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсyтствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсyтствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция:- за при влечение ее представителей к управлению делами общества.
Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политическими требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифестации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состоялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской губерний началась полоса крестьянских восстаний, не прекращавшихся вплоть до 1917 r. (историк В. П. Данилов полагает, что 1902 год положил начало крестьянской войне в России).
Студенческие выступления и земская «банкетная» кампания осени 1904 г. дополняли картину массовых выступлений обшественности против основ сyществующего строя.
Новым явлением в обшественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса>~, деятельностью которого руководил В. И. Ульянов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в воскресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся 1 съезд Российской социал-демократической рабочей партии, провозгласивший создание первой в стране рабочей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее 11 съезде (1903) были приняты программа (предусматривавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, установление диктатуры пролетариата и проведение социалистических преобразований - на втором) и устав. Тогда же произошел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие годы возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.
Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление конституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных организаций. Однако такие настроения были присywи «HOBЫM>~ либералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение>~, который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный теоретик и акцlВНЫЙ участник либерально-народнического движения П. Б. Струве. Вскоре «HOBыe>~ либералы создали «Союз освобождения>~, явивщийся организатором «банкетной)~ кампании осенью 1904 года. Однако «CTapыe>~ либералы (составлявщие большинство участников движения) по-прежнему ориентировались на сотрудничество с правительством в проведении реформ. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов>~, пытавшийся использовать легальные возможности земств.
В 1902 г. сохранявшиеся к тому времени народнические кружки и группы образовали партию социалистов-революционеров (ее лидером стал В. М. Чернов). В их программе ставилась задача ликвидации самодержавного строя и построения социалистического общества, основу которого составляла бы крестьянская община. Следуя народовольческой традиции, эсеры не
исключали тактику индивидуального террора, ДЛЯ чего была создана Боевая организация партии эсеров.
Первые партии могли существовать либо в глубоком подполье, либо в эмиграции, так как отсутствовали законы, разрешающие их деятельность.
Значение общественного движения в России в конце XIX начале хх в. в том, что оно обозначило наиболее острые вопросы в социально-экономическом и общественно-политическом строе России и предложило свой вариант их решения.
83. Ревопюция 1905-1907 ГГ.: причины, характер, движущие сипы, основные этапы и итоги
Основные даты и события: 9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье»; июнь 1905 г. - восстание на броненосце «Потемкин»; октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка; 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.
Исторические деятели: Николай 11; п. Н. Милюков; А. и. Гучков; с. ю. Витте; п. п. Шмидт.
Основные термины и понятия: революция; манифест; стачка; восстание.
Работа с картой: показать основные очаги революционного движения.
План ответа: 1) предпосылки, основные задачи, движущие силы, характер революции 1905-1907 п.; 2) особенности революции; 3) основные этапы революции; 4) итоги революции.
Материал к ответу: Революция 1905-1907 п. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и политических (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.
Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах.
Революция носила буржуазно-демократический характер, так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что резулылатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть"и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные собьrrия развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: правительственного, либерального и революционного.
В ходе революции можно выделить два основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь-декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 - июнь 1907 г.).
На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку иваново-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созьm Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на ПО.lЩержку других кораблей эскадры. В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне - Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью
всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.
В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа - Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в России. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии - «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.
Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о при соединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6-19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне - 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.
Спаду революционной активности во многом способствовало начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция.
Революция 1905-1907 ГГ. имела болылое историческое значение. Она показала властям, что их выбор лежит между реформами и революцией, а промедление грозит социальным взрывом. В 1905-1906 ГГ. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.
Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».
Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.
Основные термины и понятия: политические партии.
План ответа: 1) предпосылки активизации общественного движения в начале хх в.; 2) особенности общественного движения; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социaлистическое движение; 6) появление первых политических партий.
Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале хх в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсyтствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсyтствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция:- за при влечение ее представителей к управлению делами общества.
Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политическими требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифестации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состоялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской губерний началась полоса крестьянских восстаний, не прекращавшихся вплоть до 1917 r. (историк В. П. Данилов полагает, что 1902 год положил начало крестьянской войне в России).
Студенческие выступления и земская «банкетная» кампания осени 1904 г. дополняли картину массовых выступлений обшественности против основ сyществующего строя.
Новым явлением в обшественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса>~, деятельностью которого руководил В. И. Ульянов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в воскресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся 1 съезд Российской социал-демократической рабочей партии, провозгласивший создание первой в стране рабочей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее 11 съезде (1903) были приняты программа (предусматривавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, установление диктатуры пролетариата и проведение социалистических преобразований - на втором) и устав. Тогда же произошел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие годы возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.
Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление конституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных организаций. Однако такие настроения были присywи «HOBЫM>~ либералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение>~, который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный теоретик и акцlВНЫЙ участник либерально-народнического движения П. Б. Струве. Вскоре «HOBыe>~ либералы создали «Союз освобождения>~, явивщийся организатором «банкетной)~ кампании осенью 1904 года. Однако «CTapыe>~ либералы (составлявщие большинство участников движения) по-прежнему ориентировались на сотрудничество с правительством в проведении реформ. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов>~, пытавшийся использовать легальные возможности земств.
Основные даты и события: 1898 г. - образование РСДРП; 1902 г. - образование партии эсеров; 1904 г. - образование либерального «Союза освобождения».
Исторические деятели: В. И. Ульянов (Ленин); Ю. О. Мартов; В. М. Чернов.
Основные термины и понятия: политические партии.
План ответа: 1) предпосылки активизации общественного движения в начале XX в.; 2) особенности общественного движения; 3) консервативное движение; 4) либеральное движение; 5) социалистическое движение; 6) появление первых политических партий.
Материал к ответу: Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие - за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты - за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства - за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция - за привлечение ее представителей к управлению делами общества..
Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политическими требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифестации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состоялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. - на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской губерний началась полоса крестьянских восстаний, не прекращавшихся вплоть до 1917 г.
Новым явлением в общественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», деятельностью которого руководил В. И. Ульянов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в воскресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии, провозгласивший создание первой в стране рабочей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее II съезде (1903) были приняты программа (предусматривавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, установление диктатуры пролетариата и проведение социалистических преобразований - на втором) и устав. Тогда же произошел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие годы возглавил В. И. Ленин. Второе - Ю. О. Мартов.
Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление конституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных организаций. Однако такие настроения были присущи «новым» либералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение», который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный теоретик и активный участник либерально-народнического движения П. Б. Струве. Вскоре «новые» либералы создали «Союз освобождения». Однако «старые» либералы (составлявшие большинство участников движения) по-прежнему ориентировались на сотрудничество с правительством в проведении реформ. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов», пытавшийся использовать легальные возможности земств.
В 1902 г. сохранявшиеся к тому времени народнические кружки и группы образовали партию социалистов-революционеров (ее лидером стал В. М. Чернов). В их программе ставилась задача ликвидации самодержавного строя и построения социалистического общества, основу которого составляла бы крестьянская община. Следуя народовольческой традиции, эсеры не
исключали тактику индивидуального террора, для чего была создана Боевая организация партии эсеров.
Первые партии могли существовать либо в глубоком подполье, либо в эмиграции, так как отсутствовали законы, разрешающие их деятельность.
Значение общественного движения в России в конце XIX - начале XX в. в том, что оно обозначило наиболее острые вопросы в социально-экономическом и общественно-политическом строе России и предложило свой вариант их решения.
«Русская культура XIX в» - Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. Кино входило в повседневный быт. Наука. Манифест 17 октября 1905г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Казанский вокзал в Москве. В конце XIX – начале ХХ в. российская наука выходит на передовые рубежи.
«Русская культура XIX века» - Выбери из следующих имен русского писателя автора романа «Бесы» В.Г. Короленко; И.С. Тургенев; Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой. Задание №4. Задание №3. Русский композитор, автор популярных романсов второй половины XIX века: Даргомыжский; Бородин; Мусоргский; Чайковский. Оборочный тур №2. Н.М. Пржевальский; Г.Н. Потанин; П.П. Семенов-Тян-Шанский; П.А. Кропоткин.
«Искусство XIX XX века» - Символизм. Импрессионизм в литературе: Характерные признаки. Французской - П. Вчшен, братья Гонкуры, Ж.-К. Стиль: от франц.(impression - впечатление) берет свое начало во французской живописи. Модернизм был одним из главных направлений первой половины XX века. Генрик Ибсен –норвежский драматург. Создатель новой социально-психологической драмы.
«Культура XIX ст» - Третьяковская галерея. Серов в. А. (1865-1911). Скульптура. «Над вечным покоем». «Корабельная роща». Новое в архитектуре. «Аленушка». «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Русский художник выдающийся мастер пейзажа. Портрет писателя А.И. Герцена. «Чаепитие в Мытищах». Особняк инженера Клодта. Передвижник пленэрные пейзажи.
«Исследования XIX века» - 1.1-я русская кругосветная экспедиция. И.Айвазовский. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Ледяные горы в Антарктиде. История России. И.Ф.Крузенштерн. 4.Исследование Дальнего Востока. Кругосветные экспедиции совершили В.Головин-1807-11,Ф.Литке-1826-29 и составили 50 карт. Русская Америка. М.П.Лазарев. Г.И.Невельской.
«Германия XIX-XX в» - ПАРЛАМЕНТ (рейхстаг). Германская империя в конце XIX- начале XX века. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898). План урока. Преобладание вывоза капитала,а не товаров. Новая история. Модернизация в экономике. Верхняя палата. Империализм- высшая стадия развития капитализма. Политическое устройство Германии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра истории и политологии ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ XIX – XX ВЕКОВ. ЛИБЕРАЛИЗМ. КОНСЕРВАТИЗМ. СОЦИАЛИЗМ Методические рекомендации к изучению курсов «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» Москва 2004 2 Составитель: доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. Политические идеологии XIX – XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобаль- ные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. М., 2004. С. 27. Даются рекомендации по изучению темы «Политические идеологии XIX – XX веков». Рекомендации могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсам «По- литология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Оте- чественная история». ISBN 5-94506-071-2 http://fe.miem.edu.ru 3 Либерализм. Консерватизм. Социализм. Общая характеристика Либерализм, консерватизм и социализм представляют собой «боль- шие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к од- ной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованно- сти. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть ос- мыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей. «Большие» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепен- ного размывания традиционных политических мировоззрений – реалисти- ческого, утопического и теократического, которые были формой сущест- вования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций и промышленного переворота, и предлагают пути совершенствования буржуазного общества или его за- мены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и по- стиндустриальное общества как стадии развития современной западной цивилизации обязаны многими своими чертами сознательным усилиям ли- беральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и ком- мунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претво- рить в жизнь свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм мно- гозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную фило- софскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консер- ватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных пу- тей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает неко- торую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле сло- ва. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие» http://fe.miem.edu.ru 4 политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и практика. Существует определенное соответствие между той или иной идеоло- гией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизмен- ным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь пре- имущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место че- ловека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстро- го экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь раз- вития. Рассмотрим их основные типы и виды. Либерализм Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – ис- панском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении. Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей ис- тории его существования. Либерализм – это утверждение ценности чело- веческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либера- лизм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число не- отчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что соб- ственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосыл- ка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государ- ства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где на- чинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксиру- ются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объеди- нений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны. http://fe.miem.edu.ru 5 Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозна- ченный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70- 80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное про- должение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либера- лизма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представи- телями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либе- ральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процес- сами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Вели- кой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправ- дывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Ве- ликой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума. Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государ- ства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны дру- гих лиц, организаций, общества и государства. Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его со- ответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бен- там. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права ни- когда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государ- ства. Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдель- ных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцени- ваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют http://fe.miem.edu.ru 6 уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конст- руирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нуж- ное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие. Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилита- ризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной впол- не конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегу- ляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основан- ной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды пре- следуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эф- фективное экономическое развитие страны. Государству не следует вме- шиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на- рушить гармонию, чем содействовать ее установлению. Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответ- ствует концепция правового государства. Целью такого государства явля- ется формальное равенство возможностей граждан, средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материаль- ное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего». Правовое государство является малофункциональным, что выражает- ся в понятиях «маленькое государство» или «государство-минимум». Та- кое государство обеспечивает общественный порядок, то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов. Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властные полномочия лишь в экстраординарных ситуациях. В ходе нормальной по- вседневной жизни и экономической деятельности «маленькое государст- во» незаметно. «Государство-минимум» – не означает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильная система власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе «правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считали сильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была в зна- чительной степени направлена против насильственной общественной рег- ламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодально- му обществу. Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классиче- ский либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в це- http://fe.miem.edu.ru 7 лом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положи- тельная, ни как отрицательная ценность. Программы либеральных партий обычно включали следующие требо- вания: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых пра- вительство формируется парламентом; провозглашение и реализация де- мократических прав и свобод; отделение церкви от государства. С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива со- циального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либера- лизма. Рассмотрим его причины. Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соот- ветствовала действительности. Первый кризис перепроизводства произо- шел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после завершения промышлен- ного переворота. С тех пор кризисы этого типа периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное против механизации производства. Начиная с 30-х годов 19 века, формы классовой борьбы стали более рациональны и разнообразны: экономиче- ские и политические забастовки, чартистское движение за расширение из- бирательного права, вооруженные восстания в Леоне и в Силезии. Индуст- риальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глу- боко конфликтное и экономически нестабильное. Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистиче- ский способ производства перешел в монополистическую стадию. Свобод- ная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран. Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более ор- ганизованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии, первоначально провозгла- сившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства. Необходимость государственного регулирования экономики и соци- альных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципи- ально новую программу совершенствования буржуазного общества, пред- http://fe.miem.edu.ru 8 полагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной соб- ственности. Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и пар- тиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов со- временной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего пред- ложить избирателям. В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либера- лизм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал- демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части посту- латов классического либерализма. Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобха- уз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США). Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную док- трину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики (экономическая концепция государственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами), поскольку в условиях гос- подства монополий требование неограниченной свободы конкуренции бы- ло взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защиты ин- тересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либе- ральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собст- венности. Мировой экономический кризис конца 20-х - середины 30 годов 20 века окончательно сделал достоянием прошлого представление о воз- можности эффективной экономики без регулирующего государственного вмешательства. Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал- демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные програм- мы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по бо- лезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образо- вание и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в http://fe.miem.edu.ru 9 странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 ве- ка существовали и продолжают существовать благодаря введению про- грессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие мень- шие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос. На протяжении 20 века либеральные, а со второй его половины соци- ал-демократические или коалиционные (включающие социал-демократов и либералов) правительства неуклонно проводили политику, направленную на повышение уровня жизни и рост социальной защищенности трудящих- ся, результатом которой стало создание в развитых странах западной ци- вилизации так называемого «государства благосостояния», от двух третий до трех четвертей населения которого способны удовлетворять все свои разумные потребности. Отказ от концепции общественной саморегуляции неизбежно привел к пересмотру представлений о роли государства в обществе. Идеи «госу- дарства-минимум», государства «ночного сторожа» ушли в прошлое. Кон- цепция правового государства трансформировалась в концепцию социаль- ного государства, предполагающую, что государство не только подчиняет- ся существующими законам и создает формально равные возможности для всех граждан, но и берет на себя социальные обязательства: обеспече- ние достойного уровня жизни населения и его неуклонного роста. Появление социального либерализма не означало преодоление кризи- са либеральной идеологии и либеральных партий. Либерализм лишь при- способился к новым условиям. Популярность либеральных партий в Евро- пе на протяжении 20 века неизменно падала, и после второй мировой вой- ны инициатива социального реформаторства перешла к социал- демократам не только идейно, но и фактически: социал-демократическую программу совершенствования буржуазного общества стали осуществлять социал-демократические или коалиционные правительства. В США либе- ралы не утратили своих позиций. Там соответствующая программа прово- дилась демократической (либеральной) партией. Начало реализации про- граммы такого типа связано с «новым курсом» президента Ф. Рузвельта, заложившего основы наиболее конструктивного варианта преодоления кризиса либеральной общественной модели. Поскольку государственное регулирование экономики и социальные программы осуществлялись в США партией либерального, а не социалистического типа, ценности соли- дарности и социальной справедливости не получили в этой стране такого распространения как в Европе, а частичная национализация промышлен- ности никогда не проводилась, в следствие чего в США в отличии от Ев- ропейских стран полностью отсутствует государственный сектор экономи- ки. http://fe.miem.edu.ru 10 В 70-е годы 20 века модель общества, предполагающая государствен- ное регулирование рыночной экономики, основанной на частной собст- венности, оказалась в состоянии кризиса. Поскольку разработка основных принципов этой модели и ее реализация были связаны с деятельностью со- циал-демократов и либералов, идеология социал-демократии и либерализм оказались ответственны за снижение темпов экономического роста, ин- фляцию и безработицу, а инициатива социального реформаторства пере- шла к неоконсерваторам, сумевшим предложить новую общественную мо- дель. В результате либеральная идеология снова изменилась, на этот раз под воздействием неоконсерватизма. Появился современный либерализм (с конца 70-х годов 20 века и до наших дней), представленный социальным либерализмом, воспринявшим ряд неоконсервативных идей, и неолибера- лизмом, который можно определить как воскрешение основных принципов классического либерализма в условиях конца 20 века. Идейную основу со- временного либерализма составляет разработанная основоположниками классического либерализма и взятая на вооружение неоконсерваторами концепция общественной саморегуляции. Ведущим направлением либерализма в настоящее время является со- временный социальный либерализм, наиболее известным представителем которого является германский социолог и политолог Р. Дарендорф. Сход- ные идеи развивают в своих работах немецкие либералы Ф. Шиллер и Ф. Науман. Эта идейно-политическая конструкция занимает в общем и целом среднее положение между социал-демократией и неоконсерватизмом. Со- храняется приверженность таким важнейшим постулатам социального ли- берализма как государственное регулирование экономики и государствен- ные программы социальной помощи наиболее малоимущим слоям населе- ния. Более того, многие представители этого течения современной либе- ральной мысли полагают, что только государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы может сгладить социально-классовые и этнические конфликты и защитить общество конца 20 – начала 21 века от революционных потрясений. Вместе с тем, осознав негативные последствия чрезмерно разросшей- ся бюрократии и излишней государственной регламентации в социально- экономической сфере, современные социальные либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства, что соответствует принципам неоконсер- ватизма. Однако, выступая за известное ограничение государственного вмеша- тельства в неполитические сферы общественной жизни, современные при- верженцы социального либерализма непременно подчеркивают, что стремление решить экономические проблемы без учета социального ком- понента - это не социальный либерализм, а социальный дарвинизм. Эко- http://fe.miem.edu.ru