Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Иван крылов и крылатые выражения из басни "зеркало и обезьяна". Басня «Зеркало и обезьяна»: анализ произведения

Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читать

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.

Басня Зеркало и обезьяна - анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

Басни писали многие литературные деятели, но более других баснописцев прославился Иван Андреевич Крылов: его фамилия, как и имена Лафонтена и Эзопа, стали практически синонимами басни.

Баснописец И.А.Крылов

Родом Иван Андреевич был из небогатой семьи служащего драгунского полка. Отец его "наукам не обучен", но писать умел, а чтение любил и того пуще. Сыну достался от отца целый сундук книг и уроки грамоты.

Будучи подростком, он потерял отца, но продолжал обучаться французскому языку в богатом соседском доме, в то же время числясь на государственной службе. Писательствовать Иван пробовал уже тогда и показывал свои произведения знающим литературоведам. Впрочем, написанные им трагедии и драмы были далеки от совершенства, хотя и давали представление о потенциале Крылова.

Нравом писатель был неспокоен, постоянно искал новые возможности и стили. Непокорный дух толкал его к переменам и риску: целые периоды его биографии вырадают из исследователей. Где он был? Чем занимался?

Кажущееся хаотичное движение на самом деле становилось камнем, на котором оттачивалось мастерство будущего баснописца.

Острое перо Крылова

Характер его был скептичен и саркастичен: Ивану Андреевичу было свойственно видеть негативные стороны явлений и смешные поступки людей. С детства от был поклонником Лафонтена - известного французского баснописца - и неоднократно пробовал переводить его басни на русский язык.

С молодости Крылов писал произведения с сатирическим оттенком: он склонен был обличать не только общественные пороки, но и известных сограждан, высмеивая их нещадно.

Крылов издавал журналы с обличительным уклоном, печатая литературные карикатуры и сатиру. Впрочем, жизнь изданий была недолгой, они не пользовались большой популярностью, и издатель закрывал их довольно скоро.

Иван Андреевич не переставал искать свою нишу. В начале 19 века Крылов показал переводы Лафонтена знатоку басен И.И.Дмитриеву, на что тот ответил: "Это истинный ваш род; вы, наконец, нашли его".

И действительно, весь характер Крылова прекрасно подходил к деятельности баснописца: и его скептический, острый ум, и наблюдательность, и сатирическое восприятие действительности, и образованность. В поисках своего стиля Иван Андреевич шлифовал свои способности и постепенно становился мастером слова.

Пословицы из басен Крылова

Итак, Иван Андреевич нашёл, наконец, свою неповторимую нишу в литературе. Знаменательно, что с этого момента его карьера и финансовое положение начали постепенно идти в гору.

Крылов перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку, откуда много лет спустя и вышел на пенсию вполне состоятельным человеком. Его басни стали популярны и изданы ещё прижизненно: 9 сборников выходили в свет в течение 35 лет!

Мастерски составленные обороты речи, полные сатиры, а порой и насмешки, нередко превращались в крылатые выражения из басни! "Зеркало и Обезьяна", "Квартет", "Лебедь, Рак и Щука" - в каждом произведении представлены ёмкие и точные изобличающие фразы, вызывающие улыбку читателя.

Кто не знаком с выражениями: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" или "Да только воз и ныне там"? Это строки Крылова превратились в речевые аллегории.

236 басен написал автор - одна краше другой. Смысл басен Крылова изучают сегодня в школьной программе, потому что, несмотря на полтора века, прошедших с его времен, сатира басен остаётся актуальной, а герои - до смешного узнаваемыми. Любой школьник легко вспомнит крылатые выражения из басни.

"Зеркало и обезьяна"

В басне рассказывается о несознательной мартышке. Она понятия не имеет, как выглядит со стороны, или не хочет этого знать. Ей проще и интересней найти изъяны в своих "кумушках" - о них ей известно практически всё.

Когда же наблюдательный кум-Медведь пытается деликатно намекнуть Обезьяне, что это её собственное отражение в зеркале, то она просто пропускает его слова мимо ушей. "Не любит узнавать никто себя в сатире", - насмешливо резюмирует автор.

Басня состоит лишь из нескольких строк, но как точно описывает критиканство и лицемерие, столь распространённые в социуме! Метко высмеивает махровый эгоизм и душевную слепоту мартышки Крылов: Обезьяна и зеркало становятся символами непомерного самомнения, доходящего до смешного.

Автор нещадно высмеивает человеческие пороки, по всем правилам баснописания - в образах животных. Он мастерски подбирает не только сюжет и героев, но и произносимые ими слова. Особо смешными и едкими становятся крылатые выражения из басни.

Зеркало и Обезьяна - по сути два главных героя: Медведь мартышке нужен лишь для того, чтобы обсудить "кумушек" и похвалиться: мол, а я не такая! Совет Медведя, как пишет баснописец, "лишь попусту пропал". Строки басни вызывают невольную улыбку у всех: каждому вспомнился кто-то из окружения, похожий на Обезьяну. Автор же словно призывает читателей посмотреть в зеркало на самих себя, обнаружить и обезвредить "обезьяну в себе".

Крылатые выражения из басни "Зеркало и обезьяна"

В столь короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в беседе как устоявшиеся, обозначающие общеизвестное явление.

Например, говоря о ядовитом сплетнике, видящем вокруг только чужие недостатки: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Рассказывая о человеке, обвиняющем других в собственных грехах: "Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра".

Многие меткие, дерзкие, полные сатиры строки, словно перенимая фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден - они изобличают ставшие привычными человеческие пороки.


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Тема: «Зеркало и Обезьяна». Общее представление о басне, особенностях построения.

Урок построен таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Представлены подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении. Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.

Цель урока: Выявить, какой приём использовал для высмеивания людских пороков.

1. Продолжить ознакомление с творчеством.

2. Учить видеть иносказательный смысл басен.

3. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении.

4. Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену впечатлениями, уверенность в своих силах.

5. Воспитывать нравственные качества, культуру работы в парах.

Планируемые результаты: знать отличительные особенности басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Оборудование к уроку:

1) на доске: портрет;

2) карточки с заданиями;

3) аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» ;

4) презентации: 1-к уроку и 2-о памятнике писателю;

5) проектор, экран, нетбуки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Улыбнитесь. У всех хорошее настроение. Я желаю, чтобы хорошее настроение было целый день.

Начинаем урок литературного чтения.

Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня как девиз урока?

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

Назовите великого русского писателя, с творчеством которого мы познакомились в этом разделе? () (портрет)

В каком жанре писал? (на доске карточка «басня»)

Cегодня мы с вами продолжим говорить об этом прекрасном литературном жанре.

Послушайте произведение. (Индивидуальное д/з. Инсценирование басни «Мартышка и Очки»)

Какое качество он не принимал и не хотел видеть в людях в басне «Мартышка и Очки»?

(не принимал необразованность людей)

Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек)

А какие басни Крылова вы уже знаете? («Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»).

В басне «Стрекоза и Муравей», (слайд), какое качество высмеивает автор? (лень)

В басне «Лебедь, Щука и Рак», (слайд), какое качество высмеивает? (несогласие среди людей)

Иван Андреевич очень любил людей и хотел, чтобы они были лучше. Какие качества он не хотел видеть в людях?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Откройте нетбуки, прочитайте, перечисляются различные качества людей.

1) - Разбейте их на две группы:

1-я: качества, которые высмеивал поэт, не принимал, не хотел видеть в людях;

2-я: качества, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, храбрость, трусость, лесть, лень, невежество, несогласие среди людей, издевательство над чужой бедой, верность)(работа в парах на нетбуках)

2) Подводящий диалог

– Проверим, как вы разделили слова на группы (проверка, пара, которая работала у доски, рассказывает)

ВЫВОД: - Итак, Крылов не принимал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение, невежество, несогласие среди людей.

Как можно назвать одним словом все эти слова?

Да, это недостатки людей или пороки. (на доске карточка «пороки»)

3.Гимнастика для глаз.

Сидел со мной рядом за партой сосед

Закрыл я глаза, и соседа уж нет.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо. Левой рукой за правое плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Наклоните голову на грудь.

Поднимите голову, наклоните влево, вправо, покрутите, как вам хочется.

Теперь головою крути – не крути

А в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

4. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.

На доске надпись: (открывается только название произведения)

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 137.

Готовясь к уроку, я в книгах увидела другую иллюстрацию. Задумалась.

Сравните и вы две иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем? (показ иллюстраций на слайде)

И. А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

Сформулируйте цель урока?

Узнаем, какой приём использовал для высмеивания в баснях людских пороков?

Зная тему, цель, составим план нашего урока.

Мы с вами пока не знакомы с произведением “Зеркало и обезьяна”.

С чего же нам начать урок?

2. Работая над содержанием произведения, мы определим главную мысль басни, какие пороки высмеиваются, выявим особенности басни по характерным признакам

3. Чтение по ролям

4. Виртуальная экскурсия к памятнику писателя в Летний сад в город Санкт-Петербург.

По данному плану и работаем.

5. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Откройте учебник на с. 136. Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

О чем говорит заголовок? (главные действующие герои).

Почему между ними союз «и» (между героями будут происходить действия).

Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (высказывают предположения)

Для чего вам нужно зеркало?

А для чего зеркало обезьяне, предположите?

ВЫВОД: - Давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2) Первичное чтение .

– Приготовьте карандаш. Послушайте басню в исполнении народного артиста РФ Валентина Гафта, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова (аудиоприложение)

3) Проверка первичного чтения.

Кто главные действующие герои?

Что вам показалось смешным?

4) Словарная работа .

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные.

Давайте назовём вначале слова: (на доске слова, у каждой пары лежит словарь с закладкой)

Подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить, обратитесь к словарю. (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

Как называется словарь, с которым вы работали? (Толковый, автор С. Ожегов)

Найдём в словаре толкование выражений: (на доске выражения, у каждой пары лежит словарь с закладкой) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали).

Из скольких частей состоит басня?

Как называется первая часть басни? (краткий рассказ)Читаем 1 часть.

Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

Кого мартышка увидела в зеркале? (саму себя, свой образ)

Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (нет)

Узнала ли она себя в нём? (нет)

Докажите словами из текста.

Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа ? (она глупая)

Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

Про кого обезьяна так говорит? (про кумушек) Докажите словами из текста.

Кому на самом деле она даёт такую характеристику (себе)

Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

Какой изобразил Крылов мартышку? (глупой, кривлякой, самоуверенной)

Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

Умела обезьяна видеть свои недостатки? (нет)

А у людей вы встречали такое качество? (да)

А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (медведь)

Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

Каким тоном прочитаем его слова?

Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Какова же главная мысль басни? Прочитайте. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

Когда мы можем употребить это крылатое выражение ?

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова, которые помогут стать лучше.

Обратимся к 2 части. Как называется эта часть? (мораль) Что такое мораль? (Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.)

Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра.

– Прочитайте самостоятельноно (вызв. уч. читает вслух)

А таких людей, как обезьяна много.

Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

Прочитайте только мораль. Не любит узнавать никто себя в сатире.

Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними. (Вывод на слайде)

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки». Чем похожи обезьяны? (своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Невежество – это необразованность)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

Прочитаем басню в лицах. Распределите роли.

Критерии оценивания выразительного чтения:

1.Знание своей роли.

2.Чтение с нужной интонацией.

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление материала.

Кто главные герои басен? (животные)

Значит, Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Для человека это не обидно и каждый может увидеть свои недостатки, посмеявшись над ними.

Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10. (чтение вслух вызван. учеником)

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Этот прием называется иносказание (вывешиваю карточку) - то есть, говорит о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Приём «Кластер» (работа в парах)

В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (басня)

Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня. (карточки на столах)

Проверка с помощью документкамеры, кластер одной пары вывести на экран, пара доказывает ответ. (Басня – это…. с помощью карточек говорят дети)

Почему же Иван Андреевич писал, именно в этом жанре? (басня позволяет высмеивать пороки людей)

Назовите приём, который используют для высмеивания пороков. (иносказание)

Я тоже поработала со словарём С. Ожегова и вот, какое определение басне дано в нём.

Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

Такое определение в словаре Ожегова.

Совпали ли определения? (Да)

Что важным является в определении в отличии от других жанров? (Иносказательный )

В чем проявилось иносказание басни?

ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

8. Виртуальная экскурсия в Летний сад к памятнику.

Ребята, уважение таланта писателя, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале и задумывается над своими недостатками.

Это великий русский баснописец 19 века.

В Петербурге, в Летнем саду установлен бронзовый памятник баснописцу, он в окружении животных – единственный такой своеобразный памятник великому русскому писателю.

Совершим виртуальную экскурсию в Летний сад к памятнику

(текст сообщения, рассказывают 2 ученика)

Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньга ʹ х отказало, и тогда решили собрать средства на создание памятника у народа. Два года шел сбор денег.

Памятник создал известный скульптор Петр Карлович Клодт.

Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником в доме скульптора разместился целый зверинец: осёл, кот, собака, волк, обезьяна, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка, по заказу скульптора были доставлены медведь с медвежонком. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться - его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую - ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Через 10 лет после смерти баснописца памятник был завершен и установлен в Санкт-Петербурге в Летнем саду.

ВЫВОД: Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у его ног теснятся бронзовые звери.

Почему изображен вместе с животными? – это герои его басен.

9. Итог урока.

Вспомним, какие задачи ставили в начале работы?

1. Знакомство … с басней «Зеркало и Обезьяна».

2.- Работая над содержанием произведения, мы определим главную мысль басни, какие недостатки высмеиваются, выявим особенности басни по характерным признакам

4. - совершим виртуальную экскурсию к памятнику писателя в Летний сад в городе Санкт-Петербург

Справились с поставленными задачами?

10. Рефлексия .

Как чувствовали себя на уроке? Поднимите руку те, кто плохо чувствовал себя, хорошо, отлично.

https://pandia.ru/text/80/164/images/image007_13.png" width="78" height="105">

Я знаю... ……..…

Продолжите незаконченные предложения.

1. Я узнал …….. (Крылов писал басни, что такое басня, мораль, приём иносказание ….)

2. Я могу ……..(находить мораль в басне, похвалить одноклассников за работу …..)

3. Прочитав басню, я задумался о ……..

11. Оценивание.

- Сожмите кулачки и поднимите руки вверх. Теперь разжимая правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, поставьте оценку себе за работу на уроке.

Называю оценки учеников.

Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!

12. Домашнее задание.

Дифференцированное д/з: 1 гр. – наизуcть, 2 гр. - прочитать басни (по выбору) и подумать какие качества высмеиваются, найти мораль.

Многие из нас с детства помнят строки из рифмованных историй про различных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец, слава о стихотворениях которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что при помощи высмеивания поступков животных, этот автор раскрывал различные за что не раз осуждался критиками, и басня «Зеркало и обезьяна» является как раз подобным произведением. Давайте подробнее познакомимся с этой увлекательной историей и попытаемся понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.

«Зеркало и обезьяна» - басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной приведено в данном произведении неспроста. На примере такого животного показано поведение подлых людей, замечающих недостатки других, но не желающих увидеть собственные огрехи. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строчках произведения, и именно там проведена точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал его имя. Это стихотворение наверняка заставило поволноваться тех людей, что любят собирать сплетни, потому что их буквальным образом сравнили с обыкновенной мартышкой, а не заметить такую аллегорию может только ребенок.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию - взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.

Похожие публикации