Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Готика в архитектуре средневековой европы. Самые красивые готические соборы: подборка для туристов-эстетов

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в его романе «Сбор Парижской Богоматери» есть такое замечательное рассуждение: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева - неизменен, листва - прихотлива» .


Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.


Возведенный Сугерием храм оказался "удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер". Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .



Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.


Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.


Нематериальный свет, падавший из окон храма, в сочетании с цветной окраской тяг, сводов и капителей рождал особое чувство среды, в которой волшебным образом преображался каждый предмет, привносил особый оттенок ликующей лучезарности в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора.


В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма пронизывают в солнечный день сполохи красных стекол, в пасмурную погоду доминирует нематериальное голубое мерцание. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».


Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо. В произведении шартрских мастеров на первый план выступили общечеловеческие идеи - картина мироздания в целом, сущность божественного космоса и место в нем человека. С шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа, которая коснулась в первую очередь душевного мира персонажей. Внутренняя просветленность характеризует «предков Христа» на откосах «Королевских врат». Тонко проработанные одухотворенные лица, то трепетные и душевно открытые, то замкнутые и надменные, то сурово сосредоточенные, открывают собой длительный путь постижения готическими мастерами духовной красоты человека.


Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен. С другой стороны, вытянутые, внутренне напряженные фигуры «предков Христа» включены в ритм вертикальных членений фасада. Благодаря этому силовые линии архитектуры оказываются наполненными жизненной энергией, а духовная сила человека сопоставлена со вселенским масштабом, намеченным архитектурой. Из простого украшения и назидательного комментария статуя превращается в звено неразрывной, целостной образной системы
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;


Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.


Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей, а с 1179 г. этот обряд совершался там постоянно. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».


Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Во втором ярусе пинакли с легкими колоннами пронизаны воздухом, стены отступают, проемы окон делают их бесплотными, башни подразделяются на множество членений и проемов. Взволнованную увертюру фасада сменяет строгое величие размеренных, но напряженных ритмов интерьера.

Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура, благородство и стройность пропорций как целого, так и отдельных частей, естественность и пластичность их переходов, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали, свобода и продуманность архитектурного рисунка. Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.


Пологие стрельчатые арки величаво завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;


Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.


Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений. Внутреннее пространство собора - это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла.

Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние.


Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.


Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;


Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.


Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;

Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .

Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф




Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);




Собор в Эксетере (1050 г.) .;


Собор в Линкольне (конец XI в.) .


Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;


Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью


. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.
Миланский собор (1386г. - XIX в.) .




Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .


папский дворец
Севильский кафедральный собор


Кафедральный собор в городе Роскилле

Кафедральный собор Сен-Мишель-э-Сент-Гюдюл в Брюсселе

Regensburg. Dom. Регенсбург. Собор Святого Петра

Любек.Германия

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе. Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами - трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы. Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок.

Готический орнамент.

Готические капители.

Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137-1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243-1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать, невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери. (Нотр-Дам де Пари)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была нарушена гармония всего сооружения. А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

И готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Самые красивые готические соборы Европы:

    (Германия). О д но из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.

    (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.

    Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401-1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.

  • Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.






Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его. Готический стиль прослеживается во всех средневековых произведениях витражах, книжной миниатюре, фреске и скульптуре. Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. Готический собор той эпохи отличается богато украшенным фасадом, колоннами, многоцветными витражными окнами, арками с заостренным верхом, а также характерными узкими и высокими башнями. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры Самые величественные памятники готики можно встретить на территориях двух европейских стран - Франции и Испании.

Готический квартал Барселоны

Это самая старинная часть легендарного города и самый популярный у туристов Побывать здесь и не посетить жемчужину квартала — кафедральный готический собор (XIII—XV века) - это кощунство.

Прогуливаясь по извилистым улочкам квартала, можно увидеть остатки Римской стены, базилику Ла-Мерсе, руины Дворца готическую церковь XIV века Санта-Мария-дель-Пи и Королевский дворец, откуда своими поданными правили графская династия Барселоны и короли Арагоны. Осмотрев древние сооружения, можно прогуляться по Королевской площади и площади Святого Иакова. После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки». Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. Сюда любили захаживать Пабло Пикассо со своим другом Антонио Гауди, Русиньоль, Исаак Альбенис, Рамон Касас и Гонсалес.

Готические соборы Франции

Самыми значительными произведениями средневекового архитектурного искусства во Франции признаны соборы Шартра, Амьена, Анжера, Реймса и, конечно, Парижа. Историки считают, что самым первым готическим зданием стала церковь Сен-Дени. Ее проект создал аббат Сугерий. Во время ее строительства избавились от множества опор и внутренних стен. Так церковь стала более грациозна в сравнении с религиозными сооружениями которые иногда называют «крепостями Бога».

Готический собор Шартра, находящийся в 90 км от Парижа, построен на месте более достояние которой - святая плащаница Девы Марии, хранящаяся с 876 года - перешло в собор Шартрской Богоматери. Всемирно известный туристы посещают по двум основным причинам. Во-первых, это представитель высокого готического стиля времен его наивысшего расцвета, а во-вторых, это место, где в течение многих веков короновались почти все французские монархи. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно. Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. Храм Разума, такое ему дали название во времена французской революции, строили несколько веков. Каждый год его посещают 14 миллионов человек. Многие из них стремятся побывать поблизости одной из главных святынь христиан всего мира - тернового венца Иисуса Христа, который хранится в соборе с 18 августа 1239 года.

Похожие публикации