Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Покорение сибири ермаком настоящее имя ермака. Военная служба и завоевания. По собственному желанию

Ермак

Покорителя Сибири Ермака Тимофеевича едва ли можно причислить к кругу путешественников и первооткрывателей. Но и обойти вниманием эту замечательную историческую фигуру тоже никак нельзя. Имя Ермака открывает собой список русских исторических деятелей, способствовавших превращению московского царства в могущественную и величайшую по территории Российскую империю.

Хотя, по сути, все путешественники 15-16 веков изначально имели не исследовательские, а чисто коммерческие и захватнические цели – Колумб, Васко да Гама, Магеллан и прочие искали пути к сказочным богатствам Африки, Индии, Китая и Японии. Находили новые земли и покоряли их. А географические открытия получались как бы сами собой, параллельно с основной деятельностью!

История сохранила нам не так много документальных сведений о Ермаке, его происхождении и его подвигах. Пустоты в промежутках между фактами, как всегда, заполняют версии, догадки, мифы и, увы, фальсификации.

На этих страницах мы рассмотрим основные версии происхождения Ермака, его деятельности, его знаменитого перехода через Уральский хребет и попытку покорения Сибири. Итак:

Кто такой Ермак?

Полное имя : Ермак Тимофеевич Аленин – это официальная версия

Годы жизни : - 1530/1540–1585

Родился: по одной версии на севере, в Вологодской, по другой - в Двинской земле, по третьем – на Урале, по другим – происходит из рода сибирских князей…

Род занятий : казачий атаман

Имя : учитывая, что имя Ермак, под которым этот человек вошел в историю, встречается крайне редко, можно предположить, что Ермак не имя, а прозвище. Кличка. Казаки – это, по сути, были разбойники с большой дороги (только хорошо организованные). Наличие «погоняла» - совершенно нормальное явление для каждого члена «вооруженного бандформирования».

Происхождение: ничего не известно достоверно. Одни приписывают его к донским казакам, другие – к уральским (точнее – к яицким). Река Урал, до разгрома пугачевского восстания, называлась Яик, а казаки, контролировавшие территории вдоль нее – яицкими. Так как Яик впадает в Каспийское море относительно рядом с Волгой, то яицкие казаки разбойничали и на Волге.

Еще одна версия утверждает, что Ермак был служивым атаманом в войсках Ивана Грозного во время Ливонской войны. Когда в 1579 году Стефан Баторий пошел на Русь, царь Иван спешно собрал ополчение для отражения нападения, призвал в него в том числе и казаков. Имя казацкого атамана Ермака Тимофеевича совершенно конкретно отражено в сообщении польского коменданта г. Могилева Стравинского в донесении своему королю. Это было лето 1581 года. Отсюда историки делают вывод, что Ермак не мог начать свой поход на Сибирь ранее следующего 1582 года.

После успешного покорения Казани и Астрахани в 1551-56 гг. правительство Ивана IV Грозного полностью контролировало Волгу как главную торговую артерию с Востоком. Русские купцы свободно вели торговлю, а иноземные караваны платили пошлины в казну. Ногайская Орда формально признала власть Москвы, но прознав о трудностях русских на западе, решила воспользоваться моментом и "урвать свое". Иван IV отправил ногайским ханам посла В. Пепелицына с богатыми дарами, чтобы задобрить верхушку ногайцев и предотвратить нападение. Одновременно яицкие казаки получили негласное "добро" на вооруженное сопротивление ногайцами, в случае чего.

Казаки, у которых к ногайцам были давние счеты, воспользовались моментом. Когда московское посольство В. Пепелицына вместе с ногайским послом, купцами и сильным отрядом сопровождения направлялось в августе 1581 года в Москву, казаки напали на них на реке Самаре и почти всех перебили. А оставшиеся два десятка человек добрались до Москвы и "печаловались" Ивану Грозному об этом беспределе. И в их списке "обидчиков были имена казацких атаманов Ивана Кольцо, Никиты Пана, Богдана Барбоши и других.

Царь сделал вид, что решил наказать своевольщиков. Послал спецотряд для подавления казацкой самостийности, велев "покарать казаков смертию". Но на самом деле дал казакам возможность уйти на север, в пермские земли, где они весьма сгодились для защиты русских владений на Каме от набегов Сибирского хана Кучума.

Некоторые историки утверждают, что казаки пошли на Каму по своей инициативе и придя туда сначала "пошерстили" Строгановские владения. Но потом получили конкретное предложение от уральских промышленников официально защищать их. То есть, стать этаким "частно-государственным охранным предприятием".

Не имея возможности контролировать Урал и бассейн Камы, Ивана Грозный еще в 1558 году отдал эти земли на откуп промышленникам Строгановым (предки которых со времен Новгородской республики промышляли в этих краях). Царь надели их самыми широкими полномочиями. Они имели право собирать ясак, добывать полезные ископаемые, строить крепости. Строгановы сами защищали свои территории и свой «бизнес», имели право создавать вооруженные формирования, автоматически охраняя и владения московского царя от посягательств с востока.


Строгановы остро нуждались в вооруженных людях для защиты своих немалых вотчин. Они и вышли с инициативой призвать «провинившихся» казаков к защите своих территорий. Такой выход устроил все стороны и казаки, предположительно в 1579-81 гг., прибыли во владения Строгановых на Каме. «Заслужить царское прощение и милость с мечом в руках на службе государю против супостатов».

Примерно в это же время Ермак Тимофеевич прибыл на Каму к своим братьям по оружию, так как Ливонская война к тому времени закончилась. Не исключено, что он получил какие-то "указивки" от Ивана IV возглавить казацкую вольницу на Каме от набегов хана Кучума. Как оно было на самом деле, теперь не скажет никто.

Шибанид, внук Ибака - хана Тюмени и Большой Орды. Его отцом был один из последних ханов Золотой орды Муртаза. О пираясь на своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером, используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов.

В 1563 Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, занял город Кашлык (Искер, Сибир) и стал владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу. Население Сибирского ханства, основу которого составляли татары и подчиненные им манси и ханты, рассматривали Кучума как узурпатора, ибо его опорой служило иноземное войско.

После захвата власти в Сибирском ханстве, Кучум сначала продолжал платить ясак и даже отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571). Но когда окончились его войны с местными конкурентами , организовал несколько походов во владения Ивана Грозного и Строгановых, вплотную подступал к Перми.

Так как лучшая защита – это нападение, то Строгановы, по согласованию с царем Иваном решили «бить врага на его территории». Для этого " провинившиеся" волжско-яицкие казаки подходили как нельзя лучше – организованные и умеющие воевать люди, готовые пойти куда угодно за богатой добычей. ! Но и у атамана Ермака были на этот счет свои соображения и далеко идущие планы.

Как возникла идея похода Ермака на покорение Сибири – читайте дальше

P.S.

Есть, правда, и такая версия. Никакой «спецназ» яицких казаков не гонял, Ермак со товарищи пришли во владения Строгановых по своей инициативе, слегка пограбив их владения и оставшись в них. Очевидно, предложили соликамским промышленникам «крышевать» их бизнес. Особого выбора у Строгановых не было – до бога высоко, до царя – далеко, а казаки - вот они, тут.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность В 1582 году он послал к одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

Ермак Тимофеевич - атаман казаков, прославившийся смелостью и находчивостью, герой народных песен. Один из его военных походов положил начало освоению Сибири Российским государством.

Биография Ермака Тимофеевича

Ермак Тимофеевич родился в крестьянской семье; точная дата неизвестна: 1537 - 1540 годы. Предположительно, родина Ермака - древнее село Борок на Северной Двине. Первое упоминание об этом поселении относится к 1137 году. По поводу его имени тоже существует несколько версий; по одной из них имя Ермак - это вариант русского имени Ермолай, а по другой версии полным именем Ермака было Василий Тимофеевич Аленин. Фамилиями в русских селах того времени мало пользовались, и людей называли или по имени отца, или по прозвищу.

Голодное время вынудило Ермака в юности уйти из родных мест - оказавшись в одном из волжских селений, он нанялся в разнорабочие и оруженосцы к старому казаку. Серьезно учиться ратному делу Ермак начал с 1562 года, когда в одном из сражений добыл себе оружие.

Отвага, справедливость и острый ум - полезные для воина качества; именно они и помогали Ермаку во многих сражениях, и сделали его атаманом. Он изъездил степь от Днепра до Яика, ему приходилось сражаться на Дону и Тереке. Еще известно, что будущий покоритель Сибири Ермак Тимофеевич сражался под Москвой с Девлет-Гиреем.

В биографии Ермака Тимофеевича много славных побед. В Ливонской Войне он был командиром казачьей сотни. Освобождение осажденного Пскова тоже происходило с его участием. Атаман принимал участие и в победе Хворостинина над шведами под Лялицами.

На службе у Строгановых

Уральские купцы Строгановы - известный российский купеческий род. В XVI веке ими был основан солеваренный промысел в Архангельском крае. Развивая земледелие и ремесла, купцы активно сотрудничали с правительством; они подавляли восстания местных народов, присоединяя тем самым новые земли к российской территории.

Внуки основателя солеварного производства, Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы, призвали Ермака в 1581 году для защиты края от сибирских татар и военного похода в Сибирь.

Дружина из полутысячи казаков под руководством Ермака и других атаманов (Якова Михайлова, Ивана Кольцо, Никиты Пана, Богдана Брязги, Черкаса Александрова, Матвея Мещеряка) прибыла на реку Чусовую. Хан Кучум совершал на эти места грабительские набеги, и в течение двух месяцев казаки отражали его нападения.

Поход в Сибирь

В 1581 году было принято решение организовать поход в Сибирь. Был сформирован отряд из 840 человек, снабженный всем необходимым, и погруженный на 80 лодок-срубов. В путь к Тагильскому перевалу в Уральских горах отправились в сентябре. Неся корабли на себе, топорами прорубая дорогу, казаки достигли цели и построили себе для зимовки Кокуй-городок. Весной сплавились по Тагилу до Туры.

Первые же сражения были легко выиграны; Ермак Тимофеевич без боя занял городок Чинги-Туру с его сокровищами - золотом, мехами, серебром. За весну и лето было выиграно еще три сражения с татарскими князьками, была взята богатая добыча.

В ноябре хан Кучум собрал войско из 15 000 воинов, чтобы сразиться с казаками у Чувашского мыса. Но он был побежден и отступил в Ишимскую степь. Через четыре дня после этого сражения, 8 ноября 1582 года, Ермак Тимофеевич победителем вошел в столицу сибирских татар - город Кашлык. На поклон к казакам один за другим являлись представители селений коренных сибирских народов с дарами. Ермак всех встречал по-доброму, обещал защиту от татар и обязал платить ясак - пошлину. После присяги эти народы становились подданными российского царя.

В конце 1582 года Ермак Тимофеевич отправил в Москву послов с новостями. Царь Иван IV милостиво встретил их и одарил подарками, после чего отправил к Ермаку в Сибирь экспедицию, возглавляемую князем Семеном Болховским. Почти два года понадобилось отряду из 300 стрельцов на то, чтобы дойти из Москвы в Кашлык. За это время Ермак одержал еще несколько побед над татарскими князьками, и еще больше расширил территорию России, увеличил количество данников.

Зима 1584/1585 годов была очень голодной, казакам не удалось заготовить достаточное количество припасов. Глубокие снега делали невозможной охоту, дули ледяные ветра. Татары объединились и восстали, заблокировав войско Ермака в Кашлыке. Только летом вылазка Матвея Мещеряка помогла отогнать татар от города. От войска осталось меньше половины, трое сотников были убиты врагами.

В августе 1585 года Ермак получил ложное известие о торговом караване, идущем в Кашлык. Поверив, он направился с небольшим войском к устью Вагая. Ночью Кучум напал на отряд казаков, убил Ермака и еще 20 человек. Так заканчивается биография Ермака Тимофеевича - покорителя Сибири.

Узнав печальную новость, казаки, оставшиеся в столице Сибирского ханства, решили там не зимовать. Атаман Матвей Мещеряк увел остатки войска на родину. В 1586 году на этом месте основали город Тюмень.

Похожие публикации