Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Какой город основал рюрик. Правление Рюрика — основные события внешней и внутренней политики князя

Рюриковичи — потомки легендарного Рюрика, варяжского князя, полулегендарного основателя первой русской великокняжеской династии. Всего же русский престол занимали представители всего двух династий. Вторая — Романовы. Рюриковичи правили с 862 года нашей эры до 1610-го. Романовы с 1613 по 1917. Рюриковичей насчитывается 48 князей и царей. Романовых — девятнадцать.

Первый князь Руси

  • IX век — восточные историки сообщали о крупном союзе славянских племен — Славии (с центром в Новгороде), Куявы (Киев), Артании
  • 839 — во французских «Сен-Бертенских анналах» упоминаются представители народа «Рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому
  • 859 — Северные славянские племена Чудь, Словены,Мери, Веси и Кривичи отказались платить дань варягам. Усобица.
  • 860 (или 867) — Призвание варягов для наведения порядка. Рюрик обосновался в городке Ладога

    «Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг»». И бысть о сем молва велия – овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги»

    В конце 1990-х гг. находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития производства. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 года перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)

  • 862 (или 870) — Рюрик начал княжение в Новгороде.
    Русская историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению, кем был Рюрик, существовал ли вообще, призывали ли его славяне на княжение и для чего. Вот что пишет по этому поводу академик Б. А. Рыбаков:

    «Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог изобразить реальные набеги как добровольное призвание варягов северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание своей беспомощности. Приглашенный князь должен был «рядить по праву», оградить подданных какой-либо грамотой.
    Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского, был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции, расположенных ближе к чуди и восточным славянам. Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с западными, балтийскими славянами.
    Археологически связи балтийских славян с Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если призвание иноземного князя имело место в действительности как один из эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский, первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них строить какую-либо гипотезу»

  • 864 — Захват варягами Аскольдом и Диром княжеской власти в Киеве
  • 864 (874) — Поход Аскольда и Дира в Константинополь
  • 872 — «Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его»
  • 873 — Рюрик роздал города Полоцк, Ростов, Белоозеро он отдал во владение своим приближенным
  • 879 — Рюрик умер

Династия Рюриковичей

  • Олег 879-912
  • Игорь 912-945
  • Ольга 945-957
  • Святослав 957-972
  • Ярополк 972-980
  • Владимир Святой 980-1015
  • Святополк 1015-1019
  • Ярослав I Мудрый 1019-1054
  • Изяслав Ярославич 1054-1078
  • Всеволод Ярославич 1078-1093
  • Святополк Изяславич 1093-1113
  • Владимир Мономах 1113-1125
  • Мстислав Владимирович 1125-1132
  • Ярополк Владимирович 1132-1139
  • Всеволод Ольгович 1139-1146
  • Изяслав Мстиславич 1146-1154
  • Юрий Долгорукий 1154-1157
  • Андрей Боголюбский 1157-1174
  • Мстислав Изяславич 1167-1169
  • Михаил Юрьевич 1174-1176
  • Всеволод Юрьевич (Большое гнездо) 1176-1212
  • Константин Всеволодович 1216-1219
  • Юрий Всеволодович 1219-1238
  • Ярослав Всеволодович 1238-1246
  • Александр Ярославич Невский 1252-1263
  • Ярослав Ярославич 1263-1272
  • Василий I Ярославич 1272-1276
  • Дмитрий Александрович Переяславский 1276-1294
  • Андрей Александрович Городецкий 1294-1304
  • Михаил Ярославич 1304-1319
  • Юрий данилович 1319-1326
  • Александр Михайлович 1326-1328
  • Иоанн I Данилович Калита 1328-1340
  • Симеон Иоаннович Гордый 1340-1353
  • Иоанн II Кроткий 1353-1359
  • Дмитрий Константинович 1359-1363
  • Дмитрий Иоаннович Донской 1363-1389
  • Василий I Дмитриевич 1389-1425
  • Василий II Васильевич Тёмный 1425-1462
  • Иоанн III Васильевич 1462-1505
  • Василий III Иоаннович 1505-1533
  • Елена Глинская 1533-1538
  • Иоанн IV Грозный 1533-1584
  • Федор Иоаннович 1584-1598
  • Борис Годунов 1598-1605
  • Василий Шуйский 1606-1610

годы правления: 862-879 )

  РЮРИК (IX в.) - полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

Согласно "Повести временных лет", в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Старший - Рюрик - сел в Новгороде, Синеус - на Белом озере, Трувор - в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга - бояре новгородского князя Рюрика - Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу . Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре .

Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли "призвание" добровольным или он захватил власть силой.

Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" - "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".

Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях - результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).

Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно - не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).

Рюрик (примерно 817 – 879), согласно летописям, новгородский князь и родоначальник царской династии Рюриковичей. Считается основателем Древнерусского государства.

Происхождение

Теорий происхождения Рюрика существует немало. Многие из них основаны на сомнительных умозаключениях и псевдонаучных теориях любителей фантастики.

Если говорить об общепринятых, то можно выделить всего две, по поводу которых ученые спорят бесконечно. Это норманнская и западнославянская.

Норманнская версия гласит, что Рюрик был варягом. Многие летописи называют его именно так. Кто такие варяги? Здесь опять же нет единодушия во мнениях. Одни причисляют к ним норманнов и шведов, другие – скандинавских викингов.

Западнославянская версия склоняется к тому, что будущий русский князь происходил от западных славян. Эта идея, безусловно, звучит приятнее. Однако против нее восстают факты из множества летописных источников.

Биография. Ранние годы

Существуют предположения, что Рюрик появился на свет в 817 году, но многие источники называют 806-й или 807-й. Согласно одной из версий, родным городом Рюрика стал Рерик.

Матерью его была одна из дочерей новгородского князя, а отец происходил из местного княжеского рода. Как видно, мальчика ждала безбедная и достаточно легкая жизнь. Однако в те смутные времена неожиданные повороты в судьбах случались очень часто.

Вскоре после рождения Рюрика город и окружающие земли были захвачены датчанами. Его отца казнили, а мать с малышом на руках сумела сбежать от врагов. В итоге будущий князь лишился всего, на что мог рассчитывать по праву рождения. Это сделало его путь более сложным. Но и датчане обрели в лице будущего воина кровного врага.

Где скрывалась мать Рюрика, неизвестно. Возможно, она отправилась к своим родственникам. Как бы то ни было, но сам Рюрик вновь появился на сцене лишь двадцать лет спустя.

Путь к славе

В 826 году (по свидетельству летописей) Рюрик явился к королю Людовику Благочестивому. Тот принял его с распростертыми объятиями: обратил в христианство, благословил на борьбу с датчанами. Это означало, что отвоеванные назад земли могут по праву принадлежать Рюрику. Так и произошло. Однако постоянные междоусобные войны разрушили надежды Рюрика на приобретение собственного княжества.

Существует мнение, что именно после этих событий будущий князь и отправился к варягам, где занял довольно высокое место. В 843 году он со своими отрядами прокатился едва ли не по всей Европе, завоевывая, разрушая и грабя.

Военная слава Рюрика разнеслась широко. Он женился на дочке норвежского короля, завел детей. Старшим из них стал Игорь, а в роли его воспитателя выступал брат его жены – Олег. Тот самый, которого в будущем прозовут Вещим.

Новгородский князь

Тем временем новгородский князь отчетливо осознал, что уже стар, а поставить себе на смену ему некого. Он долго перебирал кандидатуры своих и чужих князей, пока не остановился на Рюрике. Вскоре последовало предложение принять на себя власть над новгородскими землями. И Рюрик не смог от него отказаться.

С 862 года он стал полноправным князем. В его руках была вся военная мощь княжества. Однако и врагов оказалось немало. Несколько лет потратил Рюрик на то, чтобы усмирить их или уничтожить. Во многих летописях описывается его борьба с Вадимом Храбрым, который осмелился претендовать на престол. Несмотря на поддержку многих влиятельных людей, последний не смог захватить власть. Восстание было жестоко подавлено. Настолько, что даже в те времена это произвело неизгладимое впечатление на возможных врагов и летописцев.

Затем Рюрик занялся расширением границ. Походы его неизменно оканчивались успешно. Однажды он дошел до Киева. И двинулся бы дальше, но не мог позволить себе уходить так далеко от собственных земель.

Поэтому Рюрик занялся поиском союзников для дальнейших походов. Ему это удавалось легко. Слава о нем гремела с неутихающей силой. Многие были рады разделить ее и богатые трофеи. Но амбициозным планам не суждено было сбыться.

В 879 году Рюрик умер. Однако враги его рано радовались. Вскоре на смену князю пришли Вещий Олег и Игорь Рюрикович, которые довершили его дело.

Рюрик – противоречивая фигура в русской истории. Можно сколько угодно спорить о его происхождении, но роль его в становлении Руси огромна.

Рюрик (862 — 879) - первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Удобная навигация по статье:

Краткая биография и характеритсика правления князя Рюрика

Правление Рюрика, ровно как и его существование, до сих пор ставится под сомнение учёными-историками. При этом, даже те, кто считают достоверным княжение этого человека, постоянно спорят о его происхождении. Так, норманисты утверждают, что Рюрик с его небольшой дружиной являлись по происхождению скандинавами-викингами. В свою защиту они приводят схожесть имени первого русского князя с латинским термином, который буквально означал «король» (имеется ввиду слово «rex»).

Оппоненты норманистов антинорманисты, в свою очередь, полагают, что Рюрик был родом из племени соколов («ререгов»), которые известны сегодня под общим названием ободриты.


Княжение Рюрика – легенда или исторический факт?

Как гласят легенды и более поздние летописные тексты, Рюрика призвали княжить племена ильменских словен, чуди и кривичей, которые не могли договориться между собой, кто должен править объединёнными землями. Таким образом, сам факт призвания первого князя преследовал цель прекратить раздор внутри знати племён славян.

«Повесть временных лет» указывает в качестве даты прихода Рюрика 862 год. Князь пришёл на Русь (в Новгород) не сам, а с Трувором и Сенеусом. Однако и по этому поводу существует немало споров. Определённые историки утверждают, что княжить Рюрик сел в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был возведён этим же князем, но спустя два года после начала княжения. Это подтверждают и некоторые находки археологов.

Согласно легенде, оба брата Рюрика также получили земли для правления. Синеус начал править в Белоозере, а Трувор правил кривичами. Но совсем скоро Рюрик стал единоличным правителем славянских земель, так как его братья погибли. Однако, также существует версия по которой первый князь пришёл на Русь не с братьями, а с верной дружиной (трувором) и своим родом (синеусом).

Достоверной информации о периоде правления Рюрика у историков очень мало. Есть лишь короткие упоминания в летописях из которых нам становится ясно, что внутренняя политика князя смогла привести к укреплению русских границ, а также возведению новых городов.

Кроме того, существует информация, согласно которой новгородский мятеж Вадима Храброго был подавлен дружиной Рюрика. Учёные утверждают, что именно правление первого князя Рюрика смогло централизировать власть на Руси.

После кончины Рюрика около 879 года славянские территории унаследовал его сын, который потом станет киевским князем.

Похожие публикации