Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Никола зарайский икона история. Повесть о николе заразском и историческая наука. Известные настоятели храма

По преданию, чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г. История появления в наших краях святого образа полна чудес и знаков неизреченной милости Божией; она передается в древней летописи – «Повести о Николе Заразском».

С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова, в котором когда-то принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился Чудотворцу Николю и получил прощение. Исцелившись от недуга,вместе с семьей он отправился в далекое путешествие.

Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.

В это время Святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле Святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля(11 августа по н.ст.) 1225 года.

Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн - этим исполнением одного из предсказаний Святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.

Вторая часть старинных Повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю с презрительным смехом: «Не годится нам, христианам,водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».

Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время «в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича» и «как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась(убилась) до смерти». Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.

От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила». Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск – такова одна из версий возникновения названия нашего города.

Слава о чудесах от иконы быстро перешагнула границы Рязанского княжества и обошла всю Православную Русь. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля (ст.ст.) служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия,после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший,по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника,затем крестный ход возвращался в кремль.

Вот какое описание составил писатель Василий Селиванов в 1892 году о зарайской святыне: «В Зарайском Николаевском соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуни пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах. Правая рука простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне на облаках изображен Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь,держащая в руках распростертый омофор. Образ сей с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя имеет в длину двадцать пять с половиною вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности,сообщенной чертам лика святительского. Риза на образе из чистого золота с самоцветными каменьями и жемчугом, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году… На ризу и украшение образа Святителя Николая употреблено одного золота более семи фунтов, серебра около шести фунтов, камней самоцветных сто тридцать три, бурмицких зерен три и более тысячи шестисот крупных и средних жемчужин… Образ Святителя помещен в старинном киоте… Киот снаружи с трех сторон обит листовым чеканным и вызолоченным серебром и украшен каменьями,жемчугом и иконописными изображениями Божией Матери наверху и святых угодников по бокам, а внутри обит малиновым бархатом».

В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского собора. В 1997 году был написан список (точная копия) с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря. Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).

Несколько лет назад завершены работы по реставрации Иоанно-Предтеченского собора зарайского кремля. А после визита врио Губернатора Московской области А.Ю.Воробьева в Зарайск 5 июня 2013 г., когда он обещал сделать всё для возвращения зарайской святыни, началась активная деятельность по решению всех проблем по передаче иконы из Музея им. Андрея Рублева. В чрезвычайно короткий срок (и это - еще одно чудо Святителя Николая!) были решены все юридические, технические, финансовые вопросы по передаче и дальнейшему пребыванию иконы в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля.

13.08.2013

11 августа в городе Зарайске состоялись торжества, посвященные возвращению Русской Православной Церкви древнего чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Никола Зарайский». Бывшая на протяжении столетий главной святыней Зарайского края, в советское время икона стала рядовым музейным экспонатом. И теперь, почти полвека спустя, чудотворный образ вернулся на свое историческое место — Зарайский кремль.

История появления в этих землях образа святителя поистине удивительна. Почти восемьсот лет прошло с того времени, как святитель Николай явился в Херсонесе священнику Евстафию и повелел перенести его святую икону в «земли Рязанские». «Там хочу пребывать и чудеса творить, и место то прославить» - изрек тогда святой Николай и указал путь в далекое и неведомое корсунскому священнослужителю Рязанское княжество. Здесь в городке Красном (так раньше назывался Зарайск) от святыни совершалось множество чудес. Она в великом благоговении пребывала в храмах Зарайского кремля - Никольском и Иоанно-Предтеченском. Слава о ней, через летописи и многочисленные списки, разносилась по всей Русской земле. Множество событий - и радостных, и горестных - посетило эту древнюю землю. Но и в мирное время, и в годину испытаний являл святитель Божий Николай через свою чудотворную икону утешение, помощь и велию милость. Так было и во время татаро-монгольского нашествия, и в пору созидания единого Московского государства, и в эпоху Смутного времени, и в ХХ столетии. Перед этим святым образом молились преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, российские государи и великие князья, поэт В.А. Жуковский, а также великий русский писатель Ф. М. Достоевский.

В годы атеизма икону из закрытых соборов Кремля передали в местный музей, а затем, в 1966 году, отправили на реставрацию в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С той поры жители Зарайска не прекращали ходатайствовать о возвращении своей святыни. Поддерживали память о чудотворной иконе, обращались в вышестоящие инстанции, собирали подписи, возрождали поруганные святыни. И не переставали верить, что наступит день «пресветлого торжества» - возвращения святыни в свой удел.

Большие праздничные мероприятия в день возвращения начались ранним утром на святом источнике Белый Колодец, где, согласно многовековой традиции, в день принесения иконы 11 августа (29 июля по старому стилю) служится молебен. Ежегодно во время молебна освящаются воды родника, который возник, по преданию, во время встречи чудотворного образа, принесенного из Херсонеса в далеком 1225 году. Молебен на святом источнике в этот день совершил епископ Зарайский Константин в сослужении духовенства Московской епархии. После молебна духовенство и верующие крестным ходом направились от источника к Зарайскому кремлю.

Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме кремля возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Перед богослужения владыка приложился к чудотворной иконе Николы Зарайского. Возвращенную святыню установили справа от центрального алтаря в специальном киоте, где будет поддерживаться постоянный температурно-влажностный режим, который необходим для сохранности древнего образа.

В этот праздничный день митрополиту Ювеналию сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Балашихинский Николай и Зарайский Константин. На торжества в Зарайск прибыли благочинные подмосковных церковных округов, настоятели многих монастырей Московской епархии. На богослужении молились временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, министры и члены аппарата областного Правительства.

Собор не мог вместить всех людей, которые пришли, чтобы стать свидетелями нынешнего торжества. Богослужение транслировалось на улицу, поэтому его могли слышать и те тысячи молящихся, кто стоял у стен храма. Также шла прямая трансляция службы по телеканалу «Подмосковье».

По окончании Божественной литургии митрополит Ювеналий прочитал у образа молитву святителю Николаю.

Все собравшиеся на торжество смогли приложиться к чудотворному образу. Священнослужители помазывали верующих елеем, освященным на мощах святителя Николая, которые покоятся в итальянском городе Бари.

В слове к участникам торжества митрополит Ювеналий напомнил о судьбе чудотворного образа в годы государственного атеизма: «Храмы были закрыты, и икона была перенесена в Зарайский музей, а затем в 1966 году отправлена в Москву, в музей Андрея Рублева для реставрации, после которой экспонировалась в этом музее. И никакие наши человеческие усилия не могли привести к тому, чтобы икону вернуть на прежнее историческое место. А ведь она была создана не как музейный экспонат, а как величайшая святыня, через которую святитель Николай оказывал помощь и чудеса всем, кто с верой приходил к нему».

«И вот сегодня мы можем сказать, что чудо святителя Николая совершилось! - продолжил архипастырь. - Мы являемся свидетелями этого и благодарим Бога и святителя Николая за то, что, несмотря на наше недостоинство, образ вновь на своем историческом святом месте, окруженный почитанием и молитвой людей, которые с верой и надеждой взирают на него и просят милости Божией. Это событие происходит в период, когда установились прекрасные творческие взаимоотношения с музейным сообществом, когда мы заботимся о наших святынях совместно, желая сохранить их и передать грядущим поколениям. Мы с благодарностью взираем на образ и видим, что он за эти годы не изменил своего внешнего вида и во всем величии и красоте предстоит перед нами».

Множество людей собралось сегодня из разных городов, оставив свои попечения, чтобы разделить общую радость от возвращения святыни на историческое место, и это, по слову митрополита Ювеналия, свидетельствует, сколь близко народу это событие.

Поздравил всех присутствующих с радостным событием также исполняющий обязанности губернатора Московской области А. Ю. Воробьев.

В решении трудных и запутанных вопросов возвращения иконы, непростых переговорах с музеем Андрея Рублева были задействованы многие лица: руководство и сотрудники министерства культуры Московской области, руководство Зарайского муниципального района, представители музейного сообщества, благотворительных и подрядных организаций. Эти люди были отмечены памятными подарками и наградами.

Из Иоанно-Предтеченского собора Владыка Ювеналий, архипастыри, духовенство, высокие гости проследовали к открытой площадке у стен Зарайского кремля, чтобы открыть праздничную концертную программу, посвященную Дню города Зарайска.

А.Ю. Воробьев сообщил, что выделены крупные средства на восстановление всего комплекса Зарайского кремля. Планируется привлечь лучших специалистов-реставраторов и архитекторов, чтобы древний кремль вновь засиял прежними красотой и величием.

Глава районной администрации А.В. Евланов объявил, что городская и районная думы вынесли единодушное решение о присвоении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию звания «Почетный гражданин города Зарайска и Зарайского муниципального района». Жители города и гости праздника приветствовали это решение бурными аплодисментами в адрес Владыки.

Церквях

в лике святителей главная святыня мощи в городе Бари (Италия) день памяти 6/19 декабря и 9/22 мая

Память святителя Николая совершается:

  • 6/19 декабря - день смерти (в русской традиции «Никола зимний »)
  • 9/22 мая - день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»)

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству . Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления -) и Максимиана (годы правления -). В -м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления -) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления -) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения -311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления -) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи ; современное название города - Демре , расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома - не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году , по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

В России

Никола-ключ

Никола-ключ - уникальный источник в Заволжье . Удивительная особенность источника - родниковые воды стекаются здесь крестообразно. Он находится в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. По преданию, в этом самом месте когда-то было явление святителя Николая Чудотворца.

На источнике Никола-ключ в Городецком районе Нижегородской области в августе 2007 года строятся новая часовня и купальня. Необходимость в строительстве возникла по причине того, как в ночь с 7 на 8 июля 2007 года прежняя часовня из-за неосторожного обращения с огнем сгорела .

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
  • Православные цыгане почитают Николай Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой - церковь). Праздник, посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке .

См. также

  • Церковь Святого Николая - церкви, освящённые во имя Николая Чудотворца
  • Великорецкий крестный ход - один из крупнейших крестных ходов России с почитаемой чудотворной Великорецкой иконой Николая Чудотворца

Никола Зарайский, с житием

В XIII в. возникла «Повесть о Николе Зарайском», рассказывающая о происхождении иконы (А. С. Орлов , Героические темы древней русской литературы, М.-Л., 1945, стр. 107–112, а также В. Л. Комарович , К литературной истории повести о Николе Зарайском. - В кн.: «Труды отдела древнерусской литературы Института литературы АН СССР», V, М., 1947, стр. 57–72). По этой повести, корсунская икона Николы в 1228 г. была перенесена из Корсуни в Рязанскую землю, где у собора, основанного в честь иконы, происходит событие, давшее имя городу Зарайску и самой иконе. В Рязанскую землю икона попадает из Корсуни через устье Днепра, через Кесь (Венден) в «Немецкой земле» и Великий Новгород. В 1513 г., вследствие набега «крымских людей», образ Николы находился временно в Коломне. Там существовала копия Зарайской иконы начала XVI в. (ныне ГТГ, № 557, [инв. 20861]). Еще до 1471 г. известна церковь Николы Зарайского (или Николы в Сапожках) на Троицкой площадке, против башни Кутафьи (разобрана в 1838 г.). Культ Николы Зарайского широко распространился в 1531–1533 гг., когда Василий III ездил на богомолье в Зарайск («Руский времянник», М., 1820, ч. 2, стр. 360).

Начало XIV века. Киевская школа 2 .

2 Этот памятник рубежа XIII-XIV вв. может быть связан с поздней киевской школой как по стилю, так и по легенде, рассказывающей о его происхождении.

Рисунок, пропорции фигур и архитектуры, а также монохромный колорит этой иконы сближают ее с древними образцами живописи киевского происхождения, например с миниатюрами псалтыри конца XIII в., № 3 из собр. Хлудова (ГИМ) написанной для Симона, старца Юрьева монастыря в Новгороде.

По семейной легенде древнего московского рода Квашниных-Самариных, икону Николы Зарайского с житием вывез из Киева их родоначальник, киевский боярин Протасий, переехавший в Москву с 3 тыс. киевлян. Им, по преданию, была основана в древнем урочище Киевец (теперь район Метростроевской ул.), на берегу Москвы-реки церковь Николы в Киевце, куда была поставлена эта привезенная Протасием икона.

Никола представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития. Широкая фигура его монументальна, благодаря величавому движению и рисунку ниспадающих почти до его ног складок белой, чуть зеленоватой фелони. Подризник розоватой охры, омофор белый с коричневыми крестами. Палица и епитрахиль охряные, так же как и крышка Евангелия: они украшены цветными камнями. На лице - записи XVI и XVII веков. Фон средника, вероятно, был белый. Позем темно-зеленый. Порядок клейм: 1. Рождество. 2. Приведение во учение. 3. Поставление в диаконы. 4. Поставление в иереи. 5. Поставление в епископы. 6. Явление епарху Евлавию. 7. Спасение Дмитра со дна моря. 8. Избавление от казни. 9. Чудо о ковре. 10. Избавление Агрикова сына. 11. Преставление. 12. Перенесение мощей из Мир в Бар. 13. Чудо о киевском отрочати. 14. Избавление патриарха от потопления. Порядок клейм необычен: начинаясь с верхнего поля, они продолжаются на правом, затем внизу и кончаются на левом поле. Клейма отделены друг от друга широкими розоватыми полосами. Вохрение темное, по оливковому санкирю. Колорит приглушенный, образуемый прозрачными неяркими оттен-ками коричневого и зеленого, с немногими пятнами киновари и синей кубовой краски. Пробела на горках и одеждах, а также первоначальный фон на полях, судя по уцелевшим фрагментам его среди левкаса XVI века, были белые. Надписи красные.

Доска липовая с ковчегом, шпонки врезные, односторонние. В верхней части сохранились деревянные гвозди от набивной шпонки. Поля опилены. Паволока, левкас, яичная темпера. 115×78. На поземе, у ног Николы, с обеих сторон надписи. Справа - красная надпись XVI в.: «Милостию божиею и пречистыя богородицы и поспешеством святого и великого чюдотворца Николы поделана бысть икона сия в лето ¤z 7lв (7032 - 1524 г.) июня в №i (11) день желанием и замышлением Ивана Иаковля сына Кожухова, а прежнему ея написанию при нас памятухов не было». Слева - трудно разбираемая белая надпись вязью XVII века в десять строк с датами: ¤z 7R…д (1656) и ¤z 7R§f (1691) - см. стр. 79 [указанный рисунок приведен ниже - прим. ред. сайта].

Находилась в церкви Успения на Остоженке в Москве, куда попала в 1772 году при упразднении соседней церкви Николы в Киевце, где была храмовой иконой. с. 78
с. 79
¦

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского - первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) - типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример - Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее). Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая - стоящего в рост, с распростертыми руками (правой - благословляющей, а левой - держащей Евангелие).

В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. - "Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня".

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста - самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский - один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе "Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)" конца XVI - начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:
1. Рождество Николы.
2. Крещение Николы.
3. Исцеление сухорукой жены.
4. Приведение во учение.
5. Поставление в диаконы.
6. Поставление в иереи.
7. Поставление в епископы.
8. Стодневное моление Николы в церкви.
9,10. Изведение Николой беса по пути в Рим.
11. Исцеление княжеского сына.
12. Чудо о трех девицах.
13. Возвращение Николы из Иерусалима.
14. Заточение Николы в темницу.
15. Разрушение храма Артемиды.
16. Первый Вселенский собор.
17. Явление Николы итальянскому купцу.
18. Заточение трех мужей в темницу.
19. Явление Николы царю Константину.
20. Явление Николы епарху Евлавию.
21. Три воеводы на корабле.
22. Приведение Агрикова сына Василия.
23, 24, 25. Чудо о трех мужах.
26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.
28-32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.
33-36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.
37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.
39. Моление крестьянина перед иконой Николы.
40. Спасение Николой трех купцов от потопления.
41, 42. Изгнание беса из колодца.
43. Изгнание беса из юноши.
44-46. Чудо о киевском отрочати.
47-54. Чудо о половчанине в Киеве.
55, 56. Спасение Симеона от потопления.
57. Исцеление больной жены.
58. Изгнание беса из девы.
59. Посечение древа.
60. Избавление от казни попа Христофора.
61, 62. Чудо о царе Стефане (?).
63. Спасение утопающего мужа.
64-70. Чудо о спрятанных деньгах.
71,72. Спасение корабельников от бури.
73-76. Исцеление расслабленного юноши.
77, 78. Чудо о ковре.
79-81. Чудо о бедном монастыре.
82. Преставление Николы.
83. Перенесение мощей.
84. Погребение Николы.

Как видим, основа - житие, составленное Симеоном Метафрастом, - дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12-16 клеймами.

Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:
Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
Обучение Николы грамоте.
Поставление во епископы.
Избавление трех мужей от меча.
Святитель Николай является царю Константину.
Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
Чудо о корабельщиках (утишение бури).
Изгнание беса из кладезя.
Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
Спасение Димитрия со дна моря.
Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
Преставление святителя Николая.
Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты "Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам", "Исцеление слепого и хромого", "Изгнание беса из дерева" ("Посечение древа"), "Явление Николы епарху Евлавию во сне", "Никола кормит братию". Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:
1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.
2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.
3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как "Научение Николы грамоте" - чаще это "Приведение Николы во учение", "Поставление в чернецы" (обычно это "Поставление во диаконы") и "Явление Богоматери Николе во сне".

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие годы икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551-1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на "Николу Зарайского с житием" XVI в. из Новгородского музея; "Николу Зарайского с 14 клеймами" - икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея - одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ - они упоминались выше.


Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь подавал чудеса. Несомненно, одним из таких чудес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
1 Антонова В. И. Московская икона начала
2 XIV века из Киева и "Повесть о Николе Зарайском". ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.
3 Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
4 Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
5 Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970.
6 Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.
7 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
8 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
9 Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII - XVI веков. М., 1970.
10 Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995.
11 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
12 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
13 "1000-летие Русской художественной культуры". Каталог выставки. М., 1988.

Похожие публикации