Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

​Электронная ветсертификация: прогресс или еще одна бюрократическая процедура? Электронная ветеринарная сертификация: сроки введения, плюсы и минусы

Milknews продолжает серию публикаций о том, как проходит процесс внедрения электронной ветеринарной сертификации на молочных предприятиях. О том, что такое ЭВС, которая будет введена на всех заводах с 2018 года, можно прочитать здесь.

Заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов рассказал на прошлой неделе в своем блоге на официальном сайте ведомства о том, как продвигается внедрение электронной ветеринарной сертификации в России.

Со слов чиновника, процесс идет успешно, количество оформленных сертификатов растет, а бизнес всецело этот процесс поддерживает. Однако в молочной отрасли, по словам Власова, ситуация провальная.

Так как в торможении проекта в молочной отрасли ветеринары обвиняют Союзмолоко , Milknews узнал, почему в организации против ЭВС и системы прослеживаемости.

Прямая речь

Артем Белов , исполнительный директор Союзмолоко: «На сегодняшний день, как мы видим, Россельхознадзору и молочной отрасли пока не удалось достичь согласия и начать реализовывать пилотные проекты по ЭВС в конструктивном ключе.

Несмотря на то, что молочная отрасль по-прежнему выступает против внедрения ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции, Россельхознадзор в публичной плоскости уверяет в обратном.

В последнем сообщении службы говорится, что «cреди тех, кто поддерживает сейчас электронную сертификацию сырого молока, оказалась одна из двух компаний, которые наносили самый большой вред процессу внедрения. Это компания «Данон ». Сейчас эта компания является (или декларирует, что является, — скоро мы это поймем) активным сторонником электронной сертификации сырого молока, и мы запускаем по их просьбе в Кемеровской области пилотный проект в данном направлении».

Это утверждение верно. Однако, как неоднократно заявляло Союзмолоко, все члены союза поддерживают ветеринарную сертификацию для молока-сырья: это удобно и экономично. В этом утверждении г-на Власова нет ничего нового, и говорить о том, что ряды противников ЭВС среди «молочников» поредели, не приходится. Манипуляция фактами в данном случае происходит для того, чтобы заверить тех переработчиков, которые еще не погрузились в процесс, в том, что ЭВС — это нужная, легкая в осуществлении и якобы бесплатная процедура. В то же время перерабатывающая отрасль по-прежнему выступает против распространения ветсертификации на готовую продукцию. Мы системно обосновываем свою позицию и готовы повторить свои аргументы вновь».

1. Ветсертификация готовой молочной продукции не соответствует законодательству Таможенного союза.

Есть решение Таможенного союза, которое четко закрепляет, что ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются только при пересечении территории союза и при перемещении товаров с территории одной страны на территорию другой.

2. Минсельхоз и подведомственные ему учреждения (Россельхознадзор) не имеют полномочий проверять готовую молочную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства от 14.12.2009 №1009 в объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза входит продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (то есть молоко-сырье). Готовая молочная продукция находится в юрисдикции Роспотребнадзора.

3. Мы ставим себя в заведомо невыгодные экономические условия по сравнению с Республикой Беларусь, где такой формы ветсертификации нет.

В Беларуси требование о сопровождении ветеринарными сопроводительными документами готовой молочной продукции при перемещении по территории страны отсутствует. В России при подготовке к введению ЭВС переработчики должны будут потратить миллионы рублей для найма новых сотрудников, технического оснащения, изменение системы логистики. Кто из нас будет экономически более конкурентоспособен: белорусские или российские производители?

4. Ветеринарные сертификаты для готовой молочной продукции противоречат международной практике.

В Европейском союзе готовая молочная продукция, произведенная в государствах — членах ЕС, в соответствии с регламентами ЕС 852/2004, 853/2004 и 854/2004 при перемещении по территории ЕС не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами. Прослеживаемость такой продукции обеспечивается внесением грузоотправителем в товарно-сопроводительные документы информации (идентификационных номеров) о ветеринарной аттестации производственного объекта, производящего эту пищевую продукцию, или предприятия, поставляющего животное сырье для производства готовой пищевой продукции.

5. Нормы ВТО не требуют от России введения ветеринарной сертификации готовой молочной продукции.

Соглашениями ВТО предусмотрено, что все меры должны быть научно обоснованными и (или) основываться на международных стандартах. В соответствии с соглашением Всемирной организации здоровья животных (Международного эпизоотического бюро) ветеринарный сертификат на живых животных и продукты животного происхождения требуется только в случае экспорта (импорта) продукции.

Вся импортная готовая молочная продукция поступала и поступает на территорию всех стран ТС в сопровождении ветеринарного сертификата. Однако осуществление ветеринарного контроля (надзора) в отношении готовой молочной продукции и ветеринарной сертификации готовой молочной продукции на территории России в настоящее время не осуществляется.

Российские молочные предприятия в середине 2000-х годов были успешно авторизованы на осуществление экспорта готовой молочной продукции в страны Европейского союза. При осуществлении экспорта ветеринарные сертификаты оформляются для каждой товарной партии молочной продукции.

Таким образом, тезис Россельхознадзора о том, что отсутствие ветеринарного сертификата при обращении готовой молочной продукции на территории России будет препятствием для осуществления экспорта такой продукции в третьи страны, а также нарушит принцип эквивалентности в торговле, установленный соглашениями ВТО, не является обоснованным.

6. Ветеринарная сертификация не является обязательным инструментом обеспечения прослеживаемости и не применятся для достижения этой цели.

Ни в одной стране мира система прослеживаемости не предполагает оформления специальной дополнительной товарно-транспортной документации, а ветеринарный сертификат не является инструментом прослеживаемости.

Кроме того, организация операций, поставок сырья и процессинга на молочном заводе предполагает, что в одной партии готового продукта может быть смешано до 40-50 партий сырого молока и продуктов его переработки, а именно сливок и обезжиренного молока, используемых для нормализации молочных смесей. В связи с этим ЭВС для каждой партии продукта не обеспечит на молочном предприятии прослеживаемость по принципу «от коровы до прилавка».

Также ветеринарная сертификация готовой молочной продукции, в том числе в электронном виде, осуществляемая в целях декларируемой Россельхознадзором прослеживаемости «от поля до прилавка», в настоящее время является просто профанацией, так как в России животные (коровы) не идентифицированы.

7. Молочные предприятия и другие участники рынка не готовы к внедрению ЭВС.

Большинство участников молочного рынка не имеют собственных электронных автоматизированных систем. Очевидно, что повсеместное внедрение системы ЭВС в объявленные сроки невозможно не только ввиду недостаточности времени адаптации и проблем системы, но и из-за технической неготовности большинства участников рынка, в том числе частных и фермерских хозяйств, а также компаний мелкооптовой и мелкой розничной и неорганизованной торговли, дистрибуционных компаний.

8. Ответа на вопрос, что делать, если система ЭВС дала сбой, нет.

Огромная проблема — обеспечение оформления электронных ветеринарных сертификатов в условиях сбоя ЭВС и (или) операционных автоматизированных систем производителей готовой молочной продукции. Данная проблема критична из-за коротких сроков годности продукции и недопустимости сбоя логистических операций с молоком-сырьем и операций по отгрузке готовой продукции по причине невозможности оформить электронный ветеринарный сертификат.

9. ЭВС влечет за собой огромные затраты и риски, несмотря на то, что Россельхознадзор активно декларирует ее бесплатность и удобность.

Предварительные расчеты капитальных затрат показывают, что стоимость интеграции системы ЭВС с электронными системами участников рынка составит свыше 200 млн рублей на один завод. Сроки реализации проекта могут достигать 5 лет при условии устранения разработчиками многочисленных проблем системы.

Кроме того, сам принцип работы ЭВС, когда молочный завод не сможет ни принять сырье, ни отгрузить продукцию без оформления ветеринарного сертификата в системе ЭВС, ведет к колоссальным проблемам в части замедления логистики и нарушения производственных процессов.

10. Ветеринарная сертификация, в том числе в электронном виде, никак не позволит повысить эффективность борьбы с фальсификацией.

Не отражая в полной мере движения сырья в производственном процессе, ЭВС не может учитывать такие факторы, как смешение молочного сырья и немолочных компонентов (например, фруктово-ягодных наполнителей и т. д.) по всей технологической цепочке, рецептуры, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья — сыворотки и пахты. Учет и сопоставление в системе ЭВС расхода сырья и выхода готовой продукции не даст желаемого результата, т. к. с учетом технологий и разнообразия ассортимента на одном предприятии объем молочного сырья и готового продукта значительно различается, а единые нормы расхода сырья для разных предприятий не могут быть установлены в принципе.

Союзмолоко продолжает настаивать, что электронная ветсертификация нужна для сырья, но совершенно нецелесообразна для готовой продукции.

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Электронная ветеринарная сертификация для производителей пищевой продукции становится обязательной в РФ с 1 июля 2018 года. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Россельхознадзора, согласно подсчетам ведомства, внедрение специально созданной системы "Меркурий" позволит пресекать нелегальный ввоз в страну продукции на 1,4 трлн рублей в год.

28 июня Минсельхоз РФ представил список продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, а также уточнил исключения из этого перечня. В список попали продукты животного происхождения (включая колбасы) и рыба во всех видах, а также ракообразные, яйца, зерно, бобы, растительные жиры и масла.

Сертификатами должна сопровождаться вся молочная продукция, кроме выработанной из пастеризованного молока, изготовленной промышленным способом и упакованной в потребительскую тару. Кроме того, в список не вошли продукты, содержащие в своем составе менее половины продукции животного происхождения, молока или рыбной продукции при условии, что такая продукция была термически обработана целиком и полностью до полного изменения естественных свойств сырого продукта.

Пока соответствующий приказ ведомства не принят.

Программа "Меркурий" представляет собой информационную систему, в которую заносятся сведения о производимой, перемещаемой и реализованной на территории России животноводческой продукции. До 1 июля такая продукция сопровождалась документами, распечатанными на бумажных бланках, выдачей которых занимались ветеринарные врачи субъектовых управлений ветеринарией на платной основе. "Кроме того, что традиционная система выписки сертификатов на бумаге себя изжила, она еще и является угрозой для репутации страны как производителя и экспортера безопасной и качественной продукции, так как недобропорядочный бизнес научился подделывать такие документы", - подчеркнул представитель Россельхознадзора.

От производителя к прилавку

Как пояснили в Россельхознадзоре, основными целями внедрения системы является обеспечение прослеживаемости производства, перемещения и реализации продукции.

"Это значит, что на всей цепи "от поля до прилавка" в "Меркурии" будут формироваться электронные сертификаты, в сопровождении которых продукция будет перемещаться и продаваться. И все участники процесса - производители, логисты, ретейлеры и контролирующие органы - смогут иметь доступ к этой информации и отслеживать все, что происходит с продукцией", - сказали в Россельхознадзоре. Кроме того, целью внедрения системы является защита потребителя от некачественной и небезопасной продукции.

Планируется, что система сделает работу надзорных органов прозрачной и эффективной в борьбе с мошенничеством. "Добропорядочный бизнес будет развиваться в условиях действительно честной конкуренции, так как "Меркурий" позволит вытеснить с рынка мошенников и контрабандистов и защитить бренды от подделки", - уверены в Россельхознадзоре. Участники рынка и госорганы также смогут использовать "Меркурий" в качестве единой базы, которая позволяет быстро и эффективно искать и анализировать информацию.

В Россельхознадзоре сообщили о работе по созданию единой информационной среды между всеми странами ЕАЭС. Ожидается, что общая система электронной ветеринарной сертификации позволит в разы снизить поток нелегально ввозимых товаров животного происхождения, так как оперативно отслеживает перемещение продукции по территории всех государств - участников ЕАЭС. Россельхознадзор также продолжает работу по налаживанию электронной ветеринарной сертификации с другими странами - торговыми партнерами России, в том числе внедрив электронную ветеринарную сертификацию с Новой Зеландией, Нидерландами, Чили и Евросоюзом.

Мнение бизнеса

Большинство компаний, опрошенных ТАСС, готовы к внедрению электронной системы ветеринарной сертификации, однако некоторые поставщики пока не успели на нее перейти.

"Компании, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), вполне готовы к ЭВС. В то же время от 20 до 30% поставщиков по-прежнему находятся в зоне риска", - сообщил ТАСС представитель АКОРТ.

Представители ретейлеров также подтвердили эту информацию. "Мы готовы к запуску системы в тестовом режиме. Часть поставщиков пока не перешла на работу в "Меркурии". Совместно с ними мы принимаем меры по ускорению их подготовки", - отметил представитель X5 Retail Group.

Как сообщил представитель "Магнита", компания начала использовать систему "Меркурий" в тестовом режиме еще в 2017 году. "На сегодняшний момент все торговые объекты розничной сети прошли регистрацию в Россельхознадзоре, персонал обучен и работает в системе "Меркурий", - заверили в компании. Большинство партнеров компании также готовы к работе в "Меркурии", поэтому с 1 июля 2018 года "Магнит" ожидает поступление отгруженной продукции только в сопровождении электронных ветеринарных сертификатов.

Как сообщила ТАСС директор по корпоративным коммуникациям "Ашан ритейл Россия" Мария Курносова, в компании создано собственное интеграционное IT-приложение "Ветис.API", которое позволит учетным информационным системам в автоматическом режиме передавать и получать необходимые данные по работе с ветеринарными документами, а также требует минимального участия от пользователей. Пока интеграционный шлюз полностью функционирует во всех подразделениях "Ашан ритейл Россия". Говоря о готовности поставщиков, Курносова отметила, что около 50% поставщиков подконтрольной ветеринарной продукции компании готовы работы в "Меркурии", однако только 30% входящих электронных ветеринарных сопроводительных документов являются корректными.

При этом гендиректор производителя мясных изделий "Дымов" Александр Качев заявил ТАСС, что компания видит риски на этапе внедрения системы.

"Мы провели большую работу и приложили максимальные усилия, чтобы подготовиться к запуску. При этом видим серьезные риски сбоев на этапе запуска системы. Не все партнеры готовы. Не по всем процессам есть четкие разъяснения. Сама система требует доработок и дополнительного тестирования", - сказал он.

Также, по словам управляющего партнера Agro and Food Communications Ильи Березнюка, есть возможность продолжительного зависания шлюза, которое может привести к остановкам и задержкам отгрузки продукции. Эксперт также напомнил, что не во всех населенных пунктах России до сих пор есть доступный интернет.

"Но, как обещают региональные ветеринарные службы, такие "безинтернетные" зоны будут по старинке использовать бумажные сопроводительные документы. Другой вопрос, сколько в итоге получится таких торговых точек, фермерских хозяйств, малых и средних предприятий по всей стране", - продолжает он, добавляя, что если система будет работать без зависаний, то результаты ее работы будут только положительными для конечного потребителя.

Следить за функционированием системы "Меркурий" намерен не только Россельхознадзор, но и другие ведомства, например Росрыболовство.

"Сейчас мы создаем рабочую группу вместе с рыбаками и Россельхознадзором, которая будет отслеживать и решать все те проблемы, которые возникают в процессе перехода... Такая рабочая группа будет раз в неделю смотреть, какие сложности возникают", - сообщил 29 июня глава Росрыболовства Илья Шестаков на заседании в Совете Федерации. По его мнению, такие сложности будут возникать, поскольку внедряемая система не является оптимальной и ее надо дорабатывать.

Электронная ветеринарная сертификация отложена до 2017 года. Однако время пролетит быстро, а многие в молочной отрасли еще не знают, чем это, на первый взгляд, прогрессивное нововведение может грозить. Об этом в нашей новой рубрике «Простыми словами».


Что это такое?

В России сейчас действует бумажная ветеринарная сертификация. По факту это просто осмотр документов и простая проверка продукции на безопасность и пригодность для употребленения. Россельхознадзор уже давно хочет заменить такую сертификацию на более современную электронную. Для этого будет использовано веб-приложение ГИС «Меркурий». Его можно будет открыть прямо в браузере и вписать все необходимые данные о товаре, чтобы получить сертификат.

В связке с «Меркурием» будут работать системы «Аргус», «Веста» и «Цербер». «Аргус» уже работает и используется для выдачи разрешений на ввоз. «Веста» нужна для регистрации лабораторных исследований, а «Цербер» - для отслеживания юридически значимых действий.

В теории это позволит уменьшить бюрократизм и упростить получение документов. К тому же больше не придется возиться с бумагой - достаточно будет иметь номер сертификата, по которому можно проверить, что за продукты перевозятся и каково их происхождение.

У многих в отрасли возникал подобный вопрос. Например, в ЕС сертификация сырья нужна, чтобы предотвратить занос заболеваний из других стран и появление на рынке опасных для здоровья продуктов. В ВТО считают, что такой документ нужен просто для защиты от инфекций. А вот в России нигде не написано, зачем надо получать такой сертификат. Нет и списка неблагонадежных поставщиков, регионов, где сейчас есть эпидемии у КРС. Фактически сертификация является сугубо бюрократической процедурой.

В мировой практике есть примеры стран, где действительно можно работать без сертификации. Более того, обязательной ветеринарной сертификации для молочной продукции нет ни в одной стране мира, включая страны-члены Таможенного союза (куда, кроме России, входит Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия). Это ставит российских переработчиков в менее выгодные условия, считают российские молочники.

Возьмем для примера развитые страны. В ЕС молочные товары при транспортировке в пределах союза не нуждаются в ветеринарных сертификатах. Вместо этого там нашли более простой способ обеспечения безопасности продукции: в товарно-сопроводительные документы вписывают информацию (идентификационные номера) о ветеринарной аттестации производства или поставщика сырья. Если же в регионе свирепствует какая-то болезнь КРС, то сертификат нужен.

У нас выдача сертификата - формальность. Методы исследований не аттестованы, а при неоднократном переоформлении документов неясно, какая местность благополучна по заболеваниям КРС. Благополучие местности подтверждается даже при признании территории неблагополучной. Поэтому не получить сертификат можно по сугубо бюрократической причине, а реальных нарушений по качеству продукции меньше 1%. Например, в 2013 году их было 0,7%. Это не значит, что все производители такие ответственные, а просто проверки формальные.

Для того чтобы получить сертификат, нужно «войти» в систему. Под «входом» для «Меркурия» подразумевают ввод необходимых данных о партии, если это продукция, произведенная в России. Чтобы получить сертификат для импортных товаров, нужно иметь ветеринарный сертификат, выданный в стране происхождения. Система не просто собирает информацию, но и отслеживает ее, чтобы каждый новый сертификат выдавался только при подтверждении всех ранее введенных данных. То есть обмануть систему будет непросто. Если кто-то найдет ошибку в выдаче сертификата, его можно будет моментально отозвать удаленно.

У «Меркурия» есть подсистемы. Главные из них для молочников - это «Склад временного хранения» и «Государственная ветеринарная экспертиза». Первая нужна для сертификации импортируемых грузов, а вторая - сопроводительных документов на товары, перемещающиеся внутри страны.

На словах все красиво и современно, но «Меркурий» ругают за то, что система все еще «сырая». Например, там нет некоторых важных модулей для внесения необходимой информации по сырью и продукции. Поэтому во время запуска пилотного проекта не смогли до конца определить, возможна ли интеграция системы и действующих молочных заводов, и в какие сроки это можно сделать. А в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) сообщали, что в молочной отрасли крайне низкий текущий уровень оснащения автоматизированными системами. Такая же проблема у региональных торговых сетей, не говоря уже о неорганизованной торговле.

Да, Минсельхоз выпустил 17 июля 2014 года приказ № 281. Называется он «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде».

Стоит отметить, что содержание этого документа сильно отличается от версии, которая прошла публичное обсуждение с бизнес-сообществом, а также процедуру оценки регулирующего воздействия. Во время обсуждения представители бизнеса высказывали много предложений, которые могли бы снять возникающие вопросы и опасения.

До сих пор ветеринарные сертификаты в молочной отрасли получали только на сырье. Переработчикам этот документ был не нужен. Однако с введением электронной сертификации предполагалось, что такой документ нужно будет получать и на партии молочной продукции. Это коснется и молока, и сыра, и творога, и сухого молока с маслом. В этом случае функции Роспотребнадзора и Россельхознадзора будут дублироваться. Как они будут решать вопрос разделения своих контрольных и надзорных функций - неизвестно.

Для переработчиков это не только плохо, но часто и невозможно. Дело в том, что для получения сертификата переработчикам надо будет указать источник сырья для каждой партии. Многие переработчики собирают сырое молоко у нескольких производителей. Часто у них сотни поставщиков, а если в регионе сильно фермерское движение, то это сотни мелких фермеров или даже личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Многие регионы стараются поддерживать ЛПХ и фермеров, поэтому переработчики, следуя пожеланиям руководства региона, собирают молоко у таких производителей. Соответственно, возить цистерну для каждого из сотен поставщиков по отдельности невыгодно, и уже на стадии сбора сырья оно смешивается. Получается, что указать источник сырого молока для каждой партии невозможно. Кроме того, партий у заводов очень много, и даже при незначительном количестве поставщиков придется собирать большой объем сертификатов на каждую партию.

Возьмем для примера фуру в 20 т. Это около 130 крупных партий, и на каждую нужен отдельный сертификат. Для доставки по городу используют трехтонные грузовики, в которых 30 партий. Наконец, для получения сертификата надо указать, где будет продаваться товар. Это тоже не всегда известно переработчику.

Это объясняют необходимостью отслеживать движение всей молочной продукции в системе. Переработчики на это отвечают, что сейчас прослеживать путь товара можно и по маркировке, на которой есть дата и время выработки, информация о производственной линии, адрес завода, номер производственной партии и многое другое. На заводах тоже знают, откуда пришло сырье и во что оно переработано. Следить за этим их обязывает специальный документ (п.12 ч.3 ст.10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Это полностью соответствует требованием Таможенного союза и ISO.

Формально - бесплатно. Ради этого электронная сертификация и задумывалась. Но в реальности многим переработчикам придется нанять специального человека (а крупным - даже десятки человек) только для того, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 т/сут. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 млн рублей, что повысит себестоимость производства на 5%.

Если бы все проводилось на бумаге, издержки были бы еще выше. В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 млн сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 млрд рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 млрд рублей.

Перед развертыванием системы электронной сертификации она «обкатывалась» на производителях молока. У переработчиков должны были пройти пилотные проекты на двух заводах, но они были свернуты Минсельхозом. Известно, что сложности в работе с электронной сертификацией для переработки были отражены в многочисленных обращениях переработчиков во все инстанции. Так что да, о всех сложностях чиновникам сообщили.

Возможно - никогда. Введение электронной ветеринарной сертификации на практике отложено на 2018. Но это не значит, что переработчикам в итоге придется заняться бумажной работой. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев уже намекнул, что переработчиков могут освободить от необходимости получать такой документ. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным прежде всего для наших производителей молока», - заявлял министр. При этом он часто отмечал, что само предложение сделать ветеринарную сертификацию обязательной для переработчиков является спорным.

В ожидании согласованной позиции

Участники встречи жаловались на сбои в работе системы «Меркурий», рассказал один из собеседников РБК. По его словам, вице-премьер Козак поддержал предложение вывести из-под действия «Меркурия» переработанную пищевую продукцию, которая не содержит ветеринарных рисков (в частности, готовую молочную и мясную продукцию), и распространить на нее систему маркировки. «Точно известно, что шла речь о молочной продукции», — уточняет другой собеседник РБК, отмечая, что у него нет достоверной информации по другим продуктам.

Участники разговора у Козака ожидают, что будет выпущено протокольное поручение проработать вопрос о пилотном проекте маркировки для переработанной пищевой продукции без ветеринарных рисков, говорит один из источников РБК. Но, уточняет он, соответствующее поручение может исходить только от профильного вице-премьера, курирующего агропромышленный комплекс, то есть от Алексея Гордеева. При этом 29 мая, на следующий день после встречи у Козака, прошло совещание у Гордеева, на котором обсуждалась готовность рынка к внедрению ЭВС, но вопрос маркировки там не поднимался, рассказали два чиновника и подтвердил еще один источник РБК. На совещании у Гордеева Минсельхоз лишь предложил отсрочить введение штрафов за нарушение требований ЭВС. В настоящее время вице-премьеры — Козак и Гордеев — согласовывают свои позиции, утверждает один из собеседников РБК.

Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Согласны на маркировку

Переработчики молока еще в начале весны обратились в Минпромторг и к оператору национальной системы маркировки продукции — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) с предложением участвовать в эксперименте по маркировке при условии отмены ЭВС для готовой молочной продукции, сообщал в апреле газета «Ведомости». Минпромторг, как сообщало издание, включил молочную продукцию в перечень товаров для маркировки, который направил на согласование в правительство (тогда эти вопросы курировал вице-премьер Игорь Шувалов, сейчас возглавляющий ВЭБ).

Зачем нужна маркировка товаров

В целях борьбы с контрафактом и фальсификатом премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать в России Единую национальную систему маркировки продукции. Ее разработкой и внедрением занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Маркировка представляет собой уникальный код, который наносится на каждую единицу товара, а все сведения о товарах поступают в единую информационную систему.

С 12 августа 2016 года в России и странах ЕАЭС введена обязательная маркировка для меховых изделий, в 2017 году был запущен пилотный проект по маркировке лекарств (обязательной она станет с 2020 года), в начале 2018 года — по маркировке табачной продукции, с 1 июня стартовал проект по маркировке обуви.

ЦРПТ принадлежит структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого.

ЦРПТ готов вместе с представителями отрасли провести пилотный проект по маркировке готовой и упакованной молочной продукции, если такое решение будет принято правительством, заявил РБК заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. Более того, ЦРПТ уже сотрудничает с Danone — соглашение о проведении добровольного эксперимента по маркировке готовой продукции было подписано на прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме. Предполагается, что система маркировки и «Меркурий» будут действовать взаимосвязанно, говорит Юсупов. По его словам, «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а ЦРПТ — от завода, когда молоко окажется в упаковке, до прилавка.

Затраты на внедрение маркировки для готовой молочной продукции сопоставимы с расходами на внедрение ЭВС, но риски для бизнеса меньше, говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Ранее Danone , что затраты на ЭВС приведут к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб. — для молока это около 10%. Оценивать затраты на маркировку пока преждевременно, они будут ясны по итогам пилотного проекта с Danone, добавляет Белов.

Представители Danone и PepsiCo (вместе они, по оценке Союзмолока, занимают не менее 15% рынка товарного ​молока) от комментариев отказались.

Война с «Меркурием»

О необходимости введения электронной ветеринарной сертификации производители продуктов питания, прежде всего переработчики молока, и Россельхознадзор спорят уже давно. В ноябре прошлого года Danone и PepsiСo , что из-за «Меркурия» могут возникнуть перебои в поставках молока, а молочная продукция может подорожать примерно на 10%. Оснований для этого нет, отвечали на это в Россельхознадзоре.

Молочный бизнес заинтересован в реализации системы прослеживаемости, но в данный момент столкнулся с техническими трудностями при интеграции системы ЭВС, заявил РБК предправления Союзмолока Андрей Даниленко​. «Мы хотели бы рассмотреть возможность использования системы маркировки как альтернативы ветсертификации для готовой продукции», — отметил он.

Маркировка не решит проблему с прослеживаемостью продукции, категорична Юлия Мелано. Она объясняет, что «маркировка — это просто иное отражение состава продукта на этикетке, она не дает информации о том, на каком поле был выращен продукт или какие антибиотики применялись при его производстве». Производители зачастую обманывают потребителя, фальсифицируя продукт, указывает представитель Россельхознадзора, а при внедрении «Меркурия» будет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т «натурального» сливочного масла, скрыто добавив в продукцию растительные жиры.

По оценкам Россельхознадзора, к переходу на ЭВС готовы 30-50% участников рынка. В ведомстве не считают, что продовольственному рынку грозит коллапс, и перенос сроков внедрения ЭВС категорически не поддерживают, уточняет Мелано. Пик перехода производителей, поставщиков и других участников рынка на ЭВС в Россельхознадзоре ожидают в июне. Те, кто не успеет перейти на ЭВС в установленный срок, могут сделать это и после 1 июля, добавляет Мелано.


Электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли


Закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид был принят в 2015 году и должен вступить в силу в 2018 году. Предстоящее внедрение электронной ветеринарной сертификации вызывает много вопросов со стороны производителей молочной продукции. В рамках конференции «Законы, стандарты, приказы и постановления – что ждет молочную отрасль в ближайшее время?» Власов Николай Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ответил на некоторые из них.

Власов Н. А.: В плане своевременного перехода на систему электронной ветеринарной сертификации ряд предприятий подает большие надежды. Например, Тульский молочный завод сделал всесторонний анализ всех алгоритмов, и мы в своей работе опираемся на эту информацию. Агрофирма «Дмитрова Гора» – предприятие-перфекционист во всех смыслах. Полагаю, что в молокоперерабатывающей отрасли они одними из первых запустят систему электронной ветеринарной сертификации. Еще одно супер продвинутое предприятие – это ГК «Галактика». На предприятии начат интеграционный проект. Причем в плане технологического контроля компания поставила показатели на порядок выше, чем предусмотрено федеральным законодательством. Согласно проекту будет проводиться идентификация не производственной партии, а каждой упаковки. Уже приобретено оборудование, которое встроено на линии розлива и позволяет надежно осуществлять идентификацию каждого пакета молока. Отрадно, что к работе подключаются компания Unilever и Союз мороженщиков. Но общая ситуация с внедрением в молочной отрасли ветеринарной сертификации достаточно печальная.

Вопрос: Вы говорите о том, что этот вид деятельности должны осуществлять ветеринарные врачи. У нас есть еще ветсанэксперты, которых готовят высшие учебные заведения, специалисты по управлению качеством, технологи. Как, на ваш взгляд, могут быть реализованы этими специалистами данные профессиональные задачи?

Власов Н. А.: У нас есть единственная отрасль, где, по международному праву и по внутреннему законодательству, выделяется особая группа специалистов не ветеринарного профиля, которые работают в целях ветеринарии, и это, к сожалению, не молочная, а рыбная промышленность. И называется такой специалист не ветеринаром, а специалистом по болезням рыб. Работа по сертификации готовой молочной продукции, при которой в сертификат вводятся основные данные готовой партии продукции, изначально планировалась как раз для технологов. С этим сертификатом нельзя перемещать и продавать продукцию, но в нем вводятся данные о свойствах продуктов, которые лучше технологов никто не знает.

Что касается подготовки кадров, то мы предлагали сотрудничество давно, и некоторые вузы, в основном ветеринарные, пошли на это. В частности, по теме сегодняшнего нашего разговора – в нескольких вузах изучение вопросов ветеринарной сертификации уже введено как предмет. И учебные пособия есть на эту тему. Если у вузов есть желание сотрудничать, то мы готовы делать все возможное вплоть до разработки с ними курсов лекций и практических занятий.

Вопрос: Понимаю необходимость введения электронной ветеринарной сертификации для продуктов, которые ранее подвергались бумажной ветсертификации. Также понимаю и приветствую электронную ветсертификацию сырого молока – отрасль нуждается в качественном и безопасном сырье. Но какая необходимость введения ветсертификации продукции промышленной переработки? И как вы относитесь к тому, что наши коллеги по таможенному союзу (письмо от 28.10.2016 № 10-270 о перемещении и перевозке продукции животного происхождения внутри подконтрольных республик), не имеющие соответствующих административных барьеров в виде электронной ветсертификации, получат преимущества перед переработчиками РФ? Также есть непонимание структуры ветеринарной службы – кто и за что отвечает?

Власов Н. А.: Мы понимаем, насколько важно, чтобы вся ветеринарная служба страны работала как единая система, и это понимание появляется у руководства страны. В частности, мы имеем поручение президента о разработке законопроекта, который устанавливает контрольные полномочия Россельхознадзора в отношении государственных ветеринарных служб субъектов РФ, а также полномочия Минсельхоза России о назначении главного ветврача региона. Сейчас этот законопроект проходит стадии согласования.

Что касается наших соседей и партнеров по ЕАЭС, то здесь совершенно понятно, что если наши собственные производители выполняют определенные законы, то же самое будет требоваться от любого, кто ввозит продукцию на территорию России. И всю продукцию, которая будет оттуда идти, мы сможем отследить вплоть до фермы, до животного. И. Шувалов заявил нашим соседям по ЕАЭС, что все грузы по территории РФ будут сопровождаться системами ГЛОНАСС и «Платон», а грузы животного происхождения – еще и системой электронной ветеринарной сертификации. Например, Белоруссия копирует и внедряет у себя «Меркурий». В дальнейшем она будет интегрирована в нашу систему.

Введение системы электронной ветсертификации преследует несколько целей. Первая – это обеспечение биологической безопасности. В отношении готовой молочной продукции такая цель не стоит, так как в готовом молочном продукте биологическая безопасность обеспечивается технологией на 99,9 %. Вторая цель – это обеспечение пищевой безопасности, т. е. контроль наличия компонентов неинфекционной природы. В молочной отрасли эта проблема стоит в полный рост. Статистические данные очень плохие. Я понимаю, в какой сложной среде работают молокопереработчики, когда не хватает сырья и нет возможности свободного выбора поставщиков молока. В выигрышной ситуации те, кто создал и имеет свои сырьевые площадки. Третья цель – поддержание в нормальном состоянии конкурентоспособности молочной продукции. Так как в настоящее время нередка ситуация, когда на одной и той же полке лежат настоящие сыры и сыроподобные продукты, в которых молока вообще может не быть, но на которые «непродвинутый» потребитель обратит внимание в первую очередь как на более дешевый продукт. Четвертое – это поддержание экспортного потенциала. Совсем немного молочной продукции вывозиться в страны ЕАЭС, больше, конечно, ввозится. В третьи страны у нас, можно сказать, ничего не вывозится, хотя право экспорта у нас есть в 9 из 10 стран. Чтобы поддерживать экспортный потенциал на высококонкурентных рынках, надо поддерживать соответствующее качество продукта. И еще одна очень важная цель – обеспечение прозрачной деятельности всех действующих предприятий. Система аккумулирует информацию о всех производителях, и проще найти виновного, если обнаружится что-то лишнее в конечном продукте. И, наконец, прозрачность деятельности, созданная цепочкой сертификатов, позволит отделить легальное производство от нелегального, которого, по нашим данным, сейчас немало.

Из пяти целей к молочной отрасли только одна не имеет отношение. Все остальные – в полный рост!

Вопрос: Несмотря на то что сама идея электронной ветсертификации правильная, у многих производителей очень силен внутренний негатив. В нашей области (Ярославская обл. – ред.) ухудшается ситуация в части взаимодействия с ветслужбой. Ветслужба, под прикрытием законодательства, проверяет продукцию на молочных и др. предприятиях и, якобы находя, например, растительные компоненты в молочных изделиях или ГМО-компоненты, заставляет предприятия делать повторные платные аналитические работы. Второе – молочники крайне негативно относятся к наличию антибиотиков в молоке, появление которых возможно еще на стадии лечения коров. Может быть, стоит усилить контроль в этой сфере?

Власов Н. А.: Люди всегда опасаются нового, особенно люди, которые живут в нашей стране и которым за тридцать. Они негативно относятся ко всему новому, что делают власти. Но опасение чего-то нового не надо рассматривать как основание, чтобы ничего нового не вводить. Жизнь меняется, требуются новые решения. Если государство видит вызовы, то оно должно на них реагировать. Решение о введении электронной ветсертификации принято давно. Спорить уже некогда, да и бесполезно. К первому января 2018-го мы должны быть готовы!

Мы прекрасно понимаем, откуда в молоке берутся антибиотики. Это следствие неправильной работы владельцев животных и ветеринарных врачей, которые сопровождают стада. Но по закону молокопереработчики отвечают за наличие антибиотиков в готовом продукте. Соответственно, контролировать поступающее сырье – это необходимость. Либо вы должны так работать с поставщиком сырья и так ему доверять, чтобы не надо было контролировать. Если говорить о контроле с нашей стороны, то мы, например, всего два раза обнаружили примесь сухого молока в сыром молоке. Зато в готовом молоке – количество питьевого молока на полке с примесью сухого составляет 42 %, что запрещено ТР. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях вы работаете. С одной стороны, давят сети, на сети давит потребитель, у которого в кармане ничего нет. С другой стороны, давит отсутствие нормального сырьевого рынка. Но закон есть закон, и он имеет смысл тогда, когда его выполняют.

Мы ведем работу по контролю за применением лекарственных средств. Первый шаг уже сделан – регистрация лекарственных средств. Мы постоянно работаем с ассоциацией производителей лекарственных средств и с ассоциацией фармацевтов. Также мы просим правительство включить лекарственные средства в перечень продуктов, подлежащих ветсертефикации, чтобы была обеспечена прослеживаемость.

Перегибы на местах, конечно, будут. Наша задача – уменьшить количество этих ситуаций. Изменить человеческую природу мы не в силах. Россельхознадзор ввел разные защитные механизмы. Для проведения независимого исследования переработчики могут обратиться в наши лаборатории или лаборатории Ростребнадзора. С таким независимым заключением затем можно оспаривать предыдущее заключение, которое считается несправедливым.

Вопрос: Есть несколько моментов, которые хотелось бы озвучить. Наш молочный завод находится в Красноярском крае. К нам приезжал специалист, который разъяснил методологию работы новой системы. По нашим подсчетам, нам понадобится 5 человек для поддержания работы системы электронной ветсертификации. То есть затраты – значительные. Второй момент – есть опасения, что введение ветсертификации превратится в карательные операции на местах. И еще наше пожелание – учесть момент с оформлением сертификата на транспортную партию. Если Россельхознадзор говорит о том, что транспортной партией признается автомашина, вагон или контейнер, то наше мнение, что сертификат должен выдаваться на всю транспортную партию вне зависимости от даты производства или разновидности одного и того же продукта (йогурт яблочный, персиковый, грушевый и т. д.)

Власов Н. А.: Я сомневаюсь, что возможны и какие-либо карательные меры со стороны Россельхознадзора на местах. У нас все жестко нормировано. Ветсертификацию и контроль осуществляют ветеринарные службы субъектов РФ. Карательные меры могут быть – и будут – приняты только в отношении тех, кто не будет готов к работе в системе электронной ветсертификации. Кто не сможет или не захочет выполнять требования действующего законодательства, тот будет нести ответственность.

Мы предложили редуцировать наказание на стартовый период введения системы: в течение первого полугодия штраф не брать, а выписывать только предписание, далее штрафовать по нарастающим тарифам. Но наше предложение не приняли. Мне бы хотелось, чтобы все понимали, что Россельхознадзор – помощник, а не каратель для тех, кто пытается внедрить электронную ветсертификацию.

Стоимость внедрения информационной системы электронной ветсертификации для некрупного предприятия, по нашим подсчетам, составит от 8 тыс. рублей. Мы имеем и анализируем данные по сотням предприятий, которые уже выполнили информационные проекты. Сейчас много поставщиков. Выбирайте, торгуйтесь. На сегодняшний день один хорошо подготовленный специалист ветслужбы субъекта РФ делает до 36 000 электронных ветсертификатов за неделю, работая в одну смену. Для небольшого молокоперерабатывающего завода (50–70 т/сут) одного нормально подготовленного специалиста хватит на отпуск продукции (на склад и на сертификацию). Если у вас такое предприятие, то ваш выбор – система 1С плюс интеграционный пакет.

Вопрос Сейчас есть четыре вида контролируемых антибиотиков в готовой продукции. В последнее время ветеринары все чаще стали использовать два новых вида антибиотиков (телазин, хеналон). Как результат – в готовой молочной продукции стали обнаруживаться эти виды антибиотиков. Возможно, имеет смысл выработать нормы концентрации для новых антибиотиков, чтобы не было лишнего наказания для производителей молока?

Власов Н. А.: Действительно, у нас сейчас четыре вида антибиотиков, для которых установлены нормы предельно допустимой концентрации в готовом продукте. Все остальные просто запрещены в пределах чувствительности применяемых методов. Какой должен быть уровень толерантности? Точно знаю – не нулевой. Но уровень этот могут установить только медики.

Вопрос: В процессе подготовки к работе в системе «Меркурий» мы столкнулись с разными техническими вопросами. Есть ли какая-то проектная группа, которая может отвечать на разные технические вопросы? Сети торопят нас. Например, Х5 Retail Group требует начала работы в системе в тестовом режиме с 1 ноября.

Власов Н. А.: Мы планируем запустить работу call-центра, чтобы оперативно отвечать на вопросы, касающиеся внедрения электронной системы ветеринарной сертификации. Интересно, что еще в недавнем прошлом ретейл был категорическим противником введения системы ветсертефикации. Сейчас же, поняв свои выгоды, торговые предприятия стали нашими союзниками и драйверами всего этого процесса. Сети будут подталкивать переработчиков к внедрению системы, а вы – переработчики –должны, в свою очередь, подталкивать ваших поставщиков сырья.

Похожие публикации