Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Джейн Гудолл: жизнь среди шимпанзе, революционные открытия. История уошо или насколько умными могут быть шимпанзе

Наиболее изученный из всех видов животных. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой на 98,7%. Шимпанзе настолько генетически близки к человеку, одно время предлагалось относить шимпанзе к роду Люди ..

Хотя шимпанзе не могут говорить из-за строения голосового аппарата, они способны общаться руками языке глухонемых людей (на языке жестов). Они способны употреблять слова в переносном смысле, могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка», обладают чувством юмора. Первую шимпанзе научили говорить на языке жестов в 1967 году, а к 1972 году уже с десяток шимпанзе были обучены языку жестов. Также были придуманы другие языки для общения с шимпанзе, такие как язык символов и язык лексиграмм. Самцы Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм. Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила ему своего детеныша.

В природе шимпанзе способны использовать орудия труда. Они используют палки для ловли муравьев и термитов, сбора меда и охота на млекопитающих, камни для метания и разбивания орехов, фруктов, овощей и семян и листьев для ловли муравьев и термитов, сбора воды и чистки. Они способны изготавливать орудия труда (очищают палки от листьев, обостряют палки и камни). Также они могут использовать 2 орудия труда одновременно (палку и листья для ее чистки, камень для разбивания и камень подставка). Кроме орудий труда, шимпанзе строят гнезда, которые могут быть расположены в группах.

Самосознание

Все шимпанзеи карликовые шимпанзепроходять зеркальный тест, доказывающий наличие самосознания.

Язык

Язык жестов

В 1967 году было начато первый эксперимент с целью научить говорить молодую самку шимпанзе по кличке Вошо на английском языке глухонемых — амслену.

Уошо показывали какой-нибудь предмет или действие, а затем составляли ее пальцы в соответствующий жест. Уже зная восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Еще в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавали изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребенка и т. П. Через пять лет она знала уже 160 слов. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. Хотя люди не спешили признать в лице Уошо умение владеть языком примата, сама обезьяна, ничуть не сомневаясь, причисляла себя к человеческому роду, а других шимпанзе называла «черными тварями».

До 1972 года в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе умели общаться на языке жестов.

Эксперименты показали, что шимпанзе и бонобо обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Шимпанзе способны употреблять слова в переносном смысле, обладают метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка». Они обладают также чувством юмора.

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила своего детеныша вместо человека-экспериментатора.

Язык символов

Дэвид Премак для обучения семилетней шимпанзе с именем Сара изобрел символы, обозначавшие то или иное понятие. Она довольно быстро усвоила, что голубой треугольник является символом яблоки, а красный квадратик — банана, затем символы имен Премака, трех его ассистентов, и своего. Еще через некоторое время словарь Сары пополнился обозначением многих окружавших ее предметов, основных цветов спектра и всех возможных их комбинаций настолько успешно, что вскоре «рабочий словарь» Сары насчитывал 120 слов.

Затем Сара поняла значение предлога «на», обозначением которого служила особая фигурка, это был первый и очень важный шаг для того, чтобы перейти к следующему этапу — составлению предложений. Первыми предложениями, которые шимпанзе стала читать, были сочетание трех символов, означающих один предмет другом предмете. Задолго до этого Сара хорошо усвоила, цвет получается при наложении друг на друга различных цветов спектра. Так, с поразительной точностью она выбирала символ, обозначающий синий цвет, если он накладывал друг на друга фигурки, обозначающие зеленый и желтый и т.д.

Однажды Премак решил выяснить, насколько она поняла правильный порядок слов в предложении и составил несколько комбинаций символов, которые не имели никакого смысла. Очень неожиданно для него Сара сама стала его учить. Когда Сара несколько раз правильно выполнила задание, она отодвинула от доски своего учителя и сама стала составлять предложения, но незаконченные. Она предлагала Премаку на выбор несколько символов, с помощью которых он мог их закончить. Так, она писала на магнитной доске: яблоко на … и предлагала на выбор несколько символов, обозначали предметы, цвета, понятия. Сначала Премак не понимал, что от него хочет Сара. Однако очень скоро он убедился, что его действия абсолютно последовательны. Сара терпеливо отвергала предложения вроде «яблоко на синем». Ее устраивал только такой вариант предложения, который имеет какой-то смысл, например «банан на блюде», «яблоко на банане» и т. Д.

Но труднее всего было впереди, когда от обозначений конкретных предметов перешли к усвоению общих понятий. Когда он научил Сару ассоциировать красный цвет с яблоком, а зеленый с грейпфрутом, они перешли к текстам, с помощью которых он исследовал понимание и осознание ею значение слова цвет. Сара правильно называла цвета совершенно незнакомых ей объектов. Например, ассоциируя красный цвет как принадлежность яблоки, шимпанзе безошибочно узнавала его в окраске вишни, которую она до этого не видела. Во время одного из опытов Сари дали яблоко и попросили отобрать символы цвета и формы, характеризующие этот плод. Она с готовностью сделала это. Затем вместо яблока ей дали его символ — голубой треугольник и предложили сделать то же самое. Абсолютно без колебаний Сара написала для этого абсолютно не имеет ничего общего с яблоком предмета те же символы круглого и красного, как и в том случае, когда перед ней лежало настоящее яблоко. Ученый считает это доказательством того, что шимпанзе думает о символе, скажем, яблоки не как о физическом объекте (в данном случае голубой пластмассовый треугольник), а как о предмете, который он символизирует.

Язык лексиграмм

Группа ученых создала электронное устройство и программу синтаксического и смыслового анализа знакового языка. Знаковый язык «Йеркской» состоял из небольших геометрических фигур, которые назвали лексиграмм, каждая из которых соотносится с определенным словом.

На стене помещения, в котором находится обезьяна, имеется клавиатура с нанесенными на клавиши лексиграмм. Если нажать такую ​​кнопку, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Последовательность лексиграмм компьютер считает фразой, если она начинается определенным сигналом и заканчивается точкой. Чтобы подать исходный сигнал, обезьяна дергает рукой за штангу, укрепленную над клавиатурой, и начинает «разговор». Компьютер считает фразу правильной, когда последовательность лексиграмм точно соответствует правилам, зафиксированным в заданной программы грамматике. Сомнительных случаев здесь нет: фраза или абсолютно правильная, или неправильная. Правила построения фраз в «Йеркской» языком однозначные, жесткие и не допускают отклонений, потому что пока стоит задача проверки только грамматических способностей шимпанзе Ланы, а не ее воображения.

Когда Лана нажимает на клавишу, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Нажатие другой клавиши — рядом появляется новое изображение. И так далее, до тех пор, пока не получится линейная запись фразы. Затем компьютер выносит решение. Если фраза правильная — звенит колокольчик, если нет — лексиграмм исчезают с экрана, а Лане нужно начинать сначала.

Этот «механизм стирания» Лана обнаружила и освоила очень быстро. Допустив опечатку, она даже не пытается доказать фразу до конца, а сразу ставит точку. Компьютер, оценивая, естественно, входные данные как ложные, сразу гасит проекторы и готовит систему к новому «разговора» — так что зря Лана на клавиши не нажимает.

Лана в любое время может заказать поесть или попить, но только при условии, что фраза будет сформулирована правильно. Скажем, она набирает на клавиатуре фразу: «Пожалуйста, машина, дай мне кусочек банана», автомат подает лакомство в углубление в стене, откуда Лана его забирает. Точно так же обезьяна может попросить кусочек яблока, изюм и т. Д. Лана составляет себе абсолютно рациональное меню, хотя очень любит шоколадные конфеты. Теперь люди кормят ее только тогда, когда машина отключена на техосмотр.

Лана просит не только пить или есть. Например, она может написать: «Пожалуйста, машина, открой окно». Тогда по сигналу компьютера поднимается штора, которая закрывает окно в комнате шимпанзе, и Лана течение 30 секунд может смотреть на улицу. Если ей хочется посмотреть подольше, то она должна через каждые полминуты повторять свое сообщение.

Лана заказывает и кино — по его просьбе проектор в течение тех же 30 секунд показывает шимпанзе видовой фильм о жизни шимпанзе в джунглях. Чтобы просмотреть фильм, Лане нужно 28 раз отпечатать приказ на клавиатуре. Точно так же она просит показать ей диапозитивы или дать прослушать одну из двух имеющихся в распоряжении магнитофонных лент.

На некоторые простые вопросы о музыке и диапозитивах она умеет отвечать. Лана отвечает соответствующей лексиграмм, если ей показывают один из двадцати известных ей предметов и спрашивают: «Что есть имя этого?»

Новые лексиграмм Лана заучивает удивление быстро. Как правило, достаточно показать ей лексиграмм и соответствующий предмет один-два раза и повторить «урок» на следующий день. В настоящее время Лана твердо знает 55-60 лексиграмм. Это много. Кроме грамматики Лана учили и синтаксиса. Перед ней стояла двоякая задача. Первая: она должна была правильно дополнить начатую фразу. Например, ученые печатали: «Пожалуйста, машина, дай …», а Лана должна была правильно закончить фразу. На выбор ей предлагалось как правильных лексиграмм «орех», «вода», «кусочек банана» и т. П., а неправильных — «фильм», «диапозитив», «музыка», «окно» и т. П. Вторая задача состояла в том, чтобы стереть неправильно начатую машиной фразу, вместо того, чтобы ее как-нибудь закончить. В обоих экспериментах реакция Ланы была правильной в 89% случаев. Результат, надо сказать, весьма обнадеживающий.

Но даже без «синтаксиса», оглядываясь на первый год обучения Ланы, можно сделать вывод, что результаты исследований очень убедительны. Развитие шимпанзе шло гораздо быстрее запрограммированного, и ряд «приятных неожиданностей» говорит о еще не раскрытых способностях Ланы.

Когда главный воспитатель Ланы Тимоти Хилл зашел утром в помещение для экспериментов, чтобы заполнить автоматы едой и питьем, и, совершенно машинально отломав кусочек банана, положил его себе в рот. Лана прекрасно видела все это и возмутилась: она встала дыбом шерсть, она приняла угрожающую позу. Затем, увидев, что таким образом все равно ничего не добьется, она подбежала к клавишам и нажала на лексиграмм «Нет!».

В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм (геометрическими знаками).

В природе

Карликовые шимпанзе постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать.

Социальная структура

Шимпанзе живут в сложно устроенных мужских и женских социальных группах, которые называют общинами. Внутри общины статус индивида и его влиятельность диктуют определенную социальную иерархию. Иерархию шимпанзе можно назвать плоской, так как несколько индивидов могут быть достаточно влиятельными, чтобы вместе доминировать над другими членами, которые занимают более низкое положение. Доминирующего самца обычно называют альфа-самцом. Альфа-самец имеет высшее социальное положение, он управляет группой и поддерживает порядок во время споров. В обществе шимпанзе доминирующий самец не всегда самый большой и сильный, а, скорее всего, он самый умелый манипулятор и политик, способный контролировать происходящее внутри группы. Чтобы добиться доминирующего положения самцы шимпанзе обычно обзаводятся соратниками, которые при необходимости окажут им поддержку в борьбе за власть. Альфа-самец, как правило, показывается на публике в напыщенный виде, он вздыбливают на теле шерсть, чтобы визуально увеличить свой размер и добавить себе как можно больше устрашающий и властный вид. Такое поведение, по всей видимости, является принципиальным для статуса альфа-самца, так как оно помогает ему поддерживать свой авторитет и запугивать других членов общины, которые пытаются захватить власть. Шимпанзе, занимающие подчиненное положение, чтобы выразить уважение, делают уважительные жесты с помощью языка тела или протягивают руки, во время Ухань. Самки шимпанзе выражают свое уважение альфа-самца, представляя ему на обозрение свои зады.

У самок шимпанзе в пределах своей группы тоже есть иерархия, которая контролируется индивидом женского пола. В некоторых женских общинах статус высокопоставленного матери может переходить к дочери по наследству. Самки также создают союзы сторонников, чтобы доминировать над самками, занимающие более низкое положение. Но в отличие от самцов, основная цель доминирование которых заключается в получении привилегий при спаривании и иногда в возможности жестокого обращения с подчиненными, самки хотят доминировать для того, чтобы получить доступ к ресурсам, например к пище. Так высокопоставленные самки обычно первыми получают доступ к ресурсам. В целом же, оба пола хотят получить более высоком статусе, чтобы улучшить свое социальное положение внутри группы.

Часто случается, что решение о выборе альфа-самца остается за самками. Чтобы получить альфа-статус в обществе, самцу шимпанзе необходимо завоевать признание у самок. Самки хотят быть уверены, что их группа будет находиться в местах, где есть достаточно пищи. В некоторых случаях группа доминирующих самок может сместить альфа-самца, если он им неугоден, и подготовить ему на замену другого самца, в котором они видят более подходящего лидера для их группы..

У шимпанзе нередко оказывается высокая агрессивность. В опубликованных в сентябре 2014 результатах исследования было показано, что в борьбе за лучшую территорию, пищу и ресурсы, а также для того чтобы избавиться от конкурентов, особи способны убивать друг друга. Убийцы всегда действуют в составе группы (от пяти до тридцати двух обезьян на одной жертве) и часто убивают самцов и детенышей из других групп, при этом обычно не трогают самок. В ходе убийства они чаще отрывают гениталии жертве или разрывают горло. Наибольшее количество убийств зафиксировано в популяциях, проживающих вдали от людей. В то же время, ученые показали, что эти приматы способны скорбеть по умершим родственникам, а также не родственным им членам популяции.

Орудия труда шимпанзе

Все описанные ниже орудия труда использовались и строились шимпанзе без вмешательства людей, так как шимпанзе в квартирах, лабораториях и с помощью дрессировки шимпанзе могут использовать любые орудия труда, как и люди. Использование и изготовление орудий труда достаточно разнообразно и включает в себя охоты (на беспозвоночных и млекопитающих), добыча меда, переработку пищевых продуктов (орехов, фруктов, овощей и семян), сбора воды, оружие и укрытия.

Ловля муравьев и термитов

Предыстория

В 1960 году Джейн Гудолл наблюдала как шимпанзе тыкал травинку в термитник, а потом поднимал ее в рот. Когда он ушел, Гудолл подошла к насыпи и повторила использования орудия труда, так как она не была уверена, что шимпанзе это делают. Она обнаружила, что термиты немного залезают на травинку. Шимпанзе использовал травинку как орудия труда для ловли термитов.

Изготовление орудий труда

Изготовление орудий труда гораздо реже, чем простое использование орудий труда показывает высокие когнитивные способности. Вскоре после своего первого открытия применения инструментов, Гудолл наблюдала других шимпанзе по поднятием веток с листьями, очисткой ветвей от листьев и стеблей чтобы ловить насекомых. Это изменение листовых ветвей является одним из основных открытий в использовании орудий труда шимпанзе. До этого ученые считали, что только люди изготавливают и используют инструменты, и эта способность, что отделяет человека от других животных.

Оба вида шимпанзе были замечены в использовании «губок» из листьев и мха, чтобы всасывать воду и используют их в качестве ухода за инструментами.

Шимпанзе наблюдались даже при использовании двух изготовленных орудий труда одновременно, палка, чтобы копаться в гнезде муравьев и «щетка», изготовленная зубами из стеблей травы, чтобы собирать муравьев.

Переработка пищевых продуктов (каменные орудия труда)

Шимпанзе разбивают орехи камнями.

После раскалывания орехов камнями, частям зерна может быть слишком трудно добраться с зубами или ногтями и некоторые шимпанзе используют палочки, чтобы убрать эти остатки, а орехи сильно стучат молотком, как делают и другие шимпанзе. По редкое сочетание использования двух различных инструментов.

Молотки для открытия орехов могут быть из дерева или камня.

Изготовление орудий труда

Шимпанзе в горах Гвинеи используют каменные и деревянные ножи, а также каменные наковальни, изрубают и уменьшают фрукты деревьев Treculia на мелкие порции. Это плоды, которые могут быть размером с волейбольный мяч весят до 8,5 кг, твердые и волокнистые. Но, несмотря на отсутствие твердой внешней оболочки, они слишком велики для шимпанзе, чтобы откусывать их целыми. Вместо этого, шимпанзе используют целый ряд инструментов для нарезания их на более мелкие куски. Это первый счет использования технологий орудий труда шимпанзе, для того чтобы сломать большие продовольственные товары в маленькие кусочки, а не просто извлечь их из других недоступных источников, таких как орехи баобабов.

Кроме того, впервые дикие шимпанзе были замечены за использованием двух различных типов ударных технологий, то есть подвижные колуны и неподвижные наковальни, для достижения одной цели. Соседние шимпанзе в близлежащем районе Seringbara не обрабатываются пищу таким образом, что указывает, какие инструменты используются среди обезьян только в этой культуре.

Охота

Исследования в 2007 году показали, что обычные шимпанзе обостряют палки для использования в качестве оружия при охоте на млекопитающих. Это считается первым свидетельством планомерного использования оружия другими видами животных, кроме людей. Исследователи документировали 22 случая, когда дикие шимпанзе в саванне в Сенегале изготавливали «копья» из палочек и охотились на сенегальских галаго. В каждом случае шимпанзе меняют ветви путем разрыва одного или двух концов и часто используют свои зубы, чтобы обострить палки. Орудия труда, в среднем, около 60 см в длину и 1,1 см в диаметре. Затем шимпанзе тыкали копьем в углубление в стволах деревьев, где спят детеныши сенегальских галаго. Был один случай, в котором шимпанзе успешно вытащил сенегальского галаго инструментом. Орудия труда называются «копья», тем не менее, они отличаются от копья в том смысле, что они тыкают в стволы деревьев и ветки, а не бросают. Было высказано предположение, слово «тыкают» является преувеличением, что делает шимпанзе кажется слишком умными, как древние люди, а термин «дубинка» является более точным. Самки и молодые шимпанзе были замечены за этим чаще, чем взрослые самцы.

Охота на пчел

Некоторые шимпанзе используют инструменты чтобы охотиться на крупных пчел, которые вьют ульи в мертвых ветвях на земле или на деревьях. Чтобы добраться до личинки и меда, шимпанзе сначала тестируют на наличие пчел прощупыванием палкой входа гнезда. Если присутствуют, взрослые пчелы блокируют вход жалами, готовы ужалить. Шимпанзе затем отключает их палочкой, затем выбрасывает их оттуда и быстро ест их. После этого шимпанзе открывает улей зубами, чтобы добыть личинок и мед.

Мед четырех видов пчел поедается шимпанзе. Группы шимпанзе ловят пчел палками для меда после того, как пытались сделать то, что они могут с их руками. Как правило, они извлекают своими руками соты из ульев спокойных медоносных пчел и убегают от пчел, чтобы спокойно съесть свой улов. В отличие от этого ульи, которые уже были разрушены из-за падения дерева или из-за вмешательства других хищников, очищаются от оставшегося меда орудиями труда.

Орудия труда из листьев

Когда шимпанзе не могут получить воду, которая сформировалась в дуплах внутри высоких деревьев, они разжевывают горсти листьев и погружают эти «губки» в воду, чтобы впитать ее.

Оба вида шимпанзе также наблюдались в изготовлении «губки» из листьев и мха, которая высасывает воду и используется в качестве инструментов ухода.

Некоторые примеры использования орудий труда дикими карликовых шимпанзе включают использование листьев в качестве прикрытия для дождя.

Бросание

В марте 2009 года сообщалось, что самец шимпанзе в зоопарке Furuvik (Швеция) на имя Сантино, бросался камнями в посетителей зоопарка. Утром, до открытия зоопарка, будучи в спокойном состоянии, он складировал сотни камней в том месте, где будут посетители. Несколько часов спустя, изображая «взволнованность» перед посетителями, шимпанзе бросался в них камнями. Кроме того, шимпанзе научился откалывать куски бетона из своего вольера для изготовления снарядов.

Здания шимпанзе

шимпанзе и бонобо строят гнезда на деревьях, завязывая вместе ветви одного или нескольких деревьев. Особенно часто матери, прячут туда младенцев. Гнезда состоят из матраса, что опирается на прочный фундамент и выстроена выше из веток и мягких листьев. Гнезда строят на деревья, которые имеют диаметр не менее 5 метров и могут быть расположены на высоте от 3 до 45 метров. Гнезда строят днем, а также ночью. Гнезда могут быть расположены в группах.

Запоминание

11-летний шимпанзе родился в университете Киото в 2000 году, а после он воспитывался и учился в Институте исследования приматов (Primate Research Institute) в рамках «Проекта Ай», который посвящен изучению интеллекта шимпанзе. Его конкретная способность заключается в том, что он обучен запомнить на экране местоположения ряда цифр за короткое время и потом точно воспроизвести эту последовательность. Уже в пять лет Аюму удивлял своей профессора своими способностями решать интеллектуальные задачи. Шимпанзе Аюму запоминает последовательность чисел на экране менее чем за полсекунды. Этот показатель оказался намного выше, чем у студентов университета, которые пытались выполнить эту операцию. Аюму стал героем телевизионных каналов BBC и Discovery Channel в серии передач «умные животные». В 2008 году он был показан на британском канале Channel Five в передаче «Выдающиеся животные», а когда ему было 7 лет, он соревновался с победителем Англии по запоминанию, Беном Приморье и в серии тестов опередил его.

Манипулирование

Шимпанзе с именем Наташа выучила несколько трюков, например, она хлопает в ладоши для привлечения к себе внимания окружающих, которые дают ей различные угощения. Кроме того, обезьяна ради собственного развлечения сначала привлекает к себе жестами посетителей заповедника, а затем, когда они подойдут достаточно близко, начинает активно поливать их водой.

Наташа по уровню социальной активности на порядок превосходит своих родственников, отметила участвовала в проекте биолог Джилл Прутца. Участвовала в проекте биолог Джилл Прутца отметила что ученые и раньше знали об индивидуальных различиях приматов, но не думали, что они могут быть настолько масштабными.

Суперумные шимпанзе пока существуют только в фильмах, наподобие свежего "Восстания планеты обезьян". В реальной же жизни обезьяны все еще просто очень сообразительные животные. Насколько же именно сообразительные?

Первые доказательства того, что у шимпанзе в наличии зачатки нехилого интеллекта, были получены в 60-х годах прошлого века в Гомбе, Танзания. Знаменитый сейчас антрополог Джейн Гудолл вела наблюдения за группой шимпанзе и засвидетельствовала их умения пользоваться подручными инструментами при добывании пищи (шимпанзе изготавливали палочки для ловли термитов). До этого момента изготавливать инструменты считалось привилегией лишь человека разумного.


С тех пор за десятки лет изучения было выяснено, что наши ближайшие родственники могут также изучить и общаться с помощью языка жестов, охотиться на добычу с копьями и даже проходить несложные тесты на память.

На фото Франсин "Пенни" Паттерсон (слева) используя язык жестов спрашивает гориллу Коко не голодна ли она. Снимок датирован 21 мая 1976 годов. Коко отвечает ей жестами, что она хочет есть.



Горилла Коко родилась в 1971 году и на сегодняшнее время она самая общительная из приматов. Ее словарь жестов состоит из более чем тысячи символов и она умеет понимать около двух тысяч слов из разговорного английского языка. При этом она может сама начать разговор с человеком, так как ей интересно общение с людьми.
Уровень ее IQ колеблется между 75 и 95 баллов, в то время как среди людей 100 баллов уже считается нормальным для полноценного развития.

На следующем фото научный сотрудник Сью Саваж-Рамбаут (Sue Savage-Rumbaugh) обнимает шимпанзе по имени Канзи в научном центре по изучению языка в Атланте. Канзи только что успешно прошел один из языковых текстов.

Канзи родился в 1980 году и сейчас он самая известная "говорящая" обезьяна в мире. Он был первым среди шимпанзе, который усваивал язык жестов по мере взросления, как это обычно делают маленькие дети. Сайт greatapetrust.org также сообщает, что он был первым шимпанзе, который начал строить новые фразы и предложения, требующие определенных ответов. Более того, Кензи зарекомендовал себя как мастер по обработке камня и созданию из камней инструментов для работы.

На следующем фото орангутан Ази показывает пальцем на символ обозначающий яблоко, после того, как ему был показан кусочек яблока. Фото создано в 1996 году в институте Мозга в Вашингтоне.



Ази может обозначать свои мысли абстрактными символами на панели клавиатуры и понимает индивидуальность каждого конкретного человека. Он умеет использовать логику в действиях. В словаре орангутана около 70 символов, каждый из которых имеет свое графическое изображение. Причем они не похожи на обозначающий из объект.

На новом фото взрослая самка гориллы в национальном парке Конго использует палку в руках, чтоб измерять ею уровень глубины. Момент был запечатлен исследователями в 2005 году.



Тогда это было первым свидетельством, что и гориллы могут использовать инструменты. Ранее за созданием и использованием подручных инструментов были замечены лишь шимпанзе, шимпанзе бонобо и орангутаны. Ученые полагали, что гориллы просто потеряли такие навыки. В конце концов разбить орехи они могут просто кулаком без камней и достать термитов без палочек, просто разбив термитник.

На этом фото антрополог Джилл Пруц держит в руках копье. изготовленное диким шимпанзе в 2007 году. Пруц вместе с другими исследователями наблюдала за жизнью шимпанзе в Сенегале и там впервые в истории было засвидетельствовано изготовление шимпанзе орудия для охоты на других животных.

Всего за 2007 года 22 раза было зафиксировано изготовление группой шимпанзе палок и копий для охоты на млекопитающих. Последнее тоже было своеобразным открытием. Многие до этого считали, что шимпанзе не едят мяса. Охотились они, в частности, на более мелкие виды приматов.


На последнем фото шимпанзе Аюми проходит тест с перемешанными цифрами. Фото сделано в 2007 году в Институте изучения приматов в Токио (Япония).

В одном из тестов на память были использованы два молодых шимпанзе против двух людей. Обезьяны одержали верх, что ставит под сомнения уверения многих ученых, что люди превосходят обезьян по всем познавательным параметрам.

Общество защиты животных Wildlife Conservation Society"s Breuer отмечает, что человекообразные обезьяны лучше человека ориентируются в тестах на память, решают их куда быстрее и совсем иначе.

Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов - принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. К тому времени уже было известно, что животные способны мыслить: они могут решать задачи «в уме», то есть не только методом проб и ошибок, но и придумывая новые варианты поведения.

Это доказал немецкий психолог Вольфганг Келер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе еще в начале ХХ века. В одном из его экспериментов обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала цель.

Эти опыты вдохновили ученых на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детеныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково.

Правда, добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд стал обезьянничать: развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа и даже стал вслед за ним обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом все-таки удалось научить ее произносить несколько слов: «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднер, просматривая фильмы о Вики, обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, очень любила кататься на машине и, чтобы сообщить о своем желании людям, придумала приносить им изображения автомобилей, которые вырывала из журналов. Неспособной к речи ее делал не недостаток ума, а устройство гортани. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Уошо и ее семья

Будущая первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детенышем, пойманным в Африке: первоначально ее предполагали использовать в космических исследованиях - судя по всему, она была просто рождена для славы.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но и задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей и сама заговаривала с ними.

Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года - 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребенок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», - на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться - дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков - «открой!» - она сначала применяла, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран.

Обезьяна правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем ее интересовали в основном праздники, например Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Иногда Уошо пыталась «заговорить» не только с людьми, но и с другими существами. Однажды, когда за автомобилем, в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, до смерти боявшаяся собак, вместо того чтобы, как обычно, спрятаться, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать: «Собака, уходи!»

Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. При этом исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» - поправляет жест-символ.

Когда в 1970 году Гарднеры закончили свою работу с Уошо, ей угрожала опасность отправиться в один из биомедицинских центров «на опыты» и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Ее, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в лаборатории, спас ассистент Гарднеров Роджер Фаутс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живет теперь «семья Уошо» - колония «говорящих» обезьян.

Горилла-профессор

Результаты исследований «семьи Уошо» казались совершенно невероятными, но в 70-е годы несколько групп независимых исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй, самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалеку от Сан-Франциско. Коко - настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка и, решая тесты, показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие ее речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (как правило, талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребенка, а в некоторых отношениях - трехлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застает ее за этим занятием.

Вот, например, Коко разыгрывает воображаемую ситуацию между двумя игрушечными гориллами. Посадив игрушки перед собой, обезьяна жестикулирует: «плохой, плохой» - по отношению к розовой горилле, а затем «поцелуй!», обращаясь к голубой. А когда ее парт­нер - горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Коко очень любит кошек (у нее была своя кошка, которая недавно умерла), любит рисовать. Рисунки Коко можно посмотреть на ее сайте http://www.koko.org/index.php , где также можно узнать последние новости из жизни гориллы, которой уже под сорок (шимпанзе и гориллы могут жить до 45–50 лет).

Сейчас ученые хотят вывести «очеловечивание» Коко на новый уровень - они собираются научить ее читать.

Дрессированные животные или братья по разуму?

Тем не менее выводы из этих исследований оказались слишком скандальными и совершенно неприемлемыми для большей части научного сообщества. С одной стороны, «говорящие» обезьяны оказались ложкой дегтя в бочке меда рассуждений философов и психологов о пропасти между человеком, обладающим сознанием, и животными, подобными автоматам, управляемым рефлексами и инстинктами.

С другой стороны, атаковали лингвисты: согласно доминирующей в американском языко­знании концепции Ноама Хомского язык - это проявление генетической способности, свойст­венной только человеку (кстати, в издевку одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимски).

По мнению критиков, жесты обезьян - это не осмысленные знаки, а простое подражание исследователям, в лучшем случае «условные рефлексы», приобретенные в результате дрессировки. Экспериментаторы, разговаривая с обезьянами, якобы все время делают им подсказки, сами того не осознавая - мимикой, взглядом, интонацией, и обезьяны ориентируются не на их слова, а на невербальную информацию.

«Говорящих» обезьян сравнивали с Умным Гансом - орловским рысаком, владелец которого «научил» коня считать и отвечать на вопросы. Потом оказалось, что Ганс просто реагировал на едва уловимые движения своего тренера.

Среди скептиков была и исследовательница Сью Сэвидж-Рамбо. Она решила опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах. Началась серия исследований, в которых карликовые шим­пан­зе-бонобо общались с учеными посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке - йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка).

Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только усугубляли ее скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи - сын одной из этих обезьян, все время вертевшийся возле матери, - вдруг начал по собственной инициативе отвечать за нее. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще.

Вскоре обнаружилось, что так же спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа, и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что ее «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга.

С результатами исследований Сэвидж-Рамбо было очень сложно спорить. Тем, кому дорога человеческая исключительность, осталось лишь утверждать, что все-таки языку, который используют обезьяны, еще очень далеко до человеческого. Как в анекдоте: «На арену цирка вышла свинья и сыграла на скрипке виртуозную пьесу. Все восторженно аплодируют, и лишь один зритель не хлопает, равнодушно поглядывая на сцену. “Вам не понравилось?” - спрашивает его сосед. “Да нет, неплохо, но - не Ойстрах”».

В мире животных: культура, образование, эмоции

«Животные лишены сознания». Этот тезис - последняя надежда утвердить исключительное положение человека среди других живых существ, дающая нам моральное право держать их в клетках, использовать для опытов и строить заводы для производства «живого мяса».

Но еще в середине ХХ века появилась этология - наука о поведении животных. И наблюдения этологов позволили совсем по-другому взглянуть на психические способности животных.

Выяснилось, что человекообразные обезьяны (как и слоны, и дельфины) обладают самосознанием, по крайней мере на телесном уровне: они узнают себя в зеркале. Спектр эмоций, проявляемых ими, очень богат. Например, по наблюдениям этолога Пенни Паттерсон, гориллы любят и ненавидят, плачут и смеются, им знакомы гордость и стыд, сочувствие и ревность…Одно из последних исследований, выполненное британскими биологами из университета Сент-Эндрюс, показало даже, что у дельфинов есть подобие постоянных имен друг для друга.

Многие человекообразные обезьяны используют орудия труда, что еще недавно считалось исключительной привилегией человека. «С тех пор как около полувека назад Джейн ван Лавик-Гу­долл впервые увидела, как шимпанзе с помощью тонкого прутика выуживают из отверстия в термитнике его обитателей, зоологи обнаружили в поведенческом репертуаре этих обезьян еще около сорок методов целенаправленного использования всевозможных предметов», - рассказывает Евгений Панов из Института проб­лем экологии и эволюции РАН.

Это уже не инстинкт, а культурный навык, который передается из поколения в поколение. В последние годы появляется все больше исследований культурных традиций у обезьян, и слово «культура» употребляется там без кавычек.

Однако, как утверждает Евгений Панов, «высокий уровень развития орудийной деятельности человекообразных обезьян указывает на их способность рационально планировать длинные последовательности действий. Однако это не приводит к возникновению развивающейся материальной культуры».

Но, может, обезьянам это просто не нужно? Вспомним афоризм Дугласа Адамса: «Человек всегда считал, что он разумнее дельфинов, потому что многого достиг: придумал колесо, Нью-Йорк, войны и так далее, в то время как дельфины только тем и занимались, что развлекались, кувыркаясь в воде. Дельфины же со своей стороны всегда считали, что они намного разумнее людей - именно по этой причине».

Да, мозг человекообразной обезьяны весит в три раза меньше, чем наш, но это еще не делает нас исключением среди других живых существ: у дельфинов, китов, слонов мозг куда больше, чем наш. Исследователи придумали сравнивать не объем мозга, а отношение веса мозга к весу тела. Но вот незадача - впереди нас по этому коэффициенту оказались лабораторные мыши.

Между обезьяной и человеком

Одна из главных проблем состоит в том, что мы везде ищем «подобия» нашему разуму и нашему языку, не в силах представить ничего иного. «Говорящие» обезьяны - совсем иные существа, чем их природные сородичи, «глупые обезьяны», по определению Уошо. Но людьми они так и не становятся, по крайней мере в глазах самих людей.

Уошо назвали в честь местности в штате Невада, где жили Гарднеры. Впоследствии выяснилось, что на языке индейского племени, исконно обитающего в этой местности, «уошо» означает человек. Человеком себя считала и сама Уошо. «Она такой же человек, как и мы с вами», - говорит о своей Коко ее воспитатель Пенни Паттерсон. В эксперименте по разделению фотографий на две категории - «люди» и «животные» - Вики, знающая всего-то три слова, свое фото уверенно клала в группу «люди» (как и все другие «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент). Фото своего собственного «неговорящего» отца она так же уверенно и с видимым отвращением клала в группу «животные» вместе с фотографиями лошадей и слонов.

Как нам относиться к этим существам? В славном советском фильме «Приключения Электроника» была точно та же проблема: для взрослых Электроник - говорящий робот, и его можно и нужно «включать-выключать», дети же ясно видят: это - человек, даже больше человек, чем его близнец Сыроежкин.

Сегодня на сторонников защиты прав животных смотрят как на сентиментальных психов. Но, возможно, завтра все изменится, ведь когда-то и рабов или представителей других человеческих рас не считали за людей.

Фото: Chimpanzee and human communication institute; Gamma/Eyedea/East News; Corbis/RPG; AP

Что могут человекообразные обезьяны

Воспринимать и продуцировать незвуковые «слова». В основе таких «слов» лежит обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий, которое позволяет использовать их в разнообразных ситуациях, в том числе совершенно новых, употреблять в переносном смысле, как шутки и как ругательства.

Им доступны «высказывания» об отсутствующих объектах и, в ограниченной степени, о событиях прошлого и буду-щего.

Они могут поддерживать друг с другом и с человеком активные диалоги, включающие обмен ролями говорящего и слушающего.

Они адекватно используют личные и притяжательные местоимения, а также указательные частицы (этот, тот и т. п.).

Обезьяны бонобо, с самого раннего возраста воспитывавшиеся в обогащенном социальном окружении (контакт с матерью, с людьми и с сородичами разных возрастов) и постоянно слышавшие разговоры людей, могут воспринимать звучащую речь и понимать ее синтаксис на уровне двухлетнего ребенка.

Обученные языку обезьяны помнят его на протяжении жизни, воспринимают его от родителей и друг от друга.

Обезьяны, достигшие к настоящему времени 40-летнего возраста, практически не повышают уровня, которым они овладели в первые годы жизни и который представляет, по-видимому, предел их языковых способностей.

По материалам доклада Зои Зориной (заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»

Что могут иные виды (птицы, муравьи, пчелы)

Они могут выучить язык другого вида (в отличие от нас), чтобы шпионить и вести переговоры.

Способны к быстрой оценке текущей ситуации, смене ролей и стратегий, к оценке риска, к многоходовому планированию.

Им свойственна высокая специализация ролей в социуме, оценка места и глубины понятий «свой/чужой» в зависимости от многофакторного пространства.

Возможно использование разных языков одними и теми же особями, разных модальностей, например акустической, химической и тактильной, а ведь принято считать, что многоканальность - свойство человеческого языка.

Варианты их социального устройства многочисленны не только у разных видов и групп, но и у одного и того же вида, и выбор поведения требует серьезных «вычислительных» усилий. У них можно наблюдать согласие кормить других в обмен на их услуги; «рабовладение», «скотоводство» и «земледелие» (доение тли и выращивание грибов), понимание меры дозволенности действий, прав разных членов сообщества... Удивляет многообразие приемов!

Они способны к выбору средств ведения войн: у них есть химическое оружие, в том числе и оружие массового психического поражения; камикадзе; разведчики, действую-щие то в одиночку, то объединяясь в группы; пограничники, стоящие на охране рубежей в один ряд или в несколько. Как они договариваются? Где военачальники? Что за «распределенный мозг»?

По материалам доклада Татьяны Черниговской (профессора Санкт-Петербургского государственного университета) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»


Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты. Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов. Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно , что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний. Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта). Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям. Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях. Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше. Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.



Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем. Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам. Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом? В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше. Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи , который мог понимать на слух около трех тысяч слов. Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна. Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев. Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Похожие публикации