Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Чувства, испытываемые к любимому человеку. Cочинение «Благородные чувства Гринева в контексте современности

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Ваш психолог, - самый хитрый психолог в инстаграм!...


Человек оставляет себя в человеке. В этом не только бессмертие рода человеческого, но и счастье каждой личности. Смысл твоей жизни в конечном счете заключается в том, чтобы повторить себя в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь после смерти остаться в сердце живущего, воспитай Человека. Оставить себя в Человеке - это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы, юноша и девушка, сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как граждане и тем счастливее ваша личная жизнь. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке, потому что он - ваше личное счастье и в то же время надежда народа; слово Отечество - самое прекрасное в нашем языке слово не только потому, что оно отражает величественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное.
Каждому поколению юношей и девушек я рассказываю быль «Две матери», которая глубоко потрясла меня как воспитателя. Она учит, что патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. Любовь - тончайшие корни верности. Одна из тончайших вещей во всей системе воспитания - это утверждение в юной душе чувства верности великому и непоколебимому - Отечеству, чувства непримиримости к измене, вероломству, лицемерию. Верность высоким идеалам и принципам коммунистической нравственности - это, образно говоря, острие той бритвы, имя которой - совесть. Только тогда, когда мы сумели утвердить верность великому, возвышенному, непоколебимому, мы можем говорить о чистой и чуткой совести, о способности человека к самовоспитанию. Верность в великом и непреходящем - отношении к Отечеству, к моральным ценностям народа - имеет своими тончайшими и вечно неиссякающими источниками любовь к людям, с которыми человек с первых шагов своей жизни связан кровно и духовно. Важно воспитать человека, верного другому человеку, заслуживающему любви, самоотверженной заботы, самопожертвования. Быть готовым отдать свою жизнь во имя счастья дорогого для меня человека - с этого начинается гражданская приверженность и самоотверженность. Через духовную жизнь отроческого и юношеского коллективов красной нитью должна проходить мысль и забота: у каждого из нас будут дети; не так трудно любить, ласкать их, пробудить у них мысль о том, что он, сын мой, дорог мне... но неизмеримо труднее утвердить в его душе чувство ответственности передо мной за каждый свой шаг, чувство верности и приверженности мне как живому воплощению того, что уже прожито, пройдено, запечатлено в памяти. Каждому поколению юношей и девушек, идущих в самостоятельную жизнь, я напоминаю о том, что они отвечают перед обществом, перед народом за то, какие у них будут дети.
Отец и мать, вырастившие верного сына Отечества, создают себе живой и нетленный памятник. Если же сын ваш станет изменником Родины, народа - и такое бывает, и такие суровые слова надо говорить будущим матерям и отцам, - вы достойны презрения и великого забвения. Измена, предательство - самое страшное, самое гнусное преступление. Помните, будущие матери и отцы, что презренное семя измены и предательства - эгоизм, себялюбие. Верность великому и священному начинается с того, что почувствовал ваш сын, прикасаясь к отцовскому хлебу, какие мысли взволновали его душу, когда он увидел мать, отца, пришедших с работы уставшими и нуждающимися в заботе и покое, как забилось в груди вашего сына сердце в те мгновенья, когда он понял, что его нерадивость или беззаботность - отцовское горе.
Перед выпускным вечером мы вместе с юношами и девушками, которые через несколько дней получат аттестат, едем в лес. Там среди цветущей природы происходит одна из самых задушевных наших бесед. Я мысленно называют эту беседу одним из последних наставлений будущим отцам и матерям. Для нее я подбираю слова, которые прикоснулись бы к сокровенным уголкам гражданской совести.
«Помните, - говорю я юношам и девушкам, - что высшая честь человека - дать обществу настоящего гражданина; если вы сумеете датьу вы получите большое отцовское и материнское счастье. А в этом счастье, в сущности, и заключается смысл вашей жизни. Вдумывайтесь, юноши и девушки, в эти мои слова: как страшной беды, опасайтесь того, чтобы сознание ваше отгоняло неприятные мысли. Все нежелательное, неприятное, трудное надо впитывать, жадно впитывать своим сознанием. Изгнав из своей души нежелательное, неприятное один раз, вы привыкнете делать это всегда; вы станете никудышными отцами и матерями и поэтому никчемными гражданами, и счастье ваше будет призрачным. Запомните, юные граждане, что сердце, которое только потребляет счастье, впитывая его, как сухая земля ненасытно впитывает капли влаги, и не излучает ни одной искры радости для других людей, - такое сердце становится себялюбивым, эгоистичным, ему чужды высокие порывы и стремления. Как орел в своем стремительном полете опасается врезаться в острую скалу, так и вы, будущие отцы и матери, опасайтесь скупости своих сыновей на отдачу счастья другим людям. Тот, кто не знает счастья творения счастья для других людей, не может постигнуть, что такое Родина, не испытывает чувства личной причастности, приверженности к святыням народа.
Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь... Но самая высокая и благородная, самая трудная и неумолимая ответственность - это ответственность отца за сына. Высшим судьей в этом долге и в этой ответственности является народ, Отечество и собственная наша совесть. Каждый из вас, юноши и девушки, будет хлеборобом или врачом, слесарем или инженером, каменщиком или учителем... Но каждому из вас быть также отцом и матерью. Отцовство и материнство, труд наших забот и нашей любви, наш мысленный взор в прошлое и в будущее - всё это создает народ. Народ прекрасен и могуч до тех пор, пока строго и требовательно, непримиримо к злу материнство и отцовство.
Юное сердце бьется учащенно и дыхание замирает в груди, когда юноша встречается глазами с взглядом девушки, каждое ваше прикосновение друг к другу порождает трудно постижимую волну чувств, надежд, мечтаний. Вы живете мечтой о счастье; старшие поколения передают вам бесценное богатство, имя которому - Родина, социалистический строй, свободный труд. Но это богатство становится счастьем лишь тогда, когда оно наполняется трепетным биением человеческих сердец. Всё дается и передается вам старшими поколениями, но творить человека никто за вас не будет. Это ваш труд. Мир как бы вновь рождается с рождением каждого человека. За то, каким станет ваш мир, отвечаете вы.
Вы не раз вслушивались и вдумывались в наши отцовские и материнские поучения о любви. Сколько бы ни поучали сына и дочь мать и отец, как любить и как творить человека, этих поучений будет недостаточно, какими бы правильными они ни были. Ни в одной сфере нравственности нет столько недоучек, как в любви, в строительстве того очага, где сливается личное и гражданское, - семьи. Мы хотим, чтобы из нашего гнезда не вылетел ни один недоучка. Как страшной болезни, опасайтесь видеть в любви только смутное «влечение сердца», что-то стихийное и непостижимое, властвующее над вами. Мудрость человека заключается в том, что он властелин своего сердца. Любовь - это огромный, поистине человеческий труд. Ваша нравственная чистота измеряется, кроме всего прочего, также и тем, как вы умеете любить. Любовь - это, образно говоря, тончайший инструмент творения человека, и только так и надо относиться к любви.

Благородство как качество личности – склонность к естественным добрым проявлениям внутренней сущности человека, не обусловленным какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.

Когда сомневаешься, как поступить, чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.

Бог даёт человеку испытания только для того, чтобы узнать уровень его благородства. Бог создаёт только те ситуации, которые способны возвысить человека, воодушевить его на проявление самых лучших своих качеств личности.

Человек, оказавшийся в трудной ситуации, прежде всего, должен подумать, какой вид благородства ему нужно проявить, чтобы достойно выйти из затруднительного положения.

Как Бог защищает человека? Он создаёт те обстоятельства, при которых человек может проявить благородные качества личности и прочно укрепиться в них.

Благородство не в крови, а в проявленных добродетельных качествах личности. Порой, спускаешься по социальной лестнице и встречаешь всё больше и больше искренних и благородных чувств у обыкновенных простых людей. Благородство к ним пришло не из книжек, а из жизни, научившей их любить и уважать людей.

Пёс Шарик из популярного мультфильма «Трое из Простоквашино» говорит своему другу коту: «Если у меня будет ошейник с медалями, я совсем другой собакой стану. Во мне столько благородства появится и смелости, что на двух английских лордов хватит. - Благородство и смелость не от медалей появляются, - ворчливо ответил Матроскин, - а наоборот, медали от них идут. Это только у народных артистов смелость от медалей возникает».

Благородство делает большим самого маленького человека.

По своему составу благородство делится на два других слова – «благо» и «род» и кажется очевидным, что человек, наделенный этим качеством личности, несёт в жизнь благо своего рода.

Оказывается, всё не так просто. Благий – имя Божие. Согласно ведической культуре слово «благо» — «бхага» — означает Бог. Стало быть, благородство означает – «рожденный от Бога».

Шарлотта Бронте тонко уловила этот нюанс благородства: «… когда мужчина благороден, - он венец творения, он истинный сын Бога. Он вылеплен по образу и подобию своего создателя, несёт в душе его божественную искру и возвышается над всем человечеством! Да, великому, доброму, прекрасному мужчине принадлежит первенство в мироздании!»

Для современного понимания благородства происхождение значения не имеет. Благородство – это не купленный титул, это внутреннее наполнение личности достоинствами, внутренней культурой. Благородству не нужно покупать поддельные родословные, люди «запять вёрст» улавливают исходящую от него энергию доброй силы.

Мальчик спросил маму: — Как же ты, закончившая университет с красным дипломом, могла выйти за беспризорника, за воспитанника Макаренко? А она сказала: — Когда твой отец шёл по другой стороне улицы, я на этой стороне чувствовала: идёт благородный мужчина.

Благородный человек ведёт себя благородно, думает благородно и говорит благородно. Неблагородство ведёт себя культурно, но в мыслях у него ад. Благородный человек и мыслит благородно. Он не думает о плохом. Благородство – это соответствие благородного внешнего благородному внутреннему.

Благородный человек не делает различия между поведением на людях и когда он в одиночестве. То есть и в девственном лесу и на необитаемом острове он не будет распевать матершинные песни, вести себя по–скотски, как попало. Благородство – это умение контролировать своё тело, мысли и действия.

Человека определяют его дела. Благородству так и хочется сказать: «Ваши поступки кричат так громко, что я не слышу, что вы говорите». Петрарка, итальянский поэт и родоначальник гуманистической культуры Возрождения, говорил, что «истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Демокрит видел «благородство людей в хорошем направлении их характера».И действительно, благородство идет не извне, а изнутри личности, человек поступает благородно, потому что это его естество, ему это свойственно, какая-то внутренняя пружина заставляет его реагировать на ситуации жизни именно так, а не иначе. Как преступникам свойственно проявлять порочные качества личности, так и благородство «труба зовет» на утверждение добра и справедливости.

Человек, пропитанный корыстолюбием и эгоизмом, так же далёк от благородства, как скромность далека от бесстыдства. У благородного человека вкус счастья в служении другим людям и полное отсутствие концепции счастья – тянуть всё на себя, жить только ради себя, а на интересы и нужды других людей наплевать.

Ф. Ницше писал: «Человек ведет себя непроизвольно благородно, когда он научился ничего не желать от людей и всегда давать им». Благородство желает всем людям счастья, оно не ставит доводы здравого смысла выше голоса совести.

Благородный человек, обладая твердой волей, убеждённостью в истинности своих жизненных принципов, обостренным чувством чести и достоинства, готов протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждается, быть снисходительным к поступкам, состояниям и ситуациям, в которых оказался другой человек. Имея чистое сознание, душевную чистоту, он в каждом своем поступке проявляет высокую нравственность и честность, умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.

Великий мыслитель Конфуций говорил: «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Обычно люди обладают сознанием мухи, отыскивая и концентрируя своё внимание на недостатках личности. Это они называют «трезвым взглядом» на людей. Благородство, не будучи идеализированной и оторванной от земли, фокусирует своё внимание на достоинствах личности, опирается на них в дальнейшем общении и всеми силами способствует их развитию. Как пчела летит, не отвлекаясь на разглядывание навозных куч, прямо к источникам меда, так и благородство игнорирует раскопки чужих испражнений и полоскание у всех на виду чужого грязного белья. Для него реально больно и противоестественно поступить несправедливо по отношению к людям, обидеть, а, тем более, унизить их.

Однажды на приеме у герцога Гастона Орлеанского пропали его любимые золотые часы с боем. Кто-то из присутствующих предложил: «Надобно закрыть двери и всех обыскать!» Герцог ответил: «Наоборот, господа, все свободны. Скоро часы начнут бить и выдадут того, кто их присвоил: ему будет неловко…» Благородный человек свободен от низменных чувств, побуждений и поступков, не кичится ничем, ему нечего стыдиться и нечего скрывать.

Благородный человек не помнит старого зла – говорит китайская пословица. Плиний младший – государственный деятель Древнеримской империи писал: «Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей, и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал».

Уважая людей, благородство всегда готово сделать первым шаг к ним навстречу со словами: «Прости» и «Прощаю». Иногда эти слова меняют судьбу. Для таких слов нужна большая внутренняя сила, терпимость, милость, доброта и снисходительность. Благородный человек в какой-то мере философ, он воспринимает любые невзгоды своей жизни, как вызов судьбы, как очередной урок или экзамен, который нужно сдать с честью и достоинством. Какая бы беда не свалилась на его плечи, он всегда берет ответственность на себя за всё происходящее в своей жизни, ему и в голову не придет перекладывать вину на кого-то другого, жаловаться на жизнь, козни недоброжелателей, сглаз, наследственность или плохую карму.

Благородство высоко чтит своих наставников и учителей. Благородный Александр Македонский, когда его спросили, как он относится к своему учителю, ответил: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену». Такие замечательные, мудрые слова мог сказать воистину великий человек.

Как любящая жена наполняет приготовленное блюдо энергией любви, благородство, что бы оно ни делало, пропитывает свой труд благородными чувствами.

Великий Гёте писал: «Дух благородный зла избег, сподобился спасенья; Кто жил, трудясь, стремясь весь век, — достоин искупленья».

Во дворе к пожилому врачу постоянно подходил сосед и просил денег на поправку здоровья «после вчерашнего». Тот всегда отказывал, но однажды не выдержал и спросил: - Почему ты не работаешь и сам не зарабатываешь, а вечно у всех просишь? На это сосед ответил, что не может найти работу. Тогда врач предложил: - Хорошо! Давай так: я каждое утро буду давать тебе столько, сколько сам зарабатываю за час своей работы, а ты за это должен будешь каждый день убирать мусор возле нашего подъезда и поддерживать чистоту. Убрал мусор, чисто - получаешь деньги.

Сосед возмутился: - А разве я тебе мусорщик, что ли? Не буду! Пожилой человек, видимо, был готов к этому ответу, поэтому ответил: - Не будешь, не надо, но и денег у меня впредь не проси. Мусорщик мир делает чище, работа его благородная. Ты правильно говоришь - благородным быть не можешь. Ты - попрошайка.

Петр Ковалев 2013 год

1. Определите, какая тема вам кажется наиболее конкретной и понятной.

2. Подумайте, какие книги к этой теме вы вспоминаете, поскольку без опоры на художественный текст написать сочинение не получится.

3. Непременно помните, что каждая тема содержит в себе вопрос, на который надо ответить.

Алгоритм работы над сочинением

1. Выбрав тему для своего сочинения, определите проблему (вопрос), который содержится в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.

3. Подберите два произведения, на материале которых вы будете доказывать свою точку зрения.

4. Продумайте сценарий своей работы (то есть построение работы, её композицию). Здесь можно написать план.

5. Напишите черновик.

6. Перечитайте черновой материал, подумайте, есть логика в построении Вашей работы. Внесите необходимую правку в построение. Перечитайте ещё раз и внесите правку в речевое оформление текста.

7. Перепишите набело.

8. Перечитайте написанное два раза – сначала проверьте, нет ли у Вас орфографических ошибок, затем проверьте пунктуацию.

Например, Вы выбрали тему «Что важнее при принятии сложных решений – разум или сердце?». Если мы переосмыслим эту тему в проблему (то есть главный вопрос, на который будем отвечать), то следует ответить на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения: к разуму или чувствам?»

1. Мир, лишённый теплоты чувств, жесток и бесчеловечен (Гоголь «Шинель», Мёртвые души» (капитан Копейкин), , «Бедные люди», Замятин «Мы», Хаксли «О дивный новый мир», Брэдбери «451 градус по фаренгейту»).

2. Сердечные порывы бывают очень привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не следует забывать и о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые ошибки (Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»).

3. Конфликт разума и чувств может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»).

4. Человек может прийти к гармонии разума и чувств (Толстой «Война и мир», Пьер Безухов, Наташа Ростова).

В заключении следует сделать вывод: Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.

В работе над сочинением очень помогает план. Что такое хороший план сочинения? Это структура Вашей работы (то есть кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в Вашей работе).

На черновике можно хаотично набросать всю сумму мыслей, которые пришли Вам в голову. Здесь же можно вспомнить и книги, которые послужат иллюстрациями Ваших тезисов. Кроме того, можно сделать наброски вступления и заключения.

Любопытно рассмотреть пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».

1. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».

Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).

2. Гончаров «Обломов», Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота.

Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к познанию истины).

План-конспект

Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой настоящей дружбы?

II. Основная часть. Примеры истинной и мнимой дружбы в изображении русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

2. Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

3. Тема дружбы в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей Штольц.

4. Тема дружбы в романе Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов.

На эту тему есть много других замечательных произведений: Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Киплинг «Маугли», Андерсен «Снежная королева», Денисова «Подумаешь, звёзды», Железников «Чучело» и др.

III. Вывод. Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и всегда готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожи, но их связывает духовное родство, душевная близость. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу. Они нужны друг другу не только в горе, но и в радости.

Когда Вы будете завершать работу над черновиком, необходимо сделать следующее:

Свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;

Убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;

Проверить, правильно ли выделены абзацы;

Сделать речевую правку;

Проверить орфографию;

Проверить пунктуацию.

Тематическое направление «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед велением чувства и подсказкой разума.

Толковый словарь.

Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, интеллект.

Чувство – эмоция, переживание; осознанное отношение к чему-нибудь (чувство долга).

Возможные темы сочинений.

Что важнее: разум или чувство?

Что слушать: разум или сердце?

Что значит испытывать благородные чувства?

Что такое истинные чувства?

Можно ли идти на поводу у своих эмоций?

Когда разум становится опасен?

Нужно ли давать волю чувствам?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

В чём сила человеческого чувства?

Чувства созидающие и разрушающие.

Карамзин «Бедная Лиза»

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»

, «Мцыри»

Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди»

Толстой «После бала», «Война и мир», «Анна Каренина»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»

Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Замятин «Мы», «Пещера»

Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Распутин «Прощание с Матёрой»

Нагибин «Старая черепаха», «Зимний дуб»

Железников «Чучело»

Алексин «Раздел имущества»

Трифонов «Обмен»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным ценностям или идти путём предательства, лжи, лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали своё внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Толковый словарь.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его принципы (долг чести, дело чести); хорошая репутация, доброе имя.

Бесчестие – отсутствие чести, достоинства; оскорбление, позор.

Возможные темы сочинений.

Как Вы понимаете слово «честь»?

Как Вы понимаете слово «совесть»?

Что такое «честь» и «бесчестье»?

Что значит быть человеком чести?

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Как связаны понятия «предательство» и «бесчестие»?

Возможен ли компромисс с совестью?

Устарело ли сегодня понятие «честь»?

Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?

Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?

Согласны ли Вы с утверждением Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Рылеев «Иван Сусанин»

Гоголь «Тарас Бульба»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Толстой «Война и мир»

Куприн «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени»

Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

Булгаков «Белая гвардия»

Быков «Сотников», «Обелиск»

Каверин «Два капитана»

Гроссман «Жизнь и судьба»

План-конспект сочинения на тему «Что значит идти дорогой чести?»

I. Вступление. Что такое честь, достоинство человека?

II. Основная часть. Жизненный путь Петра Гринёва – дорога чести и добра.

1. Дом и семья Гринёвых.

2. Заповеди отца.

3. Первые самостоятельные шаги Гринёва (нелепый проигрыш в бильярд, грубость по отношению к Савельичу).

4. Гринёв и Швабрин.

5. Гринёв и Пугачёв (нравственный выбор – погибнуть или стать предателем; смелость Гринёва и его верность долгу вызывают уважение Пугачёва).

III. Заключение. Главная награда на пути чести – доброе имя.

Подберите материал к сочинению на тему «Что такое «честь» и «бесчестье»?»

Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв и Алексей Иванович Швабрин.

1. Социальное положение Гринёва и Швабрина.

Молодой офицер Гринёв и опытный военный, бретёр (вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство) Швабрин.

2. Добрый Гринёв («Вы всякому человеку готовы помочь», - пишет в письме Маша Миронова) и злобный Швабрин (угрозы Маше – «Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею…»).

3. Жалостливый Гринёв («Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне стало жаль бедного старика…»). Жестокий Швабрин.

4. Искренний Гринёв («Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих… и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным»). Лживый Швабрин. («В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»).

5. Честный, принципиальный Гринёв («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»). Бесчестный, беспринципный Швабрин («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»).

Толстой «Война и мир»

Князь Василий Сергеевич Курагин и князь Николай Андреевич Болконский.

1. Курагин – важный чиновник, влиятельный человек, много лет служит при дворе. Самоуверенный и пустой человек. Общается с людьми ради выгоды.

Болконский – пожилой человек с тяжёлым характером, генерал-аншф в отставке, служил во времена Екатерины II, был лично знаком с императрицей, старый товарищ Кутузова, но никогда не пользуется своими связями. Живёт в своём имении Лысые горы. Умный и проницательный человек.

2. Курагин – равнодушен к своим детям. Обеспокоен лишь поиском подходящий партий для них. Ему не свойственны такие качества, как духовное богатство, патриотизм, благородство.

Болконский – к детям относится строго, предъявляет высочайшие требования, держится с ними достаточно жёстко, но любит их. Он трудолюбивый человек (мемуары, математика, занятия в мастерской, работа в саду, строительство). Обладает чувством долга, порядочности, благородства. Воспитывает те же качества в детях (Андрей Болконский начал службу в армии с нижних чинов).

Можно попробовать написать сочинение на тему «Что помогает сделать человеку выбор между честью и бесчестьем?» , используя следующий план:

I. Вступление. Как я понимаю слова «честь» и «бесчестье»?

II. Основная часть. Повесть Быкова «Сотников». Нравственный выбор героев между честью и бесчестьем.

Какие нравственные качества дают человеку перед лицом смерти сделать выбор между честью и бесчестьем? Автор отвечает на этот вопрос, сравнивая двух героев.

Сотников – работал в школе, в 1939 году его призвали в армию, на войне командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, Сотников попал в плен, бежал, попал в партизанский отряд. Оказавшись в плену у полицаев, Сотников пытается взять вину на себя, чтобы спасти люди, помогавшие партизанам (староста и Дёмчиха). Герой убеждён: лучше выбрать смерть, чем оказаться предателем.

Рыбак – сильный человек, мужественный боец, был старшиной в стрелковой роте. После ранения он оказался в глухой деревне, где его выходили местные жители. Рыбак уходит в лес к партизанам. Во время похода постоянно помогает больному Сотникову. Однако в ситуации выбора между жизнью и смертью Рыбак выбирает жизнь ценою бесчестья – предательства. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно бы было опереться в момент выбора. Став полицаем, он участвует в казни Сотникова Его жизнь оплачена казнью невинных людей. (Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»).

III. Вывод. Путь чести выбирают люди с твёрдыми нравственными принципами, которые закладываются в детстве и укрепляются всю жизнь. Человек должен стараться не позволять себе морально падать ни при каких обстоятельствах.

Тематическое направление «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными обстоятельствами в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Толковый словарь.

Победа – успех в битве при полном поражении противника; успех в борьбе за что-нибудь, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь.

Поражение – неудача в войне, борьбе, разгром.

Возможные темы сочинений.

Что такое победа?

Можно ли преодолеть самого себя?

Что значит победа над самим собой?

Какую победу можно назвать настоящей?

Что является залогом победы в бою?

Когда победа равносильна поражению?

Чему нас учат поражения?

Как поражения помогают узнать самого себя?

Победа, которую мы не забудем.

Согласны ли Вы с утверждением «Нужно уметь достойно проигрывать»?

Согласны ли Вы с утверждением «Характер человека определяется не тем, как он наслаждается победой, а тем, как он сносит поражения»?

Пушкин «Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Каверин «Два капитана»

Васильев «В списках не значился»

Быков «Сотников»

Носов «Красное вино Победы»

Хемингуэй «Старик и море»

Тематическое направление «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, который предотвращает ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Толковый словарь.

Опыт – отражение в сознании людей законов объективного мира; совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, то есть жизненный опыт.

Ошибка – неправильность в действиях, мыслях.

Возможные темы сочинений.

Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

«…Опыт, сын ошибок трудных…» (Пушкин)

Путь к истине лежит через ошибки

Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

Почему нужно анализировать свои и чужие ошибки?

Какие ошибки невозможно исправить?

Что такое заблуждение?

Какой опыт даёт человеку война?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Фонвизин «Недоросль»

Грибоедов «Горе от ума»

Пушкин «Евгений Онегин»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Островский «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров «Обломов»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишнёвый сад»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».

Пастернак «Доктор Живаго»

Булгаков «Мастер и Маргарита».

Попробуйте выполнить следующие задания:

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных выше тем.

1. Тема ____________________________________________________________

Человеческую жизнь часто сравнивают с дорогой. Одни просто идут по ней, не задумываясь о конечной цели. Другие точно знают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи ищут верный путь, порой сбиваясь с дороги. Мне кажется, что каждый шаг на дороге жизни – это крупица нашего опыта, даже если этот шаг сделан не в ту сторону.

2. _______________________________________________________________

Каждому из нас хорошо известна пословица «Человек учится на ошибках».

В этом высказывании много жизненной мудрости. К сожалению, мы устроены таким образом, что, пока сами не попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем для себя верных выводов.

Можно попробовать написать сочинение на тему «Путь к истине лежит через ошибки» , используя вот такой план.

I. Вступление. Путь к истине – это путь познания самого себя.

II. Основная часть. Жизненные поиски Пьера Безухова – путь проб и ошибок.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир»

1. Образ Пьера Безухова – один из самых важных в романе. Герой изображён в постоянном развитии. Весь жизненный путь Пьера – это поиски самого себя, своего места в жизни, поиск истины.

2. Неудачный брак.

3. Неудачные преобразования в южных имениях.

4. Разочарование в масонстве.

5. Пьер на поле Бородина и в плену.

III. Заключение. Созидательная сила наших ошибок в том, что они открывают новые возможности для поиска истины.

Попробуйте самостоятельно подобрать материал для написания сочинения на тему «Человек учится на своих ошибках». (Можно вспомнить Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»).

Родион Раскольников убеждается в ошибочности своей теории, противоречащей общечеловеческой морали и христианской этике.

Вывод: Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрее, чем вчера.

Подумайте, какой материал Вы бы подобрали к сочинению на тему «Какие ошибки невозможно исправить?»

Например, можно подумать о том, что самые страшные ошибки человек совершает тогда, когда идёт на сделку с совестью и от этого страдают невинные люди (Булгаков «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат).

А можно вспомнить рассказ Паустовского «Телеграмма».

Скорее всего, мы придём к выводу, что есть такие ошибки, которые невозможно исправить, как нельзя воскресить мёртвого или вернуть себе честь или утраченное достоинство.

Тематическое направление «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Толковый словарь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.

Возможные темы сочинений.

Кого можно назвать настоящим другом?

Что такое мнимая и подлинная дружба?

Когда друг становится врагом?

Согласны ли Вы с утверждением, что дружбе нужно учиться?

Согласны ли Вы с утверждением о том, что настоящий друг познаётся в беде?

Согласны ли Вы с высказыванием «Из двух друзей один всегда раб другого?»

Что помогает людям преодолевать конфликты?


Похожие публикации