Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как подшить ветровую доску крыши. Подшивка свесов крыши. Способы подшивки свесов

Работы на крыше почти завершены и передо мной стал очередной вопрос: как оформить карниз кровли. Мой выбор пал на софит виниловый торговой марки Дёке. Что такое софит? Какие вообще существуют материалы для подшивки карнизов? Как произвести монтаж софитов своими руками? Какие нужны инструменты? По-порядку обо всем.

Какой материал выбрать для подшивки?

20 лет назад я помогал своему отцу подшить карниз крыши его дома. Нам пришлось сделать все своими руками. При оформлении карниза использовали перфорированный металлический лист «добытый» на каком-то заводе за «жидкую валюту» у местного Михалыча. К моему счастью выбор материалов сегодня ограничивается лишь суммой потраченных денег на работу и материалы или диктуется обликом, который планируется придать дому.

Строительный рынок представлен уже известными материалами как обрезная доска, вагонка, металлический профнастил, пластиковый или металлический сайдинг. Основным недостатком дерева я считаю необходимость использования краски. Металлический профнастил боится конденсата.

В последнее время все большую популярность набирает софит. В переводе с итальянского слово софит — обращённая вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза или других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку. Таким образом, сайдинг, применяемый при оформлении карниза кровли получил свое имя. Это панели, с особой перфорированной или сплошной структурой. Перфорация способствует свободной циркуляции воздуха и вентиляции подкровельного пространства.

За что я выбрал именно виниловый:

  1. Он лёгкий и удобный в монтаже. А когда работаешь своими руками, не хочется носить тяжести;
  2. Это, несмотря на свою легкость, очень прочный материал. К тому же не гниёт и не боится прямых солнечных лучей;
  3. В уходе не нуждается. Покрытие не выцветает;
  4. Не горит. Не боится ни грибка, ни плесени. Не поверил, и сам испытал маленький кусочек зажигалкой.
  5. Самая широкая цветовая гамма. Я выбрал «вкусный» шоколадный.

Признанным лидером на рынке материалов для кровли является компания «Дёке Экстружн». Продукцию упрощенно называют «Дёке» или «Деке». Преимуществом Деке перед другими брендами является высочайшее качество. В результате гарантийный срок увеличен до 50 лет! Лично для меня приятно осознавать, что ближайшие 50 лет мне не придется заниматься карнизом крыши моего дома.

Подшивка карнизов софитом Дёке

Инструкция по монтажу софитов

Итак, с чего же начать монтаж софитов своими руками? Безусловно, с подготовки инструмента. Инструменты для монтажа софитов своими руками:

  1. Уровень;
  2. Рулетка;
  3. Строительный нож;
  4. Уголок либо линейка с транспортиром (пора вспомнить школьную геометрию);
  5. Металлический столярный молоток;
  6. Ножницы по металлу;
  7. Ножовка по металлу с мелкими зубцами;
  8. Аккумуляторная дрель (отвертка);
  9. Дисковая пила.

Отмечу, что дисковая пила и аккумуляторная дрель не обязательны, но их наличие очень ускоряет процесс.

Как же рассчитать необходимое количество материалов, чтобы подшить карниз крыши? Очень просто. Измеряем здание по периметру, затем, ширину карниза. Размеры дома 9 на 9 метров. Значит, длина периметра 36 м. Ширина карниза в моём случае 50 сантиметров. По моим подсчётам получилось 36х0,5=18 метров квадратных. Размеры одной панели деке 305х15 см. Площадь одной панели (3,05х0,15=0,46) метров квадратных. В итоге расчётное количество панелей деке получаем (18:0,46=40) штук, несколько панелей добавим на случай ошибок. В итоге, получается 19,32 метров квадратных или 42 панели фирмы «Дёке».

Совет: если у вас нет проекта дома с решением по монтажу софитов карниза, сделайте план-чертеж для удобства расчетов.

Я выбрал модель Т2 частично перфорированную от «Дёке». Думаю, что полностью перфорированные панели нужны, если материал кровли профнастил или металлическая черепица. В моём доме материал крыши листы “Onduline”.

Подшив карниза крыши своими руками начинается с предварительного изготовления каркаса или горизонтальной коробки. В моем случае карниз не широкий, но я все равно решил пустить рейку по центру для усиления. Количество брусков для каркаса я считал условно и с запасом. Расстояние между поперечинами метр. Отсюда общая длина (36+37+38+35=146) м. Учитывая запас, взял 160 м. Размер брусков 4х5 см.

Настоятельно рекомендую взять в аренду леса. Очень экономит время и нервы, если переставляя в очередной раз лестницу, испортите фасад. Не забываёте: теплоизоляция фасада либо другая отделка дома должны быть выполнены до начала работ по установке софитов карниза.

Смонтировал рейки вдоль фасада. Предварительно, с помощью уровня перенес уровень желобов на стены. Сначала, отметил, таким образом уровень по углам крыши дома, затем перенес на весь фасад. Крепим бруски к стенам при помощи дюбелей. Крепление брусков к стропилам и поперечинам можно сделать саморезами. Каркас готов! Алгоритм крепления софита не сложный. Для выполнения работ своими руками мне понадобятся оцинкованные саморезы с пресс-шайбой и, собственно, элементы софитов. Софит для крыши фирмы «Дёке» в моём случае состоит из четырех элементов:

  1. Н-профиль;
  2. J либо L-профиль (силуэт профиля напоминает буквы);
  3. J-фаска(еще называют фризовая панель)
  4. Панель софита Т2.

J-профили мы крепим по краям карниза, H- профиль нужен для соединения панелей при соединении под прямым углом или стыка «в ёлочку» по углам карниза крыши. Сами панели нарезаются на фрагменты по ширине карниза. Важно соблюдать следующие правила крепления панелей:

  1. Виниловый софит крепим аккуратно, без натяжений и изгибов.
  2. Обязательно нужно выдерживать зазор около 6-10 см для компенсации сезонных расширений.
  3. Не крепите сайдинг слишком плотно;
  4. Когда будете крепить панели, не дожимайте до упора для возможности хода панелей;
  5. Для этой же цели саморез вкручивайте приблизительно в середину перфорированного отверстия
  6. При креплении профилей нужно придерживаться шага в 30-40 см;
  7. Детали стыкуем под прямым углом до характерного щелчка замка.

Друзья, как вы смогли узнать – монтаж своими руками софита, как и других видов софитов при достаточном изучении материалов и наличии времени может стать интересным занятием. При строительстве своего дома смелее пробуйте сделать несложные работы и применять новые материалы. Вы убедитесь, что это приносит радость, удовлетворение и уверенность в собственных силах!

Сегодня без труда можно купить различные виды материалов для устройства карниза. При таком большом изобилии многие люди затрудняются в выборе и нуждаются в помощи. Нужно ориентироваться не только на цену и стоимость работ, но и на характеристики материала и его внешний вид.

Требования к материалам:

  • Защита свеса крыши от разрушительного воздействия осадков (дождь, снег, ветер) и перепадов температуры.
  • Обеспечение хорошей вентиляции кровли.
  • Большой срок эксплуатации в условиях летней жары, зимних морозов и высокой влажности в межсезонье.
  • Красивый внешний вид.

Рассмотрим основные материалы, применяемые для устройства свесов крыши:

Софиты

Софиты - это панели из поливинилхлорида, которые используются для подшивки свесов кровли. Их применяют чаще всего, если сравнивать с другими материалами. Внешне они схожи с сайдингом, но отличаются большей толщиной пластика.

Монтаж софитов на карниз крыши решает проблему вентиляции подкровельного пространства, так как панели имеют небольшие отверстия, пропускающие воздух. Благодаря защитному покрытию, софиты не боятся воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняют свои свойства, независимо от погодных условий.

В большинстве случаев софиты будут наиболее подходящим как по свойствам, так и по цене материалом.

Вагонка

Устройство карниза при помощи вагонки встречается достаточно часто. Это привычный всем материал, с которым легко работать. Обязательно выбирайте вагонку, предназначенную для использования под открытым небом. Она не должна быть сухой или слишком влажной.

Наиболее оптимальным решением считается вагонка, которая находилась под открытым небом около 20-30 дней. В этом случае она будет иметь влажность, соответствующую погодным условиям.

Доска

Подшивка карнизов доской толщиной 2 см также дает хорошие результаты. При соблюдении небольшого зазора пространство под кровлей будет получать требуемое количество свежего воздуха, что очень важно для защиты от образования грибка и плесени.

Панели ПВХ

Если у вас недостаточно средств на покупку более дорогих материалов, то для подшивки карнизных свесов можете использовать панели ПВХ. В этом случае важно уделить особое внимание качеству монтажных работ.

Профнастил

Представляет собой стальные оцинкованные листы с нанесенным слоем полимера, выполняющим эстетическую и защитную функцию. Материал обладает хорошей прочностью и идеально подходит для монтажа карниза.

Цинковое покрытие защищает сталь от коррозии, а слой полимера препятствует образованию царапин. Профнастил выдерживает большие порывы ветра и не боится перепадов температуры.

При выборе этого материала обращайте внимание на высоту волны и размеры листа с учетом выступа свеса.

Существующие варианты подшивки

Первый способ подразумевает подшивку по стропилам. Данная технология используется в случае небольшого уклона крыши. Стропила должны располагаться в одной плоскости. Если это условие не выполняется, то необходимо набить доски.

Обшить крышу можно как вдоль, так и поперек. Сначала крепят первую и последнюю панель, после чего между ними натягивают капроновую нить. По ней выставляют остальные планки и фиксируют при помощи крепежных элементов.

Второй способ применяют, если кровля имеет большой уклон. Монтажные работы выполняются горизонтально. При помощи бруса делают коробку, закрепленную к стене дома и непосредственно к свесу.

Важно, чтобы брус на стене примерно на 1 см был выше доски, закрепленной на стропилах. Данное условие необходимо, чтобы влага с края кровли не попадала на стену дома. После этого приступают к креплению панелей. Такой монтаж карниза встречается наиболее часто.

Чем отличаются фронтонный свес и карнизный?

Свесы бывают фронтонными и горизонтальными (карнизными). Рассмотрим подробнее их отличия, так как от этого зависит способ обшивки крыши.

Карнизный свес

Он нужен для поступления свежего воздуха на чердак и в подкровельное пространство, где находится утеплитель. Поток воздуха, попадая под крышу через карнизный свес, устремляется вверх и создает требуемый микроклимат, препятствуя гниению и образованию плесени.

Поэтому устройство карнизов нужно делать таким образом, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию. Карнизный свес нельзя плотно заделывать вагонкой или досками. Лучше отдать предпочтение подшивке софитами с перфорацией.

Такой способ защитит крышу от проникновения птиц и грызунов, оставляя возможность для свободного движения воздушного потока на чердак.

Главное правило : при подшивке свеса карнизного типа выбирайте материалы и технологии, предусматривающие возможность вентиляции!

Как это осуществить?

  • Прикрепляя панели, вы можете оставлять небольшой зазор между ними и стеной дома. К примеру, при подшивке сайдингом или профнастилом щель может достигать 1,5 см.
  • Если Вы предпочитаете отделку вагонкой, устанавливайте вентиляционные решетки.
  • Подшивка карнизов доской выполняется таким образом, чтобы оставались щели, размер которых не превышает одного сантиметра.
  • При использовании софитов нужно выбирать панели с перфорацией.

Каким должен быть размер вентиляционных отверстий?

Практика показывает, что общая площадь всех отверстий должна быть не менее 1/500 от площади поверхности, нуждающейся в вентиляции. Если используется кровельное покрытие, которое дышит, например, керамическая черепица, то площадь вентиляционных отверстий должна быть еще больше.

Отверстия обязательно должны быть защищены решеткой или сетками, чтобы птицы, мыши или грязь не попадали внутрь крыши. Эти условия обязательны к выполнению во время монтажа карнизов.

Фронтонный свес

В отличие от карнизного, фронтонный свес не нуждается в вентиляции. Он представляет собой боковую часть крыши, уязвимую для сильных порывов ветра. Поэтому подшив кровли в этом случае нужно делать максимально качественно в точности с технологией, чтобы ветер не задувал влагу во время дождя внутрь между панелями.

Главное правило: при обшивке крыши с фронтальной стороны самый большой акцент делается на герметичность конструкции.

Свесы крыши подшивают по большей части из эстетических соображений, однако это далеко не единственная причина. Свесы также призваны защитить кровельный «пирог» от воздействия ветра и влаги. Чтобы упростить процесс подшивания, были придуманы софиты.

Особенности

Софиты представляют собой панели, которые могут быть изготовлены из различных материалов: металла, древесины, полимеров. Их предназначение – подшивка свесов, причем как карнизов, так и фронтонов. Не так давно софитами можно было подшивать только карнизные свесы, поскольку на фронтонах они не держались, однако конструкция была доработана и сейчас есть возможность размещать софиты по всему периметру свесов.

Конечно, есть и более традиционные материалы, использующиеся для отделки свесов: вагонка, доска, сайдинги и подобные. Софиты выгодно от них отличаются, поскольку заранее были разработаны так, чтобы создавать под кровлей подходящий микроклимат , гарантировать лучшую вентиляцию кровельного пирога. Еще одно преимущество – повышенная длина софитов. Они могут достигать 80 см. Ни вагонка, ни доска не может похвастаться подобным.

Плюсы использования софитов следующие:

  • Прочность. Софиты устойчивы к нагрузкам, в том числе ветровым.
  • Легкость ухода. За софитами не придется ухаживать. Достаточно будет мыть их пару раз в год мыльной водой.
  • Стойкость к воздействиям окружающей среды. Софиты практически не выгорают под солнцем, в отличие от сайдинга, который сильно меняет свой цвет после долгого нахождения под солнцем. Также софиты не сжимаются и не расширяются в зависимости от температурных перепадов.
  • Вариативность использования. Софиты подходят не только для наружной отделки, но и для внутренней. Также они будут интересно смотреться при размещении на территории веранды или террасы.

  • Простота монтажа. Не понадобится специфических знаний, чтобы правильным образом закрепить софиты на положенных местах.
  • Привлекательность. Софиты хорошо смотрятся даже без последующей отделки, так как они изначально предназначены для облицовки свесов.
  • Устойчивость к микроорганизмам. Ни грибок, ни плесень не поражают софиты благодаря обработке специальным средством, препятствующим распространению подобных организмов.
  • Высокий уровень защиты. Софиты оберегают не только свесы кровли, но и те коммуникации, которые располагаются под ней и на стенах.
  • Устойчивость к температурам. Температурная амплитуда, при которой можно использовать софиты, крайне велика. Она варьируется от -60 до +120 градусов.

Помимо достоинств, у софитов есть и недостатки, правда, не такие многочисленные:

  • Придется постоянно проверять, в каком состоянии они находятся. Из-за наличия перфорации в них может залетать всевозможный мусор, забивая имеющиеся вентиляционные отверстия. Также сквозь перфорированные отверстия может проникать ветер, расшатывая софиты и выводя их из строя.
  • Раз в пять лет придется полностью заменять все пластины.
  • Софиты стоят достаточно дорого, поэтому сэкономить на них не получится. Даже при условии самостоятельного монтажа стоимость все равно выйдет внушительной.
  • В отличие от остальных материалов, используемых для подшива, укоротить софиты не получится. Перфорация на них расположена в определенном порядке и его нарушение ведет к тому, что часть эксплуатационных свойств будет утеряна.

Устройство

В зависимости от конструктивных особенностей выделяют полностью закрытые, частично перфорированные и полностью перфорированные софиты. Каждый из конструктов предназначен для установки в определенном месте крыши.

  • Софиты без перфорации следует устанавливать на тех участках, на которые попадают осадки: дождь, снег. Такими софитами обшивают фронтоны, а также вертикальные стенки карнизов.
  • Частично перфорированные панели по праву являются универсальными. С их помощью можно обшивать не только свесы, но и потолки. Кстати, зачастую софиты с частичной перфорацией выбираются для обшивки потолков террас и веранд.

  • Полностью перфорированные панели подходят для обшивки внутренней части свесов крыши. Важно, чтобы к этим областям не было доступа осадкой, иначе вода попадет внутрь кровельного пирога, что приведет к загниванию слоев. Однако отверстия не настолько большие, чтобы в них могли влетать птицы или крупные насекомые.

Все софиты, за исключением самодельных, имеют специальные замки, с помощью которых они крепятся друг к другу. Также с помощью этих же замков они крепятся к каркасу свесов. После того как крепления зафиксированы, а сам софит установлен, замков не видно. Также следует учесть тот факт, что чем шире софиты, тем проще их монтировать и тем в более короткие сроки может быть произведена установка.

Как видно, устройство софитов достаточно простое: это панель с перфорацией или без нее. Однако обманчивая простота не должна вас запутать. Перфорация располагается в определенном порядке, и в случае ее нарушения вентиляционные свойства софитов окажутся под серьезной угрозой.

Виды

На сегодняшний день выделяют сразу несколько видов софитов. Основой для классификации послужили материалы, из которых изготовлены панели.

Пластиковые

В быту данный вид софитов больше известен как виниловые. Такие изделия являются наиболее популярными благодаря легкости, прочности, большому выбору расцветок и демократичной цене. К преимуществам виниловых софитов относят следующие:

  • Материал не гниет и не подвергается коррозии. Винил, в отличие от металлов, имеет совсем другой состав, поэтому не подвержен подобным изменениям.
  • Не горит. Пластик плавится, а не горит, благодаря чему горение он не поддерживает. В тому же в материал, из-которого изготавливают софиты, добавляют специальные соединения, повышающие температуру плавления.
  • Не проводит электричество. Благодаря этому качеству отсутствуют риски получить электрический удар, если на пластиковые софиты попадет вода. Бывает так, что они используются для обшивки потолка, а под этой обшивкой располагается проводка. В этих случаях отсутствие электропроводимости – значительное преимущество.
  • Легкость в монтаже и уходе. И устанавливать панели, и ухаживать за ними в будущем просто. Виниловые изделия имеют малый вес, благодаря чему монтировать их можно даже в одиночку.

  • Стойкость к нагрузке. Непродолжительное силовое воздействие не погнет и не покоробит планку, однако это не значит, что можно бить и стучать по виниловым софитам. Они не рассчитаны на ударные нагрузки, но прекрасно переносят атмосферные воздействия: удары дождя, града и снега, сильные порывы ветра, вес снежной шапки.
  • Экологическая безопасность. Пластик, используемый для производства софитов, не выделяет в атмосферу токсичных веществ, вредных для окружающей среды и для человека, поэтому он не наносит вреда экологии.
  • Долгий эксплуатационный срок. Производители заявляют, что виниловые панели могут служить до 50 лет, однако это утверждение легко ставится под сомнение, поскольку каждые пять лет их необходимо заменять на новые.

Можно наглядно увидеть, что выбор виниловых софитов – мудрое решение.

Металлические

Металлические софиты могут изготавливаться из трех металлов: меди, алюминия и оцинкованной стали. Алюминиевые софиты являются самыми популярными на сегодняшний день. Благодаря их преимуществам можно украсить свес, получив аккуратный и эстетически привлекательный карниз. Так, к плюсам относят:

  • Простоту монтажа. Данный пункт можно легко оспорить, учитывая, как легко гнется и деформируется алюминиевая панель, однако в случае аккуратной транспортировки к месту установки и монтажа не в одиночку установка действительно оказывается довольно простой.
  • Легкость в эксплуатации. Ухаживать за алюминиевыми панелями просто благодаря особому покрытию, которое они имеют, однако мыть их нужно осторожно, без нажима, так как софит из алюминия легко погнуть. Поэтому же причине нельзя для мытья использовать мойку высокого давления.
  • Большой выбор расцветок и стойкость. Начать следует с того, что алюминиевые изделия выпускаются в огромном цветовом ассортименте. Специальная технология обработки позволяет им в течение длительного времени сохранять свой цвет под постоянным воздействием ультрафиолета.

  • Устойчивость к горению. Алюминий не горит, но сильно нагревается.
  • Устойчивость к температурным перепадам. Алюминий в состоянии выдержать любые температуры, которые присущи российскому климату, однако как и любой металл, алюминий сжимается при охлаждении и расширяется при нагревании. Из-за этой особенности алюминиевые софиты нежелательно монтировать на домах в районах с крайне холодной зимой и невыносимо жарким летом.

Как и софиты из алюминия, стальные варианты могут быть выполнены в огромном числе расцветок. Кроме прочего, они лишены одного важного недостатка: панели из стали погнуть гораздо сложнее, чем алюминиевые. К слову, и вес они имеют значительно больший.

Что касается медных изделий, то помимо интересного внешнего вида, они отличаются крайне длительным сроком службы.

Как заявляют некоторые специалисты, медные софиты могут прослужить до 150 лет, не потеряв своих эксплуатационных свойств. Поскольку сама по себе медь дорогая, то и софиты стоят прилично. За каждый квадратный метр материала необходимо будет заплатить 2 500 и более рублей.

Деревянные

Деревянные панели используются не столько с практической, сколько с декоративной целью. Такие варианты лучше всего смотрятся на домах из бревна или бруса, хотя и на кирпичных сооружениях тоже выглядят вполне неплохо. Однако дерево в данном случае имеет больше минусов, чем плюсов:

Помимо прочего, выделяют несколько разновидностей софитов в зависимости от их размеров. Не существует универсальных типовых размерностей, однако сразу можно отличить, какая фирма произвела софиты – русская или иностранная. Так, в России оптимальной считается ширина софитов 50-80 см, но это не значит, что модели шире не выпускаются. Просто их придется поискать.

Что касается зарубежной продукции, то ее ширина и длина четко определены: 30 см вширь и 360 см в длину. Подобные размеры считаются наиболее удобными и хорошо подходят практически к любому карнизу.

Что касается толщины, то у алюминиевых образцов она может достигать 0,6 мм, а у виниловых – до 1,2 мм. Для деревянных софитов общего значения нет.

Как рассчитать необходимое количество?

  • тип кровли;
  • наличие утепляющего слоя;
  • ширину и длину ската или скатов, если крыша многоскатная;
  • материал, из которого сделаны софиты;
  • габариты свеса;
  • материал кровли.

Если у вас по какой-то причине нет доступа к подобным программам и вы хотите воспользоваться ручным методом расчета, то воспользуйтесь следующей инструкцией. Для примера возьмем наиболее распространенную двухскатную конструкцию:

  • Сделайте измерения фронтонных и карнизных свесов. Для упрощения расчетов обозначим карнизные свесы буквой D, а фронтонные – буквой B. Например, D=20 м, а B=10 м.
  • Далее нужно найти периметр свесов, который обозначается буквой L. В нашем случае L = 20х2 (две длины карнизов D) + 10х4 (четыре длины фронтонов B) = 80 м.
  • Далее замеряется ширина свеса. Эта величина (обозначим ее А) показывает, насколько свес отходит от стены. Для примера возьмем стандартный показатель А=0,5 м.
  • После того как основные величины получены, можно определить площадь свеса: S = 80х0,5 = 40 м.
  • Чтобы определить, сколько листов софита потребуется, необходимо учесть, из какого материала они будут сделаны. Нет возможности рассматривать расчет для каждого отдельного выпускаемого образца, поэтому возьмем самый распространенный вариант – металлические софиты с габаритами 300х32,5 см. Чтобы рассчитать, сколько штук понадобится (обозначим как K), нужно площадь свесов поделить на площадь листа софитов: K = 40/0,975 = 41,03 штуки. Округляем в большую сторону – 42 софита.

Помимо софитов, понадобятся некоторые дополнительные элементы:

  • Паз или J-профиль. Необходимо разделить периметр L на длину профилей (3 м): 80/3 = 26,67 штук. Округляем в большую сторону – 27 штук.
  • Лобовая планка. Количество определяется точно так же, как и для пазов: на периметр софитов делят на длину планки (3 м) периметр софитов. 80/3 = 26,67 штук. Округляем в большую сторону – 27 штук.
  • Финишная планка. Количество определяется аналогично. Длина финишной планки равно 3 м. Так, 80/3 = 26,67 штук. Округляя, получим 27 штук.

Итого понадобится 42 софита и по 27 пазов, финишных и лобовых планок.

Инструменты

Для монтажа софитов не придется приобретать дорогостоящее оборудование. Можно воспользоваться тем, что имеется в доме практически у каждого хозяина:

  • Строительный уровень. Наиболее предпочтительно, если в запасе имеется и ватерпас, и лазерный уровни. Сверяя горизонталь по двум уровням попеременно, можно безошибочно определить, насколько ровно укладываются софиты.
  • Рулетка. Она нужна для нанесения разметки. Также с ее помощью отмеряют, сколько нужно отрезать от софитного листа.
  • Строительный нож. Он применяется для подрезания небольших участков, когда важна точность. Для отрезания больших кусков лучше воспользоваться другими инструментами.
  • Линейка-уголок и транспортир. Такие инструменты, знакомые всем еще со школьных времен, используются для разметки углов. При нарезке софитов важно, чтобы каждый угол точно соответствовал необходимой величине, иначе между деталями образуются зазоры или, наоборот, они лягут внахлест.

  • Молоток. Лучше всего использовать столярный металлический инструмент небольшого размера.
  • Ножницы по металлу. Как и строительный нож, ножницы предназначены для нарезания небольших деталей.
  • Мелкозубчатая ножовка для металла. С ее помощью можно быстро отпилить необходимый кусок средней величины. При работе с этим инструментом важно пилить только по разметке, чтобы не убрать лишнего.
  • Дрель и шуруповерт. Первый инструмент требуется, когда вы работаете с дюбелями, и вам необходимо будет предварительно проделать отверстия. Шуруповерт необходим, если вы планируете производить закрепление на саморезы.
  • Циркулярная пила. Перед началом работ нужно запастись алмазным диском, так как он режет металлические детали лучше всего. Если же вы выбрали виниловые софиты, то подойдут и обычные диски.

Установка

Наиболее простым является классический процесс подшивки свесов софитами. Такой подшив сможет выполнить своими руками даже новичок. Чтобы сделать все правильно, легко и быстро, воспользуйтесь следующей инструкцией:

  • Для начала необходимо соорудить деревянный каркас , на которой крепятся любые софитные панели. Для такого каркаса понадобятся деревянные бруски с сечением 0,05 м. Вариации с сечением неприемлемы: крыша не выдержит слишком тяжелые бруски, а слишком легкие доски не выдержат веса софитов и снеговой нагрузки.
  • Производится разметка. Метки должны наноситься не только на станы и свесы, но и на сами софитные листы. Важно отметить, где именно будут находиться крепления, а потом соотнести эти метки. Так вся конструкция получится ровной и аккуратной.
  • Закрепляется деревянная обрешетка. Крепить брус можно несколькими способами, но лучше всего использовать обыкновенные гвозди при закреплении на кирпичных стенах или дюбелями при закреплении на СИП-панелях, дереве, пеноблоках.

  • Свес крыши представляет собой один из характерных архитектурных элементов здания. Подшивка свесов карниза и фронтона – это завершающий аккорд в устройстве крыши. В качестве декоративного материала особенно удобно использовать софиты. В комплект, который предназначен специально для подшивки свесов, помимо самих планок входят также все необходимые комплектующие для софитов.

    Свес крыши – это ее нижняя часть, которая выступает за плоскость стен. Он необходим в первую очередь для защиты фундамента и стен дома от осадков. Как правило, его ширина – порядка 40-100 см.

    Подшивка карниза, в частности, помогает:

    • защитить кровельное покрытие от восходящих потоков воздуха при сильном ветре,
    • скрыть «кухню» устройства крыши: древесину стропил, гидроизоляционную пленку, нижнюю поверхность материал для кровли с нижней стороны и т.д.

    как изготавливают софит перфорированный

    Подшивку кровли выполняют по завершении монтажа утепления стен, кровли и водостоков. Современным решением этого вопроса являются кровельные панели.

    Что такое софиты в строительстве

    Софиты – это панели с полимерным покрытием, которые закрепляют к коробу вдоль кромки крыши. Панели изготовливают на основе таких материалов, как алюминий, пластик и медь. При их стыковке используется замковый способ. Такой принцип соединения значительно облегчает монтаж софитов на карниз крыши. Более того, при этом можно скрыть крепления.

    Можно сказать, что соффиты по сути – та же вагонка или сайдинг, но предназначены для декорирования потолка. Единственное, от других типов декоративных панелей кровельные софиты отличаются тем, что могут быть перфорированы.

    Свесы подразделяют на карнизные и фронтонные.

    • Карнизный. Через карнизные воздух проникает в подкровельное пространство и продолжает движение к коньку крыши вверх, обеспечивая тем самым вентиляцию кровли. Если снизу карниз плотно подшить, вентиляция не состоится. Более того, если этого не сделать, в подкровельное пространство со временем попадут насекомые, мыши, птицы, а выступающую часть стропил придется постоянно обрабатывать специальными составами от увлажнения.

    Перфорированный вентилируемый софит как раз тот кровельный элемент, который может обеспечить беспрепятственный проход воздуха через себя и обеспечить циркуляцию воздуха под крышей.

    • Фронтонный. В процессе вентиляции кровли фронтонный свес, в отличие от карнизного, не участвует. Наклонная находится под воздействием атмосферных осадков, ветра, который может в конструкцию крыши задувать влагу. Это вообще недопустимо в случае мансардной крыши, чтобы не допустить в кровельном «пироге» намокание утеплителя.

    Какие панели выбрать: софиты для крыши пластиковые или алюминиевые

    Соффиты виниловые (пластиковые)

    Самый распространенный тип панелей для обшивки карнизов сегодня – софит перфорированный. Белый, особо элегантный, спокойный и в то же время привлекающий взгляд, стоит меньше цветного, особенно коричневого варианта. Цветной соффит пластиковый перфорированный занимает по стоимости золотую середину между белым и коричневым. Эти панели часто используют в комплекте с сайдингом, тогда подшивка карниза крыши не выделяется от фасада.
    Пластиковые соффиты:

    • износостойкие,
    • эластичные,
    • не выцветают,
    • устойчивы к резким перепадам температур,
    • установка практически безотходная,
    • удобны в монтаже.

    на фото: софит перфорированный

    Словом, в этом случае соотношение цена–качество – оптимальное.

    Соффиты алюминиевые

    Алюминиевый софит, аналог пластикового, изготовлен из тонкого листа алюминия, покрытого полимерным цветным составом. В отличие от последних, алюминиевые софиты негорючи, и их коэффициент расширения/сжатия не столь заметен. Поэтому у них нельзя встретить «волнового эффекта», который так часто встречается особенно на пластиковой лобовой доске.

    Сплошные соффиты без перфорации часто используют для подшива потолков и фронтонных свесов.

    на фото: алюминиевый софит

    • Софит алюминиевый перфорированный используют при подшиве карнизных свесов. При этом он обеспечивает в подкровельном пространстве оптимальную вентиляцию. Для большей ее эффективности кровлю снабжают кровельными вентиляторами или продухами, расположенными ближе к коньку.
    • Центровенты или соффиты с перфорацией по центру внешне после установки представляют чередующие полоски: две сплошные, одну перфорированную. Хотя они оставляют впечатление сплошной подшивки, однако позволяют вентилировать подкровельное пространство.

    Таким образом, вопрос какие софиты лучше для подшивки крыши, решают исходя из вида свеса кровли.

    Монтаж софитов на карниз крыши: варианты крепления

    Установку панелей начинают с монтажа принимающего паза (профиля) – на свесе крыши это J-фаска или J-профиль. В зависимости от конструкции стропильной системы вариантов установки принимающего паза есть несколько. Затем, используя уровень, переносят полученную отметку высоты на стену, по которой и выставляется принимающий профиль. То есть, внутренние пазы профилей, расположенных на свесе и стене, должны лежать на одном уровне и в одной плоскости. Это очень важный шаг, поскольку J- или F -профиль служат опорой для панелей. При установке открытых свесов используют F-профиль, а закрытых, соответственно, J-профиль.

    Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.

    Что это такое?

    Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью

    Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

    • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
    • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.

    Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

    Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.

    Виды конструкции

    Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

    Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

    Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.

    Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

    Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.

    Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.

    Прямо по стропилам

    Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

    Технология заключается в следующем:

    • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
    • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

    Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.

    При желании и наличии определенного опыта можно расположить обрешетку перпендикулярно стропилам, а не вдоль них. Однако здесь важно следить за выполнением условия параллельности стене. Обшивку можно чуть направить от стены, чтобы больше обезопасить стены, однако именно параллельное расположение является эталонным.

    Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости : если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

    Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

    Горизонтальная

    Горизонтальную подшивку выбирают в случаях, когда крыша имеет крутые скаты. Именно в этих ситуациях подшив смотрится гармонично и эффектно. По большому счету, горизонтальная подшивка представляет собой коробку, которая прибивается по карнизу. В дальнейшем ее специальным образом окаймляют досками. Это делается во избежание попадания влаги внутрь короба.

    Если свес в ширину больше, чем 45 см, то его необходимо дополнительно укреплять. Для этого используются дополнительные балки, укладывающиеся посередине короба. Так нижняя часть подшивки прибивается и к этому бруску тоже, поэтому нагрузка на сами свесы и специально сооруженную обрешетку значительно снижается. Есть здесь и второй момент: такое крепление необходимо, если дом располагается в ветреном районе. Слишком широкий подбой может просто снести ветром.

    Одним из промежуточных этапов работ является установка перпендикулярных брусьев. Их набивают перпендикулярно стене. Это делается для большего укрепления свеса, снижения нагрузки, чтобы снеговое и ветровое воздействие не сказывалось негативным образом на форме карнизных краев, а вся нагрузка перераспределялась на поперечные балки.

    Приведенные способы подшивки свесов подходят для карнизов. Что касается фронтонов, то для них допустимо использовать только один из методов, особенности которого описаны ниже. Это связано и с необычной формой фронтонных свесов, и с особенностями нагрузки, которая на них ложится. Если карнизы при боковом ветре практически не подвергаются воздействию, то фронтоны в зависимости от угла их наклона могут значительно страдать от этого.

    С учетом всех особенностей и был разработан способ подшивки по обрешетке для фронтонов.

    По обрешетке

    Интересной особенностью обшивки фронтонного свеса по обрешетке является то, что способ остается неизменным вне зависимости от того, как именно подшивали карнизные свесы. Брус непосредственно крепится к обрешетке, составляя каркас для последующей обшивки. В дальнейшем обшивочные доски прикрепляются непосредственно к этим идущим вдоль всего фронтона брусьям.

    Большое влияние на технологию подшивки оказывает то, какая именно конструкция у фронтона. Он может располагаться практически вровень со стеной (когда свесов практически не предусмотрено) или может сильно выдаваться. В первом случае подшивку делают еще и для того, чтобы вода не попадала под нее, ведь вероятность такого исхода здесь намного выше. Во втором случае вся подшивка делается снизу, там же закрепляется водоотводящий желоб.

    Стоит иметь в виду, что в некоторых случаях все же стоит оставить карниз или фронтон не подшитым. Безусловно, это не касается случаев, когда свес практически отсутствует или укороченный.

    В редких случаях подшивают карниз и оставляют без подшива фронтон и наоборот, но это скорее исключение, поскольку подобное сочетание не только часто выглядит непрезентабельно, но и не самое удобное в эксплуатации. Чаще всего можно встретить случаи, когда подшивка и карниза, и фронтона выполнена одинаковым способом или они оба оставлены без нее.

    Таким образом, каждый из способов подшивки можно использовать при подшивании свесов своими руками. Это не вызовет затруднений, в особенности если у человека, затевающего строительство, есть соответствующий опыт.

    Чем подшивать?

    Большее влияние на общий вид здания оказывает не только то, как именно выполнена подшивка свесов крыши, но и материал, выбранный для этого. Для подшивов можно использовать различное сырье, начиная от всем известного дерева и заканчивая специально разработанными для этих целей софитами.

    Есть несколько критериев, на которые нужно опираться при выборе:

    • Важное влияние оказывает эстетическая составляющая. Материал должен согласоваться с общим видом здания и окружающим ландшафтом. Например, подшивать свесы односкатной кровли дома в стиле хай-тек резными деревянными панелями по меньшей мере странно.
    • Еще один решающий фактор – срок службы материала. Помните, что на свесы и на обшивку в частности оказывается куда большее негативное влияние, чем на кровлю в целом, поэтому материал должен быть прочным и долговечным. Идеальным считается выбор такого варианта, который имеет эксплуатационный срок приблизительно равный сроку службы самой крыши.
    • Простота монтажа тоже много значит. Многие решаются подшивать свесы в одиночку, так что материал не должен быть слишком тяжелым, хрупким или еще каким-либо образом осложнять дальнейшие работы.

    Среди всего многообразия материалов, используемых для подшивки свесов, лишь некоторые обладают всеми вышеперечисленными качествами. Некоторые из них более традиционные и известны еще с советских времен, другие же появились совсем недавно.

    Тем не менее, каждый из таких вариантов заслуживает внимания, так как именно их профессиональные строители рекомендуют взять на заметку.

    Доска

    Натуральная древесина и по сей день остается лидером среди материалов, выбираемых для подшивки. Это связано с общеизвестной технологией работы с деревом, относительной дешевизной и отсутствием необходимости приобретать дополнительные инструменты. Распилить доску, придав ей нужные вид и форму, можно обыкновенной ножовкой, а для закрепления использовать саморезы.

    Еще одним достоинством является то, что дерево «дышит», создавая наиболее благоприятный микроклимат под крышей. Правильно обустроенные вентиляционные отверстия вкупе с этой особенностью дают превосходный результат: подкровельное пространство не отсыревает, не преет, излишняя влага там не накапливается. В результате все слои кровельного «пирога» служат долго и оптимально справляются со своими функциями.

    При монтаже доски стоит учитывать несколько факторов.

    Однако не только доска является «представителем» древесины. Сюда же можно отнести еще две разновидности, широко использующиеся в подшивочных работах: вагонку и фанеру.

    Вагонка

    Во многом по своим качествам вагонка схожа с доской, однако есть одно немаловажное отличие. Планки вагонки отличаются тем, что они очень хорошо обработаны. Также, как правило, это узкие доски, в то время как струганная доска может быть какой угодно ширины.

    При покупке вагонки есть некоторые нюансы, на которые профессионалы особенно обращают внимание. Так, для подшивки свесов подойдет далеко не любое сырье. Вагонка не должна быть слишком толстой, но и чрезвычайно тонкая – плохое решение. Оптимально, если толщина составляет 2-5 мм. Играет роль и влажность. Чрезвычайно сухие, пересушенные доски быстро растрескаются, а слишком влажные – разбухнут.

    Для подшивки принято выбирать специально предназначенную для этих целей влагостойкую вагонку, которая обработана составом, препятствующим задерживанию на ней влаги.

    Можно сделать подобное покрытие и самостоятельно, используя обыкновенный лак для дерева. Выносить на открытый воздух планки можно только после того, как они полностью просушены, иначе велик риск, что лак высохнет неравномерно и в результате вспучится. Перед монтажом необходимо около месяца подержать вагонку под открытым небом, чтобы материал адаптировался к окружающим условиям и не покоробился со временем.

    Вагонка – лучший выбор, если нет желания возиться с обработкой, как в случае с досками. Стоит иметь в виду, что вагонка несколько дороже, чем струганная или обрезная доска. Ее цена составляет около 6 долларов за квадратный метр против 2,5 долларов (цена квадратного метра доски).

    Фанера

    Как и в случае с предыдущими двумя вариантами, при выборе фанеры необходимо уделять особое внимание влагостойкости. К сожалению, самостоятельно наделить фанерные листы этим качеством не получится. Нужно изначально покупать фанеру с влагоотталкивающими свойствами.

    Сами по себе плиты влагостойкой фанеры жесткие и практически не поддаются деформациям, поэтому производить их монтаж можно цельным полотном. Плиты крепятся к специально построенному каркасу из брусьев.

    Вентиляция должна быть предусмотрена заранее, так как сделать из фанеры ее не выйдет. Обязательно нужно приобретать специальные вентиляционные решетки.

    Для многих большие вопросы вызывает внешний вид такой подшивки. Без окрашивания или иной обработки фанерные плиты выглядят не очень привлекательно, поэтому не каждый решиться делать такие подшивы. Однако все искупает долговечность и крепость сооружения. В тому же фанера легкая относительно вагонки и досок, что тоже говорит в ее пользу.

    Таким образом, среди деревянных изделий есть из чего выбирать. Многих подкупает их экологичность, других – внешний вид, третьих – доступная стоимость. Ряд качеств присущи только дереву, другие можно встретить и у альтернативных материалов, таких как пластик или металл. В любом случае, не стоит зацикливаться на чем-то одном. Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, рекомендуется подробно ознакомиться со всеми имеющимися материалами. Только после этого можно принимать решение, которое будет обоснованным и взвешенным.

    ПВХ-сайдинг

    Сайдинг из поливинлхлорида изначально не был предназначен для подшивки свесов, однако некоторые предприимчивые мастера приспособили его для этого. Для того чтобы сделать подшивы из сайдинга, потребуется целый комплект деталей:

    • П-образные полосы для отделки краев;
    • «уголки» для отделки стыков;
    • вентиляционные решетки.

    Предварительно стоит учесть, что профессионалы не рекомендуют использовать сайдинг при отделке фронтонных свесов, так как его жесткости не будет достаточно, чтобы выдержать все воздействия. Так, ПВХ-сайдинг подходит преимущественно для отделки карнизов.

    Большую роль играет количество креплений, приходящихся на каждую планку. Минимально их может быть два, но часто количество доходит и до четырех. Это обусловлено шириной свеса: чем она больше, тем чаще устанавливаются крепления.

    Многие отдают предпочтение ПВХ-сайдингу из-за большого выбора расцветок, а также демократичной цены, которая в среднем составляет 4 доллара за квадратный метр.

    Серьезным недостатком является неустойчивость к ультрафиолету: уже спустя три года после начала эксплуатации сайдинг теряет значительную долю насыщенности. Выгорает он неравномерно. В первую очередь страдают те части, которые находятся непосредственно на открытых участках, детали же, расположенные в тени, могут полностью сохранить свой первоначальный цвет. Из-за этого со временем подшивка может стать пятнистой и малопривлекательной. Однако на самом сроке службы такие метаморфозы не сказываются.

    Профлист

    Обшивка профнастилом выполняется легко. В основном это связано с тем, что материал легко режется и из него можно без труда можно «выкроить» какой угодно «лоскут» для подшивки.

    Профлист – стальной рефленый лист, обработанный специальным образом, чтобы на нем не появлялась коррозия. Материал отличается высокой надежностью, стойкостью, прочностью, а также имеет и некоторые другие достоинства , в числе которых – огромный выбор цветовых решений. Можно подобрать профнастил практически любого цвета. Наибольшей популярностью пользуются темно-коричневый, белый, темно-зеленый. Такой выбор расцветок позволяет сделать подшивку, идеально совпадающую с кровлей или стенами.

    При работе с профнастилом не нужны какие-то специальные инструменты.

    Достаточно будет тех, которые имеются у каждого дома или их можно без труда одолжить у друга или соседа. Распиливать профлист нужно циркулярной пилой по металлу, а закреплять – обыкновенными саморезами, предварительно просверлив дрелью отверстия.

    Интересной находкой стали «уголки» из профлиста, позволяющие наилучшим образом закрыть ненужные щели и зазоры. При этом необходимое пространство все же остается из-за рельефности материала.

    Профнастил считается лучшим материалом, когда работы по подшивке свесов предстоит проводить новичку. Именно он менее всего трудоемок в монтаже и вызывает меньше всего затруднений. К тому же цена данного материала тоже демократичная, что не может не радовать всех желающих сэкономить.

    Софиты

    Софиты более всего напоминают сайдинг, однако есть одно существенное отличие. Если ПВХ сайдинг был разработан для обшивки стен, то софиты – материал, специально предназначенный для подшивки свесов. Софиты имеют множество доработок, предназначенных сделать этот материал идеально подходящим для подшивов:

    • Наличие специальных вентиляционных отверстий. Некоторые планки софитов перфорированы, поэтому трудностей с доступом воздуха под кровлю не возникает.
    • Дополнительное защитное покрытие. Оно не дает ультрафиолетовому излучению воздействовать на софиты, поэтому они не выгорают даже в течение длительного нахождения под открытыми солнечными лучами.
    • Большое разнообразие материалов. Софиты делают как из металлов (медь, алюминий, сталь), так и из винила. Пластиковый вариант распространен более всего. Главным образом это обусловлено его стоимостью.
    • Легкость монтажа. Поставляются софиты комплектами, в которых есть крепежные детали, сплошные и перфорированные планки, соединители. Таким образом, процесс подшивки упрощен донельзя, а в результате получается красивый и аккуратный свес. Специализированное оборудование тоже не нужно. Сгодятся все имеющиеся в доме инструменты.

    Несмотря на обилие достоинств, у материала есть один существенный недостаток. Софиты нельзя использовать для подшивания фронтонных свесов крыши. Они пригодны только для карнизов. Именно эта маленькая особенность и заставляет многих отказываться от них в пользу других, более традиционных вариантов.

    Габариты по стандартам

    Размеры свесов довольно четко оговорены в ГОСТ. Согласно этим нормам, а также СНиП, оптимальный размер свеса составляет 40-60 см, но практика показывает, что иногда этими правилами приходится пренебрегать.

    Речь идет в первую очередь о строениях, принадлежащих определенным архитектурным стилям. Например, для альпийского шале уместно вынести свес на расстояние от полутора до трех метров, а для современного дома в стиле хай-тек – вообще отказаться от какого бы то ни было свеса.

    Что касается материалов, то тут обязательных требований нет, однако есть рекомендованные размеры, удобство работы с которыми подтверждено на практике . Выбирая струганную доску, обратите внимание на образцы толщиной по меньшей мере 20 мм. Именно такие лучше всего подходят для подшивки, так как не прогибаются, не страдают от ветра, не коробятся.

    Длина может быть любой, но лучше всего, если она будет равна длине самого свеса (или его ширине при поперечном закреплении). Это позволит избежать множества стыков, и подшивка получится соответственно прочнее.

    Нет стандартных размеров даже для софитов, хотя они специально выпускаются для подшивки свесов. Однако каждый из крупных производителей считает своим долгом предложить иные размеры, нежели предлагается его конкурентом, поэтому у покупателей есть возможность подобрать именно то, что нужно им. Так, ширина панелей колеблется от 30 до 80 см, длина – от 3 до 4 м. Наиболее востребованными считаются софиты с показателями 3,6х0,3 м. Что касается алюминиевых софитов, то их толщина может быть от 0,3 до 0,6 мм. Толщина виниловых – от 1 до 1,2 мм.

    Как сделать?

    Существует несколько вариантов подшивки. В зависимости от того, какой из вариантов выбран, технология исполнения будет различаться:

    • Параллельно кровле. В этом случае обшивка производится сразу под стропильными ногами. Грубо говоря, материал просто набивается на стропила. Такой способ отделки подойдет, когда крыша имеет небольшой уклон (до 30 градусов).
    • С обустройством подвесных кобылок. К стропильной ноге прибиваются бруски: некоторые вплотную к стене, другие – параллельно земле. Получается, что под свесами образуются треугольники. В дальнейшем их облицовывают выбранным материалом. Такая технология наиболее распространенная.
    • К стене. Здесь брусок прибивается к стене на уровне нижнего края свеса. В дальнейшем между стропильной ногой, образующей свес, и прибитым бруском просто набивается облицовочный материал. Такой способ наиболее прост, однако не подходит для деревянных строений из-за их склонности к короблению.

    Первоочередным этапом обшивки является именно сооружение такого короба, который в дальнейшем будет отделываться материалами для подшивки. Обратите внимание, насколько прочно установлены бруски. Если работа проведена недостаточно качественно, то велик риск того, что подшивка может покоробиться, а то и вовсе разрушиться в дальнейшем. Также здесь важно учесть поправку на вентиляцию, оставив специальные компенсационные зазоры.

    Отделка

    Как было сказано выше, отделка коробов осуществляется с помощью материалов, традиционно для этого используемых. Поскольку можно интуитивно догадаться, как именно стоит набивать доски, вагонку или профлист, имеет смысл рассмотреть отделку при помощи нового материала – софитов:

    • Приготовьте все необходимые материалы. Их комплект не зависит от того, какое сырье использовалось для изготовления самих софитов. Так, вам необходимо иметь J-профиль, J-фаску, финишный профиль и сами софиты. Для крепления потребуются саморезы с широкими шляпками.
    • Отмерьте J-профиль , отпилите лишнее. То же само проделайте с софитами. Легче всего производить резку болгаркой, но за неимением таковой можно воспользоваться обыкновенной ножовкой.
    • В профилях имеются отверстия для их крепления. Воспользуйтесь саморезами, чтобы закрепить профили на своих местах. Необходимо оставить между профилем и шляпками саморезов компенсационный зазор в 1 мм.
    • Подрежьте планки софитов так, чтобы они были на 6 мм уже, чем расстояние между пазами профилей. При монтаже в зимнее время необходимо сделать их уже на 10 мм.
    • Вставьте софиты в пазы J-профилей и зафиксируйте их. Зазоры должны быть сохранены (и между шляпкой самореза и софитом, и в 6 или 10 мм).

    На этом все работы окончены. Остается лишь закрепить «уголок» по нижнему наружному краю из эстетических соображений, но этот шаг необязательный.

    Профессиональные строители дают некоторые рекомендации относительно того, как произвести подшивку свесов максимально быстро, легко и с хорошим результатом:

    • Обязательно согласуйте материал, которым обшиваете свесы, с окружающей обстановкой. Обращайте внимание не только на цену сырья и простоту работы с ним, но и на его уместность.
    • Если вы не уверены в том, что проведете монтаж правильно, обратитесь к более опытному в этих делах знакомому или в специализированную фирму. Конечно, ничего сильно страшного не случится, если вы подошьете свесы крыши неправильно, однако вы потеряете время и деньги.
    • Проводите работы лучше в теплый период – с апреля по октябрь. Тогда материалы не сожмутся так сильно и вам не придется делать поправки еще и на сжатие. То же касается сильной жары: в этот период лучше воздержаться от строительных работ.
    • Обязательно заранее решите, где именно будут находиться водостоки. Не делайте вентиляцию поблизости от этого места, иначе влага может проникнуть в вентиляционные зазоры и привести к порче кровельных слоев. Оптимальным решением будет обустройство внутреннего водоотвода. Хотя он сложнее в воплощении, в процессе эксплуатации такой водоотвод намного проще.

    Подшивка свесов – шаг не необходимый, но желательный. Помните о технике безопасности, приступая к работам.

Похожие публикации