Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как развивать логическое мышление. Как развить логическое мышление

Сама по себе логика не является данным от рождения умением человека, ей обучаются в течение всей жизни, получая ценные уроки. Подобный инструмент познания мира не близок эмоциональной человеческой натуре, поэтому люди предпочитают думать и делать так, как им привычнее. Однако эта наука лежит в основе большинства законов Вселенной. Способность мыслить и рассуждать последовательно, непротиворечиво полезно при решении многих задач. Будь то построение бизнес-проектов, убеждение оппонентов или покупка в магазине. И сразу возникает вопрос: «Как развить логическое мышление и жить максимально эффективно?». Ответ на него рассмотрим в статье ниже.

Люди часто совершают противоречащие логике ошибки. Они думают, что достаточно руководствоваться здравым смыслом и полученным опытом, игнорируя законы и специальные приемы формальной логики. Однако этого может быть достаточно лишь при высказывании элементарных суждений и решении несложных задач, при совершении масштабных операций потребуются определенные знания, которые не позволят совершить ошибочные действия.

Что такое логика

Для того чтобы понять, что это такое, нужно более широко объяснить это явление, разделив его на составляющие.

Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.

Логикой называют науку о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности. Ее особенность состоит в том, что знания получаются не из чувственного опыта, а в процессе анализа полученных ранее данных, выводное знание.

Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, заставляющий человека использовать логические конструкции и понятия, основываясь на доказательствах, рассудительности и гибкости мышления. Основная цель – получить максимально обоснованный вывод из имеющихся данных.

В основе логических законов лежит эмпирическое познание мира через опыт. То есть человек делает вывод исходя из создания или участия в определенной ситуации и впоследствии осознании ее конкретных последствий.

Тренировки

Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:

  • Изучение естественных наук

Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали.
Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.

  • Используйте аргументированный спор

Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций.
Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.

  • Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры

Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.

  • Найдите иные способы использования предметов

Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.

  • Игра в ассоциации

Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.

  • Читайте книги с конца

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.

  • Слова наоборот

Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

  • Придумайте то, чего не существует

Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.

Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.

  • Разгадывайте анаграммы

Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

  • Используйте другую руку

Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.

Кому нужно развивать логику

Логическое мышление необходимо любому человеку, независимо от его целей. Ведь имея гибкость мышления каждому из нас можно:

  • найти оптимально выгодное решение проблемной ситуации;
  • всегда находиться на несколько шагов впереди врагов или конкурентов, рассчитывая их возможные действия;
  • подобрать нужный способ достижения поставленной цели;
  • выражать свои мысли в понятной для всех форме;
  • достаточно легко находить аргументы для склонения оппонентов в свою сторону;
  • не допускать совершения профессиональных и жизненных ошибок;
  • справляться с софистикой и демагогией;
  • уметь быстро формулировать ответ на поставленный вопрос, избегая выпаливания первой пришедшей в голову мысли, которая может сильно навредить потом;
  • четко видеть манипуляции со стороны других людей, не стать жертвой их обмана;
  • осознавать сделанные другими людьми или собой ошибки, быстро и легко их устранять.

Для чего нужно развивать логику

Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.

Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

Благодаря умению мыслить логически, человек приобретает способность креативного мышления, ведь открывается совершенно иное понимание действительности, дающее много преимуществ.

Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей­ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув­ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком­муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна­чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по­няли другие люди.

Чувственное отражение и мышление - единый процесс позна­ния человеком окружающей действительности. Источником позна­ния служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется прак­тикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности чело­веческого познания, человеческого мышления. Единство чувствен­ного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и на­стоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле­няются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол во­обще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными призна­ками «человека вообще», например, служат такие общие призна­ки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладаю­щее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словес­но-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление . Его называют еще практи­чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про­текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен­ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет­ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа­ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ­ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде­ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо­кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен­но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мыш­ление, у художника - наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен­ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече­ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло­вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело­века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер­ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред­метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на­пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де­дукция).

Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой испол­нилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России», «когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России» и т. д. Следовательно, «все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России».

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис­пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож­ности тех или иных событий, явлений.

Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей­ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с друго м. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро­ванно, а в различных сочетаниях.

Анализ и синтез образуют единство . В процессе анализа проис­ходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Мышление, как известно, - обобщенное отражение действи­тельности . Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция.

Мышление может быть образным - на уровне образов, воспри­ятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление - мышление рече­вое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится дос­тупной другим.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в раз­личных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определя­ются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типоло­гические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич­ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав­ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления -это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе­реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста­вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей­ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес­кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак­теризует индивидуальные особенности их мышления.

Условия развития мышления в учебном процессе.

При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности - обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза - особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей - это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи.

Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет фундаментальное значение

Развитие мышления как деятельности протекает в общении, в действиях с предметами, в игре, на дидактических занятиях. Накопление опыта деятельности и его обобщение в форме разнообразных целевых способов действий с предметами, способов общения с людьми обеспечивает правильное развитие мышления ребенка и преобразование его из наглядно-действенного в раннем возрасте в наглядно-образное и понятийное в дошкольном и школьном возрасте.

Человек ежедневно испытывает потребность использовать логику при разрешении проблем. Формирование и развитие логического мышления направлено на предотвращение ошибок, которые совершаются, несмотря на наличие жизненного опыта, здравого смысла.

Логика нужна людям практически ежедневно для решения самых разных задач. Она применяется в научных исследованиях, при организации служебной работы, распорядка, личной жизни. Все эти сферы основаны на ее элементах. Развивая логическое мышление, люди могут быстрее и рациональнее справляться с и другими повседневными проблемами. К примеру, это способность выделить главное, отбросив второстепенное. Как развить данные навыки, рассмотрим далее.

Основные функции логического мышления

Мыслительная деятельность последовательно устанавливает имеющиеся связи между предметами и явлениями, а также отношения между ними. Познание переходит на более высокий уровень по сравнению с чувственным восприятием, которое дает лишь внешнее представление без осознания принципов.

Данному процессу принадлежит также регулирующая и коммуникативная роль. Люди часто осуществляют его в речевой форме при общении, . Мысль оформляют словами в устной или письменной форме. Приобретение навыка начинается в детстве при контактах со взрослыми. Выделяют следующие разновидности мышления.

  1. Наглядное действенное.
  2. Наглядное образное.
  3. Словесно-логическое мышление.
  4. Абстрактно-логическое.

Первые две разновидности опираются на восприятие предметов при взаимодействии с ними или на их образы. Словесно-логическое мышление включает оперирование понятиями, посредством чего познаются закономерности и взаимосвязи реальности. С его развитием образные представления и практические упорядочиваются. Абстрактно-логическое мышление иначе называют отвлеченным. Оно основано на обнаружении значимых свойств, связей и отделении их от менее существенных. Отражая действительность в ходе познавательной деятельности, мыслительный процесс наделен следующими функциями.

  1. Понимание, осознание роли понятий, сферы распространения. А также их классификация.
  2. Решение проблем, касающихся жизнедеятельности.
  3. Осмысление реальности помогает индивидууму управлять своей деятельностью, планировать поведение, мотивировать их.
  4. Рефлексия позволяет анализировать как деятельность, так и ее результат, осмысленно пользоваться знаниями.

Логика наделена следующим перечнем форм

  • Понятие — отображающая предметы и явления мысль.
  • Суждение выражает отношение и оценку к содержанию конкретной мысли.
  • Умозаключение связывает в последовательность причин, следствий различные мысли.

Выделяют следующие функции логики

  • Каталогизация правильных методов мышления, приводящих к истине.
  • Вырабатывание теорий по изучению способов реализации мыслительного процесса.
  • Формализация созданных теорий в виде символов, знаков.

Теперь легко понять, какие функции логика и мышление выполняют совместно. Первая по своему смыслу формулируется, как «наука о правильном мыслительном процессе» или «искусство рассуждать». Современность определяет ее, как науку о законах и нормативах интеллектуальной деятельности. Та (в свою очередь) включает методики, изучает способы достижения правильных результатов в виде истины. Одна из первостепенных задач: узнать, как возможно прийти к выводу из предпосылок. А также получить точное знание, затем разобраться в аспектах.

Составляющие логического мышления

Осознав задачи и формы логического мышления, можно четко сформулировать определение данному понятию. Это процесс со свойствами доказательности. Цель — получение вывода из предпосылок. Также следует подробно рассмотреть его виды.

Образно-логическое мышление

Данная разновидность иначе называется наглядно-образным мышлением. Ситуация представляется визуально, над образами входящих в нее предметов проделываются операции. По сути это воображение, позволяющее давать многообразные яркие характеристики. Такая умственная деятельность и логическое мышление начинают формироваться с возраста 1,5 лет еще в детстве. Проверить уровень развития можно посредством Теста Равена — вспомогательного вопросника. Он позволяет вывести коэффициент интеллекта, что по сути — диагностика логического мышления с объективной оценкой.

Разработка от 1936 года Д. Равена и Р. Пенроуза вычисляет IQ без зависимости от образования, социальной принадлежности человека. Шкала прогрессивных матриц основана на изображениях фигур, не включает текста. Дается 60 таблиц с рисунками, связанными некоторой зависимостью. Недостающая фигура расположена внизу изображения посреди 6 — 8 других. Человек должен установить закономерность, выбрать правильно элемент, которого не хватает. Таблицы предлагаются по принципу увеличения сложности задачи.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид применяет несуществующие категории — абстракции, посредством которых мыслят. Взаимоотношения моделируются не только для реальных объектов, но и между созданными образными представлениями. Именно такое мышление включает формы: понятие, суждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Данный вид использует конструкции речи, средства языка. Вербально или словесно-логическое мышление предполагает способность грамотно говорить с умелым применением мыслительного процесса. Это выступления на публике, споры, иные ситуации, где словесно излагают мысли.

Особенности развития логического мышления

Любой человек имеет навык обработки информации. То есть, думают буквально все, считая это естественной функцией мозга. Основные и второстепенные формы логического мышления дают возможность планировать, регулировать поведение. А также делать верные выводы из обстоятельств и организовывать принятие мер. Делаем вывод о необходимости иметь способность логически мыслить, которую можно развить или натренировать.

Данная интеллектуальная характеристика включает целый ряд навыков:

  • теоретические основы;
  • способность выполнять операции: обобщать, сравнивать, конкретизировать;
  • правильное изложение мыслей;
  • способность избегать заблуждений;
  • выявление ошибок;
  • нахождение требуемых аргументов.

Как развить логическое мышление

Навык развивается несколькими методами, а изучив подобное искусство, человек будет правильнее анализировать информацию, быстрее разрешать возникающие проблемы. Также культура логического мышления помогает построить перспективу своих действий на долгий период. Тому способствует умение обрабатывать имеющиеся сведения.

Как развить логическое мышление, обеспечив себя комфортным реагированием на различные ситуации? Необходимо научиться просчитывать имеющиеся аспекты, исключая негодные решения, продвигаясь к нахождению правильного умозаключения — вывода. Люди с выдающимся умом постоянно отыскивают новые ответы на вопрос, как улучшить логическое и другие типы мышления. Политиками, бизнес-тренерами, вырабатываются методики, помогающие людям совершенствоваться.

Как развить логическое мышление, переходя от теории к практике? Самыми действенными можно назвать:

  • головоломки, в которых необходимо проявлять сообразительность и логику;
  • упражнения для развития логического мышления;
  • знакомство с литературой, прочтение книг;

Рассмотрим подробно, как развить логическое мышление. Для этого предполагается использовать следующие способы.

Чтение

В книгах многие находят не только источник мудрости, но и возможность разносторонне развить себя. Если говорить про сугубо логическое мышление, следует использовать научную и художественную литературу. Там гораздо больше знаний, касающихся практических навыков, нежели в справочниках. А также применены все основные формы реализации данных способностей. Как развить логическое мышление посредством книг? Нужно прочитывать не меньше 10 листов ежедневно. Каждая строчка и глава подлежит анализу, посредством чего полученная информация останется в голове, постепенно накапливаясь. А также делаются прогнозы: каков конец, что станет с персонажами.

Игры

Древний пример — шахматы развивают мышление. С детства многие знакомы с более простыми шашками. Соперники учатся предусматривать свои действия на несколько ходов, что приводит одного из них к победе. Тренировка логического мышления потребует выделять данному занятию до 3 часов в день. Сейчас существует множество игр на компьютере и мобильных устройствах. Своеобразный тренажер доступен в любое время дня и ночи.

Специальные упражнения

Образцом могут служить математические задачи программ школы и ВУЗа. Логические формы мышления в психологии предусматривают отдельные развивающие их виды. Так дети должны учиться объяснять умозаключения, приходить к правильным решениям.

Знакомство с иностранными языками

Это дает новую информацию, активизирующую способности и деятельность мозга на весьма высоком уровне. Человек проводит ассоциации между фразами, словами, звуками из своей и иностранной речи. Как можно улучшить логическое мышление подобным способом? В интернет имеются курсы, действующие онлайн. А также уроки, которые можно скачать. Следует заниматься каждый день, рекомендуется записаться школу языков.

Секреты фитнеса мозга

О специфике и результатах развития мыслительных способностей можно узнать на специальных тренингах. Фитнес мозга включает программы и упражнения по аналогии с физическими тренировками. Улучшаются параметры, работоспособность интеллекта: супер-память или скорочтение. Практически любые подобные курсы требуют логики и развивают ее. Нужно лишь правильно выбрать свою сферу, будь то наука, улучшение способностей ребенка или нечто иное.

Упражнения для развития логического мышления

В интернет можно обнаружить массу развивающих игр и загадок. Это кроссворды, ребусы, реверси, судоку, которые нравятся как взрослым, так и детям. К примеру, игра «Эрудит» помогает увеличить словарный запас, ускорить логику. Следует скачать игровое приложение на компьютер, после чего пользоваться им в свободное время. Мозг можно будет тренировать дома, по пути на транспорте, в моменты ожидания, с пользой проводя время. Для достижения максимума результата важна регулярность.

Предлагают разнообразные упражнения. К примеру, по упорядочению слов на одну тему. Выстраивается цепочка из понятий от конкретного к общему: овчарка — название породы — собака — животное. Нужно стараться подобрать как можно больше слов, включенных в цепочку. Тренировку проводят дважды в день, затрачивая по четверти часа.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Примером книги про практическое применение логики является «Шерлок Холмс» А. Конан Дойля. Можно ознакомиться с «Учебником логики» Г. И. Челпанова. Существует подобная литература для школы, ВУЗа и специализированных учебных заведений. Дополнительно эффективными окажутся тренинги по развитию:

  • памяти и внимания;
  • творческого мышления, навыков писателя;
  • скорочтения, устного счета;
  • психологии.

Мышление — высшая функция сознания человека. Оно отражает мир, способно пополнять свой запас знаний, делать новые суждения. Развивать его логику необходимо с детского возраста. Тогда вовремя появится навык находить правильные решения.

Человеку ежедневно приходится искать решения разных проблем или просто сопоставлять факты. В обыденной суете мы редко задумываемся, что подобные навыки можно развивать. Многим кажется, что для взрослых это нереально, другие ссылаются на нехватку времени. Сегодня мы рассмотрим такой вопрос, как развитие логического мышления.

Что это такое?

Чтобы в полной мере выяснить, что это за явление, обратим внимание на его составляющие – собственно мышление и логику.

Под мышлением понимают психический процесс, в ходе которого обрабатывается информация и устанавливаются связи между событиями, предметами или явлениями. Здесь очень силен фактор субъективности, то есть личного отношения к чему-то.
К объективности наше мышление приводит логика. Проще говоря, это – наука о правильном, истинном мышлении. У нее есть свои методы, законы и формы. «Краеугольным камнем» для нее являются опыт и знания, а не эмоции.

Для того чтобы прийти к несложным выводам, достаточно и здравого смысла. Но в сложных ситуациях не обойтись без соответствующего мышления, которое помогает «проработать» наиболее правильный вариант действий даже при минимуме фактов.

Важно! Первые упражнения лучше делать разово. Например, решить один кроссворд или сыграть несколько простых партий в шахматы. Для начала этого будет достаточно.

Логическое мышление – это процесс, в ходе которого человек прибегает к логическим понятиям, основанным на доказательности и рассудительности. Его цель – получить обоснованный вывод, исходя из «данности», то есть конкретных предпосылок.

Выделяют три типа логических рассуждений:


  • Образно-логическое. При нем ситуация как бы «проигрывается» воображением, при этом мы вспоминаем образы задействованных предметов или особенности явлений. Да, это можно назвать воображением.
  • Абстрактное. Здесь уже посложнее, в ход идут категории, предметы или связи, которых нет в реальности (то есть абстракции).
  • Словесное , при котором люди делятся своими логическими суждениями с окружающими. Здесь важна не только склонность к анализу, но и грамотная речь.
Узнав, что такое логика, посмотрим, как она может пригодиться в жизни.

Для чего это нужно?

Умение мыслить логически ценно для всех, независимо от рода деятельности. Правда, для одних она – средство получения общего, бытового вывода, тогда как другие применяют формализованную и строгую логику (инженеры, философы, математики).

Знаете ли вы? Первым знания о логике систематизировал Аристотель. Философ написал цикл из шести работ, посвященных базовым понятиям и категориям. Этот сборник известен как «Органон».

Тренировка мышления помогает:

  • Быстрее и точнее делать правильные выводы даже в ;
  • Трезво рассчитывать , избегая самообмана и не давая ввести себя в заблуждение;
  • Исправлять собственные ошибки и ;
  • Четко и емко излагать свои доводы;
  • Убеждать собеседника, приводя нужные аргументы.

Любой из этих пунктов стоит того, чтобы задуматься о работе над своим логическим аппаратом. Овладев такими приемами, вы сможете быстро отделить нужные данные от словесной или документальной «шелухи». Есть еще и психологический момент: с таким «арсеналом» человек не боится трудностей и уверенно достигает успехов в учебе или карьерных вершин.

Логическое мышление: врожденное или приобретенное?

Способность к логическим раздумьям – это черта, которую люди приобретают. Это подтверждают как психологи, так и другие специалисты. Никто не рождается с уже сформированным даром логического мышления.

Даже самый простой уровень, образно-логический, проявляется к полутора годам жизни, когда малыши начинают анализировать все, что их окружает, и постепенно отделяют важное от второстепенного.

Такие навыки часто называют эмпирическими, то есть такими, что связаны с личным опытом. К сожалению, к ним нередко добавляются шаблоны, которые «вбиваются» окружением. Так теряются способности к критическому мышлению.

Между тем любой может выйти на уровень абстракций. Часто мы рассуждаем о несуществующих явлениях, даже не задумываясь о том, что наш логический аппарат в это время усиленно работает.
Преподаватели и «технари» подтвердят, что собственный опыт и регулярные тренировки отлично развивают логику, даже если человек был далек от регулярных многоуровневых размышлений. Было бы желание.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым?

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Бывает, что первые уровни пройдены легко, а далее уже «запарка». Не отчаивайтесь, дайте немного отдохнуть, и решение обязательно придет.

Не бойтесь подглядывать ответы (особенно в самом начале занятий). Зная исходные данные и решения, можно вычислить логический путь решения и применять его к другим ситуациям.

Важно! Помогает и чтение серьезных книг – исторических, философских или научно-популярных. «Глотать» их сотнями страниц не стоит, читайте понемногу, вдумываясь в информацию.

Во многих серьезных компаниях HR-специалисты в ходе дают кандидатам такие вот задачки, оценивая скорость решения и аргументацию ответа. Они могут быть как чисто профессиональными, так и без привязки к роду деятельности. Так что над логикой придется поработать.

Настольные игры

Первое, что приходит на ум, – шахматы. Неспешная игра требует анализа и вдумчивости, тогда как скорость реакции тут не нужна. Играть можно с кем угодно, но лучше подобрать более сильного соперника, который сможет показать наиболее быстрые и эффективные комбинации. Уже через несколько игр вы заметите, что и сами разыгрываете сложные этюды, рассчитывая на ход – два вперед.

Других игр тоже немало – предлагаются целые тематические наборы, основанные на сюжетах популярных книг или сериалов. Так можно отлично скоротать время с друзьями или семьей, заодно удерживая логику «в тонусе».

Таких игр на сообразительность тоже предостаточно. Это отличный инструмент для тех, кто подумывает, как развить логику. Некоторые из них идут с отсчетом времени, но это не должно напрягать.
Все они используют принцип «причина – следствие». То есть исходные данные могут иметь несколько решений, но только одно будет правильным. При всей кажущейся простоте неподготовленному человеку сначала будет сложно – варианты ответа часто кажутся взаимоисключающими, хотя составлены так, что подходит, кажется, любой. В этом и суть тренировки.

Знаете ли вы? Одним из «отцов» современной (или неклассической) логики считают русского философа Николая Александровича Васильева. Начав работу еще в царские времена, он уже в 1918 году вошел в список «старых» ученых, признанных Советской властью.

Количество вопросов может быть любым – от 10 и более, так что «побаловаться» такими задачами можно даже в обеденный перерыв.

Кроссворды и ребусы

Здесь все просто. Стремясь заполнить недостающими словами все клеточки, мы «прокручиваем» все наши знания.

Японские судоку – это уже посложнее. Заполнять ячейки приходится так, чтобы в каждом квадрате 3х3 (а таких обычно 9) цифры от 1 до 9 попадались единожды, причем с большими строчками и столбиками та же история. Начните с самых простых, обычно в задании указывается сложность.

Отличным способом будет решение графических кроссвордов, хотя бы тех же японских. Они имеют одно решение в виде картинки. Она получится, если правильно заштриховать ячейки (ориентируясь на указанные цифры). Тут тоже можно подсмотреть решение и сопоставить его с начальными данными – сориентироваться сразу бывает непросто.

Можно попробовать составить свой кроссворд. Загадывать бывает сложнее, чем искать ответ, тем более что приходится соотносить расположение букв и клеток.

Изучение дедукции и индукции

Чтобы не усложнять, сразу отметим, что дедуктивный метод предусматривает вывод от общего к частностям, а индукция, наоборот, подводит разрозненное к общему.

Важно! Анализировать связь событий помогает дневник. Кому-то он кажется архаизмом, но временами полезно перечитать старые записи и восстановить в последующие действия и «просчитать» возможные варианты их развития.

Дедукция – это чистая логика, но у нее есть одна слабость: исходные факты должны быть истинными. Вот пример такого заключения: «все гоночные автомобили сложны для обычных водителей», «я – простой водитель», следовательно «я не справлюсь с мощным болидом на треке».

В жизни мы чаще используем индуктивный способ , такие рассуждения опираются на факты, которые могут оказаться неправдивыми. Тогда наши выводы приходится обосновывать. Нередко это приводит к поспешным обобщениям и неправильным решениям. Существует еще и так называемая неполная индукция, при которой вывод значительно превосходит «сумму» отдельных фактов.

Эти способности можно развивать, мысленно «прогоняя» разные житейские ситуации и случаи.

Развиваем логическое мышление у детей

Работая с , приходится учитывать их возраст. Об этом стоит помнить, задумавшись о том, как развить логическое мышление у ребенка.

На разных этапах развития используют столь же разнообразные логические методы:

  • Для самых маленьких (до 3 лет) важна наглядность и простота. На этом этапе закладывают основы: малыши учатся различать разные вещи и (в ход идут предметы разного назначения и кубики, отличные по раскраске).

Знаете ли вы? Овладение логическими приемами в раннем возрасте порой приводит к необычным результатам. К примеру, легендарный математик Уильям Сидис в шесть лет осознанно назвал себя атеистом, что для Америки начала ХХ века было смелым шагом.

  • В 3 – 4 года закрепляют словесно-образную логику. Самый простой способ – рисунок с одним лишним предметом. Ребенку предлагают рассказать, почему именно он не подходит. Так же можно «играть» со словами.
  • Перед школой (5 – 6 лет) берут простейшие задания с цифрами и графические игры, а речевые и вопросные игры усложняют;
  • После 7 лет стараются улучшить речевые навыки, развить способности к обобщениям, анализу и поиску причинно-следственных связей. В этот период переходят к абстракциям.
Чтобы детям было интересно, занятия проводятся в игровой форме. Учитывают также индивидуальные наклонности. При этом задачи не решают «в лоб» – если ребенку трудно, то их упрощают. И, конечно, никаких нотаций.

Загадки

Они должны соответствовать возрасту. При этом ребенок представляет, какие предметы или явления упоминаются в задании. Главный упор делается на образное мышление – в форме загадки малыши обычно раскрывают новые «грани» окружающих их вещей.

Такой подход позволяет разносторонне оценивать все происходящее. Самый эффективный для таких упражнений интервал – от 2 до 5 лет.

В любом детском магазине выставлено много таких наборов. Опять же выбирают, исходя из возраста.

Для малышей лучше выбрать комплект больших фигур (те же кубики или шарики). В них нет элементов, которые ребенок может по неосторожности проглотить. Собирая из них несложные конструкции (змейки, домики и прочее), вы активизируете логический аппарат – малыш вспоминает характерные черты и пытается воссоздать их.
К услугам тех, кто постарше – сборные модули типа «Лего». Здесь приходится работать по инструкции, соотнося детальки с изображением. Помощь родителей будет очень кстати. У таких наборов есть еще один плюс – узлы можно комбинировать. К примеру, собрать из «блоков» другой домик или другое авто. Это будет только на пользу, развивая мышление.

С младшими школьниками приходится сложнее – современных детей непросто оторвать от гаджетов, и банальными кубиками их не заинтересуешь. Здесь в дело вступают родители. В магазинах можно увидеть наборы для сборки моделей самолетов или кораблей. Если купить комплект начальной сложности с небольшим числом деталей, можно не только заинтересовать ребенка, но и проводить с ним больше времени – без помощи отца он вряд ли сразу соберет то, что на картинке.

Игры

Для малышей подойдут игры с геометрическими фигурками. Предложите отыскать лишнюю или собрать одинаковые. При этом спросите, чем они отличаются.

Знаете ли вы? Собирать кубики Рубика на скорость начали сразу после их появления. Нынешний рекорд принадлежит Колину Барнсу (5,25 с). Но бразилец Перейра Кампанья с результатом в 25,14 с вряд ли уступает ему в мастерстве – он собрал фигуру…ногами!

Здесь подключается и ассоциация – показывая фигурку, можно спросить, что она напоминает. Для пространственного воображения их складывают в простейшие конструкции типа домика.

Важны и речевые игры, особенно ориентированные на разницу: «весной – тепло, а зимой - …». Если это уже пройденный этап, называют предметы и просят сказать, к какой группе они относятся.
Детям постарше можно показывать азы игры в шахматы или шашки. Объясняя ход фигур, вы как бы провоцируете ребенка опробовать разные варианты. Простые «крестики – нолики» тоже не стоит забывать.

Пазлы

Такие логические «азбуки» закладывают основы мышления. Их элементы сделаны крупными и безопасными для детей.

Популярные виды – это плашки, которые соединяются, если рисунки на них соответствуют нужному цвету или букве. Например, на одной нарисован черный кот

Правда, сложные однотонные участки вроде изображения неба лучше отложить – если не получилось собрать сразу, ребенок может потерять интерес или разувериться в силах.

Мы узнали, как «разработать» свои логические навыки и что для этого нужно. Как видите, это довольно просто как для взрослого человека, так и для ребенка. Успехов в тренировках!

Логическое мышление основывается на построении цепочки последовательностей, доводов, событий, что помогает делать определенные выводы, принимать правильные решения. Если у человека хорошо развито логическое мышление, он может легко находить выход из любой ситуации, предугадывать последствия событий. Развивать эту способность лучше всего с раннего детства, но и во взрослом возрасте можно и нужно тренироваться.

Существует множество упражнений на логику, которые помогают развить внимание, сосредоточенность, восприятие, наблюдательность, мышление, интеллект. Полезным является упражнение под названием “Логичность”. Его смысл заключается в том, чтобы определить, правильно ли установлена взаимосвязь между суждениями, логичен ли вывод, умозаключение. Например: “Все собаки умеют гавкать. Шарик – собака, значит, он умеет гавкать”. Это утверждение логично. “Все фрукты вкусные. Мороженое тоже вкусное, значит, оно – фрукт”. Здесь налицо ошибка в суждении. При занятии с детьми важно не просто спрашивать, ложно или истинно утверждение, а просить ребенка объяснить, почему он так считает. Тогда он будет выстраивать логическую цепочку, которая и приведет его к правильному решению. Еще одним действенным упражнением, помогающим развить логическое мышление, является “Выстраивание по порядку”. Предлагается набор слов или словосочетаний, имеющих одну тематику. Требуется расположить их так, чтобы первое было наиболее частным, а последнее – обобщенным. Например, “Такса – собака – животное”. Чем больше понятий в одной цепочке, тем сложнее задание, тем больше задействуются те центры мозга, которые отвечают за логическое мышление. Также простым и интересным методом развития логики являются различные игры. К таковым можно отнести шахматы, шашки, домино, пазлы, нарды, кубик Рубика, “Эрудит” и многие другие. Они помогают развить память, усидчивость, наблюдательность. Эти и многие другие игры можно найти в электронном виде в сети интернет, что позволит играть без второго партнера. Любые игры на логику развивают быстроту мышления, умение видеть на перспективу, способность находить решения молниеносно. Именно эти качества очень важны в современном мире, где перед человеком каждый день возникает несметное количество задач, которые нужно решать быстро и правильно. Что касается самых маленьких детей, то им можно предложить кубики, пазлы из двух-трех элементов, конструктор, пирамиды, прочие интересные игры, которые помогут не только занять ребенка, но и развить логическое мышление.

Логическое мышление поможет добиться успеха при построении карьеры во все сферах деятельности, даже в семейной жизни.

Похожие публикации