Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Собачье сердце» анализ. Булгаков, анализ произведения собачье сердце, план

«Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

Стилистические особенности

Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов...» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.

«Проблемное изучение эпического произведения» (на примере повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе)

Тема: В чем суть спора о «собачьем сердце»?

Цели: проанализировать образ Шарика; проанализировать образ Клима Чугункина; сравнить образы Шарика и Шарикова; выявить влияние Швондера на Шарикова; рассмотреть точку зрения профессора о собачьем сердце; рассмотреть позицию Борменталя; разрешить спор о собачьем сердце; рассмотреть понятие «шариковщина».

Оборудование : текст повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

На прошлом уроке мы с вами разобрали образ профессора Преображенского, мотивы и задачи его эксперимента, а так же познакомились с его ближайшим окружением. Сегодня мы подробнее рассмотрим образ Шарика, образ донора гипофиза, Клима Чугункина, и образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова, процесс его становления в обществе и знакомство со Швондером. Помимо этого мы выясним, какой спор о «собачьем сердце» вели профессор и доктор Борменталь, и выясним, кто из них прав.

    Подготовка к восприятию темы.

На основе таблиц с цитатной характеристикой профессора Преображенского, подготовленных учениками дома, повторить материал предыдущего урока: вспомнить политические, философские, нравственные взгляды профессора Преображенского, его мнение о революции, о пролетариате. Сказать о его отношении к пациентам, прислуге, своему ассистенту, доктору Борменталю, псу Шарику.

    Повторение пройденного материала по домашнему заданию.

    Объявление темы, цели урока.

а) В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель видит серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Возникает сочувствие к бедняге. Исповедь Шарика печальна (цитата из 1 главы): «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас» . Умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни.

Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность.

Предложить ученикам высказать свое отношение к Шарику.

б) Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя. Предложить ученикам обратить внимание на его описание (История болезни профессора Ф.Ф. Преображенского): «(В тетради вкладной лист)

Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. <…> Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти удар ножом в сердце в пивной…».

- Телосложение Шариков наследует от Клима, как и черты внешности, которые свидетельствуют об общей умственной неразвитости ее владельца. Ничего о взглядах Чугункина на жизнь писатель не сообщает.

Шариков похож на Клима ростом и привычками: он курит, пьет, сквернословит, играет на балалайке, дебоширит и ворует.

в) Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним, что собака чувствует благодарность к своему спасителю, называет профессора «божеством». Даже те безобразия, которые творит собака (разодранное чучело совы, разбитая фотография) выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков (бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину).

Собака Шарик, в отличие от Шарикова, обладает способностью разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Шарик думает и размышляет как интеллигентный человек.

Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта поколений, традиций, исторической мудрости. В результате операции из «милейшего пса» получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают». Он играет на балалайке, спит на палатях в кухне, бросает окурки на пол, ругается, подкарауливает в темноте Зинку, ворует, «держит себя неприлично», наконец, пишет доносы на своего «папашу» и угрожает его убить. Теперь Полиграф Полиграфович Шариков – заведующий подотделом отчистки города Москвы от бродячих животных. Он теперь полезный член нового общества. Нечеловеческие в своей аморальности, цинизме и бездушии поступки Шарикова-«гражданина» вынуждают профессора Преображенского уничтожить результаты своего опыта – вернуть все к исходному положению.

г) Швондер видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» дома, который ему вверен. И его целью было сделать из Шарикова не человека, но «пролетария».

В конце концов, восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком культурным и образованным.

Швондер старается повлиять, воспитать Шарикова в марксистском духе. Его влияния нельзя не заметить. Это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о своих правах, но и о превосходстве над буржуями (глава 6): «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» . Полиграф Полиграфович Шариков становится прямым продуктом Швондера, и если последний раскрывается в повести схематично, то бывший пес выписан ярко и узнаваемо.

д) Спор доктора Борменталя и профессора Преображенского о том, собачье или человеческое сердце у Шарикова, занимает до сих пор и читателей, и исследователей. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет ли Шариков типично человеческие черты характера или же они – часть его собачьего прошлого. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет? Предложить Ученикам поразмышлять над этим вопросом.

Преображенский (глава 8): «...Вы, доктор, делаете крупнейшую ошибку, ради Бога, не клевещите на пса.<> Я хотел проделать маленький опыт... И вместо этого что ж получилось. Боже ты мой!.. Доктор, передо мной тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся. Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе».

е) Борменталь (глава 8): «Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится? Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова! <…> Человек с собачьим сердцем!». Доктор заявляет, что созданный их руками Шариков – человек «с собачьим сердцем», вкладывая в это определение весь ужас и отвращение к поступкам Шарикова, ничего общего с человеческими не имеющим.

Борменталь, осознавая опасность для общества, которую несет в себе Шариков, решает следующее (глава 8): «Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск накормлю его мышьяком. Черт с ним, что и папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существ <…> Кончено. Я его убью!»

ж) Шариков, с точки зрения Борменталя, – человек с «собачим сердцем». Он подразумевает, что худшие черты характера Шариков получил от собаки. По версии Преображенского собачья природа Шарикова (например, неприязнь к котам) является его лучшей частью, потому что обладает Шариков именно «человеческим сердцем», и оно, по мнению профессора, «самое паршивое из всех, которое существует в природе». Предложить ученикам высказать свое мнение по данному вопросу.

з) В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. В Шарикове Булгаков отобразил проблему целого сословия, указал на стремление многих людей отстаивать свои права, отказываясь принимать какие-либо обязанности. Потому имя этого героя стало нарицательным. Так возник термин «шариковщина».

В основе «шариковщины» – самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди. Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы.

    Формирование новых знаний и способов деятельности

а) Как ведет себя Шарик в начале повести?

Какое поведение у Шарика в доме профессора?

б) Какие сведения есть в произведении о Климе Чугункине?

Какие выводы можно сделать, рассмотрев его образ?

Чем Шариков похож на Клима Чугункина?

в) Как можно охарактеризовать Шарика? Чем отличается от него Шариков?

г) Чего добивался Швондер, оказывая влияние на Шарикова? Преуспел ли он?

д) Что говорил профессор Преображенский о «собачьем сердце» в споре с Борменталем?

е) В чем заключается позиция Борменталя?

Как предлагает поступить Борменталь с Шариковым?

ж) В чем суть спора о «собачьем сердце»?

з) Почему возникает понятие «шариковщина»?

Что включается в это понятие?

Основываясь на тексте повести и сравнительной характеристике Шарика и Клима Чугункина большинство критиков сходятся во мнении, что прав профессор Преображенский. Действительно, Шарик думает и рассуждает как человек интеллигентный и, несмотря на выходки, является хорошим, добрым, ласковым псом. Человек, Клим Чугункин, который послужил донором гипофиза, трижды судимый вор, алкоголик, дебошир, интеллектуально неразвитый субъект. В Шарикове, как мы видим, преобладают черты его «донора», из чего следует, что именно «человеческое сердце» сделало из Шарика такого отвратительного человека.

    Обобщающее слово учителя

    Оценивание работы учащихся.

Составить план повести, разделяя ее на две части: до 5-й главы и после (письменно); в каждой из частей указать, от чьего лица ведется повествование. Подумать над вопросом: Совпадает ли авторская позиция с позицией профессора Преображенского?

    Домашнее задание

Используемая литература:

1) Булгаков М. А. Собачье сердце. – М., «Эксмо», 2009. – с. 672.

2) Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. – СПб., «Глагол», 2000. – С. 3-60.

События, описанные в произведении, разворачиваются зимой 1924-1925 года. В подворотне замерзает голодный и больной пес по кличке Шарик. Столовский повар облил его кипятком, и теперь у Шарика сильно болит бок. Пес потерял доверие к людям и боится просить у них еду. Шарик лежит возле холодной стены и ждет смерти.

Но, учуяв запах колбасы, пес из последних сил ползет к незнакомому мужчине. Тот угощает животное, за что Шарик бесконечно благодарен спасителю и плетется за ним, пытался выразить свою преданность. За это пес получает второй кусок колбасы.

Вскоре мужчина и собака подходят к красивому дому. Швейцар их пропускает внутрь, а консьерж сообщает Филиппу Филипповичу Преображенскому (спасителю пса), что в одну из квартир въехали новые жильцы.

Глава 2

Шарик был умным псом. Он умел читать и не сомневался, что это может делать каждая собака. Читал, правда, пес не по буквам, а по цветам. Например, он знал, что под зелено-синим плакатом с буквами МСПО продавали мясо. Чуть позже Шарик решил выучить азбуку. Буквы «а» и «б» запомнились легко, благодаря вывеске «Главрыба» на улице Моховой. Так умный пес осваивал город.

Благодетель привел Шарика к себе домой. Дверь им открыла девушка в белом фартуке. Пса поразила обстановка квартиры, особенно понравились лампа на потолке и зеркало в коридоре. Осмотрев рану Шарика, господин повел его в смотровую комнату. Но здесь псу не понравилось, было слишком ярко. Шарик попытался сбежать, укусив мужчину в белом халате. Но это не помогло. Его быстро поймали и усыпили.

Когда пес проснулся, рана уже не болела. Она была аккуратно обработана и забинтована. Шарик стал прислушиваться к разговору Филиппа Филипповича с молодым мужчиной в белом халате. Это был ассистент профессора – доктор Борменталь. Они толковали о псах и о том, что террором ничего нельзя добиться. Потом Филипп Филиппович отправил девушку за колбасой для собаки.

Когда Шарику стало легче, он зашел в комнату своего благодетеля и удобно там расположился. К профессору до позднего вечера приходили пациенты. Затем явились представители домоуправления: Вяземская, Пеструхин, Швондер и Жаровкин. Их цель – забрать у профессора две комнаты. Но Филипп Филиппович позвонил влиятельному другу и попросил защиты. После этого звонка гости быстро ушли. Данный факт понравилась Шарику, и он зауважал профессора еще больше.

Глава 3

Пса ждал шикарный ужин. Шарик ел до отвала ростбиф с осетриной и закончил лишь тогда, когда больше не мог смотреть на еду. Раньше такого с ним не случалось. Затем благодетель рассуждал о прошлых временах и нынешних порядках, а Шарик задумчиво лежал. Ему казалось, что последние события – это сон. Но это была явь: за короткое время Шарик поправился и стал доволен собачьей жизнью. Он ни в чем не знал ограничений, и его не ругали. Даже купили красивый ошейник.

Но однажды Шарик почувствовал что-то недоброе. В доме все суетились, а Филипп Филиппович сильно переживал. Шарику в этот день не давали есть и пить, закрыли в ванной. Потом Зина потащила его в смотровую комнату. По глазам человека в белом халате Шарик понял, что произойдет что-то жуткое. Беднягу вновь усыпили.

Глава 4

Шарик лежал на операционном столе. Сначала профессор заменил его семенники на какие-то другие. Потом произвел пересадку мозгового придатка. Когда Борменталь понял, что пульс у собаки падает, то уколол что-то в область сердца. После столь сложной операции никто не думал, что пес выживет.

Глава 5

Но, несмотря на пессимистичные прогнозы, Шарик очнулся. Из дневника Филиппа Филипповича стало ясно, что проведена экстремальная операция по пересадке гипофиза. Она поможет понять, как влияет данная процедура на омоложение человеческого организма.

Шарик поправлялся, но поведение его становилось довольно странным. Клочьями выпадала шерсть, менялись пульс и температура, он все больше походил на человека. Вскоре Шарик попытался произнести слово «рыба».

1 января в дневнике было записано, что Шарик мог смеяться, а иногда произносил «абырвалг», что значило «Главрыба». Со временем он начал ходить на двух лапах. А еще Шарик стал ругаться матом. 5 января у пса отвалился хвост, и он произнес слово «пивная».

А по городу уже настойчиво поползли слухи о странном существе. В одной из газет напечатали легенду о чуде. Преображенский признал свою ошибку. Он понял, что пересадка гипофиза не омолаживает, а очеловечивает. Борменталь предложил заняться воспитанием пса. Но профессор уже знал, что Шарик перенял повадки и характер человека, чей гипофиз ему пересадили. Это был орган погибшего Клима Чугункина – вора, хулигана, дебошира и алкоголика.

Глава 6

Вскоре пес превратился в маленького мужичка, стал обуваться в лаковые туфли, носить галстук голубого цвета, познакомился с товарищем Швондером, шокировал своим поведением Борменталя и профессора. Вел себя бывший Шарик дерзко и по-хамски. Он плевался, напивался, пугал Зину и валился спать прямо на пол.

Преображенский попытался с ним поговорить, но только усугубил ситуацию. Бывший пес запросил паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, а Швондер требовал, чтобы профессор прописал нового жильца. Пришлось все сделать.

Собачье прошлое дало о себе знать, когда в квартиру пробрался кот. Шариков пытался его поймать, забежал в ванную, но замок случайно защелкнулся. Кот легко убежал, а профессору пришлось отменить всех пациентов, чтобы спасти Шарикова. В погоне за котом Полиграф сломал краны, и вода залила пол. Все дружно убирали воду, а Шариков матерился.

Глава 7

За обедом Преображенский старался научить Шарикова хорошему тону, но тщетно. Тот был копией хозяина гипофиза Чугункина, который любил выпить, терпеть не мог книги и театр. Борменталь повел Шарикова в цирк, чтобы в доме немного отдохнули от него. За это время Преображенский придумал план.

Глава 8

Шарикову принесли паспорт. С тех пор он хамил еще больше, начал требовать себе отдельную комнату. Угомонился только тогда, когда Преображенский пригрозился его не кормить.

Однажды Шариков с двумя подельниками украл у Филиппа Филипповича два червонца, шапку, малахитовую пепельницу и памятную трость. Полиграф до последнего не признавался в воровстве. Вечером Шарикову стало плохо, пришлось с ним нянчиться. Борменталь был настроен категорично и хотел придушить негодяя, но профессор пообещал все исправить.

Через неделю Шариков пропал вместе с паспортом. В домкоме его не видели. Решили заявить в милицию, но до этого не дошло. Полиграф объявился сам и сказал, что устроился на работу. Ему дали должность заведующего по очистке города от бродячих животных.

Вскоре Шариков привел в дом невесту. Профессору пришлось рассказать девушке всю правду о Полиграфе. Она сильно огорчилась тому, что Шариков ей все время врал. Свадьба не состоялась.

Глава 9

Как-то к доктору пришел один из его пациентов – милиционер. Он принес бумагу-донос, составленную Полиграфом. Дело замяли, но профессор понял, что тянуть дальше некуда. Когда Шариков вернулся, Преображенский указал ему на дверь, но тот нахамил и достал револьвер. Этим поступком он окончательно убедил Филиппа Филипповича в правильности своего решения. Профессор отменил все приемы и попросил не беспокоить. Преображенский и Борменталь приступили к операции.

Эпилог

Через пару дней к профессору пришли представители милиции со Швондером. Они обвинили Преображенского в убийстве Шарикова. Профессор показал им своего пса. Собака хоть и выглядела странно, ходила на задних лапах, была лысая, но сомнений не оставалось, что это животное. Преображенский заключил, что сделать человека из пса невозможно.

Шарик вновь счастливо сидел у ног хозяина, ничего не помнил из случившегося и только изредка страдал головной болью.

Тема: М.А. Булгаков "Собачье сердце"

Цели урока:

Дидактическая: познакомить учащихся с судьбой повести “Собачье сердце”;

познакомить с темой, идеей, сатирической направленностью произведения;

Развивающая: определить вместе с учениками политические взгляды и общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести и фильма “Собачье сердце”; развитие речевых навыков учащихся;

Воспитательная: интерес к творчеству писателя, воспитание нравственных качеств.

Тип урока : Изучение нового материала

Методические приёмы : постановка проблемного вопроса; развитие речевых навыков учащихся; создание проблемной ситуации.

Методика критического мышления: таблица Раунробин, Кардиограмма, Цветограмма, тесты, свободное письмо.

Оборудование: интерактивная доска; наглядный материал; фильм “Собачье сердце” (1988г, режиссёр Владимир Бортко), бумага А-4, цветные карандаши.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя.

Актуализация : М.А. Булгаков писал разные истории, но есть у него одна интереснейшая история, которую он назвал …

На доске записаны слова: чудесная, чудная, чудодейственная, чудовищная, чудотворная.

Какое произведение назвал М.А.Булгаков чудовищной?

Тема урока: М.А.Булгаков"Собачье сердце"

Объявление учителем темы, целей урока.

Запись темы урока учениками в тетради.

Слово учителя:

М.А. Булгаков был творцом и творил по законам добра и красоты, так как знал: без этого жизнь невозможна

В январе 1925 года для журнала «Недра» М. Булгаков начал работу над сатирической повестью. Первоначально она называлась «Со-бачьесердце. Чудовищная история», но вскоре писатель изменил название на «Собачье сердце». Законченная в марте того же года повесть пришла к читателю только в 1987 году. Л. Б. Каменев, ознакомившийся с рукописью Булгако-ва по просьбе издателя «Недр» Ангарского, вынес произведению приговор: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Сегодня на уроке нам необходимо выяснить

- Что понял в финале повести профес-сор Преображенский? Согласен ли с ним ав-тор?

Можно ли утверждать, что на материале окружающей действительности 20-х годов двадцатого века М.А. Булгаков решает вечный вопрос добра и зла?

I Работа в группах.

1 - я группа - Критики. Задание: Рассказать о судьбе повести “Собачье сердце”, опираясь на статьи литературоведов.

2 - я группа - Литераторы. Задание: Сжато сформулировать свои впечатления от прочитанной повести “Собачье сердце”.

3 - я группа - Историки Задание: “Эпоха 20 - Х годов”.

Подведение работы в группах.

II Анализ повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”.

Беседа с классом по вопросам:

Как вы думаете, почему в 1925г. Повесть “Собачье сердце” была запрещена?

1.Анализ глав повести “Собачье сердце”. (фрагмент из фильма)

Опишите Москву, в которой происходит действие.

Хаос, разруха, ненависть.

Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки.

2. Заполнение таблицы Раундробин (работа с текстом):

Какое отношение сложилось к собаке?

Его мысли

Мои выводы

Как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою…

Пес “паршивый”, “шелудивый”

Все испытал, ссудьбой своей мирюсь и, если плачу сейчас, то только от физической боли и холода,… Живуч собачий дух.

, “голодный”, “нищий”,

Тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно

“холодный”, “безродный” «отчаяние повалило его»

«Я умираю. Рабская наша душа, подлая доля»

«Пес пополз, обливаясь слезами»

За вами идти? Да на край света, пинайте меня вашими фетровыми ботинками, я слова не вымолвлю.

Шарик хотел выразить любовь и преданность

Вывод: Пес Шарик. “У, у…” какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора

Работа по 2-й главе.

3.Просмотр эпизода из фильма “Собачье сердце” - визит членов домоуправления во главе со Швондером к профессору Преображенскому и приём посетителей профессором Преображенским.

Задание перед просмотром: обратить внимание на речь героев эпизода.

Вопросы классу после просмотра:

Как речь характеризует участников диалога?

Почему так смело профессор разговаривает с представителями власти?

Как относится Шарик к профессору Преображенскому и к Швондеру?

Чем занимается профессор? Что случилось в больнице с одним из его пациентов? Опишите его. (Описание Клима Чугункина)

4. Глава 4-я - анализ эпизода “Операция”.(работа с текстом)

Вопрос классу: Почему в сцене операции профессор Преображенский выступил в роли революционера?

5. Задание классу: Проследить за превращением бездомного пса в человека. (Методика Кардиограмма) — анализ дневниковых записей доктора Борменталя.

Выделите этапы превращения «милейшего пса в мразь». Сравните поведение собаки и человека (Шарикова) в эпизодах первой и второй частей: выбор имени, обед, посещение домкомом. Проявляется ли что-нибудь собачье в человеке? Почему?

Уточнение учителя: обратить внимание за быстрым процессом превращения: 23 декабря - операция, 17 января - облик человека окончательно сложен.

6. Демонстрация эпизода из фильма “Собачье сердце” - представление Шарикова учёному совету.

Вопрос классу:

Что стало окончательно ясно профессору Преображенскому на заседании учёного совета? (совершил ошибку, произошло не омоложение, а полное очеловечивание)

Почему Шариков становится грубым, агрессивным, ведь в начале повести Шарик отрицательно относился к злу, вызывал сожаление

Что в Шарикове от собаки, что от Чугункина?

Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Найти в тексте эпизоды, связанные со Швондером.

(Влияние наследственности, влияние окружающей действительности, Швондера, имеющего свою программу: Кто был ничем, тот станет всем).

Чем опасны Шариковы? Что имел в виду профессор, сказав: “…весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце”?

8. Выполнение методики Цветограмма:

1 группа: характеристика профессора Преображенского

«Преображенский берет на себя миссию Бога (сотворение человека и уничтожение его за грехи), но, не будучи таковым, обречен на неудачу, грозящую катастрофой». М.Золотоносов.

Как Булгаков относится к профессору?

Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта. Булгаков тоже был аристократом, одно время носил монокль.

Какая проблема связана с образом профессора?

Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

Тема ответственности ученого за свое открытие.

2 группа: Характеристика Шарикова.

«Милейшего пса превратили в такую мразь, что волосы дыбом встают! «Исключительный прохвост», «хам и свинья», «дикарь»…

Автор делает пса симпатичным <…> Соединившись по недоброй воле Преображенского с этой мерзкой личностью, умный и человечный <…> пес превращается в злобного и пакостливого душителя котов Шарикова". Вс.Сахаров

«Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу, готовый, как всякий раб, мстить всем, кому подчинялся, при первой возможности» .Вс.Сахаров

3 группа. Характеристика Швондера

М.Золотоносов: "Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера». «Деградация «человеческого материала» в ходе рискованного эксперимента над человеческой природой +социальная идеология Швондера». А.Д.Сахаров

Финал повести “Собачье сердце”.

9. Вопрос классу: Как заканчивается повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”?

Пояснение учителя: происходит обратное превращение. Можно предположить два плана финала произведения: профессор Преображенский вернулся к привычному делу, образу жизни; финал повести остался открытым, хотя его можно предположить: Швондеры остались, а Шариковы продолжают размножаться.

III Итог урока.

Беседа с классом по вопросам:

Против кого и против чего направлена данная повесть М.А. Булгакова?(Против Швондеров, больших и маленьких, против наследственности, которая не управляется профессором. Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

Кому адресована повесть: современникам или будущему поколению? (В основе повести лежит эксперимент. Автор считает, что строительство социализма - это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех).

Анализ произведения

В данном произведении объединены три жанрово-художествен­ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое — это операция, которую осуществил про­фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен­ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор­менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист­ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не­сколько:

1) операция по пересадке Шарику человеческих желез;

2) появление в квартире профессора представителей домкома;

3) профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док­тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса».

Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти­ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи­ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи­рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать­ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По­лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы­вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос­хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но­вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ­ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра­шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со­жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча­ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар­тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще­ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен­ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на­столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят­ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо­дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу­ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

План

1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен­ным боком.

2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на­звал Шариком и забрал к себе домой.

3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате­лями.

4.Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.

5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.

Похожие публикации