Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Причины и цели первой мировой войны. Россия в первой мировой войне

Германия

Стремилась установить мировое господство

Австро-Венгрия

Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны.

Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями

Стремилась ослабить Германию, вернуть Эльзас и Лотарингию (земли); захватить угольный бассейн, претендует на роль гегемона в Европе.

Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Васбор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Стремилась оставить под своим влиянием Балканы, захватить Крым и Иран (сырьевая база).

Господство на Средиземном море и Юге Европы.

Войну можно разделить на три периода:

В течение первого периода (1914–1916) Центральные державы добивались перевеса сил на суше, а союзники господствовали на море. Этот период завершился переговорами о взаимоприемлемом мире, но каждая из сторон все еще надеялась на победу.

В следующий период (1917) произошли два события, которые привели к дисбалансу сил: первое – вступление в войну США на стороне Антанты, второе – революция в России и ее выход из войны.

Третий период (1918) начался последним крупным наступлением Центральных держав на западе. За неудачей этого наступления последовали революции в Австро-Венгрии и Германии и капитуляция Центральных держав.

Россия во второй половине XIXв.
Александр вступил на престол после смерти своего отца в 1855г. Российская печать и университеты получили больше свободы. В результате неудачной Крымской войны (1853-1856) империя оказалась на краю социальной и экономической пропасти: ее финансы и хозяйство были расстроены, технологическое отставание от передовых стран мира все увеличив...

Биография императоров Александра I и Наполеона Бонапарта. Биография Александра I
Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777 - 19 ноября (1 декабря) 1825) - император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Александр I Павлович - русский царь. Издал Указ о вольных хлебопашцах, открывал гимназии, уездные училища, основал педагогические институты, открыл университеты...

Внешнеполитическая деятельность правительства
Новые внешнеполитические принципы. Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств - таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были и...

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


(Стр. 29)

1. Какие цели преследовали державы в Первой мировой войне?

Ответ: Если Германия и Австро-Венгрия намеревались создать «новую Европу», где влияние Англии, Франции и России свелось бы к нулю, то члены Антанты рассчитывали ликвидировать германскую угрозу, разделив территории членов Тройственного союза на несколько государств.

Планы Вильгельма II предусматривали территориальные захваты на востоке Европы и в Средиземноморье, которые могли обеспечить рейху жизненное пространство и природные ресурсы. Победа позволяла Германии установить контроль над заморскими колониями Англии и Франции. В свою очередь венский кабинет стремился за счёт военного успеха предотвратить распад дуалистической империи, укрепить свои позиции на Балканах и в Карпатах.

Главная цель английского правительства заключалась в разгроме своего основного конкурента - Германии и восстановлении международного престижа Британской империи. Французские правящие круги мечтали о возвращении Эльзаса и Лотарингии, захвате Рейнской промышленной зоны и ликвидации влияния Германии на Ближнем Востоке. Наконец, Россия претендовала на территории со славянским населением в составе Германии и Австро-Венгрии. Кроме того, царь Николай II лелеял планы захвата Константинополя (Стамбула) и превращения Чёрного моря в «русское озеро».

Наступление войск Антанты на Западном фронте.

4. Каков вклад России в победу Антанты?

Ответ: Военные действия России на Восточном фронте способствовали тому, что силы Тройственного союза вынуждены были вести война на 2 фронта, что быстро истощало силы противника. Также успехи во время боевых действий с войсками Османской империи охладили военный пыл Турции, которая вступила в войну на стороне Тройственного союза.

5. Что такое государственное регулирование военной экономики?

Ответ: Государственное регулирование военной экономики – государственное регулирование социально-экономической сферы с целью обеспечения фронта обеспечение фронта оружием, продовольствием и другими необходимыми предматами.

6. Каковы итоги Первой мировой войны?

Ответ: Первая мировая война, продолжавшаяся более четырёх лет, стала величайшим бедствием в истории человечества. В неё было втянуто 38 государств (включая британские доминионы) с населением 1,5 млрд человек (60% жителей земного шара). Военные действия развернулись на территории площадью свыше 4 млн квадратных километров. Под ружьём находились более 70 млн человек, из которых 9,5 млн были убиты и более 20 млн ранены и искалечены.

Продолжительное пребывание военнослужащих в окопах и лагерях для военнопленных, нужда и бедствия населения в тылу отрицательно повлияли на психику многих людей.

Многомесячные военные действия нанесли колоссальный материальный ущерб: тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены заводы, дороги, мосты, памятники культуры.

В результате войны произошли изменения на политической карте мира. Рухнули Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. В Европе возникли новые государства: Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Югославия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Народы колониальных и зависимых стран увидели перспективы освобождения.

Первая мировая война открыла эпоху невиданных потрясений и революций. Начиналась новая страница истории XX в.

1. Можно ли было избежать войны, если бы не был убит эрцгерцог Франц Фердинанд? (с. 29)

Ответ: Убийство эрцгерцога было лишь поводом к войне. Германии к войне была готова, поэтому был бы найден другой повод для начала военных действий.

2. Какой фронт был решающим на каждом из этапов Первой мировой войны? Свой ответ аргументируйте. (с. 29)

Оба фронта имели значение, так как разрушили планы Германии относительно молниеносной войны.

Восточный фронт, так как немецкие воска в этот период развернули здесь маневренную войну, отодвинув линию фронта дальше на Восток, постепенно нанося сокрушительные удары по русской армии. Однако и успехи не заставили себя ждать – Брусиловский прорыв, в результате которого противник был отброшен обратно к Карпатским горам.

Западный фронт, так как в России уже произошла Февральская революция, после которой выдвигались требования о выводе России из войны. А на Западном фронте в это время Германия предпринимала последние попытки разгромит Антанту.

Западный фронт – наступление войск Антанты и капитуляция Германии и ее союзников.

3. Какова роль пропаганды в создании атмосферы патриотического подъёма? (с. 29)

Ответ: Пропаганда сплачивает население страны против общего врага. Способствует усилению патриотических чувств человека и желанию защитить свою семью, близких людей.

4. Каковы причины победы Антанты в войне? Могла ли Антанта одержать победу без участия США? (с. 29)

Ответ: Истощение ресурсов Германии и помощь США. Антанта могла одержать победу без помощи США, так как еще в 1917 г. Германия предлагала Антанте мирные переговоры.

Документы (с. 30)

В чём заключался психологический эффект газовой атаки германских войск под Ипром?

Ответ: среди солдат возникла паника, так как они раньше не сталкивались подобным.

Как, по вашему мнению, русское отступление лета 1915 г. сказалось на ходе Первой мировой войны? (с. 30)

Ответ: действия на Восточном фронте в данный период помогли странам Антанты перестроить свои экономики на нужды войны. Во время отступления Германские войска понесли значительные потери. Однако был сломлен дух русской армии.

Какие меры являлись для Антанты первоочередными в процессе прекращения боевых действий? Каким образом предусматривалось ограничить военную активность Германии? (с. 31)

Ответ: Эвакуация германских войск из занятых стран. Передача части вооружения странам Антанты.

Ограничение военной активности Германии – возвращение германских войск в пределы Германии, сокращение вооружения германских войск.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой.

Причин, почему началась первая мировая война очень много, но различные ученые и различные записи тех лет говорят нам о том, что главная причина заключается в том, что в то время Европа развивалась очень бурно. В начале ХХ века во всём мире уже не осталось территорий, не захваченных капиталистическими державами. Германия в этот период обошла по уроню промышленного производства всю Европу, а так как у Германии было очень мало колоний, то она стремилась их захватить. Захватив их, у Германии появились бы новые рынки. В то время очень большими колониями обладала Англия и Франция поэтому очень часто сталкивались интересы этих стран.

Своим проникновением на Ближний Восток Германия создавала Угрозу интересам России в бассейне Чёрного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьёзным конкурентом царской России в борьбе за влияния на Балканах.

Обострение внешнеполитических противоречий между крупнейшими странами привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного соглашения, или Антанты (Англия, Франция, Россия).

Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались Благоприятные условия для дальнейшего развёртывания американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из Европы.

Начало войны

Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило ультиматум Сербии, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий. Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. Через два дня правительство России в ответ на открытие Австро-Венгрией военных действий объявило всеобщую мобилизацию. Германия использовала это как предлог и 1 августа развязало войну против России, а 3 августа – против Франции. Англия объявила войну Германии 4 августа. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на западе, и захватить её колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Антанты в войну вступила Турция.

В 1914 г. Италия не вступила в войну, заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты. В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США.

Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на несколько театрах и продолжались до ноября 1918 г. По характеру решаемых задач и достигнутом военно-политическим результатам первую мировую войну принято делить на пять кампаний, каждая из которых включает в себя несколько операций.

Цели держав в войне.

РОССИЯ.

Нельзя утверждать, что официально провозглашённая цель - защита братьев-славян на Балканах, была лишь декларацией. В начале 20-го века панславистские настроения в русском обществе были сильны и могущественны. Но очевидной империалистической целью России был захват Черноморских проливов.

ГЕРМАНИЯ.

После успехов франко-прусской войны, Германия всё более наращивала свой военный потенциал. Её стремление стать европейской державой №1 было очевидно. Почти полностью интересы Германии заключались в максимальном ослаблении Франции и Великобритании, как Мировых держав.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ.

"Лоскутная держава", изначально нежизнеспособная, с помощью победной войны, намеревалась взять под свой контроль юг Европы.

ФРАНЦИЯ.

Горькие уроки поражения в франко-прусской войне, требовали реванша. Десятилетиями Франция готовилась к новому столкновению с Германией, наращивая военные расходы и вооружения. К 1914 году Франция, объективно, имела достаточный потенциал противостоять Германии. Намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделённые от Франции в 1871 году по итогам войны 1870 года. Любой ценой стремилась сохранить свои колонии, в частности, Северную Африку.

Сербия.

Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

Болгария .

Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны.

Польша .

Не имевшие национального государства после разделов Речи Посполитой, поляки стремились к обретению независимости и объединению польских земель.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

"Владычицу морей" совершенно не устраивал стремительный рост ВМФ Германии, не устраивало и проникновение Германии в Африку. И в первом и во втором случае - Германия грубо попирала интересы Великобритании.

У Румынии, Турции и Италии имелись свои интересы и цели, но они носили региональный характер и были несоизмеримы с целями Великих держав.

Военная кампания 1914 года.

Враждующие армии развертывались согласно заблаговременно разработанным планам и расчетам сосредоточения под защитой выставленных на границе войск прикрытия и тотчас же начали военные операции. Сравнивая развертывания и ближайшие задачи обеих сторон, приходится отметить особо выгодное положение германской армии по сравнению с войсками Антанты. Германцы уже своим развертыванием выиграли весьма важный фланг противника, пространство и свободу для маневра. Антанта начинала здесь войну в невыгодных для себя условиях, принужденная парировать удар и надолго потерять инициативу. На востоке предстояли столкновения России с второстепенными силами Германии и с главными силами Австро-Венгрии.

Основными театрами военных действий в кампании 1914 года являлись Западноевропейский и Восточноевропейский военные театры. Основными событиями на Западноевропейском военном театре в 1914 году являлись вторжение немцев в Бельгию, Пограничное сражение, битва на Марне, "бег к морю", сражение во Фландрии. Основным итогом кампании 1914 года на данном театре явился переход к позиционной форме войны.

Действия на Восточноевропейском военном театре в 1914 году включали в себя Восточно-Прусскую операцию, Галицийскую битву, Варшавско-Ивангородскую операцию. Также важными событиями данного этапа Первой мировой войны явились вступление в войну Турции т "крейсерная война".

Первым и главным результатом кампании 1914 г. явился вынужденный отказ от войны по старым образцам: борьба предвиделась долгой, с использованием всей жизнеспособности государства и со ставкой на самое его существование. Одновременно возникло стремление к увеличению количества участвующих в борьбе государств.

В области стратегии за кампанию 1914 г. произошел полный переворот идей, которые положены были в основу исходных планов обеих коалиций. В области тактики в боевом применении войск кампания 1914 г. дала богатый опыт, вызвавший на обеих сторонах его немедленный учет для боевого соревнования при последующем развитии военных событий. кампания 1914 г. выдвинула необходимость крупных импровизированных формирований во время самой войны.

В итоге кампании 1914 г. ни одна из сторон не добилась первоначально поставленных целей. Германский план молниеносного разгрома противника сначала на Западе, а затем на Востоке потерпел крушение.

Кто победил (для себя).

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария – потерпели поражение. Франция, Великобритания, Япония, Сербия, США, Италия – вышли из войны победителями. России, так много сделавшей для победы союзников, не было в ряду стран-победительниц. Ее раздирала на части братоубийственная Гражданская война.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Похожие публикации