Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Чем закрыть деформационный шов в стене. Деформационные швы зданий. Варианты изоляции и утепления

Кирпичный дом - это надежное и прочное жилье. Однако его стены склонны к деформациям, обусловленными колебаниями температур. Температурный шов в кирпичной кладке способствует значительному сокращению или предотвращению возможных растрескиваний стен, сохранению их целостности. Такие швы снижают нагрузку на элементы конструкции и делают кладку более устойчивой к колебаниям температуры воздуха.

Что это такое?

Деформационный шов в кирпичной кладке - это специальный зазор по периметру конструкции, который делит стену на отдельные отсеки, что придает зданию упругость. Его делают для того, чтобы предотвратить трещины в строительной конструкции при расширении и сужении стройматериалов под воздействием перепада температур, а также для дополнительной защиты стен от деформации во время усадки дома. Размер зазора зависит от вида кладки и температуры окружающей среды в разное время года с учетом климатических условий региона. В многоэтажных домах температурный шов бывает:

  • Вертикальный. Он проходит по высоте всего дома, за исключением фундамента, ширина 20-40 мм.
  • Горизонтальный. Его делают на уровне всех перекрытий шириной 30 мм.

Соприкосновение температурного шва в кирпичной кладке с фундаментом здания недопустимо.

Виды температурных швов в кирпичном многоэтажном доме


В группе таких швов существует осадочный тип.

Помимо температурных, в кладке существуют другие виды деформационных швов, такие как:

  • усадочные;
  • осадочные;
  • сейсмические.

Все виды специальных зазоров защищают от разрушения каждый конструктивный узел дома и предотвращают образование трещин в несущих и других стенах. Температурные и усадочные пустоты делают во всех без исключения кирпичных домах. Осадочные выполняют защитную функцию от разрушений при высоких нагрузках и нужны в многоэтажных строениях и домах с пристройкой. Их делают начиная с фундамента, но устройство выполняют по принципу вертикальных температурных зазоров, поэтому возможно их объединить в термоусадочные и создать в одной прошивке. Сейсмические пустоты целесообразно делать только на территориях с повышенной сейсмической активностью.

Варианты изоляции и утепления

С целью защиты от воздействий окружающей среды и предотвращения возникновения сквозняков внутри здания, все без исключения деформационные зазоры утепляют. Для этого создают защитный герметичный слой, используя упругие материалы. Выбор утеплителя зависит от размера температурного шва. При этом используется один вид материала или их сочетание. В таблице указан вид утеплителя в зависимости от ширины температурного промежутка в кирпичной кладке:

Для герметизации утепленных швов используют:

Любые строительные конструкции, независимо от того из какого материала они изготовлены (кирпич, монолитный железобетон или строительные панели) при изменении температуры меняют свои геометрические размеры. При понижении температуры они сжимаются, а при повышении, естественно, расширяются. Это может привести к появлению трещин и значительно снизить прочность и долговечность как отдельных элементов (например, цементно-песчаных стяжек, отмосток фундаментов и так далее), так и всего здания в целом. Для предотвращения этих негативных явлений и служит температурный шов, который необходимо обустраивать в соответствующих местах (согласно нормативным строительным документам).

Вертикальные температурно-усадочные швы зданий

В зданиях большой протяженности, а также строениях с разным количеством этажей в отдельных секциях СНиП-ом предусмотрено обязательное обустройство вертикальных деформационных зазоров:

  • Температурных – для предотвращения образования трещин из-за изменения геометрических размеров конструктивных элементов здания вследствие перепадов температур (среднесуточных и среднегодовых) и усадки бетона. Такие швы доводят до уровня фундамента.
  • Осадочных швов, препятствующих образованию трещин, которые могут образовываться из-за неравномерной осадки фундамента, вызванной неодинаковыми нагрузками на его отдельные части. Эти швы полностью разделяют строение на отдельные секции, включая фундамент.

Конструкции обоих видов швов одинаковы. Для обустройства зазора возводят две спаренные поперечные стены, которые заполняют теплоизолирующим материалом, а затем гидроизолируют (для предотвращения попадания атмосферных осадков). Ширина шва должна строго соответствовать проекту здания (но быть не менее 20 мм).

Шаг температурно-усадочных швов для бескаркасных крупнопанельных зданий нормируется СНиП-ом и зависит от материалов, примененных при изготовлении панелей (класса прочности бетона на сжатие, марки раствора и диаметра продольной несущей арматуры), расстояния между поперечными стенами и годового перепада среднесуточных температур для конкретного региона. Например, для Петрозаводска (годовой перепад температур составляет 60°С) температурные зазоры необходимо располагать на расстоянии 75÷125 м.

В монолитных конструкциях и зданиях, построенных сборно-монолитным методом, шаг поперечных температурно-усадочных швов (согласно СНиП) варьируется в пределах от 40 до 80 м (в зависимости от конструкционных особенностей здания). Обустройство таких швов не только повышает надежность строительной конструкции, но и позволяет поэтапно отливать отдельные секции здания.

На заметку! При индивидуальном строительстве обустройство таких зазоров применяют крайне редко, так как длина стены частного дома обычно не превышает 40 м.

В кирпичных домах швы обустраивают аналогично панельным или монолитным постройкам.

В железобетонных конструкциях зданий размеры перекрытий, как и размеры остальных элементов, могут меняться в зависимости от температурных перепадов. Поэтому при их монтаже необходимо обустройство компенсационных швов.

Материалы для их изготовления, размеры, места и технология укладки заранее указывают в проектной документации на строительство здания.

Иногда такие швы конструктивно делают скользящими. Для обеспечения скольжения в тех местах, где плита перекрытия опирается на несущие конструкции, под нее укладывают два слоя оцинкованного кровельного железа.

Температурно-компенсационные швы в бетонных полах и цементно-песчаных стяжках

При заливке цементно-песчаной стяжки или обустройстве бетонного пола необходимо изолировать все строительные конструкции (стены, колонны, дверные проемы и так далее) от соприкосновения с заливаемым раствором по всей толщине. Этот зазор выполняет одновременно три функции:

  • На этапе заливки и схватывания раствора работает как усадочный шов. Тяжелый мокрый раствор сжимает его, при постепенном высыхании бетонной смеси размеры залитого полотна уменьшаются, а материал заполнения зазора расширяется и компенсирует усадку смеси.
  • Он препятствует передаче нагрузок от строительных конструкций бетонному покрытию и наоборот. Стяжка не давит на стены. Конструктивная прочность здания не изменяется. Сами конструкции не передают нагрузки на стяжку, и она не растрескается в процессе эксплуатации.
  • При перепаде температур (а они обязательно происходят даже в отапливаемых помещениях) этот шов компенсирует изменения объема бетонной массы, что препятствует ее растрескиванию и увеличивает срок эксплуатации.

Для обустройства таких зазоров обычно используют специальную демпферную ленту, ширина которой несколько больше, чем высота стяжки. После отвердевания раствора ее излишки обрезают строительным ножом. Когда обустраивают в бетонных полах усадочные швы (в случае, если финишное напольное покрытие не предусмотрено), полипропиленовую ленту частично удаляют и производят гидроизоляцию паза при помощи специальных герметиков.

В помещениях значительной площади (либо когда длина одной из стен превышает 6 м) согласно СНиП необходимо производить нарезку продольных и поперечных температурно-усадочных швов глубиной ⅓ от толщины заливки. Температурный шов в бетоне производят с помощью специального оборудования (бензинового или электрического швонарезчика с алмазными дисками). Шаг таких швов не должен быть более 6 м.

Внимание! При заливке раствором элементов теплого пола усадочные швы обустраивают на всю глубину стяжки.

Температурные швы в отмостках фундаментов и бетонных дорожках

Отмостки фундаментов, предназначенные для защиты основания дома от вредоносного влияния атмосферных осадков, также подвержены разрушениям вследствие значительных перепад температур в течение года. Чтобы этого избежать обустраивают швы, компенсирующие расширение и сжатие бетона. Такие зазоры изготавливают на этапе строительства опалубки отмостки. В опалубке по всему периметру крепят поперечные доски (толщиной 20 мм) с шагом 1,5÷2,5 м. Когда раствор немного схватится, доски извлекают, а после окончательного высыхания отмостки пазы заполняют демпфирующим материалом и гидроизолируют.

Все вышеперечисленное относится и к обустройству бетонных дорожек на улице или парковочных мест возле собственного дома. Однако шаг деформационных зазоров можно увеличить до 3÷5 м.

Материалы для обустройства швов

К материалам, предназначенным для обустройства швов (независимо от вида и размеров), предъявляют одинаковые требования. Они должны быть упругими, эластичными, легко сжимаемыми и быстро восстанавливающими форму после сжатия.

Она предназначена для предотвращения растрескивания стяжки в процессе ее высыхания и компенсации нагрузок от строительных конструкций (стен, колонн и так далее). Широкий выбор размеров (толщиной: 3÷35 мм; шириной: 27÷250 мм) этого материала позволяет обустроить практически любые стяжки и бетонные полы.

Популярным и удобным в применении материалом для заполнения деформационных зазоров является шнур из вспененного полиэтилена. На строительном рынке представлены его две разновидности:

  • сплошной уплотнительный шнур Ø=6÷80 мм,
  • в виде трубки Ø=30÷120 мм.

Диаметр шнура должен превышать ширину шва на ¼÷½. Шнур устанавливают в паз в сжатом состоянии и заполняют ⅔÷¾ свободного объема. Например, для заделки пазов шириной 4 мм, нарезанных в стяжке, подойдет шнур Ø=6 мм.

Герметики и мастики

Для заделки швов применяют различные герметики:

  • полиуретановые;
  • акриловые;
  • силиконовые.

Они бывают как однокомпонентные (готовые к применению), так и двухкомпонентные (их готовят путем смешивания двух составных частей непосредственно перед применением). Если шов небольшой ширины, то достаточно заполнить его герметиком; если ширина зазора значительная, то этот материал наносят поверх уложенного шнура из вспененного полиэтилена (либо другого демпфирующего материала).

Разнообразные мастики (битумные, битумно-полимерные, составы на основе сырой резины или эпоксидные с добавками для придания эластичности) используют в основном для герметизации наружных деформационных зазоров. Их наносят поверх уложенного в паз демпфирующего материала.

Специальные профили

В современном строительстве температурные швы в бетоне с успехом заделывают, применяя специальные компенсационные профили. Эти изделия имеют самые различные конфигурации (в зависимости от области применения и ширины шва). Для их изготовления применяют металл, пластик, резину или комбинируют несколько материалов в одном устройстве. Некоторые модели данной категории необходимо устанавливать уже в процессе заливки раствора. Другие же можно устанавливать в паз уже после окончательного затвердевания основания. Производители (как иностранные, так и отечественные) разработали широкий модельный ряд таких приспособлений, как для наружного применения, так и для установки внутри помещений. Высокая цена профилей компенсируется тем, что такой метод заделки зазоров не требует их последующей гидроизоляции.

В заключении

Правильное обустройство температурных, компенсационных, деформационных и осадочных швов значительно повышает прочность и долговечность любого здания; парковочных мест или садовых дорожек с бетонным покрытием. При использовании высококачественных материалов для их изготовления они прослужат без ремонта долгие годы.

Многолетний опыт работы с предприятиями ЖКХ показал необходимость периодического объяснения различных технологий обслуживания зданий и системы функционирования различных конструктивных элементов зданий.

Виды деформационных швов

Деформационные швы подразделяются по своему назначению на температурные, усадочные, осадочные, компенсационные и сейсмические и представляют собой сквозной разрез здания на отдельные блоки для снижения нагрузки на элементы конструкции в местах различных деформаций.

В нашем климатическом поясе чаще всего встречаются первые два типа. Температурные швы можно увидеть на домах длиной более четырех подъездов, а иногда и чаще, и служат они для повышения упругости здания в межсезонье, когда меняется температура окружающей среды, а значит и здания.

Усадочные швы применяются в первую очередь в домах, состоящих из секций разной этажности, а значит и усадку после строительства они дают разную.

Иными словами, температурные и усадочные швы нужны, чтобы здание не треснуло от колебаний температуры и во время усадки здания.

Разумеется, деформационный шов должен быть защищен от попадания в него снега, влаги, грязи, и образования сквозняков внутри него. Для этого шов утепляют и герметизируют. Выбор материала для утепления зависит в первую очередь от ширины шва, а способ герметизации шва зависит от планового срока службы и имеющихся денежных средств для его ремонта.

Наиболее очевидным кажется заполнить шов вилотермом и заштукатурить, как реализовано на многих новостройках. Данный способ насколько прост, настолько же и недолговечен, поскольку штукатурка в деформационном шве не способна выдержать возложенную на него нагрузку и неизбежно сначала трескается, а потом и выкрашивается.

Вилотерм же показал свою недолговечность при отсутствии комбинирования его с монтажной пеной.

Варианты утепления швов

Разберем возможные варианты утепления и герметизации в зависимости от ширины шва.

При небольшой ширине оптимальным будет использование классической монтажной пены, в защищенном от солнечных лучей состоянии она уступает по долговечности только пенополистиролу.

При ширине шва от 30 до 50мм оптимальным будет сочетание монтажной пены и вилотерма. Вилотерм обеспечит экономию пены и добавит пластичности соединению, а пена создаст запас прочности и не позволит вилотерму принять постоянную форму во время смещения частей здания, а значит не допустит появления щелей в температурном шве.

Закономерен вопрос – почему нельзя полностью заполнить шов монтажной пеной?

Во-первых, при проектируемой ширине шва более 30мм учитывается и значительное смещение элементов здания по отношению друг другу, а значит возникает необходимость обеспечить должную пластичность утеплителю.

Во-вторых, пена гораздо дороже пенополистирола и вилотерма, и, как следствие, при полном заполнении шва только монтажной пеной стоимость погонного метра существенно возрастет.

Варианты герметизации швов

Герметизация температурно-усадочного шва производится либо двухкомпонентным герметиком, либо зашивается оцинкованным деформационным компенсатором.

Герметик можно использовать на швах небольшой и средней толщины. Важно использовать именно двухкомпонентный полиуретановый герметик, поскольку он более пластичен в отличие от акриловых герметиков и более долговечен. Минусом способа является относительная неэстетичность, поскольку двухкомпонетный герметик невозможно нанести идеально ровным слоем в силу его свойств. Плюсом – стоимость устройства шва, поскольку нанесение герметика менее трудоемко, чем установка компенсатора.

Использование герметика наиболее оправдано для усадочных швов, особенно для новостроек, где смещение элементов здания друг относительно друга еще не прошло свою наиболее активную стадию. Герметик со временем потрескается, но без ущерба для фасада здания, особенно, если здание утеплено широко используемым в настоящее время «мокрым фасадом».

Наиболее долговечным способом герметизации температурного шва является зашивка стыка оцинкованным компенсатором. Крайне важно использовать не просто оцинкованный лист, а использовать металлический профиль с армированием деформационным швом. Срок службы его ограничен только старением металла. Если же использовать простую оцинковку без деформационного сгиба, то со временем ее вырвет из стены из-за отсутствия минимальной эластичности на разрыв.

Деформационный шов -это шов шириной не менее 20 мм, разделяющий здание на отдельные отсеки. Благодаря такому рассечению каждый отсек здания получает возможность независимых деформаций.


Назначение деформационного шва содержится в понижении перегрузки на отдельные доли систем в местах предполагаемых диструкций, которые имеют все шансы создаться при шатании невесомой температуры, а еще сейсмических явлениях, внезапной и неравномерной осадочности грунта и иных действиях, способных начать личные перегрузки, которые понижают несущие характеристики систем. В зрительном намерении наверное сечение в теле строения, он разделяет постройку на некоторое количество блоков, придавая сиим некоторую эластичность постройке. Для снабжения гидроизоляции сечение наполняют пригодным который был использован. Наверное имеют все шансы существовать разные герметики, гидрошпонки либо замазки.

Деформационные швы разделяются на три основных типа

В зависимости от назначения деформационные швы разделяются на три основных типа: – температурно-усадочные швы устраивают во избежание образования трещин и перекосов в наружных стенах зданий из-за перепадов температур воздуха снаружи и внутри здания. Швы данного типа рассекают конструкции только наземной части здания – стены, перекрытия, покрытие и обеспечивают независимость их горизонтальных перемещений относительно друг друга. Фундаменты и другие подземные части здания при этом не рассекаются, т. к. перепады температур для них меньше и деформации не достигают опасных величин.

Аппарат деформационного шва привилегия опытнейших строителей, потому это серьезное ремесло нужно поручить только грамотным спецам. Строй команда обязана владеть благородным оснасткой про знающего монтирования деформационного шва с данного находится в зависимости живучесть эксплуатации целой системы. Нужно предугадать безвыездно будущий дел, подключая монтерские, сварные, плотнические, арматурные, тригонометрические, укладку бетона. Разработка агрегата деформационного шва должна ответствовать общепринятым умышленно исследованным советам.

Деформационный шов - Википедия : Деформационный шов - предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.

Расстояния между температурно-усадочными швами

Расстояния между температурно-усадочными швами назначаются в зависимости от климатических условий места строительства и материала наружных стен здания. Например, в жилых зданиях это расстояние составляет 40 ? 100 м при кирпичных стенах и 75 ? 150 м при стенах из бетонных панелей (чем ниже температура наружного воздуха в месте строительства здания, тем меньшее расстояние назначается между деформационными швами). Отсек здания, расположенный между двумя температурно-усадочными швами или между торцом здания и швом называется температурным отсеком или температурным блоком;

Рациональная разрезка

В какой-никакой эпизод проистекают главные диструкции бетонированных зданий? Про что нужны деформационные швы в этом случае? Конфигурации в корпусе строения имеют все шансы случится в момент построения около великом температурном усилии – следствии экзотермии затвердевающего бетона и шатания температуры духа. К этому ведь в данный эпизод проистекает сокращение бетона. В железобетонный момент деформационные швы готовы понизить лишние перегрузки и предупредить последующие конфигурации, способные начинать неотвратными про постройки. Сооружения будто желание разрезаются сообразно протяженности в единичные разборные установки. Деформационные швы работают про снабжения высококачественного функционирования всякой секции, а еще ликвидируют возможность происхождения напряжений меж прилегающими блоками.


Более популярными обликами числятся температурные и осадочные деформационные швы. Их используют около усмиряющем основной массе возведений разных построек. Температурные деформационные швы возместят конфигурации в корпусе спостроек, появляющиеся около изменениях температуры находящейся вокруг круга. В огромной ступени данному подвергается навозная дробь сооружения, потому разрезы совершают с значения почвы по крова, тем вот наиболее никак не затрагивая основательную дробь. Этот вид шов разрезает сооружение в установки, таковым ролью, снабжая возможность прямолинейных движений в отсутствии отрицательных (безудержных) результатов.

Тот или другой посещают деформационные швы меж домами? Спецы систематизируют их сообразно линии показателей. Наверное имеет возможность существовать вид обслуживаемой системы, пространство месторасположения (прибора), к примеру, деформационные швы в стенках сооружения, в полах, в кровле. Не считая такого нужно учесть общительность и режимность их месторасположения (снутри здания и извне, в раскрытом атмосфере). О общепризнанной систематизации (более принципиальной, обхватывающей безвыездно более отличительные симптомы деформационных шов) произнесено теснее много. Симпатия начата в базе диструкций, с коими вызвана биться. С данной баста зрения деформационный стежка меж домами имеет возможность существовать тепловой, иловый, термоусадочный, землетрусный, изолирующий. В связи с нынешных событий и критерий меж домами используют разные будущий деформационных шов. Но надлежит ведать, будто безвыездно они обязаны подходить данным вначале характеристикам.

Осадочные швы

– осадочные швы предусматривают в тех случаях, когда ожидается неодинаковая и неравномерная осадка смежных частей здания. Такая осадка может происходить при перепадах высот отдельных частей здания более 10 м, при различных нагрузках на основание, а также при разнородных грунтах под фундаментами.
Рис. 3.67. Схемы устройства деформационных швов в зданиях: а – температурно-усадочный; б – осадочный: 1 – надземная часть здания; 2 – подземная часть (фундамент); 3 – деформационный шов Осадочные швы расчленяют по вертикали все конструкции здания, включая его подземную часть. Это позволяет обеспечить самостоятельную осадку отдельных объемов здания. Осадочные швы обеспечивают не только вертикальные, но и горизонтальные перемещения расчлененных частей, поэтому их можно совмещать с температурно-усадочными швами. Данный тип деформационных швов называется температурно-осадочными; – антисейсмические швы предусматривают в зданиях, располагаемых в сейсмоопасных районах. Антисейсмический шов так же, как и осадочный шов, расчленяет здание по всей высоте (надземную и подземную части) на отдельные отсеки, представляющие собой самостоятельные устойчивые объемы, что обеспечивает их независимую осадку.


шов 1 шов 2 шов 3
44% бетон 27% бетон 56% бетон
структура 18 структура 134 структура 1903

Всевозможные системы и постройки подвергаются диструкции сообразно различным факторам: осаждение строения опосля возведения в процессе эксплуатации, температурные и сейсмические действия, разнородность грунтов в основании систем. Непременно, при конструировании и строительстве нужно учесть все данные причины и изготовить предмет очень безвредным для людей, а еще уменьшать вероятность дефектов и риск нередкого починки. Так как в современном мире все почаще сооружают огромные и мощные постройки как жилые, этак и торгашеские, промышленные, нереально встать в отсутствии внедрения деформационных швов во всех плодотворных деталях построек.

Во многих промышленных сферах широко применяются деформационные швы. Речь идет о высотном строительстве, сооружении мостовых конструкций и других отраслях. Они представляют собой весьма важный объектный элемент, при этом выбрать необходимый тип дилатационной конструкции, будет колеблется в зависимости от:

  • величины статических и термогидрометрических изменений;
  • величины определенной нагружаемости транспорта и необходимого уровня комфорта проезда во время эксплуатации;
  • от условий содержания.

Предназначение деформационного шва заключается в снижении нагрузки на отдельные части конструкций в местах предполагаемых деформаций, которые могут образоваться при колебании воздушной температуры, а также сейсмических явлениях, непредвиденной и неравномерной осадочности грунта и прочих воздействиях, могущих вызвать собственные нагрузки, которые снижают несущие свойства конструкций. В визуальном плане это разрез в теле здания, он делит постройку на несколько блоков, придавая этим некую упругость сооружению. Для обеспечения гидроизоляции разрез заполняют подходящим материалом. Это могут быть различные герметики, гидрошпонки или замазки.

Вам могут быть интересны эти товары

Установка деформационного шва - прерогатива опытных строителей, поэтому такое ответственное дело стоит доверить исключительно квалифицированным специалистам. Строительная бригада должна обладать порядочным оборудованием для грамотного монтирования деформационного шва - от этого зависит долговечность эксплуатации всей конструкции. Необходимо предусмотреть все виды работ, включая монтерские, сварочные, плотнические, арматурные, геодезические, укладку бетона. Технология установки деформационного шва обязана отвечать принятым специально разработанным рекомендациям.

Содержание деформационных швов в целом не представляет каких-либо трудностей, однако предусматривает периодические осмотры. Особый контроль необходимо осуществлять весной, когда в дилатационное пространство могут попадать куски льда, металла, древесины, камня и прочий мусор - это может послужить препятствием для нормального функционирования шва. В зимний период следует проявлять осторожность в применении снегоуборочной техники, поскольку ее действия могут повредить деформационный шов. При обнаружении неисправности немедленно обращайтесь к производителю.

Поскольку гидротехнические сооружения из железобетона или бетона (например, плотины, судоходные постройки, гидроэлектростанции, мосты) имеют значительные размеры, они претерпевают силовые воздействия различного происхождения. Они зависят от многих факторов, таких как вид основания, условия производственных работ и прочих. В конечном итоге могут возникнуть температурные усадочные и осадочные деформации, рискующие привести к появлению трещин разной величины в теле сооружения.

Чтобы в максимальной степени обеспечить сохранность монолитности сооружения, применяются следующие мероприятия:

  • рациональная разрезка построек временными и постоянными швами в зависимости от условий как геологических, так и климатических
  • создание и поддержание нормального температурного режима в период возведения зданий, а также при дальнейшей эксплуатации. Задача решается путем использования малоусадочных и низкотермичных марок цемента, его рационального использования, охлаждения труб, теплоизоляции бетонных поверхностей
  • повышение уровня однородности бетона, достижение его адекватной растяжимости, прочности на армирование в местах возможного возникновения трещин и осевое растяжение

В какой момент происходят основные деформации бетонных построек? Для чего необходимы деформационные швы в таком случае? Изменения в теле здания могут произойти в период возведения при большом температурном напряжении - следствии экзотермии затвердевающего бетона и колебания температуры воздуха. К тому же в этот момент происходит усадка бетона. В строительный период деформационные швы способны снизить чрезмерные нагрузки и предотвратить дальнейшие изменения, могущие стать фатальными для сооружения. Постройки как бы разрезаются по длине на отдельные секционные блоки. Деформационные швы служат для обеспечения качественного функционирования каждой секции, а также исключают вероятность возникновения усилий между соседствующими блоками.

В зависимости от срока эксплуатации деформационные швы подразделяются на конструктивные, постоянные или временные (строительные). К постоянным швам относят температурные разрезы в сооружениях, имеющих скальное основание. Временные усадочные швы создаются с целью понижения температурных и других напряжений, благодаря ним сооружение разрезается на отдельные столбики и блоки бетонирования.

Существует целый ряд разновидностей деформационных швов. Традиционно их классифицируют согласно природе и характеру факторов, вызывающих деформацию в сооружениях. Вот они:

  • Температурные
  • Осадочные
  • Антисейсмические
  • Усадочные
  • Конструкционные
  • Изоляционные

Наиболее распространенными видами считаются температурные и осадочные деформационные швы. Их применяют при подавляющем большинстве возведений различных сооружений. Температурные деформационные швы компенсируют изменения в теле зданий, возникающие при перепадах температуры окружающей среды. В большей степени этому подвержена наземная часть постройки, поэтому разрезы делают от уровня грунта до кровли, тем самым не затрагивая фундаментальную часть. Данный тип швов разрезает здание на блоки, таким образом, обеспечивая вероятность линейных перемещений без негативных (разрушительных) последствий.

Осадочные деформационные швы компенсируют изменения вследствие неравномерных различного рода нагрузок конструкции на грунт. Это происходит из-за различий в количестве этажей или большой разницы в массе наземных сооружений.

Антисейсмический тип деформационных швов предусмотрен при возведении построек в сейсмозонах. Устройство таких разрезов позволяет разделить здание на отдельные блоки, представляющие собой самостоятельные объекты. Такая мера предосторожности позволяет эффективно противодействовать сейсмическим нагрузкам.

В монолитном строительстве широко применяются усадочные швы. По мере затвердевания бетона наблюдается уменьшение монолитных конструкций, а именно в объеме, но при этом в структуре бетона образуется избыточная внутренняя напряженность. Данный тип деформационного шва позволяет предотвратить появление трещин в стенах сооружения в результате воздействия такого напряжения. При завершении процесса усадки стен, деформационный шов наглухо заделывают.

Изоляционные швы устраивают вдоль колон, стен, вокруг фундамента под оборудование для того, чтобы защитить стяжку пола от возможной передачи деформации, следующей от конструкции здания.

Конструкционные швы действуют по типу усадочных, они предусматривают небольших размеров горизонтальные подвижки, но ни в коем случае не вертикальные. Также хорошо было бы, чтоб конструкционный шов соответствовал усадочному.

Следует отметить, что конструкция деформационного шва должно отвечать плану разработанного проекта - речь идет о строгом соответствии всем заданным параметрам.

Проектировщики мостовых сооружений, прежде всего, выступают за отличную универсальность деформационных швов и их конструкцию, что позволило бы применить ту или иную систему швов практически без изменений на любом типе мостовых конструкций (габаритности, схем, мостового полотна, материалов изготовления пролетных строений и пр.).

Если говорить о деформационных швах, устанавливаемых в автодорожных мостах, то следует учитывать следующие критерии:

  • Водонепроницаемость
  • Долговечность и надежность эксплуатации
  • Величина эксплуатационных затрат (она должна быть минимальной)
  • Небольшие величины значения реактивных усилий, которые передаются на несущие конструкции
  • Возможность равномерного распределения зазоров в промежутках шовных элементов при широких температурных диапазонах
  • Перемещение мостовых пролетных строений во всевозможных плоскостях и направлениях
  • Шумовая эмиссия в разных направлениях при движении автотранспорта
  • Простота и удобство монтирования

В пролетных сооружениях малых и средних мостовых конструкций применяют устройство деформационных швов заполненного и закрытого типов при передвижениях концов пролетных сооружений соответственно до 10-10-20 мм.

По видовому признаку очевидна следующая классификация деформационных швов мостов:

Открытый тип. Данный тип шва предполагает незаполняемый промежуток между составными конструкциями.

Закрытый тип. В данном случае расстояние между сопрягаемыми конструкциями закрыт проезжей частью - покрытием, уложенным без необходимого разрыва.

Заполненный тип. В закрытых швах покрытие уложено, напротив, с разрывом, из-за этого с проезжей части отчетливо видны и кромки зазора, а также само заполнение.

Перекрытый тип. В случае с перекрытым деформационным швом зазор между связующими конструкциями перекрыт каким-либо элементом на верхнем уровне проезжей части.

Кроме видового признака деформационные швы мостовых конструкций разделяют на группы согласно их расположению в проезжей части:

  • под трамвайным полотном
  • в бордюре
  • в пределах между тротуарами
  • в тротуарах

Это стандартная классификация мостовых деформационных швов. Существуют и побочные, более подробные деления швов, однако все они обязаны быть подчинены основному группированию.

Судя по опыту эксплуатации мостов в Западной Европе, очевидно, что долговечность службы мостовой конструкции (любой) практически на сто процентов зависит от прочности и качественности деформационных швов.

Какими бывают деформационные швы между зданиями? Специалисты классифицируют их по ряду признаков. Это может быть тип обслуживаемой конструкции, место расположения (устройства), например, деформационные швы в стенах постройки, в полах, в кровле. Кроме того стоит учитывать открытость и закрытость их расположения (внутри помещения и снаружи, на открытом воздухе). Об общепринятой классификации (наиболее важной, охватывающей все наиболее характерные признаки деформационных швов) сказано уже немало. Она принята на основании деформаций, с которыми призвана бороться. С этой точки зрения деформационный шов между зданиями может быть температурный, осадочный, усадочный, сейсмический, изоляционный. В зависимости от текущих обстоятельств и условий между зданиями применяют различные виды деформационных швов. Однако следует знать, что все они должны соответствовать заданным изначально параметрам.

Еще на стадии проектирования здания специалистами определяются расположение, а также размер деформационных швов. Это происходит с учетом всех предполагаемых нагрузок, вызывающих деформацию сооружения.

При устройстве деформационного шва необходимо понимать, что он представляет собой не просто разрез полу, стене или кровле. При всем этом он обязан быть правильно оформлен с конструктивной точки зрения. Это требование обусловлено тем, что в процессе эксплуатирования сооружений деформационные швы берут на себя колоссальные нагрузки. Если возникает превышение несущей способности шва, есть риск появления трещин. Это, кстати, довольно известное явление, а предотвратить его могут специальные профили, изготовленные из металла. Их предназначением являются деформационные швы - профили герметизируют их, обеспечивают конструктивное усиление.

Шов между зданиями, служит своего рода соединением двух сооружений, стоящих близко друг к другу, но имеющих при этом разные фундаменты. Вследствие этого негативным образом может сказаться разница в весовой нагрузке конструкций, и оба сооружения могут дать нежелательные трещины. Чтобы этого избежать, применяют жесткое соединение с применением армирования. В данном случае необходимо убедиться в том, что оба фундамента уже как следует, осели и являются достаточно устойчивыми к предстоящим нагрузкам. Устройство деформационного шва осуществляется в строгом соответствии с общепринятым регламентом действий.

Деформационный шов между стенами

Как известно, стены представляют собой важнейший элемент в структуре сооружения. Они выполняют несущую функцию, принимая на себя все выпадающие нагрузки. Это вес кровли, плиты перекрытий, а также другие элементы. Из этого следует, что надежность и долговечность здания во многом зависит от прочности деформационного шва между стенами. Более того комфортная эксплуатация внутренних помещений также зависит от стен (несущих конструкций), выполняющих важную функцию ограждения от внешнего мира.

Следует знать, что чем толще материал стен, тем выше требования ставится к деформационным швам, устроенным в них. Несмотря на то, что внешне стены представляются монолитными, на самом деле им приходится претерпевать различного рода нагрузки. Причинами деформации могут выступать:

  • перепады температуры воздуха
  • грунт под сооружением может неравномерно оседать
  • вибрационные и сейсмические нагрузки и многое другое

Если трещины образуются в несущих стенах, то это может угрожать целостности всего здания в целом. Исходя из вышесказанного, деформационные швы являются единственным способом предотвращения изменений в теле сооружений, могущих стать фатальными.

Чтобы функционирование деформационного шва в стенах было правильным, необходимо, прежде всего, грамотное выполнение проектных работ. Таким образом, расчет действий обязан производиться еще на стадии проектировки здания.

Основным критерием успешной эксплуатации деформационного шва можно назвать правильно подсчитанное количество отсеков, на которые планируется разрезать постройку для успешной компенсации напряжений. Согласно с установленным количеством определяется и расстояние, которое необходимо учесть между швами.

Как правило, в стенах с несущей функцией, деформационные швы имеют интервал приблизительно 20 метров. Если речь идет о перегородках, то допускается дистанция в 30 метров. При этом строители обязаны учитывать области концентрации внутренних напряжений. Расстояние определяется типом предполагаемых деформационных швов, которые в свою очередь зависят от факторов, вызывающих изменения в теле сооружения.

Кроме того в начальном моменте проектирования в стенах сооружений с особой тщательностью учитывается ширина разреза для деформационных швов. Данный параметр имеет важное функциональное значение, так как определяет величину предполагаемого поперечного отстранения конструктивных элементов здания. О способах герметизации деформационных швов также следует подумать заранее.

Деформационные швы в промышленных зданиях

Протяженность промышленных сооружений, как правило, почти всегда больше, чем построек гражданского назначения, поэтому устройство в таких швах приобретает большое значение. В промышленных зданиях специалисты предусматривают деформационные швы согласно их назначению. Они могут быть антисейсмическими, осадочными и даже температурными.

Деформационные швы в каркасных зданиях разрезают постройку на отдельные блоки, а также все опирающиеся на нее конструкции. В промышленных постройках массового строительства, как правило, устраивают температурные швы, в свою очередь разделяемые на продольные и поперечные. Расстояние между швами в промзданиях назначают согласно конструктивному решению постройки, а также климатических условий строительства, величины температуры воздуха внутри помещения. Если речь идет о железобетонных одноэтажных конструкциях промышленных постройках, то промежуток между швами разрешается без расчета подъема в 20%.

Поперечные деформационные швы на одноэтажных промышленных зданиях делают на парных колоннах без учета вставки. В многоэтажных постройках - со вставкой или без нее и также на парных колоннах. Стоит отметить, что более технологичными являются швы без вставки, поскольку они не нуждаются в доборных ограждающих элементах. На сегодняшний день деформационные швы делаются в формате упругой арки из минераловатных плит средней жесткости. Они обжимаются оцинкованной кровельной сталью - цилиндрическими фартуками. В месте устройства деформационного шва ковер усиливается несколькими слоями стеклоткани.

Температурные продольные швы в постройках в один этаж устраивают на 2х рядах колонн с наличием вставки, ее ширину в зависимости от привязки в смежных пролетах считают от 500 до 1000 мм. Если продольные температурный шов совмещается с различными показателями высот смежных пролетов, поэтому принимают другие размеры вставок. Такие же условия соблюдаются в местах, где перпендикулярные пролеты взаимно примыкают один к другому.

Если речь ведется о промышленных зданиях с сооруженным железобетонным скелетом без специальных мостовых кранов можно устраивать деформационные продольные швы на таких колоннах как одинарные. Такой шов отличается простотой монтажа, тем самым позволяет не брать во внимание доборные элементы в стенах и покрытиях, а также парные колонны или подстропильные конструкции. То же самое можно сказать о промышленных зданиях без кранов со смешанным или металлическим каркасом.

Похожие публикации