Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Линкор «Ямато» - смертельная угроза боевой мощи США. Последний бой линкора «Ямато». Разбитое сердце Японии Технические характеристики линкора «Ямато»

О создании линкоров типа Ямато я уже писал. Ссылка-ниже.

По идее после "Великой Марианской охоты на индеек" (http://gidepark.ru/community/14/content/1609144) я должен был бы описать операцию Сё-1. Но я её уже описывал много ранее. (http://gidepark.ru/community/14/content/835843) Потому и перешёл сразу к последнему походу Ямато.

Операция Тэн-Го (яп. кюдзитай 天號作戰 , синдзитай 天号作戦 Тэн-го: сакусэн ), более известная в русскоязычной литературе как Последний поход «Ямато» , — японская морская операция во время Второй мировой войны, часть войны на Тихом океане, состоялась 6-7 апреля 1945 года. Представляла собой самоубийственный выход небольшой эскадры во главе с самым большим линкором в мире — «Ямато». Цель операции — уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение палубной авиации американцев на соединение «Ямато», в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы атаки. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного на проведение операции, хватало только на путь в один конец. Операция закончилась провалом, поскольку под массированными атаками американцев сам «Ямато», легкий крейсер «Яхаги» и 4 из восьми эсминцев были потоплены. В то же время атаки камикадзе не достигли существенных успехов.

ЛК Ямато. Самый большой линкор мира. Полное водоизмещение 72,8 тыс.тонн. Скорость хода 27 узлов. АГК-3х3х457 мм. 4х3х155мм.

Универсальная артиллерия:12х2х127мм. ПВО 150х1х25 мм. Бронирование от 610мм-лоб башен ГК до 230 мм-главная палуба. Дальность хода 7500 миль на 16 узлах.

Лёгкий крейсер Носиро. Яхаги-систер-шип.

Настроение на корабле было приподнятым и обреченным. В 18 часов команда одела чистые одежды; было прочитано обращение командующего Объединенным флотом, встреченное троекратным "Банзай". Дальнейшая судьба японских моряков уже находилась в руках противника.

Американцы своего шанса не упустили. Уже через 01.40 после выхода соединение было обнаружено американскими подводными лодками "Тредфин" и "Хаклебак", а утром 7-го и разведгруппой 58-го ударного авианосного соединения. Ночью японцы держались в ордере ПЛО ("Ямато" в центре, по кольцу от него на расстоянии 2500 метров - эсминцы, "Яхаги" - на кормовых КУ). Одновременно велся непрерывный радарный поиск лодок в позиционном положении, однако обе американские лодки были обнаружены гидролокаторами, давшими два четких контакта. С этого момента судьба японской операции была решена.

Вначале американцы решили пропустить соединение подальше к югу и лишь затем атаковать его. С 09.15 группа из 16 американских истребителей осуществляла постоянное слежение за обреченным соединением. Американцы были настолько уверены в победе, что передавала сообщения о положении и составе соединения открытым текстом. Эти сообщения были перехвачены, что отнюдь не прибавило боевого духа на мостике "Ямато". С его катапульты был выпущен последний оставшийся на борту гидросамолет типа "О" (прочие пять были оставлены на базе), поскольку иного шанса уцелеть у него не было, ни на корабле, ни в воздухе. Впереди по курсу соединения вели разведку 20 базовых самолетов с авиабазы Канойя, но связи с соединением они не имели. Встретившись в полете с американским воздушным патрулем они потеряли свыше половины своего состава и вернулись на базу, не принеся никакой практической пользы соединению. В обеспечении действий соединения "Тен-Ичиго" принял участие и единственный сын адмирала Ито. Он благополучно прибыл из полета, но десять дней спустя погиб при выполнении операции "Кикусуй".

Японцы перестроились в кольцевой ордер ПВО с крейсером во главе, поставив почему-то самые сильные в зенитном отношении эсминцы "Фуютсуки" и "Сузутсуки" на кормовых КУ, хотя было бы естественным иметь их с носа для отражения огнем атак торпедоносцев. Расстояние между кораблями в ордере составляло около 1500 метров, скорость 20 узлов, зигзаг выполнялся через каждые 5 минут. Эсминец "Асашимо" отстал от ордера из-за неисправности машин и в дальнейшем пропал без вести со всем экипажем, очевидно, получив смертельные повреждения от атаковавших его самолетов. В 11.15 японское соединение повернуло на юго-восток. Американцы подумали, что оно может и не идти к Окинаве и не желая упускать такую лакомую цель, начали атаки. Первые ударные самолеты с авианосцев 58-го соединения, находившегося в это время примерно в 300 милях от противника, начали взлет еще в 10 часов. Они входили в состав ударной авиагруппы, организованной для уничтожения японских кораблей и состоящей из 280 самолетов, из них 98 торпедоносцев "Авенджер". Фактически в атаке участвовало 227 самолетов, поскольку 53 из числа вылетевших "заблудились" и не нашли цель. Кроме того, еще 106 самолетов вылетели для нанесения удара, но опоздали принять участие в бою.
Погодные условия были средними - высота облачности около 1000 метров, скорость ветра 20 узлов. Чуть раньше полудня с наблюдательного пункта на Амамиосима на "Ямато" поступила радиограмма: "250 авианосных самолетов - курсом на север". В 12.20 на экранах радара линкора появились три больших сигнала, свидетельствовавших о появлении трех больших групп самолетов. Все корабли соединения были немедленно оповещены об этом, скорость соедине-ния увеличилась до 25 узлов с поворотом на курс 100 градусов.

Через 12 минут с ""Ямато" обнаружили первые американские самолеты уже невооруженным глазом. Это были два истребителя первой волны, летевшие на высоте около 1000 метров.

По американским данным первая атака началась в 12.20 (по японским на 12 минут позже). В ней участвовало 150 самолетов. Соединение в это время держало ход 24 узла и вело зенитный огонь из всех стволов, включая 18-дюймовки "Ямато". Первые атаки были направлены против головного крейсера ""Яхаги" и эсминца "Хамаказе", мгновенно затонувшего после попадания торпеды. В "Ямато" попало три-четыре бомбы: первые взорвались при ударе о верхнюю палубу (район 150 шпангоута ПБ), уничтожив 127-мм. установку и несколько зенитных автоматов и сделав в палубе две пробоины диаметром около 7 метров. Две другие бомбы упали перед кормовой башней СК, пробили легко бронированную в этом месте верхнюю палубу и вызвали пожар, погасить который так и не удалось. Сама башня, а также пост управления огнем СК и директор вышли из строя. По японским данным в 12.41 в линкор попали еще две бомбы по 227 кг. - вблизи грот-мачты, которые в дополнение к уже описанным повреждениям уничтожили РЛС типа "13". Одна из бомб буквально расщепила верхнюю часть помещения операторов радара, имевшего форму куба со стороной около 3 метров и защищенного со всех сторон стальными стенками. В это же время по данным японцев в "Ямато" попали еще три-четыре торпеды, хотя только два попадания выглядят достоверными - оба в ЛБ, в район шпангоутов 125 и 150. Менее достоверно попадание в район 190 шпангоута. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении ЛБ. Появился крен в 5-6 градусов на ЛБ. Контрзатоплениями крен был уменьшен до 1 градуса. По японским сообщениям в 12.45 торпеда попала также в носовую часть ЛБ. Американские потери в первой волне составили два пикирующих бомбардировщика "Хэлдайвер".

Вторая атака началась почти сразу же за первой, в 13 часов (по японским данным в 12.02). Скорость линкора в это время была 22 узла. Американские самолеты, попав под сосредоточенный зенитный огонь, применили весьма эффективную тактику. Заходя строго с носа "Ямато" и переходя в пологое пикирование они стреляли из бортового оружия, стараясь эигзагировать и не оставаться на одном курсе. Японские офицеры считали, что если бы они оставались на прямом курсе столь же долго, как и японские самолеты, то потери американцев были бы очень большими. Но при такой тактике угловые перемещения воздушных целей были столь стремительны, что японские зенитные установки просто не поспевали за ними (следует вспомнить недостаточные их скорости вертикальной и особенно горизонтальной наводки). Кроме того, японские наводчики были просто подавлены количеством самолетов противника, что безусловно сказалось на их действиях - этого не отрицают оставшиеся в живых участники последнего боя "Ямато".

Участвовавшие в атаке примерно 50 самолетов не добились бомбовых попаданий, но атаковавшие линкор два десятка торпедоносцев добились четырех (возможно пяти) попаданий. Из них 1 в ПБ и 3 в ЛБ. Попадания в ЛБ привели к затоплению КО-8 и -12, внешнего машинного отсека и отсека гидромеханизмов. Попаданием в ПБ (125 шпангоут) было затоплено КО-7. Корабль получил крен на ЛБ в 15-16 градусов, его скорость снизилась до 18 узлов. Контрзатоплением крен уменьшили до 5 градусов, а поступление воды вскоре взяли под контроль.

По японским данным в 13.37 в линкор попали три торпеды в районе миделя ЛБ. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор сбил один торпедоносец. В 13.44 в то же место попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Видимо, шесть-семь торпед были тем пределом, который могли вынести корабли типа "Ямато", все еще оставаясь в строю.

В 13.45 началась последняя атака, в ходе которой в корабль попало по меньшей мере четыре торпеды: одна - в ПБ в районе 150 шпангоута, две или три - в ЛБ (достоверны в районы 135 и 154 шпангоутов, менее достоверно - в район 164 шпангоута). По японским данным в 14.02 в линкор попали три бомбы (в среднюю часть с ЛБ) и было несколько очень близких разрывов. Два пикирующих бомбардировщика были сбиты огнем с линкора. Бомбы разрушили или вывели из строя практически все зенитные средства корабля в его средней части. По свидетельству очевидцев одна из строенных 25-мм. установок с размерами примерно 3x3x3 метра взлетела в воздух на 25 метров и упала обратно на палубу. В 14.07 последовало попадание торпеды в район миделя ПБ, а в 14.02 еще одно, также в район миделя, но уже с ЛБ. Сразу последовало еще одно попадание - в корму с Л Б. Скорость упала до 12 узлов, крен на сильно поврежденный ЛБ вновь увеличился до 6 градусов. В 14.17 в среднюю часть корабля с ЛБ вновь попала торпеда. На линкоре в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на ЛБ достиг 15-16 градусов.

Значительные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили команду возможности вести борьбу за непотопляемость линкора. Приказания командира корабля о затоплении правых МО и КО, которое могло бы дать наибольший эффект для спрямления корабля (по объему и центру тяжести воды в затопленных помещениях) уже не могло быть выполнено. Крен увеличился до 15, а затем до 17 градусов. Скорость все еще не падала ниже 12 узлов. Линкор прикрывали эсминцы "Фуютсуки" с ПБ и "Юкиказе" с ЛБ. Только эти два корабля выполнили свою задачу до конца, имея достаточную скорость и избежав серьезных повреждений. Наступила небольшая передышка - первая после появления второй волны атакующих. Корабль находился в очень тяжелом состоянии: ни одно орудие противоминного и 127-мм. зенитного калибров не могло стрелять, так же как и большинство зенитных автоматов. Был перебит весь медицинский персонал. Вскоре американские самолеты вновь появились над кораблем. К этому времени крен достиг 26 градусов. Вышли из строя все средства внешней и внутренней связи, а также рулевое устройство. Башнеобразная надстройка была изрешечена пулеметным огнем с американских самолетов: потери персонала в надстройке были очень большими. В центре всего этого ада на стуле продолжал безмолвно сидеть командующий соединением адмирал Ито. Он не произнес ни слова с момента начала атаки, предоставив действовать командиру корабля. Возможно, он хотел выразить таким образом свое отношение к этому безнадежному делу, против которого всячески сопротивлялся и которое был вынужден выполнять. Крен продолжал увеличиваться и была отдана команда оставить корабль.

Когда линкор лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва слышали и видели на кораблях американского соединения и находившемся в нескольких десятках миль от места трагедии острове Кагосима. Столб дыма поднялся над кораблем на высоту 6 км. и по виду напоминал "ядерный гриб". Пламя взрыва поднялось на 2 км. Причина взрыва несомненна - только взрыв боепогребов ГК (примерно 500 тонн взрывчатки) мог произвести подобный эффект.

Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже "Ямато": из всего экипажа погибли 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора погибли крейсер и четыре эсминца, на которых погибло или утонуло 3665 человек.

В своем последнем бою "Ямато" сбил пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя "Хэлкат" и "Корсар" - не слишком дорогая цена за потопленный сверхлинкор и корабли эскорта. Всего в ""Ямато" попало около десяти стандартных авиационных торпед с 270 кг. "торпекса" (что эквивалентно 400 кг. ТНТ) и тринадцать авиабомб по 250 кг.

Операция "Кикусуй", для которой выход соединения "Тэн-Го" служил отвлечением также потерпела неудачу. В ней приняли участие всего 114 самолетов вместо планировавшихся 600. Ими были повреждены авианосец, старый линкор и эсминец.

Взрыв линкора Ямато.

Глоссарий.

ЛБ, ПБ-левый и правый борт;

КО-котельные отделения;

КУ-курсовые углы;

башня СК-средний калибр-155 мм.

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.


Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.


4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

Линкор в бою, видно попадание в него бомбы


Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

Взрыв линкора "Ямато"


Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.


«Ямато» под воздушными атаками Дата -7 апреля Место Тихий океан, между островом Кюсю и островами Рюкю. Итог Полная победа США Противники

США США

Японская империя Японская империя

Командующие Потери Медиафайлы на Викискладе

Операция Тэн-Го (яп . кюдзитай 天號作戰 , синдзитай 天号作戦 Тэн-го: сакусэн ), более известная в русскоязычной литературе как Последний поход «Ямато» , - японская морская операция во время Второй мировой войны, часть войны на Тихом океане, состоялась -7 апреля 1945 года . Представляла собой самоубийственный выход небольшой эскадры во главе с самым большим линкором в мире - «Ямато ». Цель операции - уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение палубной авиации американцев на соединение «Ямато», в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы атаки. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного на проведение операции, хватало только на путь в один конец.

Реализация операции «Тэн-го»

Взрыв «Ямато».

В 9.18 утра 3 апреля 1945 г 2-й флот, базировавшийся в Куре , получил приказ главнокомандующего Объединённого флота - адмирала Тоёда о начале операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Командующий 2-м флотом Ито решил лично участвовать в бою на борту «Ямато», хотя очень скептически относился к подобной операции (воздушное прикрытие кораблей отсутствовало, соединение было обречено на неминуемую гибель). Однако руководство решило пожертвовать остатками флота, так как иначе он всё равно бы достался врагу.

В качестве эскорта «Ямато» были выделены лёгкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев: «Асасимо», «Фуюцуки», «Судзуцуки», «Хамакадзэ», «Исокадзэ», «Юкикадзэ», «Касуми», «Хатсусимо». В распоряжении японцев были и другие боеспособные корабли, но им не хватало горючего.

Выход в море состоялся в 15:20 6 апреля 1945 в более чем гнетущей обстановке. Американская подлодка следила за соединением и непрерывно передавала сведения о нём; на рассвете 7 апреля к ней присоединились две летающих лодки «Маринер». В 12:32 первая волна (227 американских авианосных самолётов) вышла в атаку на соединение Ито, вторая (57 самолётов) в 12:45 и третья (110 самолётов) в 13:33 довершили разгром. «Ямато», потерявший главный пост борьбы за живучесть, получив примерно 10 торпед и 13 авиабомб, начал медленно крениться и в 14:23, когда крен на левый борт достиг 80°, произошёл взрыв артиллерийских погребов башни

«Ямато» и «Титаник» – самый мощный линкор Второй мировой войны и пассажирский лайнер. Два морских гиганта, две незавидные судьбы. В апреле 1912 года, столкнувшись с айсбергом, ушел на морское дно «Титаник». В апреле 1945 года, приняв на себя удар десяти торпед и тринадцати 250-килограммовых авиабомб, затонул последний гигантский камикадзе Японии. «Предсмертный вопль» корабля был слышен за 200 миль от места его гибели

Бравое начало

В канун Второй мировой войны экономические возможности Японии были скромнее, чем у США и Великобритании. Угнаться за потенциальным противником в количестве вооружений она не могла. Тогда японцы решили взять качеством – понимая под ним большой размер.

В 1935 году император Японии утвердил проект А140, предусматривающий постройку огромного корабля. Линкор водоизмещением 72 тыс. т имел длину263 м. Силовая установка мощностью 153 тыс. л. с. выжимала скорость 27,7 узла, потребляя при этом 63 т топлива в час.

Помимо прочего вооружения, на самый могучий корабль всех времен и народов были установлены девять 460-миллиметровых орудий, которые выбрасывали 1300-килограммовые снаряды на расстояние 42 км.

Линкор должен был стать воплощением мощи японского Императорского флота в борьбе за геополитическое господство в Тихом океане.

Сердце Японии

Сойдя со стапелей, новый линкор получил название «Ямато» (Yamato) в честь провинции Ямато – сердца древней Японии. Корабль стал во главе Императорского флота Страны восходящего солнца.

Как флагман линкор «Ямато» участвовал во многих битвах. В том числе в сражениях у Мидуей и в заливе Лейте.

В 1943 году к югу от острова Трук в линкор попала торпеда, выпущенная американской подводной лодкой «Скейт», а в октябре 1944 года он был поврежден авиабомбами в заливе Лейте.

Однако темой для многих произведений батального искусства стал героический последний бой «Ямато».

Бамбуковые копья

В апреле 1945 года американские армады начали штурм острова Окинава. Навстречу противнику выступили несколько тысяч солдат гарнизона, оборонявшего город, и местные жители с бамбуковыми копьями. Окинава была обречена…

И вот в середине марта 1945 года 44-летний император Японии Хирохито выслушал доклад начальника штаба ВМФ адмирала Коширо Оикавы. Адмирал предлагал предпринять последнюю отчаянную попытку спасти остров Окинава, где в кольце американских войск и флота оказались силы японцев.

Согласно плану, самый мощный корабль японского флота должен был послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки самолетов-камикадзе на американские корабли в месте высадки десанта.

«В случае невозможности продолжать движение» линкору было приказано выброситься на берег острова и поддерживать войска огнем своих орудий.

Подобная операция могла быть продиктована только отчаянием. Но японцы не были бы японцами, если бы не сделали этой самоубийственной попытки.

Император Хирохито одобрил предложение адмирала…

На верную смерть

6 апреля 1945 года в 15.20 «Ямато» вышел в открытый океан. Эскорт составляли легкий крейсер «Яхаги» и шесть эсминцев.

Настроение на корабле было приподнятым и в то же время обреченным. Экипаж в составе 3 063 матросов и офицеров знал, что идет на верную смерть.

Команда надела чистые одежды и белые повязки смертников. Все кадеты, проходившие на корабле практику, и больные были отправлены на берег.

Чтобы обезопасить корабль от возгораний, с линкора сняли все деревянные предметы. Команде и офицерам пришлось провести вечернее время, распивая выданное к походу саке сидя на корточках – ни столов, ни стульев на «Ямато» не осталось.

С воздуха корабль и его экипаж не прикрывал ни один самолет. Воздушного флота у Японии к этому времени практически не было.

При этом на перехват «Ямато» американцы бросили отдельное авианосное соединение. Дальнейшая судьба японских моряков уже находилась в руках противника.

В операции по уничтожению «Ямато» с американской стороны было задействовано 540 самолетов первой волны и 450 второй. При этом в операции участвовало 27 авианосцев.

Хроника гибели

7 апреля линкор и сопровождающие его эсминцы атаковали 280 американских самолетов, из них 98 торпедоносцев-бомбардировщиков Avenger.

На бронированную палубу «Ямато» обрушились тонны бомб, торпед, ракет и снарядов. Беспрецедентная по интенсивности бомбардировка продолжалась два часа.

В ходе первого налета в «Ямато» попало четыре бомбы: первые две взорвались при ударе о верхнюю палубу, уничтожив несколько зенитных автоматов и сделав в палубе две пробоины диаметром около семи метров. Две другие бомбы упали перед кормовой башней, пробили легко бронированную в этом месте верхнюю палубу и вызвали пожар, погасить который так и не удалось…

В 12.41 в линкор попали еще две бомбы по 227 кг.

02.45 – взрыв торпеды в носовой части корабля.

В 13.37 в линкор попали еще три торпеды. Была повреждена рулевая машина.

В 13.44 в то же место попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя.

В аду

В 13.45 началась последняя атака на «Ямато», в ходе которой в корабль попало по меньшей мере еще три торпеды.

Перед началом второй волны атаки на корабле не могли стрелять ни одно противоминное орудие и большинство зениток. Был перебит весь медицинский персонал. Вышли из строя все средства внешней и внутренней связи, а также рулевое устройство. Башнеобразная надстройка была изрешечена пулеметным огнем с американских самолетов.

В центре всего этого ада, на башнеобразной надстройке, безмолвно сидел командующий соединением адмирал Ито. С момента начала атаки он не произнес ни слова. Адмирал Ито был единственным, кто изначально выступал против этого самоубийственного похода…

Всего в «Ямато» попало около десяти стандартных авиационных торпед с 270 кг торпекса (что эквивалентно 400 кг ТНТ) и тринадцать авиабомб по 250 кг.

Ядерный гриб

Когда линкор лег на борт с креном около 90 градусов, была отдана команда оставить корабль. Однако приступить к эвакуации так и не смогли. Конец агонии положил взрыв боекомплекта. Чудовищная сила разорвала корпус «Ямато» пополам.

Столб дыма поднялся над кораблем на высоту 6 км, по виду он напоминал «ядерный гриб». В покрытое тучами небо вместе с выброшенными взрывом бронеплитами, оборудованием и орудийными установками вырвался гигантский столб огня. По оценкам наблюдателей, его высота равнялась почти двум километрам. Вспышку взрыва увидели даже жители города Кагосима, расположенного в 220 километрах от места сражения.

Последний суперлинкор Императорского флота и 3063 члена его экипажа (включая командующего соединением и командира корабля) навсегда погрузились в морскую пучину…

Гибель линкора «Ямато» означала полный и окончательный разгром японского флота.

Могучий корабль постигла судьба доблестных самураев, доспехи и отвага которых оказались бессильными против мушкетных пуль.

P . S .

В Японии линкор «Ямато» до сих пор остается символом храбрости матросов и офицеров, вступивших в неравный бой и отдавших жизни за Родину.

P . P . S .

Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны в военно-морских ведомствах разных стран заговорили о лин корах . Бытовало мнение, что эти боевые корабли все еще являются основной силой любого флота.

Предназначен для боя в сомкнутом боевом порядке. На вооружении у него наступательные и оборонительные боевые средства, сосредоточены в наиболее рациональной степени: на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотопляемость, на втором - скорость и дальность хода. Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выполнимо, чем больше боевой корабль, так как на более крупном судне можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы: этим и объясняется рост водоизмещения линкоров в ходе их эволюции.

Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 году решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 года об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу «Марусаи», согласно которой для Императорского флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей, в том числе и несколько линкоров , причем первостепенное значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой технике.

В основу разработки новых линкоров положили идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь ограниченные тактико-технические данные: водоизмещение не более 63000 тонн, вооружение орудий калибром не более 406 мм и скорость хода до 23 узлов. Головным кораблем должен был стать линкор « ».

линкор «»

Постройка линкоров «Ямато» и «Мусаси» велась в строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые маскировочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, замуровали. С судостроителей взяли подписку о неразглашении сведений, на каком объекте они работают. Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц.

линкор «Ямато» спущен на воду 8 августа 1940 года, а вступил встрой в декабре 1941

Боевая карьера линкоров этого класса не особенно богата событиями. Линкор «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И. Ямамото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не использовав свои огромные орудия. Линкор « Мусаси» держал флаг адмирала М. Кога, ставшим командующим Объединенным флотом после гибели И. Ямамото. Оба боевых корабля почти все время находились у острова Трук.

25 декабря 1943 года, находясь к северу от острова, линкор « » получил попадание торпедой с американской подводной лодки «Скейт». Этот случай побудил к усовершенствованию противоминной защиты на кораблях этого типа.

В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались бесполезными, и оба японских линкора, вскоре потопила американская палубная авиация.

линкор «Ямато»

линкор «Мусаси» - в августе 1942 года

С 23 ноября 1944 года линкор « » базировался в Японии, откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Он принял участие в операции «Теничиго». Цель операции - достичь места высадки американского десанта на острове Окинава, где 1 апреля на него вторглись американские войска. В ходе столкновения с американскими самолетами в линкор попали три торпеды. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор « » сбил один торпедоносец. Спустя некоторое время в боевой корабль попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Затем началась последняя атака в ходе которой в корабль попало, по меньшей мере, четыре торпеды. На линкоре « » в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на левый борт достиг 15-16 градусов.

линкор «Ямато» взрыв погребов

Когда линкор « » лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва видели на кораблях американского соединения находившегося в нескольких десятках миль от места трагедии на острове Кагосима. Столб дыма поднялся над боевым кораблемна высоту 6 км и по виду напоминал «ядерный гриб». Пламя взрыва поднялось на 2 км. Несомненно, только взрыв погребов (примерно 500 тонн взрывчатых веществ) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню и через нее в главные погреба. Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже линкора « Ямато». Из 2767 человек экипажа погибло 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора «Ямато» были уничтожены линейный крейсер и четыре эсминца, на которых погибли или утонули 3665 человек. В своем последнем бою линкор «Ямато» сбил всего пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя.

Главным недостатком линкора «Ямато» была слабая противовоздушная оборона, несмотря на большое количество стволов зенитной артиллерии. Во время последнего боя было сбито всего 10 самолетов противника. Этот факт можно объяснить тремя причинами: во-первых, слабой подготовкой артиллерийских расчетов (из-за нехватки боеприпасов они тренировались в стрельбе по медленно движущимся воздушным шарам); во-вторых, очень небольшой массой 25-мм зенитного снаряда - 250 г.; в-третьих, его малой начальной скоростью, лишь в шесть раз превосходившей скорость американских самолетов, что оказалось явно недостаточным.

в Японии есть музей посвященный легендарным линкорам, самым популярным является «Ямато»

Технические характеристики линкора «Ямато» :

Длина - 263,0 м;
Высота - 38,9 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 72800 тонн;
Дальность плавания - 7200 миль;
Судовая силовая установка - четырехвальная паротурбинная;
Мощность - 150000 л.с.;

Экипаж :
Всего - 2300 человек;
Скорость - 27 узлов;
Вооружение:
Орудие главный калибр 460 мм - 9;
Орудие противоминный калибр 155 мм - 12;
Орудие универсальный калибр 127 мм - 12;
Зенитное орудие 25 мм - 24;
Гидросамолеты - 7;

историю о самом известном японском линкоре Ямато рассказывают разработчики игры World of Warships

Похожие публикации