Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Биография анны ахматовой кратко по датам. Анна ахматова - биография, фото, личная жизнь, мужья великой поэтессы

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) — талантливая и признанная всем миром поэтесса, биография которой повествует о трагичной судьбе поколения последних представителей дворянского сословия Российской Империи, дополненной драмой, характерной для жизни многих творческих личностей.

Годы жизни: 1889 — 1966.

Будучи гонимой большую часть своей литературной жизни, неоднократно переживая репрессии в отношении близких, Анна Ахматова не переставала писать даже в самые трудные моменты.

Отпечаток трагедии, наложенный на творчество поэтессы, придал ему особую духовную силу и надрыв.

Лучшие стихотворения Анны Ахматовой

Мировое признание заслужили многие произведения поэтессы.

Каждое рождалось по особому поводу, становилось логическим продолжением событий её жизни:

  1. Первый сборник стихов поэтессы вышел в 1912 году под названием «Вечер», незадолго до рождения её сына. В нем уже было множество стихов, которые сделали имя Ахматовой бессмертным: «Муза», «Сад», «Сероглазый король», «Любовь».
  2. Второй сборник был опубликован уже в 14 году, перед началом I Мировой войны, под названием «Чётки». Он вышел гораздо большим тиражом, но бы переиздан ещё неоднократно. Отзывы критиков отмечали заметный творческий рост поэтессы. В них подчёркивались убедительность поэтического языка, множество удачных литературных приёмов, ритмика и редкий стиль поэтессы («Александру Блоку», «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить»).
  3. Ещё через три года – за месяц до страшных революционных событий 1917 года, вышел сборник «Белая стая». В его строках, написанных в годы участия России в I Мировой войне, уже слабее слышатся оттенки интимных переживаний лирической героини, которыми изобиловали стихи предыдущих сборников. Ахматова становится строже, патриотичнее, трагичнее, ощутимо проявляется обращение к Божественному («Памяти 19 июля 1914», «Высокомерьем дух твой помрачён»). Заметно совершенствуется поэтический слог. Это было лучшее время её жизни, дающее полную свободу для творчества.
  4. Сборник «Подорожник» вышел в один из самых тяжёлых лет для поэтессы — в 1921 году, когда она узнает о самоубийстве брата, о расстреле бывшего мужа и отца своего ребёнка Николая Гумилёва, о смерти друга А. Блока. В него вошли стихи, написанные преимущественно в 17-20-е годы. В название поэтесса вложила мысль о том, что революция, уничтожив культурное наследие страны и сделав невозможным произрастание «культурных растений», обрекла её будущее на запустение — на «сорные травы». Тема цветущего сада, тёплой лирики предыдущих сборников почти не встречается, настроение минорное и задумчивое («И вот одна осталась я», «Сразу стало тихо в доме»). Боль и осуждение слышны в стихах от того, что цвет нации покидает страну широким эмиграционным потоком («Ты – отступник: за остров зелёный»).
  5. В сборнике «Anno Domini MCMXXI» радостных строк вовсе мало. Он родился уже после пережитых Анной потрясений, поэтому ведёт читателя по тропе печали и безысходности («Клевета», «Предсказание»), которой прошла сама поэтесса.
  6. И апофеоз трагичных страниц творчества Ахматовой – поэма «Реквием», посвящённая репрессиям 30-х годов. Страдания матери, сын которой страдает в тюремных застенках — всего лишь эпизод в глобальной скорби целого народа, сыновей и дочерей которого перемалывает бездушная государственная машина.

Краткая биография Анны Ахматовой

Будущая поэтесса родилась в 1889 году в Российской Империи, в Одессе. Из 6 детей семьи потомственных дворян Горенко стихов не писал никто кроме Анны.

После переселения в Петербург Анна в 10-летнем возрасте поступила на обучение в Царскосельскую Мариинскую гимназию, в 17 лет – в Фундуклеевскую гимназию в Киеве, а 1908-10 гг. – окончила Высшие женские историко-литературные курсы.

Ранние годы

Уже в раннем детстве она изучила французский язык, а в 11 лет сочинила первое стихотворение.

В летние месяцы семья Горенко вывозила детей, болеющих туберкулёзом, на море — у них был дом в Крыму.

Анна на морском побережье слыла «дикой барышней», потому что не чувствовала себя обременённой светскими требованиями — купалась, загорала, бегала босиком, совсем как простые дети «неблагородных кровей».

Впоследствии она вспомнит своё привольное детство в поэме «У самого моря», будет возвращаться к этой теме и позже.

Личная жизнь

Несчастливая женская судьба преследовала её всю жизнь, несмотря на обилие мужского внимания. Первый союз без любви, с трудной и неспокойной семейной жизнью, короткий второй и мучительный третий браки, окончившиеся разводами.

В то же время, обаяние, ум и талант поэтессы не только снискали ей литературную славу, но и обеспечили множеством поклонников. Знаменитый скульптор и художник Амадео Модильяни был покорен юной поэтессой ещё при первой её поездке в Европу с Гумилёвым.

Тогда же появился первый, самый знаменитый, портрет Ахматовой – набросок из нескольких штрихов, которым она дорожила больше всех остальных.

Пламенные письма, адресованные Анне Модильяни, она хранила, и однажды позволила Гумилёву обнаружить их – в качестве мести за его измену. Это помогло ей ускорить развод.

Другой поклонник – художник и литератор Борис Анреп, которого она особо выделяла из массы других. Ему поэтесса посвятила несколько десятков стихов.

Композитор и музыкальный критик Артур Лурье, философ и дипломат Исайя Берлин тоже оставили след в жизни русской поэтессы, пополнив список её поклонников. Берлин даже способствовал получению Ахматовой докторской степени Оксфордского университета, через много лет — уже на закате её жизни.

Мужья Ахматовой

Замуж за Николая Гумилёва, своего первого мужа, Анна вышла, будучи влюблённой в другого. Она смирилась с судьбой, уступив долгим ухаживаниям экзальтированного поклонника, предпринявшего несколько попыток самоубийства из-за неразделённой любви. Близкие жениха настолько не одобряли этот брак, что даже не появились на церемонии венчания.

Гумилёв, будучи талантливым поэтом, исследователем и незаурядной личностью, был не готов к семейной жизни. Несмотря на страстную любовь к юной Анне до свадьбы, он не пытался сделать свою жену счастливой. Творческая ревность, измены с обеих сторон, отсутствие душевной близости не способствовали сохранению семьи. Только долгие отлучки Гумилёва позволили отсрочить развод на целых 8 лет.

Расстались они из-за его очередного увлечения, но продолжали поддерживать дружеское общение. В браке родился единственный сын Анны – Лев Гумилёв. Спустя три года после развода Н. Гумилёв был расстрелян советской властью как убеждённый монархист, за недоносительство о якобы контрреволюционном заговоре.

Второй муж, с которым Анна вступила в брак сразу после развода с Гумилёвым — Владимир Шилейко, был талантливым учёным и поэтом. Но, сильно ревнуя супругу, он ограничивал её свободу, сжигал корреспонденцию, не позволял сочинять стихи. В трагичный для Анны 1921 год они разошлись.

С третьим мужем Ахматова прожила гражданским браком 15 лет, с 1922 года. Николай Пунин тоже не был «выходцем из народа» — он был крупным учёным, искусствоведом, критиком, занимал значительные должности во властных структурах.

Но, как и двое предыдущих мужей, он тоже ревновал Анну к творчеству, всячески пытался принижать её поэтический талант. Ахматовой пришлось жить с сыном дома у Пунина, где жили также его первая жена с дочерью. Дети находились не в равных условиях, предпочтение всегда отдавалось дочери Николая, что сильно обижало Анну.

Когда Пунина арестовали первый раз, Ахматовой удалось добиться его освобождения. Через некоторое время он расстался с Анной, создав семью с другой женщиной. Пожив несколько лет в новом браке, был вновь арестован, и с заключения уже не вернулся.

Творчество Ахматовой

Серебряный век русской поэзии был богат на таланты и литературные течения. Творчество Ахматовой — яркий образец такого самобытного направления в литературе как акмеизм, основоположником, а также главным авторитетом которого был Н. Гумилёв.

Интересно, что публика, не особенно жалуя стихи самого Гумилёва, с восторгом отнеслась к новой представительнице течения, которая быстро стала полноправным участником «Цеха поэтов».

Мир стихов ранней Ахматовой состоит из чётких форм, ярких эмоций, достигаемых образностью и ритмикой языка, не уводя в символичность, размытость и непонятность мистических образов.

Чёткие повествовательные фразы делали строки, написанные ей, близкими и понятными читателю, не заставляя угадывать скрытые смыслы и подтексты.

Творческий путь поэтессы делится на два периода. Первый строится вокруг образа лирической героини, любящей, тонко чувствующей и страдающей.

Во второй период героиня претерпевает метаморфозы, и виной тому – жизненные испытания. Теперь это скорбящая мать, женщина, патриотка, остро чувствующая боль страданий своего народа. Иногда границу в её творчестве проводят по Великой Отечественной войне, но это не совсем правильно.

Чёткого разделения этих периодов нет – с каждым сборником, начиная с «Подорожника», в героине все ярче проявляется гражданка своего отечества, а в стихах крепнет патриотический накал. Действительно, апогея он достигает в начале 40-х («Клятва», «Мужество»), толчком для его возникновения становится Октябрьская революция, а закрепляет его трагический 1921 год («Anno Domini MCMXXI»).

После 1924 года её стихи перестают печатать, а официальное издание знаменитого «Реквиема» российский читатель увидел только к концу 80-х, всего за несколько лет до развала Советского Союза.

После эвакуации из блокадного Ленинграда в Ташкент она пишет много стихов, которые не доходят до публики. Она со всех сторон обложена цензурой и запретами, живёт только заработком за литературные переводы.

Последние годы жизни и смерть

Только к концу жизни, с 1962 года, лёд вокруг поэтессы начинает постепенно таять. Появилось другое поколение читателей. Опала на Ахматову уходит в прошлое — она выступает на авторских вечерах, её стихи цитируют в литературных кругах.

За год до смерти поэтессу номинируют на получение Нобелевской премии в области литературы.

Сын поэтессы последние 10 лет до смерти матери не общался с ней. В итоге Ахматова, будучи знаменитой и любимой литературной публикой, умерла в одиночестве, проходя санаторное лечение, в почтенном возрасте 76 лет. Причина – очередной инфаркт.

Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, на Комаровском кладбище. На могилу она завещала поставить себе деревянный крест.

Место её захоронения Лев Николаевич обустроил сам, с помощью студентов, построив из булыжников фрагмент лагерной стены с тюремным окошком. К такой стене Анна 1,5 года приходила передавать передачи сыну.

Интересные факты из биографии Анны Ахматовой

Перечислив самое главное, добавим ещё несколько любопытных фактов из жизни и творчества поэтессы:

  1. Отец будущей поэтессы, Андрей Антонович – морской офицер и дворянин, не одобрял её поэтических экспериментов, требуя не срамить его фамилии своими стишками. Анна Андреевна обиделась, поэтому уже с 17 лет стала подписываться как Ахматова, взяв фамилию прабабки по матери, продолжательнице старинного рода князей Чагадаевых и татарской ветви Ахматовых. Впоследствии, после первого развода, поэтесса примет свой псевдоним как фамилию, официально. На расспросы о национальности она всегда отвечала, что происходит из татарского рода, берущего начало от хана Ахмата.
  2. В 1965 году Комитет по присуждению Нобелевской премии, рассматривая две кандидатуры из России — Ахматовой и Шолохова, склонялся к тому, чтобы поделить сумму поровну между номинантами. Но в итоге предпочтение оказали Шолохову.
  3. После смерти А. Модильяни найдено несколько неизвестных ранее набросков. Изображение натурщицы очень сильно напоминает образ молодой Анны, о котором можно судить по её фото.
  4. Сын поэтессы не простил свою мать за то, что она не вызволила его на свободу, обвиняя её в самолюбовании и отсутствии материнской любви. Сама Анна всегда признавала, что она плохая мать. Человек невероятно одарённый, харизматичный и увлечённый научной деятельностью, Лев Николаевич испытал на себе всю мощь репрессивной государственной машины, лишившей его здоровья и чуть не сломавшей его окончательно. Он был уверен, что мать могла, но не особенно стремилась помочь ему с освобождением из тюремных застенков. Особенно он ненавидел поэму «Реквием», считая, что тем, кто ещё жив, реквием не посвящают, а мать слишком поторопилась похоронить его.
  5. Ахматова умерла в день смерти Сталина — 5 марта.

О подробностях жизни этой уникальной женщины мы узнаём из её дневника, с которым она не расставалась всю сознательную жизнь. Произведения, написанные Ахматовой, тоже помогают восстановить события тех лет, связанные с жизнью не только своей собственной, но и современников — людей, которые были ей в разной степени близки.

История XX века, перемолов судьбы множества талантливых людей, нанесла неизгладимый урон русской культуре Серебряного века. По мотивам пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» был даже снят сериал «Луна в зените», где самая главная повествовательная линия — биографические воспоминания поэтессы.

Краткая биография Анны Ахматовой

Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

­У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме» (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 (11 июня по старому стилю) 1889 года под Одессой в семье отставного инженер-механика флота Андрея Горенко.

Со стороны матери Инны Стоговой Анна состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной —русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала впоследствии свой псевдоним.

Детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 года окончила киевскую Фундуклеевскую гимназию.

В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева (1886-1921), в 1912 году у нее родился сын Лев Гумилев (1912-1992), ставший впоследствии известным историком и этнографом.

Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 году, с 1911 года она начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях.

В 1911 году вошла в творческую группировку "Цех поэтов", из которой весной 1912 года выделилась группа акмеистов, проповедующих возврат к естественности материального мира, к первозданным чувствам.

В 1912 году вышел ее первый сборник "Вечер", стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника — "Сероглазый король" (1910).

Разлука с любимым, счастье "любовной пытки", скоротечность светлых минут — основная тематика последующих сборников поэтессы — "Четки" (1914) и "Белая стая" (1917).

Февральскую революцию 1917 года Ахматова , Октябрьскую революцию — как кровавую смуту и гибель культуры.

В августе 1918 года был официально оформлен развод поэтессы с Гумилевым, в декабре она вышла замуж за востоковеда, поэта и переводчика Владимира Шилейко (1891-1930).

В 1920 году Ахматова стала членом петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года являлась переводчицей в издательстве "Всемирная литература".

В конце 1921 года, когда была разрешена работа частных издательств, в "Алконосте" и "Петрополисе" вышли три книги Ахматовой: сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", поэма "У самого моря". В 1923 году пять книг стихотворений были изданы в виде трехтомника.

В 1924 году в первом номере журнала "Русский современник" были опубликованы стихотворения Ахматовой "И праведник шел за посланником Бога…" и "И месяц, скучая в облачной мгле…", послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги поэтессы были изъяты из массовых библиотек, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные Ахматовой в 1924-1926 годах и в середине 1930-х годов.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

В 1934 году не вступила в Союз писателей СССР и оказалась за пределами официальной советской литературы. В 1924-1939 годах, когда ее стихи не печатали, Ахматова добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами, занималась исследованием творчества Александра Пушкина. В 1933 году в ее переводе вышли "Письма" художника Питера Пауля Рубенса, ее имя названо в числе участников издания "Рукописи А. С. Пушкина" (1939).

В 1935 году были арестованы Лев Гумилев и третий муж Ахматовой — историк искусства, художественный критик Николай Пунин (1888-1953), освобожденные вскоре после ходатайства поэтессы к Иосифу Сталину.

В 1938 году Лев Гумилев вновь был арестован, а в 1939 году в ленинградском НКВД было заведено "Дело оперативной разработки на Анну Ахматову", где политическая позиция поэтессы характеризовалась как "скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения". В конце 1930-х годов Ахматова, опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни. В это же время создавалась поэма "Реквием", ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 году.

К концу 1939 года отношение государственной власти к Ахматовой изменилось — ей предложили подготовить к публикации книги для двух издательств. В январе 1940 года поэтессу приняли в Союз писателей, в том же году журналы "Ленинград", "Звезда" и "Литературный современник" напечатали ее стихи, в издательстве "Советский писатель" вышел сборник ее стихотворений "Из шести книг", выдвинутый на Сталинскую премию. В сентябре 1940 года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В дальнейшем все книги Ахматовой, публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, связанными с религиозными темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Ахматова была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, затем вместе с семьей Лидии Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте (1941-1944), где написала много патриотических стихов — "Мужество", "Вражье знамя…", "Клятва" и др.

В 1943 году в Ташкенте вышла книга Ахматовой "Избранное: Стихи". Стихи поэтессы печатались в журналах "Знамя", "Звезда", "Ленинград", "Красноармеец".

В августе 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", направленное против Анны Ахматовой. Ее обвиняли в том, что поэзия, "пропитанная духом пессимизма и упадничества", "буржуазно-аристократическим эстетством" и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской литературе. Произведения Ахматовой перестали печатать, тиражи ее книг "Стихотворения (1909-1945)" и "Избранные стихи" были уничтожены.

В 1949 году были вновь арестованы Лев Гумилев и Пунин, с которым Ахматова рассталась перед войной. Чтобы смягчить участь близких, поэтесса в 1949-1952 годах написала несколько стихотворений, прославляющих Сталина и Советское государство.

Сын вышел на свободу в 1956 году, а Пунин умер в лагере.

С начала 1950-х годов она работала над переводами стихов Рабиндраната Тагора, Косты Хетагурова, Яна Райниса и других поэтов.

После смерти Сталина стихотворения Ахматовой стали появляться в печати. В 1958 году и в 1961 году вышли ее книги стихов, в 1965 году — сборник "Бег времени". За пределами СССР были изданы поэма "Реквием" (1963), "Сочинения" в трех томах (1965).

Итоговым произведением поэтессы стала "Поэма без героя", опубликованная в 1989 году.

В 2000-е годы имя Анны Ахматовой было присвоено пассажирскому теплоходу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Анна Ахматова

в девичестве - Гóренко , по первому мужу Горенко-Гумилёва , после развода взяла фамилию Ахматова , по второму мужу Ахматова-Шилейко , после развода Ахматова

русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века; номинантка на Нобелевскую премию по литературе

Краткая биография

11 июня 1889 г. в Одессе, в одном из домов Большого Фонтана, появилась на свет Анечка Горенко , которой предстояло снискать славу одного из самых известных русских поэтов XX ст., классика при жизни, талантливого переводчика, литературоведа, критика. Она стала шестым ребенком в семействе отставного флотского инженера-механика, потомственного дворянина. Детские и отроческие годы Анны прошли в Царском Селе, куда семья переехала в 1980 г. Здесь она с 1900 г. по 1905 г. училась в Мариинской гимназии, здесь же в 1903 г. состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – будущим супругом, человеком, сыгравшим в ее судьбе особую роль.

После развода родителей в 1905 г. Анна с мамой и сестрами уехали в Евпаторию: больным туберкулезом девочкам был полезен целительный климат. Оканчивала учебу она в Фундуклеевской гимназии города Киева, куда они в 1906 г. переехали жить к родственникам. С 1908 г. Анна Горенко – слушательница Киевских высших женских курсов, юридического факультета. Привить любовь к юриспруденции учеба так и не смогла, зато студентка увлеченно изучала латынь. В апреле 1910 г. Анна ответила согласием на предложение руки и сердца, сделанное Н. Гумилевым. Обвенчавшись, пара уехала сначала в свадебное путешествие (Париж, города Италии), потом провела какое-то время в Слепнево - имении матери Н. Гумилева.

Перспектива стать юристом больше не влекла Анну Горенко. Она приехала в Петербург и в том же 1910 г. поступила на Высшие историко-литературные курсы Раева. Сочинять стихи будущая знаменитость начала с 11 лет. В 1907 г. Н. Гумилев, выпускавший в Париже русскоязычный журнал «Сириус», впервые опубликовал стихотворение «На руке его много блестящих колец», подписанное «Анна Г.», но издание просуществовало очень недолго. В 1911 г. стихи начинающей поэтессы стали появляться в журналах, выходивших в Петербурге. Именно тогда читающая публика узнала об Анне Ахматовой. Некогда отец наложил вето на использование «Горенко» в подписи к стихам, поэтому в качестве творческого псевдонима была использована фамилия, которую носила прабабка по материнской линии.

Благодаря Н. Гумилеву, который был к тому времени в литературно-художественных кругах личностью известной и авторитетной, Ахматова и сама быстро стала частью этой среды. Путь Анны Андреевне к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов – «Вечер», увидевший свет в 1912 г., - не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Быстрое восхождение стало неожиданностью для многих, в том числе для самого Н. Гумилева, который некогда после прочтения стихов Анны дал ей совет заняться танцами. Когда был основан «Цех поэтов», Ахматова принимала в его деятельности самое активное участие, была секретарем.

В мае 1914 г. был опубликован лирический сборник «Четки», после которого к поэтессе пришла настоящая слава. Благосклонно восприняли его не только простые почитатели ее таланта, но и поэты, оказавшие значительное влияние на раннюю поэтику Ахматовой, - Александр Блок и В. Брюсов. Книга выдержала до 1923 г. еще восемь переизданий. Как и «Вечер», «Четки» были написаны в русле акмеизма; Анна Ахматова стояла у истоков этого литературного течения. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Однако начавшаяся Первая мировая война не могла не внести корректив в биографию - активная публичная деятельность поэтессы была свернута, Гумилев ушел на фронт. Ахматова все чаще бывала в его имении Слепнево, где открыла для себя жизнь, имеющую мало общего с петербуржской. Ее мучил туберкулез, много времени и сил уходило на лечение.

Этот период был насыщен чтением русской классики, что также наложило заметный отпечаток на ее дальнейшую творческую деятельность. Знакомство с безыскусной деревенской жизнью, утрата ощущения стабильности, драматизм военной поры внесли в ее поэзию новые интонации – молитвенности, торжественной скорби. Стихи этой поры легли в основу третьего сборника (1917 г.) – «Белая стая». Принято считать, что он пользовался меньшим успехом, однако сама Ахматова объясняла это тяжелым военным временем.

После установления в 1917 г. власти большевиков потомственная дворянка сделала выбор в пользу «глухой и грешной» Родины, оставшись там, «где мой народ, к несчастью, был», не эмигрировав, как это сделали очень многие из ее окружения. Несколько лет серьезных лишений, драматических личных событий (развод в 1918 г. с Н. Гумилевым, его расстрел в 1921 г., повторный неудачный брак с поэтом и ученым В. Шилейко) несколько отдалили Ахматову от творчества, публичной деятельности, но осенью 1921 г. она вновь стала активно публиковаться, принимать участие в жизни литературных объединений, выступать. В 1921 г. было издано сразу два ее сборника любовной лирики – «Подорожник» и «Anno Domini».

С 1923 г. Ахматову как автора объявили идеологически чуждым элементом, превратили в мишень для критики и перестали печатать, заставив сменить вектор творчества: она погрузилась в изучение наследия Пушкина, много переводила, увлеклась архитектурой. Ее биография в тот период мало чем отличалась от жизни тысяч соотечественников, чьи близкие стали безвинными жертвами сталинских репрессий. Единственного сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовывали три раза, ссылали в лагеря; погибли в сталинских застенках ее третий муж Николай Пунин, многие друзья и знакомые. Тридцать лет поэтесса прожила, по ее собственному выражению, «под крылом у гибели». Страдания и скорбь русской женщины, которой довелось жить в страшные времена, нашли воплощение в стихотворном цикле «Реквием» (1935-1940), стихах военного времени. По прихоти Сталина (его дочери очень нравились стихи Ахматовой) в 1939 г. поэтессу пустили в советскую литературу, приняли в Союз писателей, и уже в 1940 г. был опубликован ее сборник «Из шести книг», и в целом этот год был невероятно плодотворным в ее творческой биографии.

В сентябре 1941 г. Ахматова, встретившая начало Великой Отечественной в Ленинграде, была эвакуирована, до мая 1945 г. пробыла в Ташкенте. В 1943 г. была удостоена медали «За оборону Ленинграда». Ее стихи той поры не только были пронизаны скорбью и страданиями, но и призывали к мужеству, выполнению гражданского долга, стали олицетворением непокоренного русского слова и русского духа. В Колонном зале Дома союзов в апреле 1946 г. ее встречали стоя и продолжительными овациями. Однако время триумфа, восхищенного приема публикой было очень коротким: 16 августа вышло Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград», перечеркнувшее надежды интеллигенции на большую свободу и подвергавшее жесткой критике творчество Ахматовой и Зощенко. В 1949 г. к бедствиям (голод, обыски, моральная травля) добавился приговор сыну – 10 лет лагерей. Желая смягчить суровое наказание в 1950 г. поэтесса, переступив через себя, написала хвалебный цикл стихов «Слава Миру», но ее надежды не оправдались.

19 января 1951 г. благодаря ходатайству А. Фадеева Ахматову вновь включили в Союз советских писателей, в мае 1955 г. ей выделили в пос. Комарово собственное жилье (первое в жизни) - дачный домик, в 1956 вернулся из лагеря реабилитированный Лев Гумилев. Это был относительно благополучный период в жизни поэтессы, она вновь получила возможность заняться творчеством. В 1958 г. вышел сборник «Стихотворения»; в 1962 г. - закончена «Поэма без героя», начатая в 1940-ом, положен на бумагу и доработан знаменитый автобиографический «Реквием», который увидит свет уже после ее смерти, в перестроечном 1987-ом.

Несмотря на ограничения в публикациях, слава Ахматовой вышла далеко за пределы СССР, мастерство поэтессы было признано на мировом уровне, стало для зарубежных читателей олицетворением великой русской культуры. В 1962 г. она была номинантом Нобелевской премии в области литературы. В 1964. в Италии получила международную литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 в Лондоне примерила мантию почетного доктора литературы Оксфордского университета. В том же 1965 г. был опубликован большой сборник «Бег времени», куда вошли стихи разных периодов. Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 г. в домодедовском санатории, где она шла на поправку после четвертого инфаркта. Прах ее покоится в поселке Комарово неподалеку от Санкт-Петербурга.

Биография из Википедии

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова - дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки», которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени.

В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето она проводила под Севастополем, где, по её собственным словам:

Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Вспоминая детство, Ахматова писала:

Мои первые воспоминания - царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

А. Ахматова. Коротко о себе

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль»). В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-1940; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР - в 1987) - одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

«Поэма без героя» (1940-1965, относительно полный текст впервые опубликован в СССР в 1976) отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от Серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии и уникальное историческое полотно.

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 её поэзия не печаталась совершенно, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950). По мнению давнего знакомого Ахматовой Юзефа Чапского, её первый, с 1914 года, выезд за рубеж состоялся, скорее всего, только в 1964 году, в итальянскую Таормину. «Британника» уточняет первую дату - с 1912 года.

Первое относительно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Под ред. В. М. Жирмунского. - Л., 1976. - (Большая серия Библиотеки поэта).

Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира.

Жизнь и творчество

Анна Ахматова с мужем Н. С. Гумилёвым и сыном Львом

  • 1900-1905 - учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.
  • 1906-1907 - учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей - будущий известный философ Густав Шпет, математик Юлий Кистяковский.
  • 1908-1910 - учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко , и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве - Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых, известных с XVI века, по матери - из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.
  • 1910 - в апреле вышла замуж за Николая Гумилёва.
  • 1910-1912 - дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).
  • 1912
    • в марте вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров.
    • в октябре родился сын - Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом в 1000 экземпляров. До 1923 года книга выдержала ещё 8 переизданий.
  • 1917 - третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.
  • 1918
    • в августе состоялся развод с Гумилёвым.
    • вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко.
  • 1921
    • в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом в 1000 экземпляров.
    • лето - рассталась с В. К. Шилейко.
    • в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
    • в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
  • 1922 - стала женой, без официальной регистрации брака, искусствоведа Николая Пунина.
  • С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» в 1965 году писала:

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать».

  • 1924 - поселилась в «Фонтанном доме».
  • 8 июня 1926 - оформлен развод с Владимиром Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
  • 22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены Николай Пунин и Лев Гумилёв.
  • 1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Лев Гумилёв.
    • рассталась с Николаем Пуниным.
  • 1939 - принята в Союз советских писателей.
  • 1935-1940 - написана поэма «Реквием».
  • 1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».
  • 1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.
  • 1944 - 31 мая Анна Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.
    • лето - разрыв отношений с Владимиром Гаршиным.
  • 1946 - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.

  • 1949 - 26 августа арестован Н. Н. Пунин, 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор - 10 лет Исправительно-трудовых лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилось создание цикла стихов «Слава миру!» (1950). Лидия Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» пишет:

«Цикл „Слава миру“ (фактически - „Слава Сталину“) написан Ахматовой как „прошение на высочайшее имя“. Это поступок отчаяния: Лев Николаевич был снова арестован в 1949 году».

  • 1951 - 19 января по предложению Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.
  • 1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.
  • 1956
    • 7 июля награждена Почетной грамотой Армении.
    • возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда КПСС Лев Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Но Ахматова 24 апреля 1950 г. написала Сталину письмо с просьбой освободить сына, которое осталось без ответа, а 14 июля 1950 г. министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов отправил Сталину докладную записку «О необходимости ареста поэтессы Ахматовой»; с этого времени отношения между матерью и сыном были напряжёнными.

  • 1958 - вышел сборник «Стихотворения»
  • 1962 - закончила «Поэму без героя», над которой работала двадцать два года.
  • 1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • 1965
    • поездка в Англию на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета.
    • издан сборник «Бег времени».
  • 1966
    • 5 марта - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
    • 7 марта - в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой.
    • 9 марта гроб был доставлен из Москвы в Ленинград. Утром 10 марта 1966 года сначала было совершено отпевание покойной в нижней церкви Никольского собора, а около 15 часов - гражданская панихида в Доме писателей на улице Воинова в бывшем особняке А. Д. Шереметева. Похоронена в тот же день в поселке Комарово под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную для СССР пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери самостоятельно, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“»

Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов 15-16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):

<…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это - поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>

По мнению К. Симонова «выбор прицела для удара по Ахматовой и Зощенко был связан не столько с ними самими, сколько с тем головокружительным, отчасти демонстративным триумфом, в обстановке которого протекали выступления Ахматовой в Москве, <…> и с тем подчёркнуто авторитетным положением, которое занял Зощенко после возвращения в Ленинград».

Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.

Адреса

Одесса

  • 1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес: Фонтанская дорога, 78.

Севастополь

  • 1896-1916 - гостила у своего деда (ул. Ленина, 8)

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград

Вся сознательная жизнь А. А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице.

  • 1910-1912 - Царское село, Малая улица, дом № 64. Живут у матери Гумилёва (дом не сохранился, сейчас это участок дома № 57 по Малой улице). Дом стоял напротив здания Николаевской мужской классической гимназии;
  • 1912-1914 - Тучков переулок, дом 17, кв. 29; жила вместе с Николаем Гумилёвым. Из ахматовских стихов можно угадать этот адрес:

…Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко,.

  • 1914-1917 - Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1915 - Большая Пушкарская, д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».
  • 1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица, 9 (ныне - дом 17);
  • 1919-1921 - квартира Шилейко - северный флигель дома № 34 на набережной Фонтанки (он же дворец Шереметьева или «Фонтанный дом»);
  • 1919-1920 - улица Халтурина, 5; угловая квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и Суворовской площади;
  • весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица, 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной;
  • 1921 год - санаторий - Детское Село, Колпинская улица, 1;
  • 1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица, 4;
  • конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица, 3;
  • лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки, 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы;
  • осень 1924 - февраль 1952 - южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом»). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» указано «жилец»;
  • лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме;
  • февраль 1952-1961 - доходный дом - улица Красной Конницы, 4, кв. 3;
  • Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам;

Москва

Приезжая в Москву в 1938-1966 годах, Анна Ахматова останавливалась у писателя Виктора Ардова, квартира которого находилась по адресу Большая Ордынка, д. 17, стр. 1. Здесь она подолгу жила и работала, здесь же в июне 1941 года она впервые встретилась с Мариной Цветаевой.

Ташкент

  • 1941, ноябрь - ул. Карла Маркса, д. 7.
  • 1942-1944, март - ул. В. И. Жуковского (в 2000-х годах переименована в ул. Садыка Азимова), д. 54. В 1966 году дом был уничтожен ташкентским землетрясением.

Комарово

В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в посёлке Комарово на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

В 2004 году дача была отреставрирована. В 2008 году здание было ограблено (ранее не было зафиксировано ни одной попытки ограбления).

В 2013 году, 22 июня (в ближайшую субботу ко дню рождения), на улице Осипенко, рядом со знаменитой «Будкой», где жила Анна Андреевна, состоялся 8-й традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэта. Организаторы - прозаик и поэт Анатолий Найман и администрация муниципального образования пос. Комарово.

Ахматовские чтения
в 2013 году

Табличка на «Будке»

«Будка»

Окно комнаты
Анны Ахматовой
в «Будке»

Портреты

Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913 г., по др. свед.: 1914 г.).

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960-1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты, созданные С. Б. Рудаковым в 1936 г. в Воронеже.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 год

Портрет Ахматовой на почтовой марке Казахстана, 2014 год

Память

  • Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Пушкине (Ахматовская улица), Калининграде, Одессе, Киеве, Донецке, Ташкенте, Москве, Тюмени, Астрахани и Майкопе, переулок Ахматовой есть в Евпатории (Республика Крым).,
  • Памятник Ахматовой в городе Таормина (Сицилия, Италия).
  • Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны - 25 июня, - стали традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова
  • 25 ноября 2011 года в Московском международном Доме музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвящённого Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.
  • 17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта мемориальная доска в память посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизова. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».
  • По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова». Также двухпалубный пассажирский теплоход проекта 305 «Дунай», построенный в 1959 году в Венгрии (прежнее название «Владимир Мономах»), назвывает в четь Ахматовой.
  • В Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3067) Akhmatova. Также именем Анны Ахматовой названы кратер Ахматова на Венере.

Памятники, музеи

Мраморный барельеф на 11 ½ станции Большого Фонтана в Одессе

Музей «Анна Ахматова. Серебряный Век».
Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 14

Мемориальная доска в память посещения Коломны А. А. Ахматовой

Бежецк

В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой - Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилёву.

Киев

К 128 годовщине со дня рождения Анны Ахматовой, 23 июня 2017 года, в Мариинском парке Киева открыли памятник поэтессе. Автор монумента - скульптор Александр Стельмашенко. На изготовление скульптуры ушло около двух лет. В памятнике запечатлён знаменитый профиль Ахматовой, её узнаваемая чёлка и изящность. Высота изваяния - почти четыре с половиной метра.

Место установки памятника неслучайно. Однажды, гуляя с сестрой и няней неподалеку от Мариинского дворца, маленькая Аня нашла булавку в форме лиры. Няня тогда сказала Ане: «Это значит, ты станешь поэтом».

Москва

На стене дома, где останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву (улица Большая Ордынка, д. 17, стр. 1., квартира Виктора Ардова), имеется мемориальная доска; во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Амадео Модильяни. В 2011 году инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым, выступила с предложением открыть здесь квартиру-музей Анны Ахматовой.

Мемориальная доска А. А. Ахматовой в Москве по адресу ул. Большая Ордынка, д. 17

Одесса

В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов XX века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).

Памятник «Серебряный век» - скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Открыт в апреле 2013 года.

Санкт-Петербург

В Петербурге памятники Ахматовой установлены во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.

5 марта 2006 года, к 40-й годовщине со дня смерти поэта, в саду Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар музею Николая Нагорского) и установлена «Скамейка стукачей» (Вячеслав Бухаев) - в память о слежке за Ахматовой осенью 1946 года. На скамейке табличка с цитатой:

Ко мне пришёл некто и предложил 1 мес<яц> не выходить из дома, но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада. В саду под моим окном поставили скамейку, и на ней круглосуточно дежурили агенты.

В Фонтанном доме, где находится литературно-мемориальный музей Ахматовой, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории» .Скамейка стукачей в саду Фонтанного дома. Архитектор В. Б. Бухаев. 2006

Памятник на Воскресенской набережной, напротив Крестов. 2006

В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала поставить его. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было осуществиться.

В 2013 году в Пушкине возле дома № 17Б по Леонтьевской улице открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный у входа в Царскосельскую гимназию искусств её имени. Автор памятника - петербургский скульптор Владимир Горевой.

Ташкент

В конце 1999 года в Ташкенте при участии Русского культурного центра Узбекистана открыт клуб-музей «Мангалочий дворик», название которому дала одна из первых стихотворных строк Ахматовой, написанных по прибытии в эвакуацию из Ленинграда зимой 1942 года. Клуб-музей находится во Дворце культуры тракторостроителей.

Кинематограф

10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок - режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогали оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой»

В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».В главной роли - Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.

В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела». В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой - Юлия Рутберг.

Библиография

Прижизненные издания

  • Анна Ахматова. «Вечер» 1912.
  • Анна Ахматова. «Чётки» 1914-1923 - 9 изданий.
  • Анна Ахматова. «Белая стая» 1917, 1918, 1922 г.

Анна Ахматова. У самого моря. Поэма. «Алконост». 1921 г.

  • Анна Ахматова. «Подорожник» 1921.
  • Анна Ахматова. «Anno Domini MCMXXI» изд. «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 г.
  • Анна Ахматова. Из шести книг. Л. 1940.
  • Анна Ахматова. Избранное. Стихи. Ташкент. 1943.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. М. ГИХЛ, 1958.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. М. 1961.
  • Анна Ахматова. Requiem. Тель-Авив. 1963. (без ведома автора)
  • Анна Ахматова. Requiem. Мюнхен. 1963.
  • Анна Ахматова. Бег времени. М.-Л. 1965.

Важнейшие посмертные издания

  • Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1974.
  • Ахматова А. Стихи и проза / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. - Л.: Лениздат, 1977. - 616 с.
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. - Л.: Сов писатель, 1976. - 558 с. Тираж 40 000 экз. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Сов. Россия, 1977. - 528 с. - (Поэтическая Россия)
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. - 543 с.
  • Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. - М.: Правда, 1990. - 448 + 432 с.
  • Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. - М.: Эллис Лак, 1998-2002.
  • Ахматова А. Записные книжки. 1958-1966. - М. - Torino: Einaudi, 1996.

Музыкальные произведения

  • Опера «Ахматова», премьера в Париже в Опера Бастилии (Opéra Bastille) 28 марта 2011. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi
  • «Чётки»: вокальный цикл А. Лурье, 1914
  • «Пять стихотворений А. Ахматовой», вокальный цикл С. С. Прокофьева, соч. 27, 1916 (№ 1 «Солнце комнату наполнило»; № 2 «Настоящую нежность…»; № 3 «Память о солнце…»; № 4 «Здравствуй!»; № 5 «Сероглазый король»)
  • «Венеция» - песня из альбома Маскарад группы Caprice, посвящённый поэтам Серебряного века. 2010
  • «Анна»: балет-моно-опера в двух действиях (музыка и либретто - Елена Поплянова. 2012)
  • «Белый камень» - вокальный цикл М. М. Чистовой. 2003
  • «Колдунья» («Нет, царевич, я не та…») (музыка - Злата Раздолина), исполнитель - Нина Шацкая (Видео Колдунья - Нина Шацкая)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Барыкина, альбом «По волне моей памяти», 1976)
  • «Я улыбаться перестала» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Азиза)
  • «Вместо мудрости - опытность, пресное» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Виновник», стихотворение «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр»)
  • «Ах, дверь не запирала я» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Одиночество» (музыка -?, исполнитель - трио «Меридиан»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Лучше б мне частушки задорно выкликать» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Как велит простая учтивость» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко, исполнитель - Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «В ту ночь» (музыка - В. Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Смятение» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Пастушок», стихотворение «Над водой» (музыка - Н. Андрианов, исполнитель - российская фолк-металл группа «Калевала»)
  • «Я окошка не завесила» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Над водой», «Сад» (музыка и исполнитель - Андрей Виноградов)
  • «Ты письмо моё, милый, не комкай» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «О, жизнь без завтрашнего дня» (музыка - Алексей Рыбников, исполнитель - Диана Полентова)
  • «Любовь покоряет обманно» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Не вернуть» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Гурченко)
  • «Реквием» (музыка Злата Раздолина, исполнитель Нина Шацкая) Видео Фрагмент «Реквиема» - Нина Шацкая
  • «Реквием» (музыка - Владимир Дашкевич, исполнитель - Елена Камбурова)
  • «Реквием» для сопрано, хора и оркестра (музыка - Елена Фирсова, исполнители - Клаудия Бараински, дир. Василий Синайский)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Лола Татлян) Видео «Мадригал» (Сероглазый король)
  • «Дудочка», стихотворение «Над водой» (музыка - В. Малежик, исполнитель - российская этно-поп певица Варвара)
  • «Приходи на меня посмотреть» (музыка В. Биберган, исполнитель - Елена Камбурова)


Ахматова Анна Андреевна (1889-1966 гг)

Русская поэтесса. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия - Горенко, Ахматова - ее литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском Селе.

В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге - городе, где прошла почти вся ее жизнь. В 1910-1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов.

Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь.

В своих камерных, преимущественно любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия; впоследствии диапазон ее тем и мотивов стал более широким и сложным.

Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине.

Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

Прижизненные сборники стихов Ахматовой: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Из шести книг», «Бег времени».

Похожие публикации